В работе содержится материал об особенностях эмоционально-волевой сферы детей начальной школы с задержкой психического развития, особенностях их познавательной сферы, учебной мотивации. Предложены рекомендации педагогам по работе с детьми, некоторые методические приёмы коррекции затруднений детей, приёмы включения детей в учебную деятельность.
Гор семинар ОВЗ - копия.docx
Методические приёмы,
помогающие включению детей с ОВЗ
в образовательный процесс
1. Эмоциональноволевая сфера детей с ОВЗ.
Особенности:
может внешне выражать эмоции, но не всегда правильно;
характерна быстрая смена эмоций;
повышенная обидчивость, тревожность, неуверенность в себе;
неспособность к волевому усилию, несамостоятельность.
Методические приёмы:
Психологический настрой
Каждое утро в 1 классе, взявшись за руки, вставали в круг, чтобы
видеть друг друга, и говорили: «Встали вместе мы в кружок.
Здравствуй, здравствуй, мой дружок». Улыбались друг другу и
пожимали руки.
(Сейчас говорим: «Всем, всем – доброе утро. Всем, всем – добрый
день».)
«Минутка радости» – дети выходят к доске и рассказывают о том,
что хорошего было вчера, показывают игрушки, книги, рисунки…
Делятся своей радостью с другими.
Создание ситуации успеха на уроке.
Стараюсь говорить эмоционально (удивлённо,
радостно,
с
сомнением…)
Поощряю инициативу и любознательность. Хвалю при всех учениках и
родителях. В качестве поощрения разрешаю Саше проверять работы
других детей и даже ставить отметки, при этом учу его анализировать
работу и сравнивать её с образцом. Стимулом для повышения
работоспособности стала для Саши школьная секция по баскетболу. Не
надо уговаривать выполнять задания, достаточно напомнить про
тренировку.
Рефлексия (самоанализ) настроения, эмоционального состояния. В
начале и конце урока или дня с помощью цветовых карточек,
смайликов обсуждаем настроение Саши и причину такого настроения. 2. Мелкая моторика кисти рук.
Особенности:
недоразвитие мелкой моторики пальцев рук;
неуклюжесть;
неряшливость.
Методические приёмы:
Начинаю работу с пальчиковой гимнастики («Пальчики здороваются»,
«Погладим котёнка», «Игра на пианино»…). Очень нравится Саше
пальчиковый кукольный театр.
Графические диктанты и упражнения (обведение по контуру, штриховка в
разных направлениях, раскрашивание).
Работа с бусами,
металлическим конструктором,
ножницами,
пластилином.
Кинезиологические упражнения (определённые двигательные упражнения
для развития межполушарного взаимодействия) – улучшают
мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий,
улучшают запоминание, повышают устойчивость внимания, облегчают
процесс письма.
(Кинезиология наука о развитии умственных
способностей и физического здоровья через определенные двигательные
упражнения)
«Колечко» (пальчики здороваются).
«Кулакреброладонь» (сначала одной рукой, потом другой,
потом одновременно обеими).
«Лягушка» (ладони на стол: одна сжата в кулак, другая
ладонь лежит на столе; нужно менять положение рук).
Кинезиологические упражнения
способствуют улучшению почерка, так как развивают мелкую моторику
рук,
позволяют улучшить внимание, память, пространственные представления,
повышают работоспособность, снижают утомляемость,
активизируют познавательные процессы,
повышают способность к произвольному контролю. 3. Внимание.
Особенности:
внимание слабоустойчивое;
низкий объём внимания;
быстрая отвлекаемость;
преобладает зрительное восприятие, страдает слуховое;
отставание в формировании произвольного внимания.
Методические приёмы:
Яркая наглядность.
Опора на жизненный опыт ученика.
Арифметические диктанты.
Комментированное письмо.
Чтение по цепочке.
Восприятие некоторого материала с закрытыми глазами.
(Можно использовать для настроя на занятие после активной перемены
или урока физры, после выполнения трудного задания, для развития
слухового восприятия, внимания, памяти)
Сюрпризы (Саша, у меня чтото вкусненькое. У нас сегодня чтото
интересное.)
Всегда предупреждаю, когда буду спрашивать на уроке.
Упражнение по образцу (В букварный период – это обведение букв по
контуру).
Игры:
«Найди слова» (В бессмысленном наборе букв вставлены слова.
