Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах
Оценка 4.6

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Оценка 4.6
Педсоветы +3
doc
физическая культура
Взрослым
02.07.2017
Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах
Основа гимнастики до занятий - это комплекс физических упражнений, направленных на различные мышечные группы. Каждый комплекс состоит из 5-7 упражнений. В комплекс должны включатся упражнения для мышц верхнего плечевого пояса (упражнения руками и головой), мышцы спины, брюшного пресса (наклоны вперед, назад, в стороны), мышц нижних конечностей (приседы, выпады), подскоки. Начинать и заканчивать комплекс необходимо ходьбой на месте. Общее руководство проведением гимнастики до занятий осуществляется учителем физкультуры. Учителя общеобразовательных предметов контролируют проведение гимнастики в том классе, в котором они будут проводить первый урок. Для того чтобы гимнастика до учебных занятий проходила наиболее организованно и эффективно учителю физической культуры необходимо всемерно привлекать к ее проведению физкультурный актив - иметь в каждом классе начиная с IV -го кроме физорга, 2-3 помощников, подготовленных им для показа и правильного исполнения упражнений очередного комплекса. Хорошо подготовленным помощникам можно доверять и проведение гимнастики. Общественным инструкторам из числа учащихся старших классов, следует поручать проведение гимнастики с учениками I - IV классов.Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах.
гимнастика.doc
Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах. Гимнастика до учебных занятий. Основа гимнастики до занятий - это комплекс физических упражнений, подскоки. Начинать и заканчивать комплекс необходимо ходьбой на месте. упражнений. В комплекс должны включатся упражнения для мышц верхнего направленных на различные мышечные группы. Каждый комплекс состоит из 5-7 плечевого пояса (упражнения руками и головой), мышцы спины, брюшного пресса (наклоны вперед, назад, в стороны), мышц нижних конечностей (приседы, выпады), Общее руководство проведением гимнастики до занятий осуществляется учителем физкультуры. Учителя общеобразовательных предметов контролируют проведение Для того чтобы гимнастика до учебных занятий проходила наиболее организованно и эффективно учителю физической культуры необходимо всемерно привлекать к ее проведению физкультурный актив - иметь в каждом классе начиная с IV -го кроме физорга, 2-3 помощников, подготовленных им для показа и правильного исполнения упражнений очередного комплекса. Хорошо подготовленным помощникам можно доверять и проведение гимнастики. Общественным инструкторам из числа учащихся гимнастики в том классе, в котором они будут проводить первый урок. старших классов, следует поручать проведение гимнастики с учениками I - IV Комплексы упражнений могут быть разучены на уроках физкультуры. Их смену следует осуществлять не реже одного раза в месяц, лучше через каждые две недели. Если школа радиофицирована, гимнастику важно сопровождать с классов. музыкальной записью. Для организации гимнастики целесообразно учащихся объединить по группам классов: I - IV , V - VII , VIII - IX , X - XII . Вместе с тем, в зависимости от условий и по усмотрению администрации школы, педагогов, она может проводиться с каждым Проводить гимнастику надо на открытом воздухе, в плохую погоду (дождь, холод) в проветренных коридорах, рекреациях. Не рекомендуется проводить гимнастику до классом отдельно. занятий в классных комнатах. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 минут, а с младшими классами не более 5-6 минут. четыре, по шесть в круг, в шеренгу и т.д. Построения классов для гимнастики могут быть произвольными: в колонну по три, Добиваясь качественного проведения гимнастики до учебных занятий, учителям физической культуры, основываясь на ее главной задаче, следует включать в комплекс наиболее простые упражнения, не требующие сложной координации не вызывающие силовую нагрузку, исключающие упоры присев, отжимания и т.д. Предоставляем вашему вниманию проект комплексов упражнений для младших, Один комплекс состоит из шести упражнений. Количество повторений каждого средних и старших классов. упражнения, входящего в данный комплекс, по усмотрению учителя. 1. Ходьба на месте с широкими, свободными движениями рук. 2. И. п. - стойка боксера (левая рука впереди, кисти сжаты в кулак), на четыре счета попеременно сгибание и разгибание РУК. 3. И. п. - основная стойка (о. с), I - руки к плечам, правую ногу в сторону на носок, наклон туловища вправо, 2 - и. п., 3 – 4 - то же с другой ноги. 4. И. п. - руки на поясе, 1 - наклон вперед прогнувшись, 2 - и. п., 3 - прогнуться назад, 5. И. п. - о. с, 1 - присед, руки вперед, 2 - и. п., 3 – 4 - то же самое. 6. И. п. - руки в стороны, 1 - прыжок ноги врозь, руки вниз, 2 - и. п., 3 – 4 - то же руки в стороны, 4 - и. п. 1. Ходьба на месте с движениями рук (вверх, в стороны, к плечам, к груди и т. д.). I-IV классы Комплекс 1 самое. Комплекс 2 2. И. п. - о. с, 1 - 2 подняться на носки, руки вверх, потянуться, 3 – 4 - и. п. 3. И. п. - руки на поясе, 1 - присед или полуприсед, 2 – руки в стороны, 3 - и. п., 4 - присед, руки вверх, 5 - и. п. 4. И. п. - руки на поясе, 1 - наклон вправо, 2 - правую в сторону на носок, левую руку вверх, 3 - и. п., 4 - 5 то же в другую сторону. 