"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"
Оценка 4.7

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
docx
администрации
Взрослым
23.12.2018
"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"
Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Здесь можно найти виды работ по развитию активности детей. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
активизация познавательной деятельности в начальных классах.docx
Активизация познавательной деятельности младших школьников. Ученик – это не сосуд,   который надо заполнить, а факел, который надо зажечь. Л.Г. Петерсон           Наблюдая в процессе своей работы за детьми младшего возраста, убеждаюсь, что дети намного ближе к природе, они в гармонии с ней. В этом возрасте дети умеют восхищаться теми вещами, которые   уже   незаметны   для   взрослых.   Дети   могут   долго   рассматривать   маленькую   букашку, «пожалеть» её,   любуются формой, цветом камушек, качанием цветочка, порханием бабочек. Они более   наблюдательны.   Просто   дети ещё   не   знают   названия   всему,   что   происходит   вокруг.   Но   с возрастом   ребёнок   социализируется   в   личность.   Появляются   другие   интересы,   ценности, потребности. Чтобы не произошла утрата имеющейся в ребёнке   превосходной изначальной базы , наверное, на уровне инстинкта, мы в младшем школьном возрасте поэтапно, планомерно «взрослеем». Строим   общение   с   детьми   через   их   ведущую   деятельность­игру, предполагающую достижение педагогических задач.                Задача любого учения и обучения – дальнейшее развитие. Поэтому, в конечном счёте, мы формируем   общие   приемы   познавательной   деятельности   детей,   чтобы   развитие   происходило   без ущемления, ущерба сознания природного начала ребёнка.              Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие   действительность.   Эта   направленность   характеризуется   постоянным   стремлением   к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают  вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес   положительно   влияет   не   только   на   процесс   и   результат   деятельности,   но   и   на протекание психических   процессов ­   мышления,   воображения,   памяти,   внимания,   которые   под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес­средство обучения. Когда ребенок занимается из­под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по­ другому.   Активизация   познавательной   деятельности   ученика   без   развития   его   познавательного интереса   не   только   трудна,   но   практически   и   невозможна.   Вот   почему   в   процессе   обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, качества. Любая   деятельность   человека   имеет   определенную   цель.   Основная   цель   работы   учителя   по активизации познавательной деятельности учащихся — развитие их творческих способностей. В связи с этим я на своих уроках применяю различные методики и приёмы, расширяющие их поисковую деятельность, кругозор, навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом, при этом на уроках   чтения   и   письма   они   сочиняют,   импровизируют,   составляют   иллюстрации,   прогнозируют тексты ит.д. На уроках математики выполняем работы на карточках, на выбор (даёт возможность обучающемуся оценить свой потенциал), самостоятельные работы. Используем приёмы соревнований, взаимоконтроля, взаимопомощи. У всех детей разный уровень психических процессов: мышление, повышения     его внимание, память. Поэтому при решении текстовых задач один и тот же демонстрационный образец решения неактуален. Мы задачу рассматриваем и в краткой записи, в таблице, в схеме, в рисунке, на отрезках. Такой приём даёт возможность каждому «увидеть» задачу.              Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих  высокую активность учащихся в обучении, их самостоятельность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых. Итак, развитие творческих познавательных способностей учащихся — цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого  важно   для   работы   учителя.   Заботясь  о   развитии   учащихся,   необходимо   чаще   использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые   приемы   и   методы   оптимальными,   отвечающими   имеющемуся   развитию   учащихся   и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.    Задача   учителя­   формирование   «универсальных   учебных   действий», обеспечивающих умение    учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.              В достижении этих задач большую положительную роль играют проектно­исследовательские работы.   В   1­2   классах   это   ни   что   иное,   как   наблюдения   за   сезонными   изменениями   растений, поведения   животных,   образа   жизни   людей.   Эта   работа   подразумевает   и   зарисовки,   и   семейные фотографии,  домашние   сочинения,  поиск   дополнительных  источников  информации:   справочники, ИКТ, журналы. Таким образом младший школьник учится наблюдать, обобщать, анализировать. Это, в свою очередь решает и нравственные задачи, т.к. дети изучают свой край, общаются с людьми разного возраста,   учатся   заботиться,   соблюдают   режим   дня   и   многое   другое.   При   разработке   рабочих программ по предметам преподаватель учитывает региональный компонент.          Экскурсии посвящаем изучению труда животновода (наш совхоз занимается животноводством), водоёмов (есть озеро и пруд, где летом все купаются), встреча со старожилами (которым регулярно оказываем помощь посильную), посещение гаража сельскохозяйственных машин, где дети знакомятся с трудом механизаторов и т.д.              Развитие   познавательных   способностей   учащихся   ­  длительный   процесс.   Система   работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного   и   целенаправленного   достижения   желаемой   цели   —   развития   творческих познавательных способностей учащихся.                  Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление, так как сопутствует  всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью.              Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения — это значит прежде   всего   активизировать   их   мышление.  