Методические рекомендации к уроку "Правописание сложных слов" (10 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Методические рекомендации к уроку "Правописание сложных слов" (10 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Работа в классе +2
docx
русский язык
10 кл
08.03.2018
Методические рекомендации к уроку "Правописание сложных слов" (10 класс, русский язык)
сложные прилагательные.docx
Тема урока: «Правописание сложных слов» Цели: развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас   в   различных   сферах   жизни   с   целью   развития   коммуникативности;   развивать   навыки   грамотного   письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как отражения действительности.  Оборудование:  1. Доска: карточки­слова для экскурсии, цвета для этапа урока «Я — художник».  2. Таблица для экскурсии, текст для словесной живописи (РМ). 3.   Оформление   урока:   презентация,   репродукция     картины   Алексея   Исаева   «Осень»,   фото   «Осень». Ход урока  I. Повторение правописания сложных существительных 1. Проверка упр. 44 2.   Подготовленный   словарный   диктант   «Правописание   сложных   существительных»   (один   из учащихся диктует, другой пишет на доске) II. Актуализация опорных знаний  1. Мозговой штурм (Загадка)  — Сейчас вы услышите стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах», в котором говорится о бережном отношении к языку, о важности обогащения своей лексики «чистейшими» словами. В этом стихотворении одна часть речи — царица. Ваше задание — узнать её и выбрать слова, которые сложны для вас с точки зрения написания. Будьте внимательны!  /.../ Слова бывают разные —  То дельные, то праздные. То честные, правдивые,  То ласково­фальшивые.  Есть чистые, алмазные,  А есть свинцово­грязные.  /.../Поэт, тебе назначено  Засеять душу зёрнами.  Так сей же не иначе,  Как чистейшими, отборными.  Не злыми, не сварливыми,  А добрыми, правдивыми. — Какая же часть речи царствует в этом стихотворении и будет царствовать сегодня на уроке? (Прилагательное) — Скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова, в написании которых вы не уверены? — Какой части речи данные слова? (Это сложные прилагательные.) III. Целеполагание, определение темы урока  IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1. Анализ данных слов.  — Объясните, почему данные прилагательные так пишутся.  1. Лимонно­жёлтый, бутылочно­зелёный, тускло­серый, пепельно­седой, мутно­голубой  (оттенки цвета). 2. Русско­французско­английский, шахматно­шашечный, финансово­экономический,  художественно­критический (равноправные понятия). 3. Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный  (подчинённое понятие). 4. Узкоспециальный, животрепещущий, многообещающий, высокообразованный (из  сочетания наречия с прилагательным или причастием). 2. Делается вывод о написании сложных прилагательных. 3. Работа с учебником – теоретический материал с. 51­57 северо­западный,   светлолицый, V. Тренировочные упражнения  1. Экскурсия по музею  — Давайте пройдем по залам музея словесности. Один зал научный, второй зал искусства, в третьем поговорим о здоровье, в последнем — политическая лексика. Это области нашей жизни.  Задание:  Поочередно вынимая из разложенных карточек по одной, объяснить написание (опираться на теорию), прикрепить к нужной категории жизни.  Слова   для   карточек:    иссиня­черный,   лечебно­ профилактический,   двуязычный,   кисло­молочный,   десятиэтажный,   садово­огородный, общественно­политический, лев­толстовская теория.  Ответ: Северо­западный (от сущ.),   иссиня­черный (оттенки), лечебно­профилактический (= и), двуязычный (от словосочет.),  светлолицый (от словосочет.), кисло­молочный (= и), общественно­политический (искл.),  десятиэтажный (от словосочет.), садово­огородный (= и), лев­толстовская теория (от двух имён собственных)  2. «Я — художник»  — Перед вами — цвета. Но истинный художник не любит чистых цветов: он смешивает краски, получая оттенки. Посмотрите на картину художника А. Исаева «Осень» и на фото «Осень».   Какое   разнообразие   красок!   Представим   себя   на   2   минутки   художниками   и смешаем краски, не забывая правил русского языка (3—4 слова).  3. Проблемный вопрос   — Есть ли отличие (и в чем, если есть), с орфографической точки зрения, между словами: сероглазый и молочно­серый; юго­западный и западноевропейский? — Запишите эти пары слов: слитно, дефис.  4. Словарная работа  Записать   и   запомнить   написание   слов   (словарные   слова):  общественно­политический, общественно полезный.  5. Контроль. Словесная живопись  — А как работает художник слова? Он тоже подбирает сложные, точные слова. Попробуем себя и в этом качестве. Перед вами текст, но из него исчезли все сложные прилагательные, их нужно восстановить.  Задание.  Вставить   недостающие   сложные   прилагательное, существительными. (Работа на 5 минут. )    сочетающиеся   с ТЕКСТ  Вот мы прошли  _______ (железнодорожный) переезд и окунулись в очарование леса. Особенно   красив   и   печален   русский   лес   в   ранние   осенние   дни.   На   ______   (янтарно­ желтом) фоне листвы выделяются ______ (темно­красные) пятна осин. С ________ (северо­западной)   стороны   деревьев   виднеется   _______   (тускло­зеленый)   мох.   От дерева к дереву протянуты тонкие ________ (серебристо­жемчужные) нити липкой паутины.   Морозы   не   ударили,   поэтому   на   вкус   плоды   рябины   ещё   _______   (кисло­ горькие).  Проверка задания — чтение отредактированного текста. — Правда, прекрасная картина у нас получилась? И мы бережно отнеслись к словам, как нам советовал поэт.  VI. Рефлексия  1. Беседа  — Какие цели перед нами стояли в начале урока? — Мы их достигли?  — Как пишутся сложные существительные и прилагательные? — Как пишутся слова из стихотворения (на доске)? Почему так?  2. Оценивание  3. Вопросы рефлексии (на слайде) 4. «психологическое поглаживание»  — Большое спасибо за урок. Мне очень понравилось с вами работать.  VII. Домашнее задание Всем: Теория по учебнику §11.  На выбор: 1. Самостоятельно составить текст со сложными прилагательными, чтобы он был словесной картиной.  (10­15 предложений0 2. Используя словосочетания упр. 46, составить 10 предложений, в которых должно быть по 2 сложных слова.

Методические рекомендации к уроку "Правописание сложных слов" (10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Правописание сложных слов" (10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Правописание сложных слов" (10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Правописание сложных слов" (10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Правописание сложных слов" (10 класс, русский язык)

Методические рекомендации к уроку "Правописание сложных слов" (10 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018