Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий Дисциплина: «Инженерная графика»
Оценка 4.8

Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий Дисциплина: «Инженерная графика»

Оценка 4.8
docx
28.12.2020
Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий   Дисциплина:       «Инженерная графика»
ПР инженерная графика СЗ, ЭМ.docx

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»

 

 

 

 

 

Специальность:

08.02.01  «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

23.02.04  «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)».

 

 

 

Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий

 

 

Дисциплина:       «Инженерная графика»

 

 

 

 

 

 

г.Талица.

Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине  «Инженерная графика» по специальности  08.02.01  «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,  23.02.04    «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)».

 

 

 

Организация – разработчик  ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И.Кузнецова»

 

                Разработчик:  Астратов Б.А. преподаватель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

4

 Практическая работа 1 Выполнение линий чертежа, основной надписи. Нанесение размеров.

 

Практическая работа 2 Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом

 

Практическая работа 3 Деление отрезков, углов, окружности на равные части. Построение лекальных кривых

 

Практическая работа 4 Вычерчивание контура детали с применением построений сопряжений и лекальных кривых.

 

Практическая работа 5 Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки и отрезка прямой.

 

Практическая работа 6 Построение комплексных чертежей геометрических тел с нахождением проекций точек, лежащих на поверхности.

 

Практическая работа 7 Выполнение простых, сложных и особых случаев разрезов для деталей (без резьбы)

 

Практическая работа 8 Построение третьего вида  по двум заданным, необходимых разрезов и технического рисунка.

 

Практическая работа 9 Выполнение чертежей стандартных резьбовых изделий

 

Практическая работа 10 Заполнение таблиц с основными параметрами зубчатых передач. Чтение чертежа зубчатого колеса.

 

Практическая работа 11 Выполнение чертежа зубчатой цилиндрической передачи.

 

Практическая работа 12 Деталирование -  выполнение чертежей деталей по сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-6 деталей и технического рисунка одной детали.

 

Практическая работа 13 Выполнение и чтение кинематических схем

 

 

 

 

 

 

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

            Методические указания по дисциплине «Инженерная графика» для выполнения практических работ созданы Вам  в помощь для работы на занятиях, подготовки к графическим работам, правильного составления отчетов.

            Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического занятия, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

            Все задания к практическому занятию Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

            Отчет по практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

            Наличие положительной оценки по практическим  работам необходимо для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

 

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

            Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

 

 

Желаем Вам успехов!!!

 


 

Практическая работа 1 Выполнение линий чертежа, основной надписи. Нанесение размеров

Учебная цель:  

- приобрести практические навыки по выполнению линий чертежа, заполнению  основной надписи;

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-          обозначать  стандартные масштабы в основной надписи и на изображениях;

-          выполнять различные типы линий на чертеже;

-          наносить слова и предложения чертежным шрифтом;

-          располагать размерные числа по отношению к размерным линиям;

       знать:

-          типы и размеры линий чертежа (ГОСТ 2.303-68);

-          форму, содержание и размеры граф основной надписи;

-          общие требования к размерам в соответствии с ГОСТ 2.307-2011;

-          правила проведения выносных и размерных линий для угловых и линейных размеров;

-          размеры и конструкцию прописных и строчных букв русского алфавита;

 Задачи практической работы:

      1. Изучить  размеры основных форматов чертежных листов (ГОСТ 2.301-68). Типы и размеры линии чертежа (ГОСТ 2.303-68). Форму и размеры граф основной надписи на чертежах и схемах. Правила нанесения размеров по ГОСТ 2.307-2011 на чертеж.

2. Научиться заполнять графы основной надписи чертежным шрифтом и наносить размеры.

          3.Оформить отчёт по практической работе

Средства  обучения:

             1.            Учебно-методическая литература: [1, с 29…25],  ГОСТ 2.303-68, ГОСТ 2.307-2011

             2.            Рабочая тетрадь

             3.            Чертежные принадлежности

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Все надписи на чертежах и схемах выполняются шрифтом чертежным в соответствии с ГОСТ 2.304-81. 

