Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студента по учебной дисциплине "Биология"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студента по учебной дисциплине "Биология"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
26.02.2020
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студента по учебной дисциплине "Биология"
МУ СР био.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ИГАРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по организации и  контролю внеаудиторной  самостоятельной работы

по учебной дисциплине «Биология»

 

 

 

 

 

Разработчик: Шубина А.Н, преподаватель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

                                                                                                                      стр.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

1.Пояснительная записка                                                                             3                                                                                                                                                           

                                                  

2.Характеристика заданий для внеаудиторной самостоятельной           5

работы студентов по биологии

 

3.Перечень внеаудиторных самостоятельных работ и объемы              24

 времени для студентов профессий технического профиля

 

4.Список литературы и источников для студентов                                 27

 

5. Сводные данные об объектах и критериях оценивания                      29                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


             Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
по учебной дисциплине «Биология» для студентов 1 курса по профессиям  23.01.03 Автомеханик  и 21.01.04  Машинист на буровых установках.

Составлены в соответствии с ФГОС СПО, «Рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО» (Приложение к письму Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13), Положением об организации самостоятельной работы обучающихся КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум», рабочими учебными планами.

             Внеаудиторная самостоятельная работа проводится с целью:
· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубления и расширения теоретических знаний;
· развития познавательных способностей и активности студентов: творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
совершенствованию и самоорганизации;
· формирования общих и профессиональных компетенций.
             Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По биологии используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы),
работа со словарями и справочниками, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
             для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов; тематических кроссвордов;
для формирования умений: выполнение схем, упражнений, анализ.
             Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. В рекомендациях представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.

          Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
· уровень освоения студентом учебного материала;
· умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы,
находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике
· обоснованность и четкость изложения ответа;
· оформление материала в соответствии с требованиями.
· уровень умения четко сформулировать проблему и предложить пути ее решение;
· уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности,
варианты действий.
           Задания для внеаудиторной самостоятельной работы рассчитаны на 18 часов.

            Результаты контроля используются для оценки текущей успеваемости студентов.

            Оценка текущей успеваемости студентов выставляется преподавателем в журнал теоретического обучения.

             Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

            Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению студента.

            Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности.  Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.

            Самостоятельная работа, как правило, имеет творческий характер и выполняется на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности.  В процессе обучения самостоятельная работа носит   характер практической деятельности с учебной литературой и компьютерными базами данных. Обучающиеся должны уметь составлять схемы, таблицы по тексту лекций и учебной литературе, готовить реферат по заданной теме, составлять письменный конспект главы или раздела, выполнять упражнения, а также выполнять творческие задания.

            Каждый студент должен иметь отчетность о выполненной работе. Для этого предлагается вести отдельную тетрадь, где будут выполняться все задания.

            На самостоятельную работу по учебному плану отводится 18 часов. Данный объем времени распределен по темам в соответствии с таблицей 1:

 

Таблица 1.

Тема

Количество часов

1. Учение о клетке.

2

2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

2

3. Основы генетики и селекции.

4

4. Эволюционное учение.

4

5. История развития жизни на Земле.

2

6. Основы экологии.

2

7. Бионика

2

           

 

 

 

 

Ориентировочный объем времени, необходимый для выполнения каждого задания обучающимися, приводится в таблице 2.

 

Таблица 2.

Тип задания

Время на выполнение задания, час

Составление таблиц, схем, кроссвордов.

Работа с конспектом лекций.

Чтение основной и дополнительной литературы с конспектированием.

Решение задач.

Подготовка ответов на вопросы.

Выполнение реферата.

Подготовка презентации с докладом.

0,5

1

2

 

2

2

2

2

 

 

2.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задание 1.

Подготовка сообщений

    Информационное сообщение – это вид вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на лекции, семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современ­ный взгляд по определенным проблемам.

    Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополня­ют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

    Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

    Затраты времени на подготовку сообщения зависят от труд­ности сбора информации, сложности материала по теме, инди­видуальных особенностей студента и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.

 

Цель задания :

- углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;

- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;

- развитие познавательных способностей, ответственности.

 

Содержание задания :

- чтение указанной литературы;

- написание сообщений;

- подготовка устного сообщения на данную тему.

 

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию

 

Основные требования к результатам работы :

в сообщении должны быть освещены следующие моменты

- сущность понятий  темы

- необходимость и важность  изучения темы для будущей профессии

- оформление сообщения на бумажном или электронном носителе

 

Критерии оценки:

актуальность темы - 1 балл;

соответствие содержания теме - 1 балл;

глубина проработки материала - 1 балл;

грамотность и полнота использования источников - 1 балл;

наличие элементов наглядности - 1 балл.

