Методические указания по организации самостоятельных работ по дисциплине ОП.14 Инструментальные средства информационных систем для обучающихся по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), очной формы обучения
Оценка 4.7

Методические указания по организации самостоятельных работ по дисциплине ОП.14 Инструментальные средства информационных систем для обучающихся по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), очной формы обучения

Оценка 4.7
pdf
05.11.2020
Методические указания по организации самостоятельных работ  по дисциплине ОП.14 Инструментальные средства  информационных систем для обучающихся по специальности  09.02.04 Информационные системы (по отраслям),  очной формы обучения
ИС ИС_СРС_типография_готовая.pdf

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

Отделение информационных технологий и вычислительной техники

 

 

 

 

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Методические указания по организации самостоятельных работ  по дисциплине ОП.14 Инструментальные средства 

информационных систем для обучающихся по специальности 

09.02.04 Информационные системы (по отраслям),  очной формы обучения

 

Составитель Сергиенко Е.В.,  преподаватель 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень

ТИУ

                                                                                              2020                                        

ОП.14 Инструментальные средства информационных систем: метод. указ. по организации самостоятельных работ для обучающихся по спец. 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), очной формы обучения / сост. Е.В. Сергиенко; Тюменский индустриальный университет. - Тюмень: Издательский центр БИК, ТИУ, 2020.- 32 с.- Текст : непосредственный

 

Ответственный редактор: Р.Ф. Ахатова, председатель ЦК математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин ИТВТ

 

 

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании цикловой комиссии математических, естественнонаучных и

общепрофессиональных дисциплин ИТВТ

«14» октября 2020 года, протокол № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Методические указания по дисциплине ОП.14 Инструментальные средства информационных систем предназначены для обучающихся по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), очной формы обучения.  

Методические указания состоят из пояснительной записки, описания самостоятельных работ, заданиями в соответствии с программой дисциплины и списка рекомендуемой литературы.

Методические указания по организации самостоятельных работ окажут помощь преподавателям в организации учебного процесса, а также могут пригодиться обучающимся при повторении изученного материала.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                                      4

Перечень заданий                                                                                              5

Основные требования к результатам работы                                                    6

Форма контроля                                                                                                 7

Критерии оценки работы обучающегося                                                           8

Самостоятельная работа №1                                                                              9

Самостоятельная работа №2                                                                              9

Самостоятельная работа №3                                                                            20

Самостоятельная работа №4                                                                            22

Самостоятельная работа №5                                                                            23

Самостоятельная работа №6                                                                            23

Самостоятельная работа №7                                                                            24

Самостоятельная работа №8                                                                            24

Самостоятельная работа №9                                                                            25

Самостоятельная работа №10                                                                          25

Самостоятельная работа №11                                                                          28

Самостоятельная работа №12                                                                          28

Самостоятельная работа №13                                                                          29

Самостоятельная работа №14                                                                          29

Самостоятельная работа №15                                                                          30

Самостоятельная работа №16                                                                          30

Самостоятельная работа №17                                                                          30

Список рекомендуемой литературы         31 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по организации самостоятельных работ по дисциплине ОП.14 Инструментальные средства информационных систем для обучающихся по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) разработаны в соответствии с рабочей программой.

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся.

Целью самостоятельных работ является систематизация и закрепление теоретических знаний и практических умений; развитие самостоятельности, ответственности и организованности обучающихся. 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) следующими умениями, знаниями,  которые формируют профессиональные и общие компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

ПК 1.3 Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения;

ПК 2.2 Программировать в соответствии с требованиями технического задания;

ПК 2.3 Применять методики тестирования разрабатываемых приложений;

ДК14.1 Использовать инструменты современных IDE (Integrated Development Environment)  для разработки информационных систем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

­ использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ,  разрабатывать графический интерфейс приложения, ­ тестировать разрабатываемые приложения; знать:

­ общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции,

­ понятие системы программирования,

­ основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операции, управляющие структуры, структуры данных, файлы, кассы памяти,

­ подпрограммы, составление библиотек программ,

­ объектно-ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов, ­ типы тестирования.

иметь практический опыт:

­ применения языков программирования, построение логически правильных и эффективных программ,

­ применения методики тестирования разрабатываемых приложений,

­ управления процессом разработки приложений с использованием инструментальных средств.

Настоящие методические указания предназначены для обучающихся по специальности  09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)».

Методические указания содержат пояснительную записку, общие требования к оформлению самостоятельной работы, краткие теоретические сведения, задания для самостоятельного выполнения, список рекомендуемой литературы.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ 

Название самостоятельной работы

Количество часов

Тема раздела учебной  дисциплины

Самостоятельная работа №1 «Сравнительная характеристика Windows Forms и Windows Presentation Foundation»

2

Тема 1. Инструментальные средства программирования

Самостоятельная работа №2 «Начало работы с

Microsoft Visual Studio»

4

Тема 1. Инструментальные средства программирования

Самостоятельная работа №3 «Введение в XAML и WPF»

2

Тема 1. Инструментальные средства программирования

Самостоятельная работа №4 «Диспетчеры компоновки»

2

Тема 1. Инструментальные средства программирования

Самостоятельная работа №5 «Основные элементы

2

Тема 1. Инструментальные сред-

Название самостоятельной работы

Количество часов

Тема раздела учебной  дисциплины

управления WPF»

 

ства программирования

Самостоятельная работа №6 «Привязка данных»

2

Тема 1. Инструментальные средства программирования

Самостоятельная работа №7 «Использование стилей в WPF-приложениях»

2

Тема 1. Инструментальные средства программирования

Самостоятельная работа №8 «Анимация в WPF»

2

Тема 1. Инструментальные средства программирования

Самостоятельная работа №9 «Трансформация в WPF-приложениях»

2

Тема 1. Инструментальные средства программирования

Самостоятельная работа №10 «ERD в нотации П. Чена»

2

Тема 2. Инструментальные средства моделирования 

Самостоятельная работа №11 «ERD в нотации Мартина»

2

Тема 2. Инструментальные средства моделирования 

Самостоятельная работа №12 «ERD в нотации Баркера»

2

Тема 2. Инструментальные средства моделирования 

Самостоятельная работа №13 «ERD в нотации IDEF1x»

2

Тема 2. Инструментальные средства моделирования 

Самостоятельная работа №14 «Описание структуры базы данных на языке SQL и создание ее с помощью MS SQL»

4

Тема 3. Инструментальные средства разработки баз данных

Самостоятельная работа №15 «Создание запросов на добавление, обновление и удаление данных»

4

Тема 3. Инструментальные средства разработки баз данных

Самостоятельная работа №16 «Создание хранимых процедур»

4

Тема 3. Инструментальные средства разработки баз данных

Самостоятельная работа №17 «Создание генератора и триггеров. Каскадные воздействия»

4

Тема 3. Инструментальные средства разработки баз данных

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ

Требования к отчету о выполнении самостоятельной работы

Отчет о выполнении самостоятельной работы оформляется на листах формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Текст отчета должен быть набран шрифтом Times New Roman 14 пт, интервал полуторный.

