Методические материалы для обществознанию по теме "Духовная сфера"
Оценка 4.8

Методические материалы для обществознанию по теме "Духовная сфера"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
обществознание
11 кл
26.04.2018
Методические материалы для  обществознанию по теме "Духовная сфера"
Методический материал для подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию в одиннадцатом классе. Данный материал включает в себя термины по теме "Духовная сфера" , который может стать настольной книгой выпускника и методической поддержкой начинающих педагогов. Просто,доступно , понятно и очень эффективно.
6духовная.doc
научных,   хранение,  –   это   форма, Духовная сфера Духовная   сфера   общества  –   сфера жизнедеятельности   общества,   включающая: мораль,   религию,   искусство,   науку,   философию, деятельность религиозных, образовательных организаций и учреждений. Духовная   жизнь   способ жизнедеятельности   людей,   их   реального   бытия; деятельность   по   производству,   потреблению, передаче духовных ценностей. Культура  –  в первоначальном смысле  означало возделывание,   обработка   и   уход   за   землей.  В широком   смысле  –   это   все,   сделанное   руками человека,   нечто   искусственное,   в   отличие   от естественного,   природного,   натурального.   Это совокупность созданных человеком материальных и   духовных   ценностей.   Это   особая   форма жизнедеятельности   людей,   дающая   проявиться многообразию   стилей   жизни,   материальных способов преобразования природы. Культура – это создание,   распространение   и потребление   духовных   ценностей,   культурных норм,   знаний,   процесс   и   продукт   духовного производства. Критерии   деления   культуры:По   способу выражения   –   материальная   и   духовная;   По направленности – массовая, элитарная, народная; По наднациональная. Материальная   культура  –   одна   из   частей целостной человеческой культуры; воплощенная в форму   вещи   духовность   человека;   результаты творческой   деятельности,   в   которых   природный объект   и   его   материал   превращены   в   предметы, свойства,   качества   и   которые   обеспечивают   его существование   в   качестве   человека,   а, следовательно,   имеют   культурно­целостное предназначение   и   цивилизационную   роль.   В материальную   культуру   входят   все   виды материальных являющимися   результатами человеческого труда. Духовная   культура  –   одна   из   частей   целостной человеческой   культуры.  В  широком   смысле  – совокупный   духовный   опыт   человечества; интеллектуальная   и   духовная   деятельность   и   её результаты, обеспечивающие развитие человека как личности,   действующей   на   основе   своей   воли   и инициативы.  В   узком   смысле  –   часть   культуры, связанная   с   религиозной   жизнью   людей, воплощающая   религиозные   ценности,   идеалы, знания и обеспечивающая связь человека с Богом в процессе   культурной   деятельности.   Духовная культура   включает:   познание,   нравственность, воспитание,   право,   философию,   науку,   этику, эстетику,   искусство,   литературу,   мифологию.   принадлежности национальная, ценностей, –       Духовная   культура   –   весь   духовный   опыт   накопленный   за   тысячелетия человечества, существования, его существования, эстетического развития.   нынешний   уровень     снятие   досуга, Контркультура – совокупность принятых в группе культурных   образцов,   которые   противоположны образцам   доминирующей   культуры   и   бросают   ей вызов.   Для   контркультуры   характерен   отказ   от сложившихся   социокультурных   ценностей, моральных норм и идеалов.  Субкультура  –   определенная   часть,   входящая   в культуру   всего   общества,   но   в   то   же   время отличающаяся   по   ряду   специфических   признаков от   господствующих   в   обществе   культурных эталонов,   образцов   поведения,   норм,   ценностей, одобряемых большинством. Массовая культура  –  это  такой  вид  культурной продукции, которая каждодневно производиться в больших   объемах.   Это   культура   повседневной жизни,  представленная  самой  широкой   аудитории по   различным   каналам,   включая   и   средства массовой информации. Цели массовой культуры – заполнение   напряжения, стимулирование   потребительского   сознания, формирование   некритического   восприятия   этой   отвлечение   масс   от культуры   человеком,   приспособление   к социальной   активности, существующим   условиям,   конформизм.   Это культура   имеет   коммерческую   направленность   и использует   такие   жанры   искусства   как   детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Народная   культура   –  культурные   образцы, созданные анонимными авторами, представителями народа   (частушки,   былины,   сказки,   народные песни). Элитарная   культура  (от   фр.  elite.   –   лучшее, отборное)   –   культура   особого   слоя   общества (элиты),   наиболее   способного   к   духовной деятельности; некоторых характеризующаяся общественных принципиальной духовным аристократизмом.  Маргинальная   культура  –   совокупность культурных ценностей, традиций, верований, образа жизни   промежуточных,   пограничных   социальных слоев,   образующихся   в   результате   процессов   в обществе   (миграций),   вынужденных   усваивать чуждые   им   культурные   ценности   и   социальные роли,   будучи   носителями   иных   культур,   иных традиций, иных верований. Образование  Совокупность   систематизированных   знаний,   умений,   навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе   обучения   в   специальных   учебных закрытостью, субкультура групп, 1) – заведениях. 