Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров
Оценка 4.9

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
физика
11 кл
01.03.2018
Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров
Методические рекомендации для решения задач по физике для студентов СПО специальности повара-кондитеры. В методических рекомендациях рассмотрены примеры решения типовых задач при изучении физики, имеются основные теоретические сведения по каждому изучаемому разделу, списки рекомендуемой литературы, также представлены разноуровневые задачи, в конце разработки приведены занимательные эксперименты в домашних условиях
metodichka_po_vsr_fizika_-povara.docx
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики АУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся по выполнению внеаудиторной  самостоятельной работы по дисциплине ОДП.01 «Физика»  по профессии 260807.01 Повар, кондитер 2015 г. 1 2 педагогов Рассмотрено   на   заседании   цикловой комиссии цикла естественнонаучных дисциплин  Протокол  № ____________,  от « _____» __________________2015 г. Председатель ________________/Григорьева О. В./ Рассмотрено   и   утверждено   на заседании методического совета  АУ СПО ЧТТПиК   Протокол  № ________________, от « _____» __________________2015 г. Председатель __________________/Бородина Т.Л./ Автор составитель:  Петрова О. И., преподаватель физики       Методические   рекомендации   разработаны   в   помощь   обучающимся   по   профессии СПО   260807.01 Повар, кондитер по дисциплине ОДП 01.   Физика выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по разделу          Методические   рекомендации   содержат   задания   для   внеаудиторной самостоятельной   работы,   указания   по   их   выполнению,   рекомендации   по распределению   времени   и   критерии   оценки   самостоятельной   работы,   список источников.   3 Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 Введение  Используемые сокращения Организация и руководство внеаудиторной самостоя­ тельной работой студентов Перечень общих и профессиональных компетенций,  формируемых при изучении дисциплины ОДП.01 Физика  по профессии СПО 260807.01 Повар, кондитер Структура и содержание дисциплины Структура и содержание внеаудиторной  самостоятельной работы Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению  рефератов 7.1.  Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению  7.2. сообщений Задания для внеаудиторной самостоятельной работы,  рекомендации по их выполнению, критерии оценки  выполнения работы, список литературы, электронные  ресурсы 5 6 6 7 9 9 9 14 16 4 В учебном процессе техникума выделяют два вида самостоятельной работы Введение обучающегося:  ­ аудиторная;   ­ внеаудиторная. Аудиторная   самостоятельная   работа   по   дисциплине   выполняется   на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине проводится с целью: ­ формирования и развития общих компетенций и создания теоретической основы для формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО по профессии 260807.01 Повар, кондитер: ­   систематизации   и   закрепления   полученных   теоретических   знаний   и практических умений обучающегося; ­ углубления и расширения теоретических знаний; ­   формирования   умений   использовать   учебную,   научно­методическую, правовую, справочную документацию и специальную литературу; ­   развития   познавательных   способностей   и   активности   студентов: ответственности   и самостоятельности,   творческой   инициативы, организованности;   ­   формирования   самостоятельности   мышления,   способностей   к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; ­ развития исследовательских умений. Объем   времени,  отведенный   на   внеаудиторную   самостоятельную   работу, находит отражение: ­   в   рабочем   учебном   плане   ­   в   целом   по   теоретическому   обучению,   по каждой дисциплине; ­   в   рабочих   программах   учебных   дисциплин   с   ориентировочным распределением по разделам или темам. При выборе содержания и объема самостоятельных работ учитывается: ­ сложность учебного материала;  ­ внутри дисциплинарные и междисциплинарные связи; ­ требований к уровню подготовки обучающихся (должен иметь представ­ ление, знать, владеть умениями). Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием. В   целом   разумное   сочетание   самостоятельной   работы   с   иными   видами учебной   деятельности   позволяет   реализовать   три   основные   компонента образования: ­ познавательный, который заключается в усвоении   необходимой суммы знаний   по   избранной   специальности,   а   также   способности   самостоятельно   их пополнять; 5 ­ развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение; ­   воспитательный   ­   формирование   профессионального   правового   сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной специальностью, но и с общим уровнем развития личности. Основными формами внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть:  ­ письменные и устные ответы по заданной преподавателем тематике; ­ написание докладов, рефератов, сообщений с презентациями; ­ составление графиков, таблиц, схем; ­ решение задач по определенным темам. Используемые сокращения СПО – среднее профессиональное образование; ФГОС – федеральный государственный стандарт; ВСР – Внеаудиторная самостоятельная работа; Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов   Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его  содержание,  сроки  выполнения, ориентировочный  объем  работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.    В   процессе   инструктажа   преподаватель   предупреждает   обучающихся   о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.     Ин­ структаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины. Во   время   выполнения   обучающимися   внеаудиторной   самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.   Самостоятельная   работа   может   осуществляться   индивидуально   или группами   обучающихся   в   зависимости   от   цели,   объема,   конкретной   тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.  Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине,  может  проходить   в  письменной,  устной   или   смешанной  форме,  с представлением продукта творческой деятельности студента.  6 В   качестве   форм   и   методов   контроля   внеаудиторной   самостоятельной работы   обучающихся   могут   быть   использованы   тестирование,   самоотчеты, контрольные работы, защита рефератов, сообщение доклада и др.   Критериями   оценки   результатов   внеаудиторной   самостоятельной   работы студента являются: ­ уровень освоения учебного материала; ­ умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач; ­ сформированность общеучебных умений; ­ обоснованность и четкость изложения ответа; ­ оформление материала в соответствии с требованиями. Перечень общих и профессиональных компетенций, формируемых при изучении дисциплины ОДП 01. Физика по профессии СПО 260807.01 Повар, кондитер В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость   ускорения   свободного   падения   от   массы   падающего   тела; нагревание   газа   при   его   быстром   сжатии   и   охлаждение   при   быстром расширении;   повышение   давления   газа   при   нагревании   в   закрытом   сосуде; броуновское   движение;   электризация   тел   при   их   контакте;   взаимодействие проводников   с   током;   действие   магнитного   поля   на   проводник   с   током; зависимость   сопротивления   полупроводников   от   температуры   и   освещения; электромагнитная   индукция;   распространение   электромагнитных   волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излечение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;  приводить   примеры   опытов,   иллюстрирующих,  что   наблюдения   и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики  и физические теории имеют свои определенные границы применимости;   описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;  применять полученные знания для решения физических задач;  определять характер физического процесса по графику, таблице, и формуле; продукты   ядерных   реакций   на   основе   законов   сохранения   