Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"
Оценка 4.7

Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
обществознание
Взрослым
23.02.2019
Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"
В статье рассматривается система профессионального образования. Научно-технический прогресс является центральным фактором экономического роста, который позволяет увеличить производство и развивать услуги с постоянным количеством рабочей силы и капитала, используемым в производственном процессе, путем внедрения инновационные научные технологии. Процесс модернизации региональной системы среднего профессионального образования в рамках подготовки специалистов, стремящихся сохранить традиционную деятельность коренных народов, целостность биосферы и биоразнообразие арктических территорий.
Платонова, Федорова 16.08.18 (мн.испр.) (1) (1).docx
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО А. В. Федорова, Р. И. Платонова Северо­Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия Аннотация.  В   статье   рассматривается   и   анализируется   качество   российской   системы   среднего профессионального   образования   при   переходе   на   новую   технологическую   структуру.   Современные исследователи отметили рост операционных проблем региональной модели обучения персонала в связи с социально­экономическими,   этнокультурными,   демографическими   и   природными   климатическими процессами, происходящими в региональном и глобальном масштабах. Здесь описываются новые подходы к сохранению   и   расширению   профессий   в   сфере   Приполярной   территории,   а   также   их   перспективы   в отношении текущих изменений в технологии и производстве. Новый проект ArcticSkills изучается в рамках международного   олимпиадного   движения   среди   работников   и   студентов   в   области   профессионального среднего образования. Ключевые   слова:  технологический   уклад,   региональная   система   среднего   профессионального образования,   подготовка   рабочих   кадров,   оленеводство,   этнокультурное   сообщество,   WorldSkills, ArcticSkills, подготовка кадров, тройной спираль. Актуальность   исследуемой   проблемы.  Научно­технический   прогресс   является   центральным фактором   экономического   роста,   который   позволяет   увеличить   производство   и   развивать   услуги   с постоянным количеством рабочей силы и капитала, используемым в производственном процессе, путем внедрения инновационные научные технологии [13]. Развитие   среднего   профессионального   образования   тесно   связано   с   ростом   научно­технического прогресса, на основе которого определяется уровень технологического развития страны. В современной экономической теории чередование экономических циклов связано с изменением технологических структур общественного производства. В связи с научно­техническим прогрессом мы переходим от более низких режимов к более высоким и прогрессивным. В настоящее время известно пять технологических структур и ожидается   переход   к   следующему   технологическому   режиму.   Его   развитие   будет   зависеть   от экономических достижений стран в ближайшие десятилетия. (таблица 1). Таблица 1  Фазы технологического развития Фазы 1 2 3 4 5 6 Годы 1790–1830 1847–1880 1897–1930 1943–1970 1983–2010 Ключевые инновационные технологии Текстильные машины Паровой двигатель Электродвигатель Двигатель внутреннего сгорания Микроэлектронные компоненты 2018–2040 (прогноз) Нано­био­информационно­когнитивная конвергенция Динамично развивающийся  технологический образ жизни требует насыщения рынка труда хорошо подготовленными   специалистами,   но   профессионально­техническое   среднее   образование   не   может справиться   с   воспроизведением   новых   кадров   рабочей   профессии,   необходимых   для   производства.   «В настоящее   время   наиболее   важной   проблемой   национальной   экономики   является   неуравновешенная структура воспроизводства рабочих и специалистов, обучение на уровне НПО и ДОС составляет 1 миллион человек, а годовой прогноз требования к ручной работе на 2016 год составляли 2 миллиона человек » [5]. Цель   настоящей   статьи   ­   изучить   процессы   модернизации   региональной   системы   среднего профессионального образования в рамках подготовки специалистов, стремящихся сохранить традиционную деятельность коренных народов, целостность биосферы и биоразнообразие арктических территорий. Север,   Арктика   ­   ключевые   территориальные   районы   Республики   Саха   (Якутия),   где   «человек развивает новые виды оборудования (энергетика, связь, транспорт), новые типы автономных институтов, новые   системы   производства   ­   новые   подходы   к   организации   арктической   инфраструктуры   единых широтных пространств [12]. Успешное развитие территории Республики Саха (Якутия), характеризующейся экстремальными природно­климатическими условиями, обширной территорией, неразвитой транспортной инфраструктурой   и   сложной   логистикой,   ориентацией   экономики   на   сырье   и   небольшой   численностью населения возможна только при формировании качественной, гибкой и современной системы [3]. Наличие высококвалифицированного   персонала   обуславливает   успешное   развитие   и   развитие   арктической   зоны страны. Начало шестого технологического уклада требует пересмотра и модернизации образовательных программ   на   всех   уровнях   в   целях   удовлетворения   и   прогнозирования   спроса   цифрового   общества   и инновационной экономики. Как показывают статистические данные, в период между 2016 и 2025 годами число специалистов в области   среднего   профессионального   образования   составляет   2213,   высшего   образования   ­   1101.   Для обеспечения полноценной жизни людей, постоянно проживающих в Арктике и на Крайнем Севере, новые специалисты   нужны   таким   областям,   как   медицина,   образование,   культура,   транспорт,   строительство, горнодобывающая   промышленность,   торговля,   жилищно­коммунальное   хозяйство.   Оригинальность   и особенность условий труда и жизни человека в арктических условиях иллюстрируется спросом субъектов арктической зоны России к вакантным позициям в 2017 году по 185 уникальным статьям. Несмотря на процесс реорганизации российской системы среднего профессионального образования с целью   рационального   использования   материального   и   личного   потенциала   для   развития   обучения   по популярным специальностям, повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых учреждениям образовательных организаций, обеспечивающих подготовку кадров на территориях Северной и Арктической Якутии, также функционирует подготовка специалистов среднего звена по профессиям оленевод­механизатора,   рыбопромышленника,   производства   и   переработки   сельскохозяйственной продукции,   оленеводства,   обработчика   мясных   туш,   ветеринарии   др.: ГБПОУ   РС   (Я)   «Тиксинский многопрофильный лицей» в п. Тикси Булунского улуса, ГБПОУ РС(Я) «Верхоянский многопрофильный лицей»   в   п.   Батагай   Верхоянского   улуса,   ГБПОУ   РС(Я)   «Жиганский   многопрофильный   лицей»   в   с. Жиганск   Жиганского   улуса,   ГБПОУ   РС(Я)   «Арктический   колледж   народов   Севера»   в   п.   Черский Нижнеколымского улуса., потому что одна из важнейших задач арктических школ и Крайнего Севера – это сохранить   исконные   навыки   коренных   народов,   их   работу,   развитие   новых   видов   деятельности   среди жителей   северных   регионов,   продиктованное   эволюцией   условий   жизни,   оцифровкой   общества   и внедрением инновационных технологий. Усиленное   промышленное   освоение   Арктики   и   Северного   вызывает   серьезный   ущерб   глобальной окружающей   среде   приполярной   территории,   крайне   уязвимой   и   неустойчивой   к   антропогенным воздействиям, а также разрушение традиционных средств к существованию общин коренных народов. В то же время, традиционные виды хозяйствования  народов Севера и Арктики (оленеводство, рыболовство) являются   гарантами   демографической   и   социальной   стабильности   Арктического   общества,   сохранения этнического, культурного и этноэкологического сообщества. Сохранение и развитие традиционных видов деятельности   коренных   народов   с   использованием   современных   технологий   помогает   поддерживать экологический   баланс   на   планете,   биоразнообразие   и   целостность   живой   биосферы.   