Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
обществознание
Взрослым
27.03.2017
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» разработаны для студентов средних профессиональных учебных заведений.
При работе с практическими заданиями обучающимся необходимо изучить основную литературу, указанную в методических рекомендациях к практическим заданиям. Из дополнительной литературы использовать только те факты, которые вели бы к раскрытию основной идеи, проблемы, отбрасывая все второстепенное. При этом необходимо учитывать общие методические требования: отличное знание материала, умение логически и аргументировано защищать собственную точку зрения, делать выводы.
В процессе практической работы студенты смогут лучше усвоить и систематизировать учебный материал.
Каждая практическая работа включает цель, методические указания и критерии оценки, формируемые компетенции. Задания, предлагаемые в практических работах, нацелены на формирование учебных умений: анализировать информацию, сравнивать, выявляя общие черты и различия, распознавать и правильно употреблять обществоведческую терминологию в различных контекстах, описывать социальные, экономические, политические и юридические явления и объекты, пояснять изученные теоретические положения на собственных примерах, анализировать практические ситуации и решать задачи.
Предлагаемые в сборнике задания способствуют формированию общих компетенций обучающихся.
Методичкеские рекомендации по обществу (I курс).docx
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ростовской области
«Шахтинский техникум дизайна и сервиса «ДонТекс»
Рассмотрено
на заседании ЦМК
от ________протокол №_______
Утверждаю
Зам.директора по УР
______________ Золотовская О.И.
«_____»___________ 20_____г.
Методические рекомендации
по выполнению
практических работ
по дисциплине
«Обществознание»
I курс
Автор: преподаватель общеобразовательных
и профессиональных дисциплин
Токарева А.В. Шахты
Методические указания для обучающихся по проведению практических
работ (дисциплиа «Обществознание») используются на занятиях
общеобразовательного цикла при освоении обучающимися программ
подготовки квалифицированных рабочих и служащих:
08.01.07 Мастер общестроительных работ
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
15.01.05 Сварщик
23.01.03 Автомеханик
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
29.01.05 Закройщик
Составитель: Токарева А.В., преподаватель ГБПОУ РО «ДонТекс» Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению практических работ по
дисциплине «Обществознание» разработаны для студентов средних
профессиональных учебных заведений.
При работе с практическими заданиями обучающимся необходимо
изучить основную литературу, указанную в методических рекомендациях к
практическим заданиям. Из дополнительной литературы использовать
только те факты, которые вели бы к раскрытию основной идеи, проблемы,
отбрасывая все второстепенное. При этом необходимо учитывать общие
методические требования: отличное знание материала, умение логически и
аргументировано защищать собственную точку зрения, делать выводы.
При освоении профессий по программам подготовки
квалифицированных рабочих и служащих по предмету «Обществознание»
на проведение практических занятий отводится 40 часов из 171 учебного
часа (на 1 курсе – 12 часов, на 2 курсе – 28).
Практическая работа по обществознанию проводится с целью:
• систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений студентов;
• углубления и расширения теоретических знаний;
•
творческой инициативы, ответственности и организованности;
• формирования самостоятельности мышлении, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• формирования умений работать со справочной и дополнительной
литературой;
• развития исследовательских умений.
В процессе практической работы студенты смогут лучше усвоить и
систематизировать учебный материал.
развития познавательных способностей и активности студентов,
Практическое занятие – 1) одна из форм учебного занятия, целью
которого является формирование у студента практических навыков и
умений; 2) это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на
закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое
усвоение и формирование умения применять теоретические знания в
практических, прикладных целях. Особое внимание на практических
занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. умение
позицию,
оценку
и
собственную
проанализировать альтернативные
Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий —
упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.
Ожидаемый результат от использования данных методических
указаний в образовательном процессе овладение обучающимися знаниями
и умениями, предусмотренными рабочей программой.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента
являются:
уровень освоения учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
умение активно использовать электронные образовательные ресурсы,
находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на
практике;
обоснованность и четкость изложения материала;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение;
уровень умения определить,
возможности, варианты действий;
сформулировать
аргументировать ее.
Тематика практических работ составлена в соответствии с рабочей
программой по обществознанию.
Каждая практическая работа включает цель, методические указания и
критерии оценки, формируемые компетенции. Задания, предлагаемые в
практических работах, нацелены на формирование учебных умений:
анализировать информацию, сравнивать, выявляя общие черты и
различия, распознавать и правильно употреблять обществоведческую
терминологию в различных контекстах,
описывать социальные,
экономические, политические и юридические явления и объекты,
пояснять изученные теоретические положения на собственных примерах,
анализировать практические ситуации и решать задачи.
