Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"
Оценка 4.6

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Оценка 4.6
Домашнее обучение
docx
обществознание
Взрослым
16.03.2019
Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"
Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии и выполнения внеаудиторной (домашней) контрольной работы студентами заочной формы обучения. Методические рекомендации разработаны на основании ФГОС СПО для специальностей технического и социально-экономического профиля. Данные рекомендации содержат варианты тестовых заданий и проблемные вопросы.
КР для ЗФО_2018 по основам философии.docx
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ­ПЕТЕРБУРГА Санкт­Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина» УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по методической работе _____________С.А. Семенова «___» ___________ 2018 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для самостоятельного изучения дисциплины «Основы философии» и выполнения внеаудиторной контрольной работы  Специальности 15.02.08 Технология машиностроения 23.02.02 Автомобиле­ и тракторостроение 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 38.02.03 Операционная деятельность в логистике 40.02.01 Право социального обеспечения  (базовая подготовка) Форма обучения – заочная Санкт­Петербург, 2018 г. РАССМОТРЕНО предметной (цикловой) комиссией ____________________дисциплин Протокол № ___от ___. ___.20 __ г. Председатель предметной (цикловой) комиссии _____________О.В. Козлов ОДОБРЕНО Методический совет Протокол № ___ от ___. _.20 __ г. Председатель Методического совета ___________С.А. Семенова Разработана   на   основании   ФГОС   СПО   по   специальностям  15.02.08 Технология машиностроения, 23.02.02 Автомобиле­ и тракторостроение, 38.02.01   Экономика   и   бухгалтерский   учет   (по   отраслям),   38.02.03 Операционная   деятельность   в   логистике,   40.02.01   Право   социального обеспечения. Организация­разработчик:   СПб   ГБПОУ  «Академия  машиностроения   имени Ж.Я. Котина» Автор­разработчик: преподаватель С.М. Царева Основной   целью   методических   рекомендаций   является   оказание помощи   обучающимся   заочной   формы   в   рациональной   организации самостоятельной   работы   по   изучению   дисциплины   «Основы   философии», выполнению внеаудиторной контрольной работы и подготовке к зачету.  Учебным   планом   предусмотрены   установочные   лекции   в   объеме   6 часов. Обучающимся   заочной   формы   необходимо   самостоятельно ознакомиться с программой дисциплины  «Основы философии», из перечня основной   и   дополнительной   литературы   выбрать   оптимальные   для   себя источники.   В   содержательной   части   рабочей   программы   дисциплины необходимо обратить особое внимание на положения, которые раскрывают каждую   тему,   и,   осваивая   материал   учебников,   на   этом   основывать самостоятельное изучение.  Самостоятельная   работа   должна   строиться   с   учетом   требований программы   учебной   дисциплины   и   обеспечивать   усвоение,   контроль   и самоконтроль знаний, а также формирование навыков самостоятельного их приобретения.   Этот   вид   учебной   деятельности   должен   опираться   на сознательность, активность и инициативу у обучающихся. Рекомендуемые   виды   самостоятельной   внеаудиторной   работы: составление   опорных   конспектов   по   темам,   вопросов   для   самопроверки, словаря терминов. Внеаудиторная (домашняя) контрольная работа по дисциплине «Основы философии»  выполняется   студентами   заочной   формы   обучения   в соответствии с учебным планом специальности.  Основные требования к контрольной работе Контрольная работа состоит из двух частей: 1. Тест из 11­ти вопросов, охватывающих все разделы дисциплины. 2.  Проблемные вопросы по дисциплине (ответить на два из них). Выбор варианта теста. В данных методических рекомендациях содержится  10 вариантов тестов. Каждый обучающийся выбирает свой вариант по  последней цифре номера зачётной книжки (номера студенческого билета): цифра вариант 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 0 10 При выполнении теста студент в каждом вопросе выбирает один правильный  вариант ответа, кроме вопросов на установление соответствия. Критерии оценки:  1.1 ошибка – «отлично»;  2­3     ошибки – «хорошо»;  ошибок – «удовлетворительно»;  4.6 7 и более ошибок – «неудовлетворительно». Из второй части контрольной работы нужно выбрать любые два вопроса, но из разных разделов дисциплины, и ответить на них в форме небольшого эссе  (сочинения­рассуждения). Критерии оценки второй части контрольной работы: отлично Правильность и полнота ответа; умение логически грамотно формулировать и аргументировать   свою   точку  зрения;   использование  межпредметных   связей (философии   с   историей,   литературой   и   др.);   ссылка   на   первоисточники, применение   ключевых   понятий   и   опорных   схем;   высокая   общая   культура, эрудированность,   грамотность,   максимальная   самостоятельность   при выполнении задания. хорошо В   основном   правильность   и   полнота   ответа;   умение   логически   излагать   и доказывать свой ответ; применение ключевых понятий и опорных схем; общая культура,   достаточный   кругозор,   грамотность,   самостоятельность   при выполнении задания. удовлетворительно Относительная правильность ответа; недостаточное умение формулировать и доказывать   ответ;   слабое   знание   ключевых   понятий   и   опорных   схем; невысокая   общая   культура,   грамматические   ошибки,   несамостоятельность при выполнении задания. неудовлетворительно Неправильность   ответа,   отсутствие   навыков   самостоятельной   работы   по заданию; неумение формулировать и доказывать; незнание основных понятий, опорных   схем;   низкая   общая   культура,   неграмотность,   фактологические ошибки. Часть 1. Тесты по основам философии  1 вариант 1. Система взглядов, определяющая отношение человека к миру, дающая ориентиры и  регулирующая его поведение:  А. Мифология                       Б. Религия                        В. Мировоззрение 2. Установить соответствие:  1) Нирвана          А) Закон воздаяния             2) Карма              Б) Закон перевоплощения души             3) Сансара          В) Конечная цель человека, его освобождение 3.  «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», ­ утверждал А. Сократ                         Б. Фалес                       В. Гераклит 4. Спасение души – высшая форма деятельности человека, ­ утверждает философия А. Средневековья             Б. Возрождения              В. Античности 5. Привести в соответствие: 1) Эмпиризм                   А. На первом месте в познании находится опыт 2) Рационализм              Б. Основным инструментом познания является разум 6. «Категорический императив» ­ это: А. Термин философии марксизма Б. Понятие диалектики Гегеля. В. Моральный закон Канта 7. Идея всеединства – центральная в философии: А. В.Соловьева Б. Н.Бердяева В. С.Франка 8. Что является предметом философии:    А. Всё бесконечное многообразие явлений мира    Б. Человек и мир    В. Познание внутреннего мира человека 9. Какое из перечисленных свойств характеризует время:    А. Трёхмерность 10. Что такое агностицизм: Б. Необратимость В. Симметричность А. Учение, признающее сотворение мира богом Б. Учение, признающее сознание свойством всей материи В. Учение, отрицающее возможность истинного познания действительности 11. Какое из определений понятия «объективные условия» носит философское содержание и наиболее полно выражает его сущность: А. Факторы, условия, обстоятельства, не зависящие от воли, сознания и субъективных  желаний людей Б. Природные условия В. Уровень развития производительных сил 2 вариант 1. Упанишады/Веды – священные книги: А. Даосизма                   Б. Конфуцианства                   В. Буддизма 2.  Демокрит      А. Создал учение об атоме      Б. Предложил принцип причинной обусловленности (детерминизм)      В. Сформулировал основы диалектики 3.  «Я мыслю, следовательно, существую», ­ это изречение принадлежит: А. Бэкону                   Б. Декарту                  В. Сен­Симону 4. С помощью просвещения можно исправить нравы народа и обеспечить прогресс  общества. Это идеи эпохи А. Возрождения                Б. Просвещения              В. Средневековья 5. «Человек создал бога, а не бог человека», ­ считал: А. Фейербах Б. Гегель В. Кант 6. Привести в соответствие: 1) Античность                                А. Светская жизнь, деятельность человека 2) Средневековье                           Б. Природно­космическая жизнь 3) Возрождение                              В. Религиозная жизнь 7. Какие из указанных ниже законов не являются законами диалектики: А. Закон отрицания отрицания Б. Законы статистики В. Закон меры 8. Какой из указанных объектов не является материальным: А. химический элемент Б. архитектурный проект В. замысел картины          9. Какая форма познания не может быть отнесена к чувственному уровню познания: А. ощущение Б. суждение В. восприятие       10. Какое из перечисленных ниже понятий является предельно общим: А. материальное производство Б. общественное производство В. духовное производство           11. Какой исторический тип взаимодействия общества и природы нанёс наиболее  ощутимый ущерб  природе: А. присваивающий Б. производящий В. индустриальный                      3 вариант 1. «Люди видят предметы и не видят идей, они принимают тени за действительный  мир», ­ утверждал А. Аристотель                   Б. Платон                     В. Сократ 2. Человек является высшей ценностью, утверждает гуманизм, характерный для: А. Античности                Б. Средневековья               В. Возрождения 3. Сознание людей искажено «идолами», ложными представлениями, считал: А. Декарт                     Б. Вольтер                       В. Бэкон 4. Привести в соответствие: 1) Аристотель                       А. Гелиоцентрическая система              2) Коперник                          Б. Геоцентрическая система 5. Самобытность русской истории определяется своеобразием русской духовной жизни.  Таково содержание понятия: А. Западники Б. Евразийцы В. Славянофилы 6. Деятельность, направленная на преобразование реальных объектов природы и общества, называется:             А. Практическая (материальная)         Б. Духовная          В. Познавательная 7. Субъект познания – это:             А. Совокупность методов и средств, которые способствуют познанию             Б. Познающий человек             В. То, на что направлено познание 8. Согласно классической позиции, истина есть…             А. То, что признается таковым большинством             Б. Правда             В. Соответствие знаний объективной действительности 9. Биосоциальную сущность человека характеризуют:             А. Только прирожденные качества             Б. Только приобретенные в обществе качества             В. Как прирожденные, так и приобретенные в обществе качества 10. Явление объективной действительности, которое изучает данная наука – это: А. Объект науки                            Б. Область науки                            В. Метод науки     11. Смысл человеческой жизни:             А. Определен религиозными учениями             Б. Носит сугубо индивидуальный характер             В. Закреплен в нормативных правовых актах   Г. Отсутствует, поскольку человек смертен 4 вариант 1. Кому из античных мыслителей принадлежат изречения: «Все течет, все  изменяется…», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»     Б. Демокриту В. Гераклиту А. Фалесу 2. Родоначальником рационализма Нового времени был    А. Т. Гоббс Б. Р. Декарт В. Ф. Бэкон 3.  