Практика подтверждает, что только при занятии культурной и традиционной деятельности, в том числе оленеводства, коренные народы Крайнего Севера и Арктики не сталкиваются с профессиональной конкуренцией. Еще в 90­х годах ХХ века согласно исследованиям, было установлено, что «число и воспроизводство северных аборигенных   народов   напрямую   коррелирует   с   количеством   кочевых   оленеводческих   хозяйств   и количеством оленей. Народы со стабильными показателями оленеводства имеют положительную динамику естественного роста. [4], [8]. Впервые   проведенный   в   2018   году,   Международный   чемпионат   профессионального   мастерства «ARCTICSKILLS» – «Арктическое мастерство», своей главной задачей назначил сохранение традиционного уклада   жизнедеятельности   коренных  народов,  популяризацию   профессий,  востребованных  в  Арктике  и Крайнем Севере, учет специфики арктического региона в подготовке будущих специалистов. Интеграция высшего образования в региональную систему среднего профессионального образования является   одним   из   основных   приоритетов   модернизации   региональной   системы   среднего профессионального образования, поскольку она частично переориентирует регион не только на добычу и транспортировку   сырья,   а   также   для   промышленного   производства,   что   требует   специалистов   с современными передовыми технологиями.  Республика Саха (Якутия) признана одной из лучших в России, в 2015 году в ТОП­100 рейтинге независимого   общественного   совета   конкурса   «100   лучших   организаций   среднего   профессионального образования России» вошли 8 техникумов, колледжей и училищ республики. Для обеспечения соответствия качества подготовки профессиональных образовательных программ потребностям общества, регионального рынка труда и экономики с внедрением с 2011 года новых стандартов профессионального образования объединяет   новые  формы   интеграции   профессионального  образования  и   предприятий   –  работодателей, реализуется новый проект в рамках международного олимпиадного движения среди рабочей молодежи WorldSkills.   Создано   6   профессионально­образовательных   кластеров,   6   многофункциональных   центров прикладных квалификаций, 5 специализированных центров компетенций WorldSkills, все образовательные программы для которых разработаны с участием работодателей. Переход   к   следующему   технологическому   порядку   сопровождается   быстрыми   изменениями   в структуре занятости, повышением качества трудовых ресурсов. Согласно прогнозам, к 2030 году придут ы негодность 7 миллионов профессий и 10 миллионов новых будут созданы [16]. По данным Росстата, в 2016 году только 174 000 рабочих мест были ликвидированы в финансовом секторе, а торговля ликвидировала 364 000. Аналитики предсказывают сокращение на 5% низкоквалифицированных работников ежегодно. В результате это приведет к увеличению реальной безработицы в тех областях, где ИТ можно использовать для   решения   стандартных   задач   [16].   Как   нам   известно,   на   рынке   труда   требуются высококвалифицированные рабочие, а рынок высшего образования заполнен. Поэтому приоритетом должно стать развитие среднего профессионального образования. Потерю   800   миллионов   рабочих   мест   по   всему   миру   к   2030   году   прогнозируют   результаты исследования, проводимые McKinsey Global Institute, как итог роботизации и автоматизации произведства. После изучения и анализа 800 профессий в 46 странах консалтинговая фирма пришла к выводу, что пятая часть всей глобальной рабочей силы обречена на исчезновение. [17]. Таким  образом,  переход   российского   общества   к  новой  технологической  структуре  потребует  от ученых   профессионального   образования,   специалистов   министерств   и   практиков   ­   практиков специализированных   средних   образовательных   учреждений   разработать   и   принять   ряд   мероприятий, направленных для подготовки будущего специалиста в области профессионального среднего образования: ­ проведение непрерывного и углубленного мониторинга рынка технологий с обязательным участием своих   специалистов   в   его   обучении,   с   тем   чтобы   предвидеть,   в   какой   среде   (материальной, технологической, экономической, интеллектуальной) их работникам придется работать; ­ ведение детального мониторинга глобальных, национальных и региональных рынков труда, чтобы быстро реагировать на текущие и перспективные потребности этих рынков; ­   исполнение   новых   образовательных   схем,   которые   учитывают   процессы,   которые   становятся доминирующими в поддержании человеческой деятельности в ближайшие десятилетия. ЛИТЕРАТУРА 1. Барабанер Х., Васильев Ю. С., Егоров Н. Е. Разработка концепции формирования научно­ промышленно­образовательного   комплекса   и   подготовка   кадров   в   новых   экономических условиях // Выход из кризиса: развитие экономики и промышленности. – СПб. : Изд­во: ФГАОУ ВО «Санкт­Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2016. – С. 486–508. 