Структура отчета о выполнении самостоятельной работы:

­ титульный лист;

­ содержание;

­ основной материал, включающий в себя: описание хода работы, листинг программы/SQL-запрос, скриншот выполненной программы/результирующая таблица запроса;

­ список используемой литературы.

Все иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и пр.) именуются рисунками. Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки под рисунком. Например: Рисунок 1 – Диаграмма. В конце наименования рисунка точка не ставится.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Название таблицы, при ее наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Требования к графическому интерфейсу приложения

Стандартный графический интерфейс приложения пользователя должен отвечать ряду требований:

­ поддерживать информационную технологию работы пользователя с программным продуктом - содержать привычные и понятные пользователю пункты меню, соответствующие функциям обработки, расположенные в естественной последовательности использования;

­ ориентироваться на конечного пользователя, который общается с программой на внешнем уровне взаимодействия;

­ удовлетворять правилу «шести» — в одну линейку меню включать не более 6 понятий, каждое из которых содержит не более 6 опций;

­ графические объекты сохраняют свое стандартизованное назначение и по возможности местоположение на экране.

 

ФОРМА КОНТРОЛЯ

Самостоятельная работа на контроль принимается при наличии следующих файлов: 

­ архив с исходным кодом (для работ №№ 1–9);

­ исполняемый файл (для работ №№ 1–9);

­ файл CASE-средства с ERD (для работ №№ 10–13); ­ файл SQL-запроса (для работ №№ 14–16); ­ отчет о выполнении самостоятельной работы.

Самостоятельная работа считается защищенной:

­ исполняемые файлы /файлы SQL-запроса запускаются корректно;

­ отчет о выполнении самостоятельной работы оформлен в соответствии с требованиями;

­ обучающимся даны устные ответы на вопросы по ходу выполнения работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Для оценки качества успеваемости обучающихся большое значение имеет проверка выполнения ими самостоятельных работ. Самостоятельная работа обучающихся позволяет преподавателю определить отношение обучающихся к учебной деятельности, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении работ.

Самостоятельные работы оцениваются по пятибалльной системе:

­ оценка «отлично» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, умеет тесно связывать теорию с практикой, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения предложенных заданий, а содержание работы изложено исчерпывающе полно, последовательно, четко и логически стройно, без каких-либо неточностей;

­ оценка «хорошо» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся твердо знает программный материал, правильно применяет теоретические положения при рассмотрении предложенных заданий, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, а содержание работы изложено грамотно, без существенных неточностей;

­ оценка «удовлетворительно» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся имеет знания основного программного материала, но не усвоил его деталей, испытывает затруднения при выполнении предложенных заданий, в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении;

­ оценка «неудовлетворительно» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся не знает значительной части программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены существенные ошибки.

          

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

Тема: «Сравнительная характеристика Windows Forms и Windows Presentation Foundation».

Цель: закрепление практических навыков  при работе с платформой Microsoft.Net, знаний в области основных принципов ООП.

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой Microsoft.Net, закрепить знания в области основных принципов ООП:

наследование, абстрагирование, полиморфизм, инкапсуляция.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, Microsoft Visual Studio.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: Определить критерии сравнения WF и WPF, описать характеристики по обозначенным самостоятельно критериям. 

Рекомендуемая литература: 1 [с. 247–254], 3 [с. 14–37]. 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2

Тема: «Начало работы с Microsoft Visual Studio».

Цель: закрепление практических навыков создания консольных приложений в среде С#, знаний в области пространства имен, типов данных, переменных и констант, операций, операторов.

Задачи: получить практические навыки создания консольных приложений в среде С#, закрепить знания в области пространства имен, типов данных, переменных и констант, операций, операторов.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, Microsoft Visual Studio.

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: изучить теоретический материал, решить задачи согласно варианту (Таблица 1).

Таблица 1 Варианты заданий

1

а, з

а

а

а

а

а

а

а

а

а

2

б, ж

б

б

б

б

б

б

б

б

б

3

в, е

а

в

в

в

в

в

в

в

в

4

г, д

б

г

г

а

г

г

г

г

г

5

д, г

а

д

д

б

д

д

д

д

д

6

е, в

б

е

е

в

е

е

е

е

е

7

ж, б

а

ж

а

а

ж

ж

ж

ж

ж

8

з, а

б

з

б

б

з

з

з

а

а

9

а, б

а

и

в

в

и

а

и

б

б

10

б, ж

б

к

г

а

а

б

а

в

в

11

в, а

а

а

д

б

б

в

б

г

г

12

г, ж

б

б

е

в

в

г

в

д

д

13

д, е

а

в

а

а

г

д

г

е

е

14

е, б

б

г

б

б

д

е

д

ж

ж

15

ж, в

а

д

в

в

е

ж

е

а

а

16

з, а

б

е

г

а

ж

з

ж

б

б

17

а, в

а

ж

д

б

з

а

з

в

в

18

б, е

б

з

е

в

и

б

и

г

г

19

в, д

а

и

а

а

а

в

а

д

д

20

г, з

б

к

б

б

б

г

б

е

е

21

д, ж

а

а

в

в

в

д

в

ж

ж

22

е, з

б

б

г

а

г

е

г

а

а

23

ж, а

а

в

д

б

д

ж

д

б

б

24

з, г

б

г

е

в

е

з

е

в

в

25

а, д

а

д

а

а

ж

а

ж

г

г

26

а, б

б

е

б

б

з

б

з

д

д

27

в, г

а

ж

в

в

и

в

и

е

е

28

г, д

б

з

г

а

а

г

а

ж

ж

29

е, а

а

и

д

б

б

д

б

а

а

30

ж, д

б

к

е

в

в

е

в

б

б

 

Краткий теоретический материал

Программа на C# это:

­ набор взаимосвязанных классов;

­ класс содержит данные и функции;

­ в одном из классов должна быть функция Main, с этой функции начинается выполнение программы;

­ классы могут быть в разных файлах, в разных сборках (в библиотеках классов);

­ на внешние модули (библиотеки или выполняемые модули)

должны быть ссылки (references);

­ для удобства ссылок на классы программы желательно использовать пространство имен;

­ для удобства записи имен внешних классов можно использовать оператор Using.

