В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения, и учителя СОШ № 29 стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья учащихся и педагогов в системе образования.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ШКОЛЫ.doc
Школа – территория здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в экономическом жизнеобеспечении МБОУ СОШ №29
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для
каждого ребенка по достижении возраста 67 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах
школы.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач
образовательного учреждения.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от
условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарногигиеническое
состояние помещений,
нормальное
функционирование всех систем жизнеобеспечения).
освещенность и температурный режим помещений,
При своевременном получении со склада материально технического обеспечения возможно в
достаточной степени обеспечить школу нужными материалами и санитарно гигиеническими
средствами, а также средствами электробезопасности и пожаротушения.
Особое внимание уделяется санитарно гигиеническому состоянию школы. Ежедневно
проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими
средствами и уборка ковровых покрытий пылесосом. Контролируется постоянное наличие туалетной
бумаги, мыла и исправность установок для сушки рук. В каникулярное время обязательна генеральная
уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования,
классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для
охраны здоровья детей и поддержание санитарногигиенического состояния школы на высоком уровне.
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на
зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем должна находится освещенность в
учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр
осветительных приборов и замена их в случае неисправности. Также проводится наблюдение за
состоянием экологического комфорта в классах (поддержание температурного режима в
вентиляционных системах, проветривание помещений и рекреаций).
При разработке критериев оценки эстетического состояния школы мы исходили из того, что
состояние физического, психического здоровья человека определяется восприятием гармонии или
дисгармонии форм, цвета, композицию. Поэтому при эстетическом оформлении школы следует
учитывать особенности восприятия детьми эстетики окружающего мира, отталкиваясь не от
устоявшихся позиций ребенка в вопросах вкуса, которые, зачастую, у многих бывают далеки от
высокого, а ориентируясь на высокие каноны эстетики окружающего пространства. Для хорошего
восприятия окружающей детей обстановки проведен ремонт рекреаций и изменен цвет стен. Стены
окрашены в яркие, сочные, радующие глаз тона, для того, чтобы во время перемены детей радовало
многообразие красок. Поставленные в рекреациях диваны, живые цветы и деревья создают атмосферу
уюта и комфорта. Отрицательные эмоции, напряжение, возникающее в учебном процессе и снижающие
умственную и физическую работоспособность, будут снижаться при общении ребенка с миром
природы. Конечным практическим результатом работы в этом направлении следует считать красивую
школу в общей оценке и учащихся и специалистов. Учитывая вышеизложенное, проблемы здоровья, образования, воспитания, защиты труда и
отдыха детей в ХХI веке являются главными и неотложными как для России в целом, так и для ее
регионов.
Здоровьесберегающие технологии с учетом материальнотехнической базы СОШ №29
Соблюдается питьевой режим, для чего в классах и в столовой имеются куллеры для питьевой
воды. Благоприятный температурный режим обеспечивает воздушная отопительная система.
В школе имеется 2 спортивных зала, оснащенные различными снарядами. На территории школы
имеются две спортивные площадки, баскетбольная и волейбольная.
В школе работает ряд медицинских кабинетов, таких как стоматология, оснащенная
современной стоматологической установкой и оборудованием для стерилизации инструментов, кабинет
физиотерапии, оснащенный такими аппаратами как аппарат УВЧ, облучатель ОУФНУ, ингалятор
«Вулкан» и т.д., кабинет лечебного массажа с соответствующей мебелью. Все учебные классы школы оснащены самым современным оборудованием: более 50
компьютеров, мультимедийные проекторы, видеомагнитофоны, телевизоры, музыкальные центры,
цифровые фото и видеокамеры, караоке, акустические системы, сканеры, принтеры. Имеется
школьная телестудия с доступом к обучающим телеканалам посредством спутникового телевидения.
Все компьютеры в школе имеют высокоскоростной доступ во всемирную сеть Internet.
Актовый зал школы оборудован современными световыми эффектами, мощной акустической
системой, мультипроекторным оборудованием, что позволяет проводить всевозможные мероприятия,
такие как дискотека, театральные представления, конференции, кинопоказ и т.д.
