Урок 25
Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС
Учитель: Мостовая Т.Н, учитель МКОУ Белогорьевской СОШ
Предмет: русский язык Класс: 10 класс Тип урока: урок комплексного применения знаний - практикум
Тема |
Функционально-смысловые типы речи (текстов). §22 (на материале творческих работ учащихся) |
Цель |
Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи |
Задачи |
Образовательные: 1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте. 2.Формировать умения «узнавать» тексты разных стилей по их особенностям, целям и сфере употребления. 3.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 4. Развивать навыки исследовательской деятельности. 5. Формировать умения анализировать и объективно оценивать свои творческие работы и сочинения других ребят. Коррекционно-развивающие: обеспечить возможность каждому учащемуся достичь определенного уровня, активизировать самостоятельную деятельность, стимулировать творческую деятельность школьников. Воспитательные: 1. Через восприятия текста воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, к природе. 2. Воспитывать бережное отношение к литературному язык, задуматься о его красоте, величии.. |
Формируемые УУД |
Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия |
Текст. Стили речи. Повествование. Описание. Рассуждение. |
Ресурсы |
Мультимедийная программа с подготовленной компьютерной презентацией, толковые словари, маршрутные листы; Интересное о дожде http://odogde.ru/muzyka/populyarnye-pesni-pro-dozhd.html |
Организация пространства |
Групповая работа, самостоятельная работа. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты
Предметные |
1.Актуализация знаний
|
Стимулирую деятельность учащихся: раздаю карточки со словами, характеризующими типы речи |
Приветствие учителя;
- Отвечают на вопросы учителя
-рассаживаются по группам |
Сегодня у нас урок развития речи, который посвящён… Об этом скажите сами. А для начала мы разделимся на группы. У каждого из вас есть листочки со словами. -Кто догадался, что характеризуют эти слова? (типы речи) - Какие типы речи вы знаете? - Объединитесь в группы по признакам каждого типа речи.
|
типы речи |
2.Создание проблемной ситуации Цель: актуализация опорных знаний учащихся, умение использовать их на практике при анализе текста. |
Для достижения цели использую: - игровую деятельность, -нестандартную ситуацию при проверке выполнения задания (ученики самостоятельно объясняют свой выбор) |
Выполняют задание – вспоминают признаки типов речи. |
- Докажите, что вы объединились правильно. - При характеристике текста что ещё указываем?
|
|
3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ |
Помощь в создании точной формулировки целей урока |
Записывают цели |
- Будем работать с текстами. Обозначьте цели урока. Запишите в ваших маршрутных листах.
|
|
4. Планирование учебной деятельности |
По необходимости задаю наводящие вопросы |
Называют стили речи и их характерные признаки |
- Вспомнили признаки типов речи. Расскажите теперь о стилях речи их признаках |
|
5.Применения знаний в практической работе Цель: организация деятельности по закреплению использования алгоритма в определении признаков текста, правил орфографии, продолжить работу по воспитанию организованности, ответственности, развитию речи, алгоритмического мышления, грамотного письма. |
Использую следующее: - аргументированный ответ; - групповую работу в сочетании с беседой; -участие учащихся в оценке качества знаний; -выборочно- распределительное письмо (анализ) |
1. Читают текст, называют тип и стиль текста. Внимательно слушают выступающего, корректируют его выступление |
1. Проверка д/з Упр.69 - Охарактеризуйте текст, указав тип и стиль речи |
Признаки текста, тема, идея, стили речи, типы речи |
2. По очереди называют слова, объясняя вставленные буквы; называют общую тему.
|
2. Орфографическая работа На доске глаголы с пропущенными буквами: идёт, шумит, звенит, шуршит по листьям, капа..т, м..р..сит, накрапыва..т, льёт,льёт..ся, как из ведра,хлещ..т, стучит, барабан..т, струит..ся, стека..т, зачастит, хлын..т, зарядит,се..т, как из сита, прыга..т, пляш..т. |
-Повторить орфограммы; - алгоритм применения на практике. |
||
3. Делятся впечатлениями Действительно, дождь может быть и весёлым, и грустным. |
3. Лексическая работа со словом «дождь» - Какой темой объединены эти глаголы? (Дождь) - Слово «дождь». Произнесите его тихо и погромче, кричать не надо, какие мысли, чувства настроение возникают, когда вы слышите или произносите это слово. Расскажите нам о них. - А теперь послушайте музыку Шопена «Капли дождя», подумайте, каким он представлял себе дождь, когда писал музыку. И попробуйте сами придумать название для этого музыкального произведения. - Дождь может быть разным, и это мы можем увидеть, обратившись за помощью к великим поэтам. |
- Лексическое значение слов , необходимых для понимания текста; изобразительно-выразительные средства, |
||
|
Проверяю выполнение орфографического задания у каждой группы отдельно |
Читают тексты. Указывают признаки текста, стили, типы речи |
4. Работа с текстами 1) Жил-был дождик. (повествование, художественный стиль) 2) О дожде (рассуждение, публицистический) 3) Дождь (описание, научный) |
Орфографиче-ская работа. Уметь различать типы речи. |
6. Подготовка к ЕГЭ |
Объясняю принцип выполнения работы |
Читают тексты, определяют ведущий тип речи и элементы других типов |
- В большинстве текстов используется несколько типов речи. Поэтому при анализе текста нужно определять ведущий тип речи, указывать элементы других типов. Похожее задание есть в ЕГЭ – задание 22
Упр. 74
|
Уметь различать типы речи |
7. Рефлексия |
|
Подводят итог, отвечают на вопросы |
1) Прочитайте записанные в начале урока цели. Все были достигнуты? 2) Подведем итог нашей сегодняшней работы. Рефлексия. 1. Что повторили? 2. Что узнали нового? 3. Что хотелось бы узнать еще? 4. Что показалось трудным?
|
-Все термины, которые повторялись на уроке |
8. Домашнее задание |
|
Планируют деятельность по домашнему заданию. |
Д/з: написать небольшое сочинение (70-1000 слов) о своём увлечении; определить тип текста |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.