электрического заряда и массового числа;   измерять  скорость,   ускорения   свободного   падения;   массу   тела,   плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, 7  приводить   примеры   практического   применения   физических   знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио – и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетике, лазеров;   воспринимать   и   на   основе   полученных   знаний   самостоятельно оценивать  информацию,   содержащуюся   в   сообщениях   СМИ,   научно­ популярных статьях;  использовать  новые информационные  технологии для поиска, обработки и предъявления информации в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет); В   результате   освоения   учебной   дисциплины   обучающийся   должен знать/понимать:  смысл   понятий:  физическое   явление,   физическая   величина,   модель, гипотеза,   принцип,   постулат,   теория,   пространство,   время,   инерциальная система отчета, материальная точка; вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс,   электромагнитное   поле, электромагнитная   волна,   атом,   квант,   фотон,   атомное   ядро,   дефект   массы, энергия   связи,   радиоактивность,   ионизирующее   излучение,   планета,   звезда, галактика, Вселенная;   электромагнитные   колебания, влажность   воздуха,   удельную   теплоемкость   вещества,   удельную   теплоту плавления   льда,   электрическое   сопротивление,   ЭДС   и   внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу   линзы,  длину  световой  волны;  представлять  результаты   измерений   с учетом их погрешностей;   смысл физических величин:перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление,   импульс,   работа,   мощность,   механическая   энергия,   момент   силы, период,   частота,   амплитуда   колебаний,   длина   волны,   внутренняя   энергия, средняя   кинетическая   энергия   частицы   вещества,   абсолютная   температура, количество   теплоты,   удельная   теплота парообразования,   удельная   теплота   плавления,   удельная   теплота   сгорания, элементарный   электрический   заряд,   напряженность   электрического   поля, разность   потенциалов,   электроемкость,   энергия   электрического   поля,   сила электрического   тока,   электрическое сопротивление,   ЭДС,   магнитный   поток,   индукция   магнитного   поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;   электрическое   напряжение,   удельная   теплоемкость,  смысл   физических   законов   и   постулатов  (формулировка,   границы применимости):   законы   динамики   Ньютона,   принципы   суперпозиции   и относительности,   закон   Паскаля,   закон   Архимеда,   закон   Гука,   закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи,   закон   Джоуля­Ленца,   закон   электромагнитной   индукции,   законы отражения   и   преломления   света,   постулаты   специальной   теории 8 относительности,   закон   связи   массы   и   энергии,   энергии   фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;  вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;  использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   и повседневной жизни:  для   обеспечения   безопасности   жизнедеятельности   в  процессе   использования   и   бытовых   приборов,   средств   радио­ транспортных   средств, телекоммуникационной связи;  анализа   и   оценки   влияния   на   организм   и   другие   организмы   загрязнения окружающей среды;  рационального природопользования и защиты окружающей среды;  приобретения   практического   опыта   деятельности,   предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный предмет. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Количеств о часов  258 172 21 22 86 26 Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе: лабораторные работы практические работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) В том числе консультаций Виды внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР): решение задач выполнение рефератов подготовка сообщений выполнение презентаций выполнение экспериментов Промежуточная  аттестация  во 2 семестре – дифференцированный зачет в 4 семестре – дифференцированный зачет Структура и содержание внеаудиторной самостоятельной работы 1 Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению рефератов 8 9 2 3 4 5 Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению сообщений Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению электронных презентаций Внеаудиторная   самостоятельная   работа   по   решению задач по определенным разделам Выполнение экспериментов 5 9 19 1 Задания для внеаудиторной самостоятельной работы, методические рекомендации по их выполнению, критерии оценки выполнения работы 1. Внеаудиторная самостоятельная работа по написанию рефератов REFERAT (от латинского refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или сообщение на определенную тему на основе изучения одного или нескольких источников или литературы.  Содержание задания:  подготовить реферат по заданной теме. Цель задания:  формирование интереса к дисциплине, к своей будущей профессии,  углубление и расширение  знаний, развитие умения работать с различными источниками Форма отчётности: реферат выполненный на листах формата А – 4. Темы рефератов: Тема программы  Введение Тема 1.5.  Силы в  механике Тема 1.7.  Механические колебания Тема 2.2.  Тепловое движение Тема 3.16.  Трансформаторы  Тема 3.19.  Электромагнитное   поле   и электромагнитные   волны. Тема реферата  «Вклад   российских   (чувашских,   зарубежных) ученых,   оказавших   наибольшее   влияние   на развитие физики» «Искусственные   спутники   Земли»,   «Андриан Николаев – третий космонавт планеты» «Колебания в природе», «Резонанс» «Тепловое   движение»,   «Диффузия»,   «Силы взаимодействия молекул» «Трансформаторы в быту», «Электромагнетизм» «Изобретение радио А. Поповым» 10 Принципы радиосвязи и  телевидения Тема 4.4.  Лазеры Тема 4.6.  Радиоактивность и ядерные реакции « Применение лазеров» «Радиоактивные   излучения»,   «Искусственная радиоактивность» Рекомендуемая литература: 1) Г.Я.Мякишев   Физика   10:   учебник   для   10   кл.   общеобр.   учрежд./ Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н. Н. Сотский. ­ М.: Просвещение, 2006 г.  2) Г.Я.Мякишев   Физика   11:   учебник   для   11   кл.   общеобр.   учрежд./ Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н. Н. Сотский. ­ М.: Просвещение, 2006 г.  3) Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально­ экономического и гуманитарного профилей. Сборник задач: учеб. пособие  для  общеобраз. учреждений нач. и сред. образования/  П. И. Самойленко. –  М.: Издательский дом «Академия», 2013. – 240с. Электронные ресурcы:  .1   september  ://   www     .  ru   .  ://   advsoft  .1   september  ://   www   .  ug   .  ru   . htpp   htpp   htpp        .  ru   . 2. Внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке сообщений Цель задания: углубить и расширить знания по заданной теме, развить умение работать с различными источниками информации. Форма отчётности: текст на листах формата А­4. Темы сообщений: Тема программы  Тема 3.1.  Электрический заряд и  элементарные частицы Тема 3.3.  Электрическое поле Тема 3.13.  Электрический ток  в различных средах Тема 3.22.  Законы отражения и  Тема сообщений  «Электризация: полезная и вредная» «Близкодействие и действие на расстоянии» «Транзистор», «Диод» «Волоконная   оптика», преломление в быту»   «Отражение   и 11 преломления света Тема 3.23.  Различные виды электромагнитных излучений «Влияние излучений от различных источников на организм человека» Рекомендуемая литература: 1) Г.Я.Мякишев   Физика   10:   учебник   для   10   кл.   общеобр.   учрежд./ Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н. Н. Сотский. ­ М.: Просвещение, 2006 г.  2) Г.Я.Мякишев   Физика   11:   учебник   для   11   кл.   общеобр.   учрежд./ Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н. Н. Сотский. ­ М.: Просвещение, 2006 г.  3) Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально­ экономического и гуманитарного профилей. Сборник задач: учеб. пособие  для  общеобраз. учреждений нач. и сред. образования/  П. И. Самойленко. –  М.: Издательский дом «Академия», 2013. – 240с. Электронные ресурcы:  .1   september  ://   www     .  