«БИЗНЕС-ПЛАН»
Методическая разработка по выполнению междисциплинарной курсовой работы для специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)»
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. Общие указания по выполнению курсовой работы |
- 3 |
2. Содержание основных разделов курсовой работы: |
|
2.1 Введение |
|
2.2 Резюме |
|
2.3 Характеристика предприятия |
|
2.4 Анализ рынка и выбор продукта или услуги |
|
2.5 План маркетинга |
|
2.6 Разработка плана производства |
|
2.7 Разработка организационного плана и юридической схемы предприятия |
|
2.8 Страхование и риски |
|
2.9 Разработка финансового плана |
|
2.10 Вывод |
|
2.11 Список рекомендуемой литературы |
|
2.12 Приложение |
|
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
Цель курсовой работы - закрепить, углубить и систематизировать знания студентов, полученные при изучении следующих дисциплин: «Бизнес-планирование», «Менеджмент», «Экономика организации» и спланировать деятельность предприятия, занимающегося перевозкой грузов. Разработка бизнес-плана в рамках курсового проекта обобщает экономические знания, умения и навыки по всем разделам этих дисциплин.
Используя материалы лекционных курсов, учебников, специальной литературы по бизнес – планированию, периодических изданий студенты должны овладеть методикой разработки бизнес-плана на примере небольшого бизнес-проекта.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
Титульный лист
Рецензия (вкладывается)
Задание к выполнению курсовой работы (вкладывается)
Содержание
Введение
1. Резюме
2. Характеристика предприятия
3. Анализ рынка и выбор продукта или услуги
4. Разработка плана маркетинга
5. Разработка плана производства
6. Разработка организационного плана и юридической схемы предприятия
7. Решение вопросов страхования и рисков
8. Разработка финансового плана
Выводы
Список использованной литературы
Приложение
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА:
- Ориентация бумаги – книжная.
- Поля: верхнее – 1,5 см; нижнее – 3 см; левое – 2,5 см; правое – 1 см.
- Тип шрифта - Times New Roman.
- Размер шрифта – 14; в заголовках разделов курсовой работы допускается 16, в таблицах - 12.
- Начертание шрифта: в тексте - обычное, в заголовках разделов – жирное.
- Абзацевый отступ – 1,5 см.
- Интервал – полуторный.
- Выравнивание – по ширине.
- Наличие переносов – обязательно.
- Нумерация страниц – обязательно.
Нумерация страниц начинается с титульного листа, но на нем номер страницы не печатается (т.е. СОДЕРЖАНИЕ будет являться вторым листом и т.д.).
От названия раздела до его основной части, между делается интервал размером в одну строку.
Заголовки разделов печатаются прописными буквами с абзацевого отступа.
Таблицы обязательно должны иметь название.
Курсовая работа должна содержать 20-30 страниц печатного текста.
Основная часть курсовой работы печатается на листах с рамкой (кроме титульного листа, он печатается на чистом листе), оформленной в соответствии с приложением 2.
Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1.
Содержание печатается на листе с рамкой, оформленной в соответствии с приложением 3.
При выполнении курсовой работы используется любая учебная литература (Менеджмент, Экономика предприятия, Организация перевозок и т.д.), нормативная литература (Положение по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, Нормы затрат топлива и ГСМ, Краткий автомобильный справочник), допускается использование периодических изданий (газет, журналов), а также ресурсов сети Интернет с указанием сайтов.
При выполнении курсовой работы допускается творческое мышление студентов, отступление от предложенных рекомендаций по составлению, внесение дополнительной информации на усмотрение студентов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1 ВВЕДЕНИЕ
В данном разделе проекта необходимо осветить:
- место и значение бизнес - планирования в управлении предприятия с учетом вопросов организационного менеджмента;
- цели и задачи курсовой работы.
2.2 РЕЗЮМЕ
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Основная задача резюме – в сжатой форме представить основные идеи бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание и заинтересовать потенциального партнера, инвестора или кредитора. Пишется резюме в последнюю очередь, при этом текст обычно составляется из ключевых фраз разделов бизнес-плана.