Важность   этой   задачи   неоднократно   подчеркивал видный   советский психолог С. Л. Рубинштейн: «Важнейшим делом (обучения) является воспитание мышления,  способности не только владеть фиксированными операциями, приемами, включаемыми по заранее заданным признакам, но и  вскрывать новые связи, открывать новые приемы, приходить к решению новых задач». Кроме того, развивать познавательные способности учащихся — это значит учения.  формировать Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая,   не   пробуждая   познавательных   потребностей,   у   учащихся,   невозможно  развить   и   их мышление.   Систематически   в   работе   использую   работу   с   пословицами,   загадками,   ребусами, кроссвордами, рифмами. Домашние задания предпочитают творческие, где можно применить свои умения,   высказать   свои   мысли,   показать индивидуальные   способности.   Тем   самым   расширяется кругозор, что я считаю низким у нынешнего поколения детей.   них мотивы   у Память   младшего   школьника   ­   первостепенный   психологический   компонент   учебно­ познавательной    деятельности. Младший школьник  легче  запоминает  то,  что   ярко,   необычно,   что     производит эмоциональное впечатление. Но школьная жизнь такова, что с   первых   же   дней требует от ребёнка произвольного запоминания материала: это и режим  дня,  и домашние задания, и правило,   пройденное   на   уроке.   Не   владея   мнемонической   деятельностью,   ребенок   стремится   к механическому запоминанию, что вообще  не является  характерной  особенностью   его   памяти   и   вызывает   огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель  обучает его   рациональным   приемам   запоминания.  Понятие "активная деятельность" в психолого­педагогической литературе. Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность. Учебная деятельность ­ это особый вид деятельности, отличный от других. Ребенок под руководством учителя   учится   оперировать   научными   понятиями.   Результатом   учебной   деятельности   является изменение   самого   ученика,   его   развитие,   приобретение   новых   способов   действий   с   научными понятиями. Совершенствованию   учебной   деятельности   способствует   четкое   определение   ее   структурных компонентов. По своей структуре учебная деятельность повторяет и воспроизводит строение всякой человеческой деятельности. Она включает в себя 3 звена:  мотивационно­ориентировочное;   центрально­рабочее; контрольно­оценочное. Соответственно в учебной деятельности выделяют следующие основные компоненты:  мотивы и учебные задачи;   учебные действия; действия контроля и оценки. Существует   многообразие   деятельностей,   в   которые   включается   ребенок.   Игра   ­   составная   часть деятельности. Следовательно, можно говорить о многообразии игр. В школьной практике наибольшее распространение получили дидактические игры. Это произошло потому, что главная задача школы ­ обучение детей и их развитие, а дидактические игры в большей степени способствуют этому. Чтобы овладеть какими­то деятельностями, независимо от того, в каком виде они транслируются, нужно уже владеть другими деятельностями, которые выступают в качестве предпосылок учения. Так образуется сложная цепь зависимостей одних деятельностей от других. Овладение учебной деятельностью тесно связано   с   развитием   ребенка.   Но   развитие   есть   там,   где   требуется   проявление   активности   и самостоятельности. Ш.А. Амонашвили писал, что без игры на уроке невозможно увлечь ребенка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать его активным учеником и творцом урока. Игра в полной мере соответствует активной природе младшего школьника. Знания становятся понятны ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. В связи с этим были выделены следующие условия повышения   эффективности   использования   игры   на   уроках,   которые   способствуют   активизации познавательной деятельности младших школьников:  Учет возрастных особенностей.  Использование материала различной степени трудности.  Использование разнообразных физминуток.  Построение нетрадиционных уроков.  Использование сюжетных игр.  Использование простой и емкой наглядности.  Применение игр­соревнований.  Использование нестандартных занятий.  Применение задач в стихах. Соблюдение   данных   условий   позволит   не   только   разнообразить   работу   на   уроке,   но   и   сделать использование игровых моментов наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование   учебной   деятельности   младших   школьников   и   активизирует   их   мыслительную деятельность. Активизация   учащихся   в   процессе   обучения   ­   одно   из   основных   направлений   совершенствования учебно­воспитательного   процесса   в   школе.   Психологи,   педагоги,   методисты,   учителя   школ   в настоящее время занимаются проблемой активизации познавательной деятельности учащихся. Усвоить учебный материал  можно лишь при  достаточной  активности у учащихся познавательных процессов и активном психическом состоянии. Психика не зеркальное, пассивное, а активное отражение действительности. Активность психического отражения может возникать под влиянием внешних факторов, она по своей сути есть выражение внутреннего состояния ученика, его познавательных сил и свойств личности. Перед учителем встает задача ­ использовать имеющиеся стремления ребенка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы. Ученик проявляет себя как личность в процессе усвоения материала. Важно понять какую важность для ученика имеет учебный материал и его познавательная деятельность. Активность всегда выражает определенную направленность личности, сосредоточенность сознания на значимых   для   ученика   объектах,   Учитель   стремится   направить   активность   познания   ребенка   на выполнение учебных задач. Однако активность младших школьников в процессе усвоения учебного материала может быть различной и неадекватной требованиям учителя. Учитель сосредотачивает внимание на логических операциях мышления, активность мысли ученика сосредоточена на примерах и описаниях. Ему кажется, что легче и важнее запомнить пример, чем правило,   или   наоборот,   учитель   стремится   сосредоточить   активность   сознания   ученика   на фактическом   материале,   формируя   умение   применять   правило   в   изменившихся   фактических условиях, дети продолжают говорить о правилах и понятиях, не умея их разъяснять самостоятельно подобными примерами. У каждого ученика активность познания определяется его пониманием задач обучения и места школы в его жизни, трудностью или легкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования учителя, навыками учебного труда, духовными интересами и запросами. Задача учителя ­ создавать условия для повышения общей познавательной активности учащихся в начальных   классах,   воспитывать самостоятельность и работоспособность.   