Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию
Оценка 5

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Оценка 5
Документация
doc
обществознание
Взрослым
23.04.2018
Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по Обществознанию разработаны в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008. Организация самостоятельной работы студентов регулируется ФГОС и учебным планом. В соответствии с нормативными документами определён объем самостоятельной работы, выполнение которого является обязательным для каждого студента во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.doc
Рег. № ____ Экз. № __ УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ   «Сахалинский   техникум   отраслевых технологий и сервиса» _______________ /Д.А Мартынов/  «____» _____________ 2017 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Система менеджмента качества Версия № 2 ФГОС СПО ОПОП 23.02.03 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 НД Введено с  «___»___________20____г. Количество листов: 36 /специальности среднего профессионального образования               23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта код, наименование специальности(ей) / профессии   2017 0 Одобрена цикловой  комиссией экономических дисциплин Протокол №____ от «___» ________ 2017 г. Председатель _______Л.И Давыденко       для   Рассмотрена   и   рекомендована Методическим советом техникума студентов, обучающихся   по     специальности «Техническое 23.02.03 обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»         1 СОДЕРЖАНИЕ 1 Пояснительная записка 2 Перечень заданий для самостоятельной работы и форма отчетного  материала для студента 3 Общие требования, предъявляемые к оформлению заданий по  самостоятельной работе 3.1 Рекомендации по написанию эссе 3.2 Рекомендации по созданию презентаций 3.3 Виды опорных конспектов 3.4 Примерный вариант контрольной работы 3.5 Задачи по теме «Разрешение социальных конфликтов» 3. 6 Цели, задачи и требования к анкетированию 3.7 Рекомендации по составлению схем­кластеров 3.8 Рекомендации по написанию реферата 3.9 Примерный вариант контрольной работы 4 Примерный перечень устных вопросов к дифференцированному зачету 5  Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов, дополнительной литературы 3 4 7 7 10 12 19 24 26 28 34  38 41 43 2 1 Пояснительная записка Организация   самостоятельной   работы   студентов   регулируется среднего образовательными   государственными   стандартами   профессионального образования и учебным планом.  В   соответствии   с   выше   перечисленными   нормативными   документами определяется объем самостоятельной работы, выполнение которого является обязательным для каждого студента во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Целью   самостоятельной   работы   является   овладение     знаниями, умениями и навыками по дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.  В   результате   выполнения   внеаудиторной   самостоятельной   работы формируются:  • умения поиска оптимальных вариантов ответов, решений;  • навыки учебного исследования; • самостоятельность, ответственность;  • творчество, инициативность, уверенность; •   навыки   работы   с   учебником,   классическими   первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом. Самостоятельная познавательная внеаудиторная деятельность студента вырабатывает   психологическую   установку   на   самостоятельное систематическое   пополнение   своих   знаний   и   выработку   умений ориентирования в потоке информации при решении новых познавательных, учебных задач. Руководство преподавателя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность студентам проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Поэтому студенты сами отыскивают способы решения, при   этом   логика   рассуждений   студента   может   быть   своеобразной, 3 нетождественной   системе   размышлений,   предлагаемой   преподавателем   или описанной в учебном пособии.  Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее   изучение,   вида   заданий   для   самостоятельной   работы   студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.  При   этом   преподаватель   назначает   студентам   варианты   выполнения   осуществляет   систематический   контроль самостоятельной   работы, выполнения студентами графика самостоятельной работы, проводит анализ и дает оценку выполненной работы.  За   не   выполненную   самостоятельную   работу   преподаватель   ставит неудовлетворительную   оценку   в   журнал,   которая   учитывается   при выставлении итоговых оценок по дисциплине. Значком * отмечены задания для обсуждения на учебном занятии. 2   Перечень   заданий   для   самостоятельной   работы   и   форма   отчетного материала для студента  № п/п Виды заданий для самостоятельной работы Отчётный материал Отметка о включении в портфолио Время на выполнени е (часов) I семестр 1. 2. 3 4 Написать эссе по темам: «Цель и  смысл человеческой жизни»,  «Свобода, сопряженная с  ответственностью». Подготовка презентаций по темам:  «Межличностные отношения в  молодежной среде», «Истоки  конфликтов в среде молодежи» Составление тезисов по теме  «Основные виды профессиональной  деятельности» Составление опорного конспекта по теме:   «Общество   как   сложная Письменная работа  Электронные презентации Письменная работа Письменная работа + ­ + ­ 1 3 1 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 динамическая система» Составление тезисов по теме:  «Глобальные проблемы современной  цивилизации»  Составление опорного конспекта по  теме: «Формы и типы культуры.  Особенности молодежной  субкультуры» Написание эссе по темам: «Роль  образования в жизни современного  человека и общества», «Единый  государственный экзамен – за и  против» Составление тезисов по теме:  «Мировые религии» Подготовка презентаций по теме:  «Типы экономических систем:  традиционная, централизованная  (командная) и рыночная экономика» Составление тезисов по теме:  «Основные права потребителя по  закону «О защите прав потребителя» Составление опорного конспекта по  теме: «Налоговая система РФ» Составление тезисов по теме:  «Измерители экономической  деятельности» Составление опорного конспекта по  теме: «Экономический цикл».  