Методические рекомендации для родителей и воспитателей "Школа Словарика"
Оценка 4.8

Методические рекомендации для родителей и воспитателей "Школа Словарика"

Оценка 4.8
Игры
doc
окружающий мир
Детсад
16.04.2019
Методические рекомендации для родителей и воспитателей "Школа Словарика"
Данное пособие - сборник "Школа Словарика" методических материалов «Дидактические игры с предметами по формированию активного словаря у детей младшего дошкольного возраста предназначено для воспитателей и родителей. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие- то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового
Школа Словарика.doc

 

 

 

Методические рекомендации для родителей и воспитателей по формированию активного словаря «Школа Словарика» у детей младшего дошкольного возраста.

 

 

Школа Словарика

 

 

                                                                                                                                                               

 

Составитель: Гендерова Ирина Владимировна                                                                                                                                              

воспитатель МКДОУ Шарловский детский сад

специальность Дошкольное образование.

 

Пособие предназначено педагогам и родителям для работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию активного словаря.

                                     

                                                Введение.

Уважаемые взрослые — педагоги, родители. Предлагаем вам сборник методических материалов «Дидактические игры с предметами по формированию активного словаря у детей младшего дошкольного возраста.

        Дети дошкольного возраста проявляют ярко выраженный интерес ко всему, что их окружает и происходит вокруг.

       Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

       Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие- то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

        Если взрослые сопровождают действия ребенка словом — обозначают эти действия качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

Уложим куклу спать.

Цель: 1. Закрепить знания об одежде.

2.Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизация словаря : туфли, носочки, платье, майка, трусики.

2.Воспитывать бережное отношение к одежде.

Материал: кукла, матрац и подушка, постельное белье (на каждого ребенка); мебель: шкаф, кроватки, стульчики.

Приемы руководства:

Обратить внимание детей на кукол, ожидающих, когда их наконец уложат спать..Спросить :                                                                                                      -Кто это?, Как их зовут?

Сообщить, что куклы играли, гуляли, а сейчас устали и хотят спать. Показать детям как правильно застилать кроватку. Назвать все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником. Попросить детей выступить в роли няни и застелить постель ко сну.           Задать вопросы:                                                                                                                                    -Как называются  те предметы, которые лежат на столе?                                   -Что надо с ними делать?                                                                                                                                                                           -Что будем одевать на матрац?                                                                                           - -Что наденем на одеяло?                                                                                           - Что наденем на подушку?                                                                              Предложить посмотреть, как куклы радуются  красивому и чистому постельному белью. Попросить раздеть кукол. Спросить:                                                                                              - В какой последовательности дети будут раздевать кукол ?                        

 Что снимем сначала?                                                                                              Что потом?                                                                                                                          - Куда будем вешать одежду?                                                                                       - Какую песенку мы споем при укладывании наших кукол?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Узнай на вкус.

Цель: 1.Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький). Активизировать словарь детей (названия овощей и фруктов: свекла, морковь, картофель; лимон, груша, яблоко и др. )                  2.Развивать память, сосредоточенность.3.Воспитывать выдержку                                                                          Материал: 1 поднос с целыми  овощами и фруктами ; 2 поднос с разрезанными на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка, салфетки.                                                                                                                         Приемы руководства:                                                                                        Пригласить детей к столу, на котором  лежат фрукты и овощи, знакомые детям: морковь, свекла, картофель ( можно др. капуста, редис, огурец). Предложить желающим поиграть в игру «Узнай на  вкус». Завязать детям глаза платком. Дать ребенку в рот кусочек овоща или фрукта. Спросить:        - Что съел ?                                                                                                                           - Какое по вкусу яблоко?                                                                                            - Какое оно на запах ?                                                                                                                                                                       Попросить найти овощ или фрукт на столе, который угадали и показать его другим детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                           Найди предмет по описанию.

