МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине ОП. 04 Основы геодезии
для специальности
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
2 курс
Составитель: Суюшкина Е.В.
2018
Одобрено Методическим советом КГСТ
Протокол №____ от _____________________
Содержание
1. Пояснительная записка 4
2. Перечень лабораторно-практических заданий 6
3. Практическая работа № 1 7
4. Практическая работа № 2 9
5. Практическая работа № 3 10
6. Практическая работа № 4 12
7. Практическая работа № 5 13
8. Практическая работа № 6 15
9. Практическая работа № 7 23
10. Лабораторная работа № 1 26
11. Лабораторная работа № 2 30
12. Лабораторная работа № 3 36
13. Лабораторная работа № 4 40
14. Лабораторная работа № 5 48
15. Лабораторная работа № 6 53
Список литературы и интернет-ресурсов 56
Пояснительная записка
Дисциплина «Основы геодезии» имеет целью приобретения знаний и практических навыков по основным геодезическим работам в процессе строительства, необходимым для выполнения изысканий, проектирования, обеспечения строительства и эксплуатации инженерных сооружений на основе современных технологий
Согласно рабочей программе по предложенной дисциплине студент должен выполнить 7 практических работ.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения данной дисциплины должен:
уметь:
- читать ситуации на планах и картах;
- решать задачи на масштабы;
- решать прямую и обратную геодезическую задачу;
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при вынесении расстояния и координат;
- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования.
знать:
- основные понятие и термины, используемые в геодезии;
основные понятия и термины, используемые в геодезии;
- назначение опорных геодезических сетей;
- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
- систему плоских прямоугольных координат;
- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;
- приборы и инструменты для вынесения расстояния и координат;
- виды геодезических измерений.
При проведении практических работ происходит формирование общих и профессиональных компетенций:
ПК 1.3 Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием средств автоматизированного проектирования;
ПК 1.4 Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий;
ПК 2.1 Выполнять подготовительные работы на строительной площадке;
ПК 2.2 Выполнять строительно-монтажные, в том числе отделочные работы на объекте капитального строительства;
ПК 2.4 Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ и расходуемых материалов.
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Для выполнения работ разработаны индивидуальные варианты для студентов, номер, которого совпадает с номером в журнале.
Критерии оценки: Каждая лабораторная или практическая работа должна быть выполнена на отдельном листе формат А4. Студент при сдаче работы отвечает на один из предложенных контрольных вопросов.
Перечень практических заданий
№ |
Тема практического занятия |
Количество часов |
1 |
Решение задач на масштабы. |
2 |
2 |
Решение задач по карте (плану) с горизонталями. |
2 |
3 |
Определение ориентирных углов направлений по карте. |
2 |
4 |
Определение координат точек по карте. |
2 |
5 |
Вычислительная обработка теодолитного хода. |
4 |
6 |
Нанесение точек теодолитного хода на план. |
2 |
7 |
Геодезическая подготовка для переноса проекта в натуру. |
2 |
|
Итого: |
16 |
Перечень лабораторных работ
№ |
Тема практического занятия |
Количество часов |
1 |
Выполнение и обработка линейных измерений. |
2 |
2 |
Работа с теодолитом. Выполнение поверок теодолита. |
2 |
3 |
Измерение углов теодолитом. |
2 |
4 |
Работа с нивелиром. Выполнение поверок нивелира. Обработка результатов нивелирования. |
4 |
5 |
Работа с тахеометром. Ввод данных о станции. Координатные измерения. |
2 |
6 |
Обратная засечка (координатная и высотная). Вынос в натуру тахеометром (расстояния и координат) |
4 |
|
Итого: |
16 |
Практическая работа № 1
Тема: Решение задач на масштабы.
Цели:
1. Закрепление теоретических знаний по теме;
2. Формирование общей компетенции: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Студент должен знать: определение масштаба; формы записи масштаба на планах и картах: численная, именованная, графическая; точность масштаба; государственный масштабный ряд.
Студент должен уметь: определять действительное расстояние отрезка по формуле; определять точности масштаба; вычислять значение расстояния d, которое необходимо отложить на плане или карте в (см).
Порядок выполнения работы:
1. Прочитать текст учебника стр. 28-32, изучить формулу (1) решить задачи 1,2,3.
ЗАДАЧА 1 Определить длину отрезка на плане или карте, если известна горизонтальная проекция соответствующей линии на местности (табл.1).
Таблица 1
Вариант |
Горизонтальная проекция линии местности, м |
Масштаб плана |
Вариант |
Горизонтальная проекция линии местности, м |
Масштаб плана |
1 |
683,7 |
1:5000 |
6 |
86,9 |
1:2000 |
2 |
234,0 |
1:25000 |
7 |
43,4 |
1:500 |
3 |
343,8 |
1:10000 |
8 |
22,9 |
1:250 |
4 |
193,4 |
1:5000 |
9 |
11,1 |
1:200 |
5 |
46,2 |
1:25000 |
10 |
8,3 |
1:100 |
ЗАДАЧА 2 Определить горизонтальную проекцию линии местности по длине отрезка на плане (табл. 2).
Таблица 2
Вариант |
Длина отрезка на плане, см |
Масштаб
|
Вариант |
Длина отрезка на плане, см |
Масштаб
|
1 |
2,6 |
1:1000 |
6 |
14,2 |
1:100 |
2 |
3,7 |
1:2000 |
7 |
8,6 |
1:200 |
3 |
1,4 |
1:5000 |
8 |
4,4 |
1:250 |
4 |
3,0 |
1:10000 |
9 |
16,8 |
1:500 |
5 |
1,5 |
1:25000 |
10 |
2,1 |
1:50000 |
ЗАДАЧА 3 Определить численный масштаб плана, по данным приведенным в таблице 3.
Таблица 3
Вариант |
Длина отрезка на плане, см |
Горизонтальная проекция линии местности, м |
Вариант |
Длина отрезка на плане, см |
Горизонтальная проекция линии местности, м |
1 |
22,85 |
11,4 |
9 |
720 |
7,20 |
2 |
525 |
5,25 |
7 |
850 |
3,40 |
3 |
125,5 |
2,51 |
8 |
722,50 |
28,90 |
4 |
62,2 |
31,1 |
9 |
648 |
32,4 |
5 |
1080 |
21,60 |
10 |
850 |
3,4 |
2. Прочитать текст учебника стр. 30-32 и изучить рисунок 3а, б стр. 30 решить задачи 4,5 с графическими построениями масштабов.
ЗАДАЧА 4 Построить линейные масштабы по данным таблицы 3.
Таблица 4
Вариант |
Основание масштаба, см |
Численный масштаб |
Вариант |
Основание масштаба, см |
Численный масштаб |
1 |
2 |
1:5000 |
6 |
2,5 |
1:10000 |
2 |
2 |
1:1000 |
7 |
2 |
1:500 |
3 |
2,5 |
1:1000 |
8 |
2 |
1:250 |
4 |
2 |
1:25000 |
9 |
2,5 |
1:200 |
5 |
2 |
1:100 |
10 |
2,5 |
1:100 |
Отложите на линейном масштабе, заданные отрезки, длины которых на местности даны в таблицу 5.
Таблица 5
Вариант |
Длина линии на местности, м |
Вариант |
Длина линии на местности, м |
1 |
267,5 |
6 |
545,0 |
2 |
86,3 |
7 |
31,4 |
3 |
72,0 |
8 |
13,2 |
4 |
143,8 |
9 |
10,3 |
5 |
7,6 |
10 |
6,9 |
ЗАДАЧА 5 Построить поперечный масштабы по данным таблицы 4. Отложите линии, длины которых на местности указаны в таблице 6.