Составление схемы­кластера  «Экономический цикл». Подготовка к итоговой контрольной  работе за 1 семестр Письменная работа Письменная работа Письменная работа  Письменная работа Электронные презентации Письменная работа Письменная работа Письменная работа Письменная работа II семестр Подготовка презентаций по темам  «Социальная мобильность»,  «Социальная стратификация». Написание эссе по темам:  «Социальные роли человека в семье и  трудовом коллективе»,  «Социальный статус и престиж». Написание эссе по темам:  «Социальные роли человека в семье и  трудовом коллективе»,  «Социальный статус и престиж». Решение ситуационных задач по теме «Способы разрешения социальных  конфликтов» Электронные презентации Письменная работа Письменная работа + ­ + + ­ + ­ ­ ­ ­ ­ + ­ 1 1 2 1 2 1 4 1 2 2 2 2 2 5 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Исследовательская работа:  подготовка, проведение  анкетирования и обработка данных  анкетирования по теме «Проблемы  современной молодежи» Составление схем­кластеров на  темы: «Формы государства»,  «Признаки и функции государства» Составление сравнительно­ аналитической таблицы «Типология  политических режимов» Написание эссе по теме «Роль СМИ  в политической жизни общества» Подготовка презентаций по теме  «Политические партии современной  России», «Выборы в РФ: виды и  порядок проведения» Составление сравнительно­ аналитической таблицы  «Современные идейно­политические  системы: консерватизм, либерализм,  социал­демократия, коммунизм» Составление схем­кластеров по теме  «Система права: основные  институты, отрасли права. Частное и  публичное право» Составление тезисов по теме «Виды  юридической ответственности» Работа с документом (Конституция  РФ): составление схем­кластеров по  теме «Система государственных  органов РФ» Работа с документом (Конституция  РФ): составление тезисов по темам  «Судебная система РФ», «Основные  конституционные права и  обязанности граждан в России» Написание рефератов по отраслям  российского права Работа с документом (Трудовой  кодекс РФ): составление опорного  конспекта по теме «Права и  обязанности работника и  работодателя» Подготовка к итоговой контрольной  работе по вопросам самопроверке Письменная работа Письменная работа Письменная работа Письменная работа Электронные презентации Письменная работа Письменная работа Письменная работа Письменная работа Письменная работа Письменная работа Письменная работа ­ + + + ­ + + ­ + + + ­ ­ 4 2 2 2 2 2 2 1 2 2 4 2 2 6 3 Общие  требования, предъявляемые   к  оформлению  заданий   по самостоятельной работе Самостоятельные работы 1 семестра Самостоятельна работа №1 Тема: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества Цели  Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке; формирование   представлений   о   смысле   и   цели   жизни,   свободе   и ответственности. 3.1 Рекомендации по написанию эссе Эссе по обществознанию – творческое мини­сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Признаки эссе: ­ наличие конкретной темы либо вопроса;  ­ личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;  Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что даёт возможность увидеть  личность автора,  своеобразие  его позиции,  стиля  мышления, речи, отношения к миру. ­   небольшой   объём;   Каких­либо   жестких   границ,   конечно,   не существует,   но   для   хорошего   эссе   бывает   достаточно   и   одного   листа, нескольких ёмких, побуждающих к размышлению фраз. ­ свободная композиция;   Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок; оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот!» 7 ­   непринуждённость   повествования;   Автору   эссе   важно   установить доверительный стиль общения с читателем, чтобы быть понятным, он избегает намеренно   усложнённых,   излишне   «строгих»   построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто   неясных, свободно владеет темой, видит её с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений. ­ парадоксальность;    Эссе   призвано   удивить   читателя   –   это,   по   мнению   многих исследователей,  его  обязательное  качество.  Более  того,  эссе  рождается  из удивления,   которое   возникает   у   автора   при   чтении   книги,   просмотре кинофильма,   в   разговоре   с   другом.   Отправной   точкой   для   размышления, воплощённых в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд   но   взаимно   исключающие   друг   друга   утверждения, бесспорные, характеристики, тезисы (таковы, например, темы эссе Владимира Набокова «Пушкин,   или   Правда   и   правдоподобие»   или   «Похвала   скуке»   Иосифа Бродского). ­ внутреннее смысловое единство;   Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым   единством,   т.е.   согласованностью   ключевых   тезисов   и   внутренней   гармонией   аргументов   и   ассоциаций, утверждений, непротиворечивостью   тех   суждений,   внутренней   гармоний   аргументов   и ассоциаций,   непротиворечивостью   тех   суждений,   в   которых   выражена личностная позиция автора. ­   открытость.  Эссе   остаётся   незавершённым  –  не  в  том   смысле,   что автор   останавливается   на   полуслове   и   намеренно   не   высказывает   своего 8 мнения   до   конца,   а   в   том,   что   он   не   претендует   на   исчерпывающее   её раскрытие, на полный, законченный анализ. Этапы написания: ­ выбор темы; ­ определение смысла предложенного высказывания (что по вашему  мнению хотел сказать автор); ­   осмысление   проблемы   в   контексте   базовых   наук   (с   какими проблемами обществознания связана тема, что вы должны знать, чтобы её раскрыть); ­ формулирование своего отношения к высказыванию; ­   использование   определений,   обществоведческих   терминов, обобщение, теоретическая обоснованность понятий и теорий; ­   использование   фактов,   примеров   из   общественной   жизни, обосновывающих вашу позицию; ­ вывод. Начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен(а) с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным (способов выразить своё согласие или несогласие, естественно, очень много). Уже   в   следующем   предложении   уместно   сформулировать   понимание высказывания,   ставшего   темой   эссе.   