Методические указания
к выполнению самостоятельной работы обучающихся
по МДК 01.02. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Самостоятельная работа № 1.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Цель: систематизация, закрепление и расширение знаний по изучаемой теме.
Место выполнения – работа дома.
Тема 1.1. Предмет и задачи общей психологии. Развитие психологии как науки
Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных
теоретических знаний для выполнения следующих практических заданий:
Задание №1Дайте определения следующим основным понятиям:
1. Психология - это ____________________________________________________________
2. Предмет психологии – это ____________________________________________________
Какие характеристики можно отнести к следующим психическим процессам?
1. Познавательные -____________________________________________________________
2. Волевые - __________________________________________________________________
3. Эмоциональные - ____________________________________________________________
4. Что относят к психическим свойствам личности?____________________________________________________________________
Дайте определения следующим основным понятиям:
1. Психические состояния – это__________________________________________________
2. Психические образования - это ________________________________________________
Перечислите основные принципы психологии:_____________________________________
Тема 1.3.Психические процессы, состояния и свойства. Их значение для трудовой деятельности.
Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных
теоретических знаний для выполнения следующих практических заданий:
- исследование процессов ощущения;
- исследование процессов восприятия и узнавания;
- исследование наблюдательности.
Задание №1
1. Составить в алфавитном порядке словарь основных понятий по теме «Ощущение и
восприятие» (не менее 15 терминов)
Задание №2Решение практических ситуаций.
В какой из ситуаций имеет место ощущение? Обоснуйте свой выбор.
1. Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.
2. Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.
3. На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.
4. С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.
5. В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.
Контрольные вопросы:
1. Предмет и задачи общей психологии. Развитие психологии как науки.
2. Общие положения о психологических явлениях.
3. Психические процессы, состояния и свойства. Их значение для трудовой деятельности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
а) основная литература:
1. Н.С. Ефимова «Социальная психология», М., ИД «ФОРУМ» - ИНФРА – М, 2016, 191с.
2. В.А. Соснин, Е.А Красникова «Социальная психология», М, Форум, 2013, 334с.
б) дополнительная литература:
Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общей ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
в) информационно-справочные и поисковые системы:
1. Консультант плюс.
2. Гарант.
Самостоятельная работа № 2.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ИЗМЕНЕНИЯ У ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Цель: систематизация, закрепление и расширение знаний по изучаемой теме.
Место выполнения – работа дома.
Тема 2.2.Внимание. Изменения внимания у инвалидов и лиц пожилого возраста.
Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных
теоретических знаний для выполнения практических заданий по развитию
познавательных процессов человека – внимание, память и воображение.
Задание №1Дайте определения следующим основным понятиям:
Память – это __________________________________________________________________
Отсутствие памяти – это ________________________________________________________
Внимание – это ________________________________________________________________
Внимательность – это __________________________________________________________
Воображение – это _____________________________________________________________
Чем отличаются следующие понятия?«мечта» и «творческое воображение» - ___________ _____________________________________________________________________________
«сенсорное внимание» и «моторное внимание» - ___________________________________
_____________________________________________________________________________
«рассеянность» и «переутомление» - _____________________________________________________________________________
Задание №2 Решение практических ситуаций.
Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение
интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание
общественного интереса) использованы в следующих случаях:
а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу________________________________________________________________________
б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!»______________________________________________________________________
в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей__________________________________________________________________
г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату»_____________________________________________________________________
д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета____________________________________________________________________
е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина______________________________________________________________________
Задание №3
Тест Липпмана «Логические закономерности».
Инструкция:
Перед Вами ряды чисел и Вам необходимо проанализировать каждый ряд и установить
закономерность его построения. Сформулируйте закономерность в каждом ряду; определите и запишите два числа, которые бы продолжили ряд.
Числовые ряды:
1) 2,3,4,5,6,7___________________________________________________________________
2) 6,9,12,15,18,21______________________________________________________________
3) 1,2,4,8,16,32________________________________________________________________
4) 4,5,8,9,12,13________________________________________________________________
5) 19,16,14,11,9,6______________________________________________________________
6) 29,28,26,23,19,14____________________________________________________________
7) 16,8,4,2,1,0,5________________________________________________________________
8) 1,4,9,16,25,36_______________________________________________________________
9) 21,18,16,15,12,10____________________________________________________________
10) 3,6,8,16,18, 36______________________________________________________________
Задание №4 Решение практических ситуаций.
