Государственно-правовое регулирование в области охраны объектов культурного наследия народов РФ.
Оценка 4.7

Государственно-правовое регулирование в области охраны объектов культурного наследия народов РФ.

Оценка 4.7
Научные работы
docx
правоведение
11 кл +1
14.04.2022
Государственно-правовое регулирование в области охраны объектов культурного наследия народов РФ.
В данной статье проведен правовой анализ нормативно-правовых актов сферы государственно-правового регулирования в области охраны объектов культурного наследия народов РФ.
Доклад.docx

Государственно-правовое регулирование в области охраны объектов культурного наследия народов РФ.

 

Гордополова Мария Ивановна,

обучающаяся 2 курса (25 группа), специальность 

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Аннотация. В данной статье проведен правовой анализ нормативно-правовых актов сферы государственно-правового регулирования в области охраны объектов культурного наследия народов РФ.

Ключевые слова: закон, государственная охрана, правовое регулирование, ответственность, объекты культурного наследия, памятники архитектуры, памятники, ансамбли, достопримечательные места, сохранение, популяризация.

 

В нашем огромном мире есть множество разнообразных и неповторимых объектов природного и культурного наследия. Все уникальные объекты мирового наследия подразделяются на две большие группы: природные и культурные.

Государственно-правовое регулирование в данной области - в области охраны объектов культурного наследия народов РФ - является особым в отношении к культурному наследию, которое имеет практическую и теоретическую важность.

Культурные вопросы крайне важны, следовательно, решаются не только на государственном, но и мировом уровне. Более того, они очень тесно связаны с формированием толерантности, искоренением дискриминации, национальных конфликтов, посягательств на культурные объекты и ценности, вызванные враждебностью и неприязнью одной культуры к другой.

Понятие культурное наследие многоплановое и многомерное, так как используется в различных отраслях. Под культурным наследием было предложено понимать «…отнесенные к определенному пространству и времени типичные и уникальные образцы многих сторон материальной и духовной деятельности населения». Термин «культурное наследие» появился только в 1972 году в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. [6]

Эта организация при участии отобранных экспертов влияет на решение касательно включения объектов в список Всемирного наследия и далее следит за их благосостоянием. Объекты Всемирного наследия находятся под охраной международного права.

На настоящий момент культурное наследие в РФ регулируется специальным Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», принят Государственной Думой 24 мая 2002 года и одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года , регулирует отношения в области сохранения, использования, пропаганды и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и направлен на реализацию конституционного права каждого человека на доступ к культурным ценностям, сохранение памятников истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерация по сохранению и развитию своей культурной и национальной самобытности, защите, восстановлению и 12 сохранению историко-культурной среды, защите и сохранению источников информации о происхождении и развитии культуры. [2]

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из главных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для сохранности объектов культурного наследия основным является их государственный учет. Только государственный учет может юридически признать тот или иной объект наследия памятником истории и культуры.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними, в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия. С принятием Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 Российская Федерация вышла на новый уровень по охране значимых и ценных объектов истории и культуры, что способствовало увеличению их роли в культурном развитии населения. Иными словами, наше государство приняло международные стандарты по сохранению объектов, которые, так или иначе, отражают развитие человечества (а именно культуры, истории определенных народов, природных явлений и т.д.). [2]

  Оренбургская область осуществляет работу по охране объектов культурного наследия. Закон Оренбургской области от 03.07.13 г. N 1678/503-V-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области» регулирует отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Оренбургской области, в целях сохранения уникального исторического и культурного наследия Оренбургской области, являющегося неотъемлемой частью российской и мировой культуры. [5]

   Настоящий Закон направлен на реализацию полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Оренбургской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия а также регулирует отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Оренбургской области.

            Для памятников истории и культуры в Оренбургской области характерны следующие проблемы, связанные с сохранением, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия:

            - большое количество выявленных объектов культурного наследия не имеет документации, необходимой для их регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;

            - большинство объектов культурного наследия не имеет охранных обязательств;

            - многие здания-памятники, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии;

            - зоны охраны объектов культурного наследия не имеют точных географических координат и нанесены на документах территориального планирования условно и др.

Возвращаясь к закону «Об объектах культурного наследия РФ» можно заметить, что там установлены нормы, выделяющие основные проблемы по сохранению культурного наследия в сформировавшихся условиях. Также законодательство РФ предусматривает соответствующую юридическую ответственность за нарушение норм ФЗ «Об объектах культурного наследия РФ». [2]

Таким образом, культурное наследие признается важнейшей частью жизни каждого человека, проживающего на территории России. То, что останется нашим предкам, без чего невозможно представить культурное развитие, как отдельно взятой личности, так и нации в целом. Более того, десяткам воин, пытавшимся стереть множество признаков культурной составляющей государств не удалось и, как мы понимаем, никогда не удастся полностью уничтожить наиболее значимое и главенствующее в нашем мире - память! Многие поколения явились свидетелями создания, появления на нашей планете подобных уникальных мест.

Первоочередным нормативно-правовым актом в правовой системе РФ выступает – Конституция РФ. Основной закон страны в ч. 2 ст. 44 закрепляет право каждого «принимать участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Но первоочередным положением Конституции – это обеспечение реализации данного права каждому посредством гарантий, то есть «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом».  И для полной комплектации конституционной нормы, устанавливается также обязанность граждан беречь памятники истории и культуры и заботиться о сохранении культурного наследия. Ст. 44 Конституции РФ коррелирует с другими положениями Основного закона, которые касаются интеллектуальной собственности, защиты от недобросовестной конкуренции, о свободе информации, мысли и слова. [1]

Кроме того, Конституция признает нормы международного права в области охраны культурного наследия, в частности на территории РФ ратифицированы следующие международно-правовые нормативные акты: 19 Всеобщая декларация прав человека. В ч. 1 ст. 27 указанного документа закрепляется, что «каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами». А ч. 2 ст. 27 устанавливает «право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».[1] Интерпретируя указанные нормы, можем выделить два основных его понимания: Во-первых, международным актом закрепляются и обеспечиваются культурные права человека; Во-вторых, в декларации сопоставляются авторские права и культурные права. В данном случае, без всякого сомнения, объекты интеллектуальной собственности могут признаваться объектом культурного наследия, который может признаваться как внутри государства, так и в международном сообществе.

