Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"
Оценка 4.7
Научные работы
docx
обществознание
Взрослым
23.02.2019
В статье рассматривается система профессионального образования. Научно-технический прогресс является центральным фактором экономического роста, который позволяет увеличить производство и развивать услуги с постоянным количеством рабочей силы и капитала, используемым в производственном процессе, путем внедрения инновационные научные технологии. Процесс модернизации региональной системы среднего профессионального образования в рамках подготовки специалистов, стремящихся сохранить традиционную деятельность коренных народов, целостность биосферы и биоразнообразие арктических территорий.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО
А. В. Федорова, Р. И. Платонова
СевероВосточный федеральный университет имени М. К. Аммосова,
г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается и анализируется качество российской системы среднего
профессионального образования при переходе на новую технологическую структуру. Современные
исследователи отметили рост операционных проблем региональной модели обучения персонала в связи с
социальноэкономическими, этнокультурными, демографическими и природными климатическими
процессами, происходящими в региональном и глобальном масштабах. Здесь описываются новые подходы к
сохранению и расширению профессий в сфере Приполярной территории, а также их перспективы в
отношении текущих изменений в технологии и производстве. Новый проект ArcticSkills изучается в рамках
международного олимпиадного движения среди работников и студентов в области профессионального
среднего образования.
Ключевые слова: технологический уклад, региональная система среднего профессионального
образования, подготовка рабочих кадров, оленеводство, этнокультурное сообщество, WorldSkills,
ArcticSkills, подготовка кадров, тройной спираль.
Актуальность исследуемой проблемы.
Научнотехнический прогресс является центральным
фактором экономического роста, который позволяет увеличить производство и развивать услуги с
постоянным количеством рабочей силы и капитала, используемым в производственном процессе, путем
внедрения инновационные научные технологии [13].
Развитие среднего профессионального образования тесно связано с ростом научнотехнического
прогресса, на основе которого определяется уровень технологического развития страны. В современной
экономической теории чередование экономических циклов связано с изменением технологических структур
общественного производства. В связи с научнотехническим прогрессом мы переходим от более низких
режимов к более высоким и прогрессивным. В настоящее время известно пять технологических структур и
ожидается переход к следующему технологическому режиму. Его развитие будет зависеть от
экономических достижений стран в ближайшие десятилетия. (таблица 1).
Таблица 1
Фазы технологического развития
Фазы
1
2
3
4
5
6
Годы
1790–1830
1847–1880
1897–1930
1943–1970
1983–2010
Ключевые инновационные технологии
Текстильные машины
Паровой двигатель
Электродвигатель
Двигатель внутреннего сгорания
Микроэлектронные компоненты
2018–2040 (прогноз)
Нанобиоинформационнокогнитивная конвергенция
Динамично развивающийся технологический образ жизни требует насыщения рынка труда хорошо
подготовленными специалистами, но профессиональнотехническое среднее образование не может
справиться с воспроизведением новых кадров рабочей профессии, необходимых для производства. «В
настоящее время наиболее важной проблемой национальной экономики является неуравновешенная структура воспроизводства рабочих и специалистов, обучение на уровне НПО и ДОС составляет 1 миллион
человек, а годовой прогноз требования к ручной работе на 2016 год составляли 2 миллиона человек » [5].
Цель настоящей статьи изучить процессы модернизации региональной системы среднего
профессионального образования в рамках подготовки специалистов, стремящихся сохранить традиционную
деятельность коренных народов, целостность биосферы и биоразнообразие арктических территорий.
Север, Арктика ключевые территориальные районы Республики Саха (Якутия), где «человек
развивает новые виды оборудования (энергетика, связь, транспорт), новые типы автономных институтов,
новые системы производства новые подходы к организации арктической инфраструктуры единых
широтных пространств [12]. Успешное развитие территории Республики Саха (Якутия), характеризующейся
экстремальными природноклиматическими условиями, обширной территорией, неразвитой транспортной
инфраструктурой и сложной логистикой, ориентацией экономики на сырье и небольшой численностью
населения возможна только при формировании качественной, гибкой и современной системы [3]. Наличие
высококвалифицированного персонала обуславливает успешное развитие и развитие арктической зоны
страны. Начало шестого технологического уклада требует пересмотра и модернизации образовательных
программ на всех уровнях в целях удовлетворения и прогнозирования спроса цифрового общества и
инновационной экономики.
Как показывают статистические данные, в период между 2016 и 2025 годами число специалистов в
области среднего профессионального образования составляет 2213, высшего образования 1101. Для
обеспечения полноценной жизни людей, постоянно проживающих в Арктике и на Крайнем Севере, новые
специалисты нужны таким областям, как медицина, образование, культура, транспорт, строительство,
горнодобывающая промышленность, торговля, жилищнокоммунальное хозяйство. Оригинальность и
особенность условий труда и жизни человека в арктических условиях иллюстрируется спросом субъектов
арктической зоны России к вакантным позициям в 2017 году по 185 уникальным статьям.