Проследить особенности творческого воображения.
Инструкция:
Перед Вами ряд слов: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова.
В качестве критерия оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Задание №5
Тест на определение психологического возраста.
Инструкция:
Перед вами 10 вопросов. Выберите тот вариант ответа («А», «Б» или «В»), который наиболее соответствует вашим убеждениям и мнению в отношении себя. Выделите выбранный ответ «галочкой» или кружком.
Тестовое задание
1. Вам нравится ваше тело?
А. Честно говоря, мне есть по поводу чего комплексовать (у меня достаточно много
несовершенств).
Б. Чаще нет.
В. Да, я смирилась со своими недостатками.
2. Вам нравится Ваша работа?
А. Мне нравится то, чем я занимаюсь.
Б. Не люблю работать.
В. Не всегда, но бывают моменты, когда очень нравится (такое случается редко).
3. Если у Вас что-нибудь получается:
А. У Вас повышается самооценка.
Б. Вы испытываете удивление и радость.
В. Для Вас это само собой разумеющийся факт.
4. Если Вам надо срочно решить серьезный деловой вопрос, вы:
А. Стараетесь решить его самостоятельно в сжатые сроки.
Б. Просите помощи у других или перекладываете ответственность на чужие плечи.
В. Откладываете его решение ненадолго, чтобы прийти к правильным выводам и выработать
дальнейшую тактику ведения дела.
5. Вы получаете очень хорошее известие. В первый момент Вы:
А. Делаете вид, что для Вас это не важно.
Б. Не можете в это поверить.
В. Чувство радости переполняет Вас.
6. Часто ли Вы вините себя в жизненных провалах?
А. Редко.
Б. Во всех моих бедах виноваты жизненные обстоятельства, иногда окружающие, только не я сам.
В. Бывает иногда.
7. Когда Вы получаете зарплату, Вы:
А. Идете по магазинам.
Б. Раздаете долги.
В. Откладываете сразу часть денег на счет, который ежемесячно пополняете.
8. Заболев хроническим недугом, Вы:
А. Сами стараетесь сделать все для выздоровления.
Б. Вас это мало беспокоит, оставляете все, как есть.
В. Ходите по врачам и аптекам.
9. Какая фраза Вам ближе?
А. Все хорошо, что хорошо кончается.
Б. Принять все, как есть.
В. Все, что ни делается, к лучшему.
10. У Вас есть мечта?
А. Я предпочитаю строить планы на жизнь, а не витать в облаках.
Б. Да, я люблю мечтать.
В. Нет. Все, о чем мечтал (а), уже реализовано.
Ключ к тесту:
Тест для определения психологического возраста позволяет оценить самоощущение и
психологический тонус кандидата или сотрудника.
Посчитайте, каких ответов больше – «А», «Б» или «В».
«А» - ______________; «Б» - _____________; «В» - ______________
Если больше ответов «А»: Вы относитесь к группе «подросток». Для него характерны
комплексы и некоторая неуверенность в себе, а также максимализм, который не дает повзрослеть и стать самостоятельной личностью.
Если больше ответов «Б»: Вы относитесь к группе «ребенок».
Если ответы «Б» были даны более чем на 90 % вопросов, то оцениваемого относят к группе
«прелестный малыш».
Если больше ответов «В»: Вы – самостоятельная, зрелая личность, «взрослый», который может в нужный момент «включить» внутреннего подростка или ребенка. При этом Вы умеетерешать важные вопросы, радоваться жизни и творить.
Если же у Вас в анкете более 90 % ответов «В», то он относится к группе «суперстар» и не умеет проявлять качества «ребенка» и «подростка», что усложняет его личность и отношение с ним.
Интерпретация:
«Прелестный малыш» - психологический возраст 7–12 лет.