Не   стоит   дословно   повторять утверждение,  важно   так   сформулировать   его   основную   мысль,  чтобы   стал очевиден контекст, который определяет её содержание и сущность. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. 9 М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического,   гуманитарного   естественно­научного, профилей.   ОИЦ   «Академия».   М.   2010.   Самостоятельная работа № 2 Тема: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества» Цель:  Образовательная: Закрепить и расширить знания, полученные на уроке.  3.2 Рекомендации по созданию презентаций Электронная   презентация   –   это   электронный   документ, представляющий   собой   набор   слайдов,  предназначенный   для   демонстрации аудитории.  Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора,   максимально   удобное   для   восприятия   конкретной   аудиторией   и побуждающее   ее  на   позитивное   взаимодействие   с  объектом   и/или   автором презентации.   Электронная   презентация   должна   показать   то,   что   трудно объяснить на словах.  Задачи презентации: ­ привлечь внимание аудитории; ­   включать   всю   необходимую   информацию,   достаточную   для восприятия аудиторией без пояснений; ­ предоставлять информацию аудитории максимально комфортно; ­   обратить   внимание   аудитории   на   наиболее   существенные информационные разделы. 10 Электронная   презентация,   выполненная   в   среде   Microsoft   PowerPoint или ее аналогах – удобный способ преподнести информацию самой разной аудитории   –   учащимся,   коллегам,   подчиненным,   руководству,   бизнес­ партнерам,   инвесторам.   Основным   преимуществом   презентации   является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными   приложениями   –   программой   для   просмотра   изображений, видеопроигрывателем   и   т.д.   Для   проведения   успешной   презентации, способной   завоевать   внимание   слушателей   и   произвести   на   них   должное впечатление,   необходимо   подготовить   грамотную   речь,   правильно   ее озвучить,   соблюдая   несложные   правила   поведения   при   публичном выступлении, а также уделить определенное внимание оформлению слайдов. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического,   гуманитарного   естественно­научного, профилей.   ОИЦ   «Академия».   М.   2010.   Самостоятельная работа № 3 Тема: «Природа человека, врожденные и приобретенные качества» Цель:  Образовательная:   Изучить   основные   виды   профессиональной деятельности. 11 Воспитательная:   Воспитать   положительное   отношение   к   труду. Сформировать чувство ответственности.  Развивающая: Развить трудовые навыки.  Тезисы – это изложенные в краткой форме оригинальные научные идеи по   теме   исследования.   Главное   преимущество тезисов и   предъявляемое   им требование – краткость. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и   гуманитарного специальностей   технического,   естественно­научного, профилей.   ОИЦ   «Академия».   М.   2010.   Самостоятельная работа № 4 Тема: «Общество как сложная система» Цель:  Образовательная: Изучить особенности структуры общества. 3.3 Виды опорных конспектов. В   практике   учебной   работы   используются   различные   опорные конспекты, каждый из которых имеет свое особое дидактическое назначение: ­ обычный – наиболее  распространенный  опорный конспект, который используется   при   изучении   урочной   темы.   Каждому   такому   опорному конспекту   даются   логические   задания,   которые   стимулируют   процесс осмысления   фактического   материала   урочной   темы   (при   подготовке 12 домашнего   задания)   и   заставляют   учащегося   обязательно   работать   с соответствующим параграфом учебника. ­ особый – дает возможность увидеть протекание какого­либо процесса и   взаимную   связь   компонентов,   составляющих   его   структуру.   Они   могут составляться   в   форме   графика   или   линии   времени,   что   дает   возможность наблюдать процесс в целом и его поэтапное развитие. Фактический материал, как правило, в этих опорных конспектах уходит на второй план. Такие схемы процессов   можно   использовать   при   повторении   и   обобщении   нескольких учебных тем или всего курса. ­  синтетический   –   обобщает   фактический  материал  учебной   темы и      служит главным образом на втором  этапе изучения учебной темы при формировании тематического образовательного уровня.  Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического,   гуманитарного   естественно­научного, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.  Ход работы: 1. С   помощью   Интернета   и   других   источников   подготовить   опорный конспект по теме: «Общество как сложная динамическая система».  2. Выполненную работу в печатном виде сдать преподавателю. Самостоятельная работа № 5 13 Тема: «Общество как сложная система» Цель:  Образовательная: Закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Получить представление о глобальных проблемах человечества. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.,   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и   гуманитарного специальностей   технического,   естественно­научного, профилей.   ОИЦ   «Академия».   М.   2010.   Самостоятельная работа № 6 Тема: «Духовная культура личности и общества» Цель:  Образовательная:   Расширить   знания,   полученные   на   уроке.   Получить представление о духовной культуре. Развивающая:   Развить   навыки   составления   конспекта   и   работы   с учебником. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 14 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического,   гуманитарного   естественно­научного, профилей.   ОИЦ   «Академия».   М.   2010.   Самостоятельная работа № 7 Тема: «Наука и образование в современном мире» Цель:  Образовательная: Расширить знания, полученные на уроке.  Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и   гуманитарного специальностей   технического,   естественно­научного, профилей.   ОИЦ   «Академия».   М.   2010.   Самостоятельная работа № 8 Тема:   «Мораль,   искусство   и   религия   как   элементы   духовной культуры» Цель:  15 Образовательная: Закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Изучить понятия морали, религии и искусства.  Развивающая:   Развить   навыки   поиска   информации   и   работы   с литературой. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического,   гуманитарного   естественно­научного, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.  Самостоятельная работа № 9 Тема:   «Экономика   и   экономическая   наука.   Экономические системы. Экономика семьи» Цель:  Образовательная:   Привлечь   студентов   к   самостоятельной   работе   с источниками   информации.   Закрепить   и   расширить   знания,   полученные   на уроке.  Развивающая: Развить навыки обобщения материала. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, 16 Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического, профилей. ОИЦ     «Академия».   М.   естественно­научного,   гуманитарного   2010.   Самостоятельная работа № 10 Тема:   «Экономика   и   экономическая   наука.   Экономические системы. Экономика семьи» Цель:  Образовательная: Закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Развивающая: Развить навыки составления тезисов. Воспитательная:   Привлечь   студентов   к   самостоятельной   работе   с источниками информации. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.    естественно­научного,   гуманитарного Ход работы 1. Используя закон «О защите прав потребителей» выпишите основные положения. 2. *Сделайте вывод о проделанной работе. 17 3. Выполненную работу сдайте преподавателю. Самостоятельная работа № 11 Тема: «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике» Цель:  Образовательная:   Закрепить   знания,   полученные   на   занятии. Сформировать понятие о современной налоговой системе. Развивающая: Развивать навыки работы с законодательными актами и интернет­ресурсами. Воспитательная: Прививать студентам навыки  самостоятельной работы с источниками информации. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и   гуманитарного специальностей   технического,   естественно­научного, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.  Ход работы 1.   Используя   различные   источники   информации   составьте   опорный план­конспект на тему «Налоговая система РФ» 2. *Сделайте вывод о проделанной работе. Выполненную работу сдайте преподавателю. 18 Самостоятельная работа № 12 Тема: «ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция» Цель:  Образовательная:   Закрепить   знания,   полученные   на   уроке. Сформировать представление об измерителях экономической деятельности.  Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и   гуманитарного специальностей   технического,   естественно­научного, профилей.   ОИЦ   «Академия».   М.   2010.   Самостоятельная работа № 13 Тема: «ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция» Цель:  Образовательная: Закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Получить представление об экономических циклах. Развивающая: Развивать навыки сравнения и анализа. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 19 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического, профилей. ОИЦ     «Академия».   М.   естественно­научного,   гуманитарного   2010.   Самостоятельная работа № 14 Тема: «Подготовка к итоговой контрольной работе за 1 семестр» Цель:  Образовательная:   Обобщить   и   повторить   знания,   полученные   на занятиях.  Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.    естественно­научного,   гуманитарного 3.4 Примерный вариант контрольной работы 1. В процессе развития общество:   А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;  Б) обособилось от природы и стало независимо от нее;  В) осталось частью природы; 20 Г) перестало оказывать влияние на природу. 2. Деятельность законодательных органов власти относится к: А) духовной сфере жизни общества; Б) экономической сфере жизни общества; В) политической сфере жизни общества; Г) социальной сфере жизни общества. 3.  К формам чувственного познания относится: А) суждение;   Б) наблюдение; В) ощущение;  Г) умозаключение 4.   В   обществе   с   рыночной   экономикой   государство   воздействует   на экономическую жизнь через: А) систему налогообложения; Б) централизованное установление цен; В) директивное планирование производства товаров; Г) снабжение населения товарами 5. Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов. Типы обществ:                   Характеристики общественного развития: 1) традиционное             А) промышленный переворот; 2)  индустриальное          Б) развитие информационных технологий; 3) постиндустриальное     В) сословный характер социальной стратификации. 1 2 3 6. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе. «________  проблемы,   затрагивающие   интересы   всего     человечества, особенно ярко проявились во второй половине  XX в. в условиях научно­ технической революции и возрастания угрозы ядерной катастрофы». 21 7.   Общепринятое   средство   платежа,   которое   потребитель   может обменивать на любые товары и услуги, ­ это: А) дисконтная карта;     Б) товарный чек; В) деньги;                        Г) облигация. 8. Дефицит государственного бюджета – это: А) уменьшение налоговых поступлений; Б) превышение расходов над доходами; В) увеличение государственного долга; Г) сокращение финансирования социальных программ. 9.  Заполните пробел в схеме. 10.   