Методические указания по выполнению практических работ по предмету Родная литература.

  • Документация
  • Контроль знаний
  • docx
  • 05.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В помощь преподавателю, читающего курс Родная литература.
Иконка файла материала Му по ПР родная лит..docx


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЫСШЕГО ОБРЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ» ХФ ГАОУ АО ВО «АГАСУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические указания

по выполнению практических работ

по учебному предмету

УПВ.01 Родная литература

по профессии среднего профессионального образования

                                                          43.01.09 «Повар, кондитер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022


 

 

 

 

                                                                                                                                                                                             


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................... 4

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ...................................................... 6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 20


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по предмету УПВ.01 Родная литература для выполнения практических работ созданы в помощь обучающимся для работы на занятиях.

Приступая к выполнению практической работы, обучающиеся должны внимательно прочитать цель занятия, ознакомиться с краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, выполнить задания, затем ответить на контрольные вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе обучающиеся должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчеты о практической работе должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Критерии оценки представлены после каждого практического задания.

Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся 1-2 курсов, осваивающих общеобразовательный учебный предмет «Родная литература».

 

1.                                                                                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические указания для выполнения практических работ по  предмету УПВ.01 «Родная литература», среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»   составлены в соответствии с требованиями ФГОС.

Практические задания направлены на подтверждение теоретических знаний и обеспечивают достижения обучающимися следующих результатов:

личностных:

-         сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-   сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-    толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-   готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-   эстетическое отношение к миру;

-    совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

-     использование для решения познавательных и  коммуникативных задач


различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-         умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-       умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

-           владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

-   сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

-        сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

-    владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-   владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

-       владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

-   знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

-   сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

-   способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-     владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

-   сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


2.                                                                               ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

п/п

Название ПР (из РП)

Количество часов

1

Анализ отдельных глав романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

1

2

Выявление    различных    типов    героев    в    произведениях    В.                       К. Тредиаковского

1

3

Определение мотива поведения героев произведений Д. И. и И. И. Завалишиных

1

4

Определение значения понятий «человек» и «доброта» в системе образов В. П. Астафьева

1

Итого

4

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Золотой век в литературе ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Тема:    Анализ    отдельных    глав    романа    Ф.    М.              Достоевского

«Преступление и наказание»

1.  Цель: научиться проводить анализ отдельных глав произведения.

2.     Оснащение: тетрадь для практических работ, раздаточный материал, учебник, «Схемы опоры по родной литературе».

3.  Пояснения к работе.

1.       Прочитайте  параграф  «История  создания  романа  «Преступление и наказание», стр.31 32

2.  Изучите схему – опору № 15, модуль 4 План анализа глав:

-   Время действия

-   Место действия

-   Описываемые события

-   Конфликт

-   Образы действующих лиц

4. Задания:

1.      Провести анализ отрывка романа Ф.М. Достоевского по выбору по плану:

I.     Трагедия личности в романах Достоевского

1.  История создания романа ( по выбору)

2.  Изображение Достоевским « маленького человека»

-   определите отношение автора к данному типу героев;

-   соотнесите структуру конфликта и его развитие в романах Достоевского

II.  Образ «лишнего человека» в романах Достоевского


1.     Поэтизация образа «лишнего человека» в творчестве других писателей.

1.      Образ Раскольникова в романе « Преступление и наказание»

5.  Контрольные вопросы:

-   В чем своеобразие произведений Ф.М.Достоевского

-   Выразите свое представление о личности и обществе

6.  Система оценивания:

Практические занятия обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале: Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся:

свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий;

выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий.

Оценка «хорошо» ставится, если:

выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и обучающийся может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;

в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;

при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;

в ходе выполнения работы обучающийся продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены ошибки;

обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

в письменном отчете по работе допущены ошибки;

при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются отдельные пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у обучающегося имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;

в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует;

на контрольные вопросы обучающийся не может дать ответов, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.


 

Раздел 2. Литература родного края ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Выявление различных типов героев в произведениях В. К. Тредиаковского

1.  Цель: научиться выявлять разные типы литературных героев

2.     Оснащение: тетрадь для практических работ, раздаточный материал, учебник, «Схемы опоры по родной литературе».

3.  Пояснения к работе.

1.        Прочитайте   параграф   в   учебнике   –   «Особенности               повествования Тредиаковского», стр.38 39

2.  Изучите схему – опору 13, модуль 4

3.  Описать главного героя выбранного произведения по плану:

-   Внешность

-   Род деятельности

-   Характер

-   Вывод о герое

4.  Задания:

1.       Определить особенности характера и мировоззрения героев данного автора

2.       Работа с текстом

5.  Контрольные вопросы:

-   Основные черты характера героев Тредиаковского?

