Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников
Оценка 4.7

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Оценка 4.7
Научные работы +1
doc
библиотека
Взрослым
27.01.2018
Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников
Оценивая ребенка- школьника, мы не должны забывать о том, что педагогическое оценивание имеет мощный потенциал для побуждения дальнейшей учебной деятельности. При всем многообразии форм и методов оценочной деятельности, описанных в методической литературе, учитель, недавно встретивший на пороге школы вчерашних детсадовцев, а ныне - школьников, оказывается в затруднении.В данной разработке можно ознакомиться с методическими рекомендациями по оцениванию младших школьников
Методические рекомендации по оцениванию результатов учебной деятельности младших школьников.doc
Методические   рекомендации   к   применению   новых   способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников В   начальной   школе   важно   создать   такие   условия,   в   которых   ученик   будет ориентирован на «открывания» самого себя, своей уникальности (непохожести), в тоже время, раскрывая необычность другого (непохожего на меня), с которым тоже можно, даже нужно,   интересно   и   важно   строить   совместную   деятельность.   Для   этого   необходимы специальные   условия,   которые   позволят   учащемуся   развернуться,   развить   свою уникальность (углублять знания, разрешать проблемы, развивать способности). Чрезвычайно важно показать ребенку все разнообразие возможностей и способов, как   можно   узнать,   открывать   себя   и   других,   осознавать   и   пробовать   реализовать   свои желания, учитывать общие интересы, выбирать свои способы взаимодействия с миром. Проявление детской инициативы в разных видах деятельности («опробование» себя в   деятельности),   обучать   коммуникативным   навыкам   (в   первую   очередь   –   через сотрудничество) важно поддерживать и стимулировать.  Именно для этого, мы полагаем, важно накопить опыт разной работы с текстом, с книгой   (как   художественной,   так   и   справочной),   работы   в   группах   и   индивидуально, понимания   и   оценивания   своего   продвижения.   Важно   помочь   ученикам   научиться высказывать свои мысли, выслушивать и принимать (или обоснованно не принимать) точку зрения другого [29]. О принципе позитивной перспективы. Важно отметить, что развивать и видеть позитивную составляющую необходимо в любом возрасте в любое время, независимо от фактической ситуации. Главное не то, что происходит, а то, что мы об этом событии думаем. Принцип   позитивной   перспективы   предполагает   формирование   и   поддержку уверенности   ребенка   и   педагога   в   том,   что   позитивный   выход,   позитивное   разрешение проблемы   есть   всегда.   На   этапе   позитивной   мотивации   важно   сохранять   позитивный настрой учащихся на работу на уроке. С позиции позитивной педагогики это накладывает на   оценочную   деятельность   учителя   ряд   ограничений.   Недопустимо   в   начале   урока создавать   ситуации   переживания   отрицательных   эмоций   и   негативных   состояний, например, «распекать» учеников за невыполненное домашнее задание, ругать за неверный ответ   на   вопрос   и   т.п.   Ребенку   потребуется   дополнительное   время,   чтобы   преодолеть негативный   эмоциональный   фон,   настроиться   на   позитивное   восприятие   изучаемого учебного материала. Некоторые особенно впечатлительные учащиеся могут не справиться с такой задачей, тогда для них урок «пройдет мимо». На этапе позитивной мотивации учитель может использовать только три типа высказываний: похвалить ученика; направить или уточнить; заново объяснить ту часть учебного материала, которая не понята детьми. Такие   действия   будут   обеспечивать   позитивный   настрой   и   поддерживать   позитивную мотивацию   и   готовность   к   новым   познавательным   действиям.   Можно   предложить следующие   правила   позитивного   контроля   и   оценки   учебных   достижений   школьников: проверять   только   то,   чему   учили;   давать   ученику   задания   только   того   уровня,   на достижение которого он работал на уроках; к концу урока / темы ученик уже не должен получать   задание   более   низкого   уровня,   т.к.   