Резюме включает в себя:
- цель и задачи бизнес-плана;
- краткое описание предприятия и его специализации;
- описание ситуации на рынке и в отрасли;
- преимущества продукта (услуги) предприятия на рынке отрасли;
- краткие сведения о персонале, его способности применительно к данному бизнес-плану;
- основные ресурсы предприятия;
- предполагаемые производственные показатели деятельности предприятия;
- финансовое состояние предприятия;
- решение вопросов страхования;
- экономическое обоснование и эффективность деятельности предприятия.
2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Характеристика предприятия включает в себя следующие сведения:
- полное и сокращенное наименование предприятия,
- дата и место регистрации,
- юридический адрес предприятия,
- банковские реквизиты;
- организационно-правовая форма предприятия (с указанием размера уставного капитала, учредителей предприятия и их доли в уставном капитале в денежном и процентном размере);
- организационная структура управления предприятием;
- характеристика управленческого персонала высшего уровня (ФИО, возраст, образование, квалификация, опыт работы, срок работы на данном предприятии);
- основной вид деятельности предприятия;
- основная цель деятельности предприятия;
- материально-техническая база предприятия;
- текущее состояние предприятия;
- основные достижения предприятия;
- основные потребители, клиенты и партнеры предприятия;
- имидж предприятия.
Для характеристики текущего состояния предприятия можно использовать следующие таблицы:
Факторы, характеризующие предприятие |
Преимущества |
Недостатки |
Оценка |
МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ: - культура предприятия - цели деятельности предприятия - система мотивации сотрудников |
|
|
|
ПРОИЗВОДСТВО: - оборудование - гибкость производственных линий - использование новых технологий |
|
|
|
КАДРЫ: - возрастная структура - уровень образования - квалификация персонала |
|
|
|
ФИНАНСЫ: - доля собственного капитала - уровень финансового состояния - возможность получения кредита |
|
|
|
Показатель |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Планируемый год |
Общий объем произведенной продукции |
|
|
|
Объем производства по видам продукции |
|
|
|
Объем реализованной продукции |
|
|
|
Среднегодовая численность работников |
|
|
|
Производительность труда |
|
|
|
Среднегодовая стоимость основных фондов |
|
|
|
Финансовый результат деятельности (прибыль/убыток) |
|
|
|
В данном разделе допускается изложение дополнительного материала, не указанного в рекомендациях, использование своих форм таблиц.
2.4 АНАЛИЗ РЫНКА И ВЫБОР ПРОДУКТА ИЛИ УСЛУГИ
В этом разделе бизнес-плана следует уделить внимание следующим вопросам:
1. Провести анализ рынка Хабаровского края:
- размер рынка;
- является ли этот рынок растущим, статичным или сокращающимся;
- какова доля рынка компании;
- каков потенциал доли рынка;
- выявление наиболее перспективных рынков сбыта.
2. Определить, какие факторы внешней среды оказывают наибольшее влияние на вашу компанию (экономические, политические, социальные и т.д., их тенденции);
3. Какова конкуренция на рынке:
- какие организации являются конкурентами;
- какова их доля на рынке;
- каковы их уровень цен, качество услуги, охватываемые географические области.
Для оценки и анализа конкурентов можно использовать следующе таблицы:
№ |
Характеристика конкурентов |
Основные конкуренты |
||
первый |
второй |
n-й |
||
1 |
Объем продаж, натуральные показатели |
|
|
|
2 |
Занимаемая доля рынка, % |
|
|
|
3 |
Уровень цен |
|
|
|
4 |
Финансовое положение (рентабельность) |
|
|
|
5 |
Уровень технологии |
|
|
|
6 |
Качество продукции |
|
|
|
7 |
Расходы на рекламу |
|
|
|
8 |
Привлекательность внешнего рынка |
|
|
|
9 |
Время деятельности предприятия, лет |
|
|
|
№ |
Характеристика конкурентов |
Основные конкуренты |
||
первый |
второй |
n-й |
||
1 |
Качество управления |
|
|
|
2 |
Качество товаров и услуг |
|
|
|
3 |
Финансовое состояние |
|
|
|
4 |
Использование ресурсов |
|
|
|
5 |
Умение работать с персоналом |
|
|
|
6 |
Способность к инновациям |
|
|
|
7 |
Ответственность перед обществом и природой |
|
|
|
4. Описывается продукт вашего предприятия с позиций потребителя, производится его комплексная оценка, обосновывается необходимость совершенствования продукта. О продукте (товаре) приводятся следующие сведения: область применения, какую потребность удовлетворяет, второстепенные области применения, показатели качества, сильные и слабые стороны товара, сравнение с другими товарами, основные направления совершенствования продукции.