формировать   положительное   отношение   к   учению, Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника. Основной особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания, поэтому требуется близкая мотивация. Ребенок может долго сосредотачиваться на неинтересной или трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Значительно лучше в младшем школьном возрасте   развито   непроизвольное   внимание.   Оно   становится   особенно   концентрированным   и устойчивым   тогда,   когда   учебный   материал   отличается   наглядностью,   вызывает   у   школьника эмоциональное отношение. Поэтому   важнейшим   условием   организации   внимания   является   наглядность   обучения,   широкое применение наглядных пособий. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый учитель стремится сделать свой урок занимательным и интересным. Этому в полной   мере   способствует   применение   игры,   ее   отдельных   элементов   на   уроке.   Но   не   следует перегружать   урок   занимательным   материалом.   К.Д.   Ушинский   говорил,   что   учение   должно   быть занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных   для   них   задач,   не   наклоняя   ни   в   одну,   ни   в   другую   сторону,   давая   пищу непроизвольному   (пассивному)   вниманию   и   упражняя  произвольное   (активное)   внимание,   которое хотя слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнений. Память в младшем школьном возрасте под влиянием обучения развивается в двух направлениях: Усиливается роль и удельный вес словесно­логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно­образным). Ребенок   овладевает   возможностью   сознательно   управлять   своей   памятью   и   регулировать   ее проявление (запоминание, воспроизведение, припоминание). Младшие школьники овладевают приемами запоминания. В этом велика роль самого учителя, так как самостоятельно освоить эти правила детям будет сложно. Но и зная самые разнообразные приемы заучивания, младшие школьники пользуются этими приемами редко. Исследования показывают, что такой важный прием осмысленного запоминания как деление текста на смысловые части применяется очень редко. Воображение   ­   один   из   главных   психических   процессов,   так   как   невозможно   усвоить   материал учебника, понять, о чем говорит учитель без умения оперировать наглядными образами. Характерной особенностью воображения младших школьников является его опора на конкретные предметы. Так, в игре   дети   используют   вещи,   игрушки   и   т.д.   Без   этого   им   трудно   создать   образы   воображения. Первоначально в осмыслении текстов ребенок опирается на картинку, конкретный образ, а затем уже на слово. В   начальной   школе,   прежде   всего,   совершенствуется   воссоздающее   воображение,   связанное   с представлением   ранее   воспринятого   или   созданием   образа   в   соответствии   с   данным   описанием, схемой, рисунком. Получает развитие и творческое воображение. Все чаще создаются образы, не противоречащие   действительности,   что   связано   с   развитием   способности   ребенка   к   критической оценке. Для формирования у детей творческого воображения учитель так же может использовать разнообразные игры. Мышление младших школьников носит наглядно­образный характер. Дети этого возраста пользуются изолирующей   абстракцией.   Они   выделяют   существенные   признаки,   при   этом   отбрасывают несуществующие.   А   для   глубокого   усвоения   знаний   необходимо   сопоставлять   существенные   и несущественные   признаки,   то   есть   надо   пользоваться   расчленяющей   абстракцией.   К   тому   же   в качестве   существенных   младшие   школьники   очень   часто   выделяют   внешние,   яркие   свойства.   У младших школьников затруднена операция общения. Она носит чувственный характер. В процессе чувственного восприятия могут соединяться как существенные, так и несущественные свойства, связи и отношения предметов и явлений. В процессе обобщения проходит развитие от чувственного до научного. Игровые упражнения помогут перевести обобщение на более высокий уровень. Таким образом, мы видим, что младшие школьники обладают рядом психологических особенностей. Систематическое   решение  младшими   школьниками  учебных  задач  посредством   учебных   действий способствует   развитию   у   них   мыслительного   анализа,   рефлексии   и   планирования   как   основных компонентов творческого мышления. Поэтому   учебный   предмет   должен   не   только   включать   в   себя   систему   понятий,   подлежащих усвоению, но и содержать указания на те характеристики деятельности школьников, которые должны быть  сформированы  у учащихся  при усвоении этих понятий. В учебные программы со  временем должны войти усложняющиеся (от возраста к возрасту, от класса к классу) системы учебных задач, виды учебных действий, действий самоконтроля и оценки. Средства активизации познавательной деятельности на уроках. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.  Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. До   поступления   в   школу   ведущим   видом   деятельности   ребенка   была   игра.   С   началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших   школьников,   способствует   формированию   учебной   деятельности,   активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов. На начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия.   Игра   служит   эмоциональным   фоном,   на   котором   разворачиваются   уроки.   Используя постоянно, из урока в урок элементы учебно­познавательных игр идёт движение по нарастающей: игра из развлечения превращается в игру – работу, если сначала дети переживают по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем, наряду с этим возникает желание помочь золотой рыбке выбраться из беды путём решения математической задачи. Подбирая   игры   к   уроку,   важно   учесть   сложности   и   в   то   же   время   доступность   детям.   