Методические рекомендации по выполнению практических работ по Экономике

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 30.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации по выполнению практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования: 29.01.04 Художник по костюму, 19.01.17 Повар, кондитер, 38.01.02 Продавец, контролер-кассир в соответствие с рабочей программой дисциплины. Прочность, осознанность и действенность знаний обучающихся наиболее эффективно обеспечивается при помощи активных методов. Среди них важное место занимают практические занятия по решению задач и конкретных экономических ситуаций. Следует подчеркнуть, что само содержание учебной программы при ограничении времени, отведенном на изучение предмета, требует не столько запоминания, сколько развития умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой. Решая эти задачи, организуется проведение практических занятий, в ходе которых вырабатываются практические навыки применения экономических знаний.
Иконка файла материала метод.рек. по экономике.docx
Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение высшего образования «Государственный гуманитарно­технологический университет» Московской области  Социально­технологический техникум Методические рекомендации  по  выполнению  практических работ по Экономике для групп по профессиям среднего профессионального образования: 29.01.04 Художник по костюму, 19.01.17 Повар, кондитер, 38.01.02 Продавец, контролер­кассир Орехово – 2017 УДК 372.016:33 1 ЗуевоББК 74.266.5 М 54 Рекомендовано к печати по решению цикловой методической комиссии  общеобразовательного цикла СТТ ГГТУ Протокол № 4 от 17 мая 2017г. Составители: Борисова Ольга Вячеславовна, преподаватель ГГТУ СТТ 21.Пояснительная записка Методические рекомендации по выполнению практических работ   разработаны на основе Федерального государственного образовательного  стандарта по профессиям среднего профессионального образования: 29.01.04  Художник по костюму, 19.01.17 Повар, кондитер, 38.01.02 Продавец,  контролер­кассир в соответствие с рабочей программой дисциплины.  Прочность, осознанность и действенность знаний обучающихся  наиболее эффективно обеспечивается при помощи активных методов. Среди  них важное место занимают практические занятия по решению задач и  конкретных экономических  ситуаций. Следует подчеркнуть, что само  содержание учебной программы при ограничении времени, отведенном на  изучение предмета, требует не столько запоминания, сколько развития умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой. Решая эти задачи, организуется проведение практических занятий, в  ходе которых  вырабатываются практические навыки применения  экономических  знаний. Методические рекомендации направлены, прежде всего, на оказание  методической помощи обучающимся при проведении практических занятий  по дисциплине «Экономика».  В методических рекомендациях  систематизированы задания по  решению экономических показателей,  охватывающих наиболее значимые темы учебной дисциплины.  Для решения предлагаемых заданий практической работы требуется  хорошо знать учебный теоретический материал. При выполнении практических работ необходимым является наличие  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Решение задачи  должно быть аргументированным, ответы на задания представлены полно.  Практические работы проводятся после изучения соответствующих  разделов и тем учебной  дисциплины. Работы выполняются по  индивидуальным заданиям. Так как учебная дисциплина имеет прикладной  характер, то выполнение обучающимися практических работ позволяет им  понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические  умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.   ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. 3Целью практических занятий по дисциплине  «Экономика» является  закрепление обучающимися теоретического материала по учебной  дисциплины и выработка навыков самостоятельной профессиональной и  научно­исследовательской деятельности в области  экономики.  Задачи практических занятий обусловлены необходимостью  получения обучающимися знаний, умений, навыков согласно требованиям  ФГОС, на основе которых формируются уровни усвоения. Количество часов на практическую работу 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 2.Содержание  практических работ Виды практических работ для обучающихся  № п\п 1. Анализ экономических ситуаций 2. Бюджет семьи 3. Определение себестоимости продукции 4. Расчет эластичности спроса 5. Расчет прибыли и рентабельности 6. Расчет заработной платы при сдельной оплате  труда 7. Расчет заработной платы при повременной оплате  труда 8. Банковские операции 9. Расчет налога на прибыль 10 Расчет НДС . Итого: 4Методические рекомендации к выполнению практической работы №1 Анализ экономических ситуаций Цель практического занятия: умение анализировать экономические  ситуации. Для того, чтобы выполнить практическое задание  нужно ознакомиться  с предметом и методом экономической науки, человеческим фактором в  экономике, ролью факторов производства и потребностей человека в  условиях ограниченности ресурсов, обратив внимание на развитие  предпринимательства как фактора производства в процессе модернизации  производства. Необходимо использовать следующую литературу: Экономика для  профессий и специальностей социально­экономического профиля: учебник/  А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жание.