Привести в соответствие: 1) Средневековье                                    2) Новое время                            3) Немецкая классическая философия А. От бытия к деятельности Б. Философия – методология науки В. Теоцентризм 4. Идея всеединства – центральная в философии: А. В.Соловьева Б. Н.Бердяева В. С.Франка 5. И чувственное, и рациональное познание:             А. Направлены на поиск истины           Б. Опираются на представления о предмете             В. Начинаются с субъективных ощущений       Г. Отражают существенные свойства объекта 6. Суждение «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» ­ это             А. Интуитивная догадка                     Б. Экспериментально подтвержденный факт             В. Художественный образ                 Г. Научная гипотеза 7. Язык является:             А. Способом коммуникации             Б. Формой хранения и передачи человеческого опыта             В. Все перечисленное 8. Если построить график, изображающий общественный прогресс, то он будет  представлять собой:    А. Прямую нисходящую линию    Б. Прямую восходящую линию     В. Изломанную линию 9. Какой из приведённых ниже вопросов не относится к разряду философских: А. В чём смысл жизни? Б. Что есть истина? В. Есть ли жизнь на других планетах? 10. Какой из перечисленных научных методов не имеет универсального характера: А. Индукция Б. Метод спектрального анализа В. Формализация 11. Какие из указанных проблем не относятся к глобальным проблемам современности: А. Экологические Б. Религиозные В. Войны и мира 5 вариант 1. Кто из античных мыслителей явился основоположником атомизма:  А. Гераклит                     Б. Демокрит                        В. Аристотель 2. Установить соответствие:  1) Нирвана          А) Закон перевоплощения души              2) Карма              Б) Конечная цель человека, его освобождение               3) Сансара           В) Закон воздаяния 3.  Кому из философов принадлежит учение о «врожденных идеях» как понятиях и  суждениях, не требующих доказательств А. Р. Декарту                       Б. Г. Гегелю                     В. Д. Юму 4. Спасение души – высшая форма деятельности человека, ­ утверждает философия А. Средневековья             Б. Возрождения              В. Античности 5. Привести в соответствие: 1) Эмпиризм                   А. Основным инструментом познания является разум  2) Рационализм              Б. На первом месте в познании находится опыт 6. Как переводится термин «философия: А. Любовь к природе Б. Любовь к ближнему В. Любовь к мудрости 7. Идея всеединства – центральная в философии: А. П.Флоренского Б. В.Соловьева В. С.Франка А. Всё бесконечное многообразие явлений мира Б. Человек и мир В. Познание внутреннего мира человека 8. Что является предметом философии:             9. Какое из перечисленных свойств характеризует время:    А. Трёхмерность 10. Что означает термин «материя» в философии: Б. Необратимость В. Симметричность А. То, из чего всё сделано, т.е. материал Б. Всё, что непосредственно окружает человека В. Объективная реальность, отражаемая нашим сознанием 11. Какая из указанных ниже характеристик не отражает основные виды связей общества и природы: А. Генетическая (связь происхождения) Б. Онтологическая (связь существования и сосуществования) В. Политическая 6 вариант 1. «Ни себя самого, ни свой путь никто не выбирает» ­ это идея А. Даосизма                   Б. Конфуцианства                   В. Буддизма 2.  Что понимал античный философ Парменид под «бытием»       А. Бытие – это те же, что и мысль о бытие      Б. Бытие есть только абстрактное понятие      В. Бытие – то, что чувственно воспринимаемо 3.  «Я мыслю, следовательно, существую», ­ это изречение принадлежит: А. Бэкону                   Б. Декарту                  В. Сен­Симону 4. С помощью просвещения можно исправить нравы народа и обеспечить прогресс  общества. Это идеи эпохи А. Возрождения                Б. Просвещения              В. Средневековья 5. У кого из перечисленных мыслителей понятие «абсолютной идеи» является основным  в философской концепции: А. Л. Фейербаха Б. Г. Гегеля В. И. Канта 6. Привести в соответствие: 1) Религиозная жизнь                                2) Светская жизнь, деятельность человека                   Б. Средневековье     3) Природно­космическая жизнь                                   В. Возрождение А. Античность 7. Какие из указанных ниже законов не являются законами диалектики: А. Закон отрицания отрицания Б. Законы статистики В. Закон меры 8. Какой из указанных объектов не является материальным: А. физический вакуум  Б. стендовый доклад   В. воспоминания 9. Какая форма познания не может быть отнесена к чувственному уровню познания: А. представление Б. восприятие   В.  понятие   10. Какие функции выполняет искусство в обществе: А. Позволяет регламентировать поведение людей в обществе Б. Способно утешать и давать наслаждение человеку В. Способствует творческому развитию личности           11. Как называется высшая форма отражения, возникшая как результат длительного  развития самого объективного мира: А. Психика Б. Сознание В. Раздражимость                                             7 вариант 1. «Я знаю, что ничего не знаю», ­ утверждал: А. Аристотель                   Б. Платон                     В. Сократ 2. Антропоцентризм и гуманизм характеризуют эпоху: А. Античности                Б. Средневековья               В. Возрождения 3. Сознание людей искажено «идолами», ложными представлениями, считал: А. Вольтер                     Б. Ф. Бэкон                      В. Р. Декарт 4. Привести в соответствие: 1) Геоцентрическая система                      А. Коперник              2) Гелиоцентрическая система        Б. Аристотель 5. Кто из указанных мыслителей может быть отнесён к материалистическому  направлению в русской философии: В. В. Соловьев А. П.Я. Чаадаев  Б. А.