Основная надпись для чертежей и схем (ГОСТ 2.104-2006)

графа 1- наименование детали или сборочной единицы;

графа 2- обозначение документа;

графа 3- обозначение материала;

графа 4- литера чертежа (У- учебный);

графа 5- масса изделия;

графа 6- масштаб изображения;

графа 7- порядковый номер листа;

графа 8-общее количество листов;

графа 9- название и номер группы;

Обозначение чертежей производят в соответствии с ГОСТ 2.201-68 по схеме:

ХХ  ХХХХХХ. ХХ. ХХ. ХХ. ХХХ,

              1        2             3      4      5       6

где:   1- обозначение раздела в соответствии с программой (ГЧ- геометрическое черчение; ПЧ- проекционное черчение;  МЧ- машиностроительное черчение;)

2- код специальности (151901);

3- номер графической работы;

4-номер варианта;

5- номер задания;

6- номер детали (только для машиностроительного черчения)

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

  1. Каково назначение чертежа в современном производстве?
  2. Что такое ЕСКД?
  3. Назовите основные форматы чертежей по ГОСТ2.301-68
  4. Назовите линии чертежа и их назначение (ГОСТ 2.303-68).

Задания для практической работы

  1. Заполнить основную надпись чертежа по ГОСТ 2.104-68 чертежным шрифтом  по ГОСТ 2.304-81.
  2. Проставить размеры                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 2 Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом

Учебная цель:  

- приобрести практические навыки по выполнению надписей чертежным шрифтом;

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-          выполнять слова и предложения чертежным шрифтом;

       знать:

-          размеры и конструкцию прописных и строчных букв русского алфавита;

 Задачи практической работы:

      1. Изучить  теоретический материал по теме 

2. Оформить титульный лист рабочей тетради

Средства  обучения:

  1. Учебно-методическая литература: [1, с 29…25],  ГОСТ 2.303-68
  2. Рабочая тетрадь
  3. Чертежные принадлежности

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

сканирование0001

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

1.Какие размеры шрифта установлены ГОСТ 2.304-81?

Задания для практической работы  

  1. Оформить титульный лист рабочей тетради.

 

 

 

 

 

Практическая работа 3 Вычерчивание контура детали с делением окружности и построением сопряжений

Учебная цель:  

- вычертить изображения контура детали, применяя правила построения сопряжений и деления окружности на равные части;

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-          строить параллельные и перпендикулярные линии;

-          строить сопряжения прямых, прямой и окружности, двух окружностей;

       знать:

-          правила определения центра дуги, точек касания;

-          алгоритм построения сопряжения;

 Задачи практической работы:

   1. Изучить  теоретический материал по теме 

   2. Вычертить контур детали с делением окружности и построением сопряжений

Средства  обучения:

  1. Учебно-методическая литература: 1.Боголюбов С.К. Черчение- М.: Машиностроение, 2015. 2. Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2017.
  2. Формат А3
  3. Чертежные принадлежности

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Сопряжением называется плавный переход одной линии в другую. Точку, в которой одна линия плавно переходит в другую, называют точкой сопряжения.

Элементы сопряжения: Rc -радиус сопряжения (всегда задан на чертеже);

                                         О - центр сопряжения;

                                         т.т. M, N- точки касания;

Алгоритм построения сопряжения:

  1. Найти центр сопряжения- т.О
  2. Определить точки касания М и N

 

 

  1. Соединяя  точки сопряжения М и N, построить плавный переход дугой заданного радиуса (Rc)

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

1. Что называется сопряжением? Элементы, виды, алгоритм построения.

Задания для практической работы.

Данные для выполнения работы берутся согласно варианту по заданию  [2, гл.3, с. 21-35, зад.6 (1)]

Порядок выполнения отчета по практической работе

При выполнении практической работы рекомендуется изучить материал в соответствии с программой;

Наметить на листе места расположения изображений; выполнить изображения в тонких линиях. Все дополнительные построения на листе выполняются остро отточенным твердым карандашом марки 2Т (2Н), тонкими линиями не нажимая на карандаш, и остаются на чертеже. Надписи и размеры выполняются по упрощенной сетке чертежным шрифтом. После проверки чертеж обводится карандашом марки ТМ (НВ).

 

 

 

 Практическая работа 4 Выполнение комплексной графической работы 2 на формате А3 «Вычерчивание контура детали с применением построений сопряжений и лекальных кривых»

Учебная цель:  

- закрепить навыки в построении чертежей деталей с применением геометрических построений  и конусности.

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-строить уклон и конусность;

- строить сопряжения прямых, прямой и окружности, двух окружностей;

       знать:

-           правила определения центра дуги, точек касания;

-          алгоритм построения сопряжения;

-          правила построения уклона и конусности по заданной величине и обозначение

 Задачи практической работы:

      1.Выполнить чертеж технической детали.

2. Выполнить изображение детали по заданным размерам и величине конусности.