Несмотря на процесс реорганизации российской системы среднего профессионального образования с
целью рационального использования материального и личного потенциала для развития обучения по
популярным специальностям, повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых
учреждениям образовательных организаций, обеспечивающих подготовку кадров на территориях Северной
и Арктической Якутии, также функционирует подготовка специалистов среднего звена по профессиям
оленеводмеханизатора, рыбопромышленника, производства и переработки сельскохозяйственной
продукции, оленеводства, обработчика мясных туш, ветеринарии др.: ГБПОУ РС (Я) «Тиксинский
многопрофильный лицей» в п. Тикси Булунского улуса, ГБПОУ РС(Я) «Верхоянский многопрофильный
лицей» в п. Батагай Верхоянского улуса, ГБПОУ РС(Я) «Жиганский многопрофильный лицей» в с.
Жиганск Жиганского улуса, ГБПОУ РС(Я) «Арктический колледж народов Севера» в п. Черский
Нижнеколымского улуса., потому что одна из важнейших задач арктических школ и Крайнего Севера – это
сохранить исконные навыки коренных народов, их работу, развитие новых видов деятельности среди
жителей северных регионов, продиктованное эволюцией условий жизни, оцифровкой общества и
внедрением инновационных технологий.
Усиленное промышленное освоение Арктики и Северного вызывает серьезный ущерб глобальной
окружающей среде приполярной территории, крайне уязвимой и неустойчивой к антропогенным
воздействиям, а также разрушение традиционных средств к существованию общин коренных народов. В то
же время, традиционные виды хозяйствования народов Севера и Арктики (оленеводство, рыболовство)
являются гарантами демографической и социальной стабильности Арктического общества, сохранения
этнического, культурного и этноэкологического сообщества. Сохранение и развитие традиционных видов
деятельности коренных народов с использованием современных технологий помогает поддерживать
экологический баланс на планете, биоразнообразие и целостность живой биосферы. Практика
подтверждает, что только при занятии культурной и традиционной деятельности, в том числе оленеводства,
коренные народы Крайнего Севера и Арктики не сталкиваются с профессиональной конкуренцией. Еще в
90х годах ХХ века согласно исследованиям, было установлено, что «число и воспроизводство северных
аборигенных народов напрямую коррелирует с количеством кочевых оленеводческих хозяйств и количеством оленей. Народы со стабильными показателями оленеводства имеют положительную динамику
естественного роста. [4], [8].
Впервые проведенный в 2018 году, Международный чемпионат профессионального мастерства
«ARCTICSKILLS» – «Арктическое мастерство», своей главной задачей назначил сохранение традиционного
уклада жизнедеятельности коренных народов, популяризацию профессий, востребованных в Арктике и
Крайнем Севере, учет специфики арктического региона в подготовке будущих специалистов.
Интеграция высшего образования в региональную систему среднего профессионального образования
является одним из основных приоритетов модернизации региональной системы среднего
профессионального образования, поскольку она частично переориентирует регион не только на добычу и
транспортировку сырья, а также для промышленного производства, что требует специалистов с
современными передовыми технологиями.
Республика Саха (Якутия) признана одной из лучших в России, в 2015 году в ТОП100 рейтинге
независимого общественного совета конкурса «100 лучших организаций среднего профессионального
образования России» вошли 8 техникумов, колледжей и училищ республики. Для обеспечения соответствия
качества подготовки профессиональных образовательных программ потребностям общества, регионального
рынка труда и экономики с внедрением с 2011 года новых стандартов профессионального образования
объединяет новые формы интеграции профессионального образования и предприятий – работодателей,
реализуется новый проект в рамках международного олимпиадного движения среди рабочей молодежи
WorldSkills. Создано 6 профессиональнообразовательных кластеров, 6 многофункциональных центров
прикладных квалификаций, 5 специализированных центров компетенций WorldSkills, все образовательные
программы для которых разработаны с участием работодателей.
Переход к следующему технологическому порядку сопровождается быстрыми изменениями в
структуре занятости, повышением качества трудовых ресурсов. Согласно прогнозам, к 2030 году придут ы
негодность 7 миллионов профессий и 10 миллионов новых будут созданы [16]. По данным Росстата, в 2016
году только 174 000 рабочих мест были ликвидированы в финансовом секторе, а торговля ликвидировала
364 000. Аналитики предсказывают сокращение на 5% низкоквалифицированных работников ежегодно. В
результате это приведет к увеличению реальной безработицы в тех областях, где ИТ можно использовать
для решения стандартных задач [16]. Как нам известно,
на рынке труда требуются
высококвалифицированные рабочие, а рынок высшего образования заполнен. Поэтому приоритетом должно
стать развитие среднего профессионального образования.
Потерю 800 миллионов рабочих мест по всему миру к 2030 году прогнозируют результаты
исследования, проводимые McKinsey Global Institute, как итог роботизации и автоматизации произведства.
После изучения и анализа 800 профессий в 46 странах консалтинговая фирма пришла к выводу, что пятая
часть всей глобальной рабочей силы обречена на исчезновение. [17].