ru   .  ://   advsoft  .1   september  ://   www   .  ug   .  ru   . htpp   htpp   htpp        .  ru   . Рекомендации при подготовке и написании реферата/сообщения Общие положения Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает   суть   исследуемой   проблемы;   приводит   различные   точки   зрения,   а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носить проблемно­тематический характер.  Цель Реферат   как   форма   промежуточной   аттестации   стимулирует   раскрытие исследовательского потенциала учащегося, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявлению возможностей.  Требования к реферату 1. Автор   реферата   должен   продемонстрировать   достижение   им   уровня мировоззренческой, общекультурной компетенции, т.е. продемонстрировать знания о реальном мире, о существующих в нем связях и зависимостях, проблемах,   о   ведущих   мировоззренческих   теориях,   умении   проявлять оценочные знания, изучать теоретические работы, использовать различные методы   исследования,   применять   различные   приемы   творческой деятельности. 2. Необходимо   правильно   сформулировать   тему,   отобрать   по   ней необходимый материал. 12 3. Использовать только тот материал, который отражает сущность темы. 4. Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы. 5. После   цитаты   необходимо   делать   ссылку   на   автора,   например [№произведения по списку, стр.]. 6. Изложение   должно   быть   последовательным.   Недопустимы   нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки. 7. В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий не старше 5 лет. 8. Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно быть грамотным. 9. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места   издания,   года   издания,   названия   издательства,   использованных страниц.  Требования к оформлению реферата  Изложение текста и оформление реферата выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327­60.  Реферат должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.).   Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см.   Выравнивание текста по ширине.   Разрешается   использовать   компьютерные   возможности   акцентирования внимания   на   определенных   терминах,   формулах,   применяя   выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.   Перенос слов недопустим!  Точку   в   конце   заголовка   не   ставят.   Если   заголовок   состоит   из   двух предложений, их разделяют точкой.   Подчеркивать заголовки не допускается.  Расстояние   между   заголовками   раздела,   подраздела   и   последующим текстом   так   же,   как   и   расстояние   между   заголовками   и   предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела).  13  Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава   начинается   с   новой   страницы,   параграфы   (подразделы) располагаются друг за другом.  В   тексте   реферат   рекомендуется   чаще   применять   красную   строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.  Перечисления,   встречающиеся   в   тексте   реферата,   должны   быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка. Пример: Цель работы: 1). Научиться организовывать свою работу; 2). Поставить достижимые цели; 3). Составить реальный план; 4). Выполнить его и оценить его результаты  Все   страницы   обязательно   должны   быть   пронумерованы.   Нумерация   листов должна   быть   сквозной.   Номер   листа   проставляется   арабскими   цифрами.  Нумерация   листов   начинается   с   третьего   листа   (после   содержания)   и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3».   Номер страницы на титульном листе не проставляется!  Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки.  Список   использованной   литературы   и   приложения   включаются   в   общую нумерацию листов.  Рисунки   и   таблицы,   расположенные   на   отдельных   листах,   включают   в   общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены   ссылки   на   эти   таблицы   или   иллюстрации.  Таблицы   и   иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией.  Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер   таблицы   (рисунка)   состоит   из   номера   раздела   и   порядкового   номера таблицы, разделенных точкой. Оформление литературы: Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:           ­ фамилия и инициалы автора;           ­ наименование;           ­ издательство;           ­ место издания;           ­ год издания. 14 Все источники, включенные в библиографию, должны быть последовательно пронумерованы и расположены в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора.  В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть  даны   ссылки.  Каждое   приложение  следует   начинать   с  новой   страницы  с указанием   наверху   посередине   страницы   слова   «Приложение»   и   его   номера. Приложение   должно   иметь   заголовок,   который   записывают   симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Критерии оценок рефератов обучающихся  Критерии оценки: ­ Актуальность темы ­ Соответствие содержания теме  ­ Глубина проработки материала  ­ Правильность и полнота использования источников  ­ Соответствие оформления реферата стандартом. На «отлично»: 1. присутствие всех вышеперечисленных требований; 2.   знание учащимся изложенного в реферате материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы; 3. присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы; 4. умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме реферата; 5. умение   анализировать   фактический   материал   и   статистические   данные, использованные при написании реферата; 6. наличие   качественно   выполненного   презентационного   материала   или   (и) раздаточного,   не   дублирующего   основной   текст   защитного   слова,   а являющегося его иллюстративным фоном. Т.е. при защите реферата показать не только «знание ­ воспроизведение», но и «знание ­ понимание», «знание ­ умение». На «хорошо»: 1. мелкие замечания по оформлению реферата; 2. незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований. На «удовлетворительно»: 1. тема реферата раскрыта недостаточно полно; 2. неполный список литературы и источников; 3. затруднения в изложении, аргументировании. 15 Сообщение является аналогичной работой с источником информации, но отличается объёмом выполненной работы. Объем сообщения сужен в два – три раза   в   зависимости   от   темы   исследования.   Требования   для   оформления сообщений аналогичны к требованиям оформления реферата. Критерии оценки сообщения: Оценка  «5»  (отлично):  обучающийся   умеет   работать   с   дополнительной литературой по дисциплине, умеет выделять главное, второстепенное; логично, грамотно, научно излагает материал в письменной форме.  Качественное внешнее оформление. Работа выполнена в срок.  Оценка   «4»   (хорошо):  обучающийся   умеет   работать   с   дополнительной литературой по дисциплине, умеет выделять главное, второстепенное; грамотно излагает   материал,   но   содержание   и   форма   изложения   имеют   неточности. Качественное внешнее оформление. Работа выполнена в срок.  Оценка   «3»   (удовлетворительно):  обучающийся   умеет   работать   с дополнительной   литературой   по   дисциплине,   излагает   материал   неполно, непоследовательно,   удовлетворительное   внешнее оформление. Работа выполнена не в срок или не указана литература.    допускает   неточности, Оценка  «2» (неудовлетворительно):  обучающийся   не   умеет   работать   с дополнительной литературой, излагает материала бессистемно или не выполнил задание.  3.Внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке электронных презентаций Цель задания: углубить и расширить знания по заданной теме, развить умение работать с различными источниками информации, составлять электронный отчет заданной по заданной теме. Форма отчётности: в электронном виде. Темы электронных презентаций: Тема программы  Тема 1.5.  Силы в  механике Тема 1.6.  Законы сохранения  импульса и механической  энергии Тема 1.19.  Ультразвук Тема 2.6.  