Таблица 6
Вариант |
Длина линии на местности, м |
Вариант |
Длина линии на местности, м |
1 |
301,7 |
6 |
503,2 |
2 |
94,5 |
7 |
28,1 |
3 |
68,6 |
8 |
12,9 |
4 |
121,0 |
9 |
9,4 |
5 |
6,3 |
10 |
7,8 |
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение масштаба? Укажите, какие задачи решаются с помощью масштабов.
2. Что представляет собой численный, линейный и поперечный масштабы?
3. В каких случаях используется поперечный масштаб?
4. Как определяется точность масштаба?
Список литературы:
Практикум по геодезии: Учебное пособие для вузов/ под ред. Г.Г. Поклада,- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012.-470с.
Практическая работа № 2
Тема: Решение задач по карте (плану) с горизонталями.
Цели:
1. Закрепление теоретических знаний по теме;
2. Формирование общей компетенции: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Студент должен знать: основные формы рельефа и их элементы; характерные точки и линии. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота сечения, заложение. Методика определения высот горизонталей и высот точек, лежащих между горизонталями. Уклон линии. Понятие профиля. Принцип и методика его построения по линии, заданной на топографической карте.
Студент должен уметь: построить профиль местности по линии, заданной на карте в выбранном удобном для чтения масштабе, вычислять уклон заданной линии.
Порядок выполнения работы:
Прочитать текст учебника стр. 43-50, изучить формулы (12-16) и используя карту решить задачи 1,2,3.
ЗАДАЧА 1. Изучить рельеф местности по топографической карте. Зарисовать образцы основных форм рельефа, имеющихся на карте.
ЗАДАЧА 2. Определить уклон линии, если известны горизонтальное проложение линии на плане, высота сечения рельефа и масштаб.
Таблица 7
Вариант |
Масштаб |
Высота сечения горизонтали, м |
Длина отрезка на плане, см |
Вариант |
Масштаб |
Высота сечения горизонтали, м |
Длина отрезка на плане, см |
1 |
1:25000 |
5 |
2,1 |
6 |
1:1000 |
1 |
6,3 |
2 |
1:10000 |
2,5 |
3,4 |
7 |
1:500 |
0,25 |
2,4 |
3 |
1:5000 |
5 |
4,0 |
8 |
1:250 |
0,1 |
13,0 |
4 |
1:2500 |
2 |
5,3 |
9 |
1:200 |
0,1 |
15,6 |
5 |
1:2000 |
1 |
4,9 |
10 |
1:50000 |
10 |
7,4 |
ЗАДАЧА 3. Построить профиль местности по заданному направлению А-В.
Контрольные вопросы:
1. Что называется, рельефом местности?
2. Какие основные типовые формы рельефа существуют?
3. Что называется, горизонталью, ее основные свойства?
4. Что такое высота сечения рельефа?
5. Что называется, заложением?
Список литературы:
Практикум по геодезии: Учебное пособие для вузов/ под ред. Г.Г. Поклада,- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012.-470с.
Практическая работа № 3
Тема: Определение ориентирных углов линий по планам и картам.
Цели:
1. Закрепление теоретических знаний по теме;
2. Формирование общей компетенции: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Студент должен знать: понятие об ориентировании линий на местности. Истинные и магнитные азимуты. Дирекционный угол. Румбы. Формулы перехода от дирекционного угла к азимутам. Формы связи между румбами и азимутами.
Студент должен уметь: определять истинные, магнитные азимуты. Румбы.
Порядок выполнения работы:
Прочитать текст учебника стр. 35-40, изучить формулу (6-8) решить задачи 1-5, с графическим построением решения.
ЗАДАЧА 1.
По данным таблицы 8 определить истинный азимут линии 1-2 и по полученным данным вычертить схему склонения магнитной стрелки.
Таблица 8
Вариант |
Склонение δв |
Магнитный азимут Ам |
1 |
0°31´ |
59°24´ |
2 |
0°26´ |
72°55´ |
3 |
2°15´ |
83°07´ |
4 |
1°33´ |
98°18´ |
5 |
1°04´ |
156°13´ |
Вариант |
Склонение δз |
Магнитный азимут Ам |
6 |
3°14´ |
68°32´ |
7 |
5°18´ |
91°03´ |
8 |
2°51´ |
135°10´ |
9 |
0°40´ |
273°11´ |
10 |
1°19´ |
302°51´ |
ЗАДАЧА 2.
По данным таблицы 9 определить магнитный азимут линии 1-2 и по полученным данным вычертить схему.
Таблица 9
Вариант |
Истинный азимут Аи |
Склонение δз |
Вариант |
Истинный азимут Аи |
Склонение δв |
1 |
343°20´ |
5°15´ |
6 |
93°18´ |
0°26´ |
2 |
302°06´ |
2°04´ |
7 |
118°33´ |
1°17´ |
3 |
263°17´ |
3°16´ |
8 |
148°19´ |
2°49´ |
4 |
191°04´ |
1°25´ |
9 |
202°16´ |
4°44´ |
5 |
115°23´ |
0°38´ |
10 |
237°14´ |
5°26´ |
ЗАДАЧА 3.
По данным, приведенным, а таблице 10, определить дирекционные углы, вычертить схему.
Таблица 10
Вариант |
g1 |
А1 |
Вариант |
g1 |
А1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
0°15´ |
42°16´ |
6 |
0°06´ |
56°33´ |
2 |
0°22´ |
73°24´ |
7 |
0°10´ |
73°12´ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3 |
0°13´ |
65°43´ |
8 |
0°08´ |
86°14´ |
4 |
0°11´ |
72°18´ |
9 |
0°07´ |
38°55´ |
5 |
0°05´ |
76°55´ |
10 |
0°04´ |
43°07´ |
ЗАДАЧА 4.
Определить дирекционный угол α2-3, если известны внутренний вправо лежащий угол β2 и дирекционный угол α1-2 (таблица 11).
Таблица 11
Вариант |
α1-2 |
β2 |
Вариант |
α1-2 |
β2 |
1 |
36°12´ |
65°43´ |
6 |
102°22´ |
86°27´ |
2 |
48°03´ |
73°24´ |
7 |
125°34´ |
73°22´ |
3 |
69°54´ |
60°28´ |
8 |
146°18´ |
80°13´ |
4 |
73°07´ |
62°01´ |
9 |
186°14´ |
61°29´ |
5 |
92°15´ |
71°28´ |
10 |
224°16´ |
95°28´ |
ЗАДАЧА 5.
Определить румб линии r по заданному азимуту (таблица 12), вычертить схему.
Таблица 12
Вариант |
А |
Вариант |
А |
1 |
234°17´ |
6 |
39°41´ |
2 |
156°18´ |
7 |
263°44´ |
3 |
74°55´ |
8 |
152°07´ |
4 |
101°06´ |
9 |
256°14´ |
5 |
333°28´ |
10 |
98°18´ |
Контрольные вопросы:
1. Что называется, ориентированием линии на местности?
2. Что называется, азимутом линии?
3. В чем заключается разница между истинным и магнитным азимутами?
4. Что называется, дирекционным углом и в каких пределах он изменяется?
5. Что называется, румбом и в каких пределах он изменяется?
6. Как перейти от дирекционных углов к румбам и обратно?
Список литературы:
Практикум по геодезии: Учебное пособие для вузов/ под ред. Г.Г. Поклада,- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012.-470с.
Практическая работа № 4
Тема: Определение координат точек по карте.
Цели:
1. Закрепление теоретических знаний по теме;
2. Формирование общей компетенции: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Студент должен знать: оцифровку сетки плоских прямоугольных координат на топографических картах и планах. Схему определения прямоугольных координат заданной точки. Сущность прямой и обратной геодезических задач. Алгоритм решения задач.
Студент должен уметь: вычислять плоские прямоугольные координаты, дирекционный угол α и координаты начальной точки линии. По данным координат точек нахождение горизонтального проложения d, дирекционного угла α и румба r. Изображать графически направления заданной линии, с указанием дирекционного угла α и румба r.