Помещения столовой оборудованы всем необходимым для обеспечения здорового режима
питания.
Уборка территории школы производится современными техническими приспособлениями
такими как, газонокосилка, машина для уборки снега и т.д.
Здоровьесберегающие технологии в учебной работе школы Здоровье детей Ставропольского края отнесено к приоритетным направлениям социальной
политики в области образования, что находится в соответствии со ст.51 Федерального закона «Об
образовании». Решение этой проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей, требует совместных
усилий и координации деятельности всего социального комплекса города.
Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и
восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и
психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа
жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Школа № 29 относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем
внимания к здоровью – «школа, содействующая сохранению здоровья детей» «Школа здоровья».
Деятельность школы направлена:
на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические
средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей);
совершенствование материальнотехнической базы для физического развития и воспитания;
совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм
поведения и др.
В школе организована работа по следующим направлениям:
профилактика утомляемости школьников, охране зрения, опорнодвигательного аппарата и др.;
работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
организация и проведение двух прогулок в начальной школе;
проведение «дней здоровья»;
лечебнопрофилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
спортивные мероприятия.
Уже 15 лет школа является городской экспериментальной площадкой по теме «Школьное
информационное пространство», где отрабатывается модель современной школы путем создания новой
образовательной среды.
Деятельность педагогов направлена как на достижение оптимального уровня обученности,
воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья.
Коллектив школы работает в экспериментальном режиме и занимается разработкой модели
здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
создание комфортных условий обучения (моделирование в образовательном учреждении зоны
экологической комфортности); использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов
реабилитации умственной и физической работоспособности.
Создан режим работы, наиболее благоприятный для осуществления поставленных задач по
оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного процесса в образовательный.
Созданы комфортные условия для пребывания детей и работы учителей, для реализации
оздоровительной программы.
Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного
учреждения, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к
особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими
санитарногигиеническими службами.
В школе широко применяются как традиционные педагогические технологии (классноурочная
форма, лекционносеминарскозачетная), так и педагогическая технология на основе личностной
ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностноориентированный
подход, игровые технологии).
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное
применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой
продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов
деятельности на уроках, их продуктивность);
наличие эмоциональных разрядок на уроках;
чередование позы с учетом видов деятельности;
использование физкультурных пауз на уроках
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически
грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности. Учителями школы были
разработаны интегрированные курсы, что позволило снизить учебную нагрузку учащихся.
Разработаны коммуникативные связи между образованием и оздоровлением учащихся.
Возникла необходимость в корректировке общего подхода к образовательному процессу, с
целью снятия учебных перегрузок и сохранения здоровья учащихся без потери его качества.
Школа работает в режиме полного дня по 5ти дневной неделе, что наиболее благоприятно для
осуществления поставленных задач по интеграции оздоровительного процесса в образовательный.
Продолжительность урока – 40 мин.
В связи с этим решена достаточно сложная задача по интеграции оздоровительного процесса в
учебный план в расписании занятий школы. В учебный план включены уроки здоровья с учетом
возрастных особенностей детей, в режим работы школы в обязательном порядке введены утренняя
физзарядка и физкультминуты на уроках.
В настоящее время сформирован вариант расписания, которое состоит из блоков:
расписание занятий по школьному компоненту, с учетом работы психологической службы
расписание занятий блока дополнительного образования (секций, объединений по интересам)
расписание индивидуальных консультаций учителейпредметников.
Расписания составлены в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми
государственным санитарноэпидемиологическим надзором.
Увеличен объем двигательной активности. Во всех классах внедрен «Оздоровительный час».
Учащиеся посещают в это время индивидуальные процедуры в оздоровительном центре (физиотерапию,
профилактические процедуры ЛФК). Дети, не занятые в индивидуальных медицинских процедурах,
посещают групповые занятия психологов, выходят на прогулки.
Кроме того, на уроках проводятся обязательные физкультурные паузы. В средней и старшей школе в рамках школьного компонента введен предмет «Здоровый образ
жизни», «Школа Айболита» в начальной школе.