При   ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Так, например, на уроках познания мира по теме “Личная гигиена” можно включить игру – кроссворд, где дети должны будут самостоятельно разгадать кроссворд, а для этого у каждого ребенка на парте должен   лежать   кроссворд   и   загадки.   Также   в   процесс   проведения   урока   можно   включить   игры­ загадки.          Я согласна с мнением Л.С.Выгодского, что использование творческой игры на уроках в начальной школе   помогает   снять   ряд   трудностей,   связанных   с   запоминанием   материала,   вести   изучение   и закрепление   материала   на   уровне   эмоционального   осознания,   что   способствует   развитию познавательного интереса к учебному предмету.      Игра  проводится на разных этапах урока. В начале урока цель игры ­ организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу  усвоения   темы.   В   конце   урока   игра   носит   поисковый   характер,   используется   для   закрепления материала. Игра   занимает   значительное   место   в   первые   годы   обучения   детей   в   школе.   В   начале   учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. В   ходе   игры   учащиеся   незаметно   для   себя   выполняют   различные   упражнения,   где   им   самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы   слуховой,   зрительной,   двигательной   наглядности,   занимательные   вопросы,   задачи­шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: "Кто быстрей?" "Не зевать! Отвечать сразу. Кто первый?" и т.д. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только   что   изучили,   закрепить,   повторить   полученные   знания   в   системе,   новых   связях,   что содействует более глубокому усвоению пройденного. Учащиеся знакомятся с каждой дидактической игрой под руководством преподавателя следующим образом:   преподаватель   говорит   (или   читает),   как   называется   игра.   Затем   он   знакомит   детей   с предметами (материалами), с которыми им придется иметь дело во время игры. Этот момент имеет важное   психологическое   значение,   поскольку   он   должен   создать   у   детей   соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Они должны быть   сформулированы   кратко,   точно   и   ясно.   Преподаватель   сам   решает,   есть   ли   необходимость давать   учащимся   более   полное   объяснение   игрового   действия.   Потом   начинается   игра.   Учитель контролирует, чтобы соблюдались правила. Он может участвовать в игре в качестве руководителя или же   в   качестве   простого   участника   на   общих   основаниях.   Игра   оценивается   в   соответствии   с полученными   результатами   и   с   тем,   как   соблюдались   правила   игры   ее   участниками.   Если дидактическая игра носила коллективный характер, то вопрос, связанный с ее оценкой, решается при участии всех игроков. Многие   игры   и   упражнения   строятся   на   материале   различной   трудности,   это   дает   возможность осуществлять   индивидуальный   подход,   обеспечивать   участие   в   одной   игре   учащихся   с   разным уровнем знаний. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:  Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.  Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.  Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.  Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким. Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми для учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель должен выполнять роль и организатора и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они вспоминают лишь правила. Считаю необходимым активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работ. Следовательно,   включение   в   учебный   процесс   игры   или   игровой   ситуации   приводит   к   тому,   что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике. Дидактические игры по формированию дочисловых понятий. "Магазин игрушек" Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически использовать в игре отношения: больше, меньше. Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики. Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец ­ один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания. Игры при закреплении приемов сложения и вычитания. В   классе,   при   закреплении   приемов   прибавления   и   вычитания   в   пределах   10   эффективны   такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" и другие. При изучении нумерации чисел в пределах 20 ­ игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета". При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам". При изучении табличного деления и умножения "Быстро сосчитайте", "Множители". Игры по формированию геометрических понятий. "Команда внимательных". Цель:  совершенствовать знания по теме "Геометрический материал", формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство коллективизма. Ход игры:  на доске вывешены 3 таблицы. Детям предлагается хорошо рассмотреть их и запомнить расположение  геометрического  материала.  От  каждой  команды  к доске  приглашается  по  одному человеку. Логические задачи и упражнения в устном счете. На уроках математики в начальной школе необходимо вести работу по формированию логического мышления, используя логические задачи и упражнения. Логические упражнения позволяют детям на доступном математическом материале с использованием жизненного   опыта   выстраивать   правильные   математические   суждения.   Без   предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Правильность суждения обеспечивается тем, что на страже ее находится учитель­организатор и руководитель. Под его руководством путем упражнений дети практически знакомятся с применением логических приемов. Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в ожидании   процесса   обучения   "умственной   гимнастики".   Стоя   лицом   к   классу,   они   называют   по памяти   расположение   фигур,   точек,   линий   и   т.д.   на   каждой   таблице   остальные   проверяют правильность   ответов.   