Максимальное количество баллов: 5

Оценка выставляется по количеству набранных баллов.

 

Форма контроля:

- проверка наличия сообщений у каждого студента, устный опрос нескольких человек или собеседование.

 

Задание 2

Подготовка докладов

Цель задания:

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать специальную литературу;

- развитие познавательных способностей: самостоятельности, ответственности;

 

Содержание задания:

- чтение указанной литературы;

- написание докладов;

- подготовка устного сообщения по данной теме.

 

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

 

Ориентированный объем  работы:

- одна-две страницы текста на бумажном или электронном носителе

 

Основные требования к результатам  работы:

в докладе должны быть освещены следующие моменты:

- сущность понятий темы

- необходимость и важность  изучения темы для будущей профессии

 

Время выполнения:  2 часа

 

Критерии оценки:

актуальность темы - 1 балл;

соответствие содержания теме - 1 балл;

глубина проработки материала - 1 балл;

грамотность и полнота использования источников -1 балл;

соответствие оформления доклада требованиям - 1 балл.

умение вести дискуссию и ответы на вопросы - 5 баллов. 

Максимальное количество баллов: 10.

9-10 баллов соответствует оценке «5»

7-8 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»

 

Форма контроля:

- проверка наличия докладов у каждого студента;

- опрос нескольких студентов.

 

Задание 3

Конспектирование отдельных вопросов пройденной темы

 

Цель задания:

- углубление и расширение теоретических знаний;

-формирование умений использовать дополнительную и  справочную литературу;

- развитие самостоятельности

 

Содержание задания:

- чтение дополнительной и  справочной литературы;

 

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

 

Ориентированный объем  работы:

- одна страница  текста

 

Основные требования к результатам  работы:

- повторение пройденного материала;

 

Критерии оценки:

содержательность конспекта, соответствие плану - 3 балла;

отражение основных положений, результатов работы
автора, выводов - 5 баллов;

ясность, лаконичность изложения мыслей студента - 3 балла;

наличие схем, графическое выделение особо значимой
информации - 1 балл;

соответствие оформления требованиям - 1 балл;

грамотность изложения - 1 балл;

соблюдение срока сдачи - 1 балл.

Максимальное количество баллов: 15.

14-15 баллов соответствует оценке «5»

11-13 баллов – «4»

8-10 баллов – «3»

менее 8 баллов – «2»

 

Формы контроля:

- проверка наличия конспектов у каждого студента;

- опрос нескольких студентов;

- собеседование

 

Задание 4

Работа с текстом учебной, дополнительной и справочной литературы

Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть определенными учебными умениями и навыками, к ним  относятся:

умение накапливать информацию;

умение творчески ее перерабатывать;

умение выдавать новую информацию;

умение находить на все это время.

Цели чтения:

информационно-поисковая - найти нужную информацию

усваивающая - понять информацию и логику рассуждения

аналитико-критическая - осмыслить текст, определить к нему свое отношение

творческая - на основе осмысления информации дополнить и развить ее.

Рекомендации

Во время ознакомительного чтения сортируйте информацию на существенную, особо значимую и второстепенную; на теоретическую и практическую; делайте пометки, условные обозначения, выписки отдельных мест текста, цитат на вкладных листах.

Полноценно извлекайте информацию, содержащуюся в научном тексте.

Ведите собственные словари терминов по различным областям знаний, эпизодически просматривайте эти записи. Освоение понятий той или иной области знаний улучшит восприятие и понимание научного текста и повысит скорость чтения.

Проведите мысленную обработку полученной информации: выделяйте исходную информацию и новую; сортируйте смысловые части по их значимости, группируйте по определенным признакам, выделяйте зависимости; соотносите извлеченную информацию с имеющимися знаниями; свертывайте информацию путем обобщения.

Отберите нужный материал, собранный при работе с источником.

Его следует систематизировать и хранить:

в папках-накопителях (по темам, разделам, авторам и т.п.) или в отдельных папках;

в тетрадях, для этого нумеруют страницы, на полях записывают темы, под каждой выпиской ставят фамилию автора, название работы и т.д. Чтобы удобно было пользоваться такой тетрадью и легко находить нужные выдержки, полезно завести алфавитный указатель тем. Делая какую-нибудь выписку, в указателе отмечают ее тему, номер тетради и страницу;

в персональном компьютере – в отдельной папке, например «Библиография» и файлах по тематике.

    Хранить следует самый существенный материал, постоянно его обновляя. Этому способствует знакомство с новой научной, учебной, методической литературой и публикациями научно-технической периодики.