5. И. п. - руки на поясе, прыжки на месте, 1 - ноги врозь, 2 - и. п., 3 - правую вперед, левую назад, 4 - и. п., 5 – 8 - то же, левую вперед. 1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Комплекс 3 2. И. п. - о. с, 1 - руки на пояс, 2 - руки к плечам, 3 – руки вверх, потянуться, 4 - и. п. 3. И, п. - руки за голову, 1 – 2 - поворот туловища направо, 3 – 4 - и. п. , 5 - 6 - то же в 4. И.п. - руки к плечам, 1 - полуприсед, 2 - руки вперед, 3 - и. п., 4- присед, 5 - руки 5. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе, 1 - наклон туловища к правую сторону, 2- другую сторону. вверх, 6 - и. п. и. п., 3- наклон в перед, 4 – 5 - наклон в левую сторону, 6 - и. п., 6. И.п. - руки на поясе, 1 - 3 - прыжки на месте, 4 - прыжок с поворотом на 90°. V - VII классы Комплекс 1 2. И.п. - то же, 1 – 4 - круги руками вперед, 5 – 8 - то же назад. 1. И.п. - о.с, 1- руки вперед, 2 - руки вверх, прогнуться, 3 - руки в стороны, 4 - и. п. 3. И. п. - руки на поясе, 1- выпад правой вперед, 2 – 3 - два пружинящих покачивания 4. И. п. - стойка ноги врозь, 1- руки через стороны вверх, наклон туловища вправо, 2 - 5. И. п. - руки за голову, 1 - полуприсед, 2 - руки вверх, 3 - и. п., 4 - присед, 5 - руки в 6. И. п. - руки на поясе, 1 – 4 – четыре прыжка на двух ногах, 5 – 8 - четыре прыжка в выпаде, 4 - и. п., 5 – 8 – тоже с другой ноги. и. п., 3 - 4 - то же в другую сторону. стороны, 6 - и. п. на левой ноге, 9 – 12 - четыре прыжка на правой ноге. Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте с движениями (вперед, в стороны, к плечам, за голову, на пояс). Комплекс 2 1. Ходьба на месте с различными движениями руками. 2. И.п. - о. с, 1 - руки вперед, 2 - руки вверх, 3 – руки в стороны, 4-и. п. 3. И.п. - руки за голову, 1 – 3 – три наклона вправо, 4 - и. п., 5 – 8 -то же влево. 4. И.п. - широкая стойка ноги врозь, руки на поясе, 1 - наклон к правой ноге, 2 - и. п., 5. И. п. - руки за голову, 1 - прогнуться назад, 2 - и. п., 3 - присед, 4 - руки вперед, 5 - 6. И.п. - руки на поясе. Прыжки на месте: 1 - ноги врозь, 2 – правая скрестно перед 3 - то же левой, 4 - и. п. и. п. левой, 3 - ноги врозь, 4 - левая скрестно перед правой. Комплекс 3 1. Ходьба на месте. 2. И.п. - о.с, 1 – 4 - круги руками вперед, 5 – 8 - круги руками назад. 3. И. п. - руки на поясе, ноги врозь, 1 - наклон вправо, 2 - и. п., 3 – наклон влево, 4 - и. п. 5 - прогнуться назад, 6 - и.п. 4. И. п. - руки за спиной «в замок», 1 - присед, 2 - и. п. 5. И. п. - руки на поясе, 1 - выпад правой ногой вперед, руки в стороны, 2 - и. п., 3-4 - 6. И. п. - руки на поясе, 1- прыжок ноги врозь, 2 - руки вверх, 3 - и. п., 4 - прыжок ноги врозь, 5 - руки в стороны, 6 - и. п. то же с другой ноги. VIII-IX классы Комплекс 1 1. И. п. - руки в стороны, 1 - правую руку к плечу, левую в сторону, 2 - и. п., 3 - левую руку к плечу, правую в сторону, 4 - и. п. 2. И. п. - руки вверх, 1 - круги руками внутрь, 2 – наклон вправо, 3 - круги руками 3. И. п. - о. с, 1 - присед, руки в стороны, 2 - и. п., 3 - присед, руки вперед, 4 -и. п. наружу, 4 - наклон влево. 4. И. п. - руки вверху, 1 - поворот туловища направо, руки в стороны, 2 - и. п., 3 - 4 - то же в другую сторону. 5. И. п. - руки за голову, 1 - наклон вперед прогнувшись, руки в стороны, 2 - выпрямиться, руки к плечам, 3 - наклон назад, руки вверх, 4 - и. п. 6. И. п. - руки на поясе, 1-3 - три прыжка на двух, 4 – прыжок с поворотом на 180°. Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте. Комплекс 2 1. Ходьба на месте. стороны, 4 - и. п. стороны, 6 - и. п. 2. И. п. - о. с, 1 - руки к плечам, 2 - руки вверх, подняться на носки, 3 - руки в 3. И. п. - руки на поясе, 1 - присед, 2 - руки к плечам, 3 - и. п., 4 - присед, 5 - руки в 4. И. п. - руки перед грудью, 1 - провой нагой вперед, руки в стороны, 2 - и. п., 3 - 4 - 5. И. п. - руки к плечам, 1 - поворот туловища в правую сторону, 2 - руки в стороны, 3 6. И. п. - о. с, 1 - прыжком ноги врозь, 2 - руки в стороны, 3 - прыжком ноги вместе, 4 - - и. п., 3-4 - то же в другую сторону. то же в другую сторону. руки вверх, 5 - прыжком ноги врозь, 6 - руки в стороны, 7 - прыжком в и. п. Комплекс 3 1. Ходьба на месте с поворотами. 2. И. п. - руки на поясе, 1 - руки перед грудью, 2 - руки вверх, 3 - руки в стороны, 4 - 3. И. п. - руки на поясе, 1 - выпад вправо, правую руку в сторону, 2 - 3 и. п., 5 – 6 - то 4. И. п. - руки за голову, 1 - голову назад, 2 - и. п., 3 - присед, 4 - руки вперед, 5 - 7 и. 5. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе, 1 - поворот туловища направо, 2 - руки в же в другую сторону, 7 - 8 и. п. и. п. п. стороны, 3 - 4 и. п., 5 - 6 - то же в другую сторону. 6. И. п. - руки на поясе. На четыре счета прыжки на двух ногах. X-XII классы Комплекс 1 1. И.