Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское
Методические указания
для обучающихся
к практическим занятиям
по дисциплине ОП.01 «Экономические и организационно – правовые основы усадебного хозяйства»
по профессии: 35.01.23. «Хозяйка(ин) усадьбы»
Для студентов очной формы обучения
с. Сосновское– 2020
Одобрена цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин
протокол № ____ от «___» ______ 202__ г. |
|
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.01.23. «Хозяйка(ин) усадьбы»
|
Председатель ЦМК
____________ Н.А.Андрусенко
|
|
Заведующий учебной частью _______________ Н.Б. Троян
|
Методист ______________ Е.А.Фоменко
Организация-разработчик: ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Разработчик: Опаец Е.В., преподаватель ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Рекомендована учебно-методическим советом БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» ____________ 202_ г.
© Сибирский профессиональный колледж
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические указания по выполнению практических работ ОП.01
«Экономические и организационно – правовые основы усадебного хозяйства» разработаны в соответствии с рабочей программой. Содержание
методических указаний по выполнению практических работ по дисциплине ОП.01
«Экономические и организационно – правовые основы усадебного хозяйства» соответствует требованиям Федерального государственного
стандарта среднего профессионального образования.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение ОП.01 «Экономические и организационно – правовые основы усадебного хозяйства» студентами предусмотрено аудиторных занятий 36 часа, из них практических занятий – 16 часов. Пособие включает 8 практических работ по темам ОП.01 «Экономические и организационно – правовые основы усадебного хозяйства». Каждая практическая работа содержит сведения о цели ее проведения и практическом использовании результатов исследования, о необходимых для проведения работы материалах, включает описание работы и нормативные данные об материалах.
Обучающиеся должны изучить дисциплину, учитывая опыт работы передовых предприятий. Особое внимание должно быть уделено приобретению знаний и практических навыков в проведение расчетов, направленных на ускорения роста эффективности общественного производства, увеличение объёма выпускаемой продукции, снижение трудовых и материально-денежных затрат на её производства, повышение производительности труда, повышение уровня рентабельности производства. При подготовке к работе обучающийся должен изучить методику выполнения задания, знать ответы на конкретные вопросы при допуске к работе.
Выполнение задания и выводы по результатам данных таблиц и расчетов проверяет преподаватель и при необходимости проводит собеседование.
Цель практических занятий по предмету: «Экономические и правовые основы производственной деятельности», состоит в том, чтобы закрепить теоретические знания, получить практические навыки в экономических расчетах и научиться пользоваться справочной и нормативной литературой.
Практическая работа проводится в учебных кабинетах. Обучающиеся получают необходимые материалы и приступают к выполнению работы. По окончанию работы, преподаватель отмечает качество выполнения. В конце работы обучающиеся убирают рабочее место. Преподаватель подводит итог практической работы, отмечая положительные стороны и типичные ошибки.
Практические занятия направлены на приобретение профессиональных и общих компетенций в соответствии с ФГОС по профессии 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации.
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1 |
Планировать животноводческие работы в сельской усадьбе |
ПК 1.2 |
Выполнять механизированные и немеханизированные работы по уходу за сельскохозяйственными животными в сельской усадьбе. |
ПК 1.3 |
Вести технологический процесс приготовления и раздачи кормов с использованием сельскохозяйственных машин и оборудования. |
ПК 1.4 |
Осуществлять доение коров с соблюдением необходимых зоогигиенических и ветеринарных требований. |
ПК 1.5 |
Проводить подготовку продукции животноводства к реализации или использованию. |
ПК 1.6 |
Осуществлять переработку молока в сельской усадьбе. |
ПК1.7 |
Осуществлять переработку мяса в сельской усадьбе. |
ПК2.1 |
Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике. |
ПК2.2 |
Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями. |
ПК2.3 |
Проводить уборку и первичную обработку урожая сельскохозяйственных культур. |
ПК2.4 |
Хранить продукцию растениеводства в сельской усадьбе. |
ПК2.5 |
Проводить подготовку продукции растениеводства к реализации или использованию. |
ПК2.6 |
Заготавливать плоды, ягоды, овощи, грибы. |
ПК3.1 |
Составлять однодневный и перспективный заказ на продукты в соответствии с потребностями лиц, проживающих в сельской усадьбе |
ПК3.2 |
Подготавливать к работе и убирать рабочее место, помещение, оборудование для приготовления пищи |
ПК3.3 |
Выбирать и обрабатывать качественное сырье для приготовления пищи и напитков средней сложности с учетом их энергетической ценности. |
ПК3.4 |
Приготавливать горячие, холодные блюда, закуски, напитки и изделия из теста. |
ПК3.5 |
Порционировать и подготавливать блюда для подачи. |
ПК3.6 |
Готовить помещение для приема пищи, сервировать стол. |
ПК4.1 |
Проводить учет объема готовой продукции, расходов сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в сельскохозяйственном производстве сельской усадьбы. |
ПК4.2 |
Проводить учет приобретенной продукции по отраслям. |
ПК4.3 |
Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность сельской усадьбы. |
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3 |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 |
Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
ОК 8 |
Осуществлять денежные операции. |
ОК 9 |
Добиваться соблюдения своих социально-трудовых прав в рамках закона. |
ОК 10 |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
В методических разработках к практическим занятиям указаны цели работы, оборудование и литература, необходимые для проведения практического занятия. Даны мет, критерии оценки.
Практическое работа №1.
Код |
Наименование результата обучения |
У 1 |
Определять организационно- правовую форму сельской усадьбы, основные направления ее деятельности |
У 2 |
Ориентироваться в вопросах организации труда в растениеводстве и животноводстве |
Практическое занятие № 1
Тема: Сельскохозяйственная
отрасль в рыночной экономике
Цель: формирование представление о роли и значении отрасли в рыночной экономике, изучение классификации отраслей промышленности и промышленных предприятий, состава внутренней и внешней среды организации
Вид занятия: работа в малых группах, направляемая дискуссия путем взаимного обмена мнениями.
Ключевые понятия: отрасль, отрасли материального производства, отрасли нематериального производства, отраслевая структура промышленности, предприятие, внутренняя среда организации, внешняя среда организации.
1. Вопросы для обсуждения темы:
1 Понятие отрасли, отраслевой
структуры, показатели, применяемые для анализа отраслевой структуры.
2 Классификация отраслей народного хозяйства.