Методика обработки полученной информации

    Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют: делают пометки, подчеркивания, лучше на вкладных листах; разного вида записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.); схемы. Для лучшего запоминания полезно пересказать текст с опорой на сделанные записи, при этом не забывая, что начинать любого вида записи следует с библиографических данных текста.

Рекомендации:

- составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.

- стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.

- чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.

- запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

Основные требования к результатам  работы:

- повторение пройденного материала;

 

Критерии оценки:

- уровень освоения студентом справочного и дополнительного материала

 

Форма контроля:

- фронтальный опрос на лекции

 

Задание 5

Создание материалов-презентаций это вид само­стоятельной работы студентов по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы в электронном виде. То есть создание мате­риалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

    Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной рабо­ты, по формату соответствующие режиму презентаций.

    Затраты времени на создание презентаций зависят от степе­ни трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

    Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч

 

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

Презентация не должна быть менее 10 слайдов.

Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование колледжа,

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.

последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

 

Практические рекомендации по созданию презентаций

    Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1.Определение целей.

2.Сбор информации об аудитории.

3.Определение основной идеи презентации.

4.Подбор дополнительной информации.

5.Планирование выступления.

6.Создание структуры презентации.

7.Проверка логики подачи материала.

8.Подготовка заключения.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентацииэто проверка и отладка созданной презентации.

 

Требования к оформлению презентаций

    В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

- Соблюдайте единый стиль оформления

- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от

самой презентации.

- Вспомогательная информация (управляющие

кнопки) не должны преобладать над основной

информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

- На одном слайде рекомендуется использовать не

более трех цветов: один для фона, один для

заголовка, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные

цвета.

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и

после использования).

Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной

анимации для представления информации на

слайде.

Не стоит злоупотреблять различными

анимационными эффектами, они не должны

отвлекать внимание от содержания информации на

слайде.

 

Представление информации:

 

Содержание информации

 

Используйте короткие слова и предложения.

- Минимизируйте количество предлогов, наречий,

прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание

аудитории.

Расположение информации на странице

-Предпочтительно горизонтальное расположение

информации.

Наиболее важная информация должна

располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись

должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24.

Для информации не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого

расстояния.

-Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной

презентации.

-Для выделения информации следует использовать

жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

-Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они

читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

рамки; границы, заливку;

штриховку, стрелки;

-рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком

большим объемом информации: люди могут

единовременно запомнить не более трех фактов,

выводов, определений.

-Наибольшая эффективность достигается тогда,

когда ключевые пункты отображаются по одному

на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

- с текстом;

- с таблицами;

- с диаграммами.

 

 

Советы

 

Ø Настройка презентации по щелчку облегчает показ нужных слайдов в нужном месте выступления при условии, что показывает презентацию другой человек.

Ø Автоматическая настройка презентации дает возможность показа самим выступающим, но может вызвать сложности рассказа (задержка или спешка в смене слайдов).

Ø Музыку целесообразно накладывать, если презентация идет без словесного сопровождения. Музыка также подбирается в соответствии с темой презентации, дополняя ее, создавая определенный эмоциональный настрой.

Создание презентации – увлекательный творческий процесс, в котором ключевое слово: ГАРМОНИЯ!

Успешной работы!

 

Критерии оценивания презентаций

Общие баллы

Область оценивания

Параметры для оценивания

15

Стиль

1.Единый стиль оформления.

2. Избегайте стиля, которые будет отвлекать от самой презентации.

3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не преобладают  над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

10

Содержание

1.Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

30

Информация

1.Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).

2.Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).

3.Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).

4.Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

5. Современность источника.

6.Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников).

35

Текст

1.Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).

2.Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).

3.Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).

4.Однозначность (единое толкование текста различными обучающимися).

5.Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего).

6.Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено).

7.Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

10

Оформление

1.Использование эффектов (цвета, анимации и звуковых эффектов)
2.Наличие схем, графиков, таблиц.

   

Пояснения:  0-30 баллов – неудовлетворительно                                       

                     31-60 баллов – удовлетворительно                                         

                     61-90 баллов - хорошо

                     91-100 баллов - отлично

 

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

 

Форма контроля:

- защита презентации на лекции; собеседование.

 

Задание  6 

Работа с таблицей

 

Цель работы:

-научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет.

 

Время выполнения: 1 час.

 

Методические рекомендации по составлению таблиц:

-запишите название таблицы

-подготовьте необходимую литературу

-внимательно прочитайте текст

-заполните таблицу

 

Отчет:

- оформить учебный материал в виде таблицы в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».

 

Форма отчета для работы с таблицей:

-найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета – 2-3 страницы печатного текста. Содержание материала оформляется в виде таблицы.

