|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРЗОВАНИЯ «АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ» ХФ ГАОУ АО ВО «АГАСУ» |
|
Методические указания
по выполнению практических работ
по учебному предмету
УПВ.01 Родная литература
по профессии среднего профессионального образования
43.01.09 «Повар, кондитер»
2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................... 4
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ...................................................... 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 20
Методические указания по предмету УПВ.01 Родная литература для выполнения практических работ созданы в помощь обучающимся для работы на занятиях.
Приступая к выполнению практической работы, обучающиеся должны внимательно прочитать цель занятия, ознакомиться с краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, выполнить задания, затем ответить на контрольные вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе обучающиеся должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчеты о практической работе должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.
Критерии оценки представлены после каждого практического задания.
Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся 1-2 курсов, осваивающих общеобразовательный учебный предмет «Родная литература».
Настоящие методические указания для выполнения практических работ по предмету УПВ.01 «Родная литература», среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» составлены в соответствии с требованиями ФГОС.
Практические задания направлены на подтверждение теоретических знаний и обеспечивают достижения обучающимися следующих результатов:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
№ п/п |
Название ПР (из РП) |
Количество часов |
1 |
Анализ отдельных глав романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» |
1 |
2 |
Выявление различных типов героев в произведениях В. К. Тредиаковского |
1 |
3 |
Определение мотива поведения героев произведений Д. И. и И. И. Завалишиных |
1 |
4 |
Определение значения понятий «человек» и «доброта» в системе образов В. П. Астафьева |
1 |
Итого |
4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Золотой век в литературе ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Анализ отдельных глав романа Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»
1. Цель: научиться проводить анализ отдельных глав произведения.
2. Оснащение: тетрадь для практических работ, раздаточный материал, учебник, «Схемы – опоры по родной литературе».
3. Пояснения к работе.
1. Прочитайте параграф «История создания романа «Преступление и наказание», стр.31 – 32
2. Изучите схему – опору № 15, модуль 4 План анализа глав:
- Время действия
- Место действия
- Описываемые события
- Конфликт
- Образы действующих лиц
4. Задания:
1. Провести анализ отрывка романа Ф.М. Достоевского по выбору по плану:
I. Трагедия личности в романах Достоевского
1. История создания романа ( по выбору)
2. Изображение Достоевским « маленького человека»
- определите отношение автора к данному типу героев;
- соотнесите структуру конфликта и его развитие в романах Достоевского
II. Образ «лишнего человека» в романах Достоевского
1. Поэтизация образа «лишнего человека» в творчестве других писателей.
1. Образ Раскольникова в романе « Преступление и наказание»
5. Контрольные вопросы:
- В чем своеобразие произведений Ф.М.Достоевского
- Выразите свое представление о личности и обществе
6. Система оценивания:
Практические занятия обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале: Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся:
свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий.
Оценка «хорошо» ставится, если:
выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и обучающийся может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;
в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;
при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе выполнения работы обучающийся продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены ошибки;
обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
в письменном отчете по работе допущены ошибки;
при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются отдельные пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у обучающегося имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;
в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует;
на контрольные вопросы обучающийся не может дать ответов, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Раздел 2. Литература родного края ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Выявление различных типов героев в произведениях В. К. Тредиаковского
1. Цель: научиться выявлять разные типы литературных героев
2. Оснащение: тетрадь для практических работ, раздаточный материал, учебник, «Схемы – опоры по родной литературе».
3. Пояснения к работе.
1. Прочитайте параграф в учебнике – «Особенности повествования Тредиаковского», стр.38 – 39
2. Изучите схему – опору № 13, модуль 4
3. Описать главного героя выбранного произведения по плану:
- Внешность
- Род деятельности
- Характер
- Вывод о герое
4. Задания:
1. Определить особенности характера и мировоззрения героев данного автора
2. Работа с текстом
5. Контрольные вопросы:
- Основные черты характера героев Тредиаковского?
- Жизненные идеалы героев?
- Отношение автора к своим героям?
6. Система оценивания:
Практические занятия обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале: Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся:
свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий.