3 Понятие предприятия, цели и задачи функционирования предприятия.
4 Основные признаки классификации предприятий.
2. Самостоятельная работа обучающихся на занятии под руководством преподавателя:
Решение задач
Задача 1
Определить показатели, характеризующие отраслевую структуру, исходя из данных
таблицы
Объем валовой продукции, млн. р.
Год Отрасль А Отрасль Б
Базисный 4 572 143
Отчетный 4 695 154
Задача 2
В составе отрасли А выделяется четыре специализированные подотрасли. Общий
Объем производства в отрасли А в отчетном году составил 13,5 млрд. р. , в
плановом году 14,4 млрд. р. 3. На основании данных таблицы определить:
структуру производства в отрасли А в плановом году; Объемы производства в
специализированных подотраслях в отчетном и плановых годах.
Подотрасль Структура производства в отрасли А в отчетном году, %
Коэффициент опережения 1 33,5 096 2 28,3 1,10 3 21,5 1,01 4 16,7 0,90
Задача 3
Определить показатели, характеризующие отраслевую структуру, исходя из данных
таблицы.
Объем валовой продукции, млн. р.
Год Отрасль А Отрасль Б
Базисный 2 672 63
Отчетный 2 921 70
3. Самостоятельное задание во внеучебное время (домашнее задание)
Решение задач
Задача 4
Отрасль А состоит из трех специализированные подотраслей. Общий объем
производства в отрасли А в базисном году составил 10,8 млрд. р., в плановом
году 11,3 млрд. р.
На основании данных таблицы определить: структуру производства в отрасли
А в плановом году; объемы производства в специализированных подотраслях в
отчетном и плановых годах.
Подотрасль Структура производства базисномгоду, %
Коэффициент опережения 1 50 0,9 2 20 1,1 3 30 1,1
Задача 5
Используя данные таблицы, определить для отрасли А, входящей в состав
межотраслевого комплекса, показатели, характеризующие отраслевую ее
структуру.
Объем валовой продукции, млн. р.
Год Межотраслевой комплекс Отрасль Б
Базисный 600 400
Отчетный 625 418 4
Вопросы, изучаемые к следующему занятию:
1 Предпринимательская деятельность и ее виды.
2 Понятие юридического лица и их классификация.
3 Организационно-правовые формы коммерческих организаций и их основные отличия.
4. Задание для самоконтроля
1. Выделите группу отраслей, относящихся к обрабатывающим:
А) металлургическая, химическая, мясная, молочная
Б) металлургическая, приборостроительная, химическая, мясная, молочная,
торфяная
В) металлургическая, приборостроительная, легкая, гидроэнергетика, торфяная
2. К сфере материального производства относятся предприятия:
А) черной металлургии, энергетики, машиностроения
Б) здравоохранения, просвещения, учреждения культуры
В) пассажирского транспорта, связи, обслуживающие население
Г) туризма, физической культуры, общественного питания
3. Отраслевую структуру характеризует показатель:
А) производительность труда
Б) темп роста продукции
В) коэффициент опережения
Г) фондоотдача
4. Предприятие относится к определенной отрасли, исходя из однородности:
А) выпускаемой продукции
Б) структуры управления
Г) размера предприятия
Д) потребителей продукции
5. Предприятие – это:
А) хозяйствующая единица
Б) хозяйствующий субъект
6. Укажите основную цель функционирования организации в условиях рынка:
А) получение прибыли и ее максимизация
Б) повышение заработной платы работникам
В) выход на мировой рынок
Г) максимальное удовлетворении общественных потребностей 5
Критерии оценки практического задания
Оценка |
Практическое задание |
5 (отлично) |
Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. |
4 (хорошо) |
Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования к оценке "5", но допущены 2-3 недочета. |
3 (удовлетв.) |
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. |
2 (неудовл.) |
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;. |
Список литературы
Основная
1. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров /
М.Д. Магомедов, Е.Ю. Алексейчева, И.Б. Костин. – М.: Дашков и К0, – 2013. –
292 с. – http://www.knigafund.ru/books/170769
2. Экономика организаций (предприятий) / И.И. Веретенникова, И.В.
Сергеев. Под ред. И.В. Сергеева. – М. КНОРУС, 2015. – 777 с. –
http://www.book.ru/book/918460
3. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.:
ЮНИТИ-
Разработано _______________ Е.В.Опаец «_____»__________202___г.
Практическая работа №.2 Организация и формирование различных видов
сельхозпредприятий
Цель: Изучить организационно-правовые формы предприятий в Гражданском Кодексе РФ.
Пособия для работы: Гражданский Кодекс РФ.
Порядок выполнения:
1.Изучите организационно-правовые формы предприятий в Гражданском кодексе РФ.
2.После изучения ГК РФ заполните таблицу по следующей форме.
№ п/п |
Организационно-правовые формы |
Учредители |
Источники образования |
Ответственность по обязательствам |
Дополнительные сведения |
1. |
Индивидуальный предприниматель |
|
|
|
|
2. |
Полное товарищество |
|
|
|
|
3. |
Общество с ограниченной ответственностью |
|
|
|
|
4. |
Открытое акционерное общество |
|
|
|
|
5. |
Государственные и муниципальные унитарные предприятия |
|
|
|
|
Вопросы для закрепления:
Какой документ подтверждает деятельность индивидуального предпринимателя?
С какого момента ООО приобретает статус юридического лица?
Порядок выполнения:
1.Изучите особенности деятельности п.о.п. различных типов и классов.
2.После изучения установите идентифицирующие признаки п.о.п. различных типов и классов и заполните таблицу.
Идентифицирующие признаки |
|||||||
Наименование п.о.п.(основные типы и классы) |
Ассортимент продукции |
Материально-техническая база |
Методы обслуживания |
Качество обслуживания |
Номенклатура предостав-ляемых услуг |
Квалификация персонала |
Примеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы для закрепления:
Перечислите методы обслуживания на п.о.п. различных типов и классов.
Какие услуги, кроме услуги питания, оказывают на п.о.п.?
Литература:
Основная
1. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров /
М.Д. Магомедов, Е.Ю. Алексейчева, И.Б. Костин. – М.: Дашков и К0, – 2013.
– 292 с. – http://www.knigafund.ru/books/170769
2. Экономика организаций (предприятий) / И.И. Веретенникова, И.В.
