Методические рекомендации на тему "Информационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
Взрослым
27.10.2017
Урок в современной школе…
Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока.
Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.
Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.
Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.
Информационные технологии на уроках русского языка и литературы.docx
Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
Урок в современной школе…
Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока,
методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и
воспитывающая) обязательный компонент любого урока.
Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет
такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было
бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное тем ценным приобретением,
которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и
мироощущение.
Формирование нового мышления неразрывно связано с тем
информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает
окружающую действительность, в котором он активно действует.
Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности
учащихся является использование информационных технологий в образовательном и
самообразовательном процессе. ИКТ обобщающее понятие, описывающее различные
устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность
учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю
самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся,
углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную
работу с каждым учеником.
ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала (демонстрационно
энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (тренинг
разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с
оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся
(обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), при возможности отказа
от классноурочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов,
для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).
Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем
современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение
информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы
и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений
и навыков,
позволяют эффективно организовать самостоятельную работу
и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка
и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают
урок.
Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе применяю
компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям как в
урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала, как средство управлением учением ученика, динамическое средство условной наглядности, средство
организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся.
Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя,
самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно
практическим конференциям, семинарам.
Применение интерактивной доски в процессе обучения
Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности
учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке,
сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся.
Один из классиков сказал: "Лучший отдых это смена деятельности". Использование
интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную
организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент
обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для
фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный
материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют
библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая
индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый
текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В
несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.
То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и
визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают
отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.
Формы работы с интерактивной доской:
работа с текстом и изображениями;
создание заметок с помощью электронных чернил;
коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;
коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С:
Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;
коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
демонстрация презентаций, созданных учащимися;
использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.
Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь
урок и, согласно санитарногигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20
минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя. Согласно мнению
родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке.
Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и
эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём
работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени.
Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.
Использование тестовой технологии
В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником.
Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик,
обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него
скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество
компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.
Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет
живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с
персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы
компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп
обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый
ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего
ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для
ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его
реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть
процент и качество своих знаний.
Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и
внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.
Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на
уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу
для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило
выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем
контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или
итоговом контроле знаний контролирующую функцию, которая дает четкое
представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их
подготовленности. В приведенном примере итогового электронного тестирования явно
просматривается контролирующая функция.
Предложенные ученикам 24 вопроса по теме "Стилистика" (10 класс) были выполнены за
30 минут с качеством знаний 83% это хороший показатель систематического и
целесообразного использования информационных технологий в учебном процессе.
Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а
их достоинства конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный
контроль, существенно повышают уровень обучения.
Проектная технология на уроках русского языка и литературы
Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня
сложности,
Если большинство
общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов
предполагающего профессионализм учителя. учебного процесса: учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, то для
реализации учебного проекта этого не достаточно. Наиболее значимым принципом
метода проектов является восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает
направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и
познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной
мере.
Метод проектов на уроках решает следующие задачи:
развитие познавательных навыков учащихся;
развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического и творческого мышления.
При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи
(проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над
проектом это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных
задач, которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися
это поиск интересной и общественно значимой проблемы. Реализация проекта начинается с
планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида
продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа
учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта поиск информации, которая
затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт,
который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной
проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта. Каждый
этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные
умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной
самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно
представлять и защищать свой проект.
На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной
мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой,
так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность один из лучших
способов для совмещения современных информационных технологий, личностно
ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу
проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при
изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при
закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).
Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с
опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения
проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные,
воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной
реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к
Internet и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.
При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует
провести консультационную беседу для всего класса. Так как результаты проекта будут
оформлены в единый документ. Класс делится на четыре пять групп, работу каждой из
них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа
консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. С помощью учителя
консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для
оценки вклада каждого в конечных результат проекта. Предлагаемый проект имеет
значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей.
Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может
изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу
работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, веб
сайт страницу, рекламный проспект и т.д.
Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека
способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает
умение истинно оценивать себя научиться давать позитивную оценку и находить
положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты
представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать,
умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Сегодня можно говорить о создании собственной медиатеки, в коллекцию которой вошли
исследовательские работы моих учащихся, в том числе и проекты.
Некоторые серьёзные разработки: серия уроков по роману М. Булгакова "Мастер и
Маргарита", внеклассное мероприятие по теме "У войны не женское лицо", с учащимися 11
классов создала исследовательский проект "Чтобы вырвать век из плена". В рамках
предпрофильного обучения разработала элективный курс "Литературное исследование", с
учащимися 9х классов создали информационно исследовательский проект "Пушкин
начало всех начал:", исследовательский проект "Преемственность в литературе" (910
классы); в рамках урочной и внеурочной деятельности (краеведение) с учащимися 89
классов создали интегрированный творческо исследовательский проект "Здесь Родины
моей начало", посвящённый юбилею посёлка. Это стало результатом большой поисковой
работы во внеурочное время. С этой работой мои ученики вышли на районную научно
практическую конференцию, где получили Диплом _ степени. Затем в школе был проведён
вечер "Моя малая родина". Исследовательские работы учащихся были представлены в ходе
предметной недели литературы, на районном конкурсе учебных проектов, на школьной и
районной методической конференции педагогических идей, на районном семинаре
выпускников Intel "Обучение для будущего". В рамках внеурочной деятельности с
учащимися 6 класса участвовала в сетевом проекте, в ходе экскурсий в районный
краеведческий музей совместно с учениками 10 класса была создана ознакомительно
информационная презентация районного музея.
Итак, из всего сказанного выше, очевидна необходимость использования существующих
возможностей для применения информационных технологий уже сейчас. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе
по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их
органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на
совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления
исследовательских, информационнопоисковых и аналитических методов работы с
информацией.
Средства ИКТ являются эффективным средством повышения
познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных
образовательных траекторий школьников.
Методические рекомендации на тему "Информационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Методические рекомендации на тему "Информационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Методические рекомендации на тему "Информационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Методические рекомендации на тему "Информационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Методические рекомендации на тему "Информационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Методические рекомендации на тему "Информационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.