Отчет должен иметь следующую структуру:

    1.Титульный лист.

    2.Лист (листы) с таблицей

 

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

 

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование

 

Таблицы, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

 

 

 

 


Критерии оценки работы с таблицами

№ п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1

Соответствие представленной в таблице информации заданной теме

Наблюдение преподавателя

Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме

Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки.

1.Обучающийся работу не выполнил.

2.Содержание ячеек таблицы  не соответствует заданной теме.

3.Имеются незаполненные ячейки или серьезные множественные ошибки. 

4.Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

 

2

Лаконичность и четкость изложения материала в таблице

Наблюдение преподавателя

Материал  в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.

 

Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляют собой многословный текст

3

Правильность оформления

Проверка работы

Оформление таблицы полностью соответствует требованиям.

В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты  и небрежность.

 

 

 

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»


Задание 7

Составление схем

 

Время выполнения: 1 час.

 

Цель работы:

- научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в виде схемы и оформлять отчет согласно требованиям.

 

Отчет:

- оформить учебный материал в виде схемы в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» (Приложение В).

 

Форма отчета для составления схемы:

-найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Содержание материала оформляется в виде схемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


     …….                              …….                          ………                       ……….   

Отчет должен иметь следующую структуру:

1.Титульный лист

2.Лист со схемой.

 

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

 

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование

 


Критерии оценки работы по составлению схем

 

№ п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1

Соответствие представленной в схеме  информации заданной теме

Наблюдение преподавателя

Содержание схемы полностью соответствует заданной теме

Содержание материала в схеме соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки.

1.Обучающийся работу не выполнил .

2.Содержание блоков схемы  не соответствует заданной теме.

3.Имеются множественные логические ошибки в связях между блоками схемы. 

4.Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

 

2

Читаемость, логичность, лаконичность схемы

Наблюдение преподавателя

Материал в схеме излагается четко и лаконично, схема читается легко, связи между блоками  определяются логикой изложения материала.

Материал в схеме излагается недостаточно четко и лаконично, кое-где нарушены логические  связи между блоками  схемы.

3

Правильность оформления

Проверка работы

Оформление схемы полностью соответствует требованиям.

В оформлении схемы имеются незначительные недочеты  и небрежность.

 

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично»


Задание 8  

Составление тематического кроссворда

Составить кроссворд по одной из тем, состоящий не менее чем из 20 изучаемых терминов

 

Время выполнения: 2 часа

 

Цель работы:

-научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять в виде кроссворда информацию по заданной теме.

 

Отчет:

- оформить кроссворд в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» (Приложение А) и требованиями к составлению кроссвордов .

 

Форма отчета:

Кроссворд оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета – не более 4 страниц печатного текста. Допускается при составлении кроссворда использование специальных компьютерных программ типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатных онлайновых сервисов типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранен на электронном носителе и может быть представлен в электронном виде.

Отчет должен иметь следующую структуру:

1.Титульный лист (см. приложения).

2.Лист с пустой сеткой кроссворда и заданиями.

3.Лист с заполненной сеткой кроссворда и заданиями (эталон).

4.Список использованных источников.

Кроссворды, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

 

Методические рекомендации:

 

1.Ознакомьтесь с темой кроссворда.

2.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.

3.Прочитайте лекционный материал по теме занятия в  своем конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.

4.Прочитайте материал, касающийся темы кроссворда не менее чем в трех рекомендованных источниках.

5.Изучите правила составления кроссвордов и получите консультацию преподавателя.

6.Выпишите все термины по теме, которые могут войти в кроссворд. Помните, что их количество должно быть не менее 20.

7.Дайте определение каждому термину, стараясь при этом дать краткое, но ёмкое определение. Старайтесь, чтобы определение, данное термину вами, не копировало дословно определение из учебника или конспекта.

8.Составьте сетку кроссворда. В качестве черновика возьмите листок в клетку. Составление сетки кроссворда начните с самых длинных слов.

9.Пронумеруйте слова в сетке кроссворда.

10.Запишите согласно вашей нумерации определения терминов (вопросы кроссворда), не забывая о делении слов по горизонтали и вертикали.

11.Проверьте орфографию в словах и определениях!

12.Оформите отчет согласно требованиям. Помните, что данный вид самостоятельной работы допускает творческий подход.

13.Продумайте, как проиллюстрировать вашу работу. Помните, что рисунки, сопровождающие кроссворд , должны быть по теме задания и могут являться подсказкой для особо трудных слов.

 

Правила составления кроссворда:

 

-слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

-имен собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов. 

-нежелательно при создании кроссвордов употреблять устаревшие и вышедшие из обихода слова.

