Методические рекомендации по сопровождению самостоятельной работы студентов
Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации
Взрослым
12.03.2019
Данные методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов определяют сущность самостоятельной работы, ее назначение и вид, планирование, формы организации и виды контроля, требования по видам внеаудиторной самостоятельной работы. Предназначены для студентов и преподавателей по специальностям среднего профессионального образования и всем формам обучения.
Норвардян Р.В.-методические рекомендации.docx
Норвардян Розалия Владимировна, методист
СанктПетербургское государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«СанктПетербургский технический колледж управления и коммерции»
Методические рекомендации
по сопровождению самостоятельной работы студентов
Федеральные
среднего
профессионального образования содержат раздел: «Требования к условиям реализации
ОПОП»:
государственные
образовательные
стандарты
образовательное учреждение обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин
и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения:
компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в
сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров
производственного обучения.
Во ФГОС СПО третьего поколения максимальный объем учебной нагрузки
обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и
внеаудиторной учебной нагрузки (18 академических часов в неделю).
Во ФГОС по ТОП50 и СПО4 объем времени на самостоятельную работу уменьшен,
должен составлять не более 30 % от объема учебных циклов по специальностям; не более 20
% от объема учебных циклов по профессиям.
В циклах выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем
по видам учебных занятий (урок, практическое и лабораторное занятие, консультация,
лекция, семинар), практики, самостоятельная работа. Во время самостоятельной подготовки
обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит
отражение в рабочем учебном плане в целом по теоретическому обучению, каждому из
циклов дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов; в рабочих
программах учебных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов с
распределением по разделам или конкретным темам.
Для обеспечения эффективной организации самостоятельной работы студентов
преподаватели разрабатывают методические рекомендации по дисциплине к выполнению
самостоятельной работы.
Назначение и виды самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно
исследовательская, научноисследовательская работа студентов, выполняемая по заданию и
при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических
умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную
документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности студентов: творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций;
развитию исследовательских умений.
В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида
самостоятельной работы:
аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу
(выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по
его заданию); внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется по
заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).
Формы организации самостоятельной работы студентов: фронтальная самостоятельная
работа предполагает общее для всех задание, общий инструктаж по выполнению задания.
Такой вид самостоятельной работы целесообразен на этапе изучения новой темы; групповая
самостоятельная работа используется для совместной проработки учебного материала,
взаимной проверки заданий, организации проектной, исследовательской деятельности;
индивидуальная самостоятельная работа студент самостоятельно определяет содержание
самостоятельной работы из предложенного списка. Групповая и индивидуальная формы
организации самостоятельной работы предполагают использование личностно
ориентированного подхода
Организация контроля самостоятельной работы студентов.
Контроль СРС должен стать мотивирующим фактором образовательной деятельности
студента. Результаты выполнения СР можно включать в показатели текущей успеваемости, в
билеты и вопросы на зачете (экзамене). Многим студентам важен моральный интерес в форме
общественного признания (приятно быть первым по специальности, в группе).
При этом важно стремиться к тому, чтобы на первых курсах СР ставила целью
расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентом на традиционных
формах занятий. На старших курсах СР должна способствовать развитию творческого
потенциала студента. Задания могут носить индивидуальный, групповой или комплексный
характер.
Формы контроля самостоятельной работы: просмотр и проверка выполнения
самостоятельной работы преподавателем; организация самопроверки, взаимопроверки
выполненного задания в группе; обсуждение результатов выполненной работы на занятии;
проведение устного и письменного опроса; организация и проведение индивидуального и
группового собеседования; проведение семинаров; защита отчетов о проделанной работе;
организация творческих конкурсов; организация конференций и олимпиад.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов
являются: уровень освоения учебного материала; уровень умения использовать теоретические
знания при выполнении практических задач; уровень сформированности общеучебных
умений; уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы,
находить информацию, изучать ее и применять на практике; обоснованность и четкость
изложения материала; оформление материала в соответствии с требованиями стандарта
предприятия; уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить
решение и его последствия; уровень умения определить, проанализировать альтернативные
возможности, варианты действий; уровень умения сформулировать собственную позицию,
оценку и аргументировать ее.
