федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ПЕНЗЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические указания для студентов к практическому занятию по теме: Исследование воздуха закрытых помещений седиментационным методом Коха дисциплина ОП.02 Микробиология и техника микробиологических исследованийспециальность 32.02.01 Медико-профилактическое дело 2а курс
г.Пенза |
Методические указания для студентов
к практическому занятию
по дисциплине ОП.02 Микробиология и техника микробиологических исследований
для студентов специальности 32.02.01Медико-профилактическое дело
Тема: Исследование воздуха закрытых помещений седиментационным методом Коха
Цель занятия: освоить седиментационный метод исследования воздуха.
После выполнения практической работы студенты должны уметь:
- исследовать воздух закрытых помещений.
Студенты должны знать:
- сущность седиментационного метода отбора проб воздуха;
- санитарно-показательные микроорганизмы воздуха.
Практическая работа способствует формированию следующих компетенций:
ПК 1.2 Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
ПК 1.4 Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по общей и коммунальной гигиене.
ПК 1,5 Участвовать в проведении социально – гигиенического мониторинга и других статистических наблюдений с использованием информационных технологий.
ПК 2.1 Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологических обследований промышленных объектов с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 3.1 Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 3.3 Производить отбор образцов продовольственного сырья и пищевых продуктов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
ПК4.1 Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологического обследования образовательно – воспитательных учреждений для детей и подростков с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 4.2 Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
План занятия
I. Контроль исходного уровня знаний.
II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме.
III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике.
IV. Отчет о проделанной работе. Итоговый контроль.
Ход занятия
I. Контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос).
Ответьте на вопросы по теме: «Санитарно-бактериологическое исследование»:
1. Является ли воздух благоприятной средой для развития микроорганизмов?
2. Микрофлора воздуха закрытых помещений?
3. В каких учреждениях проводят плановое исследование микрофлоры воздуха?
4. Нормативы микробиологических показателей воздуха закрытых помещений.
II. Инструктаж к практической работе
Используя методические указания, освойте методы санитарно-микробиологического исследования воздуха закрытых помещений.
III. Самостоятельная работа студентов:
1. Используя в работе методические указания, запишите методику отбора проб воздуха седиментационным методом Коха.
2. Сделайте посевы воздуха.
3. Произведите подсчет выросших на чашках колоний и сделайте заключение о качестве воздуха.
4. Решите предложенную задачу:
За 10 мин было пропущено 250 л воздуха. Выросло 150 колоний. Рассчитайте количество колоний в 1 м3 воздуха.
IV. Отчет о проделанной работе. Итоговый контроль
Тестовая работа.
Методические рекомендации студентам к практическому занятию
по теме: Освоение методов санитарно-микробиологического исследования воды
1. Предмет, методы и объекты изучения санитарной микробиологии.
2. Какие санитарно-показательные микроорганизмы используются для характеристики объектов окружающей среды при санитарно-микробиологических исследованиях? Какие предъявляют к ним требования? Какое они имеют значение для характеристики объектов окружающей среды?
3. В чем состоят принципы санитарно-микробиологических исследований объектов окружающей среды?
4. В чем состоит санитарно-микробиологический контроль качества воздуха?
5. Какие используются методы для санитарно-микробиологического исследования воздуха?
6. Какие санитарно-показательные микроорганизмы используются при оценке качества воздуха закрытых помещений?
7. Какие требования СанПиНа (санитарные правила и нормативы) к воздуху закрытых помещений?
Литература: Черкес Ф.К. Микробиология: стереотипное издание. – М.: Альянс, 2014. – 512 с.
федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ПЕНЗЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Теоретический базисный материал к практическому занятию по теме: Исследование воздуха закрытых помещений седиментационным методом Коха дисциплина ОП.02 Микробиология и техника микробиологических исследованийспециальность 32.02.01 Медико-профилактическое дело 2а курс
г.Пенза |
Седиментационный метод (по Коху)
Седиментационный метод (по Коху) - оседание микробов на поверхность твердой питательной среды под действием силы тяжести. Для исследования воздуха помещений чашки Петри со средой открывают на 5—10 мин (для определения общей обсемененности воздуха) и на 40 мин (для учета кокковой флоры). Осевшие из воздуха микробы в С°термостате при 37 в течение 24 часов и затем при комнатной температуре (сутки). О степени загрязненности воздуха судят по количеству выросших колонии, которые подсчитывают, затем определяют количество микробов в 1 м3 воздуха (микробное число) по формуле Омелянского:
где Х — количество микробов в 1 м3 (1000 л) воздуха; а — количество выросших колоний в чашках; в — площадь чашки; Т — время, в течение которого чашка была открыта; 5 — время по правилу Омелянского; 10 — объем воздуха в литрах (1 м3). Правилом Омелянского подразумеваеся, что на поверхности агара в чашке Петри с площадью 100 см2 за 5 мин из воздуха оседает такое количество микробов, которое находится в его 10 л.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.