Когда человек игнорирует запросы и нормы своих внутренних подростка и взрослого, то сущность ребенка начинает брать верх над остальными двумя. В психологии для таких людей есть термин: носители синдрома Питера Пена. Беззаботный ребенок Питер Пен не хочет участвовать в сложной взрослой жизни. С одной стороны, он обаятельный «малыш», с другой – эгоцентричный монстр, который считает, что мир должен вертеться вокруг него любимого.
Работа, ответственность, необходимость зарабатывать деньги и вести хозяйство – все это
нагоняет на «малыша» скуку, страх. Жизнь должна приносить ему только удовольствие. Поэтому «прелестный малыш» любит компьютерные игры, участвовать в костюмированных вечеринках, различных ярких веселых конкурсах.
К жизни «большой ребенок» не приспособлен абсолютно – 30- или 40-летний человек может перебиваться случайными заработками, не иметь семьи и прожигать жизнь в ночном клубе или на диване перед телевизором.
Многие «малыши» считают учебу и работу скучными занятиями. Поэтому нередко минуют вуз, устраиваясь на работу. На работе, как правило, им приходится нелегко, так как, по их мнению, начальство их не понимает и коллеги скучные. В связи с этим они часто меняют место. Эти «дети» безответственны, могут завалить проект, потому что «нет вдохновения». К концу трудового дня они вечно не успевают, работают из-под палки, стараясь при возможности остаться на больничном. Все заработанные деньги такие люди готовы спустить на новые гаджеты или видеоигры (в ущерб коммунальным счетам).
«Большие малыши» воспринимают людей с точки зрения полезности и необходимости. Один может быстро починить его машину – значит, годится в друзья, другой готов в любую минуту составить компанию для похода в клуб – хороший товарищ. Дружба предполагает взаимные обязательства, блюсти которые «Питер Пен» не способен – в итоге у него нет верных друзей, но есть знакомства.
Отношения с «большим ребенком» всегда на грани. Он, как и все дети, часто обижается,
обзывается и хочет, чтобы мир крутился только вокруг него.
Высокие посты такие люди, как правило, не занимают. Но, даже довольствуясь рядовой
должностью, они способны изрядно попортить нервы коллегам. Например, они – самые лучшие ябедники начальству, поэтому рядом с «ребенком» надо держать ухо востро. Если вы ему не понравитесь, он может даже собрать против вас коалицию из сотрудников. Поэтому лучше держаться подальше от этого «маленького мстительного пакостника». С ним надо общаться ласково, слушать или делать вид, что слушаете его. О себе лучше ничего не рассказывать, а то когда-нибудь это может быть использовано против вас.
«Добрый ребенок» – мил и обаятелен, но если от него начинают ждать решительных действий, он может испугаться этого. Его эмоциональное развитие осталось на начальном уровне – ему сложно понять, чего от него хочет общество: коллеги, руководитель. Поэтому если «ребенок» включен в работу команды, то все его действия необходимо контролировать и перепроверять результат.
С подчиненными или коллегами «ребенок» может быть очень жесток, так как он бессознательно вступает в конкуренцию за внимание «мамочки» – руководителя. К бытовой жизни не приспособлен.
«Вечный подросток» - психологический возраст 16–18 лет.
Если взросление человека по каким-то причинам не завершилось, то психологически он не«прелестный малыш», но еще и не взрослый – он «вечный подросток». У него те же страхи перед жестоким миром, но на ногах он стоит крепко и пытается противостоять всему чуждому, проявляя нигилизм и максимализм. У подростка железная воля и огромное желание состояться в жизни. При этом низкая самооценка, которую он пытается повысить за счет кого-то.
«Подростки» хорошие манипуляторы: они готовы «идти по трупам», не оглядываясь назад. Они совершенно не анализируют свои поступки, рубят с плеча. Их не интересуют чувства окружающих, потому что у таких людей отсутствует эмпатия (способность сопереживать).
Как правило, три слагаемых: риск, наплевательское отношение к окружающим и талант манипуляции позволяют «подросткам» успешно продвигаться вверх по карьерной лестнице.
