Статья "Как правильно составить план-конспект урока" (алгоритм составления плана урока)
Оценка 4.8

Статья "Как правильно составить план-конспект урока" (алгоритм составления плана урока)

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
администрации
Взрослым
28.08.2019
Статья "Как правильно составить план-конспект урока" (алгоритм составления плана урока)
В данной статье представлен алгоритм проектирования плана-конспекта любого урока по любому предмету. Данный материал будет полезен в большей степени молодым, начинающим педагогам. Для удобства приведены примеры самых распространенных видов и форм урока. Также имеются "Рекомендации" и "Добрые советы" для молодых педагогов.
текст.doc
«Только тот учитель может стать подлинным мастером  своего дела, который хорошо изучит, что должны знать  ученики и каким путем добиться этих знаний». В.А.Сухомлинский Как правильно составить план­конспект урока? Общей функцией урока является целостное формирование  и развитие личности  школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Ежедневное   планирование   занятий   крайне   необходимо   для   эффективного воплощения в жизнь ваших замыслов. Составляя план урока, в первую очередь обращайте внимание на цели, которые вы намереваетесь достичь. В произвольной форме составьте список целей, решению которых будет посвящено занятие, и, основываясь на этих целях, продумайте, какой материал и каким образом преподнести учащимся на уроке.  План­конспект урока – "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести  урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее   достичь   поставленных   целей.   А   четко   выстроенная   структура   урока   помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока. Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы. Этап 1. Тема урока Тема   урока   всегда   обозначена   в   рабочей   программе   учителя   в   разделе   «Тематическое планирование».  Этап II. Цели урока Цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов,    волю, заложенных в данной ситуации учебно­воспитательного процесса, а с другой, программу  действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата. «Кто не  знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда.» Марк Твен Современная   методика   не   требует   разделения   целей   на   обучающие,   воспитательные   и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям: • Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как: ­ дать представление о…; ­ обобщить и систематизировать знания о….; ­ познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.) ­ выработать навыки (например, анализа лирического текста). • Воспитательные: ­   воспитывать   в   учащихся   чувство   патриотизма,   гуманности,   трудолюбия,   уважения   к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность… • Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию,   самостоятельность, коммуникативность.   Если   в   уроке   предусмотрены   групповые   виды   работы,   то   можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки. Этап III. Планируемые задачи Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время  урока.  Планируемые  задачи  стоит  сопоставлять  с  требованиями  к  знаниям  и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета по ФК ГОС и по ФГОС­   познавательное   умение,   мышление, Этап IV. Вид и форма урока В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок­ объяснение,   урок­беседа   или   вы   нацелены   провести   нестандартный   урок. Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока. Виды и формы урока 1. Урок ознакомления с новым материалом. Формы: беседа, проблемный урок, лекция. 2. Урок закрепления изученного. Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д. 3. Урок применения новых знаний и умений на практике. Формы:   те   же,   что   и   для   уроков   закрепления.   Можно   также   проводить   уроки­ исследования, лабораторные, практические работы, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Форма выбирается свободная, по желанию учителя. 5. Контрольный урок. Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации. 6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке. Этап V. Оборудование Здесь   перечисляется   все,   что   будет   использовать   учитель   в   ходе   урока.   Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы. Этап VI. Ход урока 1. сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку. 2. Проверка  домашнего  задания. Опытные  педагоги  практикуют  ежеурочную  проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков. Исключения составляют контрольные уроки. 3.   Актуализация   знаний   учащихся   по   теме.   Актуализация   помогает   учащимся настроиться   на   восприятие   темы,   обозначить   круг   вопросов,   которые   будут рассматриваться   на   уроке.   К   тому   же,   актуализация   дает   возможность   постановки практической цели урока. Например,   прослушивание   композиции   П.   Чайковского   "Времена   года"   активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года. 4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тему и цель урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини­тестирования. 5. Основная часть урока. Эта   часть   урока  будет   различной   в   зависимости   от   вида   и   формы   урока.   Но  принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному. 6.   Подведение   итогов. Многие   учителя   заменяют   этот   этап   рефлексией.   Для   учителя важно   понять,   что   усвоили   учащиеся,   какие   вопросы   остались   непонятыми,   какие проблемы – неразрешенными. 7.   Выставление   оценок. Данный   этап   не   требует   разъяснений.   Есть   лишь   уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке.   Организационный   момент –—обязательный   этап   всех   уроков.   Помогает В последнее время больше практикуется самооценка или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу. 8. Домашнее задание. Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения   или   выполнение   практической   работы.   В   этом   случае   учитель   заранее ориентирует   внимание,   что   тезисы,   разрабатываемые   на   уроке,   будут   важны   при выполнении домашнего задания. Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и   варианты   более   сложного   уровня   или   направленные   на   развитие   творческих способностей.   Например,   не   просто   выучить   стихотворение,   а   еще   и   создать   коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию. Рекомендации: 1.Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку".   Каждый урок должен содержать что­то, что вызовет удивление, изумление, восторг детей ­ одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному,    нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.     2. Из психолого­педагогической литературы известно, что: 1) забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первый день, в первые часы и даже минуты), затем оно замедляется;  2) повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде; 3) рассредоточенное по времени повторение эффективнее, чем концентрированное.        3.  Не забывайте о темпе занятия. Лучшие результаты достигаются в том случае, если виды деятельности чередуются. Добрый совет: Анализируйте рабочие планы прошлых лет, сопоставляйте их с нынешними. Это дает  возможность совершенствовать этапы урока. НЕДОПУСТИМО  неадаптированное  использование рабочих планов прошлых лет. Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами  обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно­воспитательном моменте, тем  эффективнее будет конечный результат урока. Подготовка к уроку – это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя  чрезвычайно важно  заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили  мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть  у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения. Есть учителя, хорошо работающие, но не умеющие оценить свой труд и недооценивающие  его. Есть учителя  (и таких, к сожалению, большинство), переоценивающие свою работу и не  умеющие замечать собственные недостатки. Анализ собственной работы должен превратиться в органическую часть системы работы  учителя, тогда новый учебный год будет приносить ему новые успехи.

Статья "Как правильно составить план-конспект урока" (алгоритм составления плана урока)

Статья "Как правильно составить план-конспект урока" (алгоритм составления плана урока)

Статья "Как правильно составить план-конспект урока" (алгоритм составления плана урока)

Статья "Как правильно составить план-конспект урока" (алгоритм составления плана урока)

Статья "Как правильно составить план-конспект урока" (алгоритм составления плана урока)

Статья "Как правильно составить план-конспект урока" (алгоритм составления плана урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2019