Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019
Оценка 5

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Оценка 5
Контроль знаний
doc
биология
11 кл
28.03.2019
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему:«Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019 предназначены для проверки и закрепления пройденного материала. Работа позволяет быстро проверить знания ребенка и подготовить ребенка к ЕГЭ по биологии. А также, подобные задания часто встречаются в олимпиадных заданиях. Желаю удачи!
Копия ЗАДАНИЯ– 2019.doc
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему:«Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019 1. Группа крови и резус­фактор — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется   тремя   аллелями   одного   гена:   i0,   1А,   1В.   Аллели   IА и   IВ доминантны   по отношению к аллелю  i0. Первую группу (0) определяют  рецессивные  аллели  i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IА, третью группу (В) определяет доминантный аллель IВ, а четвёртую (АВ) — два доминантных аллеля — IАIВ. Положительный резус­ фактор (R) доминирует над отрицательным (r).          У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу   крови   и   резус­фактор   могут   иметь   дети   в   этой   семье,   каковы   их   возможные генотипы   и   соотношение   фенотипов?   Составьте   схему   решения   задачи.   Какой   закон наследственности проявляется в данном случае? 2. Составьте схему, иллюстрирующую текст, приведённый ниже, показав генотипы и ха­ рактер наследования дальтонизма. Если женщина, страдающая цветовой слепотой, выходит замуж за мужчину с нормаль­ ным   зрением,   то   у   их   детей   наблюдается   очень   своеобразная   картина   перекрёстного наследования. Все дочери от такого брака получат признак отца, т. е. они имеют нормаль­ ное   зрение,   а   все   сыновья,   получая   признак   матери,   страдают   цветовой   слепотой   (d­ дальтонизм, сцепленный с Х­хромосомой). В том же случае, когда наоборот, отец является дальтоником, а мать имеет нормальное зрение, все дети оказываются нормальными. В отдельных браках, где мать и отец обладают нормальным зрением, половина сыновей может оказаться поражёнными цветовой слепотой. В основном наличие цветовой слепоты чаще встречается у мужчин. 3. Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здо­ рового   (по   крови)   мужчины­дальтоника   двух   сыновей   —   первого,   страдающего   лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий? Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте. 4. У овец длинные уши не полностью доминируют над безухостью. Промежуточным признаком являются короткие уши. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью. Длин­ ноухую   чёрную   овцу,   гетерозиготную   по   второму   признаку   скрестили   с   короткоухим белым   бараном.   Определите   генотипы   родителей,   возможные   генотипы   и   фенотипы потомства и вероятность рождения безухих белых ягнят. Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте. 5. Признаки, определяющие группу крови и резус­фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IA, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) – две доминантные аллели IAIB. Положительный резус­фактор (R) доминирует над отрицательным резус – фактором (r) У отца вторая группа крови и отрицательный резус, у матери – первая группа и поло­ жительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей, возможные группы крови, резус­фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае? 6. Признаки, определяющие группу крови и резус­фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IA, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) – две доминантные аллели IAIB. Положительный резус­фактор (R) доминирует над отрицательным резус – фактором (r) У отца вторая группа крови и отрицательный резус, у матери – первая группа и поло­ жительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей, возможные группы крови, резус­фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае? 7. Ген   короткой   шерсти   (А)   у   кошек   доминирует   над   геном   длинной   шерсти   (а)   и наследуется   аутосомно.   Ген   окраски   кошек   сцеплен   с   Х­хромосомой.   Чёрная   окраска определяется геном ХВ, рыжая – геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. Длинношёрстная кошка черепаховой окраски была скрещена с рыжим короткошёрстным (Аа) котом. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, а также вероятность рождения чёрной кошки. Объясните результат скрещивания. Какие законы наследования проявляются в этих скрещиваниях? 8. У   человека   альбинизм   наследуется   как   аутосомный   рецессивный   признак,   а дальтонизм, как признак, сцепленный с Х­хромосомой. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства и их процентное соотношение от брака гетерозиготной по первому признаку здоровой женщины, не несущей гена дальтонизма, и мужчины   дальтоника   и   альбиноса.   Какие   законы   наследования   проявляются   в   данном случае? 9. У отца вторая группа крови и нормальное зрение(ХD), у его матери – первая группа; жена   имеет   первую   группу   крови   и   нормальное   зрение,   но   является   носительницей дальтонизма.   Составьте   схему   решения   задачи.   