Типы данных программы:

­ встроенные типы (int, double, …);

­ классы (class);

­ структуры (struct);

­ интерфейсы (interface); ­ перечисления (enum) ­ делегаты (delegate).

Классы:

­ основные составные части программы на языке C#;

­ задают новые типы данных;

­ класс и тип – почти синонимы в C#;

­ везде, где могут использоваться встроенные типы, могут использоваться и классы – пользовательские типы.

Составные элементы класса:

1.                 поля (field) – данные класса (внутреннее состояние) - обычно скрытые;

2.                 свойства (property) – доступ к (скрытым) данным класса с помощью функций:

­ get – получить,

­ set – задать;

3.                 методы (methods) - операции над данными класса (поведение) (можно называть функциями);

4.                 события (event) - оповещение пользователей класса о том, что произошло что-то  важное.

Доступ к элементам класса:

1. public: вызов или доступ откуда угодно; 2. private: доступ только внутри текущего класса.

Метод Main:

­ выполнение программы начинается со статического метода

(функции) с именем Main; ­ заголовок функции:

­ static void Main (string[ ] arg) {…},

­ static void Main () {…},

­ static int Main (string[ ] arg) {…},

­ static int Main () {…},

­ в самом простом случае – выполняет некоторый алгоритм без использования объектов классов;

­ обычно – создает экземпляры классов и вызывает их методы для решения задачи;

­ редко – может создать экземпляр того класса, в котором находится сама, и вызвать некоторый не статический метод решения задачи.

Использование класса

Объекты одного класса могут использоваться в других классах

 

 

 …

            // описание (объявление) переменной типа класс (реги

          страция имени переменной)          < имя класса > a;        // создание объекта класса     a = new < имя класса > (…);

          // только после этого можно использовать объект

          // вызов метода класса  b = a.< метод > (…)

          // использование полей или свойств объекта          a.< свойство или поле> = c;  c = a.< свойство или поле>; …

Простая программа на C#:

class Hello 

{

          static void Main( )      

          { 

          // Вывод текста на консоль        


                   System.Console.WriteLine("Hello World");    

          }

}

Запуск на выполнение:

­ в режиме отладки F5;

­ без отладки Ctrl – F5 (остановка после выполнения).

Константы

                      В C# константы могут задаваться в виде:

­ литералов (набора символов):

­ именованных констант. 

Например: 

y = 7.7;

Значение константы "7.7" является одновременно ее именем, она имеет и тип. Константы с дробной частью по умолчанию имеют тип double. 

Для точного указания некоторых типов можно задавать символ, стоящий после литерала (в верхнем или нижнем регистре). Такими символами могут быть: f – тип float; d – тип double; m – тип decimal.

Также можно объявить именованную константу. Для этого в объявление переменной добавляется модификатор const, инициализация констант обязательна и не может быть отложена. 

Например: 

        const float с = 0.1f;

Символьные константы

Символьная константа представляет в программе один символ алфавита (букву, цифру или знак). При записи символ слева и справа отделяются апострофами. Например:  ‘w’,   ‘7’ или  ‘=‘

Для задания символа можно применять разную форму записи.

Например, один и тот же символ можно задать по-разному:

          char ch1 = 'L';        // символ алфавита   char ch2 = '\x004c';   // 16-ричный формат (HEX)     char ch3 = (char)76;   // по номеру символа ASCII           char ch4 = '\u004c';   // по номеру в таблице Unicode

        Console.WriteLine("{0} {1} {2} {3}", ch1, ch2, ch3, ch4);

Строковые константы

Под строковыми константами понимается последовательность символов, заключенных в двойные кавычки. Например: “Петров С.А.” В C# существуют два вида строковых констант:

­ обычные константы, представляющие строку символов, заключенную в двойные кавычки – "ssss"; 

­ @-константы, заданные обычной константой c предшествующим знаком @.

В обычных константах некоторые символы интерпретируются особым образом. Это требуется для задания в строке специальных управляющих символов. 

Например: 

­ "\n" – символ перехода на новую строку;

­ "\t" – символ табуляции (отступ на заданное количество симво-

лов);

­ "\\" – символ обратной косой черты;

­ "\"" – символ кавычки, вставляемый в строку, но не сигнализирующий о ее окончании. 

Часто при задании констант, определяющих путь к файлу, приходится каждый раз удваивать символ обратной косой черты: “C:\\test.txt”, что не совсем удобно. 

В @-константах все символы понимаются в полном соответствии с их изображением. 

Например, две следующие строки будут аналогичными:

s1 = "c:\\c#book\\ch5\\chapter5.doc"; s2 = @"c:\c#book\ch5\chapter5.doc";

Области видимости переменных

Область видимости переменной – это участок программы, в котором переменную можно использовать. 

В общем случае областью видимости локальной переменной является участок программы от строки, в которой она объявляется, до первой фигурной скобки, завершающей блок или метод, в котором переменная объявлена. 

Областью видимости локальных переменных, которые объявляются в операторах цикла (например, for или while), является содержание (тело) данного цикла. 

Например:

public void Test() 

 {

          int n = 0;   for (int i = 0; i < 10; i++) 

        {

             Console.WriteLine(i);

        }// i выходит из области видимости и удаляется

 

        {// начало блока

              var i = ”другой цикл”; // другая переменная i - строка

             Console.WriteLine(i);

       } // i опять выходит из области видимости

 } // переменная n тоже выходит из области видимости

Тип данных

Язык C# является строго типизированным языком. Это означает, что все данные (константы и переменные) программы имеют явно или неявно заданный тип. 

Тип данных определяет:

­ количество используемой памяти (в байтах);

­ набор операций, в которых может участвовать данные такого ти-

па;

­ способы явного и неявного преобразования в другие типы.

Условный оператор

Условные операторы позволяют осуществить ветвление алгоритма и дают возможность выбрать для выполнения один из операторов.