Цель: 1. Учить детей описывать предмет, не называя его. 2. Развивать наблюдательность, находчивость.                                                                         3.Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам, выдержку.                                                                                            Материал: Д/игрушка «Словарик» (можно другую ), предметы: мяч, собачка, ведерко, кукла, грузовая  машина.                                                                                 Приемы руководства:                                                                                                   Рассмотреть вместе с детьми и «Словариком» предметы, которые он подобрал для игры: мяч, грузовую машину, собачку, ведерко, куклу (см.фото). Обратить внимание детей на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. От имени Словарика попросить детей отвернуться, в это время быстро разложить все предметы по разным местам. Предложить послушать о той игрушке, которую должны найти.                      -  - Круглый, резиновый, он прыгает и катится по полу. - Что это за предмет ? -    - Пластмассовое, зеленое, с ручкой, в нем носят воду, чтобы полить растения. - Что это за предмет ?                                                                                          Продолжить игру до тех пор пока все игрушки будут возвращены на место. Отметить детей активных, внимательных, находчивых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

                                    Чудесный мешочек .

Цель: 1. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.               2. Развивать память. 3. Воспитывать выдержку .                                                 Материал: мешочек, игрушки ( предметы ).                                                            Приемы руководства:                                                                                              Организовать игру, подобрать предметы, знакомые детям. Посадить ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям. Провести краткую беседу. Попросить повторить название предметов. Предложить поиграть в игру «Чудесный мешочек». Вызвать к себе ребенка, попросить его отвернуться и отгадать что  я положу в мешочек. Спросить:                                   - Что там лежит?. Попросить рассказать об этом предмете.                             -Какой на ощупь предмет?                                                                                          - Для чего он нужен?                                                                                                 Продолжить игру до тех пор, пока все предметы будут названы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Кто скорее соберет ?

 

Цель: Учить детей правильно собирать пирамидку, отбирая сначала большие кольца, затем все меньше и меньше; упражнять в назывании величины кольца (большое, поменьше, еще меньше, самое маленькое).

Материал: пирамидка, фишки или флажки.                                                           Приемы руководства:                                                                                                 Посадить детей за стол, всем раздать по пирамидке. Рассмотреть пирамидку, привлечь к ней внимание детей. Спросить:                                                                        - Какое кольцо внизу: большое или маленькое?                                                              - А вот это какое? (Показать на кольцо под ним.)                                                   - Какого цвета колечко?                                                                                                                -А наверху  какое кольцо?                                                                                                     Если дети самостоятельно не могут ответить, напомнить им.  Предложить соревнование. Кто скорее соберет и правильно, тот получит флажок. Напомнить, что нужно каждый раз выбирать самое большое колечко. Подвести итог игры:                                                                                                          - Все хорошо и быстро собираете пирамидки. Победителям раздать флажки. Молодцы!.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Кукла Катя обедает.

Цель: 1. Закрепить знания детей о столовой посуде. Активизировать речь детей. 2. Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.                                                                                        Материал: Кукла, мебель, посуда: чайная, столовая.

Приемы руководства:                                                                                                  Проводить детей в игровой уголок. Показать на куклу, которая сидит за столом. Сообщить, что Катю надо покормить обедом. Указать на стол, стоящий в стороне. Спросить :                                                                                        - Что лежит на столе?                                                                                            Попросить от имени куклы накрыть на стол.  Задать следующие вопросы:                          - Что надо прежде всего поставить на стол?                                                                            - Как это называется?                                                                                                           - А из чего мы будем есть второе блюдо?                                                                             - Пить чай (компот ) ?                                                                                                         - Зачем нужна ложка?                                                                                                                  - А что надо сделать после еды ?

В конце игры попросить детей пожелать Кате хорошего аппетита. После обеда куклы убрать все со стола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

                         

                            Оденем куклу на прогулку.