За   каждый   правильный   ответ   команда   получает   жетон.   В   конце   игры подсчитываются   жетоны.   И   определяют   команду­победительницу.   Количество   отвечающих   детей можно увеличить, тогда подсчитывается общее количество жетонов на все ответы. Помогите числам занять свои места по порядку. Дидактическая цель: закрепление представления о порядковом значении числа. Средства обучения: Карточки с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Содержание игры. I вариант: Учитель расставляет на планке карточки с цифрами, обозначающие числа от 0 до 9, в беспорядке   и   обращается   к   детям:   «Числа   заблудились.   Помогите   им   занять   свои   места».   Дети расставляют числа первого десятка по порядку: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Учитель спрашивает, сколько понадобилось цифр для обозначения числа 10. II вариант: Учитель раздает детям карточки с числами первого десятка.По сигналу «Числа стройтесь по порядку!» дети строятся по порядку, начиная с меньшего числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Составим поезд. Дидактическая цель: Обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4. Содержание игры: Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов (цепляются друг за друга ­ кладут правую руку на плечо впереди стоящего). Затем цепляют еще 1 вагон (мальчик) и еще 1 (девочка). Учитель записывает пример вида: 5 + 2 = 7 5 + 1 + 1 Дети проговаривают прием прибавления 2. Затем отцепляют 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2: 5 ­ 2= 3 5 ­ 1 – 1 Аналогично показывают приемы прибавления и вычитания 4 и 3. Например, к доске вызываются 6 мальчиков, они образуют поезд из 6 вагонов. К ним прицепляют 3 вагона по одному (девочка, мальчик и девочка). Этот способ образования поезда записывается на доске и проговаривается учениками: 6 + 3 = 9 6 + 1 + 1 + 1 Затем иллюстрируется другой способ составления поезда: к 6 вагонам (мальчикам) прицепляют еще 2 вагона (2 девочки), а затем еще 1 вагон (мальчик). Этот способ составления поезда записывается на доске и проговаривается учащимися в беседе с учителем: 6 + 3 = 9 6 + 2 + 1 Аналогично рассматриваются другие приемы прибавления и вычитания 3 и 4. Маятник. Дидактическая цель: Обучение детей приему прибавления и вычитания по одному. Содержание игры: Перед началом игры учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником? Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1. Учитель пишет на доске примеры на прибавление и вычитание чисел вида: 5 + 2 =, 7 ­ 3 =, 6 + 4 =, 9 ­ 3 = и т.д. Учащиеся, покачиваясь, как маятники, считают, решают пример. Ученики, наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1 = 6, прибавили 1», наклоняясь вправо, продолжают: «6 да 1 = 7, прибавили 2». Учитель спрашивает: «Сколько всего единиц прибавили?» (2). И т.д. Учитель задает ритм наклонов взмахом руки. Игру «Маятник» можно также проводить и при счете парами. День и ночь. Дидактическая   цель: Воспроизведение   приемов   прибавления   и   вычитания   по   представлению числового ряда. Содержание игры: Учитель записывает числовой ряд на доске: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Предлагает детям примеры. При слове «ночь» они закрывают глаза и мысленно пробегают по числовому ряду вправо, если пример на сложение, или влево, если пример на вычитание. При слове «день» они открывают глаза, проверяют себя по числовому ряду и по указанию учителя отвечают. Например: «Ночь! Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Найти сумму. День!» (6). Математический футбол Дидактическая цель: Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10. Средства обучения: рисунки 10 мячей. Содержание игры: на магнитной доске размещаются слева и справа рисунки ворот, ниже которых ­ карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки мячей, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны   ударить   по   мячу   (решить   правильно   пример)   и   передвинуть   его   к   той   части   ворот,   где находится  ответ  этого примера.  В игре  участвуют   поочередно  игроки  каждой  команды  (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок. Распредели числа по квартирам. Дидактическая цель: закрепление знаний о составе числа. Содержание игры: Учитель записывает на доске числовой ряд: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Рисует на доске числовой домик, каждый этаж которого состоит из двух клеточек. На крыше дома записан его номер. Учащиеся должны распределить числа в клеточки так, чтобы их сумма была равна номеру дома. Чтобы не забыть, какие числа распределили в соседние квартиры, надо соединить их стрелками. Один ученик у доски распределяет числа в клеточки, другие показывают их учителю на карточках. После расселения чисел учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при распределении чисел в соседние клеточки?» (В соседних клеточках находятся числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Веселый счет. Дидактическая цель: Закрепление последовательности чисел до 20, их запись и чтение. Содержание игры: Дети на доске должны найти и перечислить в порядке возрастания (убывания) все записанные  числа   от  1  до  20.  Побеждает   тот,  кто  быстрее   всех  и   без  ошибок   справится   с  этим заданием. Дополни до 20. Дидактическая цель: Усвоение приемов сложения до 20, состава чисел до 20. Содержание игры: На доске записаны столбиком числа 12, 17, 15, 19, 13. Вызванный к доске ученик должен рядом написать такое число, чтобы в сумме стало 20. Остальные дети ­ контролеры; по желанию один из них объясняет правильность подбора дополнения, например, «дано число 12, это 10 и 2; чтобы получить 20, надо дополнить 2 до 10, т.к. 20 ­ это 2 раза по 10; не хватает 8». Овладение   элементарными   навыками   чтения   и   письма   в   период   обучения   грамоте   –   это   начало длительного процесса изучения школьниками русского языка.  «Путаница». Послушай внимательно стихотворение: Кто на дереве сидит? Кит В океане кто плывет? Кот В огороде что растет? Рак Под водою кто живет? Мак Перепутались слова Я командую раз­два И приказываю вам Всех расставить по местам Вопросы к ребенку: Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются? Можно  немножко  подсказать  ребенку,  но  главное  ­  подвести  его  к мысли,  что один  звук может полностью изменить значение слова. (Обучение звуковому облику слова).  «Игра в слова». а) назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы и т.д. б) Я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, чего этот предмет может делать. Метель­метет, а гром­?  Ветер­?, а снег­?  Дождь­?, а солнце­? При каждом ответе дополнительно: А что еще? ­ пусть ребенок подберет как можно больше слов. в) Можно повторить игру наоборот ­ Кто летает? Кто плавает? А кто ловит мышей? Уроки ­ путешествия. Целесообразно проводить различные уроки­путешествия. Такие  как "В  цирке",  "Веселые  старты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос", «В гости к Деду Морозу и Снегурочке» и др. В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание   детей,   расширяется   кругозор,  прививается   интерес   к  предмету,   развивается   творческая фантазия,   воспитываются   нравственные   качества.   И   главное   огромнейший   эффект   ­   ни   одного зевающего на уроке! Дети   играют,   а,   играя,   непроизвольно   закрепляют,   совершенствуют,   доводят   до   уровня автоматизированного навыка математические знания. Приведем фрагмент одного из уроков ­ путешествий. "В цирке" ­ Цель: Закрепление   знаний   табличных   случаев   сложения   и   вычитания   в   пределах   20   с   переходом   через десяток. Оборудование: Рисунки артистов цирка, которые вывешиваются в ходе игры. На доске записи примеров. У каждого ученика билет в цирк. На   первом   ряду   ­   билеты   зеленого   цвета,   на   них   записаны   разные   примеры,   но   ответы   у   них одинаковые. На втором ряду ­ билеты голубого цвета с ответом 12. На третьем ряду ­ билеты желтого цвета с ответом 13. Ход путешествия: Учитель обращается к классу, говорит: Мы приглашены на цирковое представление. У каждого из вас есть входной билет, но входить будем рядами. Первый ряд! Внимательно посмотрите на свои пригласительные билеты (примеры) и хором назовите свой ответ. (Дети хором называют свои ответы ­ 11, 12, 13). Итак, Ребята, рассаживайтесь поудобнее. Соблюдая   правила   культурного   поведения,   дети   приветствуют   артистов   цирка.   Представление начинается. Встречайте Зебру! (Дети хлопают в ладоши) Где вы ее могли видеть? (На проезжей части ­ указатель перехода для пешеходов) Почему пешеходную дорожку назвали зеброй? (Свое название эта разметка получила за сходство с окраской экзотичного животного) Для чего нужна такая разметка? (Для контраста) Итак, Зебра предлагает вам перейти, а для этого нужно правильно решить примеры. 12 – 5 13 ­ 9 8 + 3 14 ­ 8 6 + 7 9 + 5 А сейчас на арену цирка выезжает косолапый Мишка. Хотя его и называют косолапым, посмотрите, как он умеет крутить педали! Помогите Мишутке проехать по математическому лабиринту. Откуда он начинает свой путь? 13 ­ 9 13 ­ 7 13 ­ 8 14 ­ 5 8 + 5 14 ­ 7 8 + 6 Поздравьте Мишутку с успешным выступлением! (Дети хлопают в ладоши) Внимание! А сейчас на арене Слоненок! Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружится с вами, если вы справитесь с заданием. 12 ­ * = 8 * ­ 6 = 9 15 ­ 8 = * * ­ 5 = 7 9 + * = 12 Молодцы! Правильно решили примеры и теперь у вас есть новый друг! А сейчас на арену цирка выходит знаменитый Маг! Я узнал, ­ говорит он, ­ что вы учитесь в школе и очень хорошо умеете считать, думать, соображать. Так ли это? Я хочу проверить вашу сообразительность.  1. Определите, сколько мне лет. А лет мне столько, сколько изображено на картинке (показывает изображение сороки), только без последнего знака. Сколько же мне лет? (40) 2. Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках 3кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех лапках? Молодцы, ребята! Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление. Уроки сказки. Если спросить у детей, любят ли они сказки, несомненно, все ответят "да". Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес. Можно заметить, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки   критического   геометрического   материала,   обдумывать   предложенную   ситуацию,   которая требует   воображения   и   умения,   выявлять   необходимую   информацию   для   принятия   решения.   И использовать необходимую информацию для решения. На   уроках   сказках   всегда   царит   хорошее   настроение,   а   это   залог   продуктивной   работы.   Сказка позволяет   ворваться   на   урок   юмору,   фантазии,   творчеству,   а   самое   главное   ­   учит   детей   быть добрыми и справедливыми. Хочу   предложить   фрагмент   урока, тема которого «Закрепление   знаний   учащихся   о правописании безударных гласных, проверяемых ударением». Форма урока: урок­сказка. Цели урока:  ­обобщить и закрепить знания учащихся о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением; вырабатывать орфографическую зоркость;  ­развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям;  ­воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.   II. Вступительное слово учителя.  Ребята, вы любите сказки?     Все   на   свете   любят   сказки.   И   любовь   эта   начинается   с   детства.   Волшебные,   весёлые   и   даже страшные сказки всегда интересны. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», ­ писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок. Сказки обычно начинаются по – разному: «В некотором царстве – в некотором государстве…», «Жили­ были…». А мы начнем нашу сказку так: Как–то в прекрасную Страну Знаний прилетела Фея. Встречать её вышли гласные буквы (­ребята, а какие вы знаете гласные буквы?), но не понравился ей приём, и она их заколдовала.  Да так, что стали они друг на друга похожи.  Полетела волшебница дальше, а в стране началась величайшая путаница. Буква О стала похожа на букву А, буква И на Е, буква Е на Я.Дети начали делать ошибки в словах. И однажды с ними также произошло превращение. (Фрагмент  из  мультфильма «Барби и Лебединое озеро»). Дети стали превращаться то в зверюшек, то в детей. У них появились ушки, хвостики, рожки, колючки, стали расти крылья.          