Порядок выполнения работы:
Прочитать текст учебника стр. 40-42, изучить формулу (9-11), решить задачи с графическим построением решения.
ЗАДАЧА 1.
По данным таблицы 13 определить координаты точки 2 отрезка 1-2. Вычертить схему.
Таблица 13
Вариант |
Дирекционный угол α2-3 |
Горизонтальное проложение d 2-3 |
Координаты точки , м |
|
Х1 |
У1 |
|||
1 |
34°12´ |
125,16 |
+ 54,18 |
- 13,46 |
2 |
57°31´ |
134,22 |
- 110,11 |
+ 16,39 |
3 |
102°13´ |
156,07 |
- 220,37 |
– 105,30 |
4 |
151°07´ |
86,12 |
+ 110,35 |
+ 28,55 |
5 |
235°11´ |
102,55 |
-212,77 |
+ 121,43 |
6 |
249°01´ |
141,18 |
+ 86,19 |
+ 33,51 |
7 |
312°55´ |
220,08 |
+ 150,28 |
- 147,13 |
8 |
321°09´ |
174,13 |
- 47,16 |
- 124,13 |
9 |
154°17´ |
98,21 |
- 49,38 |
+ 105,16 |
10 |
212°03´ |
123,16 |
+ 93,04 |
+ 55,07 |
По приведенным в таблице 14 приращениям координат линии 1-2 определить румб этой линии и ее горизонтальное проложение. Построить схему.
Таблица 14
Вариант |
Приращения координат |
Вариант
|
Приращения координат |
||
Δх1-2 |
Δу1-2 |
Δх1-2 |
Δу1-2 |
||
1 |
+ 86,73 |
+ 102,55 |
6 |
- 39,11 |
+ 103,49 |
2 |
- 134,28 |
+ 83,15 |
7 |
- 115,08 |
- 263,43 |
3 |
- 205,36 |
- 73,99 |
8 |
+ 130,93 |
- 68,27 |
4 |
+ 315,07 |
- 29,15 |
9 |
+ 56,24 |
+ 159,14 |
5 |
+ 111,062 |
+ 85,44 |
10 |
- 197,00 |
+ 105,31 |
ЗАДАЧА 2.
Вычислить приращение координат стороны 2-3 по данным таблицы 15. Построить схему.
Таблица 15
Вариант |
Дирекционный угол α2-3 |
Горизонтальное проложение d 2-3 |
Вариант |
Дирекционный угол α2-3 |
Горизонтальное проложение d 2-3 |
1 |
26°29´ |
89,24 |
6 |
123°43´ |
217,51 |
2 |
132°14´ |
124,38 |
7 |
247°04´ |
180,66 |
3 |
209°55´ |
115,20 |
8 |
300°19´ |
94,12 |
4 |
280°13´ |
95,32 |
9 |
75°22´ |
161,35 |
5 |
39°18´ |
156,37 |
10 |
139°16´ |
219,32 |
Контрольные вопросы:
1. Исходные данные для решения прямой и обратной геодезических задач?
2. В чем заключается решение прямой геодезической задачи на плоскости?
3. В чем заключается решение обратной геодезической задачи на плоскости?
Список литературы:
Практикум по геодезии: Учебное пособие для вузов/ под ред. Г.Г. Поклада,- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012.-470с.
Практическая работа № 5
Тема: Вычислительная обработка теодолитного хода.
Цели:
1. Закрепление теоретических знаний по теме;
2. Формирование общей компетенции: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Студент должен знать: теодолитный ход как простейший метод построения плановой опоры (сети) для выполнения геодезических съемок, выноса проекта в натуру; состав полевых работ по проложению теодолитного хода.
Студент должен уметь: построить в произвольном масштабе схемы теодолитного хода. Обработать результатов измерения теодолитного хода.
Порядок выполнения работы:
1. Прочитать текст учебника страница 80-95.
2. Взять данные для расчета из учебника страница 403-407.
3. Последовательность выполнения задания:
- обработка полевых журналов измерения горизонтальных углов и длин сторон.
- привязка теодолитных ходов к пунктам опорной геодезической сети.
- вычисление координат вершин теодолитных ходов.
Контрольные вопросы:
1. С какой целью производят топографические съемки?
2. Что такое замкнутый и разомкнутый теодолитный ход?
3. Как определить угловую невязку в теодолитном ходе и как она распределяется?
4. Что такое невязка в приращениях координат и как она распределяется?
Список литературы:
Практикум по геодезии: Учебное пособие для вузов/ под ред. Г.Г. Поклада,- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012.-470с.
Практическая работа № 6
Тема: Нанесение точек теодолитного хода на план.
Цели:
1. Закрепление теоретических знаний по теме;
2. Формирование общей компетенции: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Студент должен знать: теодолитный ход как простейший метод построения плановой опоры (сети) для выполнения геодезических съемок, выноса проекта в натуру; состав полевых работ по проложению теодолитного хода.
Студент должен уметь: построить теодолитного хода по координатам вершин, полученным в ведомости вычислений координат.
Порядок выполнения работы:
1. Прочитать текст учебника страница 95-110.
2. Графические работы состоят в построении ситуационного плана местности на основе координат точек теодолитных ходов и абрисов съемки.
3. Данные взять из таблицы результатов практической работы №8.
4. Последовательность выполнения задания:
- построение ситуационного плана участка местности.
- определение площади земельных угодий с составлением экспликации.
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой привязка теодолитных ходов к пунктам геодезической опорной сети?
2. Назовите способы съемки ситуации местности и объясните сущность каждого из них.
3. Назовите способы определения площадей по плану?
4. Приведите формулы вычисления площадей фигур?
Список литературы:
Практикум по геодезии: Учебное пособие для вузов/ под ред. Г.Г. Поклада,- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012.-470с.
Практическая работа № 7
Тема: Геодезическая подготовка для переноса проекта в натуру.
Цели:
1. Закрепление теоретических знаний по теме;
2. Формирование общей компетенции: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Студент должен знать: способы выноса осей зданий в натуру от существующих зданий и опорных геодезических пунктов. Способы передачи отметки на высокие части сооружений. Способы определения высоты труднодоступного сооружения с помощью теодолита
Студент должен уметь: выполнять по генеральному плану разбивочный чертёж для выноса здания в натуру. передавать отметки на высокие части сооружений. Определять высоты труднодоступного сооружения.
Порядок выполнения работы:
ЗАДАЧА 1.
1. Вынести в натуру проектную отметку.
2. Необходимо на местности отметить точку В (Bl, В2, ВЗ, В4 ... Вп),
которая находилась бы на заданном проектном горизонте Нпр.
3. Работу выполняют с применением штатива, нивелира, нивелирной
рейки, рулетки, маркера.
- установить нивелир на станцию, в установленное на местности место. Номер станции соответствует номеру варианта.
- привести прибор в рабочее положение.
- произвести отсчеты по рейке, стоящей на репере.
- выполнить необходимые вычисления для определения высоты
проектной рейки.
- отчетливой риской зафиксировать положение искомого проектного горизонта.
Схема решения задачи
Таблица 16 – Исходные данные для построения схемы выноса в натуру проектных отметок
Вариант |
Hpen |
Hnp |
Отсчет no рейке a |
Вариант |
Bpen |
Hnp |
Отсчет no рейке a |
1 |
15,737 |
14,237 |
0412 |
6 |
61,803 |
60,585 |
0948 |
2 |
22,145 |
21,016 |
0913 |
7 |
77,526 |
76,408 |
1015 |
3 |
34,017 |
32,825 |
0716 |
8 |
86,413 |
85,276 |
1105 |
4 |
48,355 |
47,124 |
0838 |
9 |
90,037 |
88,972 |
0973 |
5 |
53,672 |
52,253 |
0525 |
10 |
10,294 |
8,978 |
1015 |
Формулы и вычисления
Нi=ГП= Нреп+а;
В= ГП-Нпр.