Условный оператор if используется для разветвления процесса вычислений на два направления. Формат оператора:

if ( выражение ) оператор_1; [else оператор_2;]

 

Сначала вычисляется выражение, результат которого должен иметь логический тип. Если оно имеет значение true, выполняется первый оператор, иначе — второй. После этого управление передается на оператор, следующий за условным. Алгоритм выполнения представлен на рисунке 1

 

Рисунок 1 – Алгоритм выполнения условного оператора

Одна из ветвей может отсутствовать, логичнее опускать вторую ветвь вместе с ключевым словом else

Если вместо указанных операторов 1,2 требуется выполнить несколько операторов, то их заключают в операторные скобки {} (объединить в блок), иначе компилятор не сможет понять, где заканчивается ветвление. Блок может содержать любые операторы, в том числе и другие условные операторы. Необходимо учитывать, что переменная, описанная в блоке, вне блока не существует.

В общем случае ключевое слово else связывается с ближайшим впереди идущим словом if, которое еще не связано с ключевым словом else.

Оператор выбора

Оператор switch (переключатель) предназначен для разветвления процесса вычислений на несколько направлений. Структурная схема представлена на рисунке 2.

  

Рисунок 2 – Алгоритм выполнения оператора выбора

Формат оператора:

switch ( выражение ) 

{

          case константное_выражение_1: [список_операторов_1]     case константное_выражение_2: [список_операторов_2]      ...

        case константное_выражение_n: [список_операторов_n]

        [default: операторы ]

}

 

Выполнение оператора начинается с вычисления выражения, а затем управление передается первому оператору из списка, помеченного константным выражением, значение которого совпало с вычисленным.

После этого, если выход из переключателя явно не указан, последовательно выполняются все остальные ветви. 

Выход из переключателя обычно выполняется с помощью операторов break или return. Оператор break выполняет выход из самого внутреннего из объемлющих его операторов switch, for, while и do. Оператор return выполняет выход из функции, в теле которой он записан.

Все константные выражения должны иметь разные значения, но быть одного и того же типа. Несколько меток могут следовать подряд. Если совпадения не произошло, выполняются операторы, расположенные после слова default (а при его отсутствии управление передается следующему за switch оператору).

Операторы цикла

Операторы цикла позволяют выполнить участок программы требуемое число раз.

Для организации цикла используются три оператора – for, while и do_while (рисунок 3):

 

Рисунок 3 – Типы циклов: а – цикл-ПОКА, б – цикл-ДО, в – цикл с параметром

­ for – выполнение тела цикла для описанных в заголовке значений управляющей переменной (перебор);

­ while – пока указанное условие истинно выполняется тела цикла (с предусловием);

­ do_while – выполняется тела цикла, пока указанное условие не станет ложным (с постусловием).

Оператор цикла for (перебор)

Оператор цикла for имеет следующий вид:

        for(инициализация; условие; изменение) оператор

Оператор, стоящий после закрывающей скобки, задает тело цикла. В большинстве случаев телом цикла является блок (группа операторов в фигурных скобках). Количество повторений тела цикла зависит от обязательных трех управляющих элементов, заданных в круглых скобках в заголовке цикла:

­ инициализация задает начальное значение некоторой переменной, называемой управляющей переменной цикла;

­ условие задает условие выполнения цикла, при обращении в FALSE цикл завершается;

­ изменение описывает, как меняется переменная цикла в каждой итерации выполнения. 

Если условие цикла истинно, то выполняется тело цикла, затем изменяются значения переменной цикла и снова проверяется условие. Как только условие становится ложным, цикл завершает свою работу. 

Например, для вывода на экран значений целых чисел от 1 до 10 можно использовать следующий цикл:

        for (int i = 1; i <= 10; i++)

              Console.Write("{0} ",i);

Оператор цикла while (цикл с предусловием)

Оператор цикла while используется для организации циклического выполнения тела цикла, пока выполняется некоторое условие:

          while (<выражение>) <тело оператора>;

В конструкции while вычисляется выражение. Если его значение true, то выполняется тело оператора, и выражение вычисляется снова. Этот цикл продолжается до тех пор, пока значение выражения не станет false, после чего выполнение программы продолжается с места после тела оператора. Оператор, стоящий после закрывающей скобки, задает тело цикла. 

Оператор цикла do_while (цикл с постусловием)

Оператор цикла do_while используется для организации циклического выполнения тела цикла до тех пор, пока не окажется нарушенным некоторое условие.

         do <тело оператора> while (<выражение>);

Тело оператора do_while выполняется один или несколько раз до тех пор, пока выражение <выражение>  не станет  ложным. Вначале  выполняется <тело оператора>, затем вычисляется <выражение>. 

Если выражение ложно, то оператор do_while завершается, и управление передается следующему оператору в программе.

Если выражение истинно, то тело оператора выполняется снова, и снова проверяется выражение. 

Задания

1.                 В каких из представленных операторов присваивания допущены ошибки? Укажите тип ошибки. Рассмотреть случаи; и ;. Какие значения примет переменная p в корректных примерах:

                   а)                                        д)

                    б)                                               е)

                    в)                                               ж)

                       г)                                               з)

2.                 Вычислите значение выражения:

а) ; б)

3.                 Определите тип и значение выражения:

                    а) 1                                                   е)

                     б)                                                    ж)

                     в)                                     з)

                     г)                                   и)

                     д)                                       к)

 

4.                 Записать следующие формулы по правилам C#:

                  а) ;                                               г) ;

                 б) ;                                               д) ;

                  в) ;                                             е) .

 

5.                 Какой тип необходим, чтобы представить:

а) Результат сдачи студентом экзамена.

б) Средняя оценка за экзамен в группе.

в) Результат сдачи студентом зачета.

 

6.                 Найдите ошибки, если

                    а)                                         е)

                   б)                                   ж)

                   в)                                       з)

                    г)                                 и)

д)

7.                 Вычислить при bool a=true, b=false:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

з)

 

8.                 Вычислить выходную переменную, используя оператор If:

а) Дано целое число. Если оно является положительным, то приба-

вить к нему 1; в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.

б) Дано целое число. Если оно является положительным, то приба-

вить к нему 1; в противном случае вычесть из него 2. Вывести полученное число.

в) Дано целое число. Если оно является положительным, то приба-

вить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2; если нулевым, то заменить его на 10. Вывести полученное число.

г) Даны три целых числа. Найти количество положительных чисел в

исходном наборе.

д) Даны три целых числа. Найти количество положительных и ко-

личество отрицательных чисел в исходном наборе.

е) Даны два числа. Вывести большее из них.

ж) Даны два числа. Вывести порядковый номер меньшего из них.

з) Даны два числа. Вывести вначале большее, а затем меньшее из

них.

и) Даны две переменные вещественного типа: A, B. Перераспреде-

лить значения данных переменных так, чтобы в A оказалось меньшее из значений, а в B — большее. Вывести новые значения переменных A и B.