3.Оформить практическую  работу в соответствии с заданными требованиями

Средства  обучения:

  1. Учебно-методическая литература: 1.Боголюбов С.К. Черчение- М.: Машиностроение, 2015, Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2017.
  2. Чертежная бумага формат А3
  3. Чертежные принадлежности

Задания для практической работы:

     1. Вычертить изображение контура детали согласно варианту по заданию  6(1) [2, с.22…36], нанести размеры.

     2. По заданным размерам и величине конусности выполнить изображение детали согласно варианту по заданию  9 [2, с.45].

 

 Обозначить конусность. Нанести размеры

     3. Заполнить основную надпись

Порядок выполнения отчета по практической работе

При выполнении практической работы рекомендуется изучить индивидуальные задания;

Наметить на листе места расположения изображений; выполнить изображения в тонких линиях. Все дополнительные построения на листе выполняются остро отточенным твердым карандашом марки 2Т (2Н), тонкими линиями не нажимая на карандаш, и остаются на чертеже. Надписи и размеры выполняются по упрощенной сетке чертежным шрифтом. После проверки чертеж обводится карандашом марки ТМ (НВ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 5 Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки и отрезка прямой.

Учебная цель:  

- закрепить навыки по построению наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки, отрезка прямой.

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-измерять координаты точек;

- строить третью проекцию точки, отрезка прямой по двум заданным;

- читать комплексные чертежи проекций точек, отрезка прямой;

       знать:

-проецирование точки, отрезка прямой на три плоскости проекций;

- расположение точки, прямой относительно плоскостей проекций;

 Задачи практической работы:

      1.Развивать пространственное воображение.

2. Научится отображать на плоскости простые геометрические объекты

3.Оформить отчёт по практическому занятию в соответствии с заданными требованиями

Средства  обучения:

1.Учебно-методическая литература:1. Боголюбов С.К. Черчение. -М.: Машиностроение, 2015. 2. Боголюбов С.К.  Задания по курсу черчение. -М.: Высшая школа, 2017г.

2.Рабочая тетрадь

3.Чертежные принадлежности

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

1аЛюбая из точек пространства может быть спроецирована на плоскость проекций: П1- горизонтальную, П2- фронтальную, П3- профильную. Плоскости проекций в пространстве составляют между собой прямые углы, а линии их пересечения являются осями проекций и обозначаются ОХ, ОY,OZ. Имея координаты точки, можно построить ее комплексный чертеж                                          

А(х,y,z)                                                                       

А1(х,y)- горизонтальная проекция т. А

 

 

А2(х,z)- фронтальная проекция т.А                            

 А3(y,z)- профильная проекция т.А

 

 

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

1. Что представляет собой ортогональное проецирование?

2.  В чем суть метода Монжа?

Задания для практической работы:

В рабочей тетради построить комплексные чертежи точек, отрезков прямой.

Определить положение точки, отрезка прямой относительно плоскостей проекций

Данные для выполнения работы берутся согласно варианту,  задания  10-16  [2, с.49…55].

Порядок выполнения отчета по практической работе

1 .Изучить индивидуальное задание

2. В рабочей тетради выполнить комплексные чертежи точек, отрезков прямой.

 

 

Практическая работа 6 Построение комплексных чертежей геометрических тел с нахождением проекций точек, лежащих на поверхности.

Учебная цель:  

- приобрести практические навыки  в построении комплексных чертежей геометрических тел.

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

 - строить проекции точек и линий, принадлежащих поверхностям геометрических тел; 

       знать:

- проецирование геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса);

Задачи практической работы:

      1.Развивать пространственное воображение.

2. Научится строить проекции геометрических тел;

3.Оформить отчёт по практическому занятию в соответствии с заданными требованиями

Средства  обучения:

1.Учебно-методическая литература:1. Боголюбов С.К. Черчение -М.: Машиностроение, 2015. 2. Боголюбов С.К.  Задания по курсу черчение -М.: Высшая школа, 2017г.

2.Чертежная бумага формат А3

3.Чертежные принадлежности

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

В данном задании используются правила и приемы проецирования точек, линий и плоскостей. Для построения недостающих проекций точки поверхности геометрического тела, заданной на  одной из его проекций, рекомендуется сначала найти все проекции поверхности, на которой расположена заданная точка, затем найти остальные проекции этой точки. На Рисунке в качестве примера показано выполнение проекций цилиндра и заданных на его поверхности точек.

 

 

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

      1. Какие фигуры получаются при проецировании цилиндра и полного конуса?