Тема электронных презентаций «Роль   сил   трения»,   «Силы   сопротивления   при движении твердых тел в жидкостях и газах» «Реактивное движение» «Ультразвук в медицине, технике, кулинарии»  «Кипение», «Давление насыщенного пара» 16 строения   Модель жидкостей Тема 2.7.  Влажность воздуха Тема 3.7.  Постоянный  электрический ток Тема 3.22.  Дисперсия света Тема 4.2.  Строение атома «Значение влажности воздуха» «Ток в быту», «Электрический ток» « Сплошной и линейчатый спектры» «Строение атомного ядра» Тема   5.1.   Расширяющаяся Вселенная  «Планеты солнечной системы» Рекомендации по созданию презентации Общие требования к презентации: Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.  Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены:   название   проекта;   название   выпускающей   организации; фамилия, имя, отчество автора; техникума, где учится автор проекта   Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации.   Дизайн­эргономические   требования:   сочетаемость   цветов,   ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.  последними   слайдами   презентации   должны   быть   заключение   и   список литературы. Правила оформления презентации: Правило № 1: Обратите внимание на качество картинок. Картинки должны быть крупными, четкими. Не пытайтесь растягивать мелкие картинки через весь слайд: это приведет к ее пикселизации и значительному ухудшению качества. На одном слайде — не более трех картинок, чтобы не рассеивать внимание и не перегружать зрение. Картинка должна нести смысловую нагрузку, а не просто занимать место на слайде. Правило № 2. Не перегружайте презентацию текстом. Максимально сжатые тезисы,   не   более   трех   на   одном   слайде.   Текст   не   должен   повторять   то,   что говорят, возможно, лишь краткое изложение сути сказанного.  Правило № 3. Оформление текста. Текст должен быть четким, достаточно крупным, не сливаться с фоном.  Правило № 4. Настройка анимации. Порой составитель презентации, как будто   играя   в   интересную   игру,   перегружает   презентацию   анимационными 17 эффектами.   Это   отвлекает   и   бывает   очень   тяжело   для   глаз.   Используйте минимум  эффектов,  берите  только  самые  простые.  Особенно  утомляют  такие эффекты как вылет, вращение, собирание из элементов, увеличение, изменение шрифта или цвета. Правило   №   5.   Смена   слайдов.   Здесь   тоже   обращаем   внимание,   как сменяются   слайды.   Лучше   не   использовать   здесь   эффекты   анимации   совсем. Когда   слайды  сменяются,  наезжая  друг  на друга  или  собираясь  из  отдельных полос, начинает просто рябить в глазах. Берегите свое зрение и зрения ваших слушателей. Плохо (2) . I н ­ Цвет фона не  й а з и Д . I I р е д о С соответствует  цвету текста ­ Содержание не  является научным ­ Иллюстрации  но (3) ­ Цвет фона  плохо  соответствует  ­ Содержание  включает в себя  элементы  Критерии оценки презентации Хорошо (4) Удовлетворитель Отлично (5) ­ Цвет фона  хорошо  соответствует  ­ Содержание в  целом является  научным ­ Цвет фона  гармонирует с  цветом текста,  ­ Содержание является  строго  Примечание. По каждому пункту I и II разделов презентация оценивается отдельно. Таким образом, минимальный балл — 28, максимальный — 70. 1. Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач  на построение графиков движения Тема 1.2. Виды движения Содержание задания:  Решить задачи. Цель   задания:  развитие   логического   умения   при   решении   задач,     умения применять теоретические знания в профессиональной деятельности. Форма   отчёта:  записи   решения   задач   в   тетради   для   ВСР   в   определённый преподавателем срок   18 1. График х – координаты тела изображается прямой, проходящей через точки (0;6) и (3;0), (время в секундах, х – в метрах). Определите проекцию скорости на ось х. 2. Дано уравнение движения тела s = 40t ­ 0,1t2. Через сколько секунд от начала отсчета времени тело остановится? 3. Два поезда движутся равномерно друг за другом.  Скорость первого равна 80 км/ч,  а  скорость   второго  ­  60  км/ч.  Какова   скорость   второго   относительно первого? 4. Тело движется вдоль координатной оси Ох.  Направление начальной скорости и ускорение совпадают с положительным направлением оси, а их модули равны 4 м/с2    и 2 м/с соответственно. Найдите скорость через 4 с от начала отсчета времени.    1. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы Внимательно прочитайте условия задания; 2. при   решения   задач   на   построение   графиков   движения   рекомендуется изобразить траекторию движения материальной точки в выбранной системе отсчета, показать на рисунке направления векторов перемещений, скоростей и ускорений; 3. записать закон движения и вытекающие из него уравнения в векторной форме (r=   r(t)   и  v=v(t)),   а   затем   записать   эти   уравнения   в   проекциях   на   оси выбранной системы координат и получить систему уравнений в скалярной форме; 4. при   графическом   решении   задачи   использовать   графики   зависимости координат или скорости (перемещения или пути) от времени, определить на основании этих графиков неизвестные величины. 2. Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач на нахождение центростремительного ускорения, периода и частоты 1. вращения Тема 1.3. Равномерное движение точки по окружности Содержание задания: Решить задачи. 1. Найдите   центростремительное   ускорение   и   скорость   для   орбитального спутника Земли, если его период обращения 105 минут, а высота полета над Землей 1200 км. Радиус Земли считать равным 6378 км. 2. Частота вращения воздушного винта самолёта 1500 об/мин. Сколько оборотов делает винт на пути 90 км при скорости полета 180 км/ч? Рекомендации по выполнению самостоятельной работы Внимательно прочитайте условия задания; 1. 19 2. далее   рекомендуется   выбрать   систему   отсчета,   сделать   рисунок, отобразить на нем все силы, действующие на каждое тело, выбрать систему координат, оси которой направить в соответствии с направлением вектора ускорения движения системы тел или одного из них; 3. при движении тела по окружности из координатных осей удобно направить по направлению центростремительного ускорения, т.е. к центру окружности; 4. при решении использовать формулу для определения центростремительного ускорения; 5. решить   полученные   уравнения,   дополненные   в   случае   необходимости другими   соотношениями,   которые   следуют   из   условия   задачи   и   найти искомые величины. 3. Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач на законы Ньютона Тема 1.4. Законы динамики Содержание задания: Решить задачи. 1. К пристани причаливают две одинаковые лодки. Лодочники подтягиваются к берегу с помощью веревок. Противоположный конец первой веревки привязан к   столбу   на   пристани;   за   противоположный   конец   второй   веревки   тянет матрос, стоящий на пристани. Все трое прилагают одинаковые усилия. Какая лодка причалит раньше? 2. Найти массу тела, которому сила 2 кН сообщает ускорение 10 м\с2. 3. Тело массой 400 г, двигаясь прямолинейно с некоторой начальной скоростью, за 5 с под действием силы 0,6 Н приобрело скорость 10 м\с. Найти начальную скорость тела. 4. Лыжник массой 60кг, имеющий в конце спуска скорость 10 м/с, остановился через 40 с после окончания спуска. Определите значение силы сопротивления. 5. К телу приложены две силы: F1=0,5Н, F2=2Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения. Масса тела равна 1 кг.                                        F1 F2 Цель   задания:  развитие   логического   умения   при   решении   задач,     умения применять теоретические знания в профессиональной деятельности. Форма   отчёта:  записи   решения   задач   в   тетради   для   ВСР   в   определённый преподавателем срок.  Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 20 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. далее рекомендуется выбрать инерциальную систему отсчета, сделать рисунок, отобразить на нем все силы, действующие на каждое тело, выбрать систему координат,   оси   которой   направить   в   соответствии   с   направлением   вектора ускорения движения системы тел или одного из них; записать   в   векторной   форме   второй   закон   Ньютона   для   каждого   тела   в отдельности, затем записать это уравнение в проекциях на оси координат и получить систему уравнений в скалярной форме; 3. 