 

Цель: 1.Научить детей на практике повторять действия няни и воспитателя, собирающих детей на прогулку. 2.Закрепить навыки одевания и раздевания. Научить детей правильно называть одежду для разного сезона, подвести их к обобщенным понятиям «одежда», «обувь».                                                              Материал: Кукла, одежда для летнего, зимнего, весенне-осеннего сезона, шкафчик для одежды, стул.                                                                                                                 Приемы руководства:                                                                                                Организовать сюрпризный момент. Постучаться в дверь. Попросить детей открыть и посмотреть кто там. Сказать, что куклы просят взять их на прогулку и показать площадку. Сообщить: Что куклу надо одеть по сезону. Спросить:                                                                                                                                              - Какое время года сейчас?                                                                                                       - Где же взять одежду?                                                                                                                - Во что мы будем одевать наших кукол?                                                                                      - Как называется эта вещь?                                                                                                                 -  Каким цветом пальто, шапка?                                                                                             -  Что мы обуем кукле на ноги?                                                                                              Помочь детям в нужной последовательности одеть кукол на прогулку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Мои друзья.

 

Цель: 1. Закрепить знания детей о домашних животных ( как выглядят, что едят).    2. Формировать гуманное отношение к животным.                                   Материал: Игрушки из серии «Домашние животные», маленькие картинки, н на которых нарисован различный корм.                                                                      Приемы руководства:                                                                                                    Рассмотреть с детьми игрушки из серии «Домашние животные», уточнить знание детей названия животных. Игрушки расставить так, чтобы они были хорошо видны. Разложить под ними маленькие картинки, но так, чтобы изображенный корм не подходил животному. Спросить:                                                - Почему  животные не едят?                                                                                      Предложить подобрать правильно корм для животных. Задать вопросы:                        - Какой корм любит жевать корова?                                                                                   -  Что грызет кролик?                                                                                                     - Чем можно покормить собаку ? Кошку?                                                                                            - А какой корм мы дадим козе?                                                                                  В конце игры похвалить всех детей за правильно подобранный корм.

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Такой листок — лети ко мне!

Цель: 1. Упражнять детей в нахождении листьев по сходству. Активизировать словарь детей (названия деревьев: клен, дуб, рябина, береза), 2.  Воспитывать слуховое внимание.

Материал: листья от разных пород деревьев.                                                                  Приемы руководства:                                                                                          Организовать детей, вместе с детьми собрать листья (по количеству детей ) деревьев, растущих на участке. Спросить:                                                                               - Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке?                            Предложить подойти к деревьям и назвать их. Рассмотреть какие листья у клена, у рябины, березы.                                                                                          Сравнивая и называя  листья, выяснить, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья. Предложить поиграть в игру «Такой листок- лети ко мне!». Раздать всем по листику. Напомнить детям  правила игры: показать свой листик и сказать: «У кого такой лист, лети ко мне!».  В конце игры похвалить детей, которые были внимательными и не ошибались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Транспорт                   

 

  Цель: 1. Закрепить представление детей о назначении разных видов пассажирского транспорта.                                                                                                       2. Воспитывать умение играть сообща, а также подражать взрослым. Активизация словаря: транспорт: автобус, самолет, поезд, самосвал.                                   Материал: Известные детям легковые и грузовые машины, самолет, поезд и тд.

Приемы руководства:

Вместе с детьми рассмотреть автобус, самолет, поезд, грузовую машину. Рассказать о назначении автобуса, грузовой машины, поезда.                                                            . Затем спросить:                                                                                                                              -  Из каких частей  состоит автобус?, грузовая машина? поезд?                                                                                         -  Кто сидит за рулем?                                                                                                            -  Кто едет в автобусе? Поезде

-  А как водитель сигналит нам если мы неправильно переходим улицу ?          -  Ребята, а что можно перевозить на грузовой машине?. 

Поинтересоваться, кто из детей и куда хотел бы поехать, на каком транспорте.

Раздать детям соответствующий транспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 План  конспекта

 по ознакомлению с окружающим миром                                                                            на тему: « Путешествие».                                                                                                                                                                                                                    

 

Цель: 1. Закреплять знания детей о диких и домашних животных.     Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно     соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление                              с новыми животными.                                                                                                                   2. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при  произношении гласных звуков по звукоподражаниям.                                      Активизация словаря: Домашние животные, дикие животные.                                   3. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям  живой природы.                                                                                      Материал: Наборы картинок с изображением диких и домашних животных, их детенышей. Карточки с условным обозначением леса и дома. Макет домика. Макеты деревьев. Шапочки с животными, Фланелеграф, доска, прищепки.                                                                                                                      Приемы руководства:                                                                                                        