Разработано _______________ Е.В.Опаец «_____»__________202___г.
Практическая работа № 3 Стратегия поведения сельхозпредприятий на
рынке
Цель: 1. Закрепить теоретические знания на практике.
2. Научиться разрабатывать макро- и микросреду фирмы.
Материальное обеспечение: Инструкция, конспект лекций по дисциплине «Маркетинг».
Теоретические положения:
Окружающая среда маркетинга - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия или вместе с ним и влияющих или имеющих возможность влиять на его рыночную деятельность.
Макросреда предприятия – внешние факторы, оказывающие влияние на микросреду в целом (демографическая, культурная, технологическая, экономическая, политическая и правовая среда).
Микросреда предприятия - состоит из субъектов, с которыми компании приходится взаимодействовать в процессе своей работы (поставщики, посредники, общественность, конкуренты, покупатели).
Задание:
Укажите факторы маркетинговой среды, которые могут влиять на работу организации.
1. Сельскохозяйственный кооператив работает в условиях жёсткой конкуренции регионального рынка. Специализация кооператива – растениеводство, хозяйство находится в зоне рискованного земледелия. Потребителями продукции являются коммерческие предприятия и государственные организации. Кооператив имеетподдержку от местных органов власти.
Укажите факторы маркетинговой среды, которые могут влиять на работу организации.
2. Завод производит сельскохозяйственное оборудование. Он имеет многолетнюю историю, торговая марка предприятия известна далеко за пределами его региона. У предприятия налажены стабильные связи с поставщиками и потребителями-организациями. Несмотря на минимум конкурентов, сбыт продукции не достаточно интенсивный из-за низкой покупательской способности конечных потребителей.
Заполните таблицу по заданию 1,2
Факторы микросреды
Факторы макросреды
Внутренние факторы
3. Перечислите контролируемые и неконтролируемые факторы маркетинговой среды предприятия.
ОАО «…» является одним из ведущих операторов сотовой связи в России, представляющим свои услуги под семейством торговых марок «Билайн», одной из наиболее популярных торговых марок в России. Сеть «Билайн» является лидером по количеству охваченных регионов России, а также предоставляет услугу международного роуминга во многих странах мира. Основными преимуществами тарифных планов «Билайн GSM» являются: 2 2 льготные цены на звонки внутри сети, бесплатное подключение, международный и междугородний доступ и т.д. Спектр услуг постоянно расширяется.
Заполните таблицу по заданию 3
Контролируемые факторы
Неконтролируемые факторы
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое внешняя и внутренняя среда предприятия.
2. Для чего необходимо изучать микро и макро среду.
Литература
1.Учебник «Основы экономической теории» - М.: Финансы и статистика, 2010 стр. 259-26
Разработано _______________ Е.В.Опаец «_____» __________202___г
Практическая работа № 4. Определение материальной ответственности работодателей и работников.
Приобретаемые навыки и умения
Решение: а) ситуаций по теме: «Материальная ответственность
сторон трудового договора».
б) теста по теме: Материальная ответственность
сторон трудового договора».
Время выполнения работы – 90 минут
Проверяемые результаты обучения: У1,У2,У3,З1,З2,З3,З4,З5
Цель практической работы: обобщение и закрепление полученных теоретических знаний, формирование умений применять полученные знания на практике.
Задачи:
- систематизация теоретических понятий по рассматриваемой теме на основании материала урока;
- выполнение практических заданий, направленных на формирование аналитического мышления;
Обеспечение урока: 1. Дидактический материал по уроку-кейс ситуации
2. Учебные пособия
Вопросы для обсуждения: 1. Что понимается под материальной ответственностью?
2. Дайте определение следующим понятиям:
а/ полная материальная ответственность это –
б/ ограниченная материальная ответственность это–
в/ индивидуальная материальная ответственность это –
г/ коллективная материальная ответственность это–
3.Зачем вообще заключаются договоры о материальной
ответственности?
Ход выполнения заданий:
1. Решить правовые задачи на основе изученного теоретического материала:
1.1.Ученик на практике сжёг котлеты. Кто будет отвечать за нанесённый ущерб, в полном размере или частично?
1.2.Обычному повару поручили получить на мясокомбинате по накладной мясо, копчёности и колбасу на сумму 137000 рублей. Какой документ должны ему ещё выписать, чтобы доверить такие ценности?
1.3.За какие ценности в ресторане будет отвечать кладовщик, приведите 5 примеров. Договор, о какой материальной ответственности с этим работником заключается?
1.4.С какими работниками договор о материальной ответственности не заключается:
а/ с кассиром
б/ с буфетчицей
в/ с учеником
г/ с уборщицей
д/ с официантом
е/ с кухонной работницей
ж/ с выпускником техникума
з/ с директором кафе
1.5.Если ночью прорвало трубу отопления в овощном складе и затопило продукты, кто будет материально отвечать за ущерб?
1.6.В ресторане работает 2 смены поваров по 3 дня. Каждая смена состоит из 5-ти поваров. С каждой сменой заключена бригадная материальная ответственность. В одной из бригад случилась кража продуктов. Кто и в каком размере будет возмещать ущерб?
1.7. Зачем проводятся внеплановые инвентаризации (ревизии) при бригадной материальной ответственности?
1.8.В столовую поступили продукты. Кто будет проверять их количество и качество, и подписывать фактуру на продукты при бригадной материальной ответственности?
1.9.Работодатель, обнаружив ущерб, причинённый ему работником, возложил на работника обязанность возмещения ущерба, не разобравшись до конца в обстоятельствах сложившейся ситуации. Работник посчитал свои права нарушенными.
Дать объяснения, ссылаясь на ТК РФ.
1.10. Являясь материально-ответственным лицом по договору. Написал заявление об увольнении по собственному желанию с просьбой назначить материально
ответственное лицо для передачи материальных ценностей.
Имеет ли право работодатель на выдать мне трудовую книжку, если за 2 недели отработки не была проведена инвентаризация (не по моей вине, например, не нашлось человека, которому можно передать эти материальные ценности)?
2. Тест: «Материальная ответственность сторон трудового договора"
Выберите правильный ответ:
1. В каком случае работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок?
а) порчи средств индивидуальной защиты по его вине;
б) отстранения от работы за несоблюдение требований охраны труда;
б) отстранения работника от работы по причине непредставления работодателем средств индивидуальной защиты.