Для оценки конкурентоспособности продукции можно использовать следующие таблицы:
Преимущество товара |
Слабые стороны товара |
||
лучшее качество |
что его обеспечивает |
недостатки |
методы их преодоления |
|
|
|
|
№ |
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция |
|
|
2 |
Изучены ли вами запросы ваших клиентов |
|
|
3 |
Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам |
|
|
4 |
Можете ли вы эффективно довести свою продукцию до тех потребителей, на которых она ориентирована |
|
|
5 |
Может ли ваша продукция конкурировать с продукцией других предприятий |
|
|
6 |
Понимаете ли вы, на какой стадии жизненного цикла находится ваша продукция |
|
|
7 |
Есть ли у вас идеи относительно новых видов продукции |
|
|
8 |
Обладаете ли вы сбалансированным ассортиментом продукции с точки зрения ее существенного разнообразия и степеней морального старения |
|
|
9 |
Проводите ли вы регулярно модификацию вашей продукции в соответствии с запросами клиентов |
|
|
10 |
Проводите ли вы политику создания новой продукции |
|
|
11 |
Возможно ли копирование вашей продукции конкурентами |
|
|
12 |
Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и фабричной маркой, патентами |
|
|
13 |
Отслеживаете ли вы жалобы покупателей |
|
|
14 |
Уменьшается ли количество жалоб и нареканий стороны покупателей |
|
|
В конце данного раздела необходимо сделать вывод о конкурентоспособности предприятия и о возможности его существования на рынке.
2.5 ПЛАН МАРКЕТИНГА
В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке.
В плане маркетинга предусматривается следующее:
1. На какой целевой рынок ориентируется ваша компания.
2. Каковы основные сегменты рынка, какие из них выбирает ваша компания и почему (вид маркетинга).
3. Система распространения товара.
4. Ценовая политика и методы ценообразования.
Для характеристики ценовой политики и ценовой стратегии можно использовать следующую таблицу:
№ |
Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа |
Характеристика и оценка фактического состояния дел |
Прогноз положения дел, оценка его и действия по его улучшению |
1 |
Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него |
|
|
2 |
Какова вероятная реакция покупателей на повышение (понижение) цены? |
|
|
3 |
Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия? |
|
|
4 |
Как относятся покупатели к установленным вами ценам? |
|
|
5 |
Используется ли предприятием политика стимулирования цен? |
|
|
6 |
Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены? |
|
|
7 |
Используется ли предприятием политика стандартных цен? |
|
|
8 |
Известны ли цены на товары вашего предприятия потенциальным покупателям? |
|
|
5. Используемые способы продвижения товара.
6. Реклама и каким образом будут компенсироваться расходы на рекламу.
Описываются основной тип рекламы и средства распространения применяемой рекламы.
7. Методы стимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного обслуживания.
2.6 РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА
В этом разделе определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса.
Рассчитывается производственная программа по следующим формам:
1. Определяется объем годовых перевозок, выполняемых одним автомобилем (Qгод (а/м), т):
Qгод (а/м) = (q · γ · β · Vтех · Тн · Др) / (ln + β · Vтех · tпp)
- q - грузоподъемность авто.
- γ - коэффициент использования грузоподъемности.
- β - коэффициент использования пробега.
- Vтех - среднетехническая скорость авто.
- Тн - время работы автомобиля за сутки.
- Др - количество рабочих дней в году, (252).
- ln - длина поездки с грузом.
- tпp - время, затрачиваемое на погрузку и разгрузку автомобиля, час.
2. Определяется количество автомобилей, которые необходимы для перевозки грузов в год (Асп,шт):
Асп = Qгод : Qгод (а/м)
- Qгод - дополнительный объем перевозок за год, тонны.
3. Определяется количество автомобилей, находящихся в эксплуатации (Аэкс, шт):
Аэкс = Асп · α
- α - коэффициент выпуска автомобилей на линию.
