Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий
Оценка 5
Документация +1
doc
физическая культура +1
Взрослым
14.05.2018
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности школьников.
1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Для решения этих задач необходимо использовать теоретические знания из образовательных предметов «Физическая культура», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и других.
Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.
Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма (тела и духа).
Тренировочный процесс предлагает: соответствие физических нагрузок по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) занимающихся; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет).
Занимаясь самостоятельно физической культурой,
необходимо соблюдать следующие правила:
1. Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.
2. В процессе занятий необходимо осуществлять самоконтроль и врачебный контроль над состоянием своего организма, своей физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.
Основы методики занятий оздоровительным бегом
Одним из наиболее достойных физических упражнений, является бег. Бег - прекрасное средство тренировки с помощью которой, можно существенно повысить деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепить здоровье.
Прежде, чем начать самостоятельно заниматься оздоровительным бегом, необходимо пройти медицинский осмотр и получить индивидуальные рекомендации у врача и учителя физической культуры.
Программа оздоровительного бега для школьников, имеющих ослабленное здоровье и низкий уровень физической подготовленности.
1. Бегать можно в любое время дня за час до еды и через два часа после еды.
2. Одеваться следует в соответствии с погодой на улице. Весной и осенью в холодную, ветреную, сырую погоду на верх надеть ветрозащитный костюм, летом в жаркую погоду - тренировочный костюм или майку и спортивные трусы; на ноги кроссовки или кеды. Зимой одежда подобная одежде лыжника: свитер, тренировочный костюм или брюки, спортивная не продуваемая куртка, вязаная шапочка, прикрывающая уши, и варежки; на ногах кроссовки с шерстяными носками.
3. Беговые тренировки должны быть регулярными, особенно при значительном изменении температуры воздуха. Регулярные тренировки помогают детям хорошо приспосабливаться к понижению температуры воздуха, уберечься от простудных заболеваний.
4. Число беговых тренировок в неделю должно колебаться от 4 до 6. Общая продолжительность занятий (бег, ходьба, общеразвивающие упражнения) от 35 до 60 минут.
5. Бегать лучше небольшими группами 3-5 человек примерно одного возраста, одинаковых способностей и физической подготовленности. 3
6. Не стоит в первые дни тренировок повышать темпы бега, так как для развития выносливости большое значение имеет постепенное увеличение общей продолжительности бега.
7. На первых этапах занятий (2-3 месяца) длительность бега 1-4 км при ЧСС 120-135 уд/мин, следующие (2-3 месяца) длина дистанции 3-5 км при ЧСС 140-150 уд/мин, в последующие (2-3 месяца) длина дистанции 5-7 км при ЧСС 150-180 уд/мин.
8. Скорость и продолжительность бега определяется самостоятельно по самочувствию. Если бежать нетрудно - значит, скорость оптимальная и бежать можно дальше. Бежать нужно трусцой, а идти с частотой 100-110 шагов в минуту.
9. Физическую нагрузку необходимо контролировать по частоте сердечных сокращений. Сразу после бега ребята подсчитывают в течение 10 секунд частоту пульса. Если пульс после бега 25-28 ударов за 10 секунд - значит скорость и продолжительность бега выбраны правильно. Пульс 24 (за 10 секунд) говорит о недостаточной нагрузке. Второй подсчет пульса производиться через 3 минуты после окончания бега. Величины 12-20 ударов за 10 секунд говорят о хорошем восстановлении и соответствии длительности и скорости бега состоянию ребенка.
10. В процессе тренировок могут появляться боли в мышцах, суставах, правом подреберье. Это не . страшно, со временем они исчезнут. Но если возникают боли в области сердца, тяжесть во всем
. теле, головокружение и плохое самочувствие в течение дня, необходимо прекратить тренировки и обратиться к врачу.
11. Выходить на беговую тренировку может только здоровый человек. Даже при небольшом недомогании (простуда, расстройство желудка или головная боль) следует переждать 1-2 дня для выяснения причины. Если ребенок заболел, то после выздоровления необходимо разрешение врача на продолжение тренировок.
12. С первых дней занятий оздоровительным бегом необходимо завести спортивные дневники и дневники самоконтроля. В них надо записывать краткое содержание и объем тренировочной нагрузки, и данные о своем самочувствии.
rekomendatsii.doc
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Основные задачи физкультурнооздоровительной деятельности школьников.
1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение
функциональных возможностей организма.
2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости,
скоростносиловых и координационных.
3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной
оценки собственных физических возможностей.
4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами
спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
5. Воспитание психических моральноволевых качеств и свойств личности,
самосовершенствование и саморегуляция физических и психических
состояний.
Для решения этих задач необходимо использовать теоретические знания из
образовательных предметов «Физическая культура», «Биология», «Основы
безопасности жизнедеятельности» и других.
Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд
принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в
самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от
переутомления и нежелательных последствий.
Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность,
повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип
сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого
понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в
укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма (тела и
духа).
Тренировочный процесс предлагает: соответствие физических нагрузок по
возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья,
физическое развитие, физическая подготовленность) занимающихся;
постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и
времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с
интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических
нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного
время (недель, месяцев, лет).
Занимаясь самостоятельно физической культурой,
необходимо соблюдать следующие правила: 1. Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную
направленность.
2. В процессе занятий необходимо осуществлять самоконтроль и врачебный
контроль над состоянием своего организма, своей физической
подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий
физической культурой и спортом.
Основы методики занятий оздоровительным бегом
Одним из наиболее достойных физических упражнений, является бег. Бег
прекрасное средство тренировки с помощью которой, можно существенно
повысить деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепить
здоровье.
Прежде, чем начать самостоятельно заниматься оздоровительным бегом,
необходимо пройти медицинский осмотр и получить индивидуальные
рекомендации у врача и учителя физической культуры.
Программа оздоровительного бега для школьников, имеющих ослабленное
здоровье и низкий уровень физической подготовленности.
1. Бегать можно в любое время дня за час до еды и через два часа после еды.
2. Одеваться следует в соответствии с погодой на улице. Весной и осенью в
холодную, ветреную, сырую погоду на верх надеть ветрозащитный костюм,
летом в жаркую погоду тренировочный костюм или майку и спортивные
трусы; на ноги кроссовки или кеды. Зимой одежда подобная одежде лыжника:
свитер, тренировочный костюм или брюки, спортивная не продуваемая
куртка, вязаная шапочка, прикрывающая уши, и варежки; на ногах кроссовки
с шерстяными носками.
3. Беговые тренировки должны быть регулярными, особенно при
значительном изменении температуры воздуха. Регулярные тренировки
помогают детям хорошо приспосабливаться к понижению температуры
воздуха, уберечься от простудных заболеваний.
4. Число беговых тренировок в неделю должно колебаться от 4 до 6. Общая
продолжительность занятий (бег, ходьба, общеразвивающие упражнения) от
35 до 60 минут.
5. Бегать лучше небольшими группами 35 человек примерно одного возраста,
одинаковых способностей и физической подготовленности. 3
6. Не стоит в первые дни тренировок повышать темпы бега, так как для
развития выносливости большое значение имеет постепенное увеличение
общей продолжительности бега.
7. На первых этапах занятий (23 месяца) длительность бега 14 км при ЧСС
120135 уд/мин, следующие (23 месяца) длина дистанции 35 км при ЧСС
140150 уд/мин, в последующие (23 месяца) длина дистанции 57 км при ЧСС
150180 уд/мин.
8. Скорость и продолжительность бега определяется самостоятельно по
самочувствию. Если бежать нетрудно значит, скорость оптимальная и бежать
можно дальше. Бежать нужно трусцой, а идти с частотой 100110 шагов в минуту.
9. Физическую нагрузку необходимо контролировать по частоте сердечных
сокращений. Сразу после бега ребята подсчитывают в течение 10 секунд
частоту пульса. Если пульс после бега 2528 ударов за 10 секунд значит
скорость и продолжительность бега выбраны правильно. Пульс 24 (за 10
секунд) говорит о недостаточной нагрузке. Второй подсчет пульса
производиться через 3 минуты после окончания бега. Величины 1220 ударов
за 10 секунд говорят о хорошем восстановлении и соответствии длительности
и скорости бега состоянию ребенка.
10. В процессе тренировок могут появляться боли в мышцах, суставах, правом
подреберье. Это не . страшно, со временем они исчезнут. Но если возникают
боли в области сердца, тяжесть во всем
. теле, головокружение и плохое самочувствие в течение дня, необходимо
прекратить тренировки и обратиться к врачу.
11. Выходить на беговую тренировку может только здоровый человек. Даже
при небольшом недомогании (простуда, расстройство желудка или головная
боль) следует переждать 12 дня для выяснения причины. Если ребенок
заболел, то после выздоровления необходимо разрешение врача на
продолжение тренировок.
12. С первых дней занятий оздоровительным бегом необходимо завести
спортивные дневники и дневники самоконтроля. В них надо записывать
краткое содержание и объем тренировочной нагрузки, и данные о своем
самочувствии.