Вследствие отсутствия эмпатии у «подростка» складываются сложные отношения с близкими людьми. Подросток считает, что можно унижать родных, помыкать ими, ведь они его любят – от них точно не последует ответная агрессия. Отсюда частые конфликты в семье и среди друзей-коллег, которые испытывают к ним симпатию. При этом в друзья «подростки» выбирают личность ведомую, готовую терпеть унижения.
Подросткам не рекомендуется жестко перечить, указывать на несовершенство работы.
Если вы хотите, чтобы «подросток» был частью коллектива, необходимо давать ему не сложные, при этом амбициозные задачи, а также часто преподносить небольшие позитивные сюрпризы.
Только когда «подростка» перестает волновать, что о нем думают окружающие, он начинает спокойнее относиться к происходящему вокруг, перестает рубить с плеча, когда необходимо принять важное решение, и избавляется от привычки обвинять всех окружающих в своих бедах. До этого периода данные качества мешают ему в работе.
«Суперстар» - психологический возраст – 60–70 лет.
Если в тесте отсутствуют ответы, характерные для «ребенка» и «подростка», то Вы
относитесь не просто к группе «взрослых», а к группе с доминирующими качествами внутреннего
взрослого – «суперстар» – личности, в которой «спят» внутренние ребенок и подросток, которая похожа на глубокого старика.
Люди данной группы, как правило, не любят развлечений, постоянно всё и всех вокруг
критикуют, строят планы на долгие годы вперед, стараясь неукоснительно придерживаться намеченного.
Они не любят перемен – они их пугают, поэтому «суперстары» долго работают на одном
месте. Как правило, такие личности выбирают «точные» профессии – все, что требует скрупулезного подсчета и неукоснительного порядка действий. Они ответственны, честно выполняют все в срок практически без ошибок. И требуют такого же отношения к работе от сослуживцев: не терпят, когда коллеги опаздывают, срывают сроки, не выполняют условия договора, подводят или делают все в последний момент.
Это довольно сложный психотип, к которому надо искать свой подход. Не редко «суперстары» становятся руководителями. Тогда для подчиненных наступает военное время с обязательными «комендантскими часами» и редкими «увольнительными». Такие руководители редко отступают от инструкций, правил и устоявшихся норм поведения.
Не рекомендуется открыто перечить и перебивать «суперстаров». Они очень нетерпеливы к такому поведению и могут резко пресечь проявление неуважения, а это повышает риск открытого и долгого конфликта.
Чувства такие личности держат в себе и проявляют довольно сухо. Им необходимо, чтобы
выполняли их приказы, в отношении же указаний руководства они часто очень ответственные.
При этом практически всегда имеют свою точку зрения, и если она не совпадает с мнением руководства, могут или затаиться и стать источником саботажа, либо открыто высказать и начать «войну» с руководителем.
По результатам тестирования, используя интерпретацию к тесту, запишите общий
вывод:________________________________________________________________________
Тема 2.3.Чувства, эмоции, воля.
Задание №1
Тест на определение силы воли человека.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, осуществления действия, преодоления
препятствий.
Воля является действенной стороной сознания человека, т.е. таким качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на практическую. К основным волевым качествам можно отнести целеустремленность, настойчивость, самообладание, инициативность, исполнительность.
Итак, воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Инструкция:
Вам предлагается внимательно прочитать приведенные ниже вопросы и постараться ответить на них максимально объективно. В случае согласия с содержанием вопроса ставится «да», сомнения, неуверенности – «не знаю» (или «бывает», «случается»), несогласия – «нет».
Вопросы |
Ответы
|
1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая Вам не интересна? Позволяет ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней? |
|
2. Сможете ли Вы преодолеть внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти не дежурство в выходной день)? |
|
3. Когда Вы попадаете в конфликтную ситуацию – на работе или в быту, - в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью? |
|
4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны? |
|
5. Найдете ли Вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером? |
|
6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? |
|
7. Быстро ли Вы отвечаете на письма? |
|
8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или помещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения? |
|
9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендуют врачи? |
|
10. Сдерживаете ли Вы обещание, даже если его выполнение принесет Вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли Вы человеком слова? |
|
11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город? |
|
12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел? |
|
13. Вы не одобряете библиотечных задолжников? |
|
14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это? |
|
15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова оппонента? |
|
Ключ к тесту:
Ответ «да» оценивается в 2 балла; «не знаю» (или «бывает», «случается») – в 1 балл; «нет» -в 0 баллов.