Осознанный   образ   ожидаемого   итога,   на   достижение   которого направлена деятельность, называется: А) цель деятельности;     Б) результат деятельности;    В) мотив деятельности; Г) потребность. Самостоятельные работы 2 семестра Самостоятельна работа №1 Тема: «Социальная роль и стратификация» 22 Цели  Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке; формирование представлений о социальной роли человека. Развивающая:   Развить   навыки   поиска   информации   и   работы   с литературой. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и   гуманитарного специальностей   технического,   естественно­научного, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010. Самостоятельная работа №2 Тема: «Социальная роль и стратификация» Цели Образовательная: изучить основные роли человека в обществе. Воспитательная:   Воспитать   положительное   отношение   к   труду. Сформировать чувство ответственности.  Развивающая: Развить навыки написания эссе.  23 Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и   гуманитарного специальностей   технического,   естественно­научного, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010. Ход работы: 1. Пользуясь знаниями, полученными на уроке, напишите эссе. 2. *Сделайте вывод о проделанной работе. Выполненную работу сдайте преподавателю. Самостоятельная работа №3 Тема: «Социальные нормы и конфликты»  Цели Образовательная: изучить основные методы разрешения конфликтов. Воспитательная: Сформировать чувство ответственности.  Развивающая: Развитие навыков идентификации конфликтов. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и 24 специальностей   технического, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.   естественно­научного,   гуманитарного 3.5 Задачи по теме «Разрешение социальных конфликтов» Задача 1 Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения   интересами   производства   продукции,   второй   свою   позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую   технологию.   Является   описанная   ситуация   конфликтом?   Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею? Задача 2 В беседе руководителя с подчиненным, допустившим технологическую ошибку,   которая   привела   к   серьезному   материальному   ущербу   фирме, руководитель   предъявил   претензии   к   подчиненному   и   наложил   штраф   в размере   месячной   заработной   платы.   Является   ли   описанная   ситуация конфликтом? Ответ обоснуйте. Задача 3 Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два   месяца   перевести   его   на   вышестоящую   должность.   По   истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт. Задача 4 Вы   недавно   назначены   менеджером   по   кадрам.  Вы  еще   плохо   знаете сотрудников   фирмы,   сотрудники   еще   не   знают   вас   в   лицо.   Вы   идете   на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты 25 и   замечаете   двух   сотрудников,   которые   курят   и   о   чем­то   оживленно беседуют.   Возвращаясь   с   совещания,   которое   длилось   один   час,   вы   опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как   бы   вы   поступили   в   данной   ситуации?   Объясните   свое поведение. Задача 5 Вы   начальник   отдела.   В   отделе   напряженная   обстановка,   срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого­то с нетерпением встречает в аэропорту. Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение. Задача 6 Одна   сотрудница   высказывает   другой   претензии   по   поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает   высказываемые   претензии   за   оскорбление.   Между   ними   возник конфликт. Вопрос. В   чем   причина   конфликта?   Определите   конфликтную ситуацию. Задача 7 Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в   подчинении   у   его   заместителя.   Прием   на   работу   не   был   согласован   с заместителем.   Вскоре   проявилась   неспособность   принятого   работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю… Вопрос. Как   бы   вы   поступили   на   месте   руководителя?   Проиграйте возможные варианты. Задача 8 26 В   ответ   на   критику   со   стороны   подчиненного,   прозвучавшую   на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью. Вопрос. В   чем   причина   конфликта?   Определите   конфликтную ситуацию. Ход работы: 1. Пользуясь знаниями, полученными на уроке, решите задачи. 2. *Сделайте вывод о проделанной работе. Выполненную работу сдайте преподавателю. Самостоятельная работа №4 Тема: «Важнейшие социальные общности и группы»  Цели Образовательная: изучить социальные общности и группы. Воспитательная: Сформировать чувство ответственности.  Развивающая: Развитие навыков проведения анкетирования. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.   естественно­научного,   гуманитарного 3.6 Цели, задачи и требования к анкетированию Анкета   ­   это   ряд   вопросов,   на   которые   опрашиваемый   должен   дать ответ. 27 Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой   информации   могут   использоваться   вопросы,   отличающиеся формой,   формулировками   и   последовательностью,   т.е.   вопросы   можно задавать множеством разных способов.  Она преследует три конкретные цели:  Во­первых, первостепенная цель анкеты ­ перевести информационные нужды исследователя в набор конкретных вопросов, на которые респонденты хотят и могут ответить. Хотя это и может показаться простой задачей, на вопросы могут быть получены самые разные и неожиданные ответы.  Во­вторых, анкета должна быть изложена таким образом, чтобы свести к минимуму объем требований, предъявляемым к респондентам. Она должна содействовать тому, чтобы респонденты участвовали в интервью до конца и не искажали ответы.  В­третьих,   анкета   должна   свести   к   минимуму   ошибку   ответа.   Эти ошибки   могут   возникать   из­за   того,   что   некоторые   респонденты   дают неточные ответы, или из­за ошибок при записи или анализе их ответов. Анкетирование – один из наиболее распространенных и эффективных методов   сбора   первичной   социологической   и   статистической   информации. Это опрос с помощью специального бланка с вопросами (анкеты).  