Методические рекомендации для воспитателей, направленные для обеспечения эмоционального благополучия детей, на безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах; позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);Методические рекомендации для воспитателей, направленные для обеспечения эмоционального благополучия детей, на безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах; позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
Методические рекомендации для воспитателей.
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него
жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в
собственных силах;
позитивность
окружающей детей обстановки
(создание
поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы
в группах);
равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация
продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение
дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении
потребности в ней);
обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве
группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном
и фикультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых
«ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого
ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе
заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
тесное профессиональное сотрудничество педагогапсихолога,
воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и
организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при
разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с
проблемами со здоровьем и развитием);
создание условий для раскрытия личностной индивидуальности
воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и
способностей,
(периодическое
отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений
каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские
проблемы, тревоги и страхи;
тактичное общение с ребенком для совместной «переработки»
чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их
постепенного уменьшений1 и преодоления, а также повышения
конфиденциальность информации об участниках
самооценки;
психологопедагогического
осуществление
профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!».
своевременный мониторинг
взаимодействия,
Условиями личностного общения являются: обращение к ребенку по имени при каждом эпизоде общения с ним;
помощь в развитии умений партнерства. Чтобы ребенка разговорить,
нужно смотреть ему в глаза, верхняя часть туловища воспитателя
наклонена в его сторону,
он поддерживает активность
выразительными жестами, мимикой (кивает, улыбается, внимательно
смотрит и слушает), а также задает уточняющие вопросы типа:
«Правильно ли я тебя поняла, Саша, что тебе очень понравился наш
урок? Могу ли я уточнить, ты хочешь сказать, что здоровье — это
огромная ценность, богатство, которое за деньги не купишь?»;
эмоциональное принятие заключается в безусловно положительном
отношении к тому, что происходит на занятиях, к каждому ребенку
без оценки и «ярлыков»;
закрепление опыта позитивного общения и обращение для этого к
развитию зрительных, слуховых восприятий, ощущений тела,
внутренних чувств и пр. Для этого следует выделять приятные
образы, развивать наблюдательность и помогать детям в фиксации
всех позитивных самоощущений, а также всего того положительного,
что происходит с другими в группе.