Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»
Оценка 4.9

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
правоведение
11 кл +1
22.01.2018
Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»
В данной работе представлены методические рекомендации по разработке и организации внеклассного мероприятия и урока права с использованием интерактивного метода обучения. В предложенном сценарии, подробно рассмотрен ход ведения и организация проведения не только теоретического урока права, но и мероприятия, нацеленного на правовое воспитания молодежи. Материал рекомендован педагогам и библиотекарям учебного заведения.
Методические рекомендации.docx
Методические рекомендации по теме:   «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права» Выполнила: Петрова Ирина Николаевна педагог­библиотекарь,  преподаватель права,  истории, обществознания НПТ Минобразования Чувашии г. Новочебоксарск 1 Оглавление: Введение.                                                                                              3    Раздел 1.  Применение метода интерактивного обучения  на уроках права.                                                                                   4 Раздел 2. Урок­практикум как вид интерактивного метода  обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права.               6                                          Заключение.                                                                                          9 Список использованных источников и литературы.                        11 Приложение                                                                                          12 2 Введение Современное   образование   в   России   перешло   на   Федеральный   государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.  Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной   деятельности.   Особенность   ФГОС   нового   поколения   –   деятельный характер,   который   ставит   главной   задачей   развитие   личности   обучающегося. Современное   образование   отказывается   от   традиционного   представления   результатов обучения   в   виде   знаний,   умений   и   навыков;   формулировки   стандарта   указывают   на реальные виды деятельности.  Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [1] При   этом,   исходя   из   требований   времени,   требования   нового   стандарта   не являются чем­то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?  И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых  в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Все эти проблемы, стоят не только перед преподавателями гуманитарного цикла, но и библиотекарями­педагогами. Актуальностью данной работы является то, что важным условием приобретения правовых   знаний,   развития   социальных   умений   и   навыков   является   внедрение   новых методик, обеспечивающих активное участие обучающихся в ___________________________________________________________ 3 [1] Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт­Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74­76. образовательном процессе. Целью   данной   работы  является   изучение   одного   из   методов   интерактивного обучения в системе правового образования. Задача:  Исследовать   влияние     метода   интерактивного   обучения   на   качество правового образования  обучающихся. Гипотеза: Предполагается, что  обучающиеся не только приобретают знания, но и развивают особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в правовой сфере. Для этого решаются следующие задачи согласно принципам правового обучения: ­   формирование   уважения   к   праву;   собственных   представлений   и   установок, основанных   на   современных   правовых   ценностях   общества;   компетенций,   для   защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции; ­   формирование   способностей   к   мышлению   и   деятельности   в   ситуациях   с непредзаданным   результатом,   способностей   к   анализу   социальных   и   правовых   норм относительно ситуации действия; ­ формированию коммуникативных способностей; ­ формированию   систематических  знаний  в сфере  права,  конкретных  умений  и навыков действия в социальной сфере. Предметом работы является метод интерактивного обучения. Объектом   работы  являются   педагогические   отношения     при   использовании интерактивного     метода   в   системе   правового     образования   в   формате   классного   и внеклассного обучения обучающихся. Раздел 1. Применение метода интерактивного обучения  на уроках права Многие   основные   методические   инновации   связаны   сегодня   с   применением интерактивных   методов   обучения.   