Анкетирование   по   сравнению   с   беседой   и   интервьюированием представляет   собой   как   бы   следующую   ступень   еще   более   жестко запрограммированного   опроса.   Цель   анкетирования   состоит   в   том,   чтобы быстро   и   без   больших   затрат   времени   и   средств   получить   объективное представление   о   мнении   сотрудников   по   той   или   иной   проблеме.  Наиболее эффективный объем анкеты – 5­12 вопросов. Если вопросов будет меньше,   сложно   будет   получить   объективную   картину   по   изучаемому вопросу, если больше, отвечающие не смогут уделить достаточно внимания заполнению анкеты. 28 Результаты   анкетирования   представляют   собой   отчет,   в   котором содержатся процентные соотношения ответов по заданным вопросам. Очень важное   значение   имеет   длительность   анкетирования.   Чтобы   получить   от анкетирования   максимальный   эффект   (то   есть,   чтобы   как   можно   больше отвечающих заполнили и сдали анкеты), необходимо попросить ответить на вопросы сразу и собрать анкеты через 15­30 минут.  Ход работы: 1. Разбиться на 3 группы по несколько человек. 2. Разделить обязанности каждой группы (1 группа – готовит вопросы для   анкетирования,   2   группа   –   проводит   анкетирование,   3   группа   – обрабатывает ответы). 3. *Сделайте вывод по полученным результатам. Самостоятельная работа №5 Тема: «Политика и власть.  Государство в политической системе»  Цели Образовательная:   изучить   формы   государства,   признаки   и   функции государства. Развивающая: Развитие навыков составления схем­кластеров. 3.7 Рекомендации по составлению схем­кластеров Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В   учебной   деятельности   кластерами   называют   графический   способ организации материала.  Этапы подготовки кластера: ­ прочесть текст учебника (или другой материал) и выделить смысловые единицы;  ­ на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;  29 ­ кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам;  ­ установить связи между отдельными блоками соединить их стрелками; ­ после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» ­ сведениями. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического,   гуманитарного   естественно­научного, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010. Самостоятельная работа №6 Тема: «Политика и власть.  Государство в политической системе»  Цели Образовательная: изучить политические режимы. Развивающая: Развитие навыков составления сравнительных таблиц. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и 30 специальностей   технического, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.   естественно­научного,   гуманитарного Самостоятельная работа №7 Тема: «Участники политического процесса»  Цели Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.   естественно­научного,   гуманитарного Самостоятельная работа №8 Тема: «Участники политического процесса»  Цели Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и 31 специальностей   технического, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.   естественно­научного,   гуманитарного Самостоятельная работа №9 Тема: «Участники политического процесса»  Цели Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Развивающая: Развитие навыков составления сравнительных таблиц. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и   гуманитарного специальностей   технического,   естественно­научного, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010. Самостоятельная работа №10 Тема: «Правовое регулирование общественных отношений»  Цели Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Развивающая: развитие навыков составления схем­клестеров. Воспитательная: прививать студентам навыки  самостоятельной работы с источниками информации. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 32 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.   естественно­научного,   гуманитарного Самостоятельная работа №11 Тема: «Правовое регулирование общественных отношений»  Цели Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Воспитательная: прививать студентам навыки  самостоятельной работы с источниками информации. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.   естественно­научного,   гуманитарного Самостоятельная работа №12 Тема: «Основы конституционного права РФ»  Цели Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Развивающая: развитие навыков составления схем­клестеров. 33 Воспитательная: прививать студентам навыки  самостоятельной работы с источниками информации. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и   гуманитарного специальностей   технического,   естественно­научного, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010. Самостоятельная работа №13 Тема: «Основы конституционного права РФ»  Цели Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Развивающая: развитие навыков составления тезисов по указанной теме. Воспитательная: прививать студентам навыки  самостоятельной работы с источниками информации. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.   естественно­научного,   гуманитарного 34 Самостоятельная работа №14 Тема: «Отрасли российского права РФ»  Цели Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Развивающая: развитие навыков написания реферата. Воспитательная: прививать студентам навыки  самостоятельной работы с источниками информации. 