4. Определяются автомобили-дни пробега за год (АДи, автомобили-дни):
АДи = Асп · Дк
- Дк - количество календарных дней в году, (365 дн).
5. Определяются автомобили-дни работы (АДр):
АДр = АДи · α
6. Определяются автомобили-тонны-дни работы (АТДр):
АТДр = АДр · q
- q - грузоподъемность авто, т.
7. Определяются часы работы автомобиля (АЧр):
АЧр = АДр · Тн
- Тн - время работы автомобиля за сутки.
8. Определяется общая грузоподъемность всех автомобилей предприятия (qc, т):
qc = Асп · q
9. Определить общий пробег за год всех автомобилей предприятия (Аобщ), км:
Аобщ = (Асп · Vтех · Тн · АДр) / (ln + β · Vтех · tпp)
10. Определить общий пробег с грузом за год (αг, км):
αг = Аобщ · β
11. Определить общее количество поездок с грузом:
αобщ = (β · Vтех · Тн · АДр) / (ln + β · Vтех · tпp)
12. Определить общий грузооборот (Рт/км):
Рт/км = Q · ln
13. Определить производительность подвижного состава за 1 автомобили – день работы (QAДр):
QAДр = Qгод : АДр
14. Определить производительность подвижного состава в тонно-километрах на 1 автомобили-день работы (РАДр):
РАДр = Рт/км : АДр
15.Определяется среднемесячный объем перевозок (Qcp.м., т):
Qcp.м. = Qгод : 12
- 12 - количество месяцев в году.
- Qгод - годовой объем перевозок.
16. Определяется среднедневной объем перевозок (Qcp.дн.):
Qcp.дн. = Qгод : 252
- 252 - среднее количество рабочих дней в году.
2.7 РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЛАНА И ЮРИДИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
В этом разделе бизнес плана раскрывается организационно-правовая форма предприятия, обосновывается организационная структура управления.
В данном разделе необходимо описать:
- организационно-правовая форма предприятия: каков правовой статус, форма собственности, кто спонсоры или уже определившиеся инвесторы (государственное ведомство или концерн, банк, частное предприятие и т.д.), обосновывается организационно-правовая форма предприятия, приводятся сведения о формировании уставного капитала
- какова организационная структура предприятия и обоснование выбора данного вида структуры
- производственную структуру (цехи, участки производства и т.д.)
- потребность и условия приобретения оборудования, сырья и материалов
- насколько предприятие обеспечено кадрами (включая перечень специалистов)
- распределение функций между работниками предприятия
- сведения об имеющихся специалистах (включая управленцев)
- уровень, форма оплаты труда, включая социальные льготы
- условия труда
- стимулирование труда работников
2.8 СТРАХОВАНИЕ И РИСКИ
Предпосылкой возникновения страховых отношений служит риск. Риск -возможность отрицательного отклонения между плановым и фактическим результатами, т.е. опасность неблагоприятного исхода на одно ожидаемое явление. С понятием риска тесно сведено понятие ущерба.
Страховой риск - это тот, который может быть оценен с точки зрения вероятности поступления страхового случая и количественных размеров возможного ущерба
Транспортный риск подразделяется на риски каско и карго.
Каско - подразумевают страхование воздушных, морских и речных судов, ж/д подвижного состава и а/м во время движения, стоянки и ремонта.
Карго - подразумевают страхование грузов, перевозимых любым видом транспорта.
В курсовой работе необходимо раскрыть вопросы страхования вашего предприятия, в частности страхование автомобильных перевозок. Описать виды страхования (имущественное, личное, страхование ответственности). Указать ориентировочные затраты на каждый договор страхования.
2.9 РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА
В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в стоимостном варианте. Составляются калькуляция себестоимости продукции по следующим калькуляционным статьям, которые определены согласно сфере деятельности предприятия:
1. Топливо;
2. Смазочные материалы;
3. Затраты на техническое обслуживание и технический ремонт;
4. Амортизационные отчисления;
5. Заработная плата персонала;
6. Отчисления на социальные нужды с заработной платы работников;
7. Общепроизводственные расходы и общехозяйственные расходы (накладные расходы).
На основании расчета себестоимости продукции рассчитывается цена, финансовые результаты, основные финансовые показатели деятельности предприятия.