Предлагаемые в сборнике задания способствуют формированию общих
компетенций обучающихся.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
осознанно
профессиональных
развития,
заниматься
самообразованием,
эффективного
выполнения привести примеры,
анализировать
информацию,
ответы на все
планировать повышение квалификации. Отчёты студентов по практическим
работам должны содержать: название темы практической работы, её цель,
подробные аргументированные ответы на поставленные вопросы и выводы.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если студент даёт полные ответы на
все вопросы, показывает при этом глубокое овладение материалом,
проявляет умение самостоятельно и аргументировано излагать материал
и давать аргументированные пояснения своего ответа на вопросы,
может
делать
самостоятельные обобщения и выводы, правильно решает все задачи с
использованием формул и графиков.
Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих
требований: даны
вопросы, изложения материала
логическое, обоснованное фактами и примерами, студент обнаружил
теоретические знания, но недостаточно владеет умением анализировать
информацию,
некоторые
неточности,
незначительные
место недостаточная
аргументированность при изложении материала, 80% задач решено
верно.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда
студент недостаточно овладел сутью материала по данной теме, ответил на
половину вопросов, но ответы даны краткие, без аргументированного
пояснения или допущены ошибки при освещении теоретического
материала, решена верно половина задач.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент
обнаружил несостоятельность осветить вопросы или вопросы освещены
неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимание
основной сути вопросов, неумение делать выводы, обобщения, задачи
не решены или решены неправильно.
ответах допущены
имеет
в
ошибки, Практическая работа №1
Тема: «Общество и природа»
Цели:
дать определение общества;
определить взаимосвязь человека и природы;
определить на конкретных примерах влияние природы и человека друг на
друга.
Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1. Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2. Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
3. Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою позицию.
4. В конце работы сделать аргументированные выводы.
Понятия для актуализации:
Общество – группа людей, объединенная общностью целей, интересов.
Сферы общественной жизни – составляющие общественной системы:
экономическая, социальная, политическая и духовная.
Основные определения:
Общество – обособившаяся от природы часть мира.
Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между
социальными группами, классами, а также внутри них, в процессе
экономической, социальной, политической и культурной жизни.
Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.1116. ЗАДАНИЕ:
1. 21 августа 1986 г. люди, жившие вокруг озера Ниос на Западе
Камеруна, услышали громкий взрыв. Через несколько минут они
почувствовали странный запах. Вскоре площадь в 25 кв.километров
оказалась покрыта облаком ядовитого газа.
Официально
зарегистрирована гибель 1700 человек. Они стали жертвами взрыва
одного из самых распространенных и необходимых для жизни газов –
углекислого газа.
Озеро Ниос образовалось в кратере потухшего вулкана. К его дну
приблизились раскаленные массы магмы. От нагрева вода вскипела и
прорвала дно озера. Погибшие стали жертвами своих рефлексов.
Предсказывать опасность некоторых природных явлений могут
специальные сейсмологические наблюдательные центры…
Ответьте на вопросы:
А) Возможно ли предусмотреть все неблагоприятные воздействия
природных сил на человека? Если нет, то можно ли констатировать,
что человек бессилен перед природой?
Б) Что означает известное выражение: «Человек – царь природы»?
Какое отношение к природе оно формирует?
2. В последние годы зарегистрировано огромное количество больных
эндокринными заболеваниями (патология щитовидной железы и др.).
Основная причина – нарушение экологии, нехватка йодированных
продуктов. Это приводит к замедлению роста, умственной
отсталости.
А) Какой вывод о взаимодействии природы и человека можно
сделать?
Б) Каким образом можно предотвратить экологические проблемы и
почему в этом должен быть заинтересован сам человек?
3. За нарушение экологии предусмотрена дисциплинарная,
материальная, административная, гражданскоправовая и даже
уголовная ответственность.
А) Почему право вмешивается во взаимоотношения человека и
природы?
Б) Что вам известно о мероприятиях по защите окружающей среды?
В) Может ли воздействие человека на природу носить благоприятный
характер для обеих сторон?
4. Рассмотрите внимательно предложенные ситуации и поясните, в
каких случаях человек нарушает экологическое равновесие и к каким
последствиям это приведет: А) человек разводит костры в лесу;
Б) человек собирает грибы, ягоды в лесу;
В) оказавшись на природе, человек разбрасывает мусор;
Г) человек разрабатывает новую технологию лекарственных
препаратов и апробирует их на животных.
5. Напишите сценарий фильма, действие которого происходит на нашей
планете в 2200г. Ваша задача – дать представление об отношении
людей к природе и о его последствиях.
А) Название фильма
Б) Основные действующие лица
В) Сюжет фильма
6. Познакомьтесь с высказыванием известного деятеля науки.