Посмотрите, ребята, на доске написана фраза и в нашей фразе тоже буквы перепутались:                                                                                                                           Как писать го/ара, тра/ова,                           И слова ма/оря, де/ила? Ребята, давайте поможем буквам стать на место. (Дети выходят к доске и вставляют нужную букву). Как называются буквы, которые вы вставляли? (Безударные гласные) Какое правило помогло нам поставить буквы на свои места? Какие вы молодцы, знаете правило! С этим правилом мы будем работать на уроке. Тема нашего урока: «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».       Какая хорошая сказка! Помогла  нам вспомнить гласные буквы, повторить правило.   Вы бы хотели помочь детям всё вернуть на свое место?        Так   как   это   урок   ­   закрепление   изученного   материала,   то   для   активизации   познавательного интереса,   привития   любви   к   предмету,   учитывая   возрастные   особенности   детей,   я   ввела   в   урок грамматическую сказку, создала проблемную ситуацию, которая помогла подвести детей к теме и цели урока, закрепить изученный материал. Веселые задачи в стихах. Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения. Для занимательных заданий и задач, развития интереса не только к математике, но и к поэзии, использую стихотворные строки известных авторов: А.Бианки, С.Маршака,   И.Токмаковой.   Применение   задач   в   стихотворной   форме   вносит   в   урок   оживление, повышает интерес к знаниям, развивает воображение и память. Приведем примеры: ­Сколько вещей сдала дама в багаж? Дама сдавала в багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картинку, корзинку, картонку И маленькую собачонку.  Белка, Ежик и Енот, Волк, Лиса, Малышка Крот На пирог пришли к Медведю. Вы, ребята, не зевайте: Сколько всех зверей, считайте! Три кошки купили сапожки По паре на каждую кошку Сколько у кошек ножек? И сколько у них сапожек? Белочка грибы сушила. Только посчитать забыла. Белых было 25, Да еще масляток 5. 7 груздей и 2 лисички, У кого ответ готов? Сколько было всех грибков? Зайцы по лесу бежали, Волчьи следы по дороге считали. Стая большая волков здесь прошла. Каждая лапа в снегу их видна. Оставили волки 120 следов. Сколько, скажите, здесь было волков? На птичьем дворе гусей дети кормили, Целыми семьями их выводили. Всего было 5 гусиных семей, В каждой семье по 12 детей. Папа и мама, бабушка с дедом. Сколько гусей собралось за обедом? Эти   задачи   способствуют   развитию   интереса   к   математике,   углублению   и   расширению математических знаний, осознанию силы и практической значимости математики. Очень   важное   значение   для   активизации   познавательной   деятельности   учеников   на   уроке   имеют различные игры­соревнования. Однако   следует   отметить   тот   момент,   что   младшие   школьники   быстро   утомляются   на   уроках. Поэтому, с целью снятия мышечного напряжения использую различные физминутки. Они помогают решить и другие задачи: закрепление табличных случаев сложения, деления, умножения и вычитания. Например: Сколько раз ногою топнем? (8 ­ 4) Сколько раз рукою хлопнем? (10: 2) Мы присядем сколько раз? (3*2) Мы наклонимся сейчас (9 + 2) Мы подпрыгнем ровно столько (10 ­ 4) Ай да счет! Игра и только! Загадки. Немаловажное   значение   на   уроках   в   начальных   классах   имеют загадки.   Они   расширяют   кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть   использованы   учителем   во   время   внеклассной   работы,   на   уроке,   во   время   отдыха,   так   как интересны   детям.   Практика   показывает,   что   применение   загадок   на   уроках   дают   положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление. Например: У него четыре лапки, Лапки цап­царапки. Пара чутких ушек. Он гроза для мышек. (КОТ) Говорит она беззвучно, Но понятно и нескучно, Ты беседуй чаще с ней, Станешь в десять раз умней. (КНИГА) При знакомстве с цифрой 4 можно использовать загадку: Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Все равно к себе притянет. (ПОДУШКА) После   того,   как   дети   назвали   отгадку,   учитель   просит   их   вспомнить,   какое   число   прозвучало   в загадке,   объясняет,   как   изображается   число   4,   предлагает   найти   его   в   кассе   цифр   из   счетного материала, назвать предыдущее и последующее числа. Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и показать или написать ее. Такие загадки помогают запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию: Я так мила, я так кругла, Я состою из двух кружков. Как рада я, что я нашла Себе таких, как вы дружков. (ВОСЕМЬ) Вид ее ­ как запятая, Хвост крючком, и не секрет Любит всех она лентяев, А лентяи ее ­ нет. (ДВОЙКА) Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес и активность. Например: Отгадайте­ка, ребятки, Что за цифра­акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет. (ШЕСТЬ) Загадка   ­   это   логическое   упражнение,   при   выполнении   которого   ребенок   учится   выделять существенные   признаки   предмета,   а   так   же   определять   предмет   по   нескольким   перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности. После того как дети отгадают загадку, можно предложить с помощью сигнальных блокнотов показать число, которое встретилось в загадке, определить, сколько в нем десятков и единиц каждого разряда, предыдущие и последующие числа. Загадки могут использоваться при изучении темы "Меры времени": Две сестрицы друг за другом. Пробегают круг за кругом. Коротышка ­ только раз, Та, что выше ­ каждый час. (СТРЕЛКИ ЧАСОВ) На руке, и на стене, И на башне в вышине Ходят с боем и без боя. Всем нужны ­ и нам с тобою. (ЧАСЫ) При знакомстве учащихся с календарем уместно использовать следующие загадки: Годовой кусточек Каждый день роняет листочек. Год пройдет ­ весь куст опадет. (КАЛЕНДАРЬ) Выходило 12 молодцов, Выносили 52 сокола, Выпускали 365 лебедей. (МЕСЯЦЫ, НЕДЕЛИ, ДНИ) После отгадывания загадки задача учителя ­ добиваться обоснованного, доказательного ответа на вопрос:   "Как   ты   догадался?   Объясни!".   Такая   работа   развивает   логическое   мышление, математическую  речь,  учит   видеть   в  окружающем  мире   общие  свойства  и   различия  предметов  и явлений. Головоломки. Большое   значение   в   начальных   классах   имеют головоломки ,   именно   они   закладывают   основы доказательного мышления. Например:  Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.  Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь: *** ­ **=1 Близки к головоломкам и задачи на сообразительность. Например:  Лестница состоит из 15 ступеней. На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На восьмую).  Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг, Боря 40 кг. Кто тяжелее: Валя или Володя? (Валя).  Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши? (8 яблок и 4 груши стоят одинаково). Один из наиболее распространенных видов головоломок ­ магические квадраты:  В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа.0,1,2…14,15 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 30. 0 11 7 12 14 5 9 2 13 6 10 1 3 8 4 15  В двадцати пяти клетках квадрата расставьте числа 1,1,1,1,12,2,2,2,2,3,3,3,3,3,5,5,5,5,5, так, чтобы по горизонтали, вертикали и двум диагоналям сумма была равна 15. 1 4 2 5 3 4 2 5 3 1 2 5 3 1 4 5 3 1 4 2 3 1 4 2 5 Кроссворды. Ребусы. Шарады. Слово   "кроссворд" в   переводе   на   русский   язык   означает   "переплетение   слов".   Для   того,   чтобы разгадать   кроссворд,   надо   в   каждой   клетке   фигуры   поставить   по   одной   букве,   начиная   с пронумерованной клетки до края фигуры или до заштрихованной клетки. Кроссворд по теме: «Растения зимой» 1 е 4л ь               и                 5с н е г           т               2х в о я             е         7п       н     6п л о д ы   н           ы         ч к         3ч е ш у й к и     По вертикали: 1.  Хвойное дерево. 2.  Название листьев 3.  Что покрывает почку снаружи? 6.   Что   остается   зимой   на   некоторых лиственных деревьях? По горизонтали: 4 Какие деревья сбрасывают на зиму листву? 5.   Что   служит   «одеялом»   для   клюквы, земляники, озимой пшеницы? 7.  Что остается на месте опавших листьев? Ребусы. Пословицы и поговорки. На своих уроках я знакомлю учащихся с прекрасными образцами устного народного творчества – пословицами и поговорками. Летом одна неделя год кормит. На час опоздал ­ за год не догонишь. Зимою солнце светит, да не греет. Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твёрдого слова. Пословицы   хвалят   положительные   качества   человека,   порицают   его   недостатки.   С   особой   силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней. Пословицы   обогащают   наш   язык,   придают   выразительность,   точность.   Они   становятся   добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса. Все   пословицы,   которые   я   подбираю   к   урокам,   доступны   пониманию   учащихся.   Так,   во   время прописывания на уроке русского языка ь знака и соединений его с другими буквами предлагаю детям списать с доски пословицу «Больше дела, меньше слов», выясняю её смысл. Пословицы и поговорки оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала. Итак, подытожив вышеизложенное, нужно подчеркнуть, что используемые мной приемы и методы активизации   познавательной   деятельности   учащихся   в   обучении   должны   предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С другой стороны, добиться хороших результатов в моей работе можно   только   тогда,   когда   не   перестаёшь   любить   детей,   а   для   этого   учитель   должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии. Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновение,   веру   в   себя   и   в   то,   что   смогу   подарить   им   сегодня   что­то   хорошее,   ну   хотя   бы интересный урок. Заключение  Проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль   использования   занимательного   материала.   Как   показала   практика,   умелое   использование материала лишь повышает эффективность учебно­воспитательного процесса. Увеличивается скорость и   гибкость   мышления.   Использовать   занимательный   материал   для   активизации   познавательной деятельности детей можно в разных направления: по отработке какого­то конкретного навыка или умения, или же на разных этапах урока. В связи с этим можно сказать, что гипотеза о том, что дидактические   игры,   уроки­путешествия,   уроки   сказки,   головоломки,   кроссворды   и   логические задачи способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, подтвердилась.  Правило: "Не бери игру на урок, для того чтобы развлечься. Все на уроке должно быть логически связано с темой и помогать раскрывать цели и задачи урока". Результаты работы показали, что элементы занимательности и наглядности в обучении повышают уровень познавательной активности детей, активизируют память, мышление, развивают смекалку. Они помогают не только повысить качество запоминания и осознания изучаемого материала, но и делает процесс обучения интересным и легким. Наглядность   и   занимательный   материал   играют   большую   роль   в   формировании   творческих способностей учащихся. Но не следует забывать о том, что занимательный материал должен быть связан с темой урока и помогать раскрывать цели и задачи урока. При использовании занимательности очень важно следить за ее дозировкой и ролью, отводимой ей на конкретном уроке.        Формирование   познавательной активности учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса. Ребята   учатся   быть   более   самостоятельными   в   своих   суждениях,   имеют   свою   точку   зрения   и аргументировано отстаивают ее.  Но мне кажется, самое главное ­ это то, что у ребенка развиваются его   познавательная   деятельность   и   учебная   мотивация.   А   если   развиты   эти   качества,   то   будет развиваться и мышление. А думающий человек ­ это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Литература 1. Авалесова В.И. Дидактические игры. ­ М., Учпедгиз, 1969. ­ 132 с. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. ­ М., Просвещение, 1987. 3.Арутюнян Ж.В. Взаимодействие учебной и игровой деятельности в обучении младших школьников. ­ М., 1968. ­ 15 с. 4. Архипенко К.Д. Игра в учебной деятельности младших школьников. // Начальная школа, 1989. ­ номер 4 ­ с.32­36. 5.Блехер Ф.И. Дидактические игры и игровые упражнения. ­ М., Просвещение, 1964. ­ 184 с. 6.Кларин М.В. Игра в учебном процессе. // Сов. Пед., 1985. ­ номер 6 ­ с.57­61. 7.Левенгерг Л. Щ., Ибрагимов Р.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников. ­ Ташкент, 1991.

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"

"Активизация познавательной деятельности в начальных классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2018