4. в   случае   необходимости   использовать   формулы   кинематики,   решить полученную систему уравнений и определить искомые величины. 4. Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач на закон сохранения энергии Тема 1.6. Законы сохранения механической энергии Содержание задания: Решить задачи. 1. Какова   кинетическая   энергия   космического   корабля   «Союз»   массой   6,6   т, движущегося по орбите со скоростью 7,8 км/ч?  2. Какова    потенциальная   энергия   ударной   части   свайного  молота  массой 3000 кг, поднятого на высоту 1 м?   3. Определите полную  механическую  энергию космического  корабля   массой 2 т, движущегося на высоте 300 км со скоростью 8 км/с. ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2. 4. Совершает ли Луна при своем движении вокруг Земли механическую работу? Объясните ответ. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. далее   рекомендуется   сделать   рисунок,   отобразить   на   нем   все   силы, действующие   на   каждое   тело,   выбрать   систему   координат,   оси   которой направить   в   соответствии   с   направлением   вектора   ускорения   движения системы тел или одного из них; 3. при движении тела по окружности из координатных осей удобно направить по 4. направлению центростремительного ускорения, т.е. к центру окружности; записать   в   векторной   форме   второй   закон   Ньютона   для   каждого   тела   в отдельности, затем записать это уравнение в проекциях на оси координат и получить систему уравнений в скалярной форме; 5. в   случае   необходимости   использовать   формулы   кинематики,   решить полученную систему уравнений и определить искомые величины. 21 5. Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач  на длину волны Тема 1.18. Механические волны Содержание задания: Решить задачи. 1. Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние   между   соседними   гребнями   волн   1,2   м.   какова   скорость распространения волн? 2. Длина   звуковой   волны   в   воздухе   для   самого   низкого   мужского   голоса достигает   4,3   м,   а   для   самого   высокого   женского   голоса   25   см.   Найдите частоты колебаний этих голосов. 3. Частотный диапазон рояля от 90 до 9000 Гц. Определите диапазон звуковых волн в воздухе. 4. Написать   уравнение   гармонического   колебания,   амплитуда   которого   10   см, период   10   с,   начальная   фаза   равна   нулю.   Найдите   смещение,   скорость   и ускорение колеблющегося тела 12 с после начала колебаний. 5. Тело   массой   0,2   кг   совершает   гармонические   колебания   с   циклической частотой   5   рад/с.   Определите   амплитуду   колебаний,   если   полная   энергия колебаний равна 0,1 Дж. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. при   решении   задач   на   длину   волны   рекомендуется   записать   заданное уравнение   и   уравнение   гармонического   колебания   в   общем   виде, сопоставить   эти   уравнения   и   определить   основные   характеристики (смещение, амплитуду, период, частоту, фазу) в соответствии с условием задачи; 3. скорость и ускорение материальной точки при гармонических колебаниях, а также   максимальное   значение   этих   величин   определять   из   уравнения гармонических   колебаний,   параметры   которого   соответствуют   данным задачи; π ω ω ,  где  4. период   гармонических   колебаний   в   разных   ситуациях   определять   по формуле   Т =  2 /  – циклическая  частота  колебаний. При  этом следует учесть, что модуль ускорения колеблющейся точки а = kx/m, где х –   смещение   точки   из   положения   равновесия.   Определить   ускорение   из второго закона Ньютона, найти коэффициент k, а затем и период колебаний; 5. пользоваться   законом   сохранения   превращения   энергии   в   задачах   о математическом и пружинном маятниках. 6. Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач  22 на давление идеального газа Тема 2.4. Основное уравнение молекулярно­кинетической теории Содержание задания: Решить задачи. 1. Какое давление на стенки сосудов оказывал бы идеальный газ с концентрацией 100 миллиардов молекул в кубическом миллиметре при средней квадратичной скорости движения молекул 1 км/с и массе молекулы 3∙10­27 кг? 2. Под каким давлением находится кислород в баллоне, если при температуре 27 0С его плотность равна 6,24 кг/м3. 3. Определите среднюю кинетическую энергию всех молекул воздуха в аудитории объемом 168 м3 при нормальных условиях. Принять нормальный объем 1 моля V0 = 22,4 м3. 4. Какова внутренняя энергия идеального газа, занимающего при температуре 300 К объем 10 м, если концентрация молекул 5∙1017 м­3? 5. Найдите   концентрацию   молекул   кислорода,   если   его   давление   0,2   МПа,   а средняя квадратическая скорость 700м/с. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. использовать   уравнение   Менделеева­Клапейрона,   если   состояние   газа   не меняется. Если при этом давление p и объем V газа не заданы, то их следует выразить через величины, заданные в условиях задачи; 3. если в задаче рассматривается несколько состояний газа, то параметры этих состояний обозначить так: 1­ое состояние: m1, p1, V1, Т1 и 2­ое состояние: m2, p2, V2,   Т2  и   т.д.,   для   каждого   из   состояний   записать   уравнение   Менделеева­ Клапейрона   (если   масса   газа   m   изменяется)   или   уравнение   Менделеева­ Клапейрона p1V1 /Т1= p2V2/Т2; 4. использовать вышеприведенные рекомендации при решении задач, в которых рассматриваются   процессы,   связанные   с   изменением   состояний   нескольких газов. При этом все названные действия следует проделать для каждого газа отдельно; 5. решить полученные уравнения, дополненные в случае необходимости другими соотношениями,   которые   следуют   из   условия   задачи   и   найти   искомые величины. 7.  Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач  на уравнение идеального газа с использованием графиков изопроцессов. Тема 2.5. Уравнение состояния идеального газа 23 Содержание задания: Решить задачи. 1. Одноатомный идеальный газ находится в сосуде объемом V = 3 л при давлении  Па. В результате изохорного нагревания внутренняя энергия газа p1  = 2∙105   возросла на ∆U = 450 Дж. Определите давление газа p2 после нагревания.  2. При температуре 27 0С давление газа в закрытом сосуде было 75 кПа. Каким будет давление при температуре  ­130С? 3. При какой температуре находился газ в закрытом сосуде, если при нагревании его на 140 К давление возросло в 1,5 раза?  4. При температуре 200С давление в автомобильной шине 6∙105  Па. Определите давление в шине во время движения автомобиля, если температура воздуха в ней повысится до 400С. Изменением объема пренебречь.  5. Во   сколько   раз   плотность   воздуха   зимой   при   температуре   ­230С   больше плотности воздуха летом при температуре 270С? Давлением пренебречь. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. использовать   уравнение   Менделеева­Клапейрона,   если   состояние   газа   не меняется. Если при этом давление p и объем V газа не заданы, то их следует выразить через величины, заданные в условиях задачи; 3. если в задаче рассматривается несколько состояний газа, то параметры этих состояний обозначить так: 1­ое состояние: m1, p1, V1, Т1  и 2­ое состояние: m2,   p2,  V2,   Т2  и   т.д.,   для   каждого   из   состояний   записать   уравнение Менделеева­Клапейрона   (если   масса   газа   m   изменяется)   или   уравнение Менделеева­Клапейрона p1V1 /Т1= p2V2/Т2; 4. если   один   из   параметров   газа   остается   постоянным   и   масса   газа   не меняется, то используют один из законов идеального газа: Бойля­Мариотта (при T=const), Гей­Люссака (при p=const) и Шарля (при V=const); 5. использовать   вышеприведенные   рекомендации   при   решении   задач,   в которых   рассматриваются   процессы,   связанные   с   изменением   состояний нескольких газов. При этом все названные действия следует проделать для каждого газа отдельно; 6. решить   полученные   уравнения,   дополненные   в   случае   необходимости другими   соотношениями,   которые   следуют   из   условия   задачи   и   найти искомые величины. 8. Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач на высоту поднятия жидкости в капилляре Тема 2.8. Поверхностное натяжение и смачивание Содержание задания: Решить задачи. 1. Сравнить высоты поднятия воды  и керосина в капиллярах равного радиуса. 2. Спирт   поднялся   в   капиллярной   трубке   на   1,2   см.   Определите   радиус трубки.  24 3. Как объяснить происхождение поговорки «Как с гуся вода»? 4. Существует   ли   в   твердых   телах,   как   у   жидкостей,   поверхностное натяжение? Почему?  Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. При решении задач подобного типа рекомендуется использовать следующие формулы Капиллярными   явлениями  называют   подъем   или   опускание   жидкости   в трубках малого диаметра –  капиллярах. Смачивающие жидкости поднимаются по капиллярам, несмачивающие – опускаются. На   рис.   1   изображена   капиллярная   трубка   некоторого   радиуса  r,   опущенная ρ нижним   концом   в   смачивающую   жидкость   плотности  ,   коэффициент σ .   Верхний   конец   капилляра   открыт.   Подъем поверхностного   натяжения  жидкости   в   капилляре   продолжается   до   тех   пор,   пока   сила   тяжести   действующая   на   столб   жидкости   в   капилляре,   не   станет   равной   по   модулю результирующей   соприкосновения жидкости с поверхностью капилляра:  сил поверхностного натяжения, действующих вдоль границы Fт = Fн, где Fт = mg = ρhπr2g, Fн = σ ∙ 2πr cos  ,θ   θ  – краевой угол, характерный для данной пары жидкость – твердое тело. где  Отсюда следует:  При полном смачивании краевой угол θ = 0, cos θ = 1. В этом случае:  Рис. 1. При полном несмачивании θ = 180°, cos θ = –1 и, следовательно,  h < 0. Уровень несмачивающей   жидкости   в   капилляре   опускается   ниже   уровня   жидкости   в сосуде, в которую опущен капилляр. 25 Вода практически полностью смачивает чистую поверхность стекла. Наоборот, ртуть полностью не смачивает стеклянную поверхность. Поэтому уровень ртути в стеклянном капилляре опускается ниже уровня в сосуде. 9.  Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач  на законы термодинамики Тема 2.10. Основы термодинамики Содержание задания: Решить задачу. 1. Какова внутренняя энергия 10 моль одноатомного газа? 2. Какую   работу  А  совершает   газ,   количество   вещества   которого    ν,   при изобарном повышении температуры на ∆Т?  3. Какую энергию необходимо затратить для превращения 5 кг воды, взятой с температурой 100 0С? 4. Температура воздуха в комнате объемом 70 м3 была 280 К. После того как  протопили печь, температура поднялась до 296 К. Найдите работу воздуха  при расширении, если давление постоянно и равно 100 кПа. 5. Одноатомный идеальный газ находится в закрытом сосуде с объемом 5 л.  Какое количество теплоты в килоджоулях нужно сообщить газу, чтобы  повысить его давление на 20 кПа? Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. установить,   какие   тела   входят   в   рассматриваемую   термодинамическую систему, а также выяснить, что является причиной изменения внутренней энергии тел системы; 3. в   случае   адиабатически   изолированной   замкнутой   системы   следует установить, у каких тел системы внутренняя энергия увеличивается, а у каких – уменьшается; 4. выяснить, происходят ли в системе тел фазовые переходы (испарение или конденсация,   плавление   или   кристаллизация).   При   этом   полезно использовать   график   зависимости   изменения   температуры   тел   от количества теплоты, полученной или отданной при теплообмене: Т=f(Q); 5. составить уравнение теплового баланса, при этом следует помнить, что в эту сумму слагаемые, соответствующие теплоте плавления твердых тел или теплоте парообразования жидкостей, входят со знаком «+», а слагаемые, соответствующие   теплоте   кристаллизации   твердых   тел   или   теплоте конденсации пара, ­ со знаком «­»;  6. при   рассмотрении   процессов,   в   которых   происходят   теплообмен   с окружающей   средой   и   совершается   механическая   работа,   первый   закон термодинамики записывается в виде Q=ΔU+A, где Q – количество теплоты, сообщенное системе, ΔU  – изменение ее внутренней энергии,  A  – работа, совершаемая системой. 26 10.  Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач  на КПД двигателей Тема 2.11. Тепловые двигатели. Содержание задания: Решить задачи. 1. КПД   идеальной   тепловой   машины   30   %.   Определить   температуру нагревателя, если температура холодильника 7ºС. 2. В процессе работы тепловой машины за некоторое время рабочим телом было получено   от   нагревателя   количество   теплоты   1,5   МДж,   передано холодильнику  1,2 МДж. Вычислить КПД машины.  3. Температура   нагревателя   идеальной   тепловой   машины   1270С.   Определить температуру холодильника, если КПД машины 25%. 4. В тепловой машине за счёт каждого килоджоуля энергии, получаемой от  нагревателя, совершается работа 300 Дж. Определить КПД машины. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. при решении задач подобного типа рекомендуется использовать следующие  формулы: Температура нагревателя:   ;  Ò 1 Ò  2  1 Температура холодильника:  ;   ÒÒ ) 1(1 2 Теплота сжигания топлива Q=k∙m. Мощность двигателя  ;  Ð  À t 11.  Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач  на работу и разность потенциалов Тема 3.4. Работа электрического поля. Содержание задания: Решить задачи. 1. При   перемещении   заряда   между   точками   с   разностью   потенциалов   1   кВ электрическое поле совершило работу 40 мкДж. Чему равен заряд? 2. Во сколько раз уменьшится сила кулоновского притяжения двух маленьких шариков с одинаковыми по значению зарядами, если не изменяя расстояния между ними, перенести половину заряда с первого шарика на второй? 27 3. Найдите   значение   каждого   из   двух   одинаковых   зарядов,   если   в   масле   на расстоянии 6 см друг от друга они взаимодействуют с силой 0,4 мН. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. при решении задач подобного типа рекомендуется сделать рисунок, показать на нем заряды, проводники, емкости; 3. изобразить   направление   силовых   линий   электрических   полей,   а   также   все силы, действующие на заряженные тела; 4. определить силу взаимодействия между зарядами по закону Кулона только в случае, если заряды можно считать точечными; 5. для   определения   числовых   значений   зарядов   после   соприкосновения заряженных тел применять закон сохранения электрического зарядов; 6. при   действии   на   заряженное   тело   нескольких   сил   или   полей   применить принцип суперпозиции; 7. в случае равновесия системы заряженных тел использовать для каждого из них общие условия равновесия; 8. при   расчете   перемещений,   скоростей,   ускорений   и   масс   электрических зарядов использовать формулы кинематики, второй закон Ньютона и закон сохранения энергии. 12. Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач на электроемкость и энергию конденсатора Тема 3.6. Электрическая емкость Содержание задания: Решить задачи. 1. Наибольшая емкость школьного конденсатора 58 мкФ. Какой заряд он накопит при его подключении к полюсам источника постоянного напряжения 50 В? 2. Конденсатору   емкостью   10   мкФ   сообщили   заряд   4   мкКл.   Какова   энергия 3. заряженного конденсатора?   Площадь  каждой  из  пластин  плоского  конденсатора  200  см2, а расстояние между ними 1 см. какова энергия поля, если напряженность поля 500 кВ/м? Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. Решить задачу по формулам, приведенным ниже. Электроёмкость конденсатора Электроёмкость   плоского   конденсатора   (C)   прямо   пропорциональна   площади пластин   (S),   диэлектрической   проницаемости   (ε)   размещенного   между   ними диэлектрика,   и   обратно   пропорциональна   расстоянию   между   пластинами   (d). 28 ,ε0=8,85×10­12  Кл2/(Н×м2)  –   электрическая   постоянная Энергия заряженного конденсатора Энергия (W) заряженного конденсатора равна: 1) половине произведения заряда (q) конденсатора на разность потенциалов (U) между его обкладками:  ; 2) отношению квадрата заряда (q) конденсатора к удвоенной его ёмкости (С): ; 3) половине произведения ёмкости конденсатора (C) на квадрат разности потенциалов (U) между его обкладками:  .  