И. Герцен 6. Какое из перечисленных ниже понятий является предельно общим:             А. Материальное производство         Б. Общественное производство 7. Объект познания – это:             А. Совокупность методов и средств, способствующих познанию             Б. Познающий человек             В. То, на что направлено познание 8. Как называется учение, согласно которому смысл жизни человека – наслаждение:             А. Рационализм Б. Материализм В. Гедонизм 9. Какой критерий лежит в основе цивилизационной модели общественного прогресса:             А. Тип культуры             Б. Способ материального производства             В. Уровень развития гражданских свобод, политических и правовых ценностей общества 10. Явление объективной действительности, которое изучает данная наука – это: А. Объект науки                            Б. Область науки                            В. Метод науки 11. Какая из указанных проблем не относится к числу глобальных проблем  современности:              А. Нарушение экологического равновесия           Б. Выживание человечества в условиях ядерной угрозы                     В. Отчуждения человека в обществе 8 вариант 1. Какой тип мировоззрения представлен в ранней античной философии:     Б. Антропоцентризм А. Теоцентризм В. Космоцентризм 2. Родоначальником эмпиризма Нового времени был    А. Т. Гоббс Б. Р. Декарт В. Ф. Бэкон 3.  Привести в соответствие: 1) Средневековье                                     2) Новое время                            3) Немецкая классическая философия А. От бытия к деятельности Б. Философия – методология науки В. Теоцентризм 4. Кто из перечисленных мыслителей не является представителем славянофильства: А. А.С. Хомяков Б. А.И. Герцен В. Ю.Ф. Самарин 5. И чувственное, и рациональное познание:  А. Направлены на поиск истины                     Б. Опираются на представления о предмете  В. Начинаются с субъективных ощущений    Г. Отражают существенные свойства объекта 6. Суждение «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» ­ это             А. Интуитивная догадка                        Б. Экспериментально подтвержденный факт             В. Художественный образ                    Г. Научная гипотеза 7. Какой из вариантов определения наиболее полно выражает сущность языка:             А. Средство вербального общения между людьми             Б. Форма хранения и передачи человеческого опыта             В. Всё перечисленное 8. С какого периода начинается превращение науки в непосредственную производительную  силу: А. Эпоха Просвещения  Б. Конец 19 века В. Середина 20 века 9. Какой из приведённых ниже вопросов не относится к разряду философских: А. В чём смысл жизни? Б. Что есть истина?      В. Есть ли жизнь на других планетах? 10. Какой из перечисленных научных методов не имеет универсального характера: А. Индукция Б. Метод спектрального анализа В. Формализация 11. Какие из указанных проблем не относятся к глобальным проблемам современности: А. Экологические Б. Религиозные В. Войны и мира 9 вариант 1. Кто из перечисленных античных мыслителей является объективным идеалистом: А. Фалес                   Б. Платон                     В. Сократ 2. Антропоцентризм и гуманизм характеризуют эпоху: А. Античности                Б. Средневековья               В. Возрождения 3. Сознание людей искажено «идолами», ложными представлениями, считал: А. Вольтер                     Б. Ф. Бэкон                      В. Р. Декарт 4. Привести в соответствие: 1) Геоцентрическая система                А. Коперник             2) Гелиоцентрическая система        Б. Аристотель 5. Когда возникает русская философия: Б. в 15 веке А. в 10 веке  В. В 18 веке 6. Футурология – это наука о:             А. Конце истории       Б. Перспективах социальных процессов     В. Загробном мире 7. Что является субстратом (непосредственным носителем) сознания:             А. Тело человека             Б. Коллектив людей              В. Мозг человека 8. В какой форме мировоззрения человек осознавал окружающий мир и свою собственную  жизнь до возникновения философии:             А. В мифологической             Б. В виде стройной системы научных знаний             В. В художественной 9. Каковы сущностные особенности социальных законов:             А. Это законы­тенденции             Б. Они характеризуются неопределённостью             В. Это законы деятельности человека 10. Что является результатом духовного производства: А. Религия         Б. Идеи, образы, духовные ценности          В. Чувства и настроения     11. Как можно определить причинно­следственную связь, фиксирующую современную  экологическую ситуацию:              А. Экономический прогресс – экологический прогресс            Б. Экономический регресс – экологический прогресс                     В. Экономический прогресс – экологический регресс 10 вариант 1. Какая проблема интересовала первых греческих философов прежде всего:     Б. Материального первоначала мира А. Проблема человека В. Метода познания Г. Построения идеального государства 2. Какой спор возник в рамках средневековой схоластики:  А. Между материализмом и идеализмом  В. Между схоластикой и патристикой 3.  