Интерактивный   ­   означает   способность 4 взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем­либо (компьютером) или с кем либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего, диалоговое   обучение,   в   ходе   которого   осуществляется   взаимодействие   учителя   и ученика,   или   ведущего   и   участника   мероприятия,   которое   направлено   на   получения информации по какой­либо определенной области знаний. В данном случае, мы говорим о получении правовой информации в рамках образовательного стандарта.  Суть   интерактивного   обучения   состоит   в   организации   учебного   процесса   таким образом,   что   практически   все   обучающиеся   оказываются   вовлеченными   в   процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают   и   думают.   Каждый   вносит   свой   особый   индивидуальный   вклад,     идет   обмен знаниями,   идеями,   способами   деятельности.   Причем   это   происходит   в   атмосфере доброжелательности   и   взаимной   поддержки,   переводит   ее   на   более   высокие   формы кооперации и сотрудничества. В   ходе   диалогового   обучения   обучающиеся   учатся   критически   мыслить,   решать сложные  проблемы  на  основе  анализа  обстоятельств   и  соответствующей   информации, взвешивать   альтернативные   мнения,   принимать   продуманные   решения,   участвовать   в дискуссиях,   общаться   с   другими   людьми.   Для   этого   на   уроках   и   внеклассных мероприятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские  проекты,   ролевые  игры,  идет   работа  с  документами   и  различными источниками информации. Также   педагогу   необходимо   соблюдать   правила   применения   интерактивной технологии. Правило первое. В работу должны быть вовлечены почти все, в той или иной мере, участники урока (мероприятия). Правило   второе.   Надо   позаботиться   о   психологическом   настрое   участников. Ученики должны быть психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должно быть более 30 человек. Ведь важно, чтобы каждый был услышан и каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме. 5 Правило   четвертое.   Для   учеников   должен   быть   создан   физический   комфорт. Поэтому  столы   лучше  поставить  «елочкой»,  чтобы   каждый  имел   возможность  видеть ведущего и общаться в своей группе. Правило пятое. Полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважения и достоинства.   Также   соблюдать   регламент   выступления   и   относиться   внимательно   к вопросам процедуры. Правило шестое. Необходимо отнестись со вниманием к делению участников на группы.   Первоначально   его   лучше   построить   на   принципе   добровольности.   Затем воспользоваться принципом случайного выбора. Преподавание   права   отличается   от   преподавания   других   учебных   дисциплин спецификой учебного материала, поэтому в преподавании права отдается предпочтение нестандартным   типам   уроков,   таким   как   уроки­суды,   игры   (деловые   и   ролевые), драматизации,   диспуты,   дебаты,   уроки­конференции,   обсуждение   видео­   и   печатных материалов,   а   также   и   многим   другим   видам   уроков,   направленным   на   пробуждение интереса   обучающихся   к   изучению   права.   Можно   обобщить   и   выделить   несколько основных типов уроков, актуальных в преподавании права:   Интегрированный урок.  Комбинированный урок.  Урок­зачет.  Урок­практикум.  Урок­экскурсия.  Урок­дискуссия.  Урок­консультация.  Театрализованный урок.  Урок­соревнование.  Урок­лекция.  Урок с дидактической игрой.  Урок­деловая игра.  Урок­семинар.  Урок­ролевая игра. 6 Раздел 2.  Урок­практикум как вид интерактивного метода  обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права                 Уроки­практикумы,   помимо   решения   своей   специальной   задачи   ­   усиления практической   направленности   обучения,   должны   быть   тесным   образом   связаны   с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной   формой   их   проведения   являются   практические   работы,   на   которых обучающиеся   самостоятельно   упражняются   в   практическом   применении   усвоенных теоретических знаний и умений. Различают   установочные,   иллюстративные,   тренировочные,   исследовательские, творческие   и   обобщающие   уроки­практикумы.   Основным   же   способом   организации деятельности обучающихся на практикумах является групповая форма работы. При этом каждая группа выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую работу. Средством   управления   учебной   деятельностью   обучающихся   при   проведении практикума   служит   инструкция,   которая   по  определённым   правилам  последовательно устанавливает действия ученика. Для   внеклассного   мероприятия   сценарий   и   есть   та, инструкция   определяющая   поведенческую   роль   обучающегося.   (Оговоримся,   что   при проведении   внеклассного   мероприятия,   роль   ведущего   играет   преподаватель   или библиотекарь.) Сценарий же мероприятия, содержит метод интерактивного обучения и проводится в виде урока­практикума. Исходя из имеющегося опыта, можно предложить следующую структуру уроков­ практикумов: ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ Сообщение темы, цели и задач практикума. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Ознакомление учеников с инструкцией. Подбор   необходимых   дидактических   материалов,   средств   обучения   и оборудования. ♦ ♦ ♦ работы. Выполнение работы обучающимися под руководством преподавателя. Составление отчёта. Обсуждение   и   теоретическая   интерпретация   полученных   результатов 7 Эту структуру практикума можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки   обучающихся,   наличия   оборудования   и   формы   проведения   (классная   или внеклассная).  Подготовка. Разделите   класс   обучающихся   на   группы.   Иногда   группы   могут   быть   выбраны произвольно, например, по дню или месяцу рождения, по первой букве имени или по какому­то другому, неявному критерию. В классе ученики образуют группы, повернувшись лицом к сидящим сзади. При этом парты соединяются, в зависимости от количества участников в группе. Чаще всего группа состоит из 6 человек. На выполнение задания группе потребуется времени больше, чем несколько   минут,   то,   возможно,   будет   необходимо   иметь   председателя   и   ведущего протокол. Группа должна решить, кому поручить эти обязанности. Рассадите ребят так, чтобы они видели друг друга. Четко   объясните   обучающимся   задание.   Предупредите,   каким   временем   они располагают. Проведение. Чтобы включиться в работу, группам часто бывает нужно поощрение. Не скупитесь на слова одобрения. Пока пары или группы работают, отойдите от них, но будьте готовы прийти на помощь. Преподаватель или ведущий должен быть организатором процесса обучения и консультантом, координатором  урока. Не прерывайте работу учеников, кроме как в случаях, если группа неправильно поняла, что она должна делать. Предоставьте группам и парам возможность свободного обсуждения, вмешивайтесь только по их просьбе. Уделяйте  группам   равное  внимание.   Если  предполагается   необходимость,   чтобы группы отчитались о своей работе всем классом (это может быть сообщение о принятом pешении, подведение итогов дискуссии или просто рассказ о том, как работала группа), они должны знать об этом с самого начала, чтобы выбрать того, кто будет представлять отчет. Анализ. Спросите учеников, было ли занятие полезным и что они узнали. Если будет дан отрицательный ответ, выясните, как они сами организовали занятие. Воспользуйтесь их идеями. 8 Работая в группах, обучающиеся учатся размышлять, составлять вопросы, делать собственные   выводы,   критически   воспринимать   разнообразную   информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценивать свою работу и работу одноклассников. После того как рабочие группы создают свой коллаж, представляющий понимание, видение проблемы данными учениками,   группа   публично   защищает   свою   работу, отвечает на вопросы и формулирует выводы. В   заключении   преподаватель   задает   домашнее   задание,   например,   выполнение творческой   работы,   составление   каких   либо   нормативных   документов   по   праву, презентаций и т.д.  В конце необходимо преподавателю озвучить оценку, как отдельным участникам, так  и  группам   учащихся.   Можно  проанализировать   данные  оценки  непосредственно  с ними.  Как   раньше   было   отмечено,   большую   роль   играет   психологическое   требование преподавателя (ведущего) к участникам для работы в группах. Деление   класса   на   пары   и   группы   дает   ученикам   возможность   для   участия   и взаимодействия.   Этот   прием   можно   использовать,   когда   нужно,   чтобы   быстро   были высказаны личные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей, с точки зрения своего собственного опыта.  Здесь была представлена общая схема ведения урока­практикума, который может быть   использован   и   во   внеклассной   работе   педагога.   Более   подробным   изложением сценарием урока и внеклассного мероприятия, можно ознакомиться в приложении.  Заключение Гражданско­правовое   образование   –   неотъемлемая   часть   общей   культуры гражданина,   условие   формирования   правовой   культуры   и   правового   сознания, гражданственности   и патриотизма. В последние годы активизируется поиск и широкое использование   методик,   позволяющих   значительно   повысить   эффективность   обучения общественным дисциплинам вообще и внеурочной работы по правоведению в частности. Одна из основных задач  подготовки обучающихся – выработка  у них собственной позиции,   развитие   навыков   социального   общения,   умения   анализировать   жизненные   и правовые   ситуации   и   принимать   решения.   В     реальной   действительности   круг необходимых   для жизни и работы знаний постоянно   расширяется, а возможности их 9 усвоения не беспредельны. Поэтому важнейшей   задачей становиться не только умение отбирать   и   систематизировать   необходимые   приближать к конкретным жизненным  ситуациям, к практике.   