федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ПЕНЗЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические указания для студентов к практическому занятию по теме: Освоение методов санитарно-микробиологического исследования воды дисциплина ОП.02 Микробиология и техника микробиологических исследованийспециальность 32.02.01 Медико-профилактическое дело 2а курс
г.Пенза,
|
Методические указания для студентов
к практическому занятию
по дисциплине ОП.02 Микробиология и техника микробиологических исследований
для студентов специальности 32.02.01Медико-профилактическое дело
Тема: Освоение методов санитарно-микробиологического исследования воды
Цель занятия: освоить методы санитарно-микробиологического исследования воды.
После выполнения практической работы студенты должны уметь:
-производить отбор пробы воды из крана по всем правилам для бактериологического исследования.
Студенты должны знать:
- правила отбора проб воды;
- методы санитарно-микробиологического исследования воды;
- санитарно-показательные микроорганизмы воды.
Практическая работа способствует формированию следующих компетенций:
ОК 13 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14 Вести утвержденную учетно – отчетную документацию.
ПК 1.2 Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
ПК 1.4 Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по общей и коммунальной гигиене.
ПК 1,5 Участвовать в проведении социально – гигиенического мониторинга и других статистических наблюдений с использованием информационных технологий.
ПК 2.1 Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологических обследований промышленных объектов с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 2.3 Производить отбор проб для проведения лабораторных исследований и испытаний.
ПК 2.4 Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене труда.
ПК 3.1 Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 3.3 Производить отбор образцов продовольственного сырья и пищевых продуктов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
ПК4.1 Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологического обследования образовательно – воспитательных учреждений для детей и подростков с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
ПК 4.2 Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
План занятия
I. Контроль исходного уровня знаний.
II. Инструктаж к практической работе. Демонстрация манипуляций по теме.
III. Самостоятельная работа студентов. Оформление дневников по практике.
IV. Отчет о проделанной работе. Итоговый контроль.
Ход занятия
I. Контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос).
Ответьте на вопросы по теме: “Санитарно-бактериологическое исследование»:
1. От чего зависит микрофлора воды?
2. Что такое ОМЧ?
3. О чем свидетельствует наличие санитарно-показательных микроорганизмов в воде?
4. По каким критериям оценивается состояние воды?
5. Нормативы микробиологических показателей питьевой воды при централизованном водоснабжении.
II. Инструктаж к практической работе
Используя методические указания, освойте методы санитарно-микробиологического исследования воды.
III. Самостоятельная работа студентов:
1. Используя в работе методические указания, запишите методику отбора проб воды.
2. Зарисуйте батометр.
3. Проведите отбор проб воды из водопроводного крана по всем правилам для бактериологического исследования.
4. Произведите подсчет выросших на чашках колоний и сделайте заключение о качестве воды.
5. Составьте схемы определения коли-индекса воды титрационным методом и методом мембранных фильтров.
IV. Отчет о проделанной работе. Итоговый контроль
Тестовая работа.
Методические рекомендации студентам к практическому занятию
по теме: Освоение методов санитарно-микробиологического исследования воды
1. Предмет, методы и объекты изучения санитарной микробиологии.
2. Какие санитарно-показательные микроорганизмы используются для характеристики объектов окружающей среды при санитарно-микробиологических исследованиях? Какие предъявляют к ним требования? Какое они имеют значение для характеристики объектов окружающей среды?
3. В чем состоят принципы санитарно-микробиологических исследований объектов окружающей среды?
4. Вода как среда обитания и сохранения микроорганизмов.
5. В чем состоит санитарно-микробиологический контроль качества питьевой воды?
6. Какие используются методы для санитарно-микробиологического исследования воды?
7. Какие санитарно-показательные микроорганизмы используются при оценке качества питьевой воды?
8. Какие требования СанПиНа (санитарные правила и нормативы) к питьевой воде?
Литература: Черкес Ф.К. Микробиология: стереотипное издание. Перепечатка с издания 1987г. – М.: Альянс, 2014. – 512 с.
федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ПЕНЗЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Базисный теоретический материалк практическому занятию по теме: Освоение методов санитарно-микробиологического исследования воды дисциплина: ОП.02 Микробиология и техника микробиологических исследованийспециальность 32.02.01 Медико-профилактическое дело 2а курс
г.Пенза |
Требования к отбору проб воды для лабораторного исследования
Отбор проб воды является важным и ответственным этапом во всем комплексе исследований воды. Результат анализа в значительной мере зависит от правильности отбора пробы.