Привести в соответствие: Б. Между номинализмом и реализмом Г. Между философией и теологией 1) Средневековье                                    2) Новое время                            3) Немецкая классическая философия А. От бытия к деятельности Б. Философия – методология науки В. Теоцентризм 4. Кто из указанных мыслителей является основоположником учения о биосфере и  ноосфере: А. К. Циолковский Б. Н. Федоров В. В. Вернадский 5. Какова направленность логического следования в дедуктивном методе мышления:             А. Рассуждение ведётся от общего к частному                   Б. Рассуждение ведётся от частного к общему              6. Суждение «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» ­ это        А. Интуитивная догадка                             Б. Экспериментально подтвержденный факт        В. Художественный образ                         Г. Научная гипотеза 7. Что является причиной возникновения сознания с точки зрения диалектического  материализма:             А. Биологическая эволюция             Б. Совместная трудовая деятельность людей и связанное с ней общение             В. Вмешательство инопланетной цивилизации 8. С какого периода начинается превращение науки в непосредственную производительную  силу: А. Эпоха Просвещения Б. Конец 19 века В. Середина 20 века 9. Что является предметом этики: А. Учение о прекрасном Б. Учение об устройстве бытия В. Учение о нравственном 10. Какая из указанных черт несвойственна философскому мировоззрению: А. Рациональность           Г. Системность Б. Синкретизм     В. Логика 11. Как определяется понятие «общества» с точки зрения организационного подхода: А. Институциональная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и  социальными группами             Б. Процесс коллективного бытия людей             В. Совокупность способов жизнедеятельности людей Часть 2. Проблемные вопросы по основам философии Задание: выбрать 2 (два) вопроса  из разных тем и ответить на них в форме  небольшого эссе (сочинения­рассуждения).  Содержание (навигатор по вопросам) №, наименование темы  №№ вопросов Тема 1. Введение в философию Тема 2. Философия Древнего мира Тема 3. Философская мысль средних веков Тема 4. Философия Нового времени (17­19 вв.) Тема 5. Философия 20 века Тема 6. Человек как основная проблема 6.1. Происхождение и развитие человека 6.2. Основные характеристики человека философии. 6.3. Категории человеческого бытия Тема 7. Сознание Тема 8. Мышление и познание Тема 9. Философия и научная картина мира Тема 10. Философия и религия Тема 11. Философия искусства Тема 12. Философия истории 1­3 4­10 11­15 16­20 21­27 28­34 35­38 39­47 48­51 52­56 57­62 63­68 69­72 73­75 Тема 1. Введение в философию  1. Можете   ли   вы   привести   пример   какой­либо   тайны   (таинственного, непонятного   события,   необъяснимого   явления),   с   которой   вы столкнулись в жизни? 2. Чем,   по   вашему   мнению,   отличается   мудрый   человек   от   умного, знающего? 3. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой­то высший смысл,  или он появится,  когда  вы  вырастете  и добьётесь  чего­нибудь существенного в жизни? Тема 2. Философия Древнего мира 4. Сократ   утверждал,  что  добродетель  есть  знание.  Считаете  ли  вы,  что можно стать нравственным человеком, выучив все правила  поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно  и подразумевает более глубокое понимание? 5. Стоики говорили, что с судьбой бороться бесполезно: кто за судьбой не идет, того она тащит. Как вы считаете, что более благоразумно: изменять себя или изменять внешние обстоятельства, если они вам не нравятся? 6. Можно   ли   сейчас   жить   так,   как   призывал   Эпикур,   то   есть   достичь невозмутимого спокойствия (атараксии)? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно? 7. Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное – все относительно. Что для одного благо, для другого зло, что для одного прекрасно – для другого безобразно. Можно ли с этим согласиться?   Или   есть   какие­то   общеобязательные   правила   и   нормы морали? 8. Как вы понимаете слова Диогена: людей много, а человека найти трудно? 9. Что для вас значат слова Сократа: «Смерти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи»? 10.Лао­Цзы говорил, что если отбросить ученость – не будет и печали. В Библии написано: «Кто умножает познания, умножает скорбь». Может быть, надо меньше знать, чтобы меньше печалиться? Или мудрецы хотели этим сказать, что одних только знаний человеку мало, нужно что­то еще? Тема 3. Философская мысль средних веков 11.Можно ли сказать, что Средние века в Европе, ­ а это более тысячи лет, ­ являются не мрачным и темным периодом в истории, как часто считают, а   не   менее   интересным   и   важным   этапом   в   развитии   культуры,   чем античность или Новое время? 12.Знаете ли вы вопросы, которые разрешимы не разумом, а только верой? 13.Можно ли сказать, что в наше время религия и наука все­таки находят точки   соприкосновения:   религия   признала   ошибочность   многих   своих догм   (извинилась   за   сожжение   Дж.Бруно,   за   преследование Н.Коперника), а наука становится все более терпимой к вере, понимая, что не все можно доказать аргументами разума? 14.Часто говорят о фанатиках веры, но можно ли говорить о фанатиках разума? 15.Как,   по­вашему,   способам аргументации, трактовке мира в целом и человека в частности – ближе к религии или к науке? Или все зависит от конкретного философа?   философия   по   своему   существу, Тема 4. Философия Нового времени (17­19 вв.) 16.Должен ли каждый человек, стремящийся жить разумно, выработать для себя   основные   правила   своего   поведения   (заповеди),   или   это   будет ограничивать его жизнь, его свободу? 17.Христианская мораль призывает любить всех людей просто потому, что каждый   достоин   любви.   Некоторые   философы   считали,   что   просто человек   –   это   животное,   и   любить   надо   такого   человека,   который стремится   быть   человеком,   постоянно   побеждает   в   себе   животное начало. Какая точка зрения вам ближе? 18.Каждый   человек   естественно   стремится   быть   непохожим   на   других, стремится чем­нибудь выделиться и отличиться. С.Кьеркегор же считал, что   быть   исключением   стыдно.   Прокомментируйте   эту   мысль Кьеркегора. 19.С   точки   зрения   Л.Толстого,   нравственнее,  человечнее   простить   врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощённый враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что   вы   струсили.   Как   быть?   Ждать,   когда   все   будут   нравственно воспитанными   или   не   ждать,   а   начать   с   себя   –   несмотря   ни   на   что отказаться от насилия? 20.