      2. Какие размеры наносят на чертеже цилиндра и полного конуса?

      3. Какой фигурой будут проекции шара?

Задания для практической работы:

Построить комплексные чертежи геометрических тел с нахождением проек­ций точек, принадлежащих поверхности данного тела. Точки на поверхности задать произвольно. Данные для выполнения работы берутся согласно варианту  [2,  с.75…77, зад. 34].

 

 

Практическая работа 7 Выполнение простых, сложных и особых случаев разрезов для деталей (без резьбы)

Учебная цель:  

- приобрести практические навыки выполнения чертежей  с построением простых и сложных разрезов.

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-         графически изображать различные материалы в разрезах и сечениях;

-         располагать и обозначать простые разрезы;

-         соединять половину вида с половиной разреза;

-         выполнять разрезы через тонкие стенки, ребра и т.п.;

-         располагать и обозначать сложные разрезы.

       знать:

-         разрезы простые: горизонтальный, фронтальный, профильный,   наклонный;

-         местные разрезы;

-         сложные разрезы: ступенчатые и ломаные;                         

 Задачи практической работы:

1.      Изучить  теоретический материал по теме [1,  с.153-157].

2.      Выполнить практическую работу

Средства  обучения:

1.      Учебно-методическая литература: 1.Боголюбов С.К. Черчение- М.: Машиностроение, 2015, 2.Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2017.

2.      Чертежная бумага формат А3.

3.      Чертежные принадлежности.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Для получения более наглядного изоб­ражения внутреннего устройства изделия  на чертежах применяются разрезы.

Разрезом называется изображение предмета мысленно рассеченного одной или несколькими плоскостями.

pl_33.jpg

Рисунок 40- Классификация разрезов

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

1.      Различия между основными, дополнительными и местными видами.

2.      Чем вызвана необходимость давать на чертеже условное изображение «разрез»?

3.      В каких случаях простой разрез сопровождают буквенным обозначением?

4.      Разновидности простых и сложных разрезов

Задания для практической работы.

  1. Выполнить два вида детали в соответствии с заданием 64 (1) [2,  с.211-240], соединив половину фронтального разреза с половиной вида спереди Заменить вид слева разрезом А-А в соответствии с заданием 64 (2) [2,  с.211-240].
  2. Заменить вид слева разрезом А-А в соответствии с заданием 64 (2) [2,  с.211-240].
  3. Заменить вид слева разрезом А-А в соответствии с заданием 64 (2) [2,  с.211-240].
  4. Проставить размеры.
  5. Работу выполнять на чертежной бумаге формата А3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 8  Построение третьего вида  по двум заданным, необходимых разрезов и технического рисунка.

Учебная цель:  

- приобрести практические навыки по выполнению чертежей третьей проекции моделей по двум заданным;

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-          строить третий вид модели по двум заданным;

-          выполнять технические рисунки моделей;

-          выполнять и обозначать простые разрезы;

-          располагать и обозначать основные, местные и дополнительные виды;

       знать:

-         зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей;

-         приемы построения технического рисунка модели;

-         виды и их назначение;

-         основные, местные и дополнительные виды и их применение;

-         разрезы простые: горизонтальный, фронтальный, профильный и наклонный;

Задачи практической работы:

1.      Изучить  теоретический материал по теме

2.      Выполнить графическую работу

Средства  обучения:

1.      Учебно-методическая литература: 1.Боголюбов С.К. Черчение- М.: Машиностроение, 2015, 2.Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2017.

2.      Чертежная бумага формат  А3

3.      Чертежные принадлежности

Задания для практической работы.

  1. По двум проекциям построить третью с применением разрезов указанных в схеме, в соответствии с заданием 60 [2, с. 179- 193]. Чертеж выполнить на формате А3.

2.      Нанести размеры.

  1. Выполнить технический рисунок модели с вырезом одной четверти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 9 Изображение и обозначение резьбы. Чтение рабочего чертежа резьбовой детали

Учебная цель:  

- приобрести практические навыки в изображении и обозначении резьбы, чтении рабочих чертежей.

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-         изображать и обозначать стандартные и специальные резьбы и резьбовые соединения.

       знать:

-         классификацию, основные параметры и характеристики стандартных резьб общего назначения;

Задачи практической работы:

                              1.            Изучить  теоретический материал по теме

                              2.            Выполнить практическую работу

Средства  обучения:

                              1.            Учебно-методическая литература: 1.Боголюбов С.К. Черчение- М.: Машиностроение, 2015, 2.Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2017.