Из открытых водоемов воду берут с помощью специальных бутылей или батометров, снабженных грузилами. Пробу воды рекомендуется брать на глубине 10-15 см от поверхности (так как поверхность подвергается воздействию атмосферных факторов) и на расстоянии 1,5 м от берега (вода у самого берега может быть загрязнена микрофлорой почвы).
Для отбора проб воды используют стерильные флаконы вместимостью 500 мл, закрытые ватно-марлевыми пробками и покрытые бумажными колпачками.
Кран предварительно обжигают тампоном, смоченным спиртом, после чего воду спускают в течение 10-15 мин и набирают во флаконы. Заполненные флаконы закрывают стерильными пробками.
Рисунок 1 - Батометр
Санитарно-микробиологический контроль качества питьевой воды включает:
1. Определение общего числа микроорганизмов (в 1мл исследуемой воды должно быть не более 100).
2. Определение коли-индекса и коли-титра (коли-индекс 3, коли-титр 333 и выше).
3. Исследование по эпидемическим показаниям на патогенную микрофлору (определяют сальмонеллы, шигеллы, энтероврусы) (патогенных микроорганизмов не должно быть обнаружено).
Определение ОМЧ
Общее микробное число воды (ОМЧ) подсчитывают по результатам прямого высева 1 мл водопроводной воды на мясо-пептонный агар или по 1 мл из серийных десятикратных разведений при анализе воды открытых водоемов (подсчитанное количество колоний умножают на разведение и узнают число микробов в 1 мл исследуемой воды).
Определение БГКП
Наличие БГКП (бактерий группы кишечной палочки) является показателем фекального загрязнения, интенсивность которого характеризуют:
Коли-индекс – количество кишечных палочек, обнаруженных в 1 мл воды
Коли-титр – наименьшее количество воды, в котором обнаруживают присутствие кишечной палочки.
(Коли-титр и коли-индекс – это один показатель, различно выраженный).
Для определения БГКП в воде используют определенные методы.
1. Метод мембранных фильтров. Определенные объемы воды фильтруют через мембранные фильтры, помещенные на дифференциально-диагностическую среду Эндо. После культивирования в течение 18-24 ч при 370С подсчитывают количество выросших на фильтре красных (ферментирующих лактозу) колоний.
Коли – индекс рассчитывают по количеству красных колоний на фильтре. Например, на фильтре выросли 3 окрашенные колонии, а воды было 300 мл. Следовательно, в 100 мл – 1 клетка E. coli, а в 1000 мл – 10 клеток, т.е. коли-индекс равен 10. Исходя из этого значения коли-индекса, рассчитываем коли-титр: 1000/10 = 100. Если коли-индекс равен 5, то коли-титр равен 1000/5=200.
2. Бродильный метод. Определенные объемы воды засевают в полужидкую среду Эйкмана с глюкозой и индикатором. Это позволяет определить «бродильный титр» - наименьший объем воды, содержащий газообразующие бактерии. После этого их идентифицируют и определяют среди них количество кишечных палочек.
Основными критериями при оценке санитарного состояния воды являются:
1) общее количество бактерий семейства Enterobacteriaceae (ОКБ);
2) количество термотолерантных кишечных бактерий (ТКБ);
3) наиболее вероятное число бактерий (НВЧ), определяемое по таблицам.
федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ПЕНЗЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дидактический раздаточный материалк практическому занятию по теме: Освоение методов санитарно-микробиологического исследования воды дисциплина: ОП.02 Микробиология и техника микробиологических исследованийспециальность 32.02.01 Медико-профилактическое дело 2а курс «Алгоритм определения коли-индекса воды методом мембраных фильтров»
г.Пенза |
федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ПЕНЗЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дидактический раздаточный материалк практическому занятию по теме: Освоение методов санитарно-микробиологического исследования воды дисциплина: ОП.02 Микробиология и техника микробиологических исследованийспециальность 32.02.01 Медико-профилактическое дело 2а курс «Алгоритм определения коли-индекса воды титрационным методом »
г.Пенза |
Алгоритм определения коли-индекса воды методом мембранных фильтров
Алгоритм определения коли-индекса воды титрационным (бродильным) методом
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.