Подберите примеры, подтверждающие данную точку зрения:
А) природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей. (Бэкон)
Практическая работа №2
Тема: «Основные институты общества»
Цели:
дать определение социальным институтам;
определить функции и символические черты социальных институтов.
Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1.
Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою
2.
3.
4.
позицию.
В конце работы сделать аргументированные выводы.
Понятия для актуализации:
Общество – обособившаяся от природы часть мира.
Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между
социальными группами, классами, а также внутри них, в процессе
экономической, социальной, политической и культурной жизни.
Основные определения:
Социальный институт – форма организации совместной деятельности
людей, реализующих определенные функции в обществе.
Виды социальных институтов
социальные, духовные.
– экономические,
политические, Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.1011.
Раздаточный материал (таблицы, материал хрестоматии)
ЗАДАНИЕ:
1. Соотнесите левую колонку таблицы с правой:
Социальные
институты
1.Экономические
2.Политические
3.Социальные
4.Духовные
Функции социальных институтов
А)Семья, брак, кровная месть, наследование,
материнство, отцовство и т.д.
Б)Религия, образование, общественное мнение,
СМИ и др.
В)Деньги, обмен, собственность, хозяйственные
отношения и др.
Г)Власть, разделение властей, парламентаризм,
партия, суд, армия и др.
2. Перечертите таблицу в тетрадь (таблица прилагается) и составьте
краткое описание двух социальных институтов (по выбору) общества,
используя данные таблицы.
3. Если под институтом понимать закрепление обычаев и порядков в
виде закона или учреждения, то можно ли отнести к социальным
институтам крещение, адвокатуру, рынок труда, парламент,
обручение, материнство, биржу?
4. Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем
состоит отличие общественных животных от человеческого
общества?
5. Работа в паре:
Представьте, что ваша пара представляет один из институтов
общества (укажите какой). Докажите значимость данного института.
Что бы произошло, если бы этого института не было? Практическая работа №3
Тема: «Потребности, способности и интересы»
Цели:
дать определения потребности, способности, интереса;
рассмотреть виды потребностей.
Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1.
Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою
позицию.
В конце работы сделать аргументированные выводы.
2.
3.
4.
Понятия для актуализации:
Практическая деятельность – направлена на преобразование реальных
объектов природы и общества
Духовная деятельность – связана с изменением сознания людей
Виды деятельности: разрушительная, созидательная Фантазия – компонент творческой деятельности
Основные определения:
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое
условие его существования.
Виды потребностей – биологические, социальные, идеальные.
Интерес – целенаправленное отношение человека к какомулибо объекту
его потребности.
Способности – особенности человека, проявляющиеся в деятельности
являющиеся условием успешности ее выполнения.
Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.2426.
Раздаточный материал
ЗАДАНИЕ:
1. Что такое иерархия потребностей?
2. Определите соотношение первичных и вторичных потребностей.
Почему побуждающей к действию силой обладают только
неудовлетворенные потребности?
3. Составьте список своих потребностей за прошедшую неделю.
Распределите указанные вами потребности по группам (по теории
Маслоу):
А) физиологические …
Б) экзистенциальные …
В) социальные …
Г) престижные …
Д) духовные …
Сделайте выводы, какой вид потребностей у вас преобладает,
почему?
4. Проблемный вопрос:
Как вы считаете, удовлетворение всех потребностей – это благо или
зло для человечества?
5. Уставший человек вернулся с работы, он хочет поесть, попить и
поспать. Основываясь только на теории А.Маслоу, предположите, в
какой последовательности (что раньше, а что позже) человек, очень
уставший на работе, будет удовлетворять свои потребности в пище, воде и сне. Какие потребности у него могут возникнуть после этого?
От каких условий это зависит?
6. Поясните, какие потребности повлияли на поведение личности.
Каким образом можно было предотвратить последствия.
Сидоров Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания
школы он решил проявить самостоятельность и организовал свое
дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания
крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную
квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т.е.
деятельностью, запрещенной законами РФ. Ему очень хотелось
доказать своим экономическим партнерам лидерство и силу. Вскоре
деятельность преступной группировки была блокирована, и Петя
был привлечен к уголовной ответственности.
Практическая работа №4
Тема: «Глобальные проблемы современности и пути их решения»
Цели:
дать определение глобальным проблемам;
выяснить виды глобальных проблем;
определить варианты решения глобальных проблем и способы
предотвращения проблем в будущем.
Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1.
Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою
2.
3.
4.
позицию.
В конце работы сделать аргументированные выводы. Понятия для актуализации:
Доиндустриальные цивилизации – примитивные технологии, натуральное
хозяйство.
Индустриальные цивилизации – промышленная революция, развитая
технология, классовое деление.
Постиндустриальная цивилизация – эпоха «безлюдного» производства.