2. Работодатель , причинивший ущерб имуществу работника , возмещает этот ущерб:
а) в полном объеме;
б) в частичном объеме;
в) в половинном объеме.
3. В какой срок работодатель обязан рассмотреть заявление работника о возмещении ему ущерба?
а) в пятидневный срок;
б) в частичном объеме;
в) в половинном объеме.
4. Что должен указать или предоставить член коллектива для освобождения от материальной ответственности ?
а) отсутствие своей вины;
б) справку о медицинском осмотре;
в) средний заработок.
5. Материальная ответственность может конкретизироваться:
а) коллективным договором;
б) трудовым договором ;
в) нормативно-правовыми актами.
6. При взыскании ущерба в судебном порядке степень вины каждого члена коллектива определяется:
а) руководителем организации
б) органом МСУ;
в) судом.
7. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не несет за собой освобождения от:
а) материальной ответственности;
б) выплаты заработной платы;
в) предоставления отпуска.
8. За причинный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего:
а) среднемесячного заработка;
б) среднедневного заработка;
в) среднегодового заработка.
9. Работник в возрасте до 18 лет несет полную материальную ответственность за:
а) неумышленное причинение ущерба;
б) ущерб , причиненный в рабочем порядке по вине работодателя;
в) ущерб , причиненный в состоянии алкогольного опьянения.
10. Подлежат ли взысканию неполученные доходы ?
а) частично;
б) нет;
в) да.
11. Подлежит ли взысканию с работника упущенная выгода?
а) подлежит взысканию;
б) подлежит в отдельных организациях;
в) нет , не подлежит.
12. В каких случаях возлагается на работника материальная ответственность в полном размере?
а) умышленного причинения ущерба;
б) недостачи ценностей;
в) разглашения сведений;
г) во всех перечисленных случаях.
13. Письменные договоры о полной индивидуальности или коллективной материальной ответственности заключаются с работниками , достигшими возраста:
а) 16 лет;
б) 18 лет;
в) 20 лет.
14. Материальная ответственность сторон трудового договора наступает за:
а) вознаграждение;
б) труд;
в) ущерб.
15.За ущерб на производстве работники несут:
а) гражданскую ответственность;
б) материальную ответственность;
в) уголовную ответственность.
16. При добровольном возмещении ущерба степень вины каждого определяется:
а) соглашением;
б) уставом;
в) трудовым договором.
17. Трудовым договором или письменным соглашениями может конкретизироваться:
а) уголовная ответственность;
б) материальная ответственность;
в) административная ответственность.
18. Материальная ответственность возмещается:
а) в ограниченном размере;
б) в полном размере;
в) оба варианта верны
19. Увольнение работника , причинившего ущерб влечет за собой освобождение от материальной ответственности:
а) нет;
б) указывается в договоре;
в) да.
20. Как исчисляется размер ущерба ?
а) по курсу доллара;
б) по рыночным ценам;
в) по курсу рубля.
21. Кому направляется заявление работника о возмещении ущерба?
а) директору;
б) работодателю;
в) губернатору.
Проверка результатов работы.
Закрепление.
1.Перечислите виды материальной ответственности сторон трудового договора.
2.Охарактеризуйте материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю
3.Охарактеризуйте материальную ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Оценка |
Практическое задание |
5 (отлично) |
Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. |
4 (хорошо) |
Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования к оценке "5", но допущены 2-3 недочета. |
3 (удовлетв.) |
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. |
2 (неудовл.) |
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;. |
Литература
Гвоздева Т.В. Проектирование информационных систем: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 508 с
Разработано _______________ Е.В.Опаец «_____»__________202___г.
Практическая работа № 5 Основные экономические показатели и их
Расчет суммы и уровня издержек производства и обращения (расходов на продажу) по статьям и по предприятию в целом
Продолжительность занятия 2 часа
Цель: Овладение методикой расчета расходов на продажу
Контрольные вопросы:
1. Что такое издержки производства и как они классифицируются
2. Дайте определение издержкам обращения, какие издержки обращения вам
известны, в чем их отличительные особенности
3. Как прогнозируются издержки производства и обращения
Издержки производства – совокупные затраты живого труда и овеществленного труда на производство продукта.
Издержки производства представляют собой производственные затраты на покупку средств производства и оплату рабочей силы. Издержки производства показывают себестоимость продукции. Действительная стоимость товара определяется всеми затратами труда на его производство. Количественно издержки производства отличаются от стоимости на величину прибавочной стоимости. Результат производства определяется разницей между выручкой предпринимателя и издержками производства. В основе анализа процесса капиталистического воспроизводства лежит разграничение издержек производства как затрат труда, равных (c+v+m) и как затрат капитала, равных (c+v).
Издержки производства образуют действительную стоимость товара для производителя, выступают базой для определения исходной цены продажи – цены предложения. На практике издержки производства исчисляются:
· средние издержки (они определяются делением общей суммы издержек производства на количество произведенных единиц товара;
· приростные (предельные) издержки, т.е. дополнительные издержки, обусловленные производством дополнительной единицы продукта более дешевым способом;
· валовые издержки – совокупность всех денежных затрат на производство данного товара (услуги), в валовые издержки включаются издержки постоянные и переменные.
В нашей стране для определения издержек производства применяется категория себестоимости продукции.
Издержки обращения – совокупные затраты живого и овеществленного труда, связанные с процессом обращения товаров, выраженные в денежной форме. Издержки обращения, исходя из их участия в образовании стоимости товара, делятся на две группы.
· Чистые издержки обращения – обусловленные актом купли-продажи, сменой форм собственности в процессе реализации товаров. Они имеют непроизводительный характер. К чистым издержкам обращения относятся расходы на содержание продавцов, торговых агентов, торговых контор, на рекламу товаров, на ведение бухгалтерии, а также канцелярские расходы. Работники, занятые в сфере собственно обращения, не создают ни стоимости, ни прибавочной стоимости. Чистые издержки обращения возмещаются из совокупной прибавочной стоимости, созданной в производстве.
· Дополнительные издержки обращения связаны с процессом продолжения производства в сфере обращения, носят производительный характер и, следовательно, увеличивают стоимость товара и создают прибавочную стоимость. Они состоят из затрат на заготовку, транспортировку, доработку, хранение и фасовку.