Таким образом, переход российского общества к новой технологической структуре потребует от
ученых профессионального образования, специалистов министерств и практиков практиков
специализированных средних образовательных учреждений разработать и принять ряд мероприятий,
направленных для подготовки будущего специалиста в области профессионального среднего образования:
проведение непрерывного и углубленного мониторинга рынка технологий с обязательным участием
своих специалистов в его обучении, с тем чтобы предвидеть, в какой среде (материальной,
технологической, экономической, интеллектуальной) их работникам придется работать;
ведение детального мониторинга глобальных, национальных и региональных рынков труда, чтобы
быстро реагировать на текущие и перспективные потребности этих рынков;
исполнение новых образовательных схем, которые учитывают процессы, которые становятся
доминирующими в поддержании человеческой деятельности в ближайшие десятилетия. ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанер Х., Васильев Ю. С., Егоров Н. Е. Разработка концепции формирования научно
промышленнообразовательного комплекса и подготовка кадров в новых экономических
условиях // Выход из кризиса: развитие экономики и промышленности. – СПб. : Издво: ФГАОУ ВО
«СанктПетербургский политехнический университет Петра Великого», 2016. – С. 486–508.
2. Глазьев С. Ю., Харитонов В. В. Нанотехнологии как ключевой фактор нового
технологического уклада в экономике. – М. : Тровант, 2009. – 304 с.
3. Егоров Е. Г., Егоров Н. Е. Региональные особенности СевероВостока России // Управление
экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – № 2.
4. Клоков К. Б., Красовская Т. М., Ямсков А. Н. Проблемы перехода к устойчивому
развитию районов расселения коренных народов Российской Арктики // Исследования по
прикладной и неотложной этнологии. – Вып. 141. – М. : Институт этнологии и антропологии РАН,
2000. – 23 с.
5. Кязимов К. Г. Поэтапное достижение молодыми специалистами профессиональной
компетентности // Современное общество и власть. – № 3 (13). – 2017.
6. Листвин А. А. Антиномии современного среднего профессионального образования //
Образование и наука. – Том 19, № 1, 2017. – С. 108–123.
7. Львов Д. С., Глазьев С. Ю. Теоретические и прикладные аспекты управления НТП //
Экономика и математические методы. – 1986. – № 5. – С. 793–804.
8. Михайлов В. И., Чуркин А. А. Коренные народы Дальнего Востока. (Социальный,
экономический, культуральный и этнографический аспекты). – Хабаровск : Издво Хабаровского
краевого центра психического здоровья. –1999. – 37 с.
9. Мишина М. А. Текущее технологическое состояние России и трудности перехода к
шестому технологическому укладу // Сборник «Наука и образование: проблемы и перспективы».
Материалы II Международной научнопрактической конференции. 2015. – С. 91–94.
10. Мусханова И. В., Хаджимурадова Х. Р. О трансформации этнического самосознания в
условиях социокультурного кризиса / Известия Чеченского государственного педагогического
института. – 2015, Т. 1, № 1 (9). – С. 108–111.
11. Петрова Т. Н. Генезис локальных культурнопедагогических цивилизаций народов как
актуальная проблема этнопедагогических исследований // Этнопедагогический ежегодник. –
Чебоксары : ЧГПУ, 2017. – С. 142–148.
12. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 4 изд. – М. : Инфра, 2011. – 882 с.
13. Ткаченко Е. В. Профессиональное образование в России: проблемы развития // Ценности и
смыслы. – 2014. – № 2 (30). – С. 11–12.
14. Шкурко Н. С. Влияние этноконфессионального фактора на политические процессы в
регионе (на примере Республики Саха (Якутия)) // Мировоззрение населения Южной Сибири и
Центральной Азии в исторической ретроспективе. – 2010, № 4. – С. 273–289.
15. https://zelv.ru/obshchestvo/62085nazvanyprofessiikotoryemogutischeznutvrfk2020
godu.html.
16. http://robotforum.ru/novostitexnogologij/totalnayarobotizacziyak2030goduischeznet800
millionovrabochixmest.html
17. http://http://www.kremlin.ru/events/ councils/51190. Федорова Ася Виссарионовна – магистрант кафедры машиностроения СевероВосточного
федерального университета им. М. Аммосова, г. Якутск, Россия; еmail: asya.fedorova.88@mail.ru
Платонова Раиса Ивановна – доктор педагогических наук, профессор кафедры
машиностроения СевероВосточного федерального университета им. М. Аммосова, г. Якутск,
Россия; еmail: platonova_raisa@mail.ru
Федорова Ася Виссарионовна:
Шифр специальности: 13.00.08
Тел.: 8 914 270 91 13
Электр. адрес: asya.fedorova.88@mail.ru
Дом. адрес, индекс: 677013, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Сергеляхская, д.
2, корпус 21, кв. 118
Платонова Раиса Ивановна:
Шифр специальности: 13.00.08
Тел.: 8 914 271.24.46
Электр. адрес: platonova_raisa@mail.ru
Дом. адрес, индекс: 677013, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Каландарашвили,
д. 7, кв. 164
Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"
Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"
Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"
Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"
Статья на тему : "НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ АРКТИКИ В СИСТЕМЕ СПО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.