 

9. Вычислить выходную переменную, используя оператор выбора Case:

а) Дано целое число в диапазоне 1–7. Вывести строку — название дня недели, соответствующее данному числу (1 — «понедельник», 2 — «вторник» и т. д.).

б) Дано целое число K. Вывести строку-описание оценки, соответствующей числу K (1 — «плохо», 2 — «неудовлетворительно», 3 — «удовлетворительно», 4 — «хорошо», 5 — «отлично»). Если K не лежит в диапазоне 1–5, то вывести строку «ошибка».

в) Дан номер месяца — целое число в диапазоне 1–12 (1 — январь, 2 — февраль и т. д.). Вывести название соответствующего времени года («зима», «весна», «лето», «осень»).

г) Дан номер месяца — целое число в диапазоне 1–12 (1 — январь, 2 — февраль и т. д.). Определить количество дней в этом месяце для невисокосного года.

д) Арифметические действия над числами пронумерованы следующим образом: 1 — сложение, 2 — вычитание, 3 — умножение, 4 — деление. Дан номер действия N (целое число в диапазоне 1–4) и вещественные числа A и B (В не равно 0). Выполнить над числами указанное действие и вывести результат.

е) Единицы длины пронумерованы следующим образом: 1 — деци-

метр, 2 — километр, 3 — метр, 4 — миллиметр, 5 — сантиметр. Дан номер единицы длины (целое число в диапазоне 1–5) и длина отрезка в этих единицах (вещественное число). Найти длину отрезка в метрах.

ж) Единицы массы пронумерованы следующим образом: 1 — кило-

грамм, 2 — миллиграмм, 3 — грамм, 4 — тонна, 5 — центнер. Дан номер единицы массы (целое число в диапазоне 1–5) и масса тела в этих единицах (вещественное число). Найти массу тела в килограммах.

 

10. Вычислить выходную переменную, используя цикл:

а) Дано целое число N (> 0). Найти сумму  (вещественное число).

б) Дано целое число N (> 0). Найти сумму

 (целое число).

в) Дано целое число N (> 0). Найти произведение 1.  (N сомножителей).

 Дано целое число N (> 0). Найти значение выражения 1.

д) Даны целые числа K и N (N > 0). Вывести N раз число K.

е) Даны два целых числа A и B (A < B). Вывести в порядке возрас-

тания все целые числа, расположенные между A и B (включая сами числа A и B), а также количество N этих чисел.

ж) Даны два целых числа A и B (A < B). Вывести в порядке убыва-

ния все целые числа, расположенные между A и B (не включая числа A и B), а также количество N этих чисел.

Рекомендуемая литература: 7 [с. 48–103].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3

Тема: «Введение в XAML и WPF».

Цель: закрепление практических навыков  при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: Grid, Button, LinearGradientBrush.

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: Grid, Button, LinearGradientBrush.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, Microsoft Visual Studio.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: разработать приложение WPF в соответствии с рисунком 4:

­ в XAML-коде для элемента Windows определить линейную градиентную заливку фона: используемые цвета:Red, Orange, Yellow, Green, DarkBlue, Violet. Необходимо указать шесть промежуточных точки со смещениями 0, 0.2, 0.4, 0.6, 0.8 и 1;

­ для задания вертикальной заливки необходимо определить атрибуты StartPoint и EndPoint для элемента LinearGradientBrush. Значения этих атрибутов указываются в формате “X,Y”, где X – относительное значение (от 0 до 1) абсциссы точки, Y – относительное значение (от 0 до 1) ординаты точки. Начало координат находится в левом верхнем углу окна. По умолчанию значения атрибутов StartPoint и EndPoint следующие: StartPoint=”0,0” EndPoint=”1,1”.

 

Рисунок 4 – Результат выполнения

Рекомендуемая литература: 2 [с. 45–103], 8 [с. 125–171].

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4

Тема: «Диспетчеры компоновки».

Цель: закрепление практических навыков  при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: Label, TextBox, CheckBox, Button, Grid.

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: Label, TextBox, CheckBox, Button, Grid.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, Microsoft Visual Studio.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: разработать приложение WPF в соответствии с рисунком 5:

­ в XAML-коде для элемента Windows определить линейную градиентную заливку фона: используемые цвета: Bisque, WhiteSmoke;

­ установить положение окна при его первом отображении: Center-

Screen;

­ установить изменение размеров окна: NoResize; ­ установить иконку окна.

 

Рисунок 5 – Результат выполнения

Рекомендуемая литература: 8 [с. 125–171].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5

Тема: «Основные элементы управления WPF».

Цель: закрепление практических навыков  при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: CheckBox, Button, Grid, RadioButton, ComboBox, Slider, Menu, ToolBar, InkCanvas, обработчиками событий.

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: CheckBox, Button, Grid, RadioButton, ComboBox, Slider, Menu, ToolBar, InkCanvas, обработчиками событий.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, Microsoft Visual Studio.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: разработать приложение WPF «Графический редактор»:

­ в XAML-коде для элемента Windows представить меню, панель инструментов и строку состояния;

­ с помощью пунктов меню пользователь может изменять цвет фона окна, получить информацию о разработчике, а также закрыть окно;

­ кнопки панели инструментов дублируют команды меню;

­ при наведении на пункты меню или кнопки панели инструментов в строке состояния отображается информация об этих элементах управления;

­ в выпадающем списке пользователем производится выбор цвета кисти, ползунком — выбор размеров кисти и зависимыми переключателями — выбор режима работы: «рисование», «редактирование», «удаление»; ­ оформление интерфейса приложения в произвольной форме.

Рекомендуемая литература: 8 [с. 125–171].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6

Тема: «Привязка данных».

Цель: закрепление практических навыков  при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: DataGrid, Button, Grid; обработчиками событий; классом SqlDataAdapter.

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: DataGrid, Button, Grid; обработчиками событий; классом SqlDataAdapter.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, Microsoft Visual Studio.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: разработать приложение WPF «Таблица данных»:

­ в XAML-коде для элемента Windows представить меню, панель инструментов и строку состояния;

­ установить DataGrid для отображения данных и две кнопки Button для обновления данных в БД и для удаления;

­ определить код подключения и все обработчики кнопок в файле кода C#;

­ оформление интерфейса приложения в произвольной форме. Рекомендуемая литература: 8 [с. 186–200]

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7

Тема: «Использование стилей в WPF-приложениях».