Издержки обращения потребителей (покупателей) могут включать уплату таможенных пошлин, почтовых сборов и налогов; расходы на открытие аккредитивов; предоставление банковских гарантий и другие банковские операции; расходы на привлечение товарных экспертов; представительские и другие расходы. Эти процессы ведут к увеличению издержек обращения. При переходе к рыночной экономике в нашей стране указанные расходы будут увеличиваться, поскольку возникнут новые формы обслуживания покупателей, расширится сфера посреднических услуг, маркетинга, рекламы и др.
F=TC при Q=0
VC=TC-FC
MC=VCn+1 – VCn,
где TC – общие затраты предприятия, тыс.руб.;
VC – переменные затраты предприятия, тыс.руб.;
MC – предельные затраты предприятия, тыс.руб.
Задача №1
В таблице показана зависимость общих затрат предприятия от выпуска продукции. Рассчитайте постоянные, переменные и предельные затраты.
Q |
TC |
FC |
VC |
MC |
0 |
60 |
|
|
|
1 |
140 |
|
|
|
2 |
180 |
|
|
|
3 |
240 |
|
|
|
4 |
420 |
|
|
|
Задача №2
Функция общих затрат фирмы имеет вид:
TC = 100Q - 2Q + 0,04Q
Определить величину предельных затрат фирмы при Q=12 единиц
Задача №3
Построить кривые среднего и предельного продукта труда и определить размер выпуска на единицу труда в точке пересечения кривых при фиксированных капитальных вложениях. Исходные данные:
Затраты труда, ед. |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
Объем выпуска продукции, ед. |
10 |
30 |
60 |
80 |
95 |
108 |
112 |
112 |
108 |
100 |
Задача №4
В таблице показана зависимость общих затрат предприятия от выпуска продукции. Рассчитайте постоянные, переменные и предельные затраты.
Q |
TC |
FC |
VC |
MC |
0 |
95 |
|
|
|
1 |
160 |
|
|
|
2 |
190 |
|
|
|
3 |
340 |
|
|
|
4 |
495 |
|
|
|
Задача №5
Функция общих затрат фирмы имеет вид:
TC = 2Q + 0,04Q
При каком значении Q средние общие затраты достигнут минимума
Изобразите кривые ATC, AVC, MC графически
Задача №6
Построить кривые среднего и предельного продукта труда и определить размер выпуска на единицу труда в точке пересечения кривых при фиксированных капитальных вложениях. Исходные данные:
Затраты труда, ед. |
15 |
20 |
30 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
Объем выпуска продукции, ед. |
20 |
30 |
70 |
80 |
85 |
100 |
120 |
125 |
130 |
140 |
Задача №7
Найти величину совокупного продукта, если известны:
Затраты рабочего времени, час |
1 |
2,5 |
3 |
4 |
5,5 |
6 |
7 |
Совокупный продукт, ед. |
2 |
3,5 |
5 |
7 |
4,5 |
3 |
1 |
Тема программы: Основные понятия в области контроля качества
продукции, нормативно-правовая база, показатели и методы идентификации
Тема практической работы: Безопасность пищевых продуктов
Цель работы: Ознакомиться с основным документом, регламентирующим требования к безопасности пищевых продуктов
Наглядные пособия: СанПиН 2.3.3.2.1078-01; учебное пособие Радченко Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания, 2012.
Содержание занятия:
1.Проблема безопасности пищевого сырья и продуктов питания.
2.Ознакомление с документами, регламентирующими требования к безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.
3.Работа с СанПиН 2.3.3.2.1078-01 по группам пищевых продуктов.
Теоретическая часть:
Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений, определяемое соответствием пищевой продукции требованиям санитарных правил и норм, и гигиенических нормативов.
Безопасность пищевых продуктов - одна из важнейших гигиенических проблем. Эта проблема стала актуальной в последние 15 -20 лет, это связано с тем, что на нашем потребительском рынке наблюдается массовое поступление зарубежных пищевых продуктов, изменяются технологии производства, условия хранения и реализации; внедряются новые технологии, используются новые виды химических веществ, увеличивается их количество вносимое в пищу; особую опасность представляет загрязнение пищевых продуктов обусловленное экологическим неблагополучием окружающей среды.
По данным зарубежных ученых с пищей в организм человека поступает 30-80 % загрязнений.
В настоящее время в развитых странах Запада действует Кодекс Алиментариус, представляющий собой комплекс законодательных актов о составе, свойствах и качестве пищевых продуктов. Для обеспечения гарантированной безопасности продуктов питания создана и действует на перерабатывающих предприятиях промышленно развитых стран система анализа опасностей по критическим контрольным точкам (НАССР), которая предусматривает систему контроля за качеством при производстве пищевых изделий по уровню критериев риска. Эту систему анализа опасностей по критическим точкам также называют технологией по безопасности получаемой продукции.
Различные опасности, связанные с пищевыми продуктами, объединяют в несколько групп. Оценка риска в каждой группе включает три основных критерия: тяжесть, частоту встречаемости и время наступления отрицательного эффекта. Тяжесть опасности характеризует тип вызываемого эффекта, изменяющегося от слабо выраженного и временного дискомфорта до более серьезных, но обратимых последствий; или необратимых последствий, включая смерть. Виды опасностей неравноценны по степени риска, распределяясь в группы - от максимального до минимального риска:
1) опасности микробного и вирусного происхождения;
2) опасности, связанные с недостатком или избытком питательных веществ в рационе человека;
3) опасности, связанные с загрязнением пищевых продуктов из внешней среды чужеродными соединениями;
4) опасности естественного происхождения, обусловленные особенностями химического состава природного сырья;
5) опасности, связанные с социальными токсикантами: курение, алкоголь, наркотики;
6) опасности пищевых добавок, применяемых в технологии получения пищевых продуктов.
В Российской Федерации с учетом международного и отечественного опыта экологии питания, на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ и положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г № 554 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов СанПиН 2.3.2.1078-01».
Ход работы:
Работа выполняется группами по 2 человека.
Пользуясь СанПиН 2.3.2.1078-01, согласно варианта, выписать определяемые показатели безопасности (токсичные элементы, антибиотики, пестициды и радионуклиды, микробиологические показатели) и допустимые уровни.
