лучшедома
Методические указания для студентов по теме "Иммунодиагностика инфекционных заболеваний"

Методические указания для студентов по теме "Иммунодиагностика инфекционных заболеваний"

docx
27.11.2019

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Методические указания (Иммунодиагностика инфекционных заболеваний) Microsoft Office Word.docx

ГБОУ   СПО  «ПМК»   МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 

I, IIа – КУРСА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ   

  ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Фармация; 060300, 060301  

 

Тема:  «Иммунодиагностика инфекционных заболеваний

(реакции агглютинации)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         Протокол № ____  от _________

Руководитель ЦМК ______ /Пономарева М.Н./

Методист ________  /Баева Н.В./

Дата _____________________

 Составила:   Ермакова Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 –2014  уч. год

Методические указания к практическому занятию по дисциплине

«Основы микробиологии и иммунологии»

для студентов специальности: Фармация; 060300, 060301  

 

Тема: «Иммунодиагностика инфекционных заболеваний (реакции агглютинации) ».

 

Цель занятия: Изучить методику постановки ориентировочной и развернутой реакций агглютинации.

Оборудование:  предметные стекла, сыворотка, изотонический раствор, петли, культура микроорганизмов.

 

После выполнения практической работы студенты должны уметь:

- учитывать результат серологической реакции.

 

Студенты должны знать:

- применение серологических реакций;

-механизм взаимодействия антигена и антител

 

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:

ОК- 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результатом выполнения заданий.

 

План занятия

I. Входной контроль

II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме.

III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике

IV. Отчет о проделанной работе. Выходной контроль

 

Ход занятия.

I.       Ответьте на вопросы входного контроля:

1. Какие реакции называются серологическими?

2. С какой целью применяют серологические реакции?

3.На чем основана реакция агглютинации?

4.Какие существуют методы проведения реакции агглютинации?

5.Из скольких фаз складывается процесс взаимодействия антигена и антитела?

 

II.   Инструктаж к практической работе

Используя в работе   методические указания, изучите постановку реакций агглютинаций.

 

III. Самостоятельная работа студентов:

1.       Изучить методику постановки реакции  агглютинации на стекле.

1.       На обезжиренное  предметное стекло нанести две капли специфической (адсорбированной) сыворотки и одну каплю изотонического раствора на некотором расстоянии друг от друга. Восковым карандашом пометить, где какая капля.

 

2.       Культуру микроорганизмов тщательно растереть на стекле петлей. Внести в каплю изотонического раствора и в одну из капель сыворотки, размешивая в каждой до образования однородной взвеси. Капля сыворотки, в которую не внесена культура, является контролем сыворотки. Капля изотонического раствора, в которую внесена культура, является контролем антигена.

 

3.       Реакция протекает при комнатной температуре 1-3 минуты. Контроль сыворотки остается прозрачным, а в контроле антигена должна наблюдаться равномерная муть.

 

4.       Учет результатов реакции:

А) Если в капле, где культура смешана с сывороткой, появляются хлопья агглютината на фоне прозрачной жидкости – реакция положительная.

 

Б) Если в капле будет равномерная муть, как в контроле антигена – реакция – отрицательная.

Примечание: реакция отчетлива вида, если рассматривать на темном фоне.

 

2.       Изучить методику постановки развернутой реакции агглютинации.

1.       Разведение сыворотки.

А) Поставить в штатив  7 пробирок одинакового диаметра и высоты.

 

Б) на каждой пробирке указать степень разведения сыворотки. На пробирках написать «КС» - контроль сыворотки и «КА» - контроль антигена.

В) Во все пробирки налить по 1 мл изотонического раствора.

 

Г) В отдельной пробирке приготовить исходное  (рабочее) разведение сыворотки. Например, для приготовления рабочего разведения 1:50, в пробирку наливают 4,9 мл изотонического раствора NaCl  и 0,1 мл сыворотки. На пробирке обязательно указать степень разведения. Исходное  (рабочее) разведение вносят в первую  пробирки и в пробирку контроля сыворотки.

 

Д) Приготовить последовательные двукратные разведения сыворотки.

 

Таблица  1 – Схема разведения сыворотки

Ингредиенты, мл

Пробирки

Опыт

Контроль

1

2

3

4

5

сыворотки

антигена

Изотонический раствор

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Сыворотка 1:50

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

-

Диагностикум

 

 

Разведение сыворотки

 

1:100

1:200

1:400

1:800

1:1600

1:100

 

Примечание: Стрелки указывают перенос жидкости из одной пробирки в другую. Из 5-й пробирки и пробирки контроля сыворотки 1,0 мл выливают в дезинфицирующий раствор.

 

Е) Все пробирки, кроме контроля сыворотки, внести по 1-2 капли антигена (свежеприготовленной взвеси бактерий). В пробирках при этом появляется небольшая равномерная муть. Контроль сыворотки остается прозрачным.

 

Ж) пробирки тщательно встряхнуть и поместить в термостат (370С). Предварительный учет результатов реакции производят через 2 часа, а окончательный  - спустя 18-20 часов (выдерживая при комнатной температуре).

 

2.Учет результатов.

А) Контроль сыворотки должен оставаться прозрачным, а контроль антигена – мутным.

Пробирки просматривают в проходящем свете (очень удобно на темном фоне) невооруженным глазом. При положительном результате реакции в пробирках видны зерна или хлопья агглютината.

 

Б) Интенсивность реакции выражается следующим образом.

 

++++

Все клетки осели, жидкость в пробирке совершенно прозрачная. Результат резко положительный.

+++

Осадок меньше, нет полного просветления жидкости. Результат реакции положительный.

++

Осадок еще меньше, жидкость мутная. Результат слабо положительный.

+

Незначительный осадок, жидкость мутная. Результат сомнительный.

-

Осадка нет, жидкость равномерно мутная, как в контроле антигена. Результат реакции отрицательный

 

IV.   Выходной контроль. Тестовый опрос.

 

Методические рекомендации студентам к практическому занятию

по теме: «Иммунодиагностика инфекционных заболеваний (реакции агглютинации)».

1. Какие реакции называются серологическими?

2. С какой целью применяют серологические реакции?

3.На чем основана реакция агглютинации?

4.Какие существуют методы проведения реакции агглютинации?

5.Из скольких фаз складывается процесс взаимодействия антигена и антитела?

 

 

скачать по прямой ссылке
Получите почетное звание, участвуя онлайн
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Взнос в рассрочку от 450 руб.
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.