Рабочая программа — документ, разрабатываемый каждым педагогом образовательного учреждения в целях определения объема, структуры и содержания образовательного процесса.
Цель рабочей программы — планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом. Задачи рабочей программы — определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с учетом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников в текущем учебном году.
Рабочая программа учителялогопеда ДОУ
Учительлогопед МБДОУ ЦРР д/с № 34
Лавриненко Н. А.
Мы живем в эпоху перемен. Глобальные перемены происходят в
настоящее время в системе дошкольного образования. Прежде всего, они
связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного
образования стала первой образовательной ступенью системы образования
России, что гарантирует единство образовательного пространства,
обеспечивает единые условия и качество образования, преемственность
основных образовательных программ дошкольного и начального общего
образования.
Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие
федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО),
который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного
учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО
педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического
процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы,
технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками. В этих условиях
возрастает значение планирующей функции в системе дошкольного образования.
Составляющими рабочей программы учителялогопеда ДОУ являются
комплекснотематическое или тематическое и перспективное планирование работы,
календарное планирование подгрупповых занятий учителялогопеда, представленное
в виде таблиц. Система диагностики индивидуального развития детей и планируемые
результаты освоения программы, также являющиеся составляющей частью рабочей
программы логопеда, представлены в авторской «Примерной адаптированной
программе коррекционноразвивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2014).
Комплекснотематическое планирование работы по всем пяти образовательным
областям представлено в книге для того, чтобы все специалисты, работающие в
логопедической группе (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре), могли составить свои рабочие программы).
Методические рекомендации по разработке рабочих программ
Требования к структуре, содержанию, оформлению
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
установлено, что содержание образования определенного уровня и направленности в
образовательном учреждении определяется основной образовательной программой
(образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой
образовательным учреждением. В соответствии с Федеральным законом «Обобразовании Российской Федерации» разработка и утверждение рабочих программ
являются обязанностью дошкольного образовательного учреждения. Разработка
рабочей программы по образовательной области, направлению работы или
комплексной рабочей программы группы осуществляется образовательным
учреждением на основе федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования и основной образовательной программы, а также
дополнительных программ (технологий).
Рабочая программа — это нормативный документ, характеризующий
систему организации образовательной деятельности.
Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к
условиям конкретной группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности
развития детей. Это именно такой документ, который, будучи единым, учитывает
индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Рабочая программа педагога разрабатывается на основе основной
образовательной программы учреждения и выбранных и/или разработанных им
самостоятельно парциальных образовательных программ, технологий, методик, форм
организации образовательной работы с целью построения системы педагогической
деятельности, обеспечения гарантии качества образования, создания условий для
практического освоения способов педагогической деятельности, обеспечения
индивидуального развития детей, раскрытия творческого потенциала каждого
ребенка.
В группах коррекционной направленности в рабочей программе должен быть
рассмотрен механизм адаптации программы для детей с ограниченными
возможностями
квалифицированной
коррекции нарушений их развития.
осуществления
и
здоровья
Рабочая программа: цели, задачи, функции, утверждение
Рабочая программа — документ, разрабатываемый каждым педагогом
образовательного учреждения в целях определения объема, структуры и
содержания образовательного процесса.
Цель рабочей программы — планирование, организация и управление
образовательновоспитательным процессом. Задачи рабочей программы —
определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с
учетом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников в
текущем учебном году.
Рабочая программа выполняет следующие основные функции:
1) нормативную (рабочая программа документ, на основе которого
осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения
материала воспитанниками);
2) информационную (позволяет получить представление о содержании, целях,
последовательности изучения материала по образовательным областям,
направлениям работы);3) методическую (определяет используемые методы и приемы,
образовательные технологии);
4) организационную (определяет основные направления деятельности и
взаимодействия педагога, воспитанников, родителей дошкольников, использование
средств обучения);
5) планирующую (рабочая программа ориентируется на целевые ориентиры,
возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования).
Составитель рабочей программы может самостоятельно произвести
следующие действия:
составить перечень изучаемых тем, понятий в рамках образовательной
области, направления работы, не превышая при этом предельно допустимые
нагрузки, рекомендуемые СанПиНом;
раскрыть содержание образовательных областей, обозначенных в
государственном образовательном стандарте дошкольного образования и примерной
программе, с той степенью конкретизации, которая отвечает реальным условиям;
устанавливать последовательность изучения учебного материала
(например, с учетом структуры используемого учебнометодического комплекта);
корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение
отдельных разделов и тем примерной программы, исходя из дидактической
значимости, степени сложности усвоение материала воспитанниками, с учетом
материальнотехнической базы.
Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом
самоуправления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения
делегированы данные полномочия.
Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в
рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. По итогам
рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение
«рекомендовать к использованию» или «рекомендовать к утверждению» при
последующем издании приказа образовательного учреждения об утверждении
рабочих программ.
Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает срок действия
рабочей программы.
Рабочая программа: структура
Рабочая программа должна иметь следующую структуру:
титульный лист;
пояснительную записку;
проектирование образовательного процесса в соответствии с
контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, с
ФГОС ДО;
информационнометодическое обеспечение.
На титульном листе указываются полное наименование образовательного
учреждения, название программы, срок реализации программы, возрастная категориягрифы рассмотрения,
детей,
год составления программы
Ф.
И.
О.
педагога,
название города,
В пояснительной записке:
обосновывается актуальность программы;
описываются теоретические основы и специфика содержания программы;
указываются возрастные и индивидуальные особенности детей,
особенности образовательного учреждения, особенности региона;
указываются цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО;
определяются условия, необходимые для реализации программы;
раскрываются особенности организации педагогического процесса;
размещается информация об используемых образовательных
технологиях;
указывается временная продолжительность реализации программы, срок
реализации;
описывается инструментарий определения эффективности освоения
детьми содержания рабочей программы.
Раздел «Проектирование образовательного процесса» включает в себя
комплекснотематический план с указанием периода времени, необходимого для
изучения разделов, тем, модель календарного планирования, режим дня, график
работы логопеда, расписание работы логопеда.
Рабочая программа позволяет добиться полной согласованности
перспективного и календарного планирования работы каждого педагога, составить
целостную систему работы, если в основе планирования лежат проблемно
ориентированный и программноцелевой подходы.
Информационнометодическое
программы содержит
информацию о парциальных программах, специальных методиках, технологиях,
методической литературе, наглядных дидактических пособиях, технических
средствах обучения.
обеспечение
В приложениях к программе могут быть представлены конспекты занятий,
сценарии различных форм образовательной деятельности, описание игр, упражнений,
сценарии родительских собраний и мастерклассов для родителей и так далее.
Следует заметить, что нормативноправовыми документами в настоящее время
не определены требования к рабочей программе педагога ДОУ. Педагог
самостоятельно выбирает форму записей текстового варианта рабочей программы,
но при этом следует помнить, что рабочая программа должна показывать, как с
учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей
контингента воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель
образования на основе ФГОС ДО.
Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения
следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих
программ, закрепив их Положением о рабочей программе.
По итогам рассмотрения рабочей программы оформляется протокол.Разработчиками рабочей программы коррекционной группы могут быть как
авторские коллективы (учительлогопед, воспитатели, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре), так и отдельные педагоги в том случае, когда
каждый специалист разрабатывает самостоятельную рабочую программу на основе
основной образовательной программы дошкольного образования, выбранной
специалистами группы.
Далее представлена примерная рабочая программа учителялогопеда
старшей логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями
(общим недоразвитием речи).
В разделе «Проектирование образовательного процесса» представлены два
возможных варианта планирования работы учителялогопеда: комплексно
тематическое планирование
и тематическое
планирование (табличный вариант) с перспективным планированием (текстовой
вариант). Следует отметить, что текстовой вариант планирования является
расширенным, более подробным, с приведением примеров.
(табличный вариант)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ, Федеральным
государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой
локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Примерной
программы коррекционноразвивающей работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи (автор Нищева Н.В.), программы «Цвет творчества»
(автор Дубровская Н.В.), Примерной программы физического образования и
воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи (автор
Кириллова Ю.В.). Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который
длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июля.
Целью данной рабочей программы является построение системы
коррекционноразвивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет,
предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в
группе, и родителей дошкольников. Комплекснотематическое планирование работы
учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой
патологией
Комплексность
педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и
психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного
развития.
недоразвитием
речи).
(общим
Одной из основных задач рабочей программы является овладение
детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка,
элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к
обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью
системы образования.Главная задача рабочей программы заключается в реализации
общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного
выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией,
обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет
формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает
возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально
личностное и социальнокоммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с
возрастными
физиологическими
нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой
является игровая деятельность.
Все коррекционноразвивающие занятия в соответствии с рабочей программой
носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими
игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы
является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и
психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют
речевые навыки, сформированные учителемлогопедом. Кроме того, все специалисты
под руководством учителялогопеда занимаются коррекционноразвивающей
работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей
педагоги под руководством учителялогопеда решают
программой,
следующие задачи:
охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья
воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и
психическом развитии воспитанников;
самовыражения и саморазвития;
создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для
обеспечение познавательного, речевого, социальнокоммуникативного,
художественноэстетического и физического развития детей;
воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье;
взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с
целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию,
готовности к проявлению гуманного отношения;развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и
речи;
пробуждение творческой активности детей,
стимулирование
воображения, желания включаться в творческую деятельность.