-не следует применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные эмоции, слова, связанные с болезнью, жаргонные и нецензурные.

-сетка кроссворда может быть любой: от нерегулярной крестословицы до правильных, максимально заполненных геометрических фигур.

-составление кроссворда начинают с самых длинных слов.

 

 

 

 


При оценке кроссворда будут учитываться:

 

Низкий уровень

 

 

 

Средний уровень

Высокий уровень

Грамотность в определениях терминов

4-5 ошибок

1 балл

2-3 ошибки

2 балла

ошибок

3 балла

Уровень  сложности составленных вопросов

 

1 балл

 

2 балла

 

3 балла

Правильность оформления отчета

 

1 балл

 

2 балла

 

3 балла

Творческий подход к оформлению

 

1 балл

 

2 балла

 

3 балла

Итого максимально

4

 

8

12

Оценка

6-7 баллов

«удовлетворительно»

8-10 баллов «хорошо»

11-12 баллов «отлично»

 

 

 

 


Задание 9 

Решение генетических задач 

 

Время выполнения: 2 часа

 

Цель работы:

- формирование навыков в решении генетических задач

 

Алгоритм решения генетических задач

 

     1.Внимательно прочтите условие задачи.

     2.Сделайте краткую запись условия задачи.

     3.Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

     4.Определите и запишите типы   гамет,  которые образуют скрещиваемые   

        особи.

     5.Определите и запишите генотипы и фенотипы  полученного от

        скрещивания потомства.

     6.Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите    

        количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в 

        виде числового  соотношения.

     7.Запишите ответ на вопрос задачи.

8.При решении задач по определённым темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.

 

Оформление генетических задач

 

     1.Первым  принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской

        (верная запись - ♀ААВВ  х  ♂аавв;  неверная запись - ♂аавв  х  ♀ААВВ).

     2.Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись ♀ААВВ;

        неверная запись ♀АВАВ).

     3.При записи генотипа  буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в

        алфавитном порядке, независимо от того, какой признак – доминантный   

   или  рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ  ; неверная  

   запись –♀ ВВаа).

     4.Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут

        лишь те гены, наличие которых бесспорно.  Ген, который невозможно

        определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая 

        окраска (А) и гладкая форма  (В) семян гороха доминантные   

        признаки, зелёная окраска

       (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми

       морщинистыми семенами записывают А_вв).

     5.Под генотипом всегда пишут фенотип.

     6.У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество:


     

    

     верная запись                                                        неверная запись

          ♀ АА             ♀ АА

 

                     А                  А          А

7.Гаметы записывают, обводя их кружком (А).

     8.Фенотипы и типы  гамет пишутся строго под соответствующим    

        генотипом.

     9.Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода  и

        полученных результатов.

    10.При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения

        генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По

        вертикали записываются типы гаметы от материнской особи, а по 

        горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии

        записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся

        дочерней особи.

 

♀         ♂

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

          ААВВ

ААВв

 

АаВВ

 

АаВв

 

Ав

ААВв

 

ААвв

 

АаВв

Аавв

 

аВ

АаВВ 

АаВв

 

ааВВ

 

ааВв

 

ав

АаВв

 

Аавв

 

ааВв

 

аавв

 

11. Результаты скрещивания всегда носят вероятностный характер и выражаются либо в процентах, либо в долях единицы (например, вероятность образования потомства, восприимчивого к головне, 50%, или  ½.  Соотношение классов потомства записывается в виде формулы расщепления  (например, жёлтосеменные и зелёносеменные растения в соотношении 1 :1).

 

 

Пример решения и оформления задач

Задача. У арбуза зелёная окраска  (А) доминирует над полосатой. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2, полученных от скрещивания гомозиготных растений, имеющих зелёную и полосатую окраску плодов.

Дано:

А – зелёная окраска

а – полосатая окраска

Р ♀АА   х   ♂аа

 

Решение:

1. Определяем и записываем генотипы скрещиваемых особей. По условию задачи  родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа

 

 

F1  и F- ?_

2. Записываем схему скрещивания.

Р      ♀АА          х          ♂аа

            зел      пол

Овал: аОвал: А  G                              

 

F1                                           Аа

                             100%

                                      Зел.