№ нивелируемых точек |
Отметки точек, м |
Отсчеты по рейке, мм |
Горизонт инструмента, Нi, м |
Проектная отметка, м |
Высота проектной рейки, мм |
Реп. |
|
|
|
|
|
контроль |
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
контроль |
|
|
|
|
ЗАДАЧА 2.
Произвести разбивку линии на местности с уклоном i = 6 %. Определить рабочие высоты для точек разбивки. Данные по вариантам таблица 17.
Схема решения задачи
Таблица 17.
Вариант |
Рп |
а |
Н3,м |
Отсчеты по рейкам на земле в точках |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
1 |
95,145 |
0915 |
94,560 |
1900 |
1320 |
2210 |
1230 |
2080 |
2 |
83,255 |
0825 |
82,580 |
2100 |
1240 |
2180 |
1180 |
2110 |
3 |
74,365 |
1005 |
73,870 |
1950 |
1420 |
2320 |
1060 |
1990 |
4 |
65,425 |
1015 |
64,940 |
2050 |
1170 |
2260 |
1210 |
2210 |
5 |
56,535 |
1025 |
56,060 |
1850 |
1090 |
2120 |
1120 |
2170 |
6 |
47,645 |
1035 |
47,180 |
1807 |
1270 |
2160 |
1040 |
2060 |
7 |
38,765 |
0985 |
38,250 |
1970 |
1250 |
2220 |
1260 |
2240 |
8 |
29,875 |
0975 |
29,350 |
2020 |
1120 |
2310 |
1140 |
2120 |
9 |
13,915 |
0955 |
13,370 |
1870 |
1030 |
2420 |
1010 |
2090 |
10 |
92,585 |
0895 |
91,980 |
1680 |
1100 |
2270 |
1220 |
2130 |
ЗАДАЧА 3.
Произвести разбивку линии на местности с уклоном i = 8 %. Определить рабочие высоты для точек разбивки. Данные по вариантам таблица 17.
Схема решения задачи
В практике строительства приходится передавать отметки вниз на дно глубокого котлована и вверх на высокие части сооружения. В таких случаях для передачи отметки кроме рейки применяют стальную рулетку. Наблюдения ведут одновременно двумя нивелирами, один из которых установлен на поверхности, другой на дне котлована или на соответствующем монтажном горизонте. На рисунке а, изображена передача отметки на дно глубокого котлована. Над котлованом устанавливают кронштейн (козел), к которому подвешивают рулетку с грузом на нулевом конце. Взяв отсчет а1 по рейке, установленной на репере А, поворачивают трубу по направлению к подвешенной рулетке и одновременно по обоим нивелирам делают отсчеты, соответственно в1 и а1. После этого нивелировщик, стоящий внизу, направляет трубу на рейку, установленную на кол В в котловане, и делает отсчет в1. Зная отметку НА репера А, получим отметку верхнего среза кола В, находящегося в котловане, по формуле
|
Для того, чтобы отметка Нв была равна проектной, отсчет по рейке, установленной на дне котлована, должен быть
|
|
Получив отсчет, временный знак на дне котлована перемещают по вертикали до тех пор, пока по рейке не получится отсчет, равный вычисленному по формуле.
Рисунок - Схемы передачи отметок на дно глубокого котлована и высокие части сооружения
Передача отметок на высокие части сооружения по существу ничем не отличается от перенесения отметок на дно глубокого котлована.
Допустим, требуется передать отметку от репера А на репер В, установленный на здании.
Отметка репера В вычисляется по формуле
|
Вычислив отметку репера В на монтажном горизонте, на стене отмечают проектную отметку.
ЗАДАЧА 4.
По данным таблицы 3 и рисункам определить высоту дна котлована и монтажного горизонта здания.
Таблица 18
Вариант |
Дно котлована |
Рп, м |
Монтажный горизонт здания |
||||||
Отсчеты по рейкам и рулетке, мм |
Отсчеты по рейкам и рулетке, мм |
||||||||
а1 |
Р1 |
Р2 |
в2 |
а1 |
Р1 |
Р2 |
в2 |
||
1 |
1386 |
6127 |
0575 |
1547 |
15,274 |
1428 |
0683 |
8124 |
1527 |
2 |
1404 |
6215 |
0624 |
1553 |
22,336 |
1403 |
0717 |
8277 |
1533 |
3 |
1428 |
6329 |
0737 |
1531 |
31,413 |
1437 |
0785 |
8364 |
1548 |
4 |
1443 |
6477 |
0842 |
1524 |
44,027 |
1584 |
0803 |
8435 |
1553 |
5 |
1457 |
6582 |
0956 |
1517 |
53,173 |
1567 |
0941 |
8553 |
1566 |
6 |
1468 |
6607 |
1063 |
1495 |
48,228 |
1548 |
0996 |
8687 |
1513 |
7 |
1471 |
6734 |
1077 |
1453 |
36,374 |
1533 |
1084 |
8791 |
1521 |
8 |
1505 |
6845 |
1024 |
1442 |
29,818 |
1487 |
1095 |
8803 |
1583 |
9 |
1525 |
6958 |
1035 |
1407 |
19,677 |
1492 |
1048 |
8913 |
1542 |
10 |
1533 |
7013 |
1046 |
1395 |
57,521 |
1424 |
1057 |
9074 |
1578 |
Определение высоты сооружений, подвески проводов и т.д. — очень частая задача в практике строительства и изысканий, решаемая с помощью теодолита. Имеют место несколько вариантов задач такого типа и, следовательно, их решений.
Можно измерить расстояние до сооружения и основание его (или поверхность земли в месте измерения высоты) ниже прибора.
Для определения высоты сооружения в поле измеряется: расстояние l от теодолита до сооружения мерной лентой; углы наклона а1, а2, а3 и т.д.
Принимаем l=50,00м; а1 = 5°35'; а2= 12°27'; а2= 13°21'; а4= 4°30'.
Определяем горизонтальное проложение по таблицам для l=50,00м; а4= 4°30'. Из таблиц имеем d = 15,4 см. Тогда d =50,00 —0,15 = 49,85 м.
Поправки на наклон линий (в метрах)
Таблица
Угол наклона линии |
Длина D наклонных линий, м |
|||||||||
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
|
1° |
0,002 |
0,003 |
0,005 |
0,006 |
0,008 |
0,009 |
0,011 |
0,012 |
0,014 |
0,015 |
2° |
0,006 |
0,012 |
0,018 |
0,024 |
0,030 |
0,037 |
0,043 |
0,049 |
0,055 |
0,061 |
3° |
0,014 |
0,027 |
0,041 |
0,055 |
0,069 |
0,082 |
0,096 |
0,110 |
0,123 |
0,137 |
4° |
0,024 |
0,049 |
0,073 |
0,098 |
0,122 |
0,146 |
0,171 |
0,195 |
0,219 |
0,244 |
5° |
0,038 |
0,076 |
0,114 |
0,152 |
0,190 |
0,228 |
0,266 |
0,304 |
0,342 |
0,381 |
6° |
0,055 |
0,110 |
0,164 |
0,219 |
0,274 |
0,329 |
0,384 |
0,438 |
0,493 |
0,548 |
7° |
0,075 |
0,149 |
0,224 |
0,298 |
0,373 |
0,447 |
0,522 |
0,596 |
0,671 |
0,745 |
8° |
0,097 |
0,195 |
0,292 |
0,389 |
0,487 |
0,584 |
0,681 |
0,779 |
0,876 |
0,973 |
9° |
0,123 |
0,246 |
0,369 |
0,492 |
0,616 |
0,739 |
0,862 |
0,985 |
1,107 |
1,231 |
10° |
0,152 |
0,304 |
0,456 |
0,608 |
0,760 |
0,912 |
1,063 |
1,215 |
1,367 |
1,519 |
11° |
0,184 |
0,367 |
0,551 |
0,735 |
0,919 |
1,102 |
1,286 |
1,470 |
1,654 |
1,837 |
12° |
0,219 |
0,437 |
0,656 |
0,874 |
1,093 |
1,311 |
1,530 |
1,748 |
1,967 |
2,185 |
13° |
0,256 |
0,513 |
0,769 |
1,025 |
1,282 |
1,538 |
1,794 |
2,050 |
2,307 |
2,568 |
14° |
0,297 |
0,594 |
0,891 |
1,188 |
1,485 |
1,782 |
2,079 |
2,376 |
2,673 |
2,970 |
15° |
0,341 |
0,681 |
1,022 |
1,363 |
1,704 |
2,044 |
2,385 |
2,726 |
3,065 |
3,407 |
Определяем высоту стены hc=h1+h2= d tg а1+ d tg а2.
Для расчета на микрокалькуляторе минуты в углах наклона выразим в долях градуса: а1= 5° + 35/60 = 5,5833°; а2 = 12° + 27/60 = 12,45°; а3 = 13 + 21/60= 13,35°.
h1= 49,85 х tg 5,5833° = 49,85 х 0,09776 = 4,873 м;
h2 = 49,85 х tg 12,45°= 49,85 х 0,22078 = 11,006 м.
Тогда h с = 4,873 + 11,006 = 15,878 м
Определяем высоту здания. Для этого дополнительно измеряем рулеткой A d = 10,24 м. Тогда h — (d +Δ d) tg a3 = (49,85 + 10,24) x tg 13,35° = 60,09 х 0,23731 = 14,260 м. Общая высота здания hc=h1+h3 =4,873 + 14,260 = 19,133 м.
ЗАДАЧА 5. По данным таблицы и рисунку определит высоту осветительной мачты на станции.
Вариант |
a1 |
a2 |
d, м |
||
° |
' |
° |
' |
||
1 |
2 |
23 |
21 |
15 |
35 |
2 |
1 |
52 |
23 |
21 |
40 |
3 |
1 |
47 |
20 |
19 |
45 |
4 |
1 |
16 |
18 |
07 |
55 |
5 |
1 |
09 |
21 |
44 |
60 |
6 |
1 |
58 |
22 |
29 |
35 |
7 |
2 |
03 |
25 |
37 |
40 |
8 |
1 |
35 |
21 |
54 |
45 |
9 |
1 |
27 |
19 |
41 |
55 |
10 |
1 |
12 |
20 |
33 |
60 |
Для определения высоты водонапорной башни в поле измерены расстояние l от теодолита до сооружения и углы наклона а1, а2, а3.
Принимаем l=50,00м; а1 = 3°38'; а2= 29°12'; а3= 5°30'.
Как видно из рисунка, высота сооружения (hс) будет определяется по формуле hС = h2 — h1 (в первом случае эти две высоты суммировались). Определим отдельно высоты
h 1 = d tg а1; h2= d tg а2
Определяем по таблицам поправку за наклон Δd = 21,6 см (при l=50,00м; а3 = 5°30'). Следовательно, горизонтальное проложение d = 50,00 - 0,22=49,78 м. Определяем h 1 = 49,78 х tg а1 = 49,78х0,063498=3,161м.
Для определения высоты h2 необходимо к горизонтальному проложению линии d прибавить радиус основания водонапорной башни. Для этого рулеткой измеряют длину круга основания башни. Как известно lк=2πr, отсюда r= lк/2π=0,1591549х lк (м).
Предположим, длина круга основания башни lк=31,42 м, тогда r=5,013м. Теперь можно определить искомую высоту h2= (49,78+5,01) tg а2 =54,79х tg а2 =54,79х0,55888=30,621м.
Высота водонапорной башни hС = h2 — h1=30,621-3,161=27,460м.
ЗАДАЧА 6. По данным таблицы и рисунку определит высоту водонапорной башни.
Вариант |
a1 |
a2 |
a3 |
l, м |
lк, м |
|||
° |
' |
° |
' |
° |
' |
|||
1 |
1 |
54 |
24 |
41 |
3 |
30 |
60 |
65,34 |
2 |
2 |
05 |
25 |
13 |
4 |
00 |
55 |
64,09 |
3 |
3 |
47 |
30 |
23 |
5 |
20 |
35 |
37,70 |
4 |
2 |
49 |
28 |
56 |
5 |
00 |
40 |
43,9Н |
5 |
2 |
10 |
27 |
34 |
4 |
30 |
45 |
47,75 |
6 |
2 |
15 |
23 |
44 |
4 |
00 |
60 |
69,85 |
7 |
2 |
47 |
25 |
07 |
4 |
30 |
55 |
62,8.1 |
8 |
2 |
53 |
27 |
47 |
5 |
00 |
40 |
46,45 |
9 |
3 |
10 |
26 |
16 |
5 |
20 |
45 |
51,81 |
10 |
3 |
13 |
32 |
45 |
5 |
40 |
35 |
41,63 |
Контрольные вопросы:
1. Объяснить суть работы с прибором на местности по передаче отметки на высокие части сооружений.
2. Объяснить суть работы с прибором на местности по определению высоты труднодоступного сооружения с помощью теодолита.
3. Объяснить суть работы с прибором на местности по вынесению в натуру проектную отметку.
4. Объяснить суть работы с прибором на местности по разбивке линии с уклоном.
Список литературы:
Киселев М.И. Геодезия: учебник / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. - 6-е изд., М.: Академия, 2009, стр. 168-172.
Лабораторная работа № 1
Тема Выполнение и обработка линейных измерений.
Цель получить представление об обработке результатов линейных измерений, назначении и устройстве геодезических приборов и инструментов для производства линейных измерений, и порядке измерения линий.
Задачи работы
1. Закрепить знания, полученные на лекциях.
Обеспечивающие средства. рулетка, рабочая тетрадь, чертежные принадлежности.
1. Для чего производят вешение линии на местности ________________
__________________________________________________________________
2. Что называется, створом? ______________________________________
__________________________________________________________________
3. Какие приборы применяются для непосредственного измерения расстояния ________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Какие приборы применяются при косвенных измерениях линий __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Что такое компарирование мерных приборов? ________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как приводятся наклонные отрезки линий к горизонту? ________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как определяется поправка за температуру в измеренные отрезки линий? ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАЧА 1.
Определить длину 20-метровой рабочей ленты (с точностью до 1 см) по данным таблицы.
Вариант |
D к, м |
D ср, м |
Вариант |
D к, м |
D ср, м |
1 |
90 |
89,91 |
6 |
200 |
199,72 |
2 |
100 |
100,09 |
7 |
80 |
80,94 |
3 |
120 |
119,86 |
8 |
100 |
100,14 |
4 |
140 |
139,84 |
9 |
120 |
120,16 |
5 |
160 |
160,10 |
10 |
140 |
140,13 |
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАЧА 2.
Определить абсолютную ΔD, относительную fот погрешность двойного измерения и среднее значение линии D ср, если относительная погрешность окажется допустимой.
Вариант |
D пр, м |
D об, м |
Категория местности |
Вариант |
D пр, м |
D об, м |
Категория местности |
1 |
151,23 |
151,29 |
1 |
6 |
79,81 |
79,97 |
2 |
2 |
89,33 |
89,40 |
2 |
7 |
112,89 |
113,03 |
3 |
3 |
128,73 |
128,66 |
3 |
8 |
140,07 |
139,91 |
1 |
4 |
203,06 |
202,98 |
2 |
9 |
97,42 |
97,36 |
2 |
5 |
94,97 |
95,04 |
1 |
10 |
184,12 |
184,21 |
3 |
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАЧА 3.
Определить абсолютную и относительную погрешности измерений и, если они допустимы, найти среднее значение длины линии по данным таблицы.