Как   писал   русский   мыслитель   19   в.   К.Леонтьев,   для   того,   чтобы появились Пушкин, Суворов и Кутузов, чтобы возникла мощная русская культура и сильное государство, ­ миллионы русских людей должны были столетиями   жить   в   тяжелых,   невыносимых   условиях.   И   очень   многие страны Европы добивались своего процветания ценой огромных усилий и потерь. Неужели это единственно возможный путь? Тема 5. Философия 20 века 21.Есть много людей, которые знают о том, что такое добро и зло, знают правила морали, но тем не менее сознательно творят зло. Может быть, интеллект   и   нравственность,  разум   и   доброе   сердце   вообще   никак   не связаны между собой? 22.В   Саксонском   средневековом   законоуложении   написано:   «Кто   лишит жизни знатного, повинен уплатить 1400 солидов… За убитого лита 120 солидов платы… За раба, убитого знатным, 36 солидов платы». Считаете ли вы, что мы стали более нравственными, поскольку у нас сейчас нет таких законов? Считаете ли вы, что мы стали более нравственными по сравнению с прошлым поколением, например, ­ с нашими родителями? 23.Некоторые люди полагают, что во всех неприятностях или несчастьях, которые с ними случаются, всегда виноваты они сами: во всем, что у меня не получается, виновата моя лень, моя трусость, моя небрежность и т.д. А другие чаще обвиняют внешние обстоятельства и людей: чем я виноват,   что   плохо   успеваю   по   истории,   если   учитель   не   смог   меня заинтересовать, если он ведет уроки скучно и нудно? Чем я виноват, что упал   и   сильно   ушибся,   если   нерадивый   дворник   не   посыпал обледеневший   тротуар   песком?   Чем   я   виноват,   что   родился   в   такой стране,   где   мне   не   могут   обеспечить   высокий   уровень   жизни?   Какая позиция вам ближе и понятней? 24.Считаете   ли   вы,   что   человечество   после   двух   мировых   войн,   после ужасов массового уничтожения людей чему­нибудь научилось? Или же в случае жестокого кризиса (экономического или социального) все может повториться снова? 25.Что,   по­вашему,   наполняет   жизнь   смыслом:   интересная   творческая работа;   или   когда   вы   любите   и   любимы;   или   когда   вы   занимаете значительное положение в обществе и всем известны? 26.Можно ли сказать, что человек живет бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле своей жизни? 27.Если солнце в нашем мире, как писал Н.Бердяев, одинаково восходит над добрыми и злыми, если здесь часто ест тот, кто не трудится, а тому, кто трудится, зачастую есть нечего, ­ то для чего мне тогда стараться быть нравственным, быть добрым? Не проще ли жить естественной животной жизнью?   Но,   может   быть,   тогда   я   изменю   своей   сверхъестественной божественной природе? Может быть, я тогда уже не смогу считать себя человеком? Тема 6. Человек как основная проблема философии. 6.1. Происхождение и развитие человека 28.Если   человек     совершенно   случайно   возник   во   Вселенной   и   так   же случайно   может   исчезнуть   как   вид   (от   изменения   климата,   падения большого  метеорита  и  т.п.), то есть  причины  для  гордости, для  того, чтобы считать себя высшей ступенью развития природы? 29.Если   жизнь   с   самого   начала   возникновения   прогрессировала   и развивалась, то, может быть, человек не последнее звено в ее развитии? Но кто же может быть следующим? Кто придет после нас? 30.Почему в сегодняшних высших животных не «просыпается» разум? И если   бы   он   проснулся,   то   мог   бы,   по   вашему   мнению,   человек примириться с этим? Признал бы он обладающих сознанием и языком обезьян или дельфинов за равных себе? Позволил бы он им заседать в ООН и решать судьбы планеты? 31.Чувствовали   ли   вы   в   своем   детстве   нечто   особенное:   особую одаренность,   сильно   развитое   воображение,   которое   потом,   с   годами стало   исчезать?   Можно   ли   сказать,   что   ребенок   –   в   этом   смысле совершенный человек по сравнению со взрослым? 32.Бердяев   называл   лицо   человека   вершиной   космического   процесса.   Но насколько   отражается   в   лице   внутреннее   содержание?   Можно   ли   о другом человеке судить по его лицу? 33.Как вы понимаете фразу: «Человек – это стремление быть человеком»? Можно ли сказать, что человек становится человеком к определенному возрасту или достигая определенного положения в обществе? Может ли вообще   наступить   такой   момент   в   жизни   любого   человека,   когда   он вправе сказать себе: ну вот, наконец­то я стал человеком? 34.В философии давно живет идея о параллелизме микро­ и макрокосма, согласно которой человек – это космос в миниатюре, столь же сложный и столь же загадочный. В нем, как в зеркале, отражается большой космос. Это ли имел в виду Р.Декарт, когда говорил, что тот, кто сможет все рассказать о себе, опишет всю Вселенную? Можно ли сказать, что, когда человек умирает, умирает целая Вселенная? 6.2.  Основные характеристики человека 35.Можно ли согласиться с тем, что вы, с вашими способностями, вашим характером занимаете в мире такое же законное и необходимое место, как  и великие люди – Александр  Македонский,  Наполеон, Толстой и т.п.? Или вы более скромно оцениваете свою личность? 36.Часто ли вам казалось, что вы рождены для того, чтобы совершить в этом мире нечто великое? Или вы считаете, что такие претензии ни на чем не основаны? 37.Философия  утверждает,  что   человек   внутренне   ни  от   чего   не  должен зависеть – в этом его свобода. Поможет ли это вам, если вы знаете, что ваша судьба решается где­то независимо от вас и без вашего участия, а вы ничего не можете изменить? 38.Психология толпы такова, что чем ярче, оригинальнее и неповторимей человек, тем больше он вызывает зависти и злобы. Если бы Моцарт не был гениальным композитором, он прожил бы намного дольше, никакой Сальери   ему   бы   не   завидовал.   