Основные определения:
Глобализация – единство развития всего человечества, усиление
взаимодействия различных стран мира в различных областях.
Глобальные проблемы – проблемы, от решения которых зависит
социальный прогресс.
Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.4652.
ЗАДАНИЕ:
1. Прочтите и подумайте:
Роман Чингиза Айтматова «Плаха» заканчивается страшным финалом.
Ничтожный душой, ленивый и завистливый человек по имени Базарбай
выкрал из волчьего логова маленьких волчат. Надеясь получить за них
деньги. Волчица Акбара отомстила людям. Она попыталась унести
сынишку пастуха Бостона. Бившее без промаха ружье Бостона после
пятого выстрела по удалявшейся Акбаре поразило насмерть малыша и
смертельно ранило волчицу.
Обезумевший от горя Бостон убивает Базарбая, который своей
алчностью приносил земле и окружающим одни страдания.
Подумайте над тем, о чем говорит многовековой опыт
человечества: бездумно вмешательство любого человека в природу
оборачивается бедой для самого человека.
Приходилось ли вам слышать о жестокости некоторых людей по
отношению к живым существам? Эта жестокость может проявиться в
издевательстве над бездомной собакой, кошкой. Если такой человек
встретит в лесу нору, он не уйдет, пока не разорит чужой дом. Горе
птенцу, выпавшему из гнезда, если рядом прогуливается «царь
природы».
ЗАПОМНИТЕ, рано или поздно такие люди будут наказаны жизнью.
Именно такие люди живут по волчьим законам в местах заключения. Но
почему от их жестокосердия должны страдать близкие люди, их
одинокие матери? 2. Верны ли следующие суждения о глобализации? Отметьте верное
суждение знаком «+»:
А) глобализация предполагает усиление связей и взаимозависимостей
людей, народов и государств.
Б) глобализация проявляется исключительно в экономической сфере.
В) в результате глобализации разрыв в уровнях экономического
развития стран Запада и «третьего мира» только усиливается.
3. Охарактеризуйте
глобализации
Соответствует ли она развитию современного мира?
концепцию
Валлерстайна.
4. В одном из журналов было напечатано короткое стихотворение:
Экономика осатанела,
И у дальней северной реки
Южную рыбешку сардинеллу
Покупают ханты рыбаки.
Какой смысл, на ваш взгляд, содержится в этом стихотворении?
5. Приведите примеры взаимосвязи одних экологических проблем с
другими.
Представьте, что, борясь с сорняками, люди при помощи авиации
обработали ядохимикатами большую площадь, в том числе и лес. Яд
уничтожил насекомых, которыми питались птицы.
Какими могут быть последствия таких действий человека?
Практическая работа №5
Тема: «Человек. Индивид. Личность»
Цели:
дать определение индивиду, индивидуальности, личности;
выяснить процессы устойчивости и изменчивости личности.
Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1.
Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою
2.
3.
позицию. В конце работы сделать аргументированные выводы.
4.
Понятия для актуализации:
Прогресс – движение вперед, от высшего к низшему.
Регресс – движение назад, процесс деградации.
Основные определения:
Индивид – человек, один из общества, статус получает при рождении.
Личность – человеческий индивид в процессе социальных действий.
Индивидуальность – характеристика человека через его темперамент,
интересы, интеллект, способности, в силу наследственных или
приобретенных качеств.
Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.8185.
ЗАДАНИЕ:
1. Прочитай текст и выполни задание.
Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа.
Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане.
Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане только один человек. Ксанф
пришел в баню и увидел, что там очень много народа.
Почему ты обманул меня? – закричал он на Эзопа.
Взгляни на этот камень, ответил Эзоп. – Он лежал у порога, все
спотыкались, ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один,
который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он
единственный человек в этой бане.
Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?
2. Установи соответствие между понятиями и их определениями:
Понятия
1)Индивид
Определения
А) человек как социальное существо с
присущими ему чертами
2)Индивидуальность Б) отдельно взятый представитель человеческого
рода
В) неповторимое своеобразие человека, набор его
уникальных качеств
3)Личность
3. 1.Какой ответ выбрали большинство опрошенных?
2.Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?
3.Какие из названных опрошенными факторов социализации
относятся к ближайшему окружению человека?
4.Какие из названных опрошенными факторов социализации
относятся к опосредованному окружению человека?
5.Сделай вывод о том, какую группу факторов социализации
опрошенные считают наиболее важной в формировании личности.
4. Проанализируй высказывание немецкого философа И.Канта: «Личность
– это способность человека быть господином самому себе благодаря
добровольно выбранным твердым принципам».
Как вы понимаете смысл этого высказывания? Согласен ли ты с
этим высказыванием?
5. Известный немецкий ученый К.Маркс заметил: «Несчастен тот народ,
который родился на плодородных землях», а русский педагог
К.Д.Ушинский продолжил эту мысль: «Острова Тихого океана, где в
готовом виде растет пища, не смогли противостоять завоевателям.
Наверное, чем труднее условия жизни, тем закаленнее становится
человек».
Как вы понимаете эти слова? Так что же оказывает влияние на
формирование личности?
6. Напишите небольшое сочинение на тему «Мой кумир». Кто из артистов,
героев реальной жизни вам импонирует? Почему? Что известно об этом
человеке и можно ли его назвать личностью? Какие поступки,
доказывающие это, он совершил?
Практическая работа №6
Тема: «Мировоззрение человека»
Цели:
дать определение мировоззрению; выяснить какие существуют типы мировоззрения;
определить почему мировоззрение называют «стержнем» духовного мира
личности.
Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1.
Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою
2.
3.
4.
позицию.
В конце работы сделать аргументированные выводы.
Понятия для актуализации:
Антропогенез – становление человека.
Социогенез – становление общества.
Основные определения:
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на окружающий его мир.
Миф – сказание, которое символически выражает события, имевшие место
в прошлом народа.
Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.8890.
ЗАДАНИЕ:
1. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?
2. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения?
3. Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе? К
какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды?
4. Используя высказывания пяти мудрецов, составьте рассказ о
человеке, совершившем злой поступок и попавшем изза этого в
тяжелое положение:
Ни один злой человек не бывает счастлив (Ювенал).
Жизнь злых людей полна тревог (Д.Дидро).
Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх
(Сенека).
Если не хочешь знать страха, не чини зла (Кабус).
Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние (Саади).
5. Какова связь между добром и справедливостью? 6. Вспомните и перечислите кинофильмы, в которых добро побеждает
зло (56 фильмов).
7. Найдите 2 лишних слова: раскаяние, жалость, прощение, помощь,
месть, похвала, искупление, унижение, справедливость. Объясните свой
выбор.
8. Автор «Ромео и Джульетты» Вильям Шекспир писал: «Гнусному и
доброта и мудрость кажутся гнусными; грязи – только грязь по вкусу».
Что этим хотел сказать писатель о злых людях? Практическая работа №7
Тема: «Духовная культура личности и общества. Виды культур»
Цели:
дать определение фольклору и элитарной культуре;
определить основные отличия духовных ценностей от материальных.
Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1 Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2 Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
3 Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою
позицию.
4 В конце работы сделать аргументированные выводы.
Понятия для актуализации:
– способ организации и развития человеческой
Культура
жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и
духовного труда.
Материальная культура – сооружения, здания, орудия труда и т.д.
Духовная культура – знания, верования, мораль, законы, традиции и т.д.
Основные определения:
Элитарная культура – рассчитана на восприятие ограниченным кругом
людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.
Фольклор – народное творчество.
Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.115117
ЗАДАНИЕ:
1.Дайте определение понятию «культура».
2.Заполните таблицу: Виды культур
Характерные черты
Народная
Элитарная
Массовая
3.Чем различаются два моральных поступка: попустительство злу и
потворство злу?
4.Прочитай текст и выполни задания:
«Есть внутренняя культура – та культура, которая стала второй природой
для человека. От нее нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить,
заодно отбросив и все завоевания человечества. Внутренние, глубинные
основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую
автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по
теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь.
Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни маломальски серьезным
специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной
частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не
станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил…
Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или
генетике, а тот, кто осознает и даже чувствует внутреннюю форму
культуры.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не
видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем
больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем
больше каждый из нас сможет сделать в своем собственном деле».
(По материалам Энциклопедии)
1) Найди в тексте две характеристики культурного человека и выпиши
их.
2) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней
культуры в жизни человека? Выпишите любые три предложения.
5.В тексте говорится: «Чем больше мы знакомы с другими направлениями
развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своем
собственном деле". На примере любых двух выдающихся деятелей
подтверди это суждение.
6. Древнегреческий философ Фалес из Милета утверждал: «Самое трудное
– познать самого себя, самое легкое – давать советы другим». Какие три
книги (фильма, записи музыкальных произведений и т.д.) вы бы посоветовали взять с собой человеку, отправляющемуся в рамках
испытательной программы в барокамеру на три месяца?
Практическая работа №8
Тема: «Наука в современном мире»
Цели:
дать определение науке;
рассмотреть функции науки, дать их характеристику;
определить разницу между наукой и обыденным познанием.
Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1 Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2 Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
3 Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою
позицию.
4 В конце работы сделать аргументированные выводы.
Понятия для актуализации:
Культура
– способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и
духовного труда.
Этикет – правила поведения людей в обществе.