Нужно отыскать их как можно быстрее и без ошибок.)
«Каждой руке своё дело» (Левой рукой перелистывает книгу с
картинками и запоминает их, а правой рисует геометрические
фигуры.)
Корректурные пробы (по 3 минуты ежедневно, 24 месяца)
Подчеркнуть, зачеркнуть, обвести в кружок 1 или несколько букв или
геометрических фигур.
4.Память.
Особенности: недоразвитие зрительной и слуховой памяти;
уменьшение объёма скорости запоминания;
неумение рационально организовать и контролировать процесс
запоминания.
Методические приёмы:
Графические диктанты.
Запоминание текстов в движении.
Словесное иллюстрирование прочитанного.
Составление плана как смысловой опоры для запоминания текста.
Схемы, опоры для запоминания правил.
Всё, что нужно запомнить, должно иметь эмоциональную окраску и
личностное значение для ребёнка: «Сегодня мы учим стихи про твою
бабушку», а так же должно опираться на личный опыт ребёнка. Материал,
который вызвал эмоции, запоминается быстрее, успешнее.
5.Речь.
Особенности:
низкий словарный запас;
нарушение звукопроизношения;
нарушение грамматического строя речи.
Методические приёмы:
Артикуляционная гимнастика (скороговорки или чистоговорки
ежедневно перед уроками).
Элементы детской йоги для снятия тревожности.
(Вдохни. Выдохни. Говори.)
Упражнения «Деформированное предложение»,
«Деформированный текст».
Упражнение «Письмо с пропуском». Нельзя давать задание «Найди
ошибку», ребёнок должен видеть только правильный образец.
Словарная работа. Словарные слова прописываются не только в И.п., но
и во всех падежах с предлогами и некоторыми однокоренными словами.
Проговаривание того, что нужно выполнить, что делаю.
Пересказ по вопросительному плану (даётся легче) или по
иллюстрированному плану. 6. Мышление.
Особенности:
нагляднообразное и наглядно действенное мышление;
трудности классификации, сравнения, выделения главного,
установления причинноследственных связей;
Методические приёмы:
Учу сравнивать предметы, находить не только отличие, но и
сходство.
Выделять главное.
При обучении установлению причинноследственных связей
сначала текст читаю сама.
Игры:
«Четвёртый лишний» (сначала предметы, картинки, потом
слова). Требую объяснить выбор.
«Найди закономерность и продолжи ряд рисунков».
Учу подводить итог каждого этапа работы, делать выводы.
7. Учебная мотивация.
Особенности:
учебная мотивация снижена;
отсутствие направленности на интеллектуальную деятельность
(стремится играть, а не учиться);
ведущий вид деятельности – игра.
Методические приёмы:
Словесное
школьника).
внушение
(для формирования активной
позиции
Формирование положительного отношения к учению через создание
ситуации успеха, снижения тревожности: «У тебя получится», «Мы
поможем».
Чёткое определение для ребёнка границ объёма работы и времени
работы также способствует положительному настрою на предстоящую
деятельность, дозирование учебной нагрузки.
Развитие познавательных интересов через:
активное действие с материалом (при запоминании стихотворения
пишу его на бумаге, разрезаю на строчки и предлагаю разложить в
правильном порядке); опору на жизненный опыт ребёнка («Решаем задачу про твою
бабушку».)
право выбирать (Какую задачу будем решать: про машинки
или про мячики?);
игровые формы, яркую наглядность;
эмоциональное, интересное изложение материала;
занимательные игры, драматизации.
8. Самооценка, самоанализ, самоконтроль.
Методические приёмы:
Сначала хвалю, только потом делаю замечания.
Даю чёткие критерии, по которым оценивается работа,
Подводим итоги каждого этапа работы.
Учу сравнивать работу с образцом (Правильно ли я выполнил? У
меня получилось так же, как в образце?)
Рефлексия (самоанализ) деятельности на уроке:
Вся работа на уроке обозначена картинками (работа в парах,
ответы на вопросы, самостоятельная работа… В конце урока Саша
выбирает картинку того этапа урока, который ему больше всего
понравился, запомнился, удивил…
Задаю вопрос: «Ты сегодня можешь себя похвалить? За что?»
Использую шкалу самооценки (правильно, красиво, самостоятельно).
Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ
Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ
Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ
Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ
Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ
Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.