Методические рекомендации к выработке основ ансамбля.
Аннотация: в данной статье представлен опыт работы с вокальным ансамблем с использованием навыков пения, метроритма (в игровой форме), импровизации, чистотой интонации.
Ключевые слова: ансамбль, гармонический и мелодический слух, пение, метро-ритмические ощущения, ритмические упражнения.
Если обратиться к истории певческой культуры России, то можно заметить явное преобладание ансамблевого многоголосного пения с элементами импровизации. Современная популярная музыка основывается на «трех китах» - джаз, рок и этническая составляющая (для России помимо народной песни и частушек, это еще и романс).
Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.
Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное определение, это связано как с ее постоянным развитием – появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов.
Самыми распространенными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей:
- унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);
- ансамбль солирующего голоса с «бэк-вокалом»;
- ансамбль нескольких солирующих голосов;
- полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала).
Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение – это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объемное, вертикальное мышление». И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится проблема интонирования. Как правило, преподаватели имеют дело с детьми, совершенно различными по своим музыкальным и вокальным данным. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ученика, диапазон и характер (тембральную окраску) голоса.
Для воспитания гармонического и мелодического слуха учащихся создано множество методик и упражнений. Особо следует остановиться на особенностях аккомпанемента в упражнениях.
Гармония в эстрадной и джазовой музыке имеет свои особенности: широкой применение септаккордов и их обращений, аккордов нетерцового строения (с добавленными тонами, с задержанием и др), альтернативные аккорды, полиаккорды, аккорды с блюзовыми нотами (пониженные III, VII, V ступени мажорной гаммы) и др. поэтому преподаватель должен стараться как можно чаще и смелее применять в инструментальном сопровождении даже самых простых упражнений гармонические последовательности аккордов, типичных для эстрадно-джазовой музыки. Вокальную мелодическую линию желательно дублировать как можно реже.
У всех без исключения участников вокального ансамбля следует развивать навыки пения второго голоса (при двухголосии), а затем третьего, четвертого. Навыки пения голоса, ведущего мелодию, мало способствуют интенсивному развитию гармонического слуха. А начинать работу в классе рекомендуется с пения в унисон, постепенно переходя к несложным дуэтам, ансамблям, пению по партиям.
Особое внимание должно быть уделено работе над динамическим равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом и звучание своей партии и партии партнера представляет значительную трудность при пении в микрофон. Здесь полезно поработать без инструментального сопровождения (a’capella).
Необходимо развивать у участников ансамбля умение анализировать тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре. Огромную пользу приносит запись на магнитофон с последующим анализом и выявлением «сильных и слабых» сторон исполнения.
Для развития инициативности, смелости и творческого мышления, обучающимся можно предложить самим сочинить подголоски с учетом характера (мелодического и ритмического) основного напева.
Все без исключения преподаватели – музыканты отмечают, что воспитание именно метроритмических ощущений у обучающихся представляет большую сложность. А ведь единство ритмического исполнения является одним из главных составляющих ансамбля. Из большого количества самых разнообразных упражнений можно выбрать те, которые подходят конкретно тому или иному ансамблю. Очень интересны и полезны ритмические упражнения для ансамбля Н. А. Морозова.
1. Делим детей на группы (если их 4 и более человек). С одной группой отдельно отрабатываем трехдольный метр (топ – хлоп - хлоп), с другой – четырехдольный (топ – хлоп – хлоп - хлоп). Работаем одновременно с двумя группами, получается своеобразная «полиметроритмия». Усложняем задачу, убрав хлопки (считать про себя), оставив только шаги. Прорабатываем более сложные сочетания ритмов, включая синкопы.
2. Музыкально-ритмическая игра. Каждой группе (голосу) дается своя интонация, мотив или мелодия, которые нужно повторять в различных комбинациях (по очереди, одновременно) по руке преподавателя. На основе этой игры обучающиеся отрабатывают не только чистоту интонации, «ауфтакт», одновременное «снятие» звука, но и воспитывают динамическое равновесие и ритмическое единство исполнения.
Еще одной проблемой ансамбля в пении является проблема идентичности голосообразующих движений поющих на всех уровнях. Если дети будут петь разными артикуляционными движениями или, выражаясь фонетической терминологией, гласными разных объемов и разной формы (открытость-закрытость), «широкой» дикцией, то ансамбля не будет. Поэтому идентичности фонетики следует уделить особое внимание. Тогда и звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового аппарата, приобретет некое общее для всех поющих тембральное качество, и который даст ансамблевый суммарный тембр.
При пении следует с большим вниманием отнестись к поэтическому тексту. Для этого необходимо выявить музыкально-слоговый ритм песни, который должен быть единым у всех певцов ансамбля. Помимо основного напева, необходимо учитывать тесситурное удобство голосов(выбирая наилучшую тональность для всех голосов), приемы цепного дыхания, стилевые особенности данного многоголосия, добиваться плавности голосоведения.
Опираясь на музыкально-слуховые восприятия, необходимо развивать у участников ансамбля координацию между слухом и голосом, добиваясь при варьировании естественности, осмысленности и красоты в мелодических линиях и сочетании их между собой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.