Таблица. Группы продуктов
Вариант |
Индекс, группа продуктов |
1 |
1.1.1. Мясо, в том числе полуфабрикаты, парные, охлажденные, подмороженные, замороженные (все виды убойных, промысловых и диких животных) |
1.6.1 Свежие и свежемороженые овощи, картофель, бахчевые, фрукты, ягоды, грибы. |
|
2 |
1.1.2. Субпродукты убойных животных охлажденные, замороженные (печень, почки, язык, мозги, сердце), шкурка свиная, кровь пищевая и продукты ее переработки |
1.6.2. Сухие овощи, картофель, фрукты, ягоды, грибы |
|
3 |
1.1.3. Жир - сырец говяжий, свиной, бараний и др. убойных животных (охлажденный, замороженный), шпик свиной и продукты из него |
1.6.3. Консервы овощные, фруктовые, ягодные |
|
4 |
1.1.4. Колбасные изделия, продукты из мяса всех видов убойных животных, кулинарные изделия из мяса |
1.6.4. Консервы грибные |
5 |
1.1.5. Продукты мясные с использованием субпродуктов (паштеты, ливерные колбасы, зельцы, студни и др.) и крови. |
1.6.5. Соки, нектары, напитки, концентраты овощные, фруктовые, ягодные … |
|
6 |
1.1.6. Консервы из мяса, мясорастительные |
1.6.6. Джемы, варенье, повидло, конфитюры, плоды и ягоды протертые или дробленые с сахаром и др. плодово-ягодные консервы с сахаром |
|
7 |
1.1.7. Консервы из субпродуктов, в том числе паштетные (все виды убойных и промысловых животных) |
1.6.7. Овощи и фрукты, грибы соленые, маринованные, квашенные, моченые. |
|
8 |
1.1.8. Мясо сублимированной и тепловой сушки. |
1.6.8. Специи и пряности сухие. |
|
9 |
1.1.9. Мясо птицы, в том числе полуфабрикаты, охлажденные, подмороженные, замороженные (все виды птицы для убоя, пернатой дичи. |
1.6.9. Орехи |
|
10 |
1.1.10. Субпродукты, полуфабрикаты из субпродуктов птицы. |
5.6.10. Чай (черный, зеленый, плиточный) |
|
11 |
1.1.11. Колбасные изделия, копчености, кулинарные изделия с использованием мяса птицы. |
1.7.1. Семена масличных культур (подсолнечника, сои, хлопчатника, кукурузы, льна, горчицы, рапса, арахиса). |
|
12 |
1.1.13. Консервы птичьи (из мяса птицы и мясорастительные в т.ч. паштетные и фаршевые) |
1.7.2. Масло растительное (все виды) |
|
13 |
1.1.15. Яйца и жидкие яичные продукты (меланж, белок, желток). |
1.7.3. Продукты переработки растительных масел и животных жиров, включая жир рыбный (маргарины, кулинарные жиры, кондитерские жиры, майонезы, фосфатидные концентраты). |
|
14 |
1.2.1. Молоко, сливки сырые и термически обработанные, пахта, сыворотка молочная, жидкие кисломолочные продукты, в т.ч. йогурт, сметана, напитки на молочной основе. |
1.7..6. Масло коровье. |
|
15 |
1.2.2. Творог и творожные изделия, продукты пастообразные молочные белковые. |
1.8.5. Напитки безалкогольные, в том числе сокосодержащие и искусственно минерализованные. |
Вопросы для контроля знаний:
1. Какие виды опасностей пищевых продуктов Вы знаете?
2. Каким документом регламентируются требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов?
Норма времени: 2 часа;
Формат выполненной работы: ответы в тетради для практической работы;
Критерии оценки: правильность ответов, выполнение методических указаний, аккуратность;
Контроль выполнения: проверка ответов на вопросы, обсуждение на уроке.
Разработано _______________ Е.В.Опаец «_____»__________202 г
Практическая работа №.7 Изучение законодательных документов
Изучение
порядка проведения сертификации продукции и правил заполнения сертификата
соответствия
Цель работы. Ознакомление с порядком проведения сертификации
продукции. Овладение умением анализировать порядок заполнения бланков
сертификатов соответствия.
Продолжительность работы: 2 часа
Формирование:
Знаний:
- правовых основ стандартизации и сертификации, отечественных и международных стандартов
и нормы в области технологии общественного питания;
- о целях и принципах сертификации, схемах
сертификации;
- о функциях органов по сертификации в РФ;
- о законодательной базе обязательной и
добровольной сертификации;
Умений:
- применять стандарты и другие нормативные
документы при оценке, контроле качества и сертификации продуктов и продукции
предприятий питания;
- готовить материалы для сертификации продукции;
- использовать нормативные документы в практике
получения сертификатов на продукцию;
Владений:
- схемами сертификации и правилами
декларирования соответствия;
- признаками обязательной и добровольной
сертификации.
Справочный материал. Сертификация – это вид деятельности по оценке соответствия. Оценка
соответствия – это прямое или косвенное определение соблюдения
требований, предъявляемых к объекту.
Организация и проведение работ по обязательной и
добровольной сертификации основываются на Правилах по сертификации, которые распространяются на все объекты
сертификации, как российского, так и зарубежного происхождения. Согласно
Правилам сертификация проводится по схемам, установленным системами
сертификации однородной продукции или группы услуг.
Схемы сертификации – это определенная совокупность действий, официально
принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции, работы или услуги
заданным требованиям. Схемы сертификации продукции включают 10 основных и 6
дополнительных схем. Схемы сертификации работ и услуг включают 7 схем. Общими
критериями выбора схемы сертификации продукции являются: 1) объем
производства; 2) требования к качеству; 3) вид сертификации (обязательная или
добровольная); 4) специфика продукции; 5) необходимые затраты Заявителя.
В качестве способов доказательства
соответствия продукции заданным
требованиям используют четыре способа: 1) испытания типа; 2) проверку
производства (системы качества); 3) инспекционный контроль сертифицированной
продукции (системы качества производства); 4) рассмотрение заявки-декларации о
соответствии.
Порядок сертификации продукции включает семь основных этапов:
1) Подача заявки на сертификацию;
2) Рассмотрение и принятие решения по заявке;
3) Отбор, идентификация образцов и их испытания;
4) Проверка производства;
5) Анализ полученных результатов, принятие
решения о возможности выдачи сертификата;
6) Маркировка продукции, на которую выдан
сертификат, знаком соответствия, принятым в системе;
7) Инспекционный контроль за сертифицированной
продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации).