Расчет проводится по следующим формулам:
1. Определить стоимость топлива на год:
Ст = Цл · Робщ
где: Цл - цена 1 литра топлива;
Робщ - расход топлива за год.
Робщ = Рэкс + Рман + Русл
где: Рэкс - расход на эксплуатацию (расход топлива определяется на основании нормы расхода на 100км пробега);
Рман - расход топлива на маневрирование;
Русл - расход топлива на условия.
Рэкс = (Нт · Аобщ) / 100 + (Нл · Рт/км) / 100
где: Нт, Нл - норма расход топлива;
Аобщ - общий пробег всех автомобилей за год, км;
Рт/км - общий грузооборот всех автомобилей за год, т.
Рман = % · Рэкс/ 100%
где: % - доля топлива на маневрирование.
Русл = % · Рэкс/ 100%
где: % - доля топлива на условия.
2. Определить стоимость смазочных материалов:
См = % · Ст / 100%
где: % - доля стоимости смазочных материалов.
3. Определить стоимость затрат на техническое обслуживание и технический ремонт:
Сто.тр = (Нто.тр · Аобщ) / 100
где: Нто.тр - норма затрат на техническое обслуживание и технический ремонт;
Lобщ - общий пробег всех автомобилей за год, км.
4. Определить амортизацию автомобильного парка за год:
АОа/м = (Нао · Са/м · Аобщ) / (100 · 1000 ·100)
где: Нао - норма амортизации;
Са/м - стоимость одного автомобиля.
5. Определить общий фонд оплаты труда и ЕСН за год в таблице № :
Должность |
Оклад, руб. |
ДВ надбавка, руб.
|
Районный коэффициент, руб. |
Итого начислено, руб. |
ЕСН, руб. |
||
ПФ |
ФОМС |
ФСС |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
ФОТобщ |
|
|
|
6. Определить стоимость накладных расходов за год:
Сн.р. = ФОТобщ · % н.р. / 100%
где: % н.р. - процент накладных расходов.
7. Определить общую себестоимость перевозок за год:
С/стобщ = Ст + См + Сто. тр. + АОа/м + ФОТобщ + ЕСН + Сн.р.
8. Составить калькуляцию себестоимости перевозок в таблице и диаграмму, определяющую структуру затрат на производство и реализацию услуг предприятия.
9. Определить общую выручку от реализации услуг:
В = Цт · Qгод
где: Цт - цена перевозки 1 тонны, руб.
Qгод - годовой объем перевозок, т
Цт = Сед + Сед · R / 100
где: Сед - себестоимость 1 тонны груза.
R - ожидаемый уровень рентабельности.
Сед = С/стобщ : Qгод
10. Определить финансовый результат деятельности предприятия за год в таблице.
Финансовые результаты за год
Показатели |
Тыс. руб. |
1. Общая выручка от реализации услуг |
|
2. НДС от реализации оказываемых услуг |
|
3. Выручка от реализации услуг за минусом НДС (п.1-п.2) |
|
4. Общая себестоимость на производство и сбыт услуг |
|
5. Прибыль от реализации услуг (п.3-п.4) |
|
6. Расходы на рекламу |
|
7. Расходы на страхование |
|
8. Налогооблагаемая прибыль (п.5-п.6-п.7) |
|
9. Налог на прибыль |
|
10. Чистая прибыль (п.8-п.9) |
|
11. Платежи в бюджет (п.2 + п.9) |
|
12. Определить основные финансовые показатели деятельности предприятия за год в таблице.
Основные финансовые показатели
Показатели |
Значение показателя |
Фондоотдача, руб. |
|
Фондоёмкость, руб. |
|
Производительность 1 водителя в рублях, руб. |
|
Производительность 1 водителя в тоннах, т. |
|
Средняя заработная плата одного водителя, руб. |
|
Рентабельность продукции, % |
|
Рентабельность продаж, % |
|
Рентабельность предприятия, % |
|
2.10 ВЫВОД
В данном разделе делается общий вывод по всей курсовой работе, который состоит из результатов основных разделов бизнес-плана. Вывод обязательно должен сопровождаться цифрами.
2.11 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.12 ПРИЛОЖЕНИЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.