ГБОУ СПО «ПМК» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ I, IIа – КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 Основы микробиологии и иммунологииСПЕЦИАЛЬНОСТЬФармация; 060300, 060301
Тема: «Иммунодиагностика инфекционных заболеваний (реакции агглютинации)»
Протокол № ____ от _________ Руководитель ЦМК ______ /Пономарева М.Н./ Методист ________ /Баева Н.В./ Дата _____________________ Составила: Ермакова Л.И.
2013 –2014 уч. год |
Методические указания к практическому занятию по дисциплине
«Основы микробиологии и иммунологии»
для студентов специальности: Фармация; 060300, 060301
Тема: «Иммунодиагностика инфекционных заболеваний (реакции агглютинации) ».
Цель занятия: Изучить методику постановки ориентировочной и развернутой реакций агглютинации.
Оборудование: предметные стекла, сыворотка, изотонический раствор, петли, культура микроорганизмов.
После выполнения практической работы студенты должны уметь:
- учитывать результат серологической реакции.
Студенты должны знать:
- применение серологических реакций;
-механизм взаимодействия антигена и антител
Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
ОК- 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК-4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результатом выполнения заданий.
План занятия
I. Входной контроль
II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме.
III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике
IV. Отчет о проделанной работе. Выходной контроль
Ход занятия.
I. Ответьте на вопросы входного контроля:
1. Какие реакции называются серологическими?
2. С какой целью применяют серологические реакции?
3.На чем основана реакция агглютинации?
4.Какие существуют методы проведения реакции агглютинации?
5.Из скольких фаз складывается процесс взаимодействия антигена и антитела?
II. Инструктаж к практической работе
Используя в работе методические указания, изучите постановку реакций агглютинаций.
III. Самостоятельная работа студентов:
1. Изучить методику постановки реакции агглютинации на стекле.
1. На обезжиренное предметное стекло нанести две капли специфической (адсорбированной) сыворотки и одну каплю изотонического раствора на некотором расстоянии друг от друга. Восковым карандашом пометить, где какая капля.
2. Культуру микроорганизмов тщательно растереть на стекле петлей. Внести в каплю изотонического раствора и в одну из капель сыворотки, размешивая в каждой до образования однородной взвеси. Капля сыворотки, в которую не внесена культура, является контролем сыворотки. Капля изотонического раствора, в которую внесена культура, является контролем антигена.
3. Реакция протекает при комнатной температуре 1-3 минуты. Контроль сыворотки остается прозрачным, а в контроле антигена должна наблюдаться равномерная муть.
4. Учет результатов реакции:
А) Если в капле, где культура смешана с сывороткой, появляются хлопья агглютината на фоне прозрачной жидкости – реакция положительная.
Б) Если в капле будет равномерная муть, как в контроле антигена – реакция – отрицательная.
Примечание: реакция отчетлива вида, если рассматривать на темном фоне.
2. Изучить методику постановки развернутой реакции агглютинации.
1. Разведение сыворотки.
А) Поставить в штатив 7 пробирок одинакового диаметра и высоты.
Б) на каждой пробирке указать степень разведения сыворотки. На пробирках написать «КС» - контроль сыворотки и «КА» - контроль антигена.
В) Во все пробирки налить по 1 мл изотонического раствора.
Г) В отдельной пробирке приготовить исходное (рабочее) разведение сыворотки. Например, для приготовления рабочего разведения 1:50, в пробирку наливают 4,9 мл изотонического раствора NaCl и 0,1 мл сыворотки. На пробирке обязательно указать степень разведения. Исходное (рабочее) разведение вносят в первую пробирки и в пробирку контроля сыворотки.
Д) Приготовить последовательные двукратные разведения сыворотки.
Таблица 1 – Схема разведения сыворотки
Ингредиенты, мл |
Пробирки |
||||||
Опыт |
Контроль |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
сыворотки |
антигена |
|
Изотонический раствор |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Сыворотка 1:50 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
- |
Диагностикум |
1к |
1к |
1к |
1к |
1к |
|
1к |
|
Разведение сыворотки |
||||||
|
1:100 |
1:200 |
1:400 |
1:800 |
1:1600 |
1:100 |
|
Примечание: Стрелки указывают перенос жидкости из одной пробирки в другую. Из 5-й пробирки и пробирки контроля сыворотки 1,0 мл выливают в дезинфицирующий раствор.
Е) Все пробирки, кроме контроля сыворотки, внести по 1-2 капли антигена (свежеприготовленной взвеси бактерий). В пробирках при этом появляется небольшая равномерная муть. Контроль сыворотки остается прозрачным.
Ж) пробирки тщательно встряхнуть и поместить в термостат (370С). Предварительный учет результатов реакции производят через 2 часа, а окончательный - спустя 18-20 часов (выдерживая при комнатной температуре).
2.Учет результатов.
А) Контроль сыворотки должен оставаться прозрачным, а контроль антигена – мутным.
Пробирки просматривают в проходящем свете (очень удобно на темном фоне) невооруженным глазом. При положительном результате реакции в пробирках видны зерна или хлопья агглютината.
Б) Интенсивность реакции выражается следующим образом.
++++ |
Все клетки осели, жидкость в пробирке совершенно прозрачная. Результат резко положительный. |
+++ |
Осадок меньше, нет полного просветления жидкости. Результат реакции положительный. |
++ |
Осадок еще меньше, жидкость мутная. Результат слабо положительный. |
+ |
Незначительный осадок, жидкость мутная. Результат сомнительный. |
- |
Осадка нет, жидкость равномерно мутная, как в контроле антигена. Результат реакции отрицательный |
IV. Выходной контроль. Тестовый опрос.
Методические рекомендации студентам к практическому занятию
по теме: «Иммунодиагностика инфекционных заболеваний (реакции агглютинации)».
1. Какие реакции называются серологическими?
2. С какой целью применяют серологические реакции?
3.На чем основана реакция агглютинации?
4.Какие существуют методы проведения реакции агглютинации?
5.Из скольких фаз складывается процесс взаимодействия антигена и антитела?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.