В рамках базового компонента на уроках ОБЖ в старшей школе введена тема «Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни», на которую отводится 18 часов в 10 классе и 9 часов в
11 классе.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в
воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во второй половине дня.
Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития
личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью
оздоровительной программы.
Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что
способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально
адаптироваться в современном обществе.
Во второй половине дня, после обеда для всех детей организованы занятия по интересам.
Ученики посещают бассейн, спортивные секции и кружки («Спортивные игры», «Умеем плавать»,
«Эдельвейс») участвуют в спортивнооздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий,
походов и прогулок.
В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей,
преподавателей и родителей.
Создана целостная система образовательного процесса в режиме полного дня.
Целям охраны здоровья обучающихся будет отвечать применение в школах педагогических
технологий, построенных с учетом не только учебнопознавательных, но и функциональных
возможностей, зависящих от состояния здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе СОШ № 29
Одним из основных направлений в воспитательной работе нашей школы является внедрение
здоровьесберегающих технологий. Воспитательный и образовательный процесс в школе строится на
основе личностноориентированного подхода с использованием современных методов и
информационных технологий. Степень оснащенности школы новейшим оборудованием, в том числе и
медицинским, наличие в школе целеустремленного и творческого педагогического коллектива,
позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и
методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не
только в воспитательную работу школы, но и в повседневную жизнь каждого ученика.
Основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально
активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и
психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной задачей
воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через
реализацию различных программ края, города, школы.
Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику:
прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в
частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства
Здравоохранения, у подростков 1517 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания.
Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.
Поэтому педагоги и администрация школы сочли необходимым подходить к данной проблеме
комплексно. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в воспитательной
работе начата разработка комплексного подхода и воздействия педагогов на учащихся и их родителей с
целью укрепления здоровья школьников и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни.
Воспитательная работа в школе по направлению «здоровьесберегающие технологии»
спланирована, имеет цели и задачи.
В настоящее время воспитательная работа школы опирается на основное направление –
сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача – создание системы
воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды,
образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной
системы позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить
психологопедагогическую среду средней школы.
Наша школа в рамках внедрения здоровьесберегающих технологий опирается на следующие
подходы к воспитанию учащихся:
особенностям личности,
1. аксиологический – «Воспитание у ученика личной системы ценностей». ( В.А.Караковский )
2. личностноориентированный создание атмосферы уважительного отношения к различным
3. гуманистический – поддержка и защита ребенка( социальная, правовая, педагогическая,
медикопсихологическая ),
4. системный – вся воспитательная и учебная работа проходят по общей системе, разработана
программа развития школы.
Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психологопедагогической среде.
Когда в семье и школе детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, все это приводит к
тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и к
различным заболеваниям, в том числе и психическим. Поэтому важно правильно построить диалог с
ребенком создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений
и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и родителей.
Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между
родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социальнобытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями
и детьми должны быть доверительнодружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен
понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.
Поэтому основная воспитательноразъяснительная работа ведется администрацией школы,
классными воспитателями, социальным педагогом и психологами в первую очередь с родителями
учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.
Школа при постановке целей и задач воспитательной работы по здоровьесберегающим
технологиям опирается на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее
состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.
Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. Формирование правильных
представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее
благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.
В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют,
отдыхают. Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, прогулки проводятся
ежедневно. Каждый класс посещает не менее 2 экскурсий в месяц.
Взаимоотношения с учителями строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями,
но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учителя школы ставят при проведении
уроков и воспитательные задачи – формирование коллектива, толерантность, создание
психоэмоциональной среды в классе.
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате
мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается
не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования,
игры. В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли
отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки.
Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями
организуются соответствующие мероприятия, например, экскурсионные поездки в заповедники,
прогулки по нашему микрорайону, прогулки по Москве и Московской области.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене все учащиеся имеют сменную обувь, перед
едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют
оптимальную температуру.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе
создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому
образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании,
правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы,
отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.
Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете:
беседы, лекции, работа со специалистами.
Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные руководители
рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние
здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если
имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.
Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию
здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в
семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный руководитель
рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.
Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным
анкетирования учащихся) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к
здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию. Все учащиеся признают, что курить вредно, сами они не курят и рекомендуют своим
сверстникам из других школ бросить эту вредную привычку.
Поэтому работу в этом направлении следует продолжать и расширять, более активно привлекать
родителей учащихся – ведь семья – опора здорового воспитания учащихся. Но воспитание любых
качеств личности требует большого терпения…
Здоровьесберегающая среда и здоровьесберегающие технологии в научнометодической
работе.
Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить
учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей,
содействовать охране и укреплению их здоровья.
Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое
здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно,
применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с
охранительными педагогическими режимами обучения.
Гигиенические показатели, характеризующие урок
1) Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых
раздражителей и т.д.
2) Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ,
рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма 47
видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при
выполнении контрольной работы. Сочинение более творческая задача, и коэффициент утомления при
этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от
учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма 710 минут.
4) Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа
и т.д. Норма не менее трех.
5) Чередование видов преподавания. Норма не позже чем через 1015 минут.
6) Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из "потребителей
знаний " в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного
выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия,
свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение
в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на
самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение
учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке их место, содержание и
продолжительность. Норма на 1520 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3 –
повторениями каждого упражнения.
9) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом
жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью
как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в
здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение
учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д. 10) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям,
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и
используемые учителем методы повышения этой мотивации.
11) Психологический климат на уроке.
12) Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических
картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и
т.п.
13) Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется
в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной
работы. Норма не ранее чем через 2530 минут в 1м классе; 3540 минут в начальной школе; 40 минут
в средней и старшей школе.
15) Темп и особенности окончания урока:
быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без
комментариев, записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель
может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Здоровьесберегающие технологии в социальной работе
В соответствии с краевой программой работа по социальной защите одной из целей ставит перед
собой сохранение здоровья учащихся в полном объеме, всестороннее укрепление его и профилактику
возможных нарушений. Для этого необходимо выполнение следующих задач:
совершенствование системы медикосанитарного обеспечения детей и подростков;
создание профилактических технологий и целостной системы критериев оценки качества
деятельности учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;
разработать и внедрить современные формы физического воспитания;
разработать методы пищевой и медикаментозной коррекции недостаточности питания детей и
подростков;
создать условия для формирования социально эффективного жизненного поведения детей и
подростков, обеспечить адекватную социальную адаптацию.
Выполнения данных задач, в той мере, как это возможно в школьных условиях, и составляет
социальную работу в школе.
Начинается социальная работа с момента зачисления ребенка в школу. В процессе его обучения
в школе выясняется не только состояние здоровья и степень обученности, но и состав семьи, её
проблемы, проводится психологическое обследование и мониторинг личности учащихся.
Для сохранения здоровья учащихся большое значение имеет организация питания. Питание
организовывается с учетом всех диетологических требований и физиологических потребностей детей и
подростков. Эти требования полностью реализуются в нашей школе, в рационе питания наших
учащихся неукоснительно соблюдается дифференцированный подход к энергетической ценности и
содержанию белков, жиров, углеводов в зависимости от возраста (7 – 10 и 11 – 17лет).
Необходимым элементом здоровьесбережения является организация питьевого режима. Для
решения этой проблемы в классах установлены куллеры с водой. Учащиеся имеют к нему свободный
доступ в течение всего учебного времени.
Строго выполняются все необходимые условия санитарного контроля. Тщательно выполняются
все предписания по срокам и условиям хранения и реализации пищевых продуктов. Изучение и анализ
медицинских документов учащихся позволили сделать вывод о том, что правильно организованное
питание позволило снизить количество обращений к медицинским работникам по поводу болей
желудочного происхождения. Одновременно с этим было отмечено снижение простудных заболеваний, что можно отнести за счет дополнительной витаминизации питания и системой работы по
здоровьесберегающим технологиям всеми учителями школы. Для того чтобы каждый из детей смог
удовлетворить свои потребности в дополнительном питании в школе работает столовая. В основной
ассортимент, которого обязательно входят соки, минеральная вода без газа, салаты. Через столовую
организовано также питание преподавательского состава.
