Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ
Оценка 4.8

Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
2 кл
19.02.2019
Методические приёмы работы  с детьми с ОВЗ
В работе содержится материал об особенностях эмоционально-волевой сферы детей начальной школы с задержкой психического развития, особенностях их познавательной сферы, учебной мотивации. Предложены рекомендации педагогам по работе с детьми, некоторые методические приёмы коррекции затруднений детей, приёмы включения детей в учебную деятельность.
Гор семинар ОВЗ - копия.docx
Методические  приёмы, помогающие  включению  детей  с ОВЗ в  образовательный  процесс                         1. Эмоционально­волевая сфера детей с ОВЗ.  Особенности: ­ может внешне выражать эмоции, но не всегда правильно; ­ характерна быстрая смена эмоций; ­ повышенная обидчивость, тревожность, неуверенность в себе; ­ неспособность к волевому усилию, несамостоятельность.  Методические приёмы:  Психологический настрой     ­ Каждое утро в  1 классе, взявшись за руки, вставали в круг, чтобы видеть   друг   друга,   и   говорили:   «Встали   вместе   мы   в   кружок. Здравствуй,   здравствуй,   мой   дружок».   Улыбались   друг   другу   и пожимали руки. (Сейчас   говорим:  «Всем,  всем  –  доброе   утро.  Всем,  всем  –  добрый день».)     ­ «Минутка радости» – дети выходят к доске и рассказывают о том, что   хорошего   было   вчера,   показывают   игрушки,   книги,   рисунки… Делятся своей радостью с другими.  Создание ситуации успеха на уроке.  Стараюсь   говорить   эмоционально   (удивлённо,   радостно,   с сомнением…)  Поощряю инициативу и любознательность. Хвалю при всех учениках и родителях. В качестве поощрения разрешаю Саше проверять работы других детей и даже ставить отметки, при этом учу его анализировать работу   и   сравнивать   её   с   образцом.   Стимулом   для   повышения работоспособности стала для Саши школьная секция по баскетболу. Не надо   уговаривать   выполнять   задания,   достаточно     напомнить   про тренировку.  Рефлексия   (самоанализ)   настроения,   эмоционального   состояния.   В начале   и   конце   урока   или   дня   с   помощью   цветовых   карточек, смайликов обсуждаем настроение Саши и причину такого настроения. 2. Мелкая моторика кисти рук.   Особенности:    ­ недоразвитие мелкой моторики пальцев рук;    ­ неуклюжесть;    ­ неряшливость.   Методические приёмы:  Начинаю   работу   с   пальчиковой   гимнастики   («Пальчики   здороваются», «Погладим   котёнка»,   «Игра   на   пианино»…).     Очень   нравится   Саше пальчиковый кукольный театр.  Графические диктанты и упражнения (обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, раскрашивание).  Работа   с   бусами,   металлическим   конструктором,   ножницами, пластилином.  Кинезиологические упражнения (определённые двигательные упражнения для   развития   межполушарного   взаимодействия)   –   улучшают мыслительную   деятельность,   синхронизируют   работу   полушарий, улучшают   запоминание,   повышают   устойчивость   внимания,   облегчают процесс   письма.  (Кинезиология ­   наука   о   развитии   умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения)         ­ «Колечко» (пальчики здороваются).         ­ «Кулак­ребро­ладонь» (сначала одной рукой, потом другой,               потом одновременно обеими).         ­ «Лягушка» (ладони на стол: одна сжата в кулак, другая              ладонь лежит на столе; нужно менять положение рук). Кинезиологические упражнения  способствуют улучшению почерка, так как развивают мелкую моторику  рук,  позволяют улучшить внимание, память, пространственные представления,  повышают работоспособность, снижают утомляемость,  активизируют познавательные процессы,  повышают способность к произвольному контролю. 3. Внимание. Особенности:    ­ внимание слабоустойчивое;    ­ низкий объём внимания;    ­ быстрая отвлекаемость;    ­ преобладает зрительное восприятие, страдает слуховое;    ­ отставание в формировании произвольного внимания. Методические приёмы:  Яркая наглядность.  Опора на жизненный опыт ученика.  Арифметические диктанты.  Комментированное письмо.  Чтение по цепочке.  Восприятие некоторого материала с закрытыми глазами. (Можно использовать для настроя на занятие после активной перемены или   урока   физ­ры,   после   выполнения   трудного   задания,   для   развития слухового восприятия, внимания, памяти)  Сюрпризы   (Саша,   у   меня   что­то   вкусненькое.     У   нас   сегодня     что­то интересное.)  Всегда предупреждаю, когда буду спрашивать на уроке.  Упражнение по образцу (В букварный период – это обведение букв по контуру).  Игры:    ­ «Найди слова» (В бессмысленном наборе букв вставлены слова.                      Нужно отыскать их как можно быстрее и без ошибок.)        ­ «Каждой руке своё дело» (Левой рукой перелистывает книгу с         картинками и запоминает их, а правой рисует геометрические         фигуры.)  