 

 Р         ♀Аа               х                      ♂Аа

              зел                                         зел

Овал: аОвал: АОвал: аОвал: АG                                

 

 F2    АА        Аа          Аа         аа

      зел            зел               зел            пол

        25%      25%         25%      25%

по фенотипу   3  :  1

по генотипу    1  :  2  :  1

Ответ: F1  Аа 100% зел; F2    АА , Аа, аа  


Критерии  оценки:
Оценивание производится по накопительной системе, за каждое правильное действие начисляется 1 балл  (максимальное количество баллов 11)

 

11-10 – соответствует оценке «5»

9-8 - соответствует оценке «4»

7- соответствует оценке «3»

менее 7 – работа не зачтена

 

Отчет:

- оформить учебный материал на отдельном листе или в рабочей тетради

 

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

 

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование

 

Задание 10

Подготовка к семинару

 

Цели работы:

- формирование знаний основных направлений темы семинара, понятий, терминов

-формирование умений пользоваться первоисточниками и другими источниками информации по предмету

- формирование умений делать обоснованные выводы, владеть технологией рассуждений и аргументации своей позиции по конкретному вопросу

- формирование умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности

 

Время выполнения: 6 час.

 

Срок выполнения:

- к семинарскому занятию

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы студента:

 

1.Ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины и планом семинара

2.Руководствоваться рекомендованной  учебной литературой, которая имеется в фондах библиотеки

3.Использовать возможности сайта библиотеки и другие информационные ресурсы  Интернета

4.Прочитать соответствующую теме главу учебника

5.Доработать конспект лекций

6.Разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия

7.Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов

8.Подготовить ответы на каждый вопрос плана

 

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование

 

Отчет:

- оформить подготовленный материал в письменной форме на бумажном или электронном носителе в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов» (Приложение А)

 

Задание 10

Работа со словарем

 

Цели работы:

- осмысление содержания изучаемой темы

- изучение основных понятий темы

- формирование умений осмысленно употреблять научные биологические термины

 

Время выполнения: 0,5 часа.

 

Срок выполнения:

- к следующему теоретическому занятию

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы студента:

1.Используйте рекомендуемый преподавателем список словарей

2.Выясните смысловое значение новых терминов

3.Усвойте орфографию новых терминов

4.Запишите новые термины и их смысловое значение в лекционную тетрадь и выучите их.

 

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, тестирование

 

Критерии оценки:

- соответствие терминов  теме – 2 балла

- наличие альтернативных толкований того или иного термина – 3 балла

- использование новейших нетрадиционных подходов для толкования понятий - 2 балла

- соответствие оформления требованиям - 2 балла;

- соблюдение  срока сдачи  - 1 балл.

Максимальное количество баллов: 10.

9-10 баллов соответствует оценке «5»

7-8 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»

 

Отчет:

- оформить подготовленный материал в письменной форме на бумажном носителе

 

3. ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала внеаудиторной само
стоятельной работы студентов

Кол-во
часов

Тема 1. Учение о
клетке

 Задание 1. Подготовка докладов с мультимедийной презентацией на тему: «Вирусные заболевания».

2

Тема 2. Организм.
Размножение и индивидуальное развитие
организмов

Задание 2. Составьте таблицу: «Сравнение зародышей человека и животных».

Задание 3.Заполните таблицу: «Формы и способы размножения»

 

Вид

Формы размножения

Способы размножения

Инфузория-туфелька

 

 

Гидра пресноводная

 

 

Земляника лесная

 

 

Кукушкин лен

 

 

Гриб-трутовик

 

 

Малина обыкновенная

 

 

Пчела медоносная

 

 

Заяц-русак

 

 

 

Задание 4.Заполните таблицу: «Характеристика зародышевых листков»

 

Зародышевые листки

На какой стадии развития зародыша образуется

Какие ткани, органы образует

Эктодерма

 

 

Энтодерма

 

 

Мезодерма

 

 

2

Тема 3. Основы генетики и селекции

Задание 5.Подготовьте презентацию с докладом по темам: «Мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний»; «Биотехнология, ее достижения и перспективы развития».

Задание 6.Заполните таблицу: «Сравнение генетических понятий»

 

Понятия

Определения понятий

Организм

Гомозиготный

 

Гетерозиготный

 

Признак

Доминантный

 

Рецессивный

 

Гены

Аллельные

 

Неаллельные

 

Набор хромосом

Гаплоидный

 

Диплоидный

 

Фенотип

 

Генотип

 

Задание7.Заполните таблицу: «Типы соотношения половых хромосом»

 

Организмы

Гаметы

Зиготы

Гетерогаметный пол

самки

самца

самки

самца

самки

самца

Человека

Х и Х

Х и У

 

 

 

 

Дрозофила

Х и Х

Х и У

 

 

 

 

Моль

Х и О

Х и Х

 

 

 

 

Птицы

Х и У

Х и Х

 

 

 

 

Бабочки

Х и У

Х и Х

 

 

 

 

Кузнечики

Х и Х

Х и О

 

 

 

 

 

Задание 8. Заполните таблицу: «Генетические законы»

 

Генетические законы

Определение

Примеры

При какой форме взаимной локализации неаллельных генов осуществляется

Закон расщепления (1-й закон Менделя)

 

 

 

Закон независимости распределения генов (2-й закон Менделя)

 

 

 

Закон сцепления (закон Моргана)

 

 

 

Задание 9.Решите задачи:

1.Фермер собрал семена львиного зева с растений, имевших белые и красные цветки. Растения он выращивал на двух соседних клумбах. Какой цвет фермер должен указать на пакетиках с семенами, если известно, что признаку окраски цветков львиного зева присуще явление неполного доминирования?