   Вместе с тем, в основу охраны культурного наследия заложена Декларация принципов международного культурного сотрудничества, которая была принята немного раньше 4 ноября 1966 года. Так, Конституция РФ полностью корреспондирует положениям Декларации. Так, например, в ст. 1 Декларации закрепляется фундаментальное положение, которое применяется в ст. 44 Конституции – «каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять». В Декларации принципов международного культурного сотрудничества закрепляется статус и разновидности объектов культурного наследия и культурные ценности. Статья 5 закрепляет между государствами, признающими данный документ, обязанность соблюдать культурное право каждого человека, народа, государства. На основании вышеуказанных международных договоров издаются соответствующие конвенции по охране объектов культурного наследия. Наиболее популярной конвенцией выступает – Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. [1]

   В настоящее время осознан высочайший потенциал культурного наследия. Утрата культурного наследия неизбежно приведет к духовному оскудению, разрывам исторической памяти. Поскольку современная Россия переживает принципиальные социальные, экономические, духовные перемены, глубокое изучение и всестороннее использование памятников культурного наследия имеет особое значение. [3]

Существуют некоторые проблемы в рамках правового регулирования и государственного управления в области охраны объектов культурного наследия. Прежде всего, политика государства реализуется ненадлежащим образом и количество финансов, выделяемых из государственного бюджета недостаточны для надлежащего исполнения функций не только федеральных органов власти, но и региональных, местных органов, которые реализуют политику в области охраны культурного наследия в РФ.

В связи с этим, можно выделить основные проблемы:

1. Естественное физическое старение и разрушение материальных объектов культурного наследия;

2. Насильственное разрушение культурного наследия в результате террористических актов и иных преступных посягательств;

 3. Политические, межнациональные и межкультурные конфликты, приводящие к этническим чисткам, а, следовательно, к уничтожению этнической культуры отдельных народов;

4. Отсутствие необходимых норм в законодательстве, устанавливающие конкретную меру ответственности за совершение противоправных действий по отношению к объектам культурного наследия;  

5. Рост массового туризма с резким повышением нагрузки на объекты культурного наследия в ввиду роста их посещаемости;

6. Развитие туристической инфраструктуры и материальной базы на территориях культурного наследия, что приводит к их износу;

7. Насильственное разрушение объектов культурного наследия в результате туристского вандализма;

8. Коммерциализация культурного наследия вследствие развития международного туризма и роста спроса на различные объекты и явления культуры в составе культурного туристического продукта.

Указанные проблемы будут актуальными до тех пор, пока государство не направит свои силы на культурно-духовное развитие населения и усиление контроля за исполнением законов. Но как мы видим на практике, государство обеспокоено больше военнопромышленным делом, на что выделяется значительная часть бюджета. В связи с вышеуказанными проблемами, государству необходимо внести изменения и дополнения в нормативно – правовые акты, регулирующие вопросы охраны объектов культурного наследия и провести поэтапную реформу государственного управления и законодательства в области охраны и развития окружающей среды.

   В Российской Федерации разработан и реализуется комплекс мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реализации конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

  Государственная охрана объектов культурного наследия одна из приоритетных государственных задач, успешному решению которой способствует деятельность по государственно-правовому регулированию в области охраны объектов культурного наследия народов РФ посредством осуществления надзора за исполнением требований законодательства в указанной сфере.

 

Список источников информации

 

          1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 11.03.2022).

2. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ (посл. ред.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения 19.11.2019).

 3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (посл. ред.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения 11.03.2022).

  4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 317 (ред. от 17.08.2019) «Об утверждении государственной программы Российской 75 Федерации «Развитие культуры и туризма»» // URL: http://docs.cntd.ru/document/499091763 (дата обращения 11.03.2022)

   5. Закон Оренбургской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области» от 03.07.13 г. N 1678/503-V-ОЗ (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 19 июня 2013г.) (с изм. от 08.05.2015г.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_

   6. ЮНЕСКО: официальный сайт – URL: whc.unesco.org (дата обращения 11.03.2022).

 

 

 


 

Государственно-правовое регулирование в области охраны объектов культурного наследия народов

Государственно-правовое регулирование в области охраны объектов культурного наследия народов

Российской Федерация по сохранению и развитию своей культурной и национальной самобытности, защите, восстановлению и 12 сохранению историко-культурной среды, защите и сохранению источников информации о происхождении…

Российской Федерация по сохранению и развитию своей культурной и национальной самобытности, защите, восстановлению и 12 сохранению историко-культурной среды, защите и сохранению источников информации о происхождении…

Российской регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории

Российской регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории

Ст. 44 Конституции РФ коррелирует с другими положениями

Ст. 44 Конституции РФ коррелирует с другими положениями

Прежде всего, политика государства реализуется ненадлежащим образом и количество финансов, выделяемых из государственного бюджета недостаточны для надлежащего исполнения функций не только федеральных органов власти, но…

Прежде всего, политика государства реализуется ненадлежащим образом и количество финансов, выделяемых из государственного бюджета недостаточны для надлежащего исполнения функций не только федеральных органов власти, но…

Список источников информации 1

Список источников информации 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2022