Общее количество баллов - _______________________
От 0 до 12 баллов – с силой воли дела обстоят у Вас неважно. Вы просто делаете то, что
легче и интереснее, даже если это в чем-то повредит Вам. К обстоятельствам нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей для Вас. Ваша позиция выражается высказыванием: «Мне что, больше всех нужно?» Любые просьбы, обязанности Вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки, может быть, это поможет Вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, Вы только выиграете.
От 13 до 21 балла – сила воли у Вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите «Обходной» путь, тут же воспользуетесь им.
Не переусердствуете, но и данное Вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь
выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обстоятельства на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к Вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.
От 22 до 30 баллов – с силой воли у Вас все в порядке. На вас можно положиться, Вы не
подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни дела, которые иных пугают. Но иногда Ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающих. Сила воли – это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
По результатам тестирования запишите общий вывод:_______________________________
Задание №2Заполнить таблицу.
Упражнение «О пользе и вреде эмоций»
Вам необходимо в таблице записать не менее пяти эмоций и указать по каждой из них ее
пользу и ее вред.
Эмоция |
Ее польза |
Ее вред |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы:
1. Ощущения, восприятия, представление, их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.
2. Внимание. Изменения внимания у инвалидов и лиц пожилого возраста.
3. Чувства, эмоции, воля.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
а) основная литература:
1. Н.С. Ефимова «Социальная психология», М., ИД «ФОРУМ» - ИНФРА – М, 2016, 191с.
2. В.А. Соснин, Е.А Красникова «Социальная психология», М, Форум, 2013, 334с.
б) дополнительная литература:
Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общей ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
в) информационно-справочные и поисковые системы:
1. Консультант плюс.
2. Гарант.
Самостоятельная работа №3.
РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ У ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Цель: систематизация, закрепление и расширение знаний по изучаемой теме.
Место выполнения – работа дома.
Тема 3.3.Темперамент, характер, их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.
Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных
теоретических знаний для выполнения практических заданий по структуре личности
человека, рассматривая ее характеристики.
Задание №1
1. Закончите определение:
Личность – это ________________________________________________________________
2. Представьте схематически структуру личности человека.
Задание №2
1. Закончите определение:
Темперамент это_______________________________________________________________
2. Найдите правильный ответ (обвести в кружечек цифру, соответствующую правильному
ответу):
Сангвиник характеризуется:
1. медлителен и не возмутим, в работе уравновешен, вдумчив и пунктуален;
2. в работе энергичен, обладает быстрой речью, долго не утомляется;
3. относительно легко переживает неудачи;
4. легкоранимый человек; говорит тихо, легко смущается.
Меланхолик характеризуется:
1. живой человек, быстро реагирует на изменения окружающей среды;
2. способен глубоко и искренне переживать даже незначительные неудачи;
3. в качестве сотрудника лучше справится с работой, требующих стереотипных действий;
4. такие работники не обладают способностями быть лидером, руководителем.
Флегматик характеризуется:
1. медлителен и не возмутим, в работе уравновешен, вдумчив и пунктуален;
2. такой сотрудник будет трудно «переключаться» на новые виды деятельности;
3. критические замечания такому сотруднику лучше делать наедине;
4. излишняя поспешность и склонность к нервным срывам.
Холерик характеризуется:
1. неспособен к долгому сосредоточению, обладает относительной невнимательностью;
2. склонный к сильным эмоциональным переживаниям и резким сменам настроения;
3. много и громко говорит, способен к самостоятельному преодолению трудностей;
4. предпочитает не демонстрировать окружающим свои душевные состояния.
Задание №3Решение практической ситуации
В поликлинике у кабинета врача ожидают своей очереди пациенты. Медицинская сестра
приглашает в кабинет врача пациента – участника боевых действий без очереди.
Пациент А., быстро вскочив со своего места, начинает громко, резко и даже грубо возмущаться действиями медсестры, вызывая конфликтную ситуацию.