Основные определения:
Наука – вид деятельности, целью которого является познание мира,
получение новых знаний и их рациональное осмысление.
Функции науки
Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.122127 ЗАДАНИЕ:
1.Что такое наука? Как она возникла и развивалась?
2.В чем отличие науки от обыденного познания?
3.В каких учреждениях проводится научная деятельность в современной
России? Какие этапы научной карьеры может пройти ученый?
4.Спорят два человека. Один говорит: «Соблюдать традиции необязательно,
современный человек должен жить в современном мире!» другой
возражает: «Традиции соединяют разные поколения. Они делают нашу
жизнь прочнее и богаче!»
Кого и почему вы поддерживаете в споре?
5.Какую роль в развитии науки играют средства массовой информации?
Назовите несколько современных научнопопулярных журналов. Какие
научнопопулярные телеканалы, телепередачи тебе известны?
6.Прочитай этот не очень серьезный текст и выполни задания:
«С 1991 года в Америке вручается Ig Nobel Prize, чаще всего
переводимая на русский язык как «Антинобелевская премия» или
«Шнобелевская премия». В большинстве случаев эти награды привлекают
внимание к научным работам, содержащим элементы смешного. Например,
удостоились награды вывод о том, что черные дыры по своим параметрам
подходят для расположения ада, работа о том, будет ли инфицирована еда,
упавшая на пол и пролежавшая там менее пяти секунд.
Каждый год настоящие нобелевские лауреаты – в бутафорских очках, с
накладными носами и подобного рода атрибутах приходят, чтобы вручить
лауреатам Ig Nobel их награды. Время выступления лауреатов ограничено
60 секундами. Тех, кто говорит дольше, останавливает девочка, которая
восклицает: «Пожалуйста, прекратите, мне скучно!» Шнобелевским
лауреатам вручают премию, которая может быть выполнена, например, в
виде медали из фольги или в виде клацающих челюстей на подставке, а
также сертификат, удостоверяющий получение премии и подписанный
тремя лауреатами Нобелевской премии.
Церемония традиционно заканчивается словами: «Если вы не выиграли
эту премию – а особенно если выиграли – желаем удачи в следующем
году!»
(По материалам интернетэнциклопедии «Википедия»)
1) Каков, повашему, истинный смысл данной премии? 2) Предположите, почему в присуждении премии принимают участие
серьезные ученые, нобелевские лауреаты?
3) Нарисуйте свой вариант эмблемы данной премии или эскиз
возможного приза лауреатам.
Практическая работа №9
Тема: «Роль образования в жизни человека и общества»
Цели:
повторить определение образования;
рассмотреть уровни образования;
определить разницу между наукой и обыденным познанием.
Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1 Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2 Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
3 Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою
позицию.
4 В конце работы сделать аргументированные выводы.
Понятия для актуализации:
Образование – процесс целенаправленного воздействия обучающего на
обучаемого с целью привития новых знаний.
Уровни образования
Основные определения:
Задачи образования Традиционная система обучения – чередование лекционных и
семинарских занятий в сочетании с зачетной и экзаменационной формами
контроля ЗУН.
Дистанционная система обучения – предоставляет свободу при изучении
материала.
Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.148151
ЗАДАНИЕ:
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного,
воспитание,
Найдите и укажите термин,
характеризуют понятие «образование»:
философия,
относящийся к другому понятию.
бакалавриат, знание.
обучение,
2. Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«Для полной реализации права личности на образование, государство
установило общие требования к содержанию образования. Оно должно
обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной
_____(1) общества;
формирование у обучающегося адекватной
современному уровню _____(2); интеграцию ____(3) в национальную и
мировую культуру; формирование человека и _____(4), интегрированного в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого
общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала ____(5);
профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать
получение обучающимся _____(6) и соответствующей квалификации».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов
больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) гражданин Д) общество
Б) личность Е) профессия
В) знание Ж) мобильность
Г) культура
3. Какие уровни образования существуют в современной России?
4. Спорят два девятиклассника. Один заявляет, что нет смысла изучать в
школе все предметы. Надо выбрать те, которые пригодятся в будущей профессии или интересны, и заниматься только ими. Другой возражает, что
надо представлять себе азы всех наук для общего развития личности, кроме
того, многие ребята еще не выбрали себе будущую профессию. Кого и
почему вы поддерживаете в споре?
5. Заполните таблицу. Сейчас в нашей стране существуют различные типы
Перечислите преимущества и
образовательных учреждений.
недостатки, с которыми можно столкнуться, получая образование.
Возможные
преимущества
Возможные
недостатки
Форма
получения
образования
Государственная
школа
Частная школа
Домашнее
обучение
Экстернат
6. Прочитайте текст и выполните задания.