2.Может ли таможенник пропустить пассажира с рыжей лисой, если запрещено способствовать вывозу из страны серебристых лис? Из школьного курса генетики он помнит, что фенотип лисы, в генотипе которой содержится хотя бы один доминантный ген окраски шерсти, – рыжий, а серебристая окраска проявляется только у рецессивных гомозигот.

3.Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился голубоглазый сын, который желает составить родословную своей семьи.

4

Тема 4. Происхожде
ние и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

Задание 10.Составьте таблицу: «Критерии вида и их характеристика».

Задание 11. Решите кроссворд:

1.Эра, в которой господствовали пресмыкающиеся, в том числе и динозавры.

2.По горизонтали. Эра древней жизни. По вертикали.  Эра ранней жизни.

3.Наука, исследующая ископаемые организмы, условия их жизни и захоронения.

4.Период, в котором появился человек.

5.Эра средней жизни.

6.Первое наземное растение.

7.Эра новой жизни.

8.Самая древняя эра.

9.Период палеозойской эры, в котором произошел выход растений и беспозвоночных на сушу.

10.Период расцвета папоротникообразных.

11.Первое земноводное.

12.Древнейшее членистоногое.

 

2

Тема 5. Происхожде
ние человека

Задание 12.Подготовка презентации (на выбор) «Место человека в царстве животных, этапы развития человека», «Человеческие расы».

2

Тема 6. Основы экологии

Задание 13. Подготовьте презентацию по теме: «Экология и деятельность человека».

2

Тема 7. Бионика

Задание 14.Выполнение творческой работы «Изобретения, скопированные у природы».

2



 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА


Основные источники для обучающихся:
1. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. Под ред. Беляев Д.К.,
Дымшиц Г.М. Москва: Просвещение, 2015
2. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Каменская А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Москва: Дрофа, 2015
3. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014
4. Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015
5. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. – М.: 2013
6. Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. – М.: 2015
7. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. – М.: 2014
Интернет-ресурсы:
1. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
2. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам
Интернет по биологии
3. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
4. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по
биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
5. http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
6. http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
7. http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии.
Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.
8. http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие
программы по биологии.
9. http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
10. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического
центра МГУ им М.В. Ломоносова)
11. http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
12. ww.school-city.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 – биология в
вопросах и ответах.
13. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
14. http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
15. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html - тесты по биологии

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                              

 

 


Результаты освоения

(объекты оценивания)

 

Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

·         объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

·         Описывает развитие природы и общества

·         Приводит эмбриологические доказательства эволюционного родства животных

·         Описывает отрицательное влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм и на эмбриональное развитие ребенка

·         Приводит примеры влияния окружающей среды и её загрязнений на развитие организма

·         Отличает фенотипическую и генетическую изменчивости

·         Приводит примеры успехов современной генетики в медицине и здравоохранении

Задания 1,2,4,5,13

·         Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека

·         Выявляет черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливает их относительный характер

·         Приводит примеры антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности

 

Задания 5,10, 11

 

 

·         решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

Составляет простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания

Решает генетические задачи

Описывает особей одного вида по морфологическому критерию

Составляет схемы передачи веществ и энергии по цепям питания

Решает экологические задачи

Задания 6,7, 8,9,13

·         выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

·         Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека

·         Приводит примеры ландшафтов своей местности, приспособленности организмов к среде обитания.