Определите   возможные   генотипы родителей, фенотипы и генотипы детей. Укажите вероятность рождения дальтоника. 10. При   скрещивании   дигетерозиготного   высокого   растения   томата   с   округлыми плодами и карликового растения (а) с грушевидными плодами (b) в потомстве получили по фенотипу: 12 высоких растений с грушевидными плодами,   39   высоких   растений   с   округлыми   плодами,   40   карликовых   с   грушевидными плодами, 14 карликовых с округлыми плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп. 11. Ген   группы   крови   человека   имеет   три   аллеля:   i0,   IA   и   IB.   Аллели   IA   и   IB кодоминантны (в гетерозиготе проявляются оба) и они оба доминантны по отношению к аллелю i0. Человек с генотипом i0i0 имеет I группу крови, IAIA или IAi0 – II группу, IBIB или IBi0 – III группу, а IAIB – IV группу крови. У Екатерины II группа крови. Она вышла замуж за Николая с III группой крови. У Николая есть взрослая дочь Анна от первого брака, у которой I группа крови. От брака Екатерины и Николая родился сын Фёдор с III группой крови. Составьте схему решения задачи.   Определите   генотипы   родителей   и   потомков   во   всех   браках,   обоснуйте   своё решение. Какая ещё группа крови может быть у детей Екатерины и Николая? 12. У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов.         При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% ­ с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства   в   двух   скрещиваниях,   соотношение   фенотипов   во   втором   скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании. 13. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В) с ге­ терозиготной курицей имеющей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку первого   поколения,   имевших   разные   генотипы,   скрестили   между   собой.   Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений. 14. Кареглазая   правша   вышла   замуж   за   голубоглазого   левшу.   У   них   родился голубоглазый   левша.   Определите   генотип   матери   (карие   глаза   и   праворукость доминируют). 15. Черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а), а мохнатая шерсть (В) над гладкой   (в).   Какого   расщепления   по   фенотипу   следует   ожидать   от   скрещивания   двух гетерозиготных по двум признакам кроликов? 16. Какова   вероятность   рождения   голубоглазого   (а),   светловолосого   (в)   ребенка   от брака голубоглазого темноволосого отца с генотипом ааВв и кареглазой светловолосой матери с генотипом Аавв? Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте. 17. При   скрещивании   двух   сортов   томата   с   красными   шаровидными   и   желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы   родителей,   гибридов   первого   поколения,   соотношение   фенотипов   второго поколения. 18. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и тома­ та с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства. 19. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз   (В) —   над   голубым   (b).   Запишите   генотипы   родителей,   возможные   фенотипы   и генотипы   детей,   родившихся   от   брака   светловолосого   голубоглазого   мужчины   и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. 20. Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10   черных   хохлатых,   5   бурых   хохлатых,   3   черных   без   хохла   и   2   бурых   без   хохла. Определите   генотипы   родителей,   потомков   и   закономерность   наследования   признаков. Гены   двух   признаков   не   сцеплены,   доминантные   признаки   —   черное   оперение   (А), хохлатость (В). 21. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) — над короткой (b). Запишите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной 22. При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с мор­ щинистыми   семенами   без   усиков.   Составьте   схему   каждого   скрещивания.   Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае? 23. Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян — над жёлтым. При скрещивании растения с гладкими фиолетовыми семенами и растения   с   морщинистыми   жёлтыми   семенами   получили   4749   потомков   с   гладкими фиолетовыми семенами, 4698 — с морщинистыми жёлтыми семенами, 301 — с гладкими жёлтыми   семенами   и   316 —   с   морщинистыми   фиолетовыми.   Составьте   схему скрещивания. Какой тип наследования наблюдался в данном случае? 24. При   скрещивании   растения   кукурузы   с   гладкими   окрашенными   семенами   с растением,   имеющим   морщинистые   неокрашенные   семена   (гены   сцеплены),   потомство оказалось   с   гладкими   окрашенными   семенами.   При   дальнейшем   анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327   с   морщинистыми   неокрашенными,   218   с   морщинистыми   окрашенными,   289   с гладкими   неокрашенными.   Составьте   схему   решения   задачи.   Определите   генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ. 25. При  скрещивании  растения  флокса  с  белой   окраской  цветков и  воронковидным венчиком   с   растением,   имеющим   кремовые   цветки   и   плоские   венчики,   получено   78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 — кремо­ вые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и ворон­ ковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получе­ ны флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? 26. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае. 27. Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), –   и   альбинизм   (а)   наследуются   у   человека   как   рецессивные   аутосомные   несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей­альбиносов и ФКУ одновременно. Какой закон наследования проявляется в данном случае? 28. У   овса   доминантными   являются   признаки   раннеспелости   и   нормального   роста. Признаки   позднеспелости   и   гигантского   роста   являются   рецессивными.   Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением   раннеспелого   сорта,   но   гетерозиготного   по   этому   признаку   и   имеющим гигантский рост. Какой генетический закон проявляется при этом скрещивании? 29. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью с чёрными свинками с мохнатой шерстью получено потомство: 50 % чёрных мохнатых и 50 % чёрных гладких. При скрещивании таких же белых свинок с гладкой шерстью с другими чёрными свинками с мохнатой шерстью 50 % потомства составили чёрные мохнатые и 50 % – белые мохнатые. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится? 30. При скрещивании растения арбуза с удлинёнными зелёными плодами и растения с круглыми   полосатыми   плодами   в   потомстве   были   получены   арбузы   с   удлинёнными зелёными   плодами   и   с   круглыми   зелёными   плодами.   Гены   формы   и   окраски   плодов находятся   в   разных   хромосомах.   При   скрещивании   этого   же   растения   арбуза   с удлинёнными зелёными плодами и растения с круглыми зелёными плодами все потомки имели   круглые   зелёные   плоды.   Определите   все   возможные   генотипы   родителей   и потомства в обоих скрещиваниях. 31. У мышей гены формы и длины шерсти находятся в разных хромосомах. Скрещивали мышей с извитой шерстью нормальной длины и мышей с прямой (А) длинной шерстью. Потомки имели прямую шерсть нормальной длины и извитую шерсть нормальной длины. Какое потомство можно ожидать от скрещивания между собой полученных потомков с разными фенотипами? Составьте схемы скрещивания. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства во всех скрещиваниях. Определите соотношение потомков по фенотипу во втором скрещивании. Объясните это соотношение. 32.  У гороха посевного розовая окраска венчика доминирует над белой, а высокий стебель – над карликовым. При скрещивании  растения с высоким стеблем и розовыми цветками   с   растением,   имеющим   розовые   цветки   и   карликовый   стебель,   получили   63 растения   с   высоким   стеблем   и   розовыми   цветками,   58   –   с   розовыми   цветками   и карликовым стеблем, 18 – с белыми цветками и высоким стеблем, 20 – с белыми цветками и карликовым стеблем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений   и   потомков.   Объясните   характер   наследования   признаков   и   формирование четырёх фенотипических групп. 33. При скрещивании растений львиного зева с красными (А) нормальными цветками и белыми   удлинёнными   цветками   всё   потомство   имело   розовые   нормальные   цветки.   Для гибридов первого поколения F1 было проведено анализирующее скрещивание, в результате которого в потомстве получилось фенотипическое расщепление в равном соотношении 1 : 1 : 1 : 1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы   потомства   в   двух   скрещиваниях.   Объясните   образование   четырёх фенотипических групп во втором скрещивании. 34. У дрозофилы доминантные гены, контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме. Рецессивные аллели этих генов, обусловливаю­ щие   чёрную   окраску   тела   и   отсутствие   щетинок,   находятся   в   другой,   гомологичной хромосоме. Какое по генотипам и фенотипам потомство и в каком процентном соотноше­ нии можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки, с чёрным самцом, не имеющим щетинок, при условии, что у самки 50 % гамет были кроссоверными? 35. При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с глад­ кой шерстью получено потомство: 50% чёрных мохнатых и 50% чёрных гладких. При скре­ щивании других пар белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось чёрными мохнатыми и 50% — белыми мохнатыми. Со­ ставьте   схему   каждого   скрещивания.   Определите   генотипы   родителей   и   потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае. 36. Гибридная   мышь,   полученная   от   скрещивания   чистой   линии   мышей   с   извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели   прямую   длинную   шерсть,   40%   —   извитую   шерсть   нормальной   длины,   10%   — прямую нормальной длины и 10% — извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в этом скрещивании? 37. Скрестили   самцов   мух   дрозофил   с   серым   телом   и   нормальными   крыльями   с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. Все гибриды первого поколения были с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75 % особей с серым телом и нормальными крыльями и 25 % с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признака и полученные результаты.

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии на тему: «Решение генетических задач. Линия 28. Часть 1». ЗАДАНИЯ– 2019
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019