Пациент Б., неторопливо подойдя к пациенту А., начинает его успокаивать, просит присесть, настойчиво предлагая разрешить конфликт.
Пациент В. сравнительно легко реагирует на эту ситуацию, при этом, воспринимая все происходящее с улыбкой и активно общаясь с другими больными, ожидающими прием врача, объясняет правомерность действий медицинской сестры.
Пациент Г., чувствуя неловкость данной ситуации, смущен, ни с кем из других людей не общается, тяжело переживает необходимость более длительного пребывания в поликлинике, на глазах слёзы.
Определите тип темперамента каждого пациента с указанием их психологических
особенностей.
Таблица для ответов
Пациент |
Тип темперамента |
Психологические особенности типа темперамента |
Пациент А |
|
|
Пациент Б |
|
|
Пациент В |
|
|
Пациент Г |
|
|
Контрольные вопросы:
1. Общие основы учения о личности. Определение понятия личности.
2. Структура личности, ее целостность и стабильность
3. Темперамент, характер, их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.
4. Способности и интеллект, их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
а) основная литература:
1. Н.С. Ефимова «Социальная психология», М., ИД «ФОРУМ» - ИНФРА – М, 2016, 191с.
2. В.А. Соснин, Е.А Красникова «Социальная психология», М, Форум, 2013, 334с.
б) дополнительная литература:
Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общей ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
в) информационно-справочные и поисковые системы:
1. Консультант плюс.
2. Гарант.
Самостоятельная работа №4.
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ
Цель: систематизация, закрепление и расширение знаний по изучаемой теме.
Место выполнения – работа дома.
Тема 4.1.Понятие о социальной психологии.
Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных
теоретических знаний для выполнения практических и тестовых заданий по психологии
общения.
Задание №1
1. Закончите определение:
Общение – это ________________________________________________________________
2. Перечислите виды и средства общения:
3. Закончите определение:
Социальное поведение – это_____________________________________________________
4. Перечислите виды адекватного и неадекватного поведения:
Контрольные вопросы:
1. Понятие о социальной психологии.
2. Социальная психология группы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
а) основная литература:
1. Н.С. Ефимова «Социальная психология», М., ИД «ФОРУМ» - ИНФРА – М, 2016, 191с.
2. В.А. Соснин, Е.А Красникова «Социальная психология», М, Форум, 2013, 334с.
б) дополнительная литература:
Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общей ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
в) информационно-справочные и поисковые системы:
1. Консультант плюс.
2. Гарант.
Самостоятельная работа №5.
РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕОНТОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
Цель: систематизация, закрепление и расширение знаний по изучаемой теме.
Место выполнения – работа дома.
Тема 5.2.Особенности деонтологического подхода к обеспечиваемым в социальном обеспечении.
Цель: Развитие творческой инициативы и творческих способностей; формирование навыка публичных выступлений.
Задание №1Создание проекта
Просмотрев видеоролик «Пансионат для пожилых», Вам необходимо выполнить следующее задание:
Создайте проект пансионата для пожилых людей с учетом всех требований, предъявляемых к данному виду социальных учреждений. Продемонстрируйте презентацию Вашего проекта.
При создании проекта необходимо обратить внимание на следующие моменты:
-Название и эмблема пансионата.
- Район размещения и территориальные особенности.
- Цель создания пансионата.
- Подбор профессионального персонала.
- Выполнение норм безопасности.
- Организация досуга для клиентов пансионата.
- Оснащение пансионата оборудованием.
- Медицинское обслуживание.
Работа оценивается по результатам презентации созданного проекта.
Контрольные вопросы:
1. Понятие деонтологии. Деонтология и социальная работа
2. Особенности деонтологического подхода к обеспечиваемым в социальном обеспечении.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
а) основная литература:
1. Н.С. Ефимова «Социальная психология», М., ИД «ФОРУМ» - ИНФРА – М, 2016, 191с.
2. В.А. Соснин, Е.А Красникова «Социальная психология», М, Форум, 2013, 334с.
б) дополнительная литература:
Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общей ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
в) информационно-справочные и поисковые системы:
1. Консультант плюс.
2. Гарант.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.