о. - о. с, 1 – 4 - круги руками вперед, 5-8 - круги руками назад. руку к плечу, правую за голову, 5-6 - то же со сменой положения рук. 2. И. п. - правую руку на плечо, левую за голову, 1 - руки вверх, 2 - 3 и. п., 3 - 4 левую 3. И. п. - о. с, 1 - полуприсед, 2-левую руку в сторону, правую вверх, 3-4 и. п., 5-6 - то 4. И. п. - о. с, 1-руки за голову, 2 - правую ногу назад на носок, 3- и. п., 4 – 5 - то же со же со сменой положения рук. 5. И. п. - о. с, 1 - выпад вправо, 2 - руки вперед, 3 - 4 и. п., 5-6 - то же в другую сменой положения ног. сторону. Комплекс 2 п. 4 - и. п., 5-6 - то же в другую сторону. 1. И. п. - о. с, 1 - руки в стороны, 2 - и. п., 3 - 4 руки вверх, подняться на носки, 5 - 6 и, 2. И. п. - стойка ноги врозь, руки к плечам, 1 - поворот вправо, 2 - руки в стороны, 3 – 3. И. п. - стойка ноги врозь, руки к плечам, 1 - наклон туловища влево, 2 - левая рука 4. И. п. - о. с, 1- правой ногой вперед, 2 - руки в стороны, 3 - присед или полуприсед, вперед, 10 - руки в стороны, 11 - присед или полуприсед, 12 - руки на коленях, 13 - 5. И. п. - руки на пояс, на четыре счета подскоки на правой ноге с поворотом на 90° 4 - руки на коленях, 5- выпад вправо, 6 - руки вверх, 7 – 8 - и. п., 9 - левой ногой вверх, 3 - 4 и. п., 5-6 - то же в другую сторону. выпад вправо, 14 - руки вверх, 15 - 16 и. п. (на каждый счет). То же на левой ноге в другую сторону. Комплекс 3 1. И. п. - о. с, 1-2 - руки через стороны вверх, подняться на носки, 3-4 - то же вниз. 3. И.о. - руки на поясе, 1-полуприсед на правой ноге, левая нога вперед на носок, 3- 2. И. п. - руки на поясе, 1-4 - круг туловищем вправо, 5 - и. п., 6 - 9 то же влево. руки в стороны, 4-5 и. п., 6-7 - то же со сменой положения ног. 4. И.п. - руки на поясе, 1 - присед (или полуприсед), 2 - руки вперед, 3 - выпрямиться, 4- правую ногу назад на носок, 5- руки в стороны, 6-присед (или полуприсед), руки 5. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1 - наклон вправо, 2 - и. п., 3-4 - то же и 6. И. п. - руки на поясе. Прыжки на месте: 1- 4 – прыжок на правой ноге, 5-4 и.п., 6-9 - вперёд, 7 - и.п., 8-9 - то же со сменой положения ног. другую сторону. прыжок на левой ноге. Физкультурные минуты на уроках. Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках благотворно влияют на утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию нагрузки. урок, или физорга и не должны превышать 1-2 минут. Наиболее целесообразно Физкультурные минуты проводятся в классе под руководством педагога, ведущего проводить ее в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными. Время начала физкультурной минуты определяется педагогами, ведущими урок. Выполняются физкультурные минуты сидя или стоя около парт. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы упражнения, выполняемые учеником, стоя около парты не мешали соседу. По команде педагога дежурный класса открывает форточку или окно, учащиеся прекращают выполнение заданий, ослабляет пояса, расстегивают воротнички и начинают делать упражнения. Комплексы физкультурных минут рекомендуется подбирать в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке. На отдельных из них она может исключаться следует рекомендовать ученикам применять разученные комплексы на уроках (например; в ходе контрольных, практических и других подобных работ). Учителю тогда, когда они выполняют домашние задания. Содержание физкультурных минут Каждый комплекс физкультурных минут состоит, как правило, из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие групп мышц, в основном те, которые непосредственно участвует в поддержании позы сидения во время урока. В комплексах физкультурных минут применимы упражнения на потягивания, прогибания, наклоны и полунаклоны, полуприседы и Примерные комплексы упражнений применяемых во время физкультурных минут в приседы с различными движениями рук. разных классах. I – IV классы Комплекс 1 1 упражнение И. п. - о. с. ; , 1 - руки в стороны, 2-3-4 подняться на носки, руки вверх, потянуться вдох, 5 - руки вперед, 6-7 и.п. И. п. - руки на поясе, 1-2 наклон вперед, 3 - 4 и.п., 5-6 прогиб назад, 7-8 и.п.. 9-10 наклон вправо, 11-12 и.п., 13-14 наклон влево, 15-16 и.п. 2 упражнение И. п. - руки на поясе, 1-2 присед, руки вперед, 3-4 и. п., 5-6 присед, руки вверх, 7-8 и. 3 упражнение п. И. п. - о. с. Ходьба на месте с движениями руками (вперед, вверх, к плечам, за 4 упражнение голову). Комплекс 2 И. п. - о. с, 1 - руки за голову, 2 - руки вверх,3 - правая нога назад, 4-5 потянуться - вдох, 6-7 приставляя правую ногу, руки за голову выдох,8 - 14 тоже с левой ноги. 1 упражнение И. п. - руки к плечам, 1-4 - четыре круга руками вперед, 5-и.п., 6 - 9 то же назад. 2 упражнение И. п. - руки на поясе, 1- наклон вправо, 2- и. п., 3-4 - то же в другую сторону. 3 упражнение И. п. - руки на поясе, 1 - наклон вперед, 2 - и. п., 3- присед, 4-руки вверх, 5 — 6 и. п. 4 упражнение Комплекс 3 1 упражнение Ходьба на месте. И. п. - руки на поясе, 1 - поворот туловища направо, 2 - и. п., 3 - поворот туловища налево, 4 - и. п., 5 - наклон вперед, 6 - и. п., 7 - прогиб назад, 8 - и. п. 2 упражнение И. п. – 1 - руки за голову, 2 - присед, 3 - руки вверх, 4 - хлопок над головой, 5 - руки в 3 упражнение сторону, 6 - и. п. 4 упражнение же левой ногой. И. п. - руки на поясе, 1 - выпад правой ногой вперед, 2 - руки вверх, 3-4 и. п., 5-6 -то Комплекс 1 (сидя за партой) 1 упражнение И. п. - сидя за партой, голова опущена, руки за голову, локти свободно опущены, 1-2 - поднимая голову, развести локти, прогнуться (вдох), 3-4 – расслабляя мышцы, принять и. п. (выдох). Варианты: 1—2 —поднимая голову, руки вверх, прогнуться (вдох), 3-4 - расслабляя мышцы, опустить голову и плечи, руки на голову (выдох). Прогибаясь в грудной и поясничной части, голову назад не запрокидывая, поднимая руки вверх, потянуться. И. п. - сидя за партой (стуле), руки к плечам (локти опущены), 1-2 – поворот туловища направо, руки вверх, потянуться (вдох), 3-4 - и. п. (выдох), 5 - 6 то же с поворотом налево. При поворотах ноги с места не сдвигать, назад не отклоняться. 2 упражнение И. п. - стоя за партой, руки на парте, 1-2 - сесть, 3-4 - и. п. Выполнить 4 раза. 3 упражнение Комплекс 2 (сидя за партой) И. п. - сидя за партой, руки согнуты, ладони на уровне плеч, сжать пальцы в кулак и выпрямить, затем расслабить пальцы. Выполнить 3 раза с небольшим перерывом. 1 упражнение И. п. - сидя, руки к плечам, пальцы сжаты в кулак, 1 - руки вперед, пальцы широко разведены, 2 - руки к плечам, 3-4 - то же, но руки вверх. Выполнить 3-4 раза. 2 упражнение И. п. - сидя за партой, руки перед грудью, 1 - поворот туловища налево, 2 - левая рука в сторону, 3 - и.п., 4 - 5 то же в другую сторону. 3 упражнение IV — VII к л ассы Комплекс 1 1 упражнение И. п. - о. с, 1- 2 дугами вперед руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох, 3 - 4 и. п., выдох, 5 - круг головой вправо, 6 - круг головой влево. И. п. - руки на поясе, 1 - правую ногу в сторону на носок, 2 - наклон вправо, 3 - и. п., 2 упражнение 4-5 - то же в другую сторону. И. п. - руки за голову, 1 - полуприсед, 2 - руки вперед, 3 - и. п., 4 - наклон назад, 5 - и. 3 упражнение п. И. п. - руки на поясе. Ходьба на месте, на каждый четвертый счет поворот на 90°. 4 упражнение И.о. - руки на поясе, 1 - наклон назад, 2 - и.о., 3 - наклон влево, 4 - и. п. 5-8 - то же в Комплекс 2 1 упражнение другую сторону. 2 упражнение сторону. И. п. - о. с, 1-2 правую назад, руки вверх, прогнуться, 3-4 и. п., 5-6 - то же в другую 3 упражнение И. п. - руки за спину, 1 - присед, 2 - и. п. 4 упражнение Ходьба на месте. Комплекс 3 И. п. - руки перед грудью, 1-2 руки вверх, подняться на носки, 3 - руки в стороны, 4 - руки на пояс, 5 - 6 руки вверх, подняться на носки, 7- и. п. 1 упражнение И. п. - руки на поясе, 1 - правую руку за голову, 2 - левую руку за спину, 3 - и. п., 4-5 2 упражнение -то же в другую сторону. И. п. - стойка ноги врозь, руки вверх, 1-3 - три наклона влево, 4- и. п., 5-8 - то же 3 упражнение вправо. 4 упражнение Ходьба на месте. VIII - IX классы Комплекс 1 1 упражнение И. п. - о. с, 1-правую руку на пояс, 2 - левую на пояс, 3 - правую руку к плечу, 4- левую руку к плечу, 5-8 - то же в обратном порядке. И. п. - руки за голову, 1 - наклон вправо, 2 - и. п., 3-4 - то же в другую сторону. 2 упражнение 3 упражнение И. п. - руки к плечам, 1 - резко руки вперед, 2 - наклон назад, 3 - руки вверх, 4 - выпрямиться, 5 - и. п. И. п. - руки на поясе, 1-2 поворот туловища направо, правую руку за голову, левую к плечу, 3 - и. п., 4-5 - то же в другую сторону. 4 упражнение И. п. - о. с, 1-2 левую ногу назад на носок, руки вверх, ладонями наружу, 3 - 4 и. п., 5- 6 - то же в другую сторону. Комплекс 2 1 упражнение И. п. - о. с, 1-2 полуприсед, руки вперед, 3-4 и. п., 5-6 присед, руки вперед, 7-8и.п. 2 упражнение И. п. - руки на поясе, 1 - наклон вправо, 2 - и. п., 3 - поворот туловища налево, 4 - и. п., 5-8 - то же в другую сторону. 3 упражнение И. п. - руки на поясе, 1-2 поворот туловища налево, руки вверх, 3 - 4 и. п., 5-6 - то же 4 упражнение Ходьба на месте. Комплекс 3 1 упражнение в другую сторону. И. п. - руки за голову, 1 - наклон вправо, 2 - и.п., 3 - прогиб назад, 4 - и.п., 5 - наклон 2 упражнение влево, 6 - и. п. 3 упражнение И. п. - о. с, 1-2 присед, руки за спину, 3 - и. п., 4-5 присед, руки в верх, 6 - и. п. 4 упражнение Ходьба с поворотами на 90°, IX - XII классы Комплекс 1 (поточно) И. п. - о. с, 1 - руки вперед, 2 - пальцы в кулак, 3 - руки вверх, 4 - пальцы выпрямить, 5 - руки за голову, 6 - руки к плечам, 7 - руки на пояс, 8 - руки к плечам, 9 - наклон вправо, 10 - наклон влево, 11 - наклон вправо, 12 - выпрямиться, руки на пояс, 13 - поворот направо, руки вверх, 14 - поворот налево, руки к плечам, 15 - поворот направо, руки вниз, 16 - и. п, Повторить комплекс 2—3 раза подряд. Комплекс 2 (поточно) И. п. - о. с, 1. - руки на пояс, 2 - руки вверх, подняться на носки, 3 - 4 - руки через стороны вниз, 5 - выпад правой ногой вперед, руки вперед, 6 - и. п., 7 - выпад левой вперед, руки вперед, 8 - и. п., 9 - наклон назад, 10 - и. п., 11 - наклон вправо, руки вверх, 12 - и. п., 13 - наклон влево, руки вверх, 14 - и. п. Повторить комплекс 2—3 раза подряд. Комплекс 3 (поточно) И. п. - о. с, 1 - руки вперед, кисти в кулак, 2 - руки вверх, 3 - руки в сторону, 4 - и. п., 5 - руки на пояс, 6 - руки к груди, 7 - руки к плечам, 8 - руки Вверх, 9 - наклон вправо, 10 - наклон влево, 11 - и.п. Повторить комплекс 2 раза подряд. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УДЛИНЕННЫХ ПЕРЕМЕНАХ Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность школьников с активным двигательным отдыхом. Среди различных видов физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает проведение подвижных игр на удлиненных переменах. Регулярное проведение подвижных игр и физических упражнений на перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих занятиях способствует более высокой сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя, содействует лучшему восприятию проходимого материала и продуктивности учебной работы. Игры и упражнения во время больших перемен лучше проводить на открытом воздухе, что наряду с фактором оздоровления способствует закаливанию организма Б зимнее время подвижные игры проводятся на открытом воздухе при температурных условиях, соответствующих гигиеническим нормам данного региона страны. В случае неблагоприятных условий (дождь, сильный мороз, ветер и- др.) организация активной перемены переносится в помещение школы и проводится в хорошо проветренных коридорах, рекреациях при подборе соответствующих игр и физических упражнений. Успех проведения подвижных игр и физических упражнений на переменах во многом зависит от подготовки мест, где они планируются: следует использовать волейбольные, баскетбольные и другие площадки, беговые дорожки, гимнастический городок и в обязательном порядке иметь в достаточном количестве гантели, комплекты бадминтона, флажки, эстафетные палочки и т. д. мелкий спортивный инвентарь различного назначения: мячи, скакалки, обручи, Школьники на подвижных переменах занимаются в повседневной одежде, в холодную погоду надевают куртки, пальто, головные уборы, соответствующую учащихся. обувь. Общее руководство организацией и проведением подвижных игр и упражнений на переменах осуществляют директор школы и его заместители. Непосредственное проведение таких перемен возлагается на учителей, классных руководителей, пионерских вожатых, физкультурный, комсомольский и пионерский актив школы. Особая роль в этом отводится учащимся старших классов - общественным конструкторам. Намечая различные варианты проведения подвижных перемен, учителя физической культуры одновременно продумывают, как лучше использовать актив учащихся - физоргов классов, общественных инструкторов, кому и что поручить, распределяя их по местам проведения различных видов игр и упражнений, нап¬ ример: двух активистов у баскетбольных щитов для организации бросков мячей по кольцу, по два на волейбольной, футбольной, гандбольной площадках, двух у щита для попадания мяча в цель, кому-то поручается быть в местах упражнений со скакалкой, у секторов по прыжкам в длину, высоту, кто-то может провести беговые эстафетки на короткую дистанцию или различные игры с мячом и т. д. Упражнения и игры необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей учащихся, при этом используется материал учебной программы по физической культуре: подвижные игры, элементы спортивных игр, упражнения с мелким спортивным инвентарем и др. Известно, что у младших школьников учебная деятельность вызывает наиболее быстрое утомление. Лучшей формой проведения активной перемены для них является организация подвижных игр. Ученики младших классов не имеют Поэтому здесь роль руководителя становится необходимым условием. В этом достаточного двигательного опыта и умений самостоятельно организовывать игры. отношении, кроме учителя, нужна помощь старшеклассников, комсомольского и пионерского актива, тем более что малыши с повышенной заинтересованностью принимают участие в играх с небольшим количеством учащихся. Надо, чтобы для учеников I - III классов игры сопровождались со стороны учителя и его помощников советами, подбадриванием, проходили интересно и эмоционально. При проведении подвижных игр в последующих классах следует учитывать некоторые особенности. Так, школьники IV - VI классов более самостоятельны. У них пользуются успехом такие игры, где можно самостоятельно принимать решения, проявить инициативу, Тем не менее руководитель помогает им организовать игры, Следует отметить, что начиная с IV класса интересы и двигательные возможности мальчиков и девочек начинают все более отличаться, поэтому наряду с совместными следует предусмотреть ряд специальных игр отдельно для мальчиков и девочек. Учащиеся VII - VIII классов склонны к самостоятельным играм. Им предлагается ряд игр, объясняются их правила, назначаются судьи из числа играющих. Во время игр при необходимости осуществляет судейство. руководитель следит за порядком, соблюдением правил игры, а в случае необходимости помогает правильно оценить игровую ситуацию. Как правило, ученики средних и старших классов больше проявляют интерес к тому, чтобы побросать мяч в баскетбольную корзину, побить мяч в футбольные ворота, побросать мяч в гандбольные ворота, позаниматься гантелями, пробежать кросс по размеченной дистанции (в слабом темпе), закончив общеразвивающими упражнениями на дыхание. При всем этом нельзя допускать повышенные физические нагрузки. Не следует разрешать двусторонние игры в футбол, гандбол, баскетбол. Надо ограничиваться использованием элементов спортивных игр, о которых кратко Для перемен следует подбирать игры малой и средней интенсивности. Игры указано выше. большой интенсивности чрезмерно возбуждают детей, они не успевают успокоиться к началу урока и переключиться на учебную деятельность. Как правило, дети на переменах играют в знакомые им игры. В том случае, если руководитель предложил им новую несложную игру, он должен кратко объяснить им ее правило, повторить вместе с ними, а затем наблюдать за ходом игры. На переменах рекомендуется применять как командные, так и групповые игры. Например, из командных игр - «День и ночь», «Передал - садись», «Охотники и утки», «Перестрелка» и др. Из групповых - «Пустое место», «Волк во рву», «Удочка», «Подвижная цель» и т. д. Применяются также игровые поединки, игры- аттракционы и другие развлечения. Заканчиваются упражнения и игры за 5-6.мин до начала следующего урока. Придавая большое значение подвижной перемене как целенаправленному мероприятию по снижению напряженности в учебной деятельности учащихся, ее организаторам следует добиваться главного - чтобы не заорганизовать данный вид активного отдыха учеников. Необходимо придавать такому виду отдыха произвольный характер, не принуждать учащихся к обязательному выполнению намеченных видов игр и упражнений, не начинать перемену с построения, задач и заданий, надо, чтобы учащиеся сами" избирали для себя то, чем хотят позаниматься за время перемены. Дни здоровья и спорта в школе Во всех общеобразовательных школах должны ежемесячно проводиться дни здоровья и спорта. Главной задачей этих дней является укрепление здоровья учащихся, повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом, подготовке к сдаче норм Президентских тестов. Дни здоровья спорта можно организовать одновременно для всех классов или отдельно для 1-4, 5-9, 10-12. Продолжительность их, как правило, не должны превышать 3-х часов для 1-4 классов, 4-х часов для 5-9 и 5 часов для 10-12 классов. Длительность туристических походов допускается иная, согласно установленным правилам. Конкретные сроки проведения дней здоровья и спорта устанавливаются каждой школой в зависимости от климатических условий, наличия спортивной базы, В содержание дней здоровья могут входить подвижные и спортивные игры на установившихся традиций и др. местности, туристические походы (пешие, лыжные и др.) массовые соревнования по программе детских спортивных игр «Старты надежд», открытые старты на определение лучшего бегуна, прыгуна, метателя и другие виды соревнований, в том числе по сдаче норм президентских тестов, различные развлечения - катание на санках, коньках, лыжах и т.д. При планировании содержания дней здоровья и спорта не следует предусматривать напряженные соревнования с повышенной нагрузкой и большой продолжительностью. Соревнования надо проводить по разрешение врача. облегченной программе, чтобы привлечь к участию в них всех школьников, имеющих Чтобы дни здоровья и спорта проходили организованно, интересно и результативно, необходима подготовительная работа, которая включает в себя установление даты, выбор места проведения, определение содержания данного дня здоровья и спорта, распределение по отдельным участкам работы, обеспечение наглядной агитацией, Для подготовки и проведения дней здоровья директору школы следует привлечь к этой работе весь педагогический коллектив во главе с организатором внеклассной и подготовку общественных инструкторов и судей из числа учащихся и их видов награждений и т.д. внешкольной работы. Учителя физической культуры ведут непосредственную работу по подготовке намеченных мероприятий, привлекая в помощь членов школьного коллектива Важно, чтобы о предстоящем дне здоровья и спорта все учащиеся, учителя и родители были своевременно информированы. Для этого программу праздника физической культуры, ученический комитет. рекомендуется вывешивать в фойе школы, учительской комнате. В ходе подготовки дней здоровья необходимо значительно активизировать деятельность школьного коллектива физической культуры, его совета и комиссии. Существенный вклад может внести комиссия по подготовке физкультурного актива в части не только выделения судей, но и распределения их по бригадам, поощрению отличившихся судей после окончания соревнований. В состав судейской изготовления нарукавных повязок или других знаков отличия, представления к коллегии включаются наряду с учащимися, родители, педагоги, представители шефствующих организаций. Для членов судейской коллегии проводятся На хозяйственную комиссию возлагается подготовка инвентаря и мест инструктивные занятия. соревнований. Рекомендуется проведение этой работы распределить по классам) подготовка ям для прыжков, беговой дорожки, секторов для метания, обеспечение флагов, транспарантов, лозунгов, приготовление пригласительных билетов для родителей и представителей общественности). В период подготовки к празднику можно создать комиссию музыкального оформления, которая подбирает записи в подготовить показательные выступления. Для этого назначить ответственного за соответствии со сценарным планом. На открытие праздника необходимо подготовку выступлений, определить состав участников, подобрать комплекс гимнастических упражнений, музыкальное сопровождение, назначить время и место репетиций. Оргкомитету необходимо также разработать систему подведения итогов соревнований между классами. Можно применить, например, такую систему: за первое место классу присуждается 1 очко, за второе - 2 и т.