Вариант |
m пр, m об
|
n пр, n об
|
q пр q об |
Категория местности |
Вариант |
m пр, m об
|
n пр, n об
|
q пр q об |
Категория местности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
3 |
4 |
7,34 7,28 |
2 |
6 |
4 |
2 |
15,43 15,49 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2 |
4 |
2 |
13,21 13,27 |
1 |
7 |
2 |
3 |
3,54 3,50 |
3 |
3 |
6 |
1 |
11,15 11,20 |
3 |
8 |
3 |
5 |
19,00 18,93 |
2 |
4 |
5 |
3 |
14,41 14,37 |
1 |
9 |
5 |
2 |
16,03 15,97 |
1 |
5 |
3 |
4 |
18,66 18,58 |
2 |
10 |
6 |
4 |
17,81 17,90 |
3 |
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАЧА 4.
Определить ширину реки (неприступное расстояние) d по данным таблицы 19, вычерти схему.
Вариант |
L, м |
α |
β |
Вариант |
L, м |
α |
β |
1 |
72,33 |
90° |
51° |
6 |
120,14 |
92° |
61° |
2 |
64,51 |
86° |
54° |
7 |
101,14 |
94° |
57° |
3 |
58,92 |
81° |
52° |
8 |
131,29 |
90° |
55° |
4 |
91,00 |
88° |
50° |
9 |
140,44 |
88° |
54° |
5 |
86,15 |
91° |
57° |
10 |
95,86 |
89° |
56° |
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка защиты _____________________ дата защиты __________________
Лабораторная работа № 2
Тема Работа с теодолитом. Выполнение поверок теодолита.
Цель получить представление об устройстве теодолита и геометрических условиях, которым должен удовлетворят исправный инструмент и навыках установки его в рабочее положение.
Задачи работы
2. Закрепить знания, полученные на лекциях.
3. Изучит устройства и назначение основных частей теодолита.
4. Овладеть методикой установки теодолита в рабочее положение.
5. Приобрести навык выполнения поверок и юстировок теодолита.
Обеспечивающие средства. Теодолит 3Т5КП, рабочая тетрадь, чертежные принадлежности.
1. Для чего предназначен теодолит _________________________________
__________________________________________________________________
2. Напишите названия пронумерованных на схемах (рис. 1,2,3) частей теодолита.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13 |
14. |
15. |
Рис.1 Теодолит 3Т5КП
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13 |
14. |
15. |
Рис.2 Теодолит 3Т5КП
3. Что такое лимб? _______________________________________________
_________________________________________________________________
Технология работы
1. Пользуясь литературными источниками и плакатами ознакомиться с основными частями и узлами теодолита и геодезической буссоли.
2. Ознакомиться с действием закрепительных и наводящих винтов теодолита.
3. Установить теодолит в рабочее состояние.
4. Определить цену деление лимба теодолита, цену деления шкалы микроскопа.
5. Установить на горизонтальном или вертикальном лимбах отсчет, заданный преподавателем.
6. Выполнить установку теодолита по глазу.
7. Навести трубу теодолита на заданный объект, и установить ее по предмету.
8. Ознакомиться с устройствами для центрирования теодолита – нитяным отвесом.
9. Определить цену деления лимба.
4. На рисунке (рис. 4). произведите отсчёты
по горизонтальному и вертикальному кругам и запишите.
Рис.4 Поле зрения микроскопа
Отсчеты: |
Отсчеты: |
По горизонтальному кругу ________
|
По горизонтальному кругу ________ |
По вертикальному кругу ________ |
По вертикальному кругу ________ |
5. Напишите название осей теодолита.
ZZ1 _____________________________
UU1 _____________________________
WW1 _____________________________________________
HH1 _____________________________
Рис. 5 Схема осей теодолита
6. Сформулируйте контролируемые поверками четыре геометрических условия, которым должно удовлетворять взаимное положение осей теодолита.
Первая поверка
Условие _________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок производства _____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок юстировки _______________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Вторая поверка
Условие _________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок производства _____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок юстировки _______________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Третья поверка
Условие _________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок производства _____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок юстировки _______________________________________________
Четвертая поверка
Условие _________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок производства _____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок юстировки _______________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Опишите порядок действий при установке теодолита в рабочее положение:
- центрирование ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
- нивелирование ______________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
- подготовка зрительной труды для наблюдений
1. ______________________________________________________
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. _______________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самопроверки
1. Назовите типы теодолитов, выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью.
2. Назовите основные части теодолита.
3. Дайте определения визирной оси зрительной трубы, оси цилиндрического уровня и цены его деления.
4. Как установить зрительную трубу для наблюдений? Что такое параллакс сетки нитей и как его устранить?
5. Как установить, теодолит в рабочее положение?
6. Как произвести отсчеты по шкаловому микроскопам?
7. Сформулируйте геометрические условия, которым должно отвечать взаимное расположение осей теодолита.
8. Изложите порядок поверок и юстировок теодолитов.
Оценка защиты _____________________ дата защиты __________________
Лабораторная работа № 3
Тема Измерение углов теодолитом.
Цель получит представление измерения углов.
Задачи работы
1. Приобрести навыки в установке теодолита в рабочее положение.
2. Освоить методику измерения горизонтального угла методом приемов.
3. Пробрести навыки измерения вертикальных углов.
4. Определить место нуля и его исправления.
Обеспечивающие средства. Теодолит 3Т5КП, штатив, рабочая тетрадь, чертежные принадлежности, визирные цели.
1. Опишите порядок измерения горизонтальных углов способом приемов _________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Что такое угол наклона? _________________________________
_________________________________________________________________
3. Что такое место нуля? _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Технология работы:
1. Установить теодолит в вершине измеряемого угла и привести его в рабочее состояние.
2. Измерить не менее двух горизонтальных углов способом приемов.
3. Укажите, какими винтами производили окончательное наведение трубы на цель; в ответе сошлитесь на номера частей теодолита на его принципиальной схеме (см. рис. 1,2). ________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Записать результаты измерений в журнал
Журнал измерения горизонтальных углов
№ станции |
№ наблюдения |
Отсчеты |
Угол |
Среднее значение угла |
|||
° |
' |
° |
' |
° |
' |
||
Образец записи |
КЛ |
||||||
|
1 |
219 |
58 |
|
|
|
|
|
|
|
|
48 |
52 |
|
|
|
3 |
171 |
06 |
|
|
|
|
2 |
КП |
48 |
51,5 |
||||
|
1 |
39 |
56 |
|
|
|
|
|
|
|
|
48 |
51 |
|
|
|
3 |
351 |
05 |
|
|
|
|
№ станции |
№ наблюдения |
Отсчеты |
Угол |
Среднее значение угла |
|||
° |
' |
° |
' |
° |
' |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технология работы:
1. Определить место нуля и измерить углы наклона на две точки.
2. Записать результаты измерений в журнал.
Журнал измерения углов
№№ точек наблюдения |
Отсчеты по вертикальному кругу |
МО |
Угол наклона |
|||||
КЛ |
КП |
|||||||
° |
' |
° |
' |
° |
' |
° |
' |
|
Станция N |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Напишите формулы расчёта место нуля и угла наклона для теодолита 3Т5КП _________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составьте схему измерений.
5. Описать порядок действий при исправлении места нуля
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается сущность измерения горизонтального угла?
2. Для чего измеряют горизонтальный угол при круге право и круге лево?
3. Объясните порядок измерения горизонтальных углов способом полных приемов и круговых приемов?
4. Что такое место нуля? Как определить место нуля?
5. Изложите методику изменения вертикальных углов?
6. В чем состоит контроль измерения вертикальных углов? Как измерить вертикальный угол?
Оценка защиты _____________________ дата защиты __________________
Лабораторная работа № 4
Тема: Работа с нивелиром. Выполнение поверок нивелира. Обработка результатов нивелирования.
Цель получить представления об устройстве нивелира, о геометрических условиях, которым должен удовлетворять исправный нивелир.