никто   не   становится   хуже;   необходима система контроля всех учеников на всех уроках; четко определить критерии оценивания и обсудить   их   с   учащимися;   стараться   найти   позитивное   в   любой   работе   ученика; отрицательную   оценку   сочетать   с   указанием   позитивных   качеств   личности   ребенка; доминирование позитивных оценок в опыте работы учителя . Применение на уроке тетради самоконтроля ученика, разработанной Т.И. Шамовой и   Т.М.   Давыденко,   позволяет   интегрировать   оценочную   деятельность   учителя, взаимооценку   и   самооценку   ученика,   развивать   умение   объективного   самоконтроля   и самооценки школьников . На этапе позитивной рефлексии урока в технологии позитивной педагогики можно использовать разработанную авторами схему самоконтроля (таблица 1).                                        Самоконтроль ученика Должен знать Узнал Должен уметь Умею моя моя О ц е н к а одноклассника О ц е н к а одноклассника Таблица 1 . рекомендации рекомендации учителя учителя После заполнения схемы каждым учеником организуется обсуждение содержания таблиц и результатов самооценки: удалось ли достичь желаемых результатов обучения, что осталось непонятным, что пока еще трудно, над чем еще нужно будет поработать, кого и за что хотим поблагодарить? Применение   указанных   технологий   оценки   на   уроке   обеспечивает   позитивную психологическую   атмосферу   урока,   сохраняет   позитивный   эмоциональный   настрой учителя,   приносит   ему   удовлетворение   результатами   педагогической   деятельности, развивает   умения   самоконтроля   и   самооценки   учащихся,   формирует   опыт   позитивной оценочной   деятельности   школьника,   открывает   ученику   позитивную   перспективу преодоления   возможных   затруднений   в   обучении,   что   отвечает   принципам   позитивной педагогики . Для того, чтобы ребенок являлся не объектом, а субъектом образования и учился осознанным   действиям   и   оценкам   своей   деятельности.   Е.В.   Тубельская   в   книге «Формирование   оценочной   компетентности   школьников»   предлагает   несколько   форм рефлексии и самооценки. 1.   В   некоторых   классах   важную   роль   играют   формы   устной   оценки,   а   вернее поддержки друг друга. Например, аплодисменты успеху кого­то, ритуал благодарения друг друга.   Важно,   что   изначально   заданные   учителем,   подобные   традиции   становятся органичными для детей. Они готовы принять принцип оценивания не относительно нормы, а относительно личного продвижения каждого и пользоваться им. 2. Большое значение придается работе с критериями оценивания. В одних случаях критерии   задаются   учителем,   тогда   задача   ребенка   –   дифференцировать   свою   оценку, посмотреть с точки зрения разных оснований на свою работу или на работу другого (если это оценка друг друга). В других случаях выделение критериев, определение возможного угла зрения на ту или иную работу происходит в общей дискуссии, где учитель находится в равных условиях с детьми. Очень важно показывать ребенку, что оценивание существует не столько   для   фиксации   и   подведения   итога,   сколько   для   выбора   дальнейших конструктивных   шагов.   На   основе   коллективно   выдвинутых   критериев   для   оценивания некоторых форм деятельности работа идет на протяжении нескольких лет. На   данных   критериях   строится   и   совместное   обсуждение   сделанного   и индивидуальное   совершенствование   каждого.   В   свою   очередь,   и   критерии   в   процессе работы могут дополняться или видоизменяться. Результаты оценивания могут фиксироваться в разного рода индивидуальных или сводных классных листах анкетного типа, на специальных страницах дневников. Где­то могут использоваться «оценочные линеечки» Г.Цукерман, где­то чертятся индивидуальные графики продвижения, где­то дети выбирают из большой «кучи» карточек с обозначенными умениями или трудностями наиболее соответствующие своему состоянию. И   в   учительской   и   в   детской   оценке   акцент   делается   на   продвижение   в универсальных умениях, на осознание ребенком себя в деятельности: своих мотивов, своих ощущений. Такая работа может быть посильной и интересной даже для самых младших школьников, если она не требует многословных записей, если есть условные значки, можно не только писать, но и рисовать. И если учитель оперативно реагирует на высказанные ребенком пожелания.  