3.8 Рекомендации по написанию реферата Реферат — это научно­исследовательская работа учащегося, сделанная самостоятельно,   где   автор   исследует   проблему   и   раскрывает   ее   суть, приводит   различные   точки   зрения   по   поставленной   задаче,   а   также собственные взгляды на нее. Содержание материала в реферате должно быть логичным,   законченным   и   актуальным,   изложение   материала   носит проблемно­поисковый характер с последующими выводами. Тема реферата может быть выбрана студентом как самостоятельно, так и по рекомендации преподавателя. Как правило, самостоятельная работа над рефератом, дает неплохие результаты по закреплению изученного материала, и более глубокому изучению проблемы. Как   правило,   рефераты   помогают   неплохо   оценить   уровень компетентности  студента по тому или иному вопросу, а так же помогают преподавателю   оценить   уровень   владения   предметом,   терминологией. Разумеется, любой реферат требует не только письменного изложения, но и устной   защиты   и   пересказа   изложенной   темы   с   рядом   наводящих   и уточняющих вопросов. Смысл любой такой работы заключается не только в цитировании первоисточника, сколько в раскрытии какой либо конкретной темы, при чем именно от полноты и актуальности будет, зависит усвоенный материал. 35 Реферат должен включать оглавление, введение, несколько глав (от 2 до 5), заключение и список литературы. Желательно наличие ссылок, хотя можно обойтись и без них. Ссылки в реферате, как впрочем, и в других студенческих работах   (курсовых   и   дипломах),   можно   делать   двумя   способами   ­   внизу страницы или в квадратных скобках с указанием номера источника по списку литературы. Первый вариант удобнее и нагляднее. Нормальное количество ссылок для реферата ­ от 2 до 8. Список литературы для реферата обычно должен   включать   4­12   позиций   ­   нормативные   акты,   книги,   печатную периодику, интернет­ресурсы ­ что получится по ходу работы и требуется по конкретной теме (в реферате, как и в курсовой, по праву законодательные акты необходимы по определению). Формально   к   оформлению   реферата   предъявляются   следующие требования.   Объем   реферата   ­   10­20   страниц   –   сюда   не   включаются титульный лист и возможные приложения. Шрифт обычно Times New Roman, кегль (или размер шрифта) ­ 14, интервал (расстояние между строчками) ­ 1,5 ­   стандарт,   которым   печатали   пишущие   машинки   при   двойном   интервале. Поля ­ стандартные для  Microsoft  Word. При таких параметрах получается стандартный машинописный лист, когда на страницу «влезает» примерно 1500 знаков. Это все, так сказать, по умолчанию, если нет методички.  Структура обычного реферата: ­ содержание (или оглавление);  ­ введение;  ­ несколько глав (от 2 до 5);  ­ заключение;  ­ список литературы (или библиографический список). Каждая из этих частей начинается с новой страницы. Во введении реферата должны быть: актуальность темы реферата; цель работы; задачи, которые нужно  решить, чтобы  достигнуть  указанной цели; 36 краткая   характеристика   структуры   реферата   (введение,   три   главы, заключение   и   библиография);   краткая   характеристика   использованной литературы.  Объем введения для реферата ­ 1­1,5 страницы. Главы   реферата   могут   делиться   на   параграфы.   Главы   можно заканчивать   выводами   (по   паре   фраз),   хотя   для   реферата   это   и   не обязательно. В заключении должны быть ответы, на поставленные во введении задачи и дан общий вывод. Объем заключения реферата ­ 1­1,5 стр. Список   литературы   у   реферата   –   4­10   позиций,   сюда   входят нормативные акты, книги, бумажная периодика, интернет­источники. И еще по тексту должны быть ссылки ­ от 2 до 10. Темы рефератов: 1. Конституционное право как отрасль российского права. 2. Гражданское право и гражданские правоотношения. 3. Семейное право и семейные правоотношения. 4. Трудовое право как отрасль российского права. 5. Уголовное право как отрасль российского права. 6. Уголовно­процессуальное право РФ. 7. Гражданско­ процессуальное право РФ. 8. Международное публичное право. 9. Международное частное право. 10.  Международное гуманитарное право.  Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 37 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического,   гуманитарного   естественно­научного, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010. Самостоятельная работа №15 Тема: «Отрасли российского права РФ»  Цели Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке. Развивающая: развитие навыков составления опорного конспекта. Воспитательная: прививать студентам навыки  самостоятельной работы с источниками информации. Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.   естественно­научного,   гуманитарного Самостоятельная работа № 16 Тема: «Подготовка к итоговой контрольной работе за 2 семестр» 38 Цель:  Образовательная:   Обобщить   и   повторить   знания,   полученные   на занятиях.  Рекомендуемые источники информации:  Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.   Дрофа.   2005.   Кравченко   А.И.   Обществознание.   М.   Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003.  Обществознание 10   класс.   Уч.   под   редакцией   Л. Н. Боголюбова,   А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей   технического,   гуманитарного   естественно­научного, профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.  3.9 Примерный вариант контрольной работы 1. Положение человека в обществе – это: А) социальный статус;             Б) социальная роль; В) социальная мобильность;    Г) социальная адаптация. 2. К отраслям частного права относится: А) гражданское;                  Б) уголовное; В) административное;        Г) конституционное. 3. Отклоняющееся поведение – это: А) любые изменения в жизни человека; Б)  перемещение человека в пределах своей группы; В) несоблюдение принятых в обществе норм; 39 Г) изменение социального статуса человека. 4. Что относится  к вертикальной социальной мобильности?  А)   гражданин   переехал   из   двухкомнатной   квартиры   на   пятом   этаже   в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме; Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта; В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии; Г)   мелкий   торговец   продуктов   питания   начал   заниматься   продажей подержанных вещей; Д) гражданка вступила в повторный брак; Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности. 