Мы   часто   слышим:   будьте   как   все,   не высовывайтесь,   не   стройте   из   себя   умников!   Может   быть,   в   этих призывах действительно есть доля истины? 6.3. Категории человеческого бытия 39.Человек всегда мечтает о великой доле, любой лейтенант мечтает стать маршалом. Но философы говорят, что любая жизнь достойна, если ее живешь как  свою  жизнь. В любой жизни, не только в великой, можно найти   массу   радостей   и   наслаждений.   Согласны   ли   вы   с   этим?   Или, может   быть,   человек   приходит   к   мудрости,   когда   понимает,   что   ему самому достичь славы, почета, всеобщего признания явно не удастся? 40.Как   вы   можете   прокомментировать   слова   А.С.Пушкина:   «На   свете счастья нет, а есть покой и воля»? 41.Говорят, что по мере взросления человеку выпадает все меньше и меньше счастливых минут, поскольку становится больше забот, больше проблем и   трудностей,   а   сам   человек   начинает   более   трезво   оценивать   жизнь. Согласны ли вы с этим? 42.Как вы понимаете фразу «Жизнь измеряется не количеством прожитых лет,   а   интенсивностью   переживаний»   и   аналогичное   высказывание М.Монтеня: «Бывает, что человек прожил долго, а пожил мало»? 43.Ф.Ницше делил всех людей на два класса в зависимости от того, что они имеют в виду, отвечая на вопрос:  «Согласны ли вы еще раз прожить последние десять лет?»  Все отвечают – нет! Но одни говорят: «зачем отбрасывать себя назад на десять лет, если вот­вот начнется настоящая жизнь,  ведь   счастье   уже   рядом,  за   ближайшим   поворотом»,  а  другие: «если   десять   лет   меня   ничему   не   научили,   зачем   снова   повторять прежние глупости». К какому классу людей вы отнесли бы себя? 44.Как вы понимаете фразу «Смерть не конец, а венец жизни»? 45.Что означают для вас слова М.Монтеня: «Размышлять о смерти – значит размышлять о свободе»? 46.Философия   говорит,   что   гораздо   важнее   любить   самому,   оказаться способным на такое чувство, а любят тебя или нет – это не так уж важно. Соответствует ли это вашим представлениям о любви? 47.В.С.Соловьев говорил, что любовь для человека все равно, что разум для животного – только смутная возможность. А Б.Паскаль утверждал, что мы рождаемся с любовью в сердце, что мы любим всегда, и, даже когда нам   кажется,   что   мы   презрели   любовь,   она   таится   в   глубине   нашего сердца. Без любви мы не могли бы прожить и минуты. Какая точка зрения вам ближе? Или, может быть, эти мыслители говорили о разных вещах? Тема 7.  Сознание 48.Как   вы   понимаете   слова   апостола   Павла:   «Что   мне   в   том,   что   я приобрету богатства всего мира, а душу свою потеряю»? 49.Можете ли вы согласиться с тем, что не разум, а душа является главным признаком человечности? Ведь немало людей умных, но жестоких и злых. И можно ли представить себе человека, развитого душевно, но глупого и жестокого? 50.Замечали   ли   вы,   что   иногда   в   голову   приходят   неожиданные   и правильные   решения,   которые   никак   не   вытекают   из   вашего   опыта, словно   кто­то   за   вас   решил   и   вам   подсказал?   Может   быть,   это проявления «большого разума» в вас? 51.Говорят, что человек – самое несчастное из животных, поскольку заранее знает   о   своей   будущей   смерти.   Считаете   ли   вы,   что   животные   более счастливы в этом плане? Тема 8.  Мышление и познание 52.Древние  мудрецы  считали, что  человек  должен  тридцать   лет  учиться, тридцать лет путешествовать и тридцать лет работать – писать книги, философствовать и т.д. Для нас такая схема явно не годится. А какую схему жизни можете предложить вы? 53.Предполагает  ли  учение  Платона  о  воспоминании, что  каждый  может «вспомнить», достать из своей души самое важное, стать Эйнштейном, Достоевским   или   просто   мудрым   человеком?  Или   для   этого   все­таки нужны специфические способности и таланты? 54.Чем   больше   мы   читаем,   тем   больше   мы   приучаемся   жить   чужими мыслями, но в то же время читать в юности нужно, причем очень много. А Горький писал: «Всему, что есть хорошего во мне, я обязан книгам». Может быть, вся его мудрость чисто книжная? Но мы знаем, что это не так:   Горький   прошел   суровую   жизненную   школу.   Кто   же   прав   – М.Горький или А.Шопенгауэр, который считал, что чтение есть суррогат чужого мышления? 55.Мыслители считают, что для разумного человека слово обладает такой же силой, как и материальное действие. Словом можно даже убить. Или это преувеличение? Если нет, то всегда ли вы соизмеряете силу своих слов с возможными последствиями? Что имел в виду Ф.Тютчев, когда писал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»? 56.Практические   люди   утверждают:   прежде   чем   чему­нибудь   научиться, надо много «набить шишек», много раз попасть впросак, помучиться. А философы   говорят,   что   только   глупые   люди   учатся   на   собственных ошибках, ­ достаточно изучить чужие ошибки, чтобы их не повторять. Кто, по­вашему, ближе к истине? Тема 9. Философия и научная картина мира 57.Хорошо было бы для судьбы человечества, если бы наш мир открыла для себя   другая,   гораздо   более   могущественная   в   сравнении   с   нами, космическая   цивилизация?   Или   лучше   остаться   одинокими   во Вселенной? 58.Если бы к вам подошел человек и сказал, что он из другой галактики, например, из туманности Андромеды, то какой первый вопрос вы бы ему задали:   о   его   психическом   здоровье   или   о   способе,   каким   он   к   нам добрался? 59.В литературе часто встречается символ «остановившегося мгновения». Фауст   у   Гете   говорит:   «Остановись,   мгновенье,   ты   прекрасно!» Счастливые дни быстро кончаются, ускользают, хочется остановить их, сделать вечно длящимися. Но в таком случае они быстро перестают быть счастливыми, приедаются, наскучивают. Или это не так, и вы согласились бы остановить время, в котором вы счастливы? 60.