2. Глазьев   С.   Ю.,   Харитонов   В.   В.  Нанотехнологии   как   ключевой   фактор   нового технологического уклада в экономике. – М. : Тровант, 2009. – 304 с. 3. Егоров Е. Г., Егоров Н. Е. Региональные особенности Северо­Востока России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – № 2. 4. Клоков   К.   Б.,   Красовская   Т.   М.,   Ямсков   А.   Н.  Проблемы   перехода   к   устойчивому развитию   районов   расселения   коренных   народов   Российской   Арктики   //   Исследования   по прикладной и неотложной этнологии. – Вып. 141. – М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2000. – 23 с. 5. Кязимов   К.   Г.  Поэтапное   достижение   молодыми   специалистами   профессиональной компетентности // Современное общество и власть. – № 3 (13). – 2017.  6. Листвин   А.   А.  Антиномии   современного   среднего   профессионального   образования   // Образование и наука. – Том 19, № 1, 2017. – С. 108–123. 7. Львов   Д.   С.,  Глазьев   С.   Ю.  Теоретические   и   прикладные   аспекты   управления   НТП   // Экономика и математические методы. – 1986. – № 5. – С. 793–804. 8. Михайлов   В.   И.,   Чуркин   А.   А.  Коренные   народы   Дальнего   Востока.   (Социальный, экономический, культуральный и этнографический аспекты). – Хабаровск : Изд­во Хабаровского краевого центра психического здоровья. –1999. – 37 с. 9. Мишина   М.   А.  Текущее   технологическое   состояние   России   и   трудности   перехода   к шестому технологическому укладу // Сборник «Наука и образование: проблемы и перспективы». Материалы II Международной научно­практической конференции. 2015. – С. 91–94. 10. Мусханова И. В., Хаджимурадова Х. Р.  О трансформации этнического самосознания в условиях   социокультурного   кризиса   /   Известия   Чеченского   государственного   педагогического института. – 2015, Т. 1, № 1 (9). – С. 108–111. 11. Петрова Т. Н.  Генезис локальных культурно­педагогических цивилизаций народов как актуальная   проблема   этнопедагогических   исследований   //   Этнопедагогический   ежегодник.   – Чебоксары : ЧГПУ, 2017. – С. 142–148. 12. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 4 изд. – М. : Инфра, 2011. – 882 с. 13. Ткаченко Е. В. Профессиональное образование в России: проблемы развития // Ценности и смыслы. – 2014. – № 2 (30). – С. 11–12. 14. Шкурко   Н.   С.  Влияние   этноконфессионального   фактора   на   политические   процессы   в регионе (на примере Республики Саха (Якутия)) // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. – 2010, № 4. – С. 273–289. 15. https://zelv.ru/obshchestvo/62085­nazvany­professii­kotorye­mogut­ischeznut­v­rf­k­2020­ godu.html. 16. http://robotforum.ru/novosti­texnogologij/totalnaya­robotizacziya­k­2030­godu­ischeznet­800­ millionov­rabochix­mest.html  17. http://http://www.kremlin.ru/events/ councils/51190. Федорова   Ася   Виссарионовна  –   магистрант   кафедры   машиностроения   Северо­Восточного федерального университета им. М. Аммосова, г. Якутск, Россия; е­mail: [email protected] Платонова   Раиса   Ивановна  –   доктор   педагогических   наук,   профессор   кафедры машиностроения   Северо­Восточного   федерального   университета   им.   М.   Аммосова,   г.   Якутск, Россия; е­mail: [email protected] Федорова Ася Виссарионовна: Шифр специальности: 13.00.08 Тел.: 8 914 270 91 13 Электр. адрес: [email protected] Дом. адрес, индекс: 677013, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Сергеляхская, д. 2, корпус 21, кв. 118 Платонова Раиса Ивановна: Шифр специальности: 13.00.08 Тел.: 8 914 271.24.46 Электр. адрес: [email protected] Дом. адрес, индекс: 677013, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Каландарашвили, д. 7, кв. 164

Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"

Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"

Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"

Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"

Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"

Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"

Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"

Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"

Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"

Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019