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие
факторы:
учет государственной политики;
особенности контингента детей и кадрового состава группы;
учет запроса родителей;
особенности региона.
Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями
речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития).
У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный
словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный
словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание
обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть
простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в
употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой
структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность
фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в
активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь
характеризуется
элементами лексикограмматического и фонетико
фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи,
кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования.
Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут
быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной
слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
Режим работы группы — пятидневный с … до … с … часовым пребыванием
выходные
учреждении,
детей
дни — суббота, воскресенье.
в
Развивающая предметнопространственная среда логопедического кабинета,
группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей
во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального
благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и
полностью соответствует требованиям Примерной адаптированной программы
коррекционноразвивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми
нарушениями речи (ОНР) (автор Нищева Н.В.). Группа имеет огражденный
прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием.
Группа воспитанников шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебнымпланом кабинеты учителялогопеда, педагогапсихолога, невропатолога, массажный,
медицинский кабинеты, процедурный кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал,
комнату релаксации.
В групповом помещении представлены следующие развивающие центры,
имеющие необходимое оснащение:
«Будем говорить правильно»;
«Наша библиотека»;
науки и природы;
математического развития;
конструктивномодельной деятельности;
художественного творчества;
музыкальный;
«Играем в театр»;
сюжетноролевых игр;
«Умелые руки»;
физкультурный.
В кабинете учителялогопеда представлены следующие развивающие
центры:
Работа всех специалистов скоординирована, осуществляется связь с детской
речевого и креативного развития;
сенсорного развития;
моторного и конструктивного развития.
поликлиникой № … …. административного района СанктПетербурга.
Таким образом, у детей отмечается тяжелое нарушение речи (общее
недоразвитие речи, II или III уровни речевого развития), моторная алалия, стертая
дизартрия, задержка психического развития. Ни один из воспитанников не имеет
первой группы здоровья. У троих детей выявлены нарушение осанки и плоскостопие,
у двоих аллергические реакции, трое детей являются часто болеющими.
Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные
приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и
неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.
Проектирование образовательного процесса
Учебный план
В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май
(включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых или фронтальных занятий
продолжительностью 20 минут каждое, что не превышает рекомендованную
СанПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю
занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Лечебная физкультура для
нуждающихся выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.
Социальнокоммуникативное развитие осуществляется в образовательной
деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности
детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.В середине каждого коррекционноразвивающего занятия педагоги проводят
физкультминутку. Перерывы между коррекционноразвивающими занятиями не
менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия учитель
логопед проводит релаксационную паузу.
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников
организуются
во
время которых проводят образовательную деятельность только эстетически
оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.
недельные
каникулы,
В июне коррекционноразвивающие занятия не проводятся. Предпочтение
отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным
занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность
прогулок, на которых учительлогопед организует индивидуальные занятия с детьми.
Формы планирования коррекционноразвивающей работы учителялогопеда
представлены в виде комплекснотематического планирования (2 варианта: таблица и
текстовой вариант) и модели ежедневного планирования подгрупповых занятий
учителялогопеда (сетки).
Информационнометодическое обеспечение рабочей программы
Для реализации задач программы используются следующие методические
пособия и дидактические материалы:
Нищева Н.В. Примерная программа коррекционноразвивающей работы в
логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС,
2013.
Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим
недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в
логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО
ПРЕСС, 2013.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в
старшей группе для детей с ОНР. — СПб.: >ДЕТСТВОПРЕСС, 2012.
Нищева Н.В. Мой букварь. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь
(часть I). — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь
(часть II). — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
Нищева Н.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада.
— СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
Материальнотехнические средства:
Коврограф и комплект разрезного материала к нему.
Магнитная доска и комплект материала к ней.
Интерактивная доска.
Музыкальный центр и подборка CD c записью музыкального
сопровождения к занятиям.
Компьютер и авторские компьютерные игры.
Принтер, сканер.
Наборное полотно.
Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
Сухой бассейн.
Пузырьковая колонна.
Подвесные модули для развития физиологического дыхания.
Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа,
Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития
Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой
моторики.
Детские эспандеры, шарики суджок, массажные кольца, массажные
мячики, массажные коврики.
шпатели Корицкого, катушкистопоры.
направленной воздушной струи.