2) Социальный институт, выполняющий функции   подготовки   и   включения   и   индивида   в различные   сферы   общества,   приобщая   его   к культуре данного общества, передачи культурного наследия от одного поколения к другому.  Самообразование – приобретение знаний, навыков, умений самостоятельно, без помощи других лиц. Функции образования:  Трансляция   и   распространение   культуры   в   передача   от   поколения   к обществе, поколению ценностей культуры;  Формирование   у   молодого   поколения ориентаций, ценностных   установок, жизненных идеалов;    Социальное   и   культурное   изменение общества в процессе научных достижений и открытий,   высшего образования и производства.   интеграции   науки,  Социализация личности.     гуманизация, Уровни образования: начальное, основное среднее, высшее, общее и специальное (профессиональное). Основные   направления   развития   современного образования:   гуманитаризация, компьютеризация, интернационализация, демократизация. Гуманизация образования  – гуманное отношение к   личности   ребенка,   её   психологии,   запросам   и интересам.   Ребенок   должен   стать   активным субъектом образования. Гуманитаризация   образование   ­  включение   в программы  образования предметов  гуманитарного цикла. Демократизация  –   расширение   прав   и   свобод образовательных открытость обсуждения и приятия решений. Компьютеризация  современных технологий обучения. Интернационализация образования ­  приведение системы   образования   к   единым   мировым стандартам. –   использование   новых учреждений,     Наука  –   теоретически   систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные   стороны   в   абстрактно­логической форме   и   основанные   на   данных   научных исследований. Главные   функции   науки:   познавательно­ объяснительная   (помогает   познать   и   объяснить устройство   мира   и   законы   его   развития) практически   действенная,   прогностическая   (наука позволяет   человеку   не   только   изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений). При помощи научных моделей ученые могут показать,   гедонистическая   эвристическая   возможно, опасные тенденции развития общества и дать   рекомендации   по   их   преодолению, мировоззренческая   (наука   помогает   человеку   не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления   окружающего   мира   в   их   единстве   и многообразии, выработать свое мировоззрение). Искусство – специфическая форма общественного сознания   и   человеческой   деятельности,   которая представляет   собой   отражение   окружающей действительности в художественных образах. Функции искусства: эстетическая, познавательная, (функция коммуникативная, наслаждения),   (творческая), воспитательная. Специфика искусства:  оно является образным и наглядным.   Предмет   искусства   –   жизнь   людей   – чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве в   виде   художественных   образов.   Эти   образы являются результатом вымысла творца и отражают его   видение   мира,   его   мироощущения. Художественный   образ   выполняет   в   искусстве   те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит   процесс   художественного   обобщения, выделение   существенных   признаков   познаваемых   Для   художественного   познания предметов. характерны   и   способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе – это   слово,   в   живописи   –   цвет,   в   музыке   –   звук. Кроме этого, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Пространственные виды искусства – скульптура, живопись,   архитектура,   прикладное   искусство. Временные виды искусства – литература, музыка. Пространственно­временные   виды   искусства  – танец, театр, кино. Что характерно для современного искусства? В   настоящее   время   искусство   все   больше подвергается   коммерциализации,   оно   стало средством зарабатывания денег. Постепенно   снижаются   стандарты   творчества   и ослабевают   требования   к   качеству   культуры. Постепенно   стираются   границы   между   высоким искусством и народной культурой. Дегуманизация   искусства   ­     искусство   все   чаще объектом изображения делает то, что находится за пределами нормативного, социального. Оно показывает нам насилие, смерть, агрессию. Оно возбуждает в душе лишь негативные эмоции и перестает быть учителем жизни. Искусство индивидуальность. постепенно     Процессы   утрачивает глобализации специфические приемлемого, Бога,   божества;   мироощущение, постепенно приводят к тому, что оно не отражает национальных   черт.   Теперь   не   просто   отличить роман, написанный американцем, от произведения русского писателя. А это означает, что постепенно формируется всеобщая мировая культура. Религия  (   от   лат.  благочестие,   набожность)   – мировоззрение,   а   также соответствующее поведение, определяемое верой в существование   чувство связанности, зависимости по отношению к тайной силе, дающей опору; стремление человека к жизни в единстве   со   сверхъестественным   абсолютом, обычно именуемым Богом и, воплощающим в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Фетишизм   –  вера   в   сверхъестественную   силу вещей   (амулеты,   обереги).   Фетиш   –   буквально значит «наделенный магической силой». Тотемизм  – вера в существование родства между родом, племенем и определенным видом животного или растения.    Магия – колдовство. Анимизм  – вера  в  существование   души и  духов. Одушевление   окружающего   мира.    Политеизм  – многобожие, почитание многих богов.  Монотеизм – единобожие. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. К признакам мировых религий  относят: огромное количество   последователей   во   всем   мире; космополитизм   –   они   носят   наднациональный характер,   выходя   за   пределы   наций   и   стран;   они эгалитарны – проповедует равенство всех людей. Буддизм – самая древняя из трех мировых религий (середины  VI  в до н.э.). Основатель – Сиддхартха Гаутама.   Слово   «Будда»   ­   просветленный. Утверждает,   что   сущность   жизни   есть   страдание. Причина страданий  – стремление  к наслаждению. Для   освобождения   от   страданий   необходимо избавиться   от   желаний.   Только   тогда   можно достичь Нирваны. Нирвана – внутреннее состояние человека,   при   котором   угасают   все   чувства   и привязанности. Нирвана – состояние абсолютного покоя. Христианство – одна из мировых религий (I в.н.э.). Зародилось   среди   приверженцев   иудаизма. Заимствование   идеи   мессии   –   божьего   посланца, призванного   спасти   народ.   Важнейшие   догматы: благовоплощение, искупление, воскресение  Иисуса Христа, вознесение. В 1054 г. произошел раскол на Восточную  – православную церковь  и Западную – католическую.  В  XVI  в.  от   католичества откололась   новая   ветвь   христианства   – протестантизм.  разновидности: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Ислам   –   (начало  VII  в.н.э.)   –   одна   из   мировых религий.   Основатель   ислама   ­   пророк   Мухаммед, «посланец Аллаха». Священная книга мусульман – Его     Коран.   Бог   –   Аллах,   создатель   неба   и   земли. Шариат   –   свод   норм   мусульманского   права, определяет все нормы отношений человека в семье и   обществе,   нравственные   и   культурные предписания. Теократия – форма управления государством, при которой власть находиться в руках руководителей церкви, духовенства. Национальные религии –  религии, составляющие основу   религиозной   жизни   отдельных   наций (иудаизм, конфуцианство, синтоизм). Родоплеменные религии – религиозные верования в системе первобытной мифологии (шаманизм). Функции   религии:  компенсаторно­утешительная, терапевтическая, регулятивная, культурнотранслирующая, мировоззренческая. Атеизм  –   система   взглядов,   отвергающая   веру   в существование   Бога,   отрицание   религии   вообще Свобода   совести  –   свобода   вероисповедания, равенство граждан в выборе религии или атеизма. Мораль   –  форма   общественного   сознания,   в которой   находят   свое   отражение   взгляды   и   нормы   и   оценки   поведения представления, отдельных   индивидов,   социальных   групп   и общества в целом. Мораль – это представления и правила,   которые   обычно   существуют   в   виде неписанных   законов   и   выражают   коллективные представления  о хорошем и плохом, справедливом и   несправедливом,   правильном   и   неправильном, достойном   и   недостойном.   Мораль   как   особое явление  изучает этика. Функции   морали:   регулятивная,   воспитательная, коммуникативная,   ретранслирующая   (передача общественных ценностей). Золотое   правило   нравственности   –  правило взаимности. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Совесть  – это этическая  категория,  выражающая высшую   форму   способности   человека   к моральному «внутренний контролер».  Честь  –   это   этическая   категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего   общественного   значения   со   стороны общества. Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих   качеств,   способностей   мировоззрения, выполненного долга и общественного значения Отличия норм морали и норм права самоконтролю,     Нормы морали Устанавливаются  обществом,  фиксируются в  общественном мнении Нормы права Устанавливаются  государством, нормы  права зафиксированы в  нормативно­правовых Их реализация не  нуждается в  принудительной силе,  они исполняются в  результате привычки,  внутренних побуждений. Распространяют свое  влияние на более  широкую сферу  отношений Регулируют  общественные  отношения с позиции  добра и зла. За нарушение норм  морали наступает  общественное  порицание, осуждение,  угрызения совести. актах Обязательны для  исполнения всеми  членами общества, их  реализация  поддерживается силой  государственного  принуждения. Нормы права  регулируют только  самые важные  общественные  отношения Регулируют  общественные  отношения с точки  зрения законного и  незаконного,  правомерного и  неправомерного. За нарушения норм  права наступает  юридическая  ответственность.

Методические материалы для обществознанию по теме "Духовная сфера"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Духовная сфера"

Методические материалы для обществознанию по теме "Духовная сфера"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Духовная сфера"

Методические материалы для обществознанию по теме "Духовная сфера"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Духовная сфера"

Методические материалы для обществознанию по теме "Духовная сфера"

Методические материалы для  обществознанию по теме "Духовная сфера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018