«…Нынешняя система образования основана на обучении навыкам,
дающим возможность комфортного существования в относительно
статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные
формулы, устоявшиеся факты…
Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам,
дающим возможность комфортного существования в динамичном мире.
Старая функция образования – передача через поколения традиций,
устоявшейся культуры – остается. Но она дополняется новой функцией 0
обучения изменению культуры, прогнозированию … с целью увеличения
полезных и уменьшения вредных последствий…
В содержание образования должны прийти время и метод. Сегодня
ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким
образом они были получены… Вместо заучивания фактов – умение
работать с информацией. Еще точнее: умение работать с информацией в
условиях ее недостатка, а также избытка некачественной информации.
Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях. Формирование открытого, творческого мышления, способного к
развитию в течение всей жизни, уже не идеал, а необходимость системы
образования динамичного мира…
(А.Гин, современный общественный деятель)
А) Что, по мысли автора, характеризует нынешнюю систему образования?
Б) Какая цель должна реализоваться в новой системе образования? Какую
старую и новую функции она должна выполнять? Выпишите
подтверждающие предложения из текста.
В) Почему автор считает важным методом новой системы образования
работу с информацией?
Практическая работа №10
Тема: «Основные принципы и нормы морали»
Цели:
повторить определение мораль;
рассмотреть понятия совести, долга, гуманизма;
определить особенности моральных норм.
Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1 Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2 Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
3 Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою
позицию.
4 В конце работы сделать аргументированные выводы. Понятия для актуализации:
Социальные нормы – правила поведения, образцы, стандарты.
Виды социальных норм
Основные определения:
Совесть – способность соотнесения своих поступков с общепринятыми
нормами морали.
Долг – необходимость выполнения нравственных обязательств даже в
ущерб своим интересам.
Гуманизм – признание человека как личности и его блага высшей
ценностью.
Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.118121.
ЗАДАНИЕ:
1. Какие виды социальных норм существуют? Дайте характеристику каждому
из них.
2. В чем состоят особенности моральных норм? Как они взаимосвязаны с
другими социальными нормами?
3. Объясните содержание таких нравственных категорий, как долг, совесть,
гуманизм. Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми?
4. Вспомните произведения литературы, народного творчества, где
описывается борьба добра и зла. Чем заканчиваются эти произведения?
Почему победа в них оказывается на стороне добра?
5. Вставьте пропущенное имя: «Одним из первых сформулировал «золотое
правило морали» знаменитый китайский философ __________________».
6. Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков:
«Мораль происходит от латинского понятия mores – нравы – и означает
форму общественного _______(1), в которой отражаются и закрепляются
этические качества социальной действительности (категории блага, добра,
справедливости и т.д.). мораль представляет собой совокупность _____(2),
норм поведения людей, определяющих их ______(3) и отношения друг к
другу и к обществу. Однако люди могут заблуждаться, принимая доброе за
злое, и наоборот. Поэтому мораль включает в себя оценку. Отношения
между людьми, выражающиеся в этических оценках поведения, образа
жизни, являются моральными отношениями. Наука о морали называется
этикой. Термин «этика» восходит к греческому слову ethos, что можно
перевести на русский язык как нрав, то есть определенный склад души. Этика – наука о морали (нравственности) – один из разделов ______(4).
Аристотель, считающийся родоначальником этики, устанавливая ее
границы, поместил ее между ______(5) (учением о душе) и _______(6)
(учением о государстве)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,
мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в
списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) сознание Д) психология
Б) политика Е) правило
В) история Ж) обязанность
Г) философия
7. Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни
хороших. Философ ответил: «Плохих – за то, что творят зло, хороших – за
то, что позволяют им это делать». Оцени ответ Диогена с позиций морали.
8. Прочитайте текст, выполни задания и ответь на вопросы:
«У добра есть свои «секреты», о которых следует помнить. Вопервых,
как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива)
и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся
в действиях, еще не есть реальное добро: это добро, так сказать,
потенциальное. Не является в полной мере добром и хороший поступок,
ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Однако эти
утверждения далеко не бесспорны…
Вовторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее
достижения. Даже самая благая цель не может оправдывать любые,
особенно безнравственные, средства.
(Т.В.Мишаткина, современный ученый)
А) Какие два «секрета» добра раскрывает автор?
Б) Приведите пример доброго поступка. Выдели в нем побуждение (мотив),
цель, средства и результат.
Практическая работа №11
Тема: «Религия как феномен культуры»
Цели:
повторить определение религия;
определить, что характерно для религиозного сознания;
определить воздействие религии на человека. Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1 Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2 Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
3 Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою
позицию.
4 В конце работы сделать аргументированные выводы.