·          

 

Задание 5,14

·         сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Приводит примеры бесполого и полового размножения, сравнивает их и делает вывод

Проводит сравнительную характеристику естественного и искусственного отборов

Задание 3,10

Зарисовывает строение живой и растительной клеток

Выявляет и описывает признаки сходства зародышей человека и других позвоночных

Называет черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем

Задание 2, 3,4

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Сравнивает эволюционные идеи Ч.Дарвина, К.Линнея, Ж.Б.Ламарка и современные представления о механизмах и закономерностях эволюции

Имеет представление о различных гипотезах происхождения жизни

Описывает экологические кризисы и экологические катастрофы и имеет представление о методах предотвращения их возникновения

Задание 10,11, 13,14

Анализирует и оценивает различные гипотезы происхождения жизни и человека

Задание 11

·         изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Сравнивает природные и искусственные экосистемы (лес и пшеничное поле)

Прослеживает изменения, происходящие при воздействии условий окружающей среды в искусственной экосистеме

Задание 13

·         находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Находит и извлекает нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа: прокариотические организмы, клетки, митохондрии, строение и функции рибосом, ядро, фотосинтез, хемосинтез, половое и бесполое размножение, партеногенез и гиногенез, группы ландшафта, природные ресурсы, эволюционные идеи, мутагены и их воздействие на организм человека, фенотипическая и генетическая изменчивости.

 

Задания 1-14

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

·         основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Перечисляет органические вещества растительной клетки. Описывает клеточную теорию строения.

Перечисляет закономерности фенотипической и генетической изменчивости

 

Демонстрирует владение терминологией и символами генетики, понимает законы Менделя

Имеет представление о биосфере и учении Вернадского

Владеет такими понятиями, как наследственность, селекция и ей методы

 

Задания 5-10, 12

·         строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

Описывает строение растительной и живой клетки, химическую организацию клетки, функционирование генов и хромосом.

Описывает особей одного вида по морфологическому критерию.

Характеризует естественные и искусственные экосистемы

Задания 3,10,14

·         сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

Перечисляет признаки приспособленности животного и растительного организма

Правильно определяет такие биологические процессы, как размножение, оплодотворение.

Описывает естественный и искусственный отбор

 

Задание 3-5

Приводит примеры приспособленности организмов к среде обитания

 

·         вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Называет основателей современной эмбриологии, генетики, учения о биосфере

Имеет представление об эволюционных идеях Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка, системы природы К.Линея

Называет ученых и философов

 Задания 1-14

·         биологическую терминологию и символику;

Применяет биологическую терминологию и символику в ходе выполнения практических работ,  текущем контроле знаний: клетка, фотосинтез, хемосинтез, цитоплазма, ядро, пластиды, митоз, бактерии, размножение, решетка Пеннетта, селекция, антогенез, бионика, фенетическая и генетическая изменчивость, природные ресурсы, антропогенные изменения, цепи питания, экосистема

Задания 3-14

 


 

Скачано с www.znanio.ru

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Содержание стр

Содержание стр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: · уровень освоения студентом учебного материала; · умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; ·…

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: · уровень освоения студентом учебного материала; · умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; ·…

Ориентировочный объем времени, необходимый для выполнения каждого задания обучающимися, приводится в таблице 2

Ориентировочный объем времени, необходимый для выполнения каждого задания обучающимися, приводится в таблице 2

Срок выполнения : - подготовить к следующему теоретическому занятию

Срок выполнения : - подготовить к следующему теоретическому занятию

Максимальное количество баллов: 10

Максимальное количество баллов: 10

Задание 4 Работа с текстом учебной, дополнительной и справочной литературы

Задание 4 Работа с текстом учебной, дополнительной и справочной литературы

Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией

Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала

Расположение информации на странице -

Расположение информации на странице -

Общие баллы Область оценивания

Общие баллы Область оценивания

Работа с таблицей Цель работы: -научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет

Работа с таблицей Цель работы: -научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет

Критерии оценки работы с таблицами № п/п

Критерии оценки работы с таблицами № п/п

Задание 7 Составление схем

Задание 7 Составление схем

Критерии оценки работы по составлению схем № п/п

Критерии оценки работы по составлению схем № п/п

Задание 8 Составление тематического кроссворда

Задание 8 Составление тематического кроссворда

Оформите отчет согласно требованиям

Оформите отчет согласно требованиям

При оценке кроссворда будут учитываться:

При оценке кроссворда будут учитываться:

Задание 9 Решение генетических задач

Задание 9 Решение генетических задач

Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов

Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов

F 2 АА Аа

F 2 АА Аа

Разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия 7

Разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия 7

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

Тема 4. Происхожде ние и развитие жизни на

Тема 4. Происхожде ние и развитие жизни на

ЛИТЕРАТУРА Основные источники для обучающихся: 1

ЛИТЕРАТУРА Основные источники для обучающихся: 1

Результаты освоения (объекты оценивания)

Результаты освоения (объекты оценивания)

Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека ·

Перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека ·

Задания 1-14

Задания 1-14

Задание 3-5 Приводит примеры приспособленности организмов к среде обитания · вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Задание 3-5 Приводит примеры приспособленности организмов к среде обитания · вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей