В качестве методических приёмов обучения ОРУ в практике физического воспитания используются такие, как уточнение по разделениям, подсказка при подсчёте, подсказывающий показ, переход от замедленного подсчёта в начале обучения к ускоренному, выполнение упражнений с сопровождением счёта хлопками руками, выполнение упражнений с предметной направленностью, упражнения-задания, выполнение упражнений с закрытыми глазами, выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз), выполнение одного и того же упражнения в разном ритме и темпе, совместный подсчёт, выполнение упражнений в индивидуальном темпе, выполнение упражнений с проговариванием выполняемого действия, выполнение упражнений из различных и. п., повороты на последние один или два счёта, выполнение каждого последующего цикла счёта отдельного упражнения комплекса ОРУ после шага, различные построения для выполнения комплекса.
Методические приёмы обучения ОРУ.docx
Методические приёмы обучения ОРУ
В качестве методических приёмов обучения ОРУ в практике
физического воспитания используются такие, как уточнение по разделениям,
подсказка при подсчёте, подсказывающий показ, переход от замедленного
подсчёта в начале обучения к ускоренному, выполнение упражнений с
сопровождением счёта хлопками руками, выполнение упражнений с
предметной направленностью, упражнениязадания, выполнение упражнений с
закрытыми глазами, выполнение упражнений с фиксацией отдельных
положений (поз), выполнение одного и того же упражнения в разном ритме и
темпе, совместный подсчёт, выполнение упражнений в индивидуальном темпе,
выполнение упражнений с проговариванием выполняемого действия,
выполнение упражнений из различных и. п., повороты на последние один или
два счёта, выполнение каждого последующего цикла счёта отдельного
упражнения комплекса ОРУ после шага, различные построения для
выполнения
комплекса.
Уточнение по разделениям. Если ошибки в технике исполнения движений
допускают многие учащиеся, то необходимо упражнение уточнить по
разделениям (т. е. на каждый счёт). Затем выполнить его замедленно, без
показа и только после этого продолжать упражнение в требуемом темпе.
Подсказка при подсчёте. Чтобы добиться точности и согласованности
выполнения упражнений, учитель во время подсчёта вместо произнесения
какоголибо счёта акцентированно произносит требование выполнения
движения — по усилию («Мощнее!»), по амплитуде («Шире!»), по
направлению («Выше!»), по ориентировке («Коснуться кисти!») и т. п.
Например, при выполнении махов ногой вперёд–назад: «Раз — два — выше —
четыре — пять — шесть — мощнее — восемь — коснуться кисти — десять».
Подсказывающий показ. Используется, если ученики сбились в ритме,
направлении (вправо или влево), последовательности. Учитель в этом случае
начинает выполнять упражнение вместе с учениками, помогая подсчётом и
показом.
Переход от замедленного подсчёта в начале обучения к ускоренному в
конце обучения. Подсчёт можно заменить хлопками в ладоши, ударами в
бубен, свистками, другими словами (хопхоп), ритмическим проговариванием
оценочного
т. п.
Выполнение упражнений с сопровождением счёта хлопками
руками. При этом возможны несколько вариантов. В а р и а н т п е р в ы й .
Хлопки выполняются на каждый счёт. В этом случае развиваются
внимательность, чувство ритма и согласованности движений (хлопок надо
сделать всем одновременно). В а р и а н т в т о р о й . Хлопки выполняются с
затруднениями. Например, из и. п. лёжа на спине — сед углом с хлопком
руками
ногами.
выпрямленными
(хорошо)
и
за
суждения Выполнение упражнений с предметной направленностью. В этих
упражнениях ставятся дополнительные задачи — коснуться пальцами носка,
пола, коснуться головой колена, сделать хлопок у пяток и т. д.
Упражнениязадания при произвольном способе выполнения. Они
выполняются без подсчёта учителя. Например: и. п. — о. с., руки за спиной с
захватом за предплечья. Удерживая захват, нужно лечь на живот и встать.
Выполнение упражнений с закрытыми глазами. Выполнение упражнений
с фиксацией отдельных положений (поз). Способствует развитию гибкости,
силы мышц, уточнению деталей выполнения отдельных положений и др.
Например: и. п. — упор присев, 1 — упор стоя согнувшись, 2–3 –
держать, 4 — и. п. Фиксация положений может быть и на большее количество
счётов.
Выполнение одного и того же упражнения в разном ритме и
темпе. Это преимущественно упражнения силового характера. Например, в
разном темпе и ритме выполнить приседания из и. п. упор лёжа. В а р и а н т
1 . На «раз» — согнуть руки, на «два» — выпрямить, на «три» — согнуть
руки, на «четыре» и «пять» — выпрямить. В а р и а н т 2 . На «раз, два» —
согнуть руки, на «три, четыре» — выпрямить. В а р и а н т 3 . На «раз, два,
три» — согнуть руки,
на «четыре» — выпрямить и т. д.
Совместный подсчёт. В а р и а н т 1 . Учитель объясняет упражнение, а
затем предупреждает учащихся, что первые два счёта будет считать он, а
следующие (третий, четвёртый) будут считать они. В а р и а н т 2 . Учитель
считает от одного до четырёх или восьми подряд, а затем тот же счёт
повторяют учащиеся. В а р и а н т 3 . Учитель считает только первый счёт —
«раз», а учащиеся продолжают — «два, три, четыре» и т. д. В а р и а н т 4 .
Учитель объясняет, что после счёта «восемь» нужно всем считать про себя.
Учащиеся продолжают выполнять упражнение молча, стараясь сохранить
темп, заданный учителем. В а р и а н т 5 . Учащиеся рассчитаны на «первый» и
«второй». Учитель объясняет, что первые восемь счётов он считает сам,
вторую восьмёрку — первые номера, третью — все вместе и четвёртую —
вторые номера. Вторым номерам вместо счёта «восемь» нужно подать
команду «Стой!».
Требования к разработке комплексов ОРУ
соблюдать
Составляя комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ),
необходимо
следующие п р а в и л а :
• Содержание комплекса упражнений должно соответствовать его
назначению (гимнастика до уроков, подготовительная часть урока, комплекс
для развития физических качеств и т. д.). В комплекс утренней гимнастики и
подготовительной части урока не следует включать упражнения, которые
требуют значительных функциональных напряжений. Для подготовительной и
части
на
организм
влияние
состояние
мышечные
развивающие,
оздоровительные,
части урока комплексы лучше составлять из комбинированных упражнений,
вовлекающих большое число мышечных групп, оказывая тем самым
положительное
занимающихся.
• Учитывать место и условия проведения занятий: зал или открытая
площадка;
погоды.
• Упражнения комплекса должны оказывать всестороннее воздействие на
основные
группы.
• Учитывать особенности занимающихся (подготовленность, различия
пола).
• Для каждого комплекса ОРУ необходимо выбрать наиболее подходящую
форму организации (раздельно — поточно; в соревновательной или игровой
форме).
• Содержание комплекса ОРУ должно соответствовать задачам урока
(образовательные,
воспитательные).
• Содержание комплекса ОРУ должно соответствовать содержанию
основной
урока.
• Несколько упражнений в каждом комплексе ОРУ должны иметь
корригирующую направленность (формирование осанки, чередование
напряжения
расслабления).
• Выполнение упражнений комплекса ОРУ должно иметь определённую
последовательность. Наибольшее распространение в практике физического
воспитания в определении последовательности упражнений в комплексе ОРУ
получил принцип «сверху вниз». Однако, судя по технологии круговой
тренировки (где занимающиеся, переходя от станции к станции, выполняют
упражнения, нарушая такую последовательность), этим принципом можно
пренебречь в условиях реализации задач физической подготовки.
• В определении количества упражнений комплекса и числа повторений
каждого из них следует в первую очередь исходить из ресурса, выделяемого
для
урока.
• Все способы организации выполнения комплексов общеразвивающих
упражнений можно классифицировать на три вида: стоя на месте, в движении,
комплексно (сочетание выполнения упражнений стоя на месте и с
движением). При этом выполнение упражнений можно организовать с
разделением (объяснение, показ, выполнение, исправление ошибок) и
непрерывно
аэробично).
Организация системы использования ОРУ (для разнообразия и полноты)
может быть осуществлена на основе следующей классификации. Все ОРУ
динамического характера применительно к запросам и возможностям
массового физического воспитания можно классифицировать на пять групп:
элементарные, с весом собственного тела, с партнёром, с предметами, на
спортивных снарядах. Данная классификация даёт возможность использовать
достаточно разнообразный перечень ОРУ, реализовать их систему
(поочерёдно или в комплексе), сформировать состав ОРУ каждой из
(поточно,
времени
этого выделенных групп, специфицировать ОРУ каждой группы применительно к
особенностям содержания разделов образовательной программы и
возможностям учеников в связи с возрастными предпосылками.
Выполнение физических упражнений вызывает определённое напряжение
функциональных систем организма занимающихся. Мера этого напряжения в
зависимости от нагрузочных воздействий может быть различной — от
оптимальной до недопустимой. Поэтому определение меры нагрузочных
воздействий является необходимым компонентом контроля над процессом
физического воспитания учащихся. О мере физической нагрузки в практике
врачебнопедагогического контроля принято судить по реакции показателей
деятельности различных функциональных систем и в первую очередь
сердечнососудистой.
Осуществление контроля за функциональным состоянием занимающихся в
условиях массового физического воспитания возможно с использованием
Таковыми являются различные
простых и надёжных показателей.
показатели пульса. Это связано с тем, что частота сердечных сокращений
(пульс) является достаточно информативным и наиболее доступным
показателем деятельности сердечнососудистой системы (ССС). Изменение
частоты сердечных сокращений (ЧСС) — важнейший физиологический
механизм, демонстрирующий адаптацию системы кровообращения к
мышечной работе. Показатель ЧСС широко используется для оценки
функционального состояния и адаптационных возможностей ССС, так как
установлена линейная зависимость между ЧСС и величиной физической
нагрузки. Поэтому показатели ЧСС используют в качестве критерия при
оценке тяжести нагрузки и её переносимости (занимающимися физической
культурой). Все способы измерения пульса объединяются общим термином
«пульсометрия».
Существует целый ряд нахождения и анализа показателей пульса. В покое
пульс измеряется в течение 30 с, а после выполнения нагрузки — 10 с.
Полученные показатели соответственно переводятся в значение пульса за 1
мин. Измерения пульса проводятся всегда на одном и том же участке тела
(запястье, висок, область сердца). Измерение пульса может осуществляться
пальпаторно (руками) или инструментально (с помощью различных приборов).
При любом варианте измерения необходимо соблюдать требования
стандартности,
репрезентативности.
С т а н д а р т н о с т ь предполагает одинаковость условий измерения — по
выбору участка тела (запястье, шея, висок, область, сердца), по и. п. (лёжа,
сидя,
в
1 мин. Н а д ё ж н о с т ь предполагает длительность измерения (5, 10, 15, 30
или
и
т. п.Р е п р е з е н т а т и в н о с т ь предполагает целесообразность выбранного
варианта
измерений.
пульсометрии
фиксации
надёжности
количества
переводу
60 с),
отрезков
стоя),
значений
точность
времени
и
пульса
и
по некоторый
Для создания представления о составе показателей пульсометрии обсудим
их
перечень.
1. Пульс покоя. Служит ориентиром для определения исходного
состояния занимающихся. Кроме того, является исходной точкой для
относительных расчётов других показателей и оценки степени восстановления
после
нагрузки.
2. Пульс после нагрузки. Служит ориентиром (по величине сдвигов) в
определении нагрузочного воздействия и особенностей индивидуальных
реакций занимающихся. В таблице представлены ориентировочные величины
пульсовых значений после нагрузки с дифференцировкой их по четырём зонам
интенсивности (по М. Я. Набатниковой, Я. С. Вайнбауму).
Зона
интенсивности
Качественная
характеристика
интенсивности нагрузки
I
II
III
IV
Низкая
Средняя
Большая
Высокая
Показатель
уд./мин
Мальчи
ки
ки
До 130
До 155
До 175
Более
175
180
ЧСС,
Девоч
До 135
До 160
До 180
Более
3. Средний пульс. Фиксируются несколько значений пульса на уроке.
Полученные значения складываются и делятся на количество
измерений. П р и м е р . Проведено за урок 5 измерений пульса. Их значения
(из расчёта за 1 мин) — 100, 120, 120, 180, 100, что составило сумму 620.
Делим на 5 (число измерений). Получаем средний пульс, равный 124.
Величина среднего пульса позволяет соотносить различные занятия по
степени нагрузочного воздействия, а также определять меру её допустимости
(при условии, если отработано ориентировочное значение среднего пульса для
занимающихся с различными возможностями). В принципе можно
ориентироваться на величины среднего пульса, находящиеся в пределах 100–
120.
4. Суммарный пульс. Суммарный пульс (сумма всех измеренных
показателей пульса за занятие) в большей мере даёт такую же информацию,
как средний пульс. Однако с его помощью косвенно можно характеризовать
уровень
урок.
5. Усечённая пульсометрия восстановления. Служит показателем
нормальности процесса восстановления, а значит, адекватности (или
неадекватности) нагрузочных воздействий. Кроме того, так же косвенно
характеризует уровень энергозатрат. Определяется этот показатель суммой
энергетических
занимающихся
затрат
за (М.:
12,5–15,0.
адаптации
ГЦОЛИФК,
значений пульса измеренного в начале каждой минуты восстановительного
периода (из 3 или 5 мин). В качестве ориентирующих значений энергозатрат
по значениям пульса можно использовать следующие соотношения: значения
пульса, равные 80–100 уд./мин, соответствуют расходу энергии (в
килокалориях в минуту), равному 2,5–5,0; пульс 100–120 уд./мин
соответствует — 5,0–7,5; пульс 120–140 уд./мин соответствует — 7,5–10,0;
пульс 140–160 уд./мин соответствует 10,5–12,5; пульс 160–180 уд./мин
соответствует
1989).
6. Разница максимального значения пульса на занятии (для
наблюдаемого испытуемого) и пульса до начала занятия. По этому
показателю можно судить об интенсивности нагрузки. Кроме того,
соотнесение вычисляемой разницы в серии занятий позволяет судить об
уровне
занимающихся.
Представленные данные позволяют ориентироваться на оптимальные
значения пульса и продолжительной непрерывной работы с интенсивностью от
20 до 70% с учётом различий возраста и пола.
7. Разница пульса до занятия и пульса после окончания
занятия. Данный показатель позволяет судить о соблюдении
преподавателями требований по обеспечению снижения нагрузки к концу
занятия.
8. Время восстановления пульса после занятия до исходного (начало
урока) уровня. Этот показатель характеризует адекватность предлагаемой
нагрузки на уроке для данного испытуемого. Быстрое (по отношению к
средним нормам) восстановление — нагрузка недостаточна, длительное
восстановление —
чрезмерна.
9. Определение индекса напряжённости физической нагрузки.Индекс
напряжённости нагрузки (ИНН) определяется по формуле:
тренированности
и
нагрузка
ИНН = [∑ ЧСС(за 5 мин восстановления) — ЧСС исходная] / t работы
Чем выше интенсивность нагрузки, тем больше значение индекса.
10. Динамика значений пульса в процессе урока (пульсометрия). С
помощью пульсометрии можно проследить реакцию сердечнососудистой
системы на нагрузочное воздействие в процессе занятия физическими
упражнениями.
11. Определение индивидуальных значений пульса для реализации
задаваемой интенсивности нагрузочного воздействия на основе расчёта по
формуле:
Рп + (Рм — Рп) × И% / 100,
где Рп — пульс покоя, Рм — максимальный пульс, достигаемый
учеником, И — задаваемая интенсивность нагрузки.
П р и м е р . Рп = 60. Рм = 220. И = 80%. Подставляем в формулу: 60
+ (220–60) × 80 : 100. Получаем 188. Это значит, что для выполнения нагрузки
с 80% интенсивностью значения пульса должны быть на уровне 180–190
уд./мин.
Методические приёмы обучения ОРУ
Методические приёмы обучения ОРУ
Методические приёмы обучения ОРУ
Методические приёмы обучения ОРУ
Методические приёмы обучения ОРУ
Методические приёмы обучения ОРУ
Методические приёмы обучения ОРУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.