                              2.            Чертежная бумага формат  А3

                              3.            Чертежные принадлежности

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Резьбой называется повеpхность, обpазованная пpи винтовом движении некотоpой плоской фигуpы по цилиндpической или конической повеpхности так, что плоскость фигуры всегда пpоходит чеpез ось.

ГОСТ 2.311 - 68 устанавливает пpавила изобpажения и обозначения pезьбы на чеpтежах всех отpаслей пpомышленности и стpоительства.Hаpужная pезьба на стеpжне изобpажается сплошными толстыми линиями по наpужному диаметpу и сплошными тонкими линиями по внутpеннему диаметpу (pисунок 40).

Рисунок 40

 

 

Внутpенняя pезьба на pазpезе изобpажается сплошными толстыми основными линиями по внутpеннему диаметpу и сплошными тонкими линиями по наpужному диаметpу pезьбы, пpоводимыми на всю длину pезьбы (от линии, обозначающей гpаницу pезьбы, и до линий, изобpажающих фаску) (рисунок 41).

 

 

 

                              Рисунок 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для практической работы.

Изобразить и обозначить резьбу. Длина резьбы 20 мм.

          Резьба метрическая,                                                         Резьба метрическая ,

       D=20, P=2,5, n=1, левая                                                       D=30, P=2, n=2, правая

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

    

  Резьба трубная цилиндрическая                                     Резьба упорная

                     1/2", правая                                                         D=20, P=4, n=1, левая

 

 

 

 

 

 

 

 

Резьба трапецеидальная                                          Резьба трубная коническая

           D=24, P=3, n=4, правая                                                3/8", левая                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

Резьба прямоугольная

D=30, D1=20, P=12, n=2, левая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 10  Заполнение таблиц с основными параметрами зубчатых передач. Чтение чертежа зубчатого колеса.

Учебная цель:  

- приобрести практические навыки по заполнению таблиц с основными параметрами зубчатых передач;

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-         условно изображать зубчатые колеса и червячные пары на рабочих чертежах.

       знать:

-         основные виды зубчатых передач;

-         цилиндрическая, коническая и червячная передачи- технология изготовления, основные параметры, конструктивные разновидности зубчатых колес

 Задачи практической работы:

1.      Изучить  теоретический материал по теме [3,  с.1-7].

2.      Выполнить практическую работу

Средства  обучения:

1.      Учебно-методическая литература: 1.Боголюбов С.К. Черчение- М.: Машиностроение, 2015, 2.Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2017. 3.Костенко Н.М. Методическое пособие по выполнению рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колес, 2010.

2.      Чертежная бумага формат А3

3.      Чертежные принадлежности

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Выполнение чертежей зубчатых передач

Вычерчивание зубчатого колеса сопро­вождается расчетами размеров основных элементов колеса.

При выполнении учебных чертежей обычно ориентируются на применение некорригированных  колес нормального эвольвентного зацепления, параметры ко­торых (рисунок 54) находятся в определен­ной зависимости от модуля т и числа зубьев z

Зубчатое колесо передачи, сообщающее движение другому (парному) колесу, назы­вают ведущим, а которому сообщается движение ведущим колесом, называют ведомым. Зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев называется шес­терней, а с большим числом зубьев­- колесом.

Для обозначения элементов шестерни и колеса вводятся индексы: для шестер­ни - индекс 1, для колеса - индекс 2.

Для цилиндрической передачи в каче­стве основных параметров задаются: мо­дуль- т, числа зубьев шестерен z1  и ко­леса z2, диаметры валов шестерни Dв1 и колеса Dв2.

Значения основных элементов передач­ следует подсчитывать на основании дан­ных, приведенных в справочной литера­туре. Для получения оптимальных реше­ний при выполнении вариантов заданий, помешенных в данном пособии, можно использовать соотношения, указанные в Приложениях 10-13. ­

Над основной надписью  следует таблицу параметров (для зубчатых передач). При выполнении заданий следует применять упрощения (не пока­зывать фаски, скругления, уклоны и т. п.) - (см. также ГОСТ 2.402-68).

Построение изображения цилиндриче­ского зубчатого зацепления предвари­тельно вьполняется тонкими линиями и начинается с нанесения межосевого рас­стояния а. проведения на виде слева осевых линий, начальных окружностей d и окружностей вершин зубьев dа1 и dа2, окружностей впадин df1 и df2. Начальные окружности должны касаться друг друга в точке, расположенной на оси, соединяющей центры зубчатых колес.