Орган по сертификации после анализа протокола испытаний, анализа документов
о соответствии продукции осуществляет оценку соответствия
продукции установленным требованиям, оформляет сертификат соответствия
и регистрирует его. В сертификате указывают все документы,
служащие основанием для выдачи сертификата в соответствии со схемой сертификации. Срок
действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом
действия нормативного документа, но не более чем на три года. Действие
сертификата на партию продукции или на каждое изделие, имеющее срок службы,
должно распространяться на срок не более срока службы. В сертификате
соответствия в данном случае дата окончания срока действия не указывается.
Для приобретения навыков правильного заполнения
сертификата, на прилагаемом чистом бланке, цифрами указаны 13 позиций.
Правила заполнения бланка сертификата
соответствия заключаются в
указании в графах бланка следующих сведений:
Позиция 1 – регистрационный номер сертификата, отражающий страну происхождения продукции, область аккредитации органа по
сертификации, выдавшего сертификат и порядковый номер сертификата,
зарегистрированного в данном органе по сертификации.
Позиция 2 – срок действия сертификата (число, месяц – арабскими цифрами
через точку, год – четырьмя арабскими цифрами).
Позиция 3 – регистрационный номер органа по сертификации, его наименование
(прописными буквами), адрес, телефон, телефакс (строчными буквами).
Позиция 4 – наименование, тип, вид, марка продукции с указанием расфасовки и
ее веса, обозначение нормативного документа, номера контракта постановки, а при
серийном производстве указывается «серийный выпуск»; здесь же дается ссылка на
имеющееся приложение записью «см. приложение, бланк №…».
Позиция 5 – обозначение нормативных документов, на соответствие которым
проведена сертификация и ссылки на нормируемые показатели (по СанПиН, ГОСТ,
ГОСТ Р).
Позиция 6 – код продукции (шесть разрядов с пробелом после первых двух) по
Общероссийскому классификатору продукции (ОКП).
Позиция 7 – код продукции (10 – разрядный) по классификатору Товарной
номенклатуры внешней экономической деятельности (ТН ВЭД) для импортируемой и
экспортируемой продукции. Этот код является факультативным и сообщается Заявителем.
Позиция 8 – наименование и адрес изготовителя.
Позиция 9 – наименование Заявителя и держателя сертификата и его адрес.
Позиция 10 – перечень документов, на основании которых выдан сертификат:
протокол испытаний, его номер и дата; наименование испытательной лаборатории и номер ее государственной регистрации; санитарно-эпидемиологическое заключение,
его номер, дата выдачи и срок действия; наименование организации, выдавшей это
заключение.
Позиция 11 – при необходимости указать сведения для импортируемой продукции о
транспортных накладных, а если продукция поставляется в упаковках, отметить в
каких.
Позиция 12 – подпись, инициалы, фамилия руководителя органа, выдавшего
сертификат.
Позиция 13 – подпись, инициалы, фамилия эксперта, проводившего сертификацию.
Цвет бланка сертификата соответствия при
обязательной сертификации – желтый, при добровольной – голубой.
При выполнении заданий на заполнение бланка
сертификата соответствия (Задания 4 – 8)используйте следующие данные:
Позиция 1 – РОСС RU.0001.10AE47
ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИ И УСЛУГ ГОУВПО
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»
109004, Москва, ул. Земляной вал, 73, тел.
(495)915-36-85
Позиция 10 – протоколов испытаний №… от …, выданных ИЦ ГОУВПО
«МГУ ТУ, рег. № РОС RU.0001.21ПЧ86,
адрес 109004, г. Москва, ул. Земляной вал, д.
73;
санитарно-эпидемиологического заключения
№…от…до…,
выданного Управлением Федеральной службы по
надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
по г. Москве.
Примечание ГОУПВО – Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования.
Задание 1.Назовите известные вам Правила проведения сертификации.
Задание 2.Охарактеризуйте способы доказательства соответствия продукции заданным
требованиям. Результаты оформите в виде таблицы 11.
Таблица 11.
|
|
|
Задание 3.Охарактеризуйте каждый из семи основных этапов порядка сертификации
продукции. Результаты представьте в виде таблицы 12.
Таблица 12.
Порядок сертификации продукции
|
|
|
Задание 3.Охарактеризуйте каждый из семи основных этапов порядка сертификации
продукции. Результаты представьте в виде таблицы 12.
Таблица 12.
Порядок сертификации продукции
|
|
|
Задание 4.Заполните бланк сертификата соответствия на маргарин.
ГОСТ 240-85
Код ОКП 91 4210
Задание 5.Заполните бланк сертификата соответствия на масло подсолнечное.
ГОСТ 1129-73
Код ОКП 91 4136
Задание 6.Заполните бланк сертификата соответствия на консервы рыбные.
ГОСТ 7454-90
Код ОКП 92 7100
Задание 7.Заполните бланк сертификата соответствия на рыбу океанического промысла
мороженую.
ГОСТ 20057-96
Код ОКП 92 6070
Контрольные вопросы:
1. Может ли Заявитель предлагать схему
сертификации?
2. Кто проводит отбор образцов для испытаний?
3. Каков максимальный срок действия сертификата
соответствия?
4. Перечислите субъекты сертификации.
5. Назовите способы доказательства соответствия
продукции заданным требованиям.
6. Что такое однородная продукция?
7. Какой вид сертификации преобладает в РФ в
настоящее время?
8. Назовите непосредственных участников
обязательной сертификации и их функции.
9. Какая продукция считается скоропортящейся?
10. Каковы основные критерии выбора схемы
сертификации продукции?
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений».
2. Федеральный закон «О техническом
регулировании».
3. Дорофеев В.С., Шленская Т.В., Кулешова Л.И.,
Вахтанов С.И. О преподавании метрологии в вузах России «Законодательная и
прикладная метрология», №6, 2010
4. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и
сертификация: учебник/ А.Г. Сергеев, В.В. Терегеря. - М.: Издательство Юрайт;
ИД Юрайт, 2010.
5. Тедеева Ф.Л. Стандартизация, метрология,
подтверждение соответствия: учеб. пособие/Ф.Л. Тедеева. - Ростов н/Д: Феникс,
2009.
6 Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и
подтверждение соответствия: Учебник. – И.М. Лифиц.- 9-е изд., перераб. и доп. –
М.: Издательство Юрайт - Высшее образование, 2009.
7 Белобрагин В. Я. Основы технического
регулирования: учебное пособие. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.