Оценка «хорошо» ставится, если:
выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и обучающийся может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;
в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;
при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе выполнения работы обучающийся продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены ошибки;
обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
в письменном отчете по работе допущены ошибки;
при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются отдельные пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у обучающегося имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;
в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует;
на контрольные вопросы обучающийся не может дать ответов, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Раздел 3. Астраханский край в литературе XIX века ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Определение мотива поведения героев произведений Д. И. и И. И. Завалишиных
1. Цель: научиться определять мотив поведения героев данных авторов.
2. Оснащение: тетрадь для практических работ, раздаточный материал.
3. Пояснения к работе: Прочитайте параграф в учебнике – «Своеобразие лирики поэта», стр.75-77
План:
1. Своеобразие поведения действующих лиц
2. Основные темы, идеи персонажей
4. Задания:
1. Раскрыть смысл и мотив поведения героев произведений данных писателей, проанализировать эпизоды этих произведений.
2. Проанализируйте образы героев.
5. Контрольные вопросы:
- О чем чаще всего спорят герои произведений авторов ?
- Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в прозе?
6. Система оценивания:
Практические занятия обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале: Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся:
свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий.
Оценка «хорошо» ставится, если:
выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и обучающийся может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;
в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;
при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе выполнения работы обучающийся продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены ошибки;
обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
в письменном отчете по работе допущены ошибки;
при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются отдельные пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у обучающегося имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;
в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует;
на контрольные вопросы обучающийся не может дать ответов, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Раздел 4. Писатели- классики и астраханский край ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Определение значения понятий «человек» и «доброта» в системе образов В. П. Астафьева
1. Цель: Выявить значения понятий «человек» и «доброта» в системе образов Астафьева;
2. Оснащение: тетрадь для практических работ, раздаточный материал, учебник
3. Пояснения к работе:
1. См. учебник, стр.244-245 План анализа:
1. Жанровое своеобразие произведений Астафьева.
2. Основные темы, идеи:
а) о назначении писателя; б) тема родины и народа;
4. Задания:
1. Проанализировать произведение по выбору, систему образов, выявить особенности композиции и языка Астафьева;
2. Проанализировать произведение о человеческих взаимоотношениях на примере конкретного произведения (по выбору);
5. Контрольные вопросы:
- В чем своеобразие ранней лирики Астафьева?
- Основная тема и идея стихотворений?
6. Система оценивания:
Практические занятия обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале: Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся:
свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий.
Оценка «хорошо» ставится, если:
выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и обучающийся может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;
в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;
при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе выполнения работы обучающийся продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены ошибки;
обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
в письменном отчете по работе допущены ошибки;
при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются отдельные пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у обучающегося имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;
в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует;
на контрольные вопросы обучающийся не может дать ответов, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
1. Лебедев Ю.В., Русский язык и литература. Литература. 10 класс. В 2 ч. Просвещение,2019 г
2. Журавлев В.П., Михайлов О.Н., Русский язык и литература. Литература. 11 класс. в 2-х ч, Просвещение; 2019 г
Дополнительные источники:
1. Снетова Г.П. Словарь паронимов русского языка Г.П. Снетова, О.Б. Власова.— М. : Мир и Образование, Оникс, 2018. — 416 c.
2.Фразеологический словарь русского языка - СПб. : Виктория плюс, 2018.
— 608 c.
Интернет-ресурсы:
1. Фадеев С.В. Словарь сокращений современного русского языка [Электронный ресурс] / С.В. Фадеев. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 505 c. — 978-5-4486-0012-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67342.html
2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка [Электронный ресурс] / Д.Н. Ушаков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Аделант, 2018. — 800 c. — 978-5-93642-345-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44160.html
в) электронно-библиотечные системы: https://www.academia-moscow.ru/
1. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2019.
https://academia-moscow.ru/reader/?id=132044 https://academia-moscow.ru/reader/?id=132046
2.Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2019.
3. https://academia-moscow.ru/reader/?id=290062
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.