Одновременно проводятся окружности, соответствующие отверстиям для валов Dв1 и Dв2, а также диаметры ступиц Dст1 и Dст2. Для построения фронталь­ного разреза из точек пересечения ок­ружностей с вертикальной линией цент­ров проводят в направлении стрелок линии связи. После выполненных построе­ний приступают к окончательному оформ­лению чертежа. На обоих изображениях вычерчивают ступицы. По диаметрам валов, пользуясь ГОСТ 23360-78, подбирают размеры шпоночных пазов, в местах шпоночных соединений вы­полняют местные разрезы валов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для практической работы.

  1. Рассчитать параметры цилиндрической зубчатой передачи (выполнить в рабочей тетради)
  2. Составить таблицу параметров
  3. Заполнить основную надпись

 

Таблица 3.1- Параметры зубчатой цилиндрической передачи

Элемент передачи

Обозначение

Размер, мм

Высота головки зуба

ha

ha=m

Высота ножки зуба

hf

hf1=1,25m

Высота зуба

h

h= ha + hf =2,25m

Делительный диаметр шестерни

d1

d1=mz1

Диаметр вершин зубьев шестерни

da1

da1= d1+2 ha

Диаметр впадин шестерни

df1

d f1= d1-2 hf

Длина ступицы шестерни

LCTl

LCTl =1,5D B1

Наружный диаметр ступицы шестерни

DCT1

D CT1=1,6 DB1

Диаметр вала шестерни

D1

D1= 1,2 DB1

Делительный диаметр колеса

d2

d2= mz2

Диаметр вершин зубьев колеса

da2

da2= d2+ 2 ha

Диаметр впадин колеса

df2

df2= df-2 hf

Длина ступицы колеса

LCT2

LCT2= 1,5DB2

Наружный диаметр ступицы колеса

DCT2

DCT2=1,6 DB2

Диаметр вала колеса

D2

D2= 1 ,2DB2

Ширина зубчатого венца

b

b =6...7m

Толщина обода зубчатого венца

δ1

δ1=2,25 m

Толщина диска

δ2

δ2=1/3 b

Межосевое расстояние

aw

aw=O,5(d1+ d2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 11  Выполнение чертежа зубчатой цилиндрической передачи

Учебная цель:  

- приобрести практические навыки по выполнению чертежа зубчатой цилиндрической передачи;

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-         условно изображать зубчатые колеса и червячные пары на рабочих чертежах.

       знать:

-         основные виды зубчатых передач;

-         цилиндрическая, коническая и червячная передачи- технология изготовления, основные параметры, конструктивные разновидности зубчатых колес

 Задачи практической работы:

1.      Изучить  теоретический материал по теме [3,  с.1-7].

2.      Выполнить графическую работу

Средства  обучения:

    1. Учебно-методическая литература: 1.Боголюбов С.К. Черчение- М.: Машиностроение, 2015, 2.Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2017. 3.Костенко Н.М. Методическое пособие по выполнению рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колес, 2010.
    2. Чертежная бумага формат А3
    3. Чертежные принадлежности

Задания для практической работы.

  1. Выполнить чертеж  цилиндрической зубчатой передачи в соответствии с зад. 78 [2, с.320].
  2. Нанести размеры диаметров валов и межосевого расстояния.
  3. Заполнить основную надпись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 12  Деталирование -выполнение чертежей деталей по сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-6 деталей и технического рисунка одной детали.

Учебная цель:  

- приобрести практические навыки по деталированию сборочных чертежей;

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-         читать и деталировать сборочный чертеж.

       знать:

-          назначение и работу данной сборочной единицы, узла;

-          габаритные, установочные и присоединительные размеры

Задачи практической работы:

1.      Изучить  теоретический материал по теме [1,  с.299-303].

2.      Выполнить графическую работу

Средства  обучения:

1.      Учебно-методическая литература: 1.Боголюбов С.К. Черчение- М.: Машиностроение, 2015, 2.Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2017.