 

Дети входят в зал.                                                                                                                       - Ребята, вы любите гулять?                                                                                                     - Куда можно пойти гулять?                                                                                                         - Когда  люди отправляются на прогулку в далекие места -   это называется путешествием. Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?                                        - Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. Мы начинаем наше путешествие. Вот и наша первая  остановка. Интересно, кто в домике живет? Как это узнать?                                                                - Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет.  Стучимся и спрашиваем:                                                                                                                            - Здравствуйте, кто здесь живет? (Загадать загадку )                                                                      

 

То мурлычет, то играет,                                                                                                            То куда  -удирает,                                                                                                              Убегает далеко.                                                                                                                            А когда придет обратно,                                                                                                                То мяукает и с блюдца                                                                                                               Пьет сырое молоко.

                                       ( Кошка )

 

 

 

-Вы отгадали загадку? Кто же это?                                                                              - Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?                                                   - Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? - Каких домашних животных вы еще знаете? -Как можно за ними ухаживать? - Чем можно покормить кошку, собаку, лошадь?                                                                            - Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша. (Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок.  Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)                                                                                                                                   

 

-А теперь назовите животное и его детеныша. (У собаки- щенок, у кошки- котенок, у курицы- цыпленок, у коровы- теленок  и др). - Молодцы! К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат. (На доске висят картинки домашних животных и их детенышей.) - Ребята, давайте произнесем, как эти животные кричат, индивидуально и хором. ( Курица- ко-ко-ко (громким голосом). Цыпленок- пи-пи-пи (тихим, нежным голосом). Корова- му-угромким, грубым голосом). Жеребенок- иго-го (мягким, тихим голосом) и т.д) -Ну, что же, продолжим наше путешествие. Держите скорее воздушный шар за веревочку.

 

                    Вот и наша вторая остановка. Куда же мы попали? - А какие животные живут в лесу? - Как называются животные, которые живут в лесу? Посмотрите на доску. К диким животным относятся: заяц, лиса, волк, еж, белка, медведь. - А теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и найдите его детеныша. (Картинки с животными размещены на ветках деревьев. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.) - Назовите животное и его детеныша. (У зайца-зайчонок, у волка- волчонок, у белки - бельчонок и др.) - Ребята, наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад. Отправляемся на поезде.

                   Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Посмотрите, эти животные заблудились и не могут вспомнить, кто где живет. Они просят помочь им разобраться. Всех животных нужно расселить на две полянки. На одной «полянке» стоит условное обозначение дома, на другой-леса. («полянки» размещены на фланелеграфе).                                                                - Ребята, назовите всех животных у  дома, затем у  леса.

- Как их называют? - Молодцы, помогли животным разобраться. - Вам понравилась наша прогулка? - Где мы с вами были? - О каких животных мы с вами вспомнили? Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу с вами поиграть.

 

 

 

 

 

Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них. Под музыку играют, бегают по полянке. По сигналу прячутся в домики: дикие животные- к условному обозначению леса, домашние- к условному обозначению домика.

 

 

 

                                                                                                                                                        


Методические рекомендации для родителей и воспитателей по формированию активного словаря «Школа

Методические рекомендации для родителей и воспитателей по формированию активного словаря «Школа

Пособие предназначено педагогам и родителям для работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию активного словаря

Пособие предназначено педагогам и родителям для работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию активного словаря

Уложим куклу спать. Цель : 1

Уложим куклу спать. Цель : 1

Узнай на вкус. Цель: 1.Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький)

Узнай на вкус. Цель: 1.Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький)

Найди предмет по описанию. Цель: 1

Найди предмет по описанию. Цель: 1

Оденем куклу на прогулку. Цель: 1

Оденем куклу на прогулку. Цель: 1

План конспекта по ознакомлению с окружающим миром на тему: «

План конспекта по ознакомлению с окружающим миром на тему: «

Вы отгадали загадку? Кто же это? -

Вы отгадали загадку? Кто же это? -

Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них

Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2019