Понятия для актуализации:
Религия – форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества.
Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение.
Культ – система утвердившихся ритуалов, обрядов.
Основные определения:
Мировые религии – христианство, буддизм, ислам.
Архаичные религии – тотемизм, фетишизм, анимизм.
Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.128136.
1. Охарактеризуйте ранние формы религии. В чем их отличие от мировых
религий?
ЗАДАНИЕ:
2. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к
каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из
второго столбца:
А) фетишизм 1) вера в духов и потусторонние существа и
Б) магия одушевленность предметов
В) анимизм 2) вера в предметы, обладающие сверхъестественным
силами
3)вера в сверхъестественные силы и стремление
воздействовать на эти силы
3. Вставьте пропущенное понятие: «Отрицание существования всякого рода
сверхъестественных сил, отказ от религиозных верований называется
______________».
4. Прочитайте текст и выполните задания: Из Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных
объединениях»
Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания
1. В РФ гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в
том числе право исповедовать индивидуально или совместно с
другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные
убеждения и действовать в соответствии с ними…
3. Установление преимуществ,
ограничений или иных форм
дискриминации в зависимости от отношения к религии не
допускается.
4. Граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской,
политической, экономической, социальной и культурной жизни
независимо от их отношения к религии и религиозной
принадлежности. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям и ли
вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право
на замену ее альтернативной гражданской службой.
5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии…
Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а
также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия
их родителей или лиц, их заменяющих…
Статья 4. Государственные и религиозные объединения
1. РФ – светское государство. Никакая религия не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед
законом.
Вопросы:
А) Что согласно закону включают в себя свобода совести и свобода
вероисповедания? Выпишите соответствующий фрагмент текста.
Б) Предположи, почему несение военной службы для верующих в
случае необходимости заменяется альтернативной гражданской
службой, но не отменяется совсем?
В) С какой целью, по вашему мнению, в законе специально
оговаривается право граждан не разглашать свое отношение к
религии?
Г) Как закон защищает права несовершеннолетних? Почему это
необходимо делать?
Д) Что согласно закону означает понятие «светское государство»? 5. Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков:
«Религиозное верование человека означает внутреннюю ______(1) в
существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия
выполняет ряд функций. Она формирует ______(2), путем принятия
определенных утверждений, с точки зрения которых понимается человек,
общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия
человека, обеспечивает ______(3) и тем преодолевает _______(4), утешает,
облегчает страдания. Являясь составной частью _______(5), религия
способствовала развитию определенных ее сторон – грамотности,
письменности, книгопечатания, храмостроительства, различных видов
искусств и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры
отторгались в период борьбы различных религиозных _______(6) между
собой».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,
мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в
списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) верование Д) культура
Б) мировоззрение Е) убежденность
В) общение Ж) одиночество
Г) ценность Практическая работа №12
Тема: «Искусство и его роль в жизни людей»
Цели:
повторить определение искусства;
определить социальный характер искусства;
определить взаимосвязь искусства и морали.
Время выполнения 1 академический час
Порядок выполнения работы:
1 Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2 Повторить по учебнику и конспекту информацию по теме.
3 Выполнить письменно в тетради задания, аргументировав свою
позицию.
4 В конце работы сделать аргументированные выводы.
Понятия для актуализации:
Искусство – вид духовного освоения действительности человека, имеющий
целью формирование и развитие его способности творчески
преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и
гармонии.
Основные определения:
Эстетика – наука о сущности и закономерностях творческого освоения
действительности по законам красоты.
Секуляризация – отделение государства от церкви и религии.
Информационное обеспечение:
Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /А.Г.
Важенин, с.141143.
ЗАДАНИЕ:
1. В чем проявляется социальный характер искусства? Почему
несостоятельными оказались попытки создания «чистого искусства»?
2. В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов?
3. Чем искусство связано с моралью?
4. В чем состоит взаимосвязь искусства и религии? 5. Спорят два человека. Один утверждает, что истинное произведение
искусства покоряет всех. А другой считает, что любое произведение
искусства не может нравиться абсолютно всем. Кого и почему вы
поддерживаете в споре?
6. Прочитайте высказывания известных писателей:
А) Искусство – это одежда нации (О.Бальзак, фр.писатель)
Б) Искусство – это попытка создать рядом с реальным миром другой, более
человечный мир. (А.Моруа, фр.писатель)
В) Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства.
(Р.Эмерсон, америк. философ и поэт)
Сформулируйте характерные черты искусства, о которых идет речь в
данных утверждениях.
Объяснение
Примеры
7. Заполните таблицу:
Утверждения
Искусство
служит красоте
Религия служит
добру
Наука служит
истине
Техника служит
пользе
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Обществознание» I курс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.