2.      Чертежная бумага  формата  А3,  А4

3.      Чертежные принадлежности

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Пpоцесс деталиpования pекомендуется начинать с выполнения чеpтежей основных деталей изделия. Чеpтеж каждой детали выполняется в следующем поpядке:

  1. Установить необходимое (наименьшее) число изобpажений детали и наметить какое из них будет главным.
  2. Установить pасположение pазpезов, сечений, дополнительных видов и дpугих изобpажений на чеpтеже; пpи этом необязательно соблюдать такое же pасположение, как на чеpтеже общего вида, а следует pуководствоваться сообpажениями удобства изготовления детали по выполняемому чеpтежу.Пpавила выполнения изобpажений пpедметов изложены в ГОСТ 2.305 - 68. Тpебования, пpедъявляемые к чеpтежам деталей, изложены в ГОСТ 2.109 - 73. Отдельные элементы небольших pазмеpов на детали часто бывает целесообpазно изобpазить в виде выносных элементов.
  3. Установить для чеpтежа детали необходимый фоpмат листа по ГОСТ 2.301 – 68.
  4. Вычеpтить изобpажения.
  5.  Нанести выносные и pазмеpные линии, пpоставить pазмеpные числа,нанести обозначения шеpоховатости повеpхностей.Пpавила задания и нанесения pазмеpов изложены в ГОСТ 2.307 - 68. Пpи нанесении обозначений шеpоховатости повеpхностей детали следует pуководствоваться ГОСТ 2.309 - 2004.
  6. Заполнить основную надпись.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

1.      Каково практическое назначения деталирования?

2.      Всегда ли число видов детали на сборке соответствует числу видов на рабочем чертеже?

3.      Какие детали не подлежат деталированию?

Задания для практической работы.                                      

По сборочному чертежу выполнить рабочие чертежи деталей:

  1. Выполнить необходимые изображения
  2. Нанести размеры
  3. Обозначить шероховатость поверхностей
  4. Написать технические требования
  5. Указать марку материала

Варианты чертежей выбрать по таблице 4.1

варианта

Шифр  чертежа

№ детали

варианта

Шифр  чертежа

№ детали

1

МЧ00.01.00.00СБ

1-7

16

МЧ00.26.00.00СБ

1-6

2

МЧ00.04.00.00СБ

1,3,4,11

17

МЧ00.28.00.00СБ

1,3,4,5,6,

3

МЧ00.05.00.00СБ

1-7

18

МЧ00.34.00.00СБ

1-4,8,10

4

МЧ00.06.00.00СБ

1-7

19

МЧ00.36.00.00СБ

1-4,6,7

5

МЧ00.08.00.00СБ

1,2,3,6,7,8

20

МЧ00.38.00.00СБ

1,3,4,5,6,12

6

МЧ00.09.00.00СБ

1-6

21

МЧ00.39.00.00СБ

1-7

7

МЧ00.10.00.00СБ

1,3,4,5,8

22

МЧ00.40.00.00СБ

1-4,8,9,10

8

МЧ00.11.00.00СБ

1,2,3,4,7,9,10

23

МЧ00.41.00.00СБ

1-6

9

МЧ00.16.00.00СБ

1-6

24

МЧ00.42.00.00СБ

1-7

10

МЧ00.18.00.00СБ

1-7

25

МЧ00.44.00.00СБ

1-5

11

МЧ00.19.00.00СБ

1-7

26

МЧ00.45.00.00СБ

1-6

12

МЧ00.21.00.00СБ

1-7

27

МЧ00.46.00.00СБ

1,2,3,5,6,7,8

13

МЧ00.22.00.00СБ

1-7

28

МЧ00.47.00.00СБ

1-7

14

МЧ00.24.00.00СБ

1-7

29

МЧ00.50.00.00СБ

1-6

15

МЧ00.25.00.00СБ

1-5,9

30

МЧ00.52.00.00СБ

1-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа 13 Выполнение и чтение кинематических схем

Учебная цель:  

- приобрести практические навыки в составление технологических схем   узловой сборки в машинной графике;

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

-          выполнять и читать схемы по специальности;

       знать:

-          правила выполнения схем

Задачи практической работы:

1.      Изучить  теоретический материал по теме [1.c.304-315].

  1. Выполнить практическую работу
  2. Оформить практическую работу в соответствии с заданными требованиями

Средства  обучения:

1.      Учебно-методическая литература: 1.Боголюбов С.К. Черчение- М.: Машиностроение, 2015, 2.Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2017.

2.      Технические средства обучения: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Схемой называется конструкторский документ, на котором показаны в виде условных изображений или обозначений составные части изделия и связи между ними

ГОСТ 2.701-84 ( СТ СЭВ 651-77) устанавливает виды и типы схем, их обозначение и общие требования к выполнению схем (кроме электрических схем).

В зависимости от характера элементов и линий свя­зей, входящих в состав устройства, схемы подразделя­ются на виды, каждый из которых часто обозначается буквой: кинематические (К), гидравлические (Г), пне­вматические (П), электрические (Э), оптические (О) и др.