д. В итоге в каждой возрастной группе победит класс, набравший наименьшее число очков. Можно сделать и по другому: за первое место дается число очков, равное число команд - участниц. Например, при участии 5 команд за первое место дается 5 очков, за второе - 4 и т.д. этот способ более понятнее для учеников начальных классов: чем больше очков у команды, тем лучше она выступила. Оргкомитет также определяет количество стартов, в которых может принять участие каждый школьник (например, руководители, физорги. Их знакомят с программой, сценарным планом праздника, условиями проведения соревнований. После этого в классах начинают тренировки, формируются команды, готовятся красочные эмблемы, выпускаются стенгазеты. За число участников от класса в том или ином виде соревнований, устанавливает не более 2-3). На одно из заседаний оргкомитета приглашаются классные 3-4 дня до открытия праздника физорги сдают в судейскую коллегию заявки на участие в соревнованиях. На основании заявок заранее оформляются протоколы соревнований. При проведении праздников с младшими классами, для успешной подготовки детей к соревнованиям, назначаются шефы из числа физкультурников- старшеклассников, являющихся хорошими организаторами. Они проводят беседы с детьми об одежде физкультурника, рассказывают о правилах подбора спортивного инвентаря, о мерах предупреждения травм, разучивают с детьми подвижные игры, включенные в программу праздника, комплектуют команды. Одновременно они помогают учащимся организовать выпуск стенной газеты. В газете помещаются материалы о значении занятий спортом, укреплении здоровья и закаливании детей, спортивные эмблемы классов. Кроме того, в классах проводится конкурс на лучший рисунок, посвященный предстоящему физкультурному празднику. Такой конкурс значительно повышает интерес к празднику. Результатом проведения конкурса детских рисунков является выставка, организованная в вестибюле школы. Директоры школ, их заместители совместно с учителями физической культуры, военными руководители и медицинским персоналом обеспечивают общее руководство ходом мероприятий, соблюдение правил техники безопасности. участия в судействе отдельных видов соревнований и подвижных игр. Классные руководители обеспечивают организационное участие школьников своего класса. Учителя, свободные от классного руководства, могут быть привлечены для Во время соревнований и игр врачу и организаторам необходимо вести постоянно наблюдение за состоянием здоровья учащихся, учитывать уровень физической подготовки и индивидуальные особенности физического развития школьников. При проведении праздников в зимнее время у детей могут появиться признаки обморожения (резкое побледнение кожи, покалывание, пощипывание). В этом случае необходимо немедленно доставить пострадавшего в теплое помещение и оказать первую помощь. Подготовленные врачом санитары следят за детьми, чтобы они в качестве профилактических мер не растирали пораженных мест снегом, так как он снижает температуру кожи, наносит на нее царапины, через которые проникает инфекция. Наиболее благоприятные условия для проведения праздника на открытом воздухе в зимнее время - безветренная погода, с температурой воздуха не ниже 10 градусов. Однако даже в такую погоду у детей могут проявиться признаки обморожения. Причиной является не только низкая температура, но и неправильно подобранная одежда. Наиболее удобная одежда для участников праздника - это теплый свитер и спортивные брюки, а под ними хлопчатобумажное или шерстяное белье, шапочка, Основным критерием оценки дня здоровья и спорта является массовость. Поэтому школьников, активному участию всех учеников в запланированных для них видах программы. Учащиеся, освобожденные временно врачом от занятий физической при его проведении рекомендуется больше уделять внимания занятости закрывающая уши, рукавицы, шерстяные коски, ботинки. культурой, также должны находиться на местах проведения мероприятий (исключая туристические походы) и, непосредственно не участвуя в них, оказывать посильную помощь организаторам и классным руководителям в ходе соревнований, игр и других видах программы. открытия, проверяют подготовку мест соревнований, наличие грамот, дипломов и В день праздника члены оргкомитета приходят на стадион, за I - 1,5 час до памятных подарков. Члены судейской коллегии проверяют разметку мест соревнований, исправность спортивного инвентаря. Примерное содержание дней здоровья и спорта Сентябрь-октябрь. При благоприятной погоде дни здоровья и спорта в эти месяцы