во
время
самостоятельных
занятий
Самоконтроль
физическими
упражнениями
Самоконтроль это систематические самостоятельные наблюдения
занимающегося физическими упражнениями и спортом за изменениями своего
здоровья, физического развития и физической подготовленности. При
самостоятельных занятиях оздоровительным бегом, упражнениями с
отягощением, атлетической гимнастикой, самоконтроль необходим. В
качестве показателей самоконтроля используются субъективные и
объективные признаки функционального состояния организма под влиянием
физических нагрузок. Такие показатели самоконтроля как самочувствие,
настроение, неприятные ощущения, аппетит, относятся к субъективным, а
частота сердечных сокращений (ЧСС), масса тела, длина тела, функция
кишечножелудочного тракта, потоотделение, жизненная емкость легких
(Ж.Е.Л.), сила мышц, динамика развития двигательных качеств, спортивные
результаты к субъективным. Контролировать состояние своего организма
можно по внешним и внутренним признакам. К внешним признакам относятся
выделение пота, изменение цвета кожи, нарушения координации и ритма
дыхания. Если нагрузка очень большая, то наблюдается обильное потоотделение, чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ,
появляется отдышка, нарушается координация движений.
При появлении таких признаков надо прекратить выполнение упражнений и
отдохнуть. К внутренним признакам утомления относят появление болевых
ощущений в мышцах, подташнивание и даже головокружений. В таких
случаях необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и на этом
закончить тренировку. Если после занятий физическими упражнениями
самочувствие, настроение, аппетит, сон хорошие и есть желание заниматься
дальше, то это показывает что ваш организм справляется с нагрузками. В
процессе самостоятельных занятий физической культурой необходимо
регистрировать в дневнике самоконтроля появление во время тренировок
болей в мышцах, в правом и левом подреберье, в области сердца, головных
болей, головокружения. Дополнительно в качестве самоконтроля можно
рекомендовать проведении пульсометрии (измерение ЧСС) до занятий, во
время тренировок; тестов и физкультурных проб для определения состояния
сердечнососудистой, дыхательной системы и динамики физической
подготовленности занимающихся за определенный период. Кроме
самоконтроля предусматривается и контроль со стороны родителей, долг
которых активизировать образ жизни своих детей, сделать его более
динамичным, используя ежедневные самостоятельные занятия физическими
упражнениями. Родители должны следить за тем, чтобы ежедневно выполняли
домашние задания по физической культуре, в нужном объеме и с достаточной
интенсивностью.
Контроль за состоянием сердечнососудистой, дыхательной системы, массо
ростовыми показателями, физической подготовленности
1) Для оценки состояния тренированности сердечнососудистой системы
можно использовать функциональную пробу. Для этого необходимо измерять
пульс в состоянии покоя, а затем выполнить 20 приседаний за 30 сек. Время
восстановления пульса к исходному уровню является показателем состояния
сердечнососудистой системы и тренированности занимающегося.
Восстановление пульса по времени:
а) менее 3 минут хороший результат;
б) от 3 до 4 минут средний результат;
в) более 4 минут ниже среднего.
2) Для оценки состояния дыхательной системы можно применять
функциональные пробы Тенчи Штанге.
Проба Тенчи испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос
пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 1215
секунд.
Проба Штанге испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 30 40
секунд.
3) Массоростовый индекс (Кетле) это отношение массы тела в граммах к
его длине в сантиметрах. В норме на один сантиметр длины тела приходится
200 300 грамм массы тела
М.Р.П. = масса тела (г)
РОСТ ТЕЛА (СМ)
Если частное удаление выше 300 гр., то это указывает на избыточный вес
испытуемого. Если частное от деления ниже 250 г., на недостаточный вес
испытуемого.
4) Существуют стимулирующие индексы, определяющие динамику
физической подготовленности занимающегося через определённый период
времени.
№ Вид упражнений Формула расчёта индекса
1 Бег на скорость Скоростной индекс = длина дистанции (м )
рост (м) * время бега (сек)
2 Прыжок в длину с места Индекс прыгучести = длина прыжка (м)
рост школьника (м)
3 Поднимание груза от пола Силовой индекс = вес груза (кг)
вес тела (кг)
4 Метание на дальность Метательный индекс = дальность броска (м)
рост
Уровень развития двигательных качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы,
выносливости, скоростносиловых качеств, можно определить проведением
тестов школьной учебной программы по физической культуре и
«Президентскими
тестами».
Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями
1. Прежде чем начать самостоятельные занятия физическими упражнениями,
выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите
уровень
подготовленности.
2. Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении
используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна,
сауна).
3. Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы
будете использовать физические упражнения совместно с закаливающими
процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного
питания.
4.
Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки:
постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности
физической физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между
упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки.
5. Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как
большие перерывы (45 дней и более) между занятиями снижают эффект
предыдущих
занятий.
6. Не стремитесь к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки.
Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.
7. Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям,
поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию
организма на них.
8. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех
двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно
силовых и координационных качеств). Это позволяет вам достичь успехов в
избранном виде спорта.
9. Если вы почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузку
надо снизить.
10. Если вы почувствовали недомогание или какието отклонения в состоянии
здоровья, переутомление, прекратите тренировки посоветуйтесь с учителем
физической культуры или врачом.
11. Старайтесь проводить тренировки на свежем воздухе, привлекайте к
тренировкам своих товарищей, членов семьи, родственников, братьев и
сестер.
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.