ε,   равна: Электроёмкость шара Электроёмкость   шара   радиусом  R,   помещенного   в   диэлектрическую   среду   с проницаемостью Параллельное соединение конденсаторов Общая   ёмкость   (Cобщ)   конденсаторов,   параллельно   соединенных   на   участке электрической   цепи,   равна   сумме   ёмкостей   (C1,   C2,   C3,…)   отдельных конденсаторов:   Cобщ=C1+C2+C3+…+ Cn Последовательное соединение конденсаторов Величина,   обратная   общей   ёмкости   (Cобщ)   конденсаторов,   последовательно соединенных   на   участке   электрической   цепи,   равна   сумме   величин,   обратных ёмкостям (C1, C2, C3,…) отдельных конденсаторов. 1/Cобщ= 1/C1+1/C2+1/C3+…+ 1/Cn   13.  Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач на смешанное соединение проводников Тема 3.9. Соединения проводников Содержание задания: Решить задачи. 1. В   осветительную   сеть   комнаты   включены   две   электрические   лампы, сопротивления которых 200 и 300 Ом. Напряжение в сети 120В. Определить силу тока в каждой лампе, силу тока в подводящих проводах, т.е. силу тока до разветвления, общее сопротивление участка, состоящего из двух ламп. 2. На   рисунке   изображена   схема   смешанного   соединения   проводников, сопротивления которых 4 Ом, 6Ом, 12Ом, 2Ом. Амперметр показывает силу тока 1А. Определите напряжение между точками В и С и силу тока во всех проводниках. 29 3. Электрическая   цепь   состоит   из     источника   тока   –   батареи   аккумуляторов, создающей   в   цепи   напряжение   6В,   лампочки   от   карманного   фонаря сопротивлением  13,5Ом, двух спиралей сопротивлением 3 и 2 Ом, ключа и соединительных   проводов.   Все   детали   цепи   соединены   последовательно. Начертите схему цепи. Определите силу тока в цепи, напряжение на концах из потребителей тока. Цель   задания:  развитие   логического   умения   при   решении   задач,     умения применять теоретические знания в профессиональной деятельности. Форма   отчёта:  записи   решения   задач   в   тетради   для   ВСР   в   определённый преподавателем срок   Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. Используя ниже приведенные формулы, решить задачу. Закон Ома для участка цепи Сила тока прямо пропорциональна приложенному напряжению U и обратно пропорциональна сопротивлению проводника R: I=U/R  Сопротивление проводника равно 1 Ом, если при напряжении 1 В через него течет ток 1 А. Сопротивление R проводника прямо пропорционально его длине l и обратно пропорционально площади поперечного сечения S: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ И ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЯ ПРОВОДНИКОВ При последовательном соединении двух проводников: I=I1=I2, U=U1+U2 Разделив второе равенство на первое, получаем:  30 Так как I=U1/R1=U2/R2, то U 1/U 2=R 1/R 2 При параллельном соединении двух проводников: I=I1+I2, U=U1=U2 Разделив первое равенство на второе, получаем:  Таккак, U=I 1R 1=I 2R 2, тоI1/I 2=R 1/R 2 РАБОТА И МОЩНОСТЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА При   прохождении   тока   через   проводник   происходит   его   нагревание,   значит, электрическая   энергия   переходит   в   тепловую.Работа   электрического   поля   по перемещению   заряда   ∆   q   из   одной   точки   в   другую   равна   произведению напряжения U между этими точками на величину заряда  Учитывая, что  Итак,   энергия,   выделяющаяся   при   протекании   тока   на   участке   цепи, пропорциональна силе тока, напряжению и времени.  получаем:   Так как U = IR , то pазделив последнее равенство на t, получаем выражения для мощности электрического тока: 13. Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач  на законы Ома для полной цепи Тема 3.10. Закон Ома для полной цепи Содержание задания: Решить задачи. 1. К   источнику   с  ЭДС  12  В  и   внутренним   сопротивлением  1  Ом   подключен реостат,   сопротивление   которого   5   Ом.   Найдите   силу   тока   в   цепи   и напряжение на зажимах источника. 31 2. ЭДС источника тока равна 220 В, внутреннее сопротивление равно 1,5 Ом. Какое необходимо взять сопротивление внешнего участка цепи, чтобы сила тока была равна 4 А? 3. Определите ЭДС источника тока и его внутреннее сопротивление, если при уменьшении   сопротивления  внешней  цепи  с 12  до  5  Ом  сила   тока   в  цепи увеличилась с 4 до 8 А. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель). 3. Анализ (построить математическую модель явления):  Начертить схему и указать на ней все элементы.  Установить, какие элементы цепи включены последовательно, какие    –  параллельно.  Расставить токи и напряжения на каждом участке цепи и записать для каждой  точки разветвления (если они есть) уравнения токов и уравнения, связывающие  напряжения на участках цепи.  Используя закон Ома, установить связь между токами, напряжениями и э.д.с. 4. Если в схеме делают какие­либо переключения сопротивлений или источников, уравнения составляют для каждого режима работы цепи. 5. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины. 6. Решение проверить и оценить критически. 14.  Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач на законы Джоуля­Ленца. Тема 3.13. Законы постоянного тока Содержание задания: Решить задачи. 1. Какой должна быть сила тока в проводнике, включенном в сеть напряжением 120 В, чтобы в нем ежесекундно выделялось 420 Дж теплоты? 2. Элемент с внутренним сопротивлением 4 Ом и ЭДС 12 В замкнут проводником с   сопротивлением   8   Ом.   Какое   количество   теплоты   будет   выделяться   во внешней цепи за 1 с? 3. В неподвижном проводнике при протекании электрического тока силой 2 А за 4 с выделяется 160 Дж теплоты. Определите сопротивление проводника. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. при решении задач подобного типа рекомендуется изобразить электрическую схему, показать на ней все элементы электрической цепи и направления токов; 3. использовать   основные   соотношения   между   величинами,   применить   закон Джоуля­Ленца,   произвести   алгебраические   преобразования   и   определить искомые величины. 32 15. Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач на силу Ампера и силу Лоренца Тема 3.14. Магнитное поле. Содержание задания: Решить задачи. 1. Магнитный поток внутри контура, площадь сечения которого 60 см2, равен 0,3 мВб.  Найдите  индукцию  поля  внутри  контура.  Поле  считать   однородным   и перпендикулярным плоскости проводника. 2. С какой силой действует магнитное поле индукцией 10 мТл на проводник, в котором сила тока 50 А, если длина активной части проводника 0,1 м? линии индукции поля и ток взаимно перпендикулярны. 3. Электрон   движется   в   однородном   магнитном   поле   индукцией   В   =   4   мТл. Найдите период обращения электрона. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы Внимательно прочитайте условие задания; Задачи о силовом действии магнитного поля на проводники с током. 1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель). 2. Анализ (построить математическую модель явления):  Сделать   схематический   чертеж,   на   котором   указать   контур   с   током   и направление силовых линий поля. Отметить углы между направлением поля и отдельными элементами контура.  Используя   правило   левой   руки,   определить   направление   сил   поля   (сила Ампера), действующих на каждый элемент контура, и проставить векторы этих сил на чертеже.  Указать все остальные силы, действующие на контур. 3. Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят. 4. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины. 5. Решение проверить и оценить критически. Задачи о силовом действии магнитного поля на заряженные частицы. 1. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель). 2. Анализ (построить математическую модель явления):  Нужно сделать чертеж, указать на нем силовые линии магнитного и  электрического полей, проставить вектор начальной скорости частицы и  отметить знак ее заряда.  Изобразить силы, действующие на заряженную частицу.  Определить вид траектории частицы. 33  Разложить силы, действующие на заряженную частицу, вдоль направления  магнитного поля и по направлению, ему перпендикулярному.  