Задачи работы
1. Закрепить знания, полученные на лекциях.
2. Освоить названия основных частей прибора.
3. Приобрести навыки выполнения поверок и юстировок нивелира.
4. Научиться брать отсчеты по рейке.
5. Овладеть методикой измерения превышений на станции и обработки результатов измерений.
Обеспечивающие средства: нивелир, штатив, нивелирная рейка, рабочая тетрадь, чертежные принадлежности, бланки задания, журнал технического нивелирования.
1. Для чего предназначен нивелир _________________________________
__________________________________________________________________
2. Напишите названия пронумерованных на схемах (рис. 7,8) частей нивелира.
Рис.7 Нивелир Vega L32c
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
Рис.8 Нивелир Vega L32c
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
3. Изобразите нивелирную рейку в поле зрения трубы, произведите отсчеты по трем нитям сетки и запишите их рядом с рисунком 9 против соответствующих нитей.
Рис.9 Поле зрения трубы
4. Сформулируйте контролируемые поверками геометрические условия, которым должно удовлетворять взаимное положение осей нивелира.
Первая поверка
Условие _________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок производства _____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________Порядок юстировки _______________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Вторая поверка
Условие _________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок производства _____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок юстировки _______________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Третья поверка
Условие _________________________________________________________
_________________________________________________________________
Порядок производства _____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Схема поверки
Порядок юстировки _______________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Опишите порядок действий при установке нивелира в рабочее положение ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. В чем заключается способ нивелирования из середины и вперед? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Схемы
7. Вычисление превышений и отметок точек.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Изучить порядок заполнения журнала технического нивелирования.
9. Результаты решения задач 1, 2 и 3 занести в соответствующие графы журнала.
Журнал технического нивелирования
стояния |
Реечные точки |
Отсчеты по рейкам, мм |
Превышения h, мм
|
Среднее превышение, hср мм
|
ОтметкиH, м
|
Горизонт прибора ГП, м |
||
Задний, а |
Передний, b |
Промежуточный, c |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАДАЧА 1.
По данным таблицы определить превышения и высоты точек 1,2,3,4 способом «ВПЕРЕД».
Исходные данные |
Вариант |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Hp, мм |
25,00 |
35,00 |
45,00 |
55,00 |
65,00 |
60,30 |
50,20 |
40,10 |
30,50 |
20,60 |
i, мм |
1530 |
1470 |
1610 |
1340 |
1260 |
1420 |
1370 |
1510 |
1220 |
1350 |
b1, мм |
0970 |
1865 |
0725 |
2245 |
0475 |
0695 |
1825 |
1175 |
1745 |
1045 |
b2, мм |
1125 |
1920 |
0995 |
1785 |
0890 |
1755 |
1135 |
1935 |
0615 |
1835 |
b3, мм |
1775 |
1110 |
1935 |
1215 |
1835 |
1945 |
0855 |
2265 |
0955 |
2315 |
b4, мм |
1835 |
0855 |
2155 |
0535 |
2115 |
0935 |
2465 |
0945 |
2025 |
0875 |
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
ЗАДАЧА 2.
По данным таблицы определить высоты точек 2,3,4. Нивелирование трассы большой протяженности или передачи отметки на стройплощадку требует большого числа установок нивелира, т.е. большого числа станций.
Вариант |
Н1, м |
Отсчеты по рейкам, мм |
|||
а1 |
b2 |
с3 |
с4 |
||
1 |
25,350 |
1745 |
0873 |
0517 |
2583 |
2 |
30,450 |
1928 |
0924 |
0621 |
2674 |
3 |
35,550 |
2015 |
1007 |
0733 |
2565 |
4 |
40,650 |
2134 |
1138 |
0847 |
2856 |
5 |
45,750 |
2248 |
1276 |
0913 |
2767 |
6 |
50,850 |
1817 |
0783 |
0338 |
2573 |
7 |
55,950 |
2008 |
0996 |
0476 |
2681 |
8 |
60,150 |
2236 |
1058 |
0573 |
2767 |
9 |
65,250 |
2443 |
1163 |
0619 |
2894 |
10 |
70,050 |
2657 |
1277 |
0857 |
2952 |
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
ЗАДАЧА 3.
По данным таблицы определить высоты связующих точек, выполнить контроль вычислений.
Вариант |
Нр, м |
Отсчеты по рейкам, мм |
|||||
Ст.1 |
Ст.2 |
Ст.3 |
|||||
а1 |
b1 |
а2 |
b2 |
а3 |
b3 |
||
1 |
15,375 |
0328 |
1347 |
1764 |
0411 |
0314 |
2437 |
2 |
20,464 |
0437 |
1484 |
1883 |
0523 |
0473 |
2515 |
3 |
20,553 |
0549 |
1621 |
1975 |
0636 |
0525 |
2627 |
4 |
30,642 |
0651 |
1756 |
2015 |
0768 |
0637 |
2731 |
5 |
35,731 |
0763 |
1835 |
2126 |
0832 |
0642 |
2844 |
6 |
40,829 |
0875 |
1783 |
2073 |
0715 |
0577 |
2771 |
7 |
45,915 |
0727 |
1677 |
1965 |
0647 |
0434 |
2684 |
8 |
50,173 |
0643 |
1515 |
1841 |
0563 |
0328 |
2575 |
9 |
55,087 |
0582 |
1433 |
1724 |
0433 |
0405 |
2615 |
10 |
60,248 |
0489 |
1327 |
1633 |
0574 |
0528 |
2722 |
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Вопросы для самопроверки
1. Что называется, нивелированием?
2. Назовите основные части нивелира?
3. В чем заключается подготовка нивелира к работе?
4. Назовите порядок действий при установке нивелира в рабочее положение.
5. В чем заключается способ нивелирования из середины и вперед?
6. Что такое горизонт прибора или инструмента?
7. Как производится нивелирование на станции?
Оценка защиты _____________________ дата защиты __________________
Лабораторная работа№ 5.
Работа с тахеометром. Ввод данных о станции. Координатные измерения.
Цель работы: приобретение практических навыков по вводу данных с помощью электронного тахеометра Leica.
Оборудование: Электронный тахеометр Leica, штатив, бипод, 2 вехи, набор отражателей.
Подготовка прибора к работе
Чтобы подготовить прибор к работе, необходимо извлечь его из ящика, установить батарею. Далее необходимо установить прибор на штативе и закрепить его на нем. После чего прибор необходимо включить и отгоризонтировать.
Установка инструмента:
Рис.1 Описание установки инструмента на штативе
1. Нужно выдвинуть ножки штатива на удобную для вас длину. Установить штатив над точкой, примерно отцентрировав его над этой точкой.
2. Закрепить трегер и тахеометр на штативе.
3. Включить инструмент и активизировать лазерный отвес и электронный уровень нажатием на [FNC] > [Уровень/Отвес].
4. Изменяя положение ножек штатива (1) и с помощью подъемных винтов трегера (6), выполнить центрирование над точкой с помощью отвеса (4).
5. Привести в нульпункт круглый уровень, изменяя длину ножек штатива(7).
6. Наблюдая за положением «пузырька» электронного уровня, привести его в нульпункт, вращая подъемные винты (6).
7. Выполнить точное центрирование над точкой (4), перемещая трегер по головке штатива (2).
Горизонтирование прибора выполняется следующим образом:
Электронный уровень используется для точного горизонтирования тахеометра с помощьюподъемных винтов трегера.
1. Включите тахеометр и активизируйте электронный уровень нажатием на [FNC] >[Уровень / Отвес]. Рис.2 Процесс горизонтированитя прибора (а)
2. Выполните горизонтирование по круглому уровню, вращая подъемные винты трегера.
Изображение электронного уровня и стрелок, указывающих направление
вращения, подъемных винтов появляются только при более-менее отнивелированном инструменте.