Задачи профилактики заболеваемости и систематического укрепления здоровья активно
решается в период организации летнего отдыха детей в условиях школьного санаторно
оздоровительного лагеря. В первые же дни работы лагеря была проведена диспансеризация всех детей.
Каждый получил индивидуальные назначения, которые затем осуществлялись медицинскими
работниками лагеря. В течение всего первого летнего месяца со всеми детьми проводились
оздоровительные процедуры, лечебная гимнастика, посещение бассейна, витаминизация фиточаем.
Дети постоянно совершали прогулки и активно отдыхали на спортивных площадках школы. С теми,
кому нужны были специальные процедуры, работали медицинская сестра и врач.
Здоровьесберегающая среда в начальной школе
На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране
здоровья детей. Именно школа с 1го класса способствует воспитанию у детей привычек, а затем и
потребностей к здоровому образу жизни. Работая перед педагогическим коллективом стоят
определённые цели и задачи.
Основной целью является укрепление, профилактика здоровья учащихся.
Задачи:
воспитание и пропаганда культуры здоровья;
совершенствование форм и методов в работе по сохранению, дальнейшему укреплению
здоровья учащихся;
формирование у учащихся качеств, потребностей, способствующих развитию здоровья.
Для начальной школы в здании выделен отдельный блок, и за каждым классом закреплено
определённое помещение. Классные кабинеты оснащены техническими средствами обучения. В классах
соблюдается воздушнотепловой режим. Школа работает в 1 смену. Занятия начинаются в 8 час. 00
мин.
Расписание уроков составлено с учётом нормативных требований.
В школе функционируют следующие кабинеты:
медицинский;
стоматологический;
кабинет физиотерапии;
массажный;
кабинет психологической разгрузки.
Для педагогического состава школы также предоставлена возможность поддерживать и
укреплять своё здоровье в спортивном зале и бассейне.
Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья учащихся,
своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов,
рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях вот некоторые формы работы с
родителями и учащимися начальных классов, проводимые школьным медицинским персоналом.
Тематика бесед по классам(14)
1. Соблюдение личной гигиены.
2. Профилактика простудных заболеваний.
3. Режим школьника.
4. Витамины наши друзья.
5. Правильное питание младшего школьника.
6. Уроки доктора Айболита.
7. Знаешь ли ты? (Лекарственные травы) Занятия в кружках повышает интеллектуальный уровень, развивает индивидуальные
способности, укрепляет физическое состояние учащихся.
Большой вклад в постановку состояния здоровья учащихся играет двухразовое питание.
В режим дня начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий:
классные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит»,
«Лесная аптека»; «Школа здоровья».
физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз;
подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки,
шишки, орехи», « Топотушки», «Автомобили», « День и ночь», «Карусель», «Летает, не летает».
спортивные часы во второй половине дня: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие»,
«Папа, мама, я спортивная семья», «Весёлые старты».
общешкольные спортивные соревнования (дзюдо);
Дни здоровья;
занятия в бассейне;
выпуски газет, телевизионных школьных новостей;
беседы врача (Уроки здоровья)
В школе оформлены стенды и выставки:
«Если хочешь быть здоров»,
«Быстрее, выше, сильнее»,
«Спорт в школе», нормы ГТО.
В каждом классе собран материал «Твоё здоровье».
Здоровьесберегающие технологии в средней и старшей школе.
Учащиеся средней и старшей школы уже более серьезно и основательно изучают темы,
способствующие здоровьесбережению, знакомясь с проблемами взаимозависимости правильного
питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности,
профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни. Глубоко и
всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных
напитков и наркотиков и их влияние на только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они
обсуждают их в диалогах, группах, проводят прессконференции, готовят проекты по этим темам,
доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам,
что способствует воспитанию их творческих способностей, учебной компетенции.
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего
образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего
поколения, и учителя СОШ № 29 стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья
учащихся и педагогов в системе образования.
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Здоровьесберегающие технологии в работе школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.