8. Гигиенические требования безопасности и
пищевой ценности пищевых продуктов. Санитано-эпидемиологические правила и нормативы.
СанПиН 2.3.2.1078-01. – М.: ЗАО «РИТ ЭКСПРЕСС», 2002. – 216с.
9. ГОСТ Р 51672-2000 Метрологическое обеспечение
испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Основные положения.
Дополнительная литература
1.Радченко Л.А. Основы метрологии,
стандартизации и сертификации в общественном питании: учебное пособие / Л.А.
Радченко. - Изд. 2-е., доп. и испр. – Ростов н/Д; Феникс, 2009
2.Техническое регулирование: Учебник/Под ред.
В.Г. Вересана, Г.И.Элькина – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008.
3.Правила по сертификации. Система сертификации
ГОСТ Р. Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг
(утверждены постановлением Госстандарта России от 21.08.2003 №97).
Разработано _______________ Е.В.Опаец «_____»__________202 г
Практическая работа №8 Разработка бизнес - плана.
.Перечень объектов контроля и оценки:
Наименование объектов контроля и оценки |
Основные показатели оценки результата |
У2 ориентироваться в вопросах организации труда в растениеводстве и животноводстве |
У2.1 ориентироваться в правовом пространстве в условиях современной России
|
2.3.Критерии оценки:
Оценка выставляется с учетом ответа выполнения практического задания.
Оценка |
Практическое задание |
5 (отлично) |
Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. |
4 (хорошо) |
Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования к оценке "5", но допущены 2-3 недочета. |
3 (удовлетв.) |
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема контрольной работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. |
2 (неудовл.) |
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;. |
2.4.Текст задания По теме: «Создай свой бизнес»
Участникам предлагается разработать модель собственного бизнеса, последовательно ответив на все поставленные вопросы. Она рассчитана на одно занятие и требует дополнительного сбора информации. По окончанию разработки модели бизнеса участникам предстоит защитить все позиции по этой работе.
I. Общая информация о бизнесе
1. Название фирмы (предприятия) _________________________________________
2. Организационно- правовая форма: ______________________________________
3. Цель предприятия:
- основная______________________________________________________________
- дополнительная _______________________________________________________
- перспективная_________________________________________________________
4. Примерные годовые объемы производства (предоставления услуг, проведения работ), ед.
5. Примерная численность работников, чел. ________________________________
6. Необходимая площадь помещений для ведения бизнеса, м2
- производственная_____________________________________________________
- офисная______________________________________________________________
7. Примерный капитал для становления бизнеса (стартовый капитал), тыс. руб.
_________________________________________________________________
II. Продукт (услуги, работы)
1. Объем производства (предоставление услуг, проведение работ, продажи товаров)
- годовой________________________________________________________________
- месячный______________________________________________________________
- дневной________________________________________________________________
2. Ассортимент (ассортиментная политика) ___________________________________
3. Расширение ассортимента (ближайшие перспективы) ________________________
4. Качественные характеристики ____________________________________________
5. Отличие от конкурентов _________________________________________________
6. Жизненный цикл товара (назовите стадию цикла вообще) _____________________
7. Оценка предпочтительности товара ________________________________________
8. Конкурентоспособность (расчет конкурентоспособности) _____________________
III. Потребители (целевая аудитория) Необходимо определить «портрет» потребителя товаров, услуг или работ вашей фирмы.
Проведите анализ потребителей по следующей форме.
Таблица № 1 Анализ потребителей Структурный состав
– – –
2. Численность продавцов, чел.
3. Посменность продавцов, см.
4. Каналы распространения товаров услуг
5. Посредники
6. Кто осуществляет транспорт (доставка, погрузка, партнеры по бизнесу)
7. Уровень обслуживания, %
8. Складские запасы
7. Нестандартные варианты продаж:
- персональная продажа;
- продажа по заявкам;
- выставка продажи;
- организация демонстрационного зала;
- гарантийное и постгарантийное обслуживание;
- сервисные центры;
VIII. Цена и ценообразование На этой стадии разработки модели вашего бизнеса необходимо обосновать цену товара, услуги, используя все известные вам методы.
Расчет можно произвести по следующей формуле:
ЦТ = ЗИ + ЗР + П + НДС (А) + НО + НТ
– – –
Полученную сумму разделите на годовой объем работ получите примерные затраты на единицу (при одном виде товара). В случае если ваше предприятие производит, предоставляет несколько видов – значит необходимо производить по каждому виду товаров (услуг).
Практическая работа к теме: Основные экономические показатели деятельности предприятия Тема: прибыль и рентабельность.
Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов поступлений и платежей организации.
Условия и порядок выполнения работы:
1. Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.
2. Практиче6ская работа состоит из двух заданий.
3. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.
4. Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.
5. Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.
6. Провести анализ полученных данных, написать выводы.
7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.
8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.
Содержание заданий:
Задание 1 – рассчитать план поступлений и расходов (платежей).
Задание 2 – расчёт суммы выручки и себестоимости реализованной продукции.
Вопросы для ответов по теме заданий:
1. Доход предприятия, его сущность и значение.
2. Понятие платежей предприятия.
3. Синхронность поступлений и платежей, ликвидность предприятия.
Задание 1. В таблице показан пример поступлений и выплат по организации за 1 квартал.
Необходимо самостоятельно запланировать поступление денежных средств и расходов за 2-ой, 3-ий и 4-ый кварталы, обеспечив ликвидность организации, т. е. достаточность средств для выполнения обязательств по платежам.
№ Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал За год.
Список литературы для подготовки к практической работе.
1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Учебник / А.И. Гомола. – М.: Академия, 2014.
2. Грязнова А.Г. Экономика: Учебник. 10-11 класс / А.Г. Грязнова. – Изд-во: Интеллект-Центр, 2014.
3. Е.Ф. Борисов Экономика: учебник и практикум, 6-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 2013. -399с.
4. Иванов С. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных. Профильный уровень образования. Практикум по экономике. образования / Под ред. С.И. Иванова. – М.: ВИТА-Пресс, 2012. – 272 с.
5. М.С. Мокий, О.В., Азоева, В.С. Ивановский Экономика организации: учебники практикум для СПО под ред. Проф. М.С. Мокия - 2-е изд. перераб. и доп.- М.-Юрайт, 2015.
Разработано _______________ Е.В.Опаец «_____»__________202 г
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.