3. Поверните тахеометр вокруг оси так, чтобы дисплей был параллелен двум подъемным винтам.
Рис.3 Процесс горизонтированитя прибора (б)
4. Приведите электронный уровень в нульпункт вращением этих двух винтов, следуя указаниям стрелок, показывающих нужное
направление вращения. Как только Рис.4 Процесс горизонтированитя прибора (б) уровень будет точно приведен в горизонтальное положение при данном положении инструмента, стрелки будут заменены на галочки.
5. Приведите в нульпункт «пузырек» электронного уровня по второй оси вращением третьего подъемного винта, пользуясь указаниями стрелки. После того, как тахеометр будетотнивелирован вдоль второй оси, стрелка будет заменена на штрих.
Инструмент считается точно отгоризонтированным, если «пузырек» электронного уровня находится в нульпункте, и у каждого из подъемных винтов на дисплее будут показаны галочки.
6. Нажмите на OK.
Создание проекта
Все данные записываются в проекты (JOBS) аналогично компьютерным директориям. Проекты содержат результаты различного типа (например, измерения, коды объектов, координаты твердых точек, сведения о точках стояния и т.п.), Эти данные можно редактировать, настраивать под необходимые задачи, считывать и удалять.
[НОВОЕ] Создание нового проекта.
[OK] Настройка проекта и возврат в набор стартовых программ.
Если никакого проекта не задано и было запущено какое-либо приложение, либо в режиме «Meas & Rec» активизирована функция [ALL] или [ЗАПИСЬ], то система сама создаст новый проект и даст ему имя ПО УМОЛЧАНИЮ.
Ввод твердых точек (точек стояния)
Все расчеты координат ведутся относительно координат текущей точки установки инструмента. Для этого нужны как минимум плановые ее координаты (E, N). При необходимости можно задать и отметку станции. Все эти данные могут водиться вручную или считываться из памяти.
Ориентирование прибора
Для того, чтобы начать работу с прибором, его нужно сориентировать, т.е. либо выбрать известные (введенные ранее данные), либо ввести их вручную.
рис.7. Схема ориентирования тахеометра
Например, необходимо выполнить ориентирование горизонтиального круга.
Ориентирование ГК
Эту операцию можно выполнить как с помощью ручного ввода или с применением точек с известными координатами.
Метод №1: Ручной ввод
1. Нажмите на эту кнопку.
2. Введите нужный отсчет по ГК, номер точки и высоту отражателя на ней.
3. [ALL] Запуск измерений и задание ориентировки ГК.
4. [ЗАПИСЬ] Запись и прописка ориентации ГК.
Метод №2: по координатам
В этом методе используется точка с известными координатами.
1. Нажмите на эту кнопку.
2. Введите идентификатор ориентирного пункта для его поиска в памяти.
3. Введите высоту отражателя и подтвердите ввод.
На экране можно было наблюдать следующую информацию.
рис.5. Внешний вид меню ориентирования ГК
Также необходимо выполнить координатную привязку. На практическом занятии это выполнялось следующим образом:
Для использования точки с известными координатами необходимо:
1. Выбрать из памяти точку по ее идентификатору.
2. Ввести высоту инструмента.
[OK] Прописка станции.
Также можно выполнить ручной ввод координат:
1. [XYH] Вызов диалога ручного ввода.
2. Ввести идентификатор точки и ее координаты.
3. [SAVE] Записать данные. Перейти в окно задания высоты инструмента.
4. [OK] Прописка станции.
рис.4. Внешний вид меню оринтирования тахеометра вручную
Лабораторная работа№ 6.
Обратная засечка (координатная и высотная). Вынос в натуру тахеометром (расстояния и координат)
Цель работы: приобретение практических навыков по выносу точек в натуру с помощью электронного тахеометра Leica.
Оборудование: Электронный тахеометр Leica, штатив, бипод, 2 вехи, набор отражателей.
Ход работы
Вынос проекта на местность – процесс обратной топографической съёмки. Если при проложении теодолитного хода измеряются углы на поворотных точках и расстояния между ними, а затем по этим данным рассчитываются координаты точек теодолитного хода то при выносе проекта, наоборот, по координатам проектных точек в камеральных условиях рассчитываются проектные углы и проектные расстояния. Затем, используя теодолит либо электронный тахеометр и мерные приборы, на местности откладывают рассчитанные углы и расстояния. Вынос границ в натуру завершается закреплением определенных на местности поворотных точек межевыми знаками. Межевые знаки могут быть временными либо долговременными.
На лабораторной работе был выполнен процесс выноса точки в натуру по измеренным углам и расстоянию.
Приложение «Разбивка» позволяет вычислять разбивочные элементы по координатам или введенным вручную углам, горизонтальным приложениям и отметкам. Значения элементов могут постоянно выводиться на дисплей.
Разбивка по данным из памяти инструмента Действия:
1.Выбор точки.
2.[PACCT.] Запуск измерений и вычисления
разбивочных элементов.
3.[ЗАПИСЬ] Запись показанных на дисплее
величин.
4.[B&D] Ввод азимута и горизонтального проложения для выносимой в натуру точки.
5.[ВРУЧНУЮ] Упрощенный ручной ввод данных без указания номера точки и без записи введенных данных для нее
Данные о станции представлены ниже:
Имя станции: №102,
hинстр =1,517м.,
Y0=500;
X0=100;
H0 =200 .
Результаты съемки :
PtID 1
h отр 1,517 m
Горизонтальный угол:
Вертикальный угол
Горизонтальное проложение= 48.717 m
Превышение= -1.819 m
Наклонное расстояние= 48.751
Y = 546.737 м
X = 86.250
H = 198.181
PtID 200
h отр 1,700 m
Горизонтальный угол:
Вертикальный угол
Горизонтальное проложение: 71.986 m
Превышение: -2.879 m
Наклонное расстояние: 72.037
Y = 500 м
X = 171.986 м
H 171.121 м
Угол выноса (внешний)
рассчитывается исходя из схемы: =
.Наклонное расстояние составило 48.751 м.Cхема
представлена на рисунке 1.1
Рисунок 1.1 Схема расположения элементов
Где 102-200 базисная сторона, 102 – точка стояния, 1 – снимаемый объект.
На лабораторной работе вынос точек осуществлялся полярным способом; при этом на дисплее электронного тахеометра изображаются следующие разбивочные элементы: pГор, p , p .
Рисунок 1.2 – Полярный метод
1) Текущее положение отражателя
2) Проектное положение выносимой точки p.гор — угловой элемент: Имеет знак плюс, если проектное положение находится справа от текущего направления. p — продольный элемент: Имеет знак плюс, если проектное положение находится дальше точки установки отражателя. После расчета разбивочных элементов, необходимо задать полученные элементы,
Для этого необходимо навестись на марку и вращая тахеометр по часовой стрелке, наблюдая за изменением угла и расстоянием постепенно приводя эти значения к 0.
Вывод: на лабораторной работе были приобретены практические навыки по выносу проекта в натуру при помощи электронного тахеометра Leica.
Список литературы и интернет-ресурсов
1. Киселев М.И. Геодезия: учебник / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 384 с.;
2. Куштин И.Ф. Геодезия: учеб.-практ. пособие / И. Ф. Куштин, В. И. Куштин. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 909 с. 3. Нестеренок М.С. Геодезия: учеб. пособие для вузов / М. С. Нестеренок. - Минск : Высш. шк., 2009. - 272 с.;
3. Практикум по геодезии : учебник/ под ред. Г. Г. Поклада.-М.: Академический Проект, Трикста, 2011.-488 с.;
4. СНиП 3.01.03.84. Геодезические работы в строительстве;
5. СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания в строительстве;
6. http://lib.chistopol.net/library/book/14741.html -Публичная электронная библиотека;
7. http://libgost.ru/gost/ -Библиотека гостов и нормативных документов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.