Цель: закрепление практических навыков  при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: CheckBox, Button, Grid, RadioButton, ComboBox, Slider, Menu, ToolBar, InkCanvas, Style, обработчиками событий.

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: CheckBox, Button, Grid, RadioButton, ComboBox, Slider, Menu, ToolBar, InkCanvas, Style, обработчиками событий.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, Microsoft Visual Studio.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: модифицировать приложение WPF «Графический редактор», разработанное в самостоятельной работе №5, используя стили для однотипных элементов управления.

Рекомендуемая литература: 4 [с. 150-176].  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8

Тема: «Анимация в WPF».

Цель: закрепление практических навыков  при работе с платформой Microsoft.Net, классами графической системы Windows Presentation Foundation: Animation, Storyboard; обработчиками событий.

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой Microsoft.Net, классами графической системы Windows Presentation Foundation: Animation, Storyboard; обработчиками событий.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, Microsoft Visual Studio.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы

Задание: модифицировать приложение WPF «Графический редактор», разработанное в самостоятельной работе №7, добавив «убегающую кнопку»: при наведении курсора мыши на кнопку она смещается на некоторое расстояние от курсора.

Рекомендуемая литература: 4 [с. 150-176].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №9

Тема: «Трансформация в WPF-приложениях».

Цель: закрепление практических навыков при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: RotateTransform, ScaleTranform, SkewTranform,

TranslateTranform, MatrixTransform; обработчиками событий.

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой Microsoft.Net, элементами графической системы Windows Presentation Foundation: RotateTransform, ScaleTranform, SkewTranform,

TranslateTranform, MatrixTransform; обработчиками событий.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, Microsoft Visual Studio.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: модифицировать приложение, разработанное в самостоятельной работе №4, реализуйте масштабирование всего пользовательского интерфейса с помощью ползунка Slider.

Рекомендуемая литература: 4 [с. 150-176].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №10

Тема: «ERD в нотации П. Чена».

Цель: закрепление практических навыков при работе с CASEсредством проектирования баз данных.

Задачи: получить практические навыки при работе с CASEсредством проектирования баз данных.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, CASE-средством проектирования баз данных.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: построить ERD модели базы данных в нотации П. Чена согласно варианту (Таблица 2):

­ определить связи между сущностями;

­ проанализировать структуру связей;

­ определить вид связи и класс принадлежности; ­ построить ERD.

Таблица 2 Варианты заданий

№ варианта

Описание задания

1, 16

База данных «Склад»

«Издательство»: код издательства, наименование издательства, город;

«Книга»: шифр книги, название книги, первый автор, год издания, цена книги (руб.), количество экземпляров (шт.);

«Читатель»: код читателя, ФИО читателя, адрес, телефон;

«Выдача»: код читателя, шифр книги, дата выдачи, роспись.

2, 17

База данных «Поставка товара»

«Товар»: код товара, наименование товара, цена товара;

«Заказ»: код заказа, наименование заказчика, адрес заказчика, телефон, номер договора, дата заключения договора, наименование товара, плановая поставка;

«Отгрузка товара»: код отгрузки, код заказа, дата отгрузки, отгружено товара.

3, 18

База данных «Розничная торговля»

«Товар»:  код товара, наименование товара, дата поступления в магазин, количество товара, цена закупки;

«Поставщик»: код поставщика, наименование поставщика, адрес, телефон, ФИО ответственного;

«Продажа»: код продажи, код товара, дата продажи, количество проданного товара (шт.), цена розничная (руб.).

4, 19

База данных «Банковские вклады»

«Вклад»: код вклада, наименование вклада, срок хранения (месяцев), ставка, % годовых;

«Клиент», который помещает денежные средства на вклады: код клиента, ФИО клиента, номер паспорта, адрес, телефон;

«Счет» клиентов банка: № счета, код клиента, код вклада, дата открытия счета, дата закрытия счета, сумма вложения (руб.).

5, 20

База данных «Аудит»

«Сотрудник»: аудиторской фирмы: код сотрудника, ФИО сотрудника, номер паспорта, дата рождения, рабочий телефон;

«Категория сотрудников»: категория, ставка за 1 час (тыс. руб.);

«Работа» о выполненной сотрудниками работе на предприятиях: название предприятия, код сотрудника, дата выполнения работы, количество отработанных часов.

6, 21

База данных «Фабрика»

«Товар» (пальто женское, костюм женский и др.): код товара, наименование товара;

«Модель» одежды, выпускаемой фабрикой: код модели, наименование модели, код товара, цена модели (тыс. руб.);

«Поступление» на склад: код поступления, код модели, дата поступления модели товара, количество (шт.), кто принял товар.

7, 22

База данных «Турагентство»

«Страна»: код страны, название страны, стоимость визы (руб.);

«Маршрут»: код страны, код маршрута, наименование маршрута;

«Продажа»: код маршрута, цель путешествия, цена путевки (руб.), количество проданных путевок по маршруту, дата продажи.

 

 

№ варианта

Описание задания

8, 23

База данных «Торговля»

«Отдел»: код отдела, наименование отдела, Ф.И.О. заведующего отделом, телефон, объем реализации в день (руб.);

«Товар»: артикул товара, наименование товара, единица измерения, розничная цена товара (руб.);

«Продажа»: артикул товара, дата продажи, количество проданного товара.

9, 24

База данных «Подписные Издания»

«Издание», на которые можно оформить подписку: индекс издания, вид издания (газета, журнал), название издания, стоимость подписки на издание на 1 месяц (руб.);

«Получатели\ь»: код получателя, ФИО получателя, адрес получателя (улица, дом, квартира);

«Подписка», осуществленных получателями: код получателя, индекс издания, срок подписки (в месяцах), месяц начала доставки издания, год начала доставки издания.

10, 25

База данных «Библиотека»

«Издательство»: код издательства, наименование издательства, город;

«Книга»: шифр книги, название книги, первый автор, год издания, цена книги (руб.), количество экземпляров (шт.);

«Читатель»: код читателя, ФИО читателя, адрес, телефон;

«Выдачи»: код читателя, шифр книги, дата выдачи, роспись.

11, 26

База данных «Поликлиника»

«Врач»: ФИО врача, специальность, категория;

«Пациент»: номер медкарты, ФИО пациента, дата рождения, адрес, пол, скидка на обслуживание(%);

«Прием» о ежедневном приеме пациентов: номер талона на прием к врачу, дата визита, цель посещения, стоимость визита (руб.); «Диагноз»: код диагноза, наименование диагноза.