Кинематические схемы устанавливают состав меха­низмов и поясняют взаимодействия их элементов.

Каждый элемент, изображенный на схеме условно, должен иметь свое обозначение: порядковый номер или буквенно-цифровое позиционное обозначение. Для каждого вида схем установлены правила нанесе­ния таких обозначений.

На гидравлических, пневматических и электричес­ких схемах обозначения заносятся в перечень элемен­тов, оформляемый в виде таблицы, заполняемой сверху вниз.

Соотношение размеров условных графических обо­значений взаимодействующих элементов на схеме

должно примерно соответствовать действительному соотношению размеров этих элементов в изделии.

На кинематических схемах валы, оси, стержни, ша­туны, кривошипы и т. п. изображают сплошными ос­новными линиями толщиной s. Элементы, изображае­мые условно и упрощенно, выполняют сплошными ли­ниями толщиной s/2.

Кинематические схемы выполняют, как правило, в виде развертки: все геометрические оси условно счита­ются расположенными в одной плоскости или в парал­лельных плоскостях.

Каждому кинематическому элементу, изображен­ному на схеме, как правило, присваивают порядковый номер, начиная от источника движения. Валы нумеру­ются римскими цифрами, остальные элементы ­арабскими. Порядковый номер элемента представ­ляют на полке линии-выноски. Под полкой линии ­выноски указывают основные характеристики и пара­метры кинематического элемента.

Условные  графические  обозначения в схемах кинематики изложены в  ГОСГ 2.770-68 (СГ СЭВ 2519-80)

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

  1. Что называется схемой? Каково практическое назначение схемы?
  2. В какой последовательности начинают присваивать порядковые номера элементам схемы?
  3. Где указывают основные характеристики, обозначения и наименования элементов схемы?
  4. Перечислите основные виды и типы схем.

Задания для практической работы.

1.      Прочитать и выполнить схему

2.      Составить перечень элементов

 

 

 


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «

Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «

СОДЕРЖАНИЕ Введение 4

СОДЕРЖАНИЕ Введение 4

Введение УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Введение УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Практическая работа 1 Выполнение линий чертежа, основной надписи

Практическая работа 1 Выполнение линий чертежа, основной надписи

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

Практическая работа 2 Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом

Практическая работа 2 Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом

Практическая работа 3 Вычерчивание контура детали с делением окружности и построением сопряжений

Практическая работа 3 Вычерчивание контура детали с делением окружности и построением сопряжений

Практическая работа 4 Выполнение комплексной графической работы 2 на формате

Практическая работа 4 Выполнение комплексной графической работы 2 на формате

Практическая работа 5 Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки и отрезка прямой

Практическая работа 5 Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки и отрезка прямой

Практическая работа 6 Построение комплексных чертежей геометрических тел с нахождением проекций точек, лежащих на поверхности

Практическая работа 6 Построение комплексных чертежей геометрических тел с нахождением проекций точек, лежащих на поверхности

Практическая работа 7 Выполнение простых, сложных и особых случаев разрезов для деталей (без резьбы)

Практическая работа 7 Выполнение простых, сложных и особых случаев разрезов для деталей (без резьбы)

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе 1

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе 1

Практическая работа 8 Построение третьего вида по двум заданным, необходимых разрезов и технического рисунка

Практическая работа 8 Построение третьего вида по двум заданным, необходимых разрезов и технического рисунка

Практическая работа 9 Изображение и обозначение резьбы

Практическая работа 9 Изображение и обозначение резьбы

Задания для практической работы

Задания для практической работы

Практическая работа 10 Заполнение таблиц с основными параметрами зубчатых передач

Практическая работа 10 Заполнение таблиц с основными параметрами зубчатых передач

После выполненных построе­ний приступают к окончательному оформ­лению чертежа

После выполненных построе­ний приступают к окончательному оформ­лению чертежа

Длина ступицы колеса L

Длина ступицы колеса L

Практическая работа 11 Выполнение чертежа зубчатой цилиндрической передачи

Практическая работа 11 Выполнение чертежа зубчатой цилиндрической передачи

Практическая работа 12 Деталирование -выполнение чертежей деталей по сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-6 деталей и технического рисунка одной детали

Практическая работа 12 Деталирование -выполнение чертежей деталей по сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-6 деталей и технического рисунка одной детали

Указать марку материала

Указать марку материала

Практическая работа 13 Выполнение и чтение кинематических схем

Практическая работа 13 Выполнение и чтение кинематических схем

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2020