Составить основное уравнение динамики материальной точки по каждому из  направлений разложения сил.  Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от  которых они зависят. 3. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины. 4. Решение проверить и оценить критически. 16.  Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач  на ЭДС индукцию Тема 3.16. Трансформаторы Содержание задания: Решить задачи. 1. Индукция магнитного поля, созданная прямолинейным проводником в точке, находящейся на расстоянии 20 см от проводника, равна 2∙10­3  Тл. Какой ток проходит по проводнику? 2. Какова индуктивность катушки, если при равномерном изменении в ней тока от 3 до 13 А за 0,1 с возникаем ЭДС самоиндукции,равная 20 В? 3. Рамка, имеющая 25 витков, находится в магнитном поле. Определите ЭДС самоиндукции, возникающую в рамке при изменении магнитного потока в ней от 0,098 до 0,013 Вб за 0,16 с. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель). 3. Анализ (построить математическую модель явления):  Начертить схему и указать на ней все элементы.  Установить,   какие   элементы   цепи   включены   последовательно,   какие   – параллельно.  Расставить   токи   и   напряжения   на   каждом   участке   цепи   и   записать   для каждой точки разветвления (если они есть) уравнения токов и уравнения, связывающие напряжения на участках цепи.  Используя  закон  Ома,  установить   связь   между  токами,  напряжениями   и э.д.с.  Если   в   схеме   делают   какие­либо   переключения   сопротивлений   или источников, уравнения составляют для каждого режима работы цепи. 4. Решить   полученную   систему   уравнений   относительно   неизвестной величины. 5. Решение проверить и оценить критически. 34 17.  Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач  на построении изображений в линзе Тема 3.24. Оптические приборы Содержание задания: Решить задачи. 1. Постройте   изображение   наклонной   стрелки   АВ,   проходящей   через   фокус собирающей линзы (см. рисунок).  2. Две   собирающие   линзы   с   оптическими   силами  D1  =   5  дптр   и  D2  =   6   дптр расположены   на   расстоянии  l  =   60   см   друг   от   друга.   Найдите,   используя построение в линзах, где находится изображение предмета, расположенного на расстоянии d = 40 см от первой линзы, и поперечное увеличение системы.  3. На рецепте врача написано: +1,5 Д. Расшифруйте, какие это очки и для каких глаз? Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. при решении задач по геометрической оптике рекомендуется нарисовать ход лучей   в   оптической   системе   с   помощью   линейки,   при   этом   различными линиями   лучи,   которые   образуют   действительные   изображения,   и продолжения лучей, которые образуют мнимые изображения; записать   формулы,   выражающие   законы   геометрической   оптики,   а   также соотношения, которые следуют из геометрических соотношений; 3. 4. произвести   алгебраические   преобразования,   решить   полученную,   решить полученную систему уравнений и найти искомые величины. 18.  Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач  на законы фотоэффекта Тема 4.1. Световые кванты Содержание задания: Решить задачу. 35 1. При испускании атомом водорода фотона энергия этого атома изменилась на 3,13 эВ. Найти длину волны испускаемого света. 2. Определите   максимальную   кинетическую   энергию   фотоэлектронов, вылетающих из калия при его облучении ультрафиолетом на длине волны 331 нм. Работа выхода электрона из калия равна 2,25 эВ. 3. Возникнет ли фотоэффект в цинке под действием облучения, имеющего длину волны 450 нм? 4. Определите энергию фотонов, соответствующих наиболее длинным ( =760 нм) λ и наиболее коротким ( =380 нм) волнам видимой части спектра. λ 5. Работа выхода электронов из металла равна 4,1 эВ. Определить минимальную задерживающую   разность   потенциалов   при   освещении   поверхности   металла фотонами с энергией 5,3 эВ. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Внимательно прочитайте условие задания; 2. при решении задач на законы фотоэффекта рекомендуется учитывать связь между волновыми и квантовыми характеристиками частиц; 3. использовать законы фотоэффекта: 4. максимальная   скорость   фотоэлектронов  vmin  зависит   от   частоты   света   и свойств поверхности металла и зависит от освещенности катода; 5. общее   число   вещества   фотоэлектронов  n,   которые   вырываются   светом   из катода   за   единицу   времени,   и   сила  Iн  фототока   насыщения   прямо   прямо пропорциональны освещенности катода; 6. для каждого вещества существует  красная граница фотоэффекта  – такая наименьшая частота νmin  (или наибольшая, «красная» длина волны λmax), при которой   еще   возможен   внешний   фотоэффект.   При   ν<=νmin  (λ>=  λmax) фотоэффекта быть не может. Рекомендуемая литература:  1. Мякишев Г. Я. Физика:  Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев – М.: Просвещение, 2011 г. – 366с. 2. Мякишев Г. Я. Физика:  Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев – М.: Просвещение, 2004 г. 3. А. П.  Рымкевич. Физика. Задачник 10­11кл.  М.:Дрофа, 2010 г. 4. Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально­экономического и гуманитарного профилей. Сборник задач: учеб. пособие для  общеобраз. учреждений  нач. и сред. образования/  П. И. Самойленко. – М.: Издательский дом «Академия», 2013. – 240с. Электронные ресурcы:  ://   www    htpp    .  ru   .  ://   advsoft htpp  .1   september   htpp    ://   www   .1   september      .  ug   .  ru   .  .  ru   . Критерии оценки выполнения задания: Оценка «5» (отлично): правильно выполненное задание, обоснованные ответы,   качественное внешнее оформление, работа выполнена в срок. 36 Оценка   «4»   (хорошо):   правильно   выполненные   задания,   в   содержании     имеются   отдельные необоснованные причины потерь, качественное внешнее оформление, работа выполнена в срок. Оценка «3» (удовлетворительно): правильно выполнено решение процента потерь, не указаны причины потерь, удовлетворительное внешнее оформление, работа выполнена не в срок. Оценка «2» (неудовлетворительно): обучающийся выполнил задание неверно или не выполнил задание. 1. Внеаудиторная самостоятельная работа по выполнению эксперимента: выращивание кристаллов в домашних условиях Цель: провести эксперимента выращивание кристаллов в домашних условиях. Процесс выращивание кристаллов в домашних условиях разделим на основные этапы: Этап 1: Растворить соль, из которой будет расти кристалл, в подогретой воде (подогреть нужно для того, чтобы соль растворилось немного больше, чем может раствориться   при   комнатной   температуре).   Растворять   соль   до   тех   пор,   пока будете   уверены,   что   соль   уже   больше   не   растворяется   (раствор   насыщен!). Рекомендую использовать дистиллированную воду (т.е. не содержащую примесей других солей) Этап 2: Насыщенный раствор перелить в другую ёмкость, где можно производить выращивание кристаллов (с учётом того, что он будет увеличиваться). На этом этапе следите, чтобы раствор не особо остывал. Этап   3:   Привяжите   на   нитку   кристаллик   соли,   нитку   привяжите   например   к спичке   и   положите   спичку   на   края   стакана  (ёмкости),  где   налит   насыщенный раствор (этап 3). Кристаллик опустите в насыщенные раствор. Этап 4: Перенесите ёмкость с насыщенным раствором и кристалликом в место, где нет сквозняков, вибрации и сильного света (выращивание кристаллов требует соблюдение этих условий). Этап 5: Накройте чем­нибудь сверху ёмкость с кристалликом (например бумагой) от попадания пыли и мусора. Оставьте раствор на пару дней. Важно помнить! 1. Кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора. 2. Не   допускать   попадание   мусора   в   насыщенный   раствор,   наиболее предпочтительно использовать дистиллированную воду. 3. Следить за уровнем насыщенного раствора, периодически (раз в неделю или две) обновлять при испарении раствор. .Графики растворимости соли в воде 37 Критерии оценки эксперимента: выполнил или не выполнил. 38

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров

Методические рекомендации по физике для поваров-кондитеров
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018