12, 27

База данных «ГАИ»

«Водитель»: номер водительского удостоверения, ФИО, адрес, телефон;

«Автомобиль»: номер автомобиля, марка, модель, цвет, год выпуска, дата регистрации в ГАИ;

«Нарушение» правил дорожного движения: код нарушения, вид нарушения (превышение скорости, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и др.), штраф за нарушение, предупреждение сделать или не сделать (Да/Нет), срок лишения права управления автомобилем;

«Взыскание» с водителей-нарушителей: код нарушения, дата и время нарушения, номер водительского удостоверения, район совершения нарушения, размер штрафа, оплачен штраф или не оплачен (Да/Нет), срок лишения права управления автомобилем (количество месяцев), личный номер инспектора ДПС, установившего нарушение.

13, 28

База данных «ЖЭК»

«Квартиросъемщик»: лицевой счет, ФИО, телефон;

«Квартира»: адрес (улица, дом, квартира), количество проживающих, площадь (м2);

«Услуга»: код услуги, вид услуги (отопление, горячее водоснабжение, каналы ТВ и др.), единица измерения (гКал, м3, шт. и др.), тариф (руб.);

«Оплата за услугу»: лицевой счет, код услуги, фактически расходовано, оплатить по дату, оплачена своевременно или не своевременно (Да/Нет), дата оплаты (указывается в случае, если оплата произведена несвоевременно).

 

№ варианта

Описание задания

14, 29

База данных «Интернет-магазин»

«Интернет-магазин»: код магазина, электронный адрес, оплата доставки (Да/Нет);

«Товар»: код товара, название товара, фирма, модель, технические характеристики, цена (руб.), гарантийный срок, изображение;

«Заказ»: код заказа, код магазина, код товара, дата заказа, время заказа, количество, ФИО клиента, контактный телефон, подтверждение заказа (Да/Нет);

«Доставка»: код заказа, дата доставки, время доставки, адрес доставки, ФИО клиента, ФИО курьера.

15, 30

База данных «Автосервис»

«Запчасть автомобиля»: код запчасти, наименование деталей, марка автомобиля;

«Работник автосервиса»: код работника, ФИО, телефон;

«Заказ»: код заказа, код работника, код запчасти, дата заказа, время заказа, ФИО клиента, контактный телефон, подтверждение заказа (Да/Нет).

Рекомендуемая литература: 6 [с. 58–83].  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №11

Тема: «ERD в нотации Мартина».

Цель: закрепление практических навыков при работе с CASEсредством проектирования баз данных.

Задачи: получить практические навыки при работе с CASEсредством проектирования баз данных.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, CASE-средством проектирования баз данных.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: построить ERD модели базы данных в нотации Мартина согласно варианту (Таблица 2):

­ определить связи между сущностями;

­ проанализировать структуру связей;

­ определить вид связи и класс принадлежности; ­ построить ERD.

Рекомендуемая литература: 6 [с. 58–83].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №12

Тема: «ERD в нотации Баркера».

Цель: закрепление практических навыков при работе с CASEсредством проектирования баз данных.

Задачи: получить практические навыки при работе с CASEсредством проектирования баз данных.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, CASE-средством проектирования баз данных.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: построить ERD модели базы данных в нотации Баркера согласно варианту (Таблица 2):

­ определить связи между сущностями;

­ проанализировать структуру связей;

­ определить вид связи и класс принадлежности; ­ построить ERD.

Рекомендуемая литература: 6 [с. 58–83].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №13

Тема: «ERD в нотации IDEF1x».

Цель: закрепление практических навыков при работе с CASEсредством проектирования баз данных.

Задачи: получить практические навыки при работе с CASEсредством проектирования баз данных.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, CASE-средством проектирования баз данных.

Объем работы в академических часах: 2 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: построить ERD модели базы данных в нотации IDEF1x согласно варианту (Таблица 2):

­ определить связи между сущностями;

­ проанализировать структуру связей;

­ определить вид связи и класс принадлежности; ­ построить ERD.

Рекомендуемая литература: 6 [с. 58–83].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №14

Тема: «Описание структуры базы данных на языке SQL и создание ее с помощью MS SQL».

Цель: закрепление практических навыков при работе с MS SQL.

Задачи: получить практические навыки при работе MS SQL.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, MS SQL.

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: создать с помощью запросов таблицы базы банных согласно варианту (Таблица 2).

Рекомендуемая литература: 5 [с. 216–254], 6 [с. 83–108].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №15

Тема: «Создание запросов на добавление, обновление и удаление данных».

Цель: закрепление практических навыков при работе с MS SQL.

Задачи: получить практические навыки при работе MS SQL.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, MS SQL.

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: создать запросы на добавление, обновление и удаление данных для таблиц согласно варианту (Таблица 2).

Рекомендуемая литература: 5 [с. 216–254], 6 [с. 83–108].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №16

Тема: «Создание хранимых процедур».

Цель: закрепление практических навыков при работе с MS SQL. Задачи: получить практические навыки при работе MS SQL Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, MS SQL.

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: создать хранимые процедуры на добавление, обновление и удаление данных для таблиц согласно варианту (Таблица 2). Рекомендуемая литература: 5 [с. 312–347].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №17

Тема: «Создание генератора и триггеров. Каскадные воздействия».

Цель: закрепление практических навыков при работе с MS SQL.

Задачи: получить практические навыки при работе MS SQL.

Вид работы: индивидуальный.

Оборудование: ПК, MS SQL.

Объем работы в академических часах: 4 часа.

Форма отчетности: отчет, оформленный в MS Word согласно требованиям к результатам работы.

Задание: создать триггеры на добавление, обновление и удаление данных для базы данных согласно варианту (Таблица 2).

Рекомендуемая литература: 5 [с. 347–383].

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Архитектурные решения информационных систем : учебник / А.

И. Водяхо, Л. С. Выговский, В. А. Дубенецкий, В. В. Цехановский. — 2-е изд., перераб. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 356 с. — ISBN 978-58114-2556-3. — Текст : электронный //Лань: ЭБС — URL: https://e.lanbook.com/book/96850. 

2.                 Гниденко, И. Г.  Технология разработки программного обеспечения : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Г. Гниденко, Ф. Ф. Павлов, Д. Ю. Федоров. — Москва : Издательство

Юрайт, 2020. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 9785-534-05047-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453640.

3.                 Казанский, А. А.  Программирование на Visual C# : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Казанский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 192 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14130-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467844.

4.                 Маран, М. М. Программная инженерия : учебное пособие / М. М.