5. Заполните схему территориально­государственного устройства 6. Установите   соответствие   между   основами   брака   и   семьи   и   их проявлениями; первого из столбца подберите соответствующую позицию из второго. позиции каждой     к       Проявления    Основы брака     и семьи 1) взаимное уважение супругов 2) достижение брачного возраста       Б)  правовые         А) нравственные 3) регистрация брака 4) соблюдение   семейных   традиций 40 Запишите   в   таблицу   выбранные   буквы,   а   затем   получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4 7. Запишите слово, пропущенное в схеме: «Государственная власть РФ».   Президент РФ Правительство  Суды  РФ         РФ 8.  Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов, называется: А) акция;             Б)  облигация;        В) вексель;    Г)  авизо. 9. Кто является источником власти в стране, имеющей демократическую политическую систему? А) передовой общественный класс;                  Б) народ; В) представители крупного бизнеса;                 Г) правительство. 10.   Что   относится   Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке. А) переход с военной службы на гражданскую;   к   горизонтальной   социальной   мобильности? Б) переезд из города в деревню; 41 В) уход с руководящей должности на рядовую; Г) переход с государственного предприятия в частное; Д)  повышение с должности инспектора на должность руководителя отдела; Е) овладение рабочим второй (смежной) рабочей специальностью. 4 Примерный перечень устных вопросов к дифференцированному зачету 1. Понятие духовной культуры. Традиции и новаторство. Интернациональное и национальное в культуре. Формы культуры. 2. Средства массовой информации и коммуникации и их функции. 3. Духовная жизнь России. Тенденции духовной жизни России. Мораль и ее категории. 4. Сущность и происхождение религии. Функции религии. Религия и мораль. 5. Религия в современном мире. Понятие и виды мировых религий. 6. Мировоззрение: понятие и типология. 7. Понятие,   функции   и   особенности   современной   науки.   Научная   картина мира. 8. Образование: основные функции и направления. 9. Понятие искусства, его виды и значение. 10.Понятие экономики. Экономическая деятельность. 11.Экономические системы. 12. Мировая экономика. Формы экономической интеграции. 13.Экономический цикл и экономический рост. 14.Экономическое содержание собственности. 15.Экономические основы производственной деятельности. 16.Издержки производства и прибыль. 17.Измерители экономической деятельности. 18. Понятие рынка и условия его возникновения. 42 19.Рыночная цена и законы, регулирующие спрос и предложение. 20.Особенности современного рынка. Рынок и государство. 21.Денежно­кредитная и налоговая политика государства. Государственный бюджет. 22.Уровень жизни. Доходы населения. Заработная плата. 23.Безработица и ее формы. 24.Социальные   отношения   и   социальное   взаимодействие.   Социальная структура общества. 25.Социальные нормы и социальный контроль. Социальное поведение. 26.Сущность семьи и брака. Функции семьи. Тенденции развития семьи. 27.Нации и национальные отношения. 28.Молодежь   как   социальная   группа.   Молодежная   культура.   Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. 29. Политическая система общества. Власть и ее виды. 30.Политическая культура, политическая идеология и психология. 31. Пути  и формы политической социализации личности. 32.Понятие и виды политического режима. 33.Сущность, признаки и функции государства. 34.Формы государства. Государственное устройство РФ. 35. Государственный аппарат. Система «сдержек и противовесов». 36. Понятие права, его функции и источники. 37. Правовая система: отрасли и институты права. 38. Юридическая ответственность и ее виды. 39. Правовые отношения и правонарушения. 40. Основные международные документы по правам человека. 41. Основные права и обязанности граждан РФ (по Конституции РФ). 42. Система судебной защиты прав человека. 43.Основы Конституционного права РФ. 43 44.Основы гражданского, трудового и семейного права. 45.Основы административного и уголовного права. 5  Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:  1.   Важенин   А.Г.  Обществознание   для   профессий   и   специальностей   естественно­научного,   ОИЦ технического, «Академия». М. 2010.  2. Важенин   А.Г.  Обществознание   (для   профессий   и   специальностей   гуманитарного   профилей. технического, естественно­научного, гуманитарного профилей). Контрольные задания. ОИЦ «Академия». М. 2010.  Дополнительные источники:  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года. 2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие.  М. 2005. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994г.  4. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. М. 2005. 5. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.  М. 2006. 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. 7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. М. 2005. 8. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл.  М. 2005. 9. Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл.  М. 2002. 10.Обществознание. Сборник заданий. Под ред. Е.Л. Рутковской. М. 2007. 44 11.Практикум по обществознанию. Под ред. И.Ю Александрова. М. 2007. 12.Трудовой кодекс Российской Федерации от  30 декабря  2001г.  13. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. М. 2005. 14.Учебно­тренировочные   материалы   для   подготовки   к   Единому государственному экзамену. Обществознание. М. 2006. 15.  Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. М. 2002. Интернет­источники: ­   Центральная   электронная   библиотека:  Электронный   ресурс  ­   Режим доступа: http://lib.ru/ ­   Публичная   Электронная   Библиотека:  Электронный   ресурс  ­   Режим доступа: http://lib.walla.ru/ ­   Электронная   библиотека   IQlib:  Электронный   ресурс  ­   Режим   доступа: http://www.iqlib.ru/  45

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию

Методические рекомендации по организации внеадиторной самостоятельной работы по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018