-   Жизненные идеалы героев?

-   Отношение автора к своим героям?

6.  Система оценивания:

Практические занятия обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале: Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся:

свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий;

выполнил   работу   в    полном   объеме    с    соблюдением                             необходимой последовательности действий;

при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий.

Оценка «хорошо» ставится, если:

выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и обучающийся может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;

в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;

при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;

в   ходе   выполнения  работы  обучающийся  продемонстрировал              слабые практические навыки, были допущены ошибки;

обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

в письменном отчете по работе допущены ошибки;

при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются отдельные пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у обучающегося имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;

в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует;

на контрольные вопросы обучающийся не может дать ответов, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

 

 

 

Раздел 3. Астраханский край в литературе XIX века ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Определение мотива поведения героев произведений Д. И. и И. И. Завалишиных

1.  Цель: научиться определять мотив поведения героев данных авторов.

2.  Оснащение: тетрадь для практических работ, раздаточный материал.

3.    Пояснения к работе: Прочитайте параграф в учебнике «Своеобразие лирики поэта», стр.75-77

План:

1.  Своеобразие поведения действующих лиц

2.  Основные темы, идеи персонажей

4. Задания:

1.  Раскрыть смысл и мотив поведения героев произведений данных писателей, проанализировать эпизоды этих произведений.

2.  Проанализируйте образы героев.

5.  Контрольные вопросы:

-     О чем чаще всего спорят герои произведений авторов ?

-     Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в прозе?

6.  Система оценивания:

Практические занятия обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале: Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся:

свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий;

выполнил   работу   в    полном   объеме    с    соблюдением                             необходимой последовательности действий;

при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий.

Оценка «хорошо» ставится, если:

выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и обучающийся может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;

в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;

при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;

в ходе выполнения работы обучающийся продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены ошибки;

обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

в письменном отчете по работе допущены ошибки;

при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются отдельные пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у обучающегося имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;

в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует;

на контрольные вопросы обучающийся не может дать ответов, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

 

 

Раздел 4. Писатели- классики и астраханский край ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Определение значения понятий «человек» и «доброта» в системе образов В. П. Астафьева

1.      Цель: Выявить значения понятий «человек» и «доброта» в системе образов Астафьева;

2.  Оснащение: тетрадь для практических работ, раздаточный материал, учебник

3.  Пояснения к работе:

1. См. учебник, стр.244-245 План анализа:

1.  Жанровое своеобразие произведений Астафьева.

2.  Основные темы, идеи:

а) о назначении писателя; б) тема родины и народа;

4. Задания:

1.     Проанализировать произведение по выбору, систему образов, выявить особенности композиции и языка Астафьева;

2.     Проанализировать произведение о человеческих взаимоотношениях на примере конкретного произведения (по выбору);

5. Контрольные вопросы:

- В чем своеобразие ранней лирики Астафьева?

- Основная тема и идея стихотворений?

6. Система оценивания:

Практические занятия обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале: Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся:

свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий;

выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий.

Оценка «хорошо» ставится, если:

выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и обучающийся может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;

в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;

при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;

в   ходе   выполнения  работы  обучающийся  продемонстрировал              слабые практические навыки, были допущены ошибки;

обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

в письменном отчете по работе допущены ошибки;

при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются отдельные пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у обучающегося имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;

в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует;

на контрольные вопросы обучающийся не может дать ответов, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1.    Лебедев Ю.В., Русский язык и литература. Литература. 10 класс. В 2 ч. Просвещение,2019 г

2.   Журавлев В.П., Михайлов О.Н., Русский язык и литература. Литература. 11 класс. в 2-х ч, Просвещение; 2019 г

Дополнительные источники:

1.     Снетова Г.П. Словарь паронимов русского  языка    Г.П. Снетова, О.Б. Власова.— М. : Мир и Образование, Оникс, 2018. 416 c.

2.Фразеологический словарь русского языка - СПб. : Виктория плюс, 2018.

— 608 c.

Интернет-ресурсы:

1. Фадеев С.В. Словарь сокращений современного русского языка [Электронный ресурс] / С.В. Фадеев. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. 505 c. 978-5-4486-0012-8. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67342.html

2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка [Электронный ресурс] / Д.Н. Ушаков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Аделант, 2018. 800 c. 978-5-93642-345-1. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44160.html

в) электронно-библиотечные системы: https://www.academia-moscow.ru/

1.     Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2019.

https://academia-moscow.ru/reader/?id=132044 https://academia-moscow.ru/reader/?id=132046

2.Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. М., 2019.

3.             https://academia-moscow.ru/reader/?id=290062

 

 


 

 



 


 



 

Скачано с www.znanio.ru