Маран. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 196 с. — ISBN 978-5-81143032-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106733.

5.                 Маркин, А. В.  Программирование на SQL : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Маркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11093-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456926.

6.                 Нестеров, С. А.  Базы данных : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Нестеров. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 230 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11629-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457142. 

7.                 Подбельский, В. В.  Программирование. Базовый курс С# : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Подбельский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 369 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11467-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456697.

8.                 Тузовский, А. Ф.  Объектно-ориентированное программирование : учебное пособие для вузов / А. Ф. Тузовский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 206 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-53400849-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451429.).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное издание

 

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Методические указания по организации самостоятельных работ

 

Составитель

СЕРГИЕНКО Евгения Викторовна

 

 

Ответственный редактор

Р.Ф.Ахатова, председатель ЦК ЕНиОП ИТВТ

 

В авторской редакции

 

 

 

Подписано в печать         . Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л.2,0 Тираж 10 экз. Заказ №.

 

Библиотечно-издательский комплекс федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет».

625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.

 

Типография библиотечно-издательского комплекса.

625039, Тюмень, ул. Киевская, 52.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тюмень ТИУ 2020

Тюмень ТИУ 2020

Методические указания по организации самостоятельных работ окажут помощь преподавателям в организации учебного процесса, а также могут пригодиться обучающимся при повторении изученного материала

Методические указания по организации самостоятельных работ окажут помощь преподавателям в организации учебного процесса, а также могут пригодиться обучающимся при повторении изученного материала

Целью самостоятельных работ является систематизация и закрепление теоретических знаний и практических умений; развитие самостоятельности, ответственности и организованности обучающихся

Целью самостоятельных работ является систематизация и закрепление теоретических знаний и практических умений; развитие самостоятельности, ответственности и организованности обучающихся

Настоящие методические указания предназначены для обучающихся по специальности 09

Настоящие методические указания предназначены для обучающихся по специальности 09

Самостоятельная работа №6 «Привязка данных» 2

Самостоятельная работа №6 «Привязка данных» 2

На все иллюстрации должны быть даны ссылки

На все иллюстрации должны быть даны ссылки

SQL-запроса запускаются корректно; ­ отчет о выполнении самостоятельной работы оформлен в соответствии с требованиями; ­ обучающимся даны устные ответы на вопросы по ходу выполнения работы

SQL-запроса запускаются корректно; ­ отчет о выполнении самостоятельной работы оформлен в соответствии с требованиями; ­ обучающимся даны устные ответы на вопросы по ходу выполнения работы

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой

Краткий теоретический материал

Краткий теоретический материал

Using. Типы данных программы: ­ встроенные типы (int, double, …); ­ классы (class); ­ структуры (struct); ­ интерфейсы (interface); ­ перечисления (enum) ­ делегаты (delegate)

Using. Типы данных программы: ­ встроенные типы (int, double, …); ­ классы (class); ­ структуры (struct); ­ интерфейсы (interface); ­ перечисления (enum) ­ делегаты (delegate)

Main () {…}, ­ в самом простом случае – выполняет некоторый алгоритм без использования объектов классов; ­ обычно – создает экземпляры классов и вызывает их…

Main () {…}, ­ в самом простом случае – выполняет некоторый алгоритм без использования объектов классов; ­ обычно – создает экземпляры классов и вызывает их…

Константы

Константы

В обычных константах некоторые символы интерпретируются особым образом

В обычных константах некоторые символы интерпретируются особым образом

Console.WriteLine(i); }// i выходит из области видимости и удаляется {// начало блока var i = ”другой цикл”; // другая переменная i - строка

Console.WriteLine(i); }// i выходит из области видимости и удаляется {// начало блока var i = ”другой цикл”; // другая переменная i - строка

Рисунок 1 – Алгоритм выполнения условного оператора

Рисунок 1 – Алгоритм выполнения условного оператора

Выполнение оператора начинается с вычисления выражения, а затем управление передается первому оператору из списка, помеченного константным выражением, значение которого совпало с вычисленным

Выполнение оператора начинается с вычисления выражения, а затем управление передается первому оператору из списка, помеченного константным выражением, значение которого совпало с вычисленным

Оператор, стоящий после закрывающей скобки, задает тело цикла

Оператор, стоящий после закрывающей скобки, задает тело цикла

Тело оператора do _ while выполняется один или несколько раз до тех пор, пока выражение <выражение> не станет ложным

Тело оператора do _ while выполняется один или несколько раз до тех пор, пока выражение <выражение> не станет ложным

Вычислить при bool a=true, b=false: а) б) в) г) д) е) ж) з) 2

Вычислить при bool a=true, b=false: а) б) в) г) д) е) ж) з) 2

Дано целое число в диапазоне 1–7

Дано целое число в диапазоне 1–7

A и B (не включая числа A и B), а также количество

A и B (не включая числа A и B), а также количество

Рисунок 4 – Результат выполнения

Рисунок 4 – Результат выполнения

Рисунок 5 – Результат выполнения

Рисунок 5 – Результат выполнения

Рекомендуемая литература: 8 [с

Рекомендуемая литература: 8 [с

Foundation: CheckBox, Button, Grid,

Foundation: CheckBox, Button, Grid,

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой

Задачи: получить практические навыки при работе с платформой

База данных «Поставка товара»  «Товар»: код товара, наименование товара, цена товара;  «Заказ»: код заказа, наименование заказчика, адрес заказчика, телефон, номер договора, дата заключения…

База данных «Поставка товара»  «Товар»: код товара, наименование товара, цена товара;  «Заказ»: код заказа, наименование заказчика, адрес заказчика, телефон, номер договора, дата заключения…

База данных «Торговля»  «Отдел»: код отдела, наименование отдела,

База данных «Торговля»  «Отдел»: код отдела, наименование отдела,

База данных «ЖЭК»  «Квартиросъемщик»: лицевой счет,

База данных «ЖЭК»  «Квартиросъемщик»: лицевой счет,

ERD. Рекомендуемая литература: 6 [с

ERD. Рекомендуемая литература: 6 [с

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №14 Тема: «Описание структуры базы данных на языке

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №14 Тема: «Описание структуры базы данных на языке

Тема: «Создание генератора и триггеров

Тема: «Создание генератора и триггеров

Издательство Юрайт, 2020. — 230 с

Издательство Юрайт, 2020. — 230 с

Учебное издание ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ

Учебное издание ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ

Типография библиотечно-издательского комплекса

Типография библиотечно-издательского комплекса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2020