Когда   мы   напряженно   работаем,   время   летит   быстро.   Когда бездельничаем,   оно   тянется   медленно.   Потом,   когда   мы   вспоминаем насыщенные работой дни, они кажутся нам длинными, а дни безделья – одним мгновением. Может быть, для того чтобы жизнь казалась долгой, надо меньше бездельничать? 61.Мы   живем   в   ритме   современного   производства   –   ему   подчинены транспорт, работа магазинов, учреждений, даже театров. Хотим мы этого или   нет,   но   мы   втянуты   в   определенный   и   довольно   быстрый   ритм. Можно ли то же самое сказать об Илье Обломове? Может быть, он был более   счастлив,   поскольку   его   жизнь   не   подчинялась   сколько­нибудь заметному ритму? 62.Вызывает ли у вас чувство грусти мысль о неизбежной в будущем гибели Земли, всей нашей Солнечной системы или это никак не задевает вас, поскольку произойдет через много миллиардов лет? Тема 10. Философия и религия 63.В мире есть много вещей, в которые мы вынуждены верить (а не знать): мы верим в то, что друг нас не предаст, в то, что есть высший смысл в нашей жизни и в жизни всего человечества в целом, мы верим, что жизнь наша   сложится   счастливо.   Имеет   ли   все   это   какое­либо   отношение   к религиозной вере? 64.Как вы можете прокомментировать слова русского философа: «Любовь в своей   основе   есть   религиозное   восприятие   человека,   видение   в   нем божественного начала»? 65.В христианской религии Бог есть любовь. Означает ли это, что любящий человек уже является в определенном смысле верующим? 66.Если прав С.Франк, утверждая, что всегда слепая страсть, глупость и зло будут   царить   на   земле,   то   имеют   ли   смысл   мои   личные   усилия   быть добрым, порядочным и честным? 67.Согласны ли вы с тем, что народ без религии и веры  перестает  быть народом, становится населением? Может быть, этот этап уже наступил, ­ ведь сейчас мало истинно верующих и религия не имеет для большинства людей особого значения? 68.Когда немцы подошли близко к Москве, И.Сталин отдал приказ открыть давно закрытые церкви и возобновить в них богослужения. Какими, по вашему мнению, соображениями он руководствовался? Тема 11. Философия искусства 69.Могли бы вы назвать хотя бы пятерых гениальных людей (признанных таковыми всем миром), которые живут в наше время? Или признанным гением человек становится тогда, когда умирает? 70.Быть   добрым   –   это   искусство.   Сталкивались   ли   вы   в   жизни   или   в исторических примерах с тем, что люди, пытаясь делать добро, творили только зло? 71.Согласны ли вы с тем, что в связи с огромным влиянием телевидения на смену «человеку читающему» приходит «человек смотрящий» и в этом нет ничего пугающего, просто наступает другая эпоха? 72.В истории искусства мы часто встречаемся с попытками изменить мир: художник А.Иванов двадцать лет писал свою картину «Явление Христа народу»   и   был   уверен,   что   люди,   взглянув   на   нее,   сразу   духовно переродятся;   композитор   Скрябин   всю   жизнь   положил   на   написание «Мистерии», которая, полагал Скрябин, будет исполняться всего один раз,   и   после   этого   кончится   этот   мир   и   наступит   мир   новый, преображенный.   Имеют   ли   рациональный   смысл   такие   грандиозные замыслы художников (которые так и не осуществились), или это лишь бесплодные мечтания? Тема 12. Философия истории 73.Есть ли все­таки в истории прогресс, увеличивается ли степень свободы людей,   больше   ли   становится   людей   счастливых,   здоровых   и обеспеченных, становится ли человечество в массе своей умнее? Или же человеческая   история   –   бесконечная   повторяемость,   смена   побед   и поражений,   достижений   и   провалов,   рабства   и   свободы,   гениальных достижений и непроходимой глупости? И прав был Екклесиаст, когда говорил: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем»? 74.Законы   природы   отменить   нельзя,   они   будут   действовать   всегда.   А законы общества? И можно ли вообще говорить о законах применительно к обществу? О.Шпенглер, например, говорил, что в обществе действует не закон, а судьба. Прав ли он, и если да, то чем судьба отличается от закона? 75.Западники   и   славянофилы   есть   и   сейчас.   Одни   считают,   что   Россия должна идти своим путём, что Запад нам не указ, что «умом Россию не понять».   А   другие   –   что   чем   скорее   мы   внедрим   в   России   западные формы экономики и жизни, которые уже доказали свою эффективность на   Западе,   тем   быстрее   заживём   нормальной   жизнью.   Какая   из   точек зрения кажется вам правильной? Или возможно как­то совместить эти крайности?  Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования  / А. А. Горелов. – М.: «Академия», 2012. 2. Сычев А. А. Основы философии: учебное пособие / А. А. Сычев. – М.: Альфа­ М : ИНФРА­М, 2013.  3. Канке В. А. Основы философии: учебное пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, Дополнительные источники: 2012. 4. Горелов   А.А.   Основы   философии:   учебник   /   А.   А.   Горелов.   –   М.: «Академия», 2012. 5. Лешкевич Т. Г. Основы философии: учебное пособие / Т. Г. Лешкевич. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2013. 6. Жаров Л. В., Основы философии: учебник / Под ред. Л. В. Жарова. – Ростов­ на­Дону: Феникс, 2013. 7. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие / П. С. Гуревич. – М.: КНОРУС,2015. 8. Матяш Т. П., Основы философии: учебник / Под ред. Т. П. Матяш. – Ростов­ на­Дону: Феникс, 2016. 9. Основы   философии:   учебник   /   В.   П.   Кохановский,   Т.   П.   Матяш,   В.   П. Яковлев. – М.: КноРУС, 2016. 10. http://www.nauki­online.ru/filosofija ­ NAUKI­ONLINE.RU ­ Наука и техника, Интернет­ресурсы: экономика и бизнес, раздел Философия. 11. 12. BESTREFERAT.RU›REFERAT-201104.HTML FILOSOFIY A/OSNOVY_ STUDME.ORG›57168/ FILOSOFII

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2019