Методические указания для студентов по теме "Иммунодиагностика инфекционных заболеваний"
Оценка 4.9

Методические указания для студентов по теме "Иммунодиагностика инфекционных заболеваний"

Оценка 4.9
docx
27.11.2019
Методические указания для студентов по теме "Иммунодиагностика инфекционных заболеваний"
Методические указания (Иммунодиагностика инфекционных заболеваний) Microsoft Office Word.docx

ГБОУ   СПО  «ПМК»   МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 

I, IIа – КУРСА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ   

  ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Фармация; 060300, 060301  

 

Тема:  «Иммунодиагностика инфекционных заболеваний

(реакции агглютинации)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         Протокол № ____  от _________

Руководитель ЦМК ______ /Пономарева М.Н./

Методист ________  /Баева Н.В./

Дата _____________________

 Составила:   Ермакова Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 –2014  уч. год

Методические указания к практическому занятию по дисциплине

«Основы микробиологии и иммунологии»

для студентов специальности: Фармация; 060300, 060301  

 

Тема: «Иммунодиагностика инфекционных заболеваний (реакции агглютинации) ».

 

Цель занятия: Изучить методику постановки ориентировочной и развернутой реакций агглютинации.

Оборудование:  предметные стекла, сыворотка, изотонический раствор, петли, культура микроорганизмов.

 

После выполнения практической работы студенты должны уметь:

- учитывать результат серологической реакции.

 

Студенты должны знать:

- применение серологических реакций;

-механизм взаимодействия антигена и антител

 

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:

ОК- 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результатом выполнения заданий.

 

План занятия

I. Входной контроль

II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме.

III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике

IV. Отчет о проделанной работе. Выходной контроль

 

Ход занятия.

I.       Ответьте на вопросы входного контроля:

1. Какие реакции называются серологическими?

2. С какой целью применяют серологические реакции?

3.На чем основана реакция агглютинации?

4.Какие существуют методы проведения реакции агглютинации?

5.Из скольких фаз складывается процесс взаимодействия антигена и антитела?

 

II.   Инструктаж к практической работе

Используя в работе   методические указания, изучите постановку реакций агглютинаций.

 

III. Самостоятельная работа студентов:

1.       Изучить методику постановки реакции  агглютинации на стекле.

1.       На обезжиренное  предметное стекло нанести две капли специфической (адсорбированной) сыворотки и одну каплю изотонического раствора на некотором расстоянии друг от друга. Восковым карандашом пометить, где какая капля.

 

2.       Культуру микроорганизмов тщательно растереть на стекле петлей. Внести в каплю изотонического раствора и в одну из капель сыворотки, размешивая в каждой до образования однородной взвеси. Капля сыворотки, в которую не внесена культура, является контролем сыворотки. Капля изотонического раствора, в которую внесена культура, является контролем антигена.

 

3.       Реакция протекает при комнатной температуре 1-3 минуты. Контроль сыворотки остается прозрачным, а в контроле антигена должна наблюдаться равномерная муть.

 

4.       Учет результатов реакции:

А) Если в капле, где культура смешана с сывороткой, появляются хлопья агглютината на фоне прозрачной жидкости – реакция положительная.

 

Б) Если в капле будет равномерная муть, как в контроле антигена – реакция – отрицательная.

Примечание: реакция отчетлива вида, если рассматривать на темном фоне.

 

2.       Изучить методику постановки развернутой реакции агглютинации.

1.       Разведение сыворотки.

А) Поставить в штатив  7 пробирок одинакового диаметра и высоты.

 

Б) на каждой пробирке указать степень разведения сыворотки. На пробирках написать «КС» - контроль сыворотки и «КА» - контроль антигена.

В) Во все пробирки налить по 1 мл изотонического раствора.

 

Г) В отдельной пробирке приготовить исходное  (рабочее) разведение сыворотки. Например, для приготовления рабочего разведения 1:50, в пробирку наливают 4,9 мл изотонического раствора NaCl  и 0,1 мл сыворотки. На пробирке обязательно указать степень разведения. Исходное  (рабочее) разведение вносят в первую  пробирки и в пробирку контроля сыворотки.

 

Д) Приготовить последовательные двукратные разведения сыворотки.

 

Таблица  1 – Схема разведения сыворотки

Ингредиенты, мл

Пробирки

Опыт

Контроль

1

2

3

4

5

сыворотки

антигена

Изотонический раствор

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Сыворотка 1:50

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

-

Диагностикум

 

 

Разведение сыворотки

 

1:100

1:200

1:400

1:800

1:1600

1:100

 

Примечание: Стрелки указывают перенос жидкости из одной пробирки в другую. Из 5-й пробирки и пробирки контроля сыворотки 1,0 мл выливают в дезинфицирующий раствор.

 

Е) Все пробирки, кроме контроля сыворотки, внести по 1-2 капли антигена (свежеприготовленной взвеси бактерий). В пробирках при этом появляется небольшая равномерная муть. Контроль сыворотки остается прозрачным.

 

Ж) пробирки тщательно встряхнуть и поместить в термостат (370С). Предварительный учет результатов реакции производят через 2 часа, а окончательный  - спустя 18-20 часов (выдерживая при комнатной температуре).

 

2.Учет результатов.

А) Контроль сыворотки должен оставаться прозрачным, а контроль антигена – мутным.

Пробирки просматривают в проходящем свете (очень удобно на темном фоне) невооруженным глазом. При положительном результате реакции в пробирках видны зерна или хлопья агглютината.

 

Б) Интенсивность реакции выражается следующим образом.

 

++++

Все клетки осели, жидкость в пробирке совершенно прозрачная. Результат резко положительный.

+++

Осадок меньше, нет полного просветления жидкости. Результат реакции положительный.

++

Осадок еще меньше, жидкость мутная. Результат слабо положительный.

+

Незначительный осадок, жидкость мутная. Результат сомнительный.

-

Осадка нет, жидкость равномерно мутная, как в контроле антигена. Результат реакции отрицательный

 

IV.   Выходной контроль. Тестовый опрос.

 

Методические рекомендации студентам к практическому занятию

по теме: «Иммунодиагностика инфекционных заболеваний (реакции агглютинации)».

1. Какие реакции называются серологическими?

2. С какой целью применяют серологические реакции?

3.На чем основана реакция агглютинации?

4.Какие существуют методы проведения реакции агглютинации?

5.Из скольких фаз складывается процесс взаимодействия антигена и антитела?

 

 

Методические указания для студентов по теме "Иммунодиагностика инфекционных заболеваний"

Методические указания для студентов по теме "Иммунодиагностика инфекционных заболеваний"

Методические указания для студентов по теме "Иммунодиагностика инфекционных заболеваний"

Методические указания для студентов по теме "Иммунодиагностика инфекционных заболеваний"

Методические указания для студентов по теме "Иммунодиагностика инфекционных заболеваний"

Методические указания для студентов по теме "Иммунодиагностика инфекционных заболеваний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2019