Социально-психологические аспекты работы с одаренными детьми.
Все родители хотят, чтобы их дети были «самыми-самыми». Но иногда уникальные способности ребенка трудно разглядеть невооруженным глазом. Лишь очень близкое общение с ребенком в ежедневной жизни, в различных ситуациях, оценка его общения с другими детьми, со старшими поможет заметить нестандартность способностей, реакций, общения. Довольно часто таланты скрываются за непослушанием и непоседливостью и даже за плохими школьными отметками.
Одаренные дети учатся быстро и легко. У них богатое воображение. Они очень любознательны, любопытны. За интересующим их явлением они могут наблюдать длительное время, ищут причины различных явлений. Способны делать обобщения, воспринимать абстрактные понятия и видеть абстрактные связи. У таких детей богатый словарный запас, сильно развито стремление быть лидером. Этот список можно продолжить.
Одаренные дети, начиная дело, могут бросать его, не закончив, и взяться за другое. Их увлекает процесс, а не результат. На уроках они часто бывают невнимательны, т.к. погружаются в свои фантазии. Такие дети эмоционально неуравновешенны, легко падают духом и болезненно переживают свои «провалы».
Мы говорим сейчас не об уникальных явлениях, детях с феноменальными способностями, которые рождаются один на миллион. Речь идет о более скромных «искрах божьих», но требующих большого внимания окружающих, родных людей, педагогов, для того, чтобы этот огонь разгорался, освещая теплом своего таланта жизнь.
Дети-лидеры ведут себя в коллективе настолько неадекватно, что за их плохим поведением прекрасные способности часто незаметны. Некоторым детям признание сверстника дороже собственного мнения. Они могут намеренно не выполнять задания, чтобы не слыть выскочками.
С психологической точки зрения важно различать одаренность явную и скрытую, т.е. пока не проявившую себя в учебной или трудовой деятельности, но существующую как потенциальная перспектива развития способностей. По данным Е. Торренса, примерно 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, - дети со скрытой одаренностью. Огромное значение имеет выявление скрытой одаренности. Все знают о более чем скромных успехах в школе и университете А. Энштейна, Ч. Дарвина, выдающегося танцора Махмуда Эсамбаева..
Вопросы развития детей с повышенной способностью к обучению не следует выделять в отдельную проблему, потому что все дети обладают творческим началом к развитию своих способностей. Кроме того, академическая одаренность не всегда совпадает с одаренностью интеллектуальной.
Очень редко встречаются люди, одаренные односторонне, еще реже совсем бездарные. Задача педагогов всех учебно-воспитательных учреждений – выявить дар, помочь ему развиться. Если же способности ребенка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в том взрослые, которые либо не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребенка, либо загасили его природные способности своими догматическими методами обучения.
Очень часто в школе, когда речь идет об одаренных детях, имеют в виду академическую одаренность (т.е. высокую способность усваивать большой объем знаний) и стараются как можно больше загрузить ребенка материалом по своей дисциплине, так, что у детей совершенно нет свободного времени. При этом любой учитель отлично знает, что чрезмерная нагрузка ведет к усталости, апатии, безразличию. И восторг от знакомства с новым, интересным предметом проходит.
Не секрет, что чаще всего учитель старается сообщить ученику как можно больше теоретических знаний по своему предмету. В большинстве своем их стремления направлены к поступлению в вуз для продолжения изучения дисциплины, получения узкой специализации, связанной с этой дисциплиной. Узконаправленная эксплуатация одной из сторон одаренности ребенка в ущерб другим превращается в своеобразный «флюс», при котором подросток вынужден по объективным или субъективным причинам сойти с дистанции в движении к указанной цели, он теряется в большинстве случаев пополняет число неудачников.
По мнению Я.А. Каменского «…поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей».
Великий педагог Джон Локк считает обязательным сочетание умственного труда и различных ремесел, ручного труда: «Молодой джентльмен … не может быть постоянно занят учением, чтением и разговором, то, кроме того времени, которое будут занимать у него эти занятия, будет оставаться немного свободных часов, и, если он не будет их тратить указанным образом, то затратит их хуже».
Девочки на Руси с 5-ти лет учились прясть, ткать, шить, вышивать. Когда мы любуемся в музеях изделиями декоративно-прикладного искусства крестьян, мещан, мелкого купечества, должны помнить, что по нашим меркам – это детское творчество.
Большинство же современных детей с первого класса приучаются к праздности и безделью, т.к. у них нет других обязанностей, кроме учебы. Для способного и старательного ребенка на домашнее задания нужно не больше часа, а не очень способные зачастую тратят на это еще меньше времени. В итоге и те и другие большую часть дня бездельничают. Потому, загораясь иногда желанием какой-либо деятельности, они быстро гаснут, столкнувшись с необходимостью приложить усилия, чтобы довести дело до конца. И чем больше времени ребенок бездельничает, тем труднее его потом приучить к труду. Как правило, и успехи в школе у таких детей все скромнее, т.к. учеба требует с каждым годом больших затрат времени и труда.
Современная школа не может предоставить каждому ребенку достаточный спектр знаний, чтобы помочь ему выявить свои способности, даже если хорошо понимает их необходимость. Все-таки основной задачей школы остается сообщение определенного объема знаний, необходимых для продолжения образования, получения профессии.
Учреждения дополнительного образования могут предоставить ребенку, подростку, девушке, юноше гораздо больший спектр деятельности, по сравнению со школой, удовлетворение индивидуальных личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личного опыта.
И еще, воспитание дополнительным образованием признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса.
Важно, что, во-первых, выбирая себе интересное направление деятельности в системе дополнительного образования, ребенок, имеет и возможность выбрать педагога.
Во-вторых, руководитель детского творческого объединения часто становится образцом в увлекательном для воспитанника деле.
В-третьих, общение детей и педагога происходит в неформальной обстановке, что делает их отношения более близкими и, естественно, открытыми.
Трудностью в дополнительном образовании является то, что учителя и многие родители не интересуются занятиями своих учеников.
Дети, особенно младшие, нуждаются в положительной оценке своей работы. Порой даже успешный результат может не принести ребенку радости, если на это не обратили внимание люди, мнением которых он дорожит.
Я стараюсь показать работу своих учеников как можно большему числу коллег, других детей, взрослых, чтобы они могли услышать и из их уст оценку своей работы, одобрение их труда.
В своей практике я стараюсь использовать личный контакт с родителями детей. Стараюсь убедить родителей в необходимости досуговых занятий, независимо от их вида.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.