знания,   но   и   преобразовывать   их, Значительная   часть   учебного   курса   «Право»   носит     теоретический   характер. Очевидно, поэтому эффективное обучение требует  применения интерактивных методик, с помощью которых учащиеся не только приобретают знания, но и  развивают социальные и интеллектуальные навыки, вырабатывают критическое мышление. Правовое   образование     предполагает   развитие   активного   участия     в   решении социальных, правовых проблем   и ответственности за их решение. Это обстоятельство имеет   особое   значение   для   выбора   метода   обучения.   С   этой   целью   использовались активные (интерактивные) методы обучения.  Интерактивными   называются   методы   обучения,   осуществляемые   посредством взаимодействия обучающихся в процессе обучения. Они позволяют на основе личного вклада каждого из участников процесса обучения в общее дело получить новые знания и организовать   совместную   деятельность   от   единичного   взаимодействия   к   широкому сотрудничеству.   В   интерактивных   методиках   обучающиеся   обучают   друг   друга,   их отличительная   особенность   состоит   в   их   диалоговом   характере.   Подобные   методики принципиально   меняют   схему   коммуникации   в   учебном   процессе.   Преподаватель выступает   в  качестве  организатора  процесса  обучения  и  консультанта.  Он   ни  в  коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе.   Главными   в   процессе     обучения   становятся   связи   между     учениками,   их взаимодействие     и   сотрудничество.   Результаты   обучения     достигаются   взаимными   принимают   взаимную усилиями     участников   процесса   обучения,   учащиеся   ответственность за результаты  обучения. Подводя   итог,   можно   сказать,     что   методы   интерактивного   обучения   в   системе правового   образования     действительно   повышают   качество   усвоения   знаний,   умений, навыков и применения их на практике. И более того, эти методы способствуют развитию и повышению общего уровня правовых знаний обучаемых.    10 Список использованных источников и литературы законодательные акты 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012  №   273­ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования. — М.: Просвещение, 2011. литература 1. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения  [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV  междунар. науч. конф. (г. Санкт­Петербург, январь 2014 г.). — СПб. : Заневская  площадь, 2014. — С. 74­76. 2. Кафедра учителей обществознания и права: концепция, методики, инновации   / авт.­сост. Е.А. Мавлютова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 208 с. 3. Никитин,   А.   Ф.   Право   и   политика/А.   Ф.Никитин.   ­   М.   :   Просвещение,   2000; Мушинский, В. О. Основы правоведения / В. О. Мушинскнй. ­ М.: ЦГО, 1997 [и др.] 4. Основы правовых знаний. 8­11 классы. Интерактивные методы преподавания права / авт.­сост. Е.А. Мавлютова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 190 с. 11 5. Практикум   по   интерактивным   технологиям   на   уроках:   учебно­методи­ческая разработка / Рабинович П.Д., Баграмян Э.Р., – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. – 156 с. 6. Поляков,   С.   А.   Знание   своих   прав   позволяет   чувствовать   себя   увереннее... Практическое применение школьниками правовых знаний / С. А. Поляков, В. В. Спасская // Право в школе. ­ 2004. ­ № 63. сайт 1. Интерактивные методы обучения праву. (Электронный ресурс). ­ Режим доступа: http://freepapers.ru/16/interaktivnye­metody­obucheniya­ pravu/230718.1593507.list4.html   30.11.2016)   ­   Заглавие   с   экрана.   –   (Дата   обращения Тема: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: РОССИЯ И ВЕЛИКОБРИТАНИЯ  (урок­практикум с применением метода мозаики) Приложение Цели:  дать   представление   о   роли   местного   самоуправления   в   жизни   человека; познакомить учащихся с устройством, принципами организации и полномочиями органов местного   самоуправления   в   России   и   Великобритании;   учить   сравнивать   различные модели местного самоуправления. Используемые методы: метод мозаики или «ажурной пилы». Основные понятия: местное самоуправление. Оборудование: 1. Фоторяд или набор иллюстраций:   земной шар; карта страны; карта района;   фотография улицы; 12 2) 3) 4) 1. 2. 3.  фотография неубранной комнаты. 3 российских флажка и 3 флажка Великобритании. Набор цветных карточек для деления на группы. Расстановка парт для работы в шести группах. План урока Создание проблемной ситуации. Мотивация. Объявление темы и постановка целей урока. Интерактивная часть: работа в главных группах; работа в экспертных группах; работа в главных группах. ­ ­ ­ 4.      Обсуждение результатов. Ход урока 1.Создание проблемной ситуации. Мотивация. Перед учащимися поочередно появляется ряд изображений: 1) 2) 3) 4) земной шар; карта страны; карта района; фотография улицы; фотография неубранной комнаты. 5) Классу предлагаются вопросы: ­ Какие проблемы каждого уровня существуют? ­ Кто бы, на ваш взгляд, их мог решить? Возможные варианты ответов: ­ Глобальные проблемы современности, разрушение озонового слоя, глобальное потепление,   войны,   терроризм   и   так   далее.   Эти   проблемы   должны   решаться правительствами нескольких государств. ­ Проблем может быть названо очень много (бедность, экономический кризис, низкие зарплаты и т. д.). Они должны решаться правительством нашей страны. ­ Грязь на улицах и во дворах, плохие дороги, отсутствие детских площадок и т. д. Должны решаться различными структурами – от президента до самих жителей. 13 В результате участники беседы выясняют, что далеко не все проблемы решаются президентом, правительством и даже губернатором. Очень много вопросов человек решить в состоянии либо сам, либо через специальные органы – органы местного самоуправления. 2.Объявление темы и постановка целей урока. 3.Интерактивная часть урока. Класс делится на несколько групп по 6 человек в каждой.  Каждая  главная  группа получает   общее   для   всех   задание.  На   уроке   группа   должна   заполнить   таблицу   на сравнение системы местного самоуправления России и Великобритании. Позиции для сравнения 1) Законодательная база 2) Принципы организации 3) Система органов 4) Полномочия Россия Великобритания Далее образуются 6 экспертных групп, каждая из которой получает задание заполнить соответствующую графу в таблице на основе полученных материалов. 1­я группа. Законодательная база и принципы организации местного самоуправления в РФ.  2­я группа. Законодательная база и принципы организации местного самоуправления в  Великобритании. 3­я группа. Система органов местного самоуправления в РФ. 4­я группа. Система органов местного самоуправления в Великобритании. 5­я группа. Полномочия органов местного самоуправления в РФ. 6­я группа. Полномочия органов местного самоуправления в Великобритании. После работы в экспертных группах учащиеся возвращаются в главные группы, где завершают заполнение таблицы, обмениваясь результатами работы в экспертных группах. 4. Обсуждение результатов групповой работы. Обсуждение проходит в форме беседы по нижеприведенным вопросам: ­ Что общего в устройстве, принципах организации, полномочиях органов местного  самоуправления в России и Великобритании? ­ Что различного в этих системах? ­ Что для вас наиболее привлекательно в каждой из систем? ­ Что бы я изменил в каждом из вариантов? ­ Как вы думаете, насколько местное самоуправление является важным для каждого  14 человека? В   заключение   урока   участникам   предлагается   материал:   отношение   населения   или оценка деятельности органов местного самоуправления в России и Великобритании. В качестве домашнего задания можно предложить творческую работу по цитате А. И. Солженицына   «…Демократия  должна   постепенно,   терпеливо   и   прочно   строиться снизу, а не просто провозглашаться… сверху сразу во всём объёме и шири…». Классный час "Мои права и обязанности" (внеклассное мероприятие в виде командной игры) Правовое просвещение подростков должно способствовать формированию у них специфического правового понятийного аппарата, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Наличие такого   понятийного   аппарата   позволяет   развить   способность   к   самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Цели классного часа: • формирование правовой грамотности подростков; • • закрепление содержательной разницы понятий "права" и "обязанности" гражданина; практическое закрепление правовых знаний. Методическое оснащение: • • • • брошюры с нормативными документами по теме; карточки красного цвета (по числу команд); 2 конверта с высказываниями о детстве для конкурса "Точка зрения"; на доске размещены определения: Права и обязанности человека ­ понятие, характеризующее правовой статус  человека по отношению к государству, его возможности и притязания в  экономической, социальной, политической и культурной сферах. 15 Свобода мысли и совести ­ одно из основных личных прав человека; означает свободу  индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно  выбирать для себя систему духовных ценностей. Дискриминация ­ ограничение или лишение прав людей по национальным,  религиозным, политическим или иным мотивам. Геноцид ­ уничтожение отдельных групп населения (и целых народов) по расовым,  национальным, религиозным, политическим или иным мотивам. Участники мероприятия: студенты техникума Подготовительный   этап   классного   часа:  участники   разбиваются   на   2   команды   и занимают места. На столах ­ брошюры с нормативными документами по теме. Команды соревнуются в нескольких конкурсах. Жюри (желательно, чтобы в его состав входили представители правоохранительных органов) следит за игрой, оценивает общую работу обучающихся,   подсчитывает   количество   правильных   ответов   полученных   командой баллов. Конкурс «Правовой статус» Участникам предлагается ответить на вопросы. За правильный ответ начисляется 1   балл.   