необходимо проводить на открытом воздухе. Это могут быть пешие прогулки для младших школьников, соревнование по программе "Стартов надежд", туристские походы, слеты с различными эстафетами, соревнования по ориентированию для средних и старших классов. В содержание дней здоровья и спорта могут также входить Учащимся 1- IV классов рекомендуются следующие подвижные игры: «К своим флажкам», «Кто идет?», «Совушка», «Волк во рву», «Охотники и утки», «Коники- спортсмены» и др.; учащимся- V - IX классов: «Удочка», «Веревочка под ногами», препятствиями», «Передал – садись»; учащимся Х-Х II классов:» «Навстречу через подвижные и спортивные игры, в южных районах - купание. «Перестрелка», «Охрана перебежек», «В четыре стойки», «Бросай дальше», «Лапта с сетку», «Вызов номеров», «Эстафета парами» «Обстрел нужного поля». Ноябрь - декабрь В содержание дней и здоровья и спорта во второй четверти следует вводить соревнования по сдаче гимнастических норм комплекса ГТО, соревнования по программе, составленной из гимнастических упражнений школьной программы, различные состязания в ловкости, силе, эстафеты и обязательно игры (подвижные и Нижеперечисленные подвижные игры обеспечивают связь с учебной деятельностью, сильнее?», «Мяч капитану», «Гонка паровозов», «Двумя мячами через сетку», «Подай позволяют охватить всех учащихся. Для 1- IX классов рекомендуются: «Кто спортивные). и попади»; для Х-Х1классов: «Над, собой и об стенку», «Круговая лапта волейболистов», «Карусель», «Гонка мячей», «Снайперы», Гимнастическая эстафета», «Проход между булавами», «Чья команда быстрее?», « Кто точнее?», «Встречная эстафета с переноской партнера». Январь - февраль. В зимние месяцы во время дней здоровья и спорта могут проводиться катания на лыжах, санках, коньках. Старшеклассники могут участвовать в однодневных лыжных походах, возможны соревнования по лыжным гонкам. «Трамвай», «Поменяй флажки», «Будь внимателен» для X - IX классов: Для I - III классов рекомендуются подвижные игры на лыжах: «Пройди и не задень», «Сороконожки», «В три ноги», «Веер» «По местам!», «Зигзаги», «Танки», «Тройки», «Гонки за флажками», «Спуск шеренгами», «Гранаты в цель»; для Х-Х II классов: «Буксиры», «Боевые гонки», «Курьерские поезда», «Финские гонки», «Санитарные эстафеты», «Поднять палки», «Слалом»». Март. Если позволяют погодные условия, дни здоровья и спорта желательно проводить на открытом воздухе, включая в программу катания на лыжах, санках с гор, лыжные эстафеты, подвижные игры, соревнования по хоккею, лыжным гонкам, бегу на коньках. При неблагоприятных погодных условиях возможна организация в зале эстафет, подвижных и спортивных игр, соревнований по прыжкам в высоту. Из игр и эстафет можно рекомендовать следующие: для I - IX классов: эстафеты с введением баскетбольного мяча», «С двумя мячами навстречу», «Бросай дальше», «Эстафета на полосе препятствий»; для Х-Х II классов: «Проводи мячи», «Борьба за мяч», «Сумей принять»; спортивные игры (волейбол, баскетбол, ручной мяч). Апрель-май В программу дней здоровья спорта должны входить соревнования по бегу на короткие дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, метанию мяча, кроссу, игры и аттракционы. Желательно использовать следующие подвижны и спортивные игры: в I - I Х классах: «Мяч среднему», «Стрелки», «Два лагеря», «перестрелка», «Красные и белые», «Санки», «Подвижная цель». Эстафеты с введением и бросками; в Х-Х II классах: «Защитник»,спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, ручной мяч» В нашем современном мире, когда существует масса информационных сведений и печатных изданий о поддержании здорового образа жизни, мы забываем, что есть начальная ступень, которая является самой главной основой – это семья. Если в семье, начиная с 5-6 лет, родители научат ребенка, а еще лучше с помощью личного примера, введут в обязательном порядке правила заботы о своем здоровье, то они воспитают здоровых детей и здоровое поколение. Предлагаем памятку для родителей по программе ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ! 1. Собрать дома простейший спортивный инвентарь для занятий: санки, лыжи, 2. Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер. обтирание, обливания, контрастный душ. 3. В выходные дни отправляться в туристические походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе – ежедневно! 4. По возможности организовать занятия в спортивных секциях. 5. Контролировать систематически домашние задания по физической культуре. 6. Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка. 7. Составить и соблюдать режим дня ребенка. 8. Научить детей плавать. поколений. 9. Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм. 10. Помогать детям в чтении учебников физической культуры, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни – задача не физической культурой и спортом. на один год, а результат – здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах

Методические рекомендации по проведению гимнастики до учебных занятий и физкультурных минут в общеобразовательных школах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017