Инструктаж при выдаче заданий СР необходим для того, чтобы помочь студентам
осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.
Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым,
фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д. В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает
связать выдвинутую задачу с имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или
действиями, усвоенными ранее.
Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые
требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет
собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго
намеченному пути, не допуская произвольных шагов.
Методические рекомендации по выполнению отдельных видов самостоятельной работы.
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с
литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам,
экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.
Один из самых известных методов работы с литературой метод повторения:
прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память
механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются. Для
улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи,
структурировать новые сведения.
Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы,
цитаты, конспект.
Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто
отбрасывается маловажная информация, но сохраняется, переосмысливается все то, что
позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до
необходимых рамок конспектируемый текст без потери информации. При этом используются
сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных
формулы,
положений,
позволяющие развернуть содержание
конспектируемого текста.
таблицы,
схемы,
Методические рекомендации: внимательно прочитайте текст, уточните в справочной
литературе непонятные слова, при записи не забудьте вынести справочные данные на поля
конспекта; выделите главное, составьте план; кратко сформулируйте основные положения
текста, отметьте аргументацию автора; законспектируйте материал, четко следуя пунктам
плана, при конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами, записи следует
вести четко, ясно; грамотно записывайте цитаты.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их
доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого
предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и
выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть
логически обоснованным,
записи должны распределяться в определенной
последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и
дополнения необходимо оставлять поля.
Способы конспектирования.
Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого
материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть
содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать
места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если,
конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым
выделением, сделанным в самом тексте.
Способ «вопросов ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради
пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает
ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов ответов» — таблица, где место
вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа
решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы:
например, « мое мнение» и т.п.
Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить
структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения
всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально лаконичного
конспекта.
Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами,
объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот
способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой
конспект нельзя будет использовать.
Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным
конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в
одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от
конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при
комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и
индивидуальность студента.
Методические рекомендации по написанию эссе.
Эссе студента это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную
преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но согласована с педагогом).
Должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно
проведенный анализ проблемы с использованием концепций и аналитического
инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающую авторскую
позицию по поставленной проблеме.
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному
поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.
В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и, с другой — с
очерком. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций,
афористичность, свобода мышления, установка на откровенность и разговорную интонацию.
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и
письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку
это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать
информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинноследственные
связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои
выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе оформляется в тетрадях в линию или на листах формата А 4 шрифтом Times
New Roman, кегль 14, интервал одинарный, поля стандартные. В тетрадях писать аккуратным
разборчивым почерком без ошибок, оставляя поля 3 4 сантиметра. Прописывать название
темы на первой строке в центре. На листах формата А 4 оформляется титульный лист, в
котором указывается название учреждения сверху по центру, посередине страницы пишется
заглавными буквами жирным начертание слово ЭССЕ, ниже – по дисциплине:….(название
дисциплины), ниже по центру пишется тема. После темы оставляем два пробела и справа
пишем: Выполнил (а) студент (ка) ..курса, специальности…..(код и наименование
специальности), фамилия и инициалы автора, руководитель…(ФИО руководителя). Методические рекомендации по подготовке доклада.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение
определённой темы.
Этапы подготовки доклада: определение цели доклада; подбор необходимого
материала, определяющего содержание доклада; составление плана доклада, распределение
собранного материала в необходимой логической последовательности; общее знакомство с
литературой и выделение среди источников главного; уточнение плана, отбор материала к
каждому пункту плана; композиционное оформление доклада; заучивание, запоминание
текста доклада, подготовки тезисов выступления; выступление с докладом; обсуждение
доклада; оценивание доклада.
Элементами доклада являются: вступление, определение предмета выступления,
изложение (опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать: название доклада; сообщение основной идеи;
современную оценку предмета изложения; краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
интересную для слушателей форму изложения; акцентирование оригинальности подхода.
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится
по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы
слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Методические рекомендации по подготовке сообщения.
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше
всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование
полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология
изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…» и пр.).
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (1015% общего
времени), основной части (6070%) и заключения (2025%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при
необходимости место учебы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью
точного определения содержания выступления. Сформулировать основной тезис означает
ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано
оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
Самые частые ошибки в основной части доклада выход за пределы рассматриваемых
вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также
перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов, отсутствие
связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое
вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной
идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению
от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить основную идею и, кроме того,
вновь вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.
Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют
обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное
изложение с опорой на конспект или чтение подготовленного текста. Общеизвестно, что
бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может
затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория
чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность
оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После
сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели
могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы.
Особое место занимает обращение к аудитории. Так, косвенными обращениями могут
служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит
равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания,
подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает,
что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Методические рекомендации по подготовке презентации.
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее
всего подготовить в программе MS Power Point. Презентация как документ представляет
собой последовательность сменяющих друг друга слайдов то есть электронных страничек,
занимающих весь экран монитора. Количество слайдов адекватно содержанию и
продолжительности выступления (например, для 5минутного выступления рекомендуется
использовать не более 10 слайдов).
Рекомендации к содержанию презентации.
На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик.
Текст должен содержать только ключевые фразы и слова. Если презентация имеет характер
игры, викторины, или какойлибо другой, который требует активного участия аудитории, то
на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться
на экране постепенно.
На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена автора (ов) и
дата создания. Каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто приводит
докладчик (будь то эпиграф или цитаты по ходу доклада) размещается на отдельном слайде.
Допустимый вариант – две небольшие цитаты на одну тему на одном слайде, но не больше.
Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание. Подбор
шрифтов и художественное оформление слайдов должны не только соответствовать
содержанию, но и учитывать восприятие аудитории. Например, сложные рисованные шрифты
часто трудно читаются, тогда как содержание слайда должно восприниматься все сразу –
одним взглядом.
На каждом слайде выставляется колонтитул, включающий фамилию автора и/или
краткое название презентации и год создания, номер слайда.
В конце презентации представляется список использованных источников,
оформленный по правилам библиографического описания.
Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение
благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.
Кино и видеоматериалы оформляются титрами, в которых указываются: название
фильма (репортажа); год и место выпуска; авторы идеи и сценария; руководитель проекта.
Общие правила оформления презентации.
Титульный лист должен содержать: название презентации; данные автора (ФИО,
студента, специальность, курс, группа); логотип колледжа.
Второй слайд «Содержание» список основных вопросов, рассматриваемых в
содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации). Все заголовки должны быть выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер,
начертание). В конце точка не ставится.
Текст форматируется по ширине. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было
хорошо видно. Подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на
гиперссылку. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится
точка. На схемах текст лучше форматировать по центру. В таблицах – по усмотрению автора.
Обычный текст пишется без использования маркеров списка. Выделяйте главное в тексте
другим цветом (желательно все в едином стиле).
При использовании графики выбирайте четкие изображения с хорошим качеством.
Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом
редакторе для уменьшения размера файла.
Анимацию используйте только в том случае, когда это действительно необходимо.
Лишняя анимация только отвлекает.
Список литературы должен содержать фамилию и инициалы автора; заглавие
документа (книги, статьи из журнала, газеты, сборника научных статей и пр.); место издания;
издательство; год издания; количество или интервал страниц.
Методические рекомендации к написанию рецензии на книгу или статью.
Написание рецензии – это вид работы студентов по написанию критического отзыва на
первоисточник (книгу, статью, сочинение и пр.) В рецензии необходимо обязательно отразить
область интересов, исследованию которых посвящена данная работа, ее отличительные
признаки от имеющихся аналогичных изданий, положительные стороны и недостатки работы,
вклад автора в разработку исследуемых проблем и широту их охвата, оригинальность идей,
подходов, стиль изложения.
Рецензия может быть представлена на практическом занятии или быть проверена
преподавателем.
Порядок выполнения работы: внимательно изучить информацию; составить план
рецензии; дать критическую оценку рецензируемой информации; оформить рецензию и сдать
в установленный срок.
Формой контроля является проверка выполненной рецензии.
Критерии оценки: содержательность рецензии; выражение личного мнения студента на
рецензируемый источник; соответствие оформления требованиям; грамотность изложения;
рецензия сдана в срок.
Методические рекомендации к написанию аннотации.
Резюме краткий итог прочитанного, содержащий его оценку. Резюме характеризует
основные выводы книги, главные итоги. Выбор языковых средств для построения резюме
выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств
максимум информации. Это обычно одно три четких, кратких, выразительных предложения,
раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.
Фрагментирование способ свертывания первичного текста, при котором в первичном
тексте выделяются цельные информационные блоки (фрагменты), подчиненные одной задаче
или проблеме. Если реферат и конспект определяются темой текста и отражают ее, то
фрагменты не связаны с темой текста и отражают внешнюю для него проблему.
Фрагментирование необходимо для подготовки докладов, статей, рефератов, когда из
множества разнообразных источников надо выделить информацию, соответствующую
поставленной проблеме.
Аннотация краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи),
включающая иногда и его оценку. Основное ее назначение дать некоторое представление о
книге (статье, научной работе) с тем, чтобы рекомендовать ее определенному кругу читателей или воспользоваться своими записями при выполнении работы исследовательского,
реферативного характера. Поэтому аннотации не требуется изложения содержания
произведения, в ней лишь перечисляются вопросы, которые освещены в первоисточнике
(содержание этих вопросов не раскрывается). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем
говорится в первичном тексте?», дает представление только о главной теме и перечне
вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника.
По своему характеру аннотации могут быть:
справочными (без критической оценки произведения). Обязательными требованиями
к справочным аннотациям являются четкость и простота изложения. Полноценное справочное
аннотирование призвано обратить внимание читателя на специфику книги (статьи), источники
и теоретический уровень текста, характер приложений.
рекомендательными (содержат критическую оценку произведения).
В
рекомендательной аннотации дается обоснование значимости произведения: включается
указание на то, почему книга (статья) будет полезна и интересна читателю; что в книге
должно привлечь внимание читателя; что поможет читателю в повышении его квалификации,
ознакомлении с новейшими достижениями науки и техники и т.д.
По охвату содержания аннотируемого документа и читательскому назначению
различают: общие аннотации (характеризуют документ в целом, рассчитаны на широкий круг
читателей) и специализированные аннотации (раскрывают документ лишь в определенных
аспектах, интересующих узких специалистов).
При написании курсовых, дипломных работ особый интерес представляют справочные
аннотации как наиболее эффективные в предоставлении своевременной информации о
новейших достижениях в различных областях науки и техники и помогающие сэкономить
время на поиск и сбор научной информации. Исходя из требований к аннотациям, их объем
можно довести от нескольких слов до 1015 строчек. Аннотация в силу своей предельной
краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые куски оригинала как
таковые, основное содержание первоисточника передается здесь «своими словами».
Характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана
со сведениями, включенными в библиографическое описание, при этом не повторять их. При
составлении аннотации обычно используют стандартные обороты речи (речевые клише).
Написание аннотации – это вид работы студентов по написанию краткой
характеристики книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного
произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа
над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при
подготовке обзора литературы. Студент должен перечислить основные мысли, проблемы,
затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.
Порядок работы при написании аннотации: внимательно изучить информацию;
составить план аннотации; кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;
оформить аннотацию и сдать в установленный срок.
Формой контроля выполнения самостоятельной работы является представленная к
проверке аннотация по теме самостоятельной работы.
Критерии оценки: содержательность аннотации; точная передача основных положений
первоисточника; соответствие оформления требованиям; грамотность изложения; аннотация
сдана в срок.
Методические рекомендации по выполнению реферата.
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной
самостоятельно выполненной работой студента. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных
источников; приложения (при необходимости).
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата: титульный лист – 1 стр;
содержание (с указанием страниц) 1 стр; введение 2 стр; основная часть 1520 стр;
заключение 12 стр; список использованных источников 12 стр; приложения без
ограничений.
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и
параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается
соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность
выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её
достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база
исследования; кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения
поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 23
главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 23 параграфа. Содержание основной
части должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать. Главы и параграфы
реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и
последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное
изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в
основной части реферата ссылок на использованные источники.
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел
студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать
решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает
степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке
определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10
до 20.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в
основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции,
методики, формы документов и т.п.).
Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или
переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом
сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который содержит грамотно изложенный
материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат
при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем
предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается
непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не содержит анализа
источников и подходов по выбранной теме, представлены необоснованные выводы. Список использованных источников
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования.
1.
2.
7.
8.
14.
15.
16.
Алексеева, Л.П. Обеспечение самостоятельной работы студентов [Текст] / Л.П.
Алексеева, Н.А. Норенкова // Специалист. 2005. № 6. С. 2628.
3.
Вайсеро, З.В. Активизация самостоятельной работы студентов — путь к
повышению качества подготовки специалистов среднего звена [Текст] / З.В. Вайсеро //
Инновации в образовании. 2008. № 9. С. 48.
4.
Георге, И.В. Некоторые аспекты разработки программы самостоятельной
работы студентов, направленной на формирование профессиональной компетентности
[Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2011. № 3. – С. 4951.
5.
Ефимова С.А., Посталюк Н.Ю. Организация самостоятельной работы в
учреждении довузовского профессионального образования/[Текст]/С.А. Ефимова, Н.Ю.
Посталюк// Самара: ЦПО, 2011.72с.
6.
Кирдяев. – Саранск: Издво Мордов. унта. – 2009. – 35 с. (с.811). Терновская
Т.С. Использование новых образовательных технологий (casestudy) в обучении [Электронный
ресурс] // Режим доступа http://www.ci.ru/inform 12_99/р_27 2.htm.L/i Ю
Кичелѐва Т.Г. Диагностика и формирование информационной компетентности
Режим доступа
[Электронный ресурс]
//
средствами учебного предмета
http://www.openclass.ru/stories/62780.
Коменский Я.А. /Великая дидактика// Я.А. Коменский. М., 1983. 20.
Коменский Я.А. /Мир чувственных вещей в картинках// Я.А. Коменский. Изд. 2е. М., 1957.
9.
Котельникова Л.А., Великжанина Т.Б. Комплекс методического обеспечения
самостоятельной работы студентов/[Текст]//Л.А. Котельникова, Т.Б. Великжанина// Уфа,
Уфимский филиал ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2009. 47с.
10.
Крицкая, А.Р. Формирование готовности студентов средних профессиональных
учебных заведений к самообразованию [Текст] / автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед.
наук / А.Р. Крицкая. Брянск, 2007. 24 с.
11.
Кулюткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности [Электронный
ресурс]. / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // http://www.znanie org/gurnal/nlO 1/obraz sreda.html.
12.
Курманова, Э.А. Управление самостоятельной работой студентов на
аудиторных занятиях [Текст] / Э.А. Курманова // Среднее профессиональное образование. –
2007. № 6. –С. 6364.
13. Медянкина, Е.Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов
в условиях колледжа [Текст] / Е.Л. Медянкина // Среднее профессиональное образование.
2006. № 10. С. 67.
Одинцова, В.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов /
В.А. Одинцова // Инновации в образовании. – 2009. № 11. – C. 98103.
Орлов, В.И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении [Текст] /
В.И. Орлов // Специалист. 2002. №5. С. 3134.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа с книгой [Текст]: П.И. Пидкасистый
// Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995. – С.325.
17.
Тришина, Е.С. Организация самостоятельной работы студентов как средство
повышения профессиональной компетентности будущих педагогов [Текст] / Е.С. Тришина //
Среднее профессиональное образование. 2010. № 9. С. 1419.
18.
Трущенко, Е.Н. Основные направления организации самостоятельной работы
[Текст] / Е.Н. Трущенко // Среднее профессиональное образование. – 2007. № 10. – С.2627.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах/К.Д.
Ушинский под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой//.
М. «Педагогика», 1974.
19.
Методические рекомендации по сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по сопровождению самостоятельной работы студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.