Команда,   у   которой   готов   ответ,   поднимает   красную   карточку.   Отвечает   та команда, которая первой подняла карточку. Вопросы для конкурса "Правовой статус": С какого возраста: Ребенок становится полностью дееспособным и может своими действиями  1. приобретать любые права? (18 лет) Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное  2. свидетельство)? (16 лет) 3. Несет уголовную ответственность за любые преступления? (18 лет) 16 4. Несет административную ответственность за правонарушения в любом порядке  (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения  (например, хулиганство) ­ в общем порядке? (16 лет) Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта);  5. сохраняет ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя ­ 36 ч)? (16 лет) Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии  6. инструктора? (16 лет) 7. 8. 9. Имеет право управлять мопедом при движении на дорогах? (16 лет) Может быть членом кооператива, акционерного общества? (16 лет) Имеет право на получение паспорта? (14 лет) 10. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления  при наличии уважительной причины? (16 лет) 11. Имеет право устроиться на работу с согласия профсоюзного органа предприятия?  (15 лет) 12. Может вступать в молодежные общественные объединения? (14лет) Несет имущественную ответственность по заключенным сделкам, а также за  13. причинение имущественного вреда? (14 лет)       Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (кража,  14. убийство, разбой, вымогательство)? (14 лет) 15. 16. Имеет право управлять велосипедом при движении на дорогах? (14 лет) Допускается устройство на работу (легкий труд не более 4 ч в день) с согласия  одного из родителей? (14 лет) 17. Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими? (14 лет) 18. Может осуществлять права автора, охраняющего результаты своей  интеллектуальной деятельности? (14 лет) 17 19. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными  доходами? (14 лет) 20. Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей)? (14 лет) Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями?  21. (14 лет) Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного  22. разбирательства? (10 лет) Выражает свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он  23. хотел бы проживать после развода? (10 лет) 24. 25. Дает согласие на изменение имени или фамилии? (10 лет) Приобретает право на гражданство? (С момента рождения) Конкурс "Правовой выбор" Командам   предлагается   сделать   правовой   выбор   в   различных   жизненных ситуациях.   Каждый   вариант   оценивается   по   5­балльной   системе   (желательно,   чтобы каждый вариант был проанализирован со ссылкой на статьи закона). В конце обсуждения педагог   обобщает   высказывания   обучающихся,   используя   предложенные   комментарии специалистов. Вариант 1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на  море. К вам подходят несколько пьяных мужчин и начинают оскорблять.  Хулиганы обзывают ваших друзей, угрожают словесно. Но превосходство в  физической силе явно на вашей стороне. Каковы ваши действия? Комментарий юриста: Единственное   правильное   решение   по   закону   ­   отправить   одного   из   ребят   за полицией и попросить защиты. Но данные действия, к сожалению, не всегда возможны. Поэтому   главное   ­   не   начинать   драку   первыми,   поскольку   в   дальнейшем   это   будет квалифицировано как хулиганство [ст. 231 Уголовного кодекса РФ (далее ­ УК РФ)]. А если при этом мужчины (или один из них) получат телесные повреждения (независимо от 18 степени   тяжести)   ­   это   будет   поводом   для   привлечения   виновных   к   уголовной ответственности по иным статьям УК РФ. Реального лишения свободы, скорее всего, не будет,   но   даже   простая   судимость   еще   ничью   жизнь   не   украсила.   Лучше   всего   дать словесный отпор. Но, конечно, вести себя следует тактично. Если же мужчины, не вняв словам, первыми начинают драку, защищаться можно и нужно. Главное ­ не переборщить, чтобы ваши действия не были квалифицированы как превышение необходимой обороны. "Добивать" хулиганов, вымещать на них злость кулаками не нужно. Достаточно лишь показать им силовое превосходство. Комментарий педагога: Чтобы не оказаться в роли хулиганов, нельзя вступать в конфликт. Необходимо найти свидетелей, привлечь внимание окружающих и вызвать полицию.  Комментарий психолога: В   данной   ситуации   необходимо   определить   заводилу   хулиганов   и,   обращаясь непосредственно   к   нему,   в   жесткой   форме   указать   на   недопустимость   оскорблений. Важно   привлечь   его   внимание   к   тому,   что   у   вас   превосходство   в   силе,   всем   видом показывать   спокойствие   и   уверенность.   