Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
экология +1
Взрослым
08.10.2019
Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.
Целью этой работы является создание условий для освоения школьниками историко-культурного наследия своей Родины, воспитание чувства патриотизма, уважение к историческому прошлому, желание беречь и охранять культурные ценности, созданные нашими предками.
Методические рекомендации экскурсионная работа школьников.doc
МБУ ДО г.Ростова-на-Дону
«Детский эколого-биологический центр»
Методические рекомендации
«Экскурсионная работа
учащихся как вид исследовательской
деятельности в системе
дополнительного образования»
Составил: Акимова Е.Л.
2018г.
Введение Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним
из перспективных видов исследовательской работы в системе
дополнительного образования школьников.
Целью этой работы является создание условий для освоения
школьниками историко-культурного наследия своей Родины,
воспитание чувства патриотизма, уважение к историческому прошлому,
желание беречь и охранять культурные ценности, созданные нашими
предками.
В качестве исследовательской работы создание экскурсии требует:
• Наличие задачи, решение которой осуществляется в результате
научного поиска;
• Познавательной, практической или теоретической значимости
результатов такого поиска;
• Самостоятельной деятельности учащихся под руководством
педагога;
• Использование комплекса исследовательских методов.
В соответствии с этим, составление экскурсии можно осуществить в 5
последовательных этапа:
1. Подготовка экскурсии
2. Составление текста экскурсии
3. Составление технологической карты
4. Составление «портфеля экскурсовода»
5. Подготовка экскурсовода
1. Подготовка экскурсии.
Создание экскурсии начинается с выбора ее темы. В зависимости от
темы определяются цели и задачи экскурсии. Тема – это та основа,
которая будет объединять объекты показа и рассказ экскурсовода.
Далее следует стадия поиска, отбора и анализа материала и
составления списка литературы. Чем полнее и обширнее данные,
тем более интересным будет рассказ экскурсовода.
Затем выбираются объекты показа, которые должны раскрывать
тему экскурсии. На каждый объект следует составить карточку с
полными сведениями о нем, а также с воспоминаниями
современников, легендами, историческими анекдотами, связанными с объектами показа. В дальнейшем эти описания можно включить в
индивидуальный текст экскурсии.
Собранные в процессе поиска данные служат основой для
составления краткой летописи событий, о которых идет речь в
экскурсии. Их необходимо расположить в хронологическом порядке,
разбить на периоды и установить между ними внутреннюю связь.
Летопись событий послужит для составления контрольного текста
экскурсии.
Исходя из внутренней связи и последовательности событий,
составляется маршрут экскурсии с остановками перед объектами
показа.
2. Составление текста экскурсии.
Текст экскурсии делится на контрольный и индивидуальный.
В контрольном тексте информация располагается в хронологическом
порядке. В нем кратко сообщаются только основные факты по теме.
В индивидуальном тексте фактический материал излагается в той
последовательности, в которой осуществляется показ
экскурсионных объектов.
Это готовый текст для рассказа экскурсовода, который ведется от
первого лица.
Основная часть индивидуального текста состоит из отдельных
подтем, объединенных в единое целое логическими переходами.
3. Составление технологической карты.
Технологическая карта экскурсии состоит из титульного листа,
схемы маршрута и маршрутного листа.
В титульном листе обозначается название экскурсии, ее тема, вид
(пешеходная, автобусная, комбинированная), состав экскурсантов,
протяженность маршрута в километрах и продолжительность
экскурсии в часах.
Схема маршрута может быть составлена на карте города или
плане, где отмечается начальная и конечная точки экскурсии и
остановки на маршруте.
Маршрутный лист состоит из:
Название экскурсии:
Образовательное учреждение: Разработчик маршрута:
Экскурсовод:
Таблица
4. «Портфель экскурсовода»
«Портфель экскурсовода» - условное название комплекта наглядных
пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Их назначение
– максимально дополнить и восстановить недостающие звенья
зрительного ряда. Например, если объекты показа дошли до нас в
измененном виде или не сохранились, то фотографии, чертежи,
рисунки помогут восстановить их первоначальный вид.
5. Подготовка экскурсовода
В процессе всей подготовительной деятельности по составлению
экскурсии юный экскурсовод овладевал навыками самостоятельной
работы с научной литературой, учился анализировать, находить
внутреннюю связь между событиями, сопоставлять факты,
оформлять результаты исследований и поиска в виде описаний,
таблиц, схем. Дальнейшее его обучение связано с выходом на
экскурсионный маршрут, где он учится применять знания на
практике, не теряться, услышав неожиданный вопрос, использовать
для иллюстрации тех или иных фактов и положений объекты показа,
чертежи, фотографии и схемы из «портфеля экскурсовода». Задача
педагога – научить школьника не только владеть материалом, но и
рассказывать эмоционально, красочно.
Доброжелательность, коммуникабельность, грамотное владение
речью – основа успеха экскурсии и экскурсовода.
Заключение
Создание экскурсии и экскурсионная деятельность школьников
позволяет им лично участвовать в познании прошлого и настоящего
родного края, в охране культурно-исторического наследия, в
повышении образовательного и культурного уровня, своего и своих будущих экскурсантов; это интересный и перспективный вид
исследовательской деятельности детей в области гуманитарных
наук, воспитывающий чувства патриотизма и гражданственности,
уважения и бережного отношения к культурным богатствам Родины.
Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»
Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»
Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»
Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»
Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.