Корректурные пробы (по 3 минуты ежедневно, 2­4 месяца) Подчеркнуть, зачеркнуть,  обвести  в  кружок  1 или  несколько  букв  или геометрических фигур.                                           4.Память. Особенности: ­ недоразвитие зрительной и слуховой памяти;    ­ уменьшение объёма скорости запоминания;    ­ неумение рационально организовать и контролировать процесс       запоминания. Методические приёмы:  Графические диктанты.  Запоминание текстов в движении.  Словесное иллюстрирование прочитанного.  Составление плана как смысловой опоры для запоминания текста.  Схемы, опоры для запоминания правил.  Всё,   что   нужно   запомнить,   должно   иметь   эмоциональную   окраску   и личностное   значение   для   ребёнка:   «Сегодня   мы   учим   стихи   про   твою бабушку», а так же должно опираться на личный опыт ребёнка. Материал, который вызвал эмоции, запоминается быстрее, успешнее.                                                    5.Речь. Особенности:    ­ низкий словарный запас;    ­ нарушение звукопроизношения;    ­ нарушение грамматического строя речи. Методические приёмы:  Артикуляционная гимнастика (скороговорки или чистоговорки  ежедневно перед уроками).  Элементы детской йоги для снятия тревожности.   (Вдохни. Выдохни. Говори.)  Упражнения  «Деформированное  предложение»,   «Деформированный  текст».  Упражнение   «Письмо с пропуском».   Нельзя давать задание «Найди ошибку», ребёнок должен видеть только правильный образец.  Словарная работа. Словарные  слова прописываются не только в И.п., но и во всех падежах с предлогами и некоторыми однокоренными словами.  Проговаривание того, что нужно выполнить, что делаю.  Пересказ по вопросительному плану  (даётся легче)  или по иллюстрированному  плану. 6. Мышление. Особенности:    ­ наглядно­образное  и  наглядно­ действенное мышление;    ­ трудности  классификации,  сравнения,  выделения главного,              установления  причинно­следственных  связей; Методические приёмы:  Учу  сравнивать  предметы,  находить  не  только  отличие, но и  сходство.  Выделять  главное.  При  обучении  установлению  причинно­следственных  связей сначала  текст  читаю  сама.  Игры:      «Четвёртый  лишний»  (сначала  предметы,  картинки,  потом         слова).  Требую  объяснить  выбор.      «Найди  закономерность и  продолжи  ряд  рисунков».  Учу  подводить итог  каждого  этапа  работы,  делать  выводы.                                    7. Учебная  мотивация. Особенности:    ­ учебная  мотивация  снижена;    ­ отсутствие  направленности  на  интеллектуальную  деятельность       (стремится  играть,  а  не  учиться);    ­ ведущий  вид  деятельности – игра.  Методические  приёмы:  Словесное   школьника).   внушение     (для   формирования   активной     позиции  Формирование  положительного  отношения  к  учению   через  создание ситуации   успеха,   снижения   тревожности: «У тебя получится», «Мы поможем».  Чёткое   определение   для   ребёнка   границ   объёма   работы   и   времени работы также способствует положительному настрою на предстоящую деятельность, дозирование учебной нагрузки.  Развитие  познавательных  интересов  через:    ­ активное действие с материалом  (при запоминании  стихотворения пишу  его  на  бумаге,  разрезаю  на  строчки  и  предлагаю  разложить  в правильном  порядке); ­ опору  на  жизненный  опыт  ребёнка  («Решаем  задачу  про  твою бабушку».)  ­ право выбирать (Какую задачу будем решать: про машинки    или про мячики?);   ­ игровые  формы,  яркую  наглядность;   ­ эмоциональное,  интересное  изложение  материала;   ­ занимательные  игры,  драматизации.           8. Самооценка,  самоанализ,  самоконтроль. Методические  приёмы:  Сначала  хвалю,  только  потом  делаю  замечания.  Даю  чёткие  критерии,  по  которым  оценивается  работа,  Подводим  итоги  каждого  этапа  работы.  Учу  сравнивать  работу  с  образцом (Правильно  ли  я  выполнил?  У   меня  получилось  так  же,  как  в  образце?)  Рефлексия  (самоанализ) деятельности  на  уроке:     Вся  работа  на  уроке  обозначена  картинками (работа  в  парах,   ответы  на  вопросы,  самостоятельная  работа…  В  конце  урока  Саша   выбирает  картинку  того  этапа  урока,  который  ему  больше  всего   понравился,  запомнился,  удивил…    Задаю  вопрос: «Ты  сегодня  можешь  себя  похвалить?  За  что?»   Использую  шкалу  самооценки (правильно,  красиво,  самостоятельно).

Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ

Методические приёмы работы  с детьми с ОВЗ

Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ

Методические приёмы работы  с детьми с ОВЗ

Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ

Методические приёмы работы  с детьми с ОВЗ

Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ

Методические приёмы работы  с детьми с ОВЗ

Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ

Методические приёмы работы  с детьми с ОВЗ

Методические приёмы работы с детьми с ОВЗ

Методические приёмы работы  с детьми с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2019