В   дальнейшем   старайтесь   не   провоцировать обидчиков   и   дайте   хулиганам   возможность   удалиться,   не   обращая   внимания   на возможные комментарии с их стороны. В критической ситуации, если вашему здоровью угрожает опасность, вы вправе дать адекватный физический отпор. Вариант 2. Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять  уроки на следующий день, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется  пропустить уроки, к тому же вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать  нельзя, да и родители могут наказать. Как вы поступите в данной ситуации? Комментарий юриста: С детских лет необходимо готовить себя к взрослой жизни, в которой не всегда и не все складывается так, как мы того хотим. Для любого человека, считающего себя взрослым,   чувство   долга   является   первостепенным.   В   каждой   школе   есть   правила поведения   обучающихся   и   школьный   устав,   которые   обязывают   каждого   ученика посещать все уроки и никогда не пропускать их без уважительной причины. Просмотр 19 нового фильма, несомненно, не является такой причиной, поэтому друзьям необходимо тактично отказать. Это будет хорошей тренировкой чувства долга, которое позволит вам многого добиться во взрослой жизни. Настоящие друзья вас всегда поймут, а если не поймут ­ это не друзья, и держаться за них не стоит. Комментарий педагога: Предложите друзьям пойти на более поздний сеанс, чтобы не прогуливать уроки, или посмотреть фильм в выходной день. Комментарий психолога: Принимая решение, вы должны исходить из своих личных интересов, конкретной ситуации в семье и школе и понимать, что ответственность за этот поступок друзья с вами не разделят. Возможно, лучшим решением будет убедить друзей, что вам всем не нужны такие сложности. А вы с радостью пойдете на фильм в выходной день. Вариант 3. В вечернее время на остановке спит очень пьяный мужчина. Есть  возможность взять из его карманов ценные вещи и остаться незамеченным. Как вы поступите в данной ситуации? Комментарий юриста: Чужое  имущество без разрешения брать нельзя никогда.  Это противозаконно. Действия,   описанные   выше,  будут  квалифицированы  как   кража,  т.  е.  тайное   хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ), что грозит виновному лишением свободы на срок до одного   года.   В   данной   ситуации   необходимо   вызвать   полицейских,   чтобы   они   увезли мужчину в отделение. Можно обратиться за помощью к знакомым взрослым людям: они подскажут, что можно сделать. Комментарий психолога и педагога: Важно осознавать, что кражей вы можете перечеркнуть всю свою будущую жизнь. И даже если никто не узнает о случившемся, этот груз будет лежать на ваших плечах. Уважение к собственности других людей ­ позиция сильного человека! Вариант 4. В выходной день вы с друзьями собрались послушать музыку в дневное  время. В соседней квартире проживает молодая семья с маленьким ребенком.  20 Музыка включена достаточно громко. В 14:00 позвонила соседка и попросила  уменьшить звук проигрывателя. Как вы поступите в данной ситуации? Комментарий юриста: Хотя по закону слушать музыку громко можно до 22:00, надо уважать соседей. К сожалению,   не   все   современные   многоэтажные   дома   построены   технологически правильно, и уровень шумоизоляции в них редко соответствует тому, что предусмотрено строительными нормами и правилами. Получается, что даже тот уровень шума, который считается допустимым, порой создает соседям большие проблемы. Необходимо помнить, что  материнство   и  детство  находятся  под   особой  защитой  государства,  и   закон  этот необходимо уважать. А потому лучше уменьшить звук, чтобы мама с маленьким ребенком не страдали. Комментарий психолога и педагога: Зная,   что   от   громкой   музыки   страдает   маленький   ребенок,   удовольствия   от прослушивания   вы   не   получите.   В   этой   ситуации   нравственно   правильное   решение   ­ сделать звук тише. Соседи скажут вам спасибо за добрый поступок. Конкурс "Точка зрения" Участникам предлагается прочитать и проанализировать высказывания о детстве. На   рассуждение   дается   5   мин.   Жюри   оценивает   последовательность,   логичность высказываний и аргументов участников. Какая точка зрения вам ближе и почему? Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему  нравственному человеку. (Н.В. Шелгунов, журналист) Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их  жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек  находится подгнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще  реже ­ свободу. 21 (И. Кант, философ) Жюри озвучивает результаты конкурса, завершая их анализом и оценкой  действий каждого участника.  22

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»

Методические рекомендации на тему «Использование интерактивного метода обучения на внеклассных мероприятиях и уроках права»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018