Например, в дневнике 2­го класса (специально разработанного под задачи работы в этом   классе)   можно   сделать   еженедельную   страницу,   даже   разворот   –   свободное нелинованное пространство, окаймленное надписями:  главное настроение недели чем я доволен самые важные дела недели теперь я могу… чего я не дождался что я хочу изменить. На   листе   ребенок   может   высказаться   относительно   прошедшей   недели   в произвольной   форме:   написать   письменно   или   печатно   текст   или   отдельные   слова, нарисовать, набрать на компьютере. 3.   Также   формой   рефлексии,   оценивания   и   взаимооценивания   может   стать   так называемая   ведомость   «оценок».   Такая   ведомость   составляется   в   конце   каждого полугодия   и   заполняется   всеми   одноклассниками   ребенка,   или   в   другом   случае   в «оценивании» участвуют только те взрослые и дети, которых выбрал и назвал сам ребенок: Критерии «оценивания» выбираются ребятами: Как я умею:  дружить  работать самостоятельно  писать без ошибок  красиво оформлять работу.  как я понял математику  слушать и слышать другого человека  писать без ошибок. «Оценивание» идет по 3­х балльной системе: 1 удовлетворительно; 2 – хорошо; 3 –превосходно. 4. Самооценка может быть выполнена и в форме «цветовой» гаммы при ответе на вопросы или соотнесения себя с критериями, лучше всего составленными ребятами вместе с учителем, исходя из тех «ценностей», которые обсуждались и прорабатывались в классе за какой­то период времени. Например, выделить цветом: красным – «я стараюсь, и это умение у меня добавилось»; синим – «старался, но результатом не удовлетворен»; зеленым – «над этим не работал»: искать нужный материал в книгах и энциклопедиях работать вместе с командой выполнять работу до конца помогать другому в его работе выполнять работу точно по образцу продолжать дома работать над тем, что заинтересовало, без задания учителя. делал потому, что велел учитель делал потому, что нужно было группе делал потому, что хотелось, было интересно не делал, потому что не был должен не делал, потому что не смог, не захотел не делал, потому что болел. 5.   Помимо   словесной,   качественной   оценки   можно   использовать   и   «балльную». Тогда   это   введение   по   договоренности   с   детьми   определенных   игровых,   связанных   с происходящим   в   классе   шкал   оценивания,   становящихся   частью   условий   игры. Придумывание   таких   шкал   само   по   себе   может   быть   интересной   деятельностью, работающей на разные образовательные цели. 6.   По   окончании   4   класса   для   лучшего   осмысления   себя   и   своей   уникальности учащимся можно предложить написать рассказ о себе для будущих учителей 5 класса в стиле инструкции . Исходя из анализа литературы, обобщения опыта и из полученных результатов, мы оформили   некоторые   методические   рекомендации   учителю   в   оценивании   результатов учебной деятельности. Выбирайте для оценивания только такие формы, которые будут оптимальны именно для Вашего класса. 1. Обсудите формы оценивания с родителями, они смогут стать помощниками и участниками   этого   процесса,   обсуждая   с   детьми   содержание   оценки,   а   не   только   ее наличие. 2.   Обязательно   заранее   познакомьте   детей   с   выбранными   Вами   формами оценивания;   дети   могут   и   должны   (даже   первоклассники)   быть   участниками   процесса оценивания; вместе с ребятами выбирайте критерии оценки, обсуждайте их, старайтесь следовать этим критериям. 3. Ежедневно создавайте благоприятную обстановку на уроке, комфортную как для учеников, так и для себя.  Не бойтесь ошибиться, дети будут  доверять и охотнее работать с вами, если вы будете делиться с ними своими сомнениями. Признавшись, что вы можете чего­то не знать, вы даете понять, что сами еще учитесь.  4.     Научитесь  слушать,  ведь  эффективность  преподавания  –  это  диалог,  а  не монолог.  5.   В  работе  смело  применяйте  занимательные  активные  игры,  потому  что  они приносят радость, эффект неожиданности, уменьшают напряжение в классе, способствуют установлению доброжелательных контактов, делают обучение более эффективным.  Итак, выбор учителем правильных средств, форм приемов и методов способствует не только у детей способности самостоятельно мыслить, добывать знания, формированию у школьников важных качеств, но и повышению эффективности и результативности своей работы.  А  если  не  двигаться с места,  невозможно  узнать  в  нужном  ли  направлении  ты движешься.

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

Методические рекомендации к применению новых способов оценивания результатов учебной деятельности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018