­6­е изд., стер. ­ М. : Издательский  центр «Академия», 2014.­ 336 с.  Необходимо освоить методы анализа прибыли и приобрести навыки:  ориентации в многообразии научных школ и направлений экономики;  анализа экономических ситуаций;  расчета прибыли. Контрольные вопросы и задания. 1.Почему потребности людей и экономические интересы составляют основу  экономики? 2.Что является предметом и методом экономической науки? 3.Почему факторы производства, представляющие собой производительные  силы, участвуют в создании жизненных благ, используемых обществом для  удовлетворения своих потребностей? 4.Почему предпринимательство является фактором производства в условиях  модернизации экономики России? 5.Расскройте методы анализа прибыли? 56.Раскройте содержание теории спроса и предложения? Задание№1. Проанализируйте экономическую ситуацию. Цена нефти на мировом рынке в прошлом месяце составляла в среднем  80 дол. За баррель. В текущем месяце за 20 дней цена 1 барреля нефти  возросла и составила в среднем 105 дол. США за 1 баррель. В результате  резкого роста цены на нефть поставщики российской нефти резко увеличили  экспорт нефти из страны в погоне за прибылью, в результате этого возник  дефицит нефтепродуктов внутри страны­экспортера. Вопрос: Должно ли государство вмешиваться в процессы продажи  нефти для восстановления объемов продаж нефтепродуктов внутри страны и  ликвидации дефицита? Какие меры должно предпринять государство в лице  правительства для стабилизации продажи нефтепродуктов внутри страны? Задание№2. Проанализируйте экономическую ситуацию. Каждый год по решению правительства страны осуществляется  регулирование тарифов на энергоносители и услуги коммунального хозяйства путем утверждения уровня их предельного роста. Тарифы, как правило,  разрешают увеличить на 15­30% от достигнутого уровня при ежегодном  уровне инфляции в стране 9­10 %. Вопрос: Заинтересованы ли в такой ситуации собственники  энергетического комплекса и предприятий жилищно­коммунального  хозяйства в снижении себестоимости, а также в повышении качества услуг?  Заинтересованы ли собственники во внедрении современных технологий,  обеспечивающих экономию ресурсов и улучшение качества услуг? Описанную ситуацию рекомендую рассмотреть для конкретного города  (района) или региона и отдельного вида услуг: ­продажа электроэнергии, ­продажа газа и нефтепродуктов, ­коммунальное хозяйство. Поскольку каждый из указанных видов услуг предлагается на рынке,  как правило, единственным поставщиком, задание необходимо рассматривать  в условиях чистой монополии. Критерии оценивания Оценка  «5» ­  выставляется, если  обучающийся  дает  правильные  формулировки,  точные  определения  основных  понятий,  обнаруживает   полное  понимание  материала  и  может  обосновать  свой  ответ,  правильно   отвечает  на дополнительные  вопросы преподавателя. 6Оценка  «4»  ­  выставляется,  если  обучающийся удовлетворяет  тем   же  требованиям,  но  допускает  единичные  ошибки,  неточности,  которые   исправляет  после  замечания  преподавателя. Оценка  «3»  ­  выставляется,  если обучающийся знает  и  понимает   основные  положения  данной  темы,  но  допускает  неточности  в   формулировке  основных  понятий,  излагает  материал  недостаточно   последовательно. Оценка  «2»  ­  выставляется,  если обучающийся обнаруживает   существенные  пробелы  в  знаниях  основного  материала,  допускает  ошибки в  формулировке  понятий,  искажающих  их  смысл,  не  смог  ответить  на   уточняющие  и  дополнительные  вопросы. Методические рекомендации к выполнению практической работы №2 Бюджет семьи. Цель практического занятия: умение рассчитывать семейный бюджет. Для того, чтобы выполнить практическое задание  нужно усвоить  понятие «бюджет доходов и расходов семьи», способы его планирования,  способы мониторинга основных его индикаторов, приобрести навыки:  формирования семейного бюджета;  расчета реальных и номинальных доходов семьи;  ресурсосбережения;  анализа доходной и расходной части семейного бюджета;  применения законодательства о защите прав потребителей. Необходимо использовать следующую литературу: Экономика для  профессий и специальностей социально­экономического профиля: учебник/  А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жание.­6­е изд., стер. ­ М. : Издательский  центр «Академия», 2014.­ 336 с. Контрольные вопросы и задания. 1.Дайте определение понятия «семейный бюджет»? 2.На какие два вида подразделяют семейные доходы? 3.Почему в рыночных условиях уделяют особое внимание анализу  семейного бюджета? 4.Охарактеризуйте понятие «потребительская корзина»? 5.Почему в условиях рынка учитывают номинальные и реальные доходы семьи? 6.В чем заключается методика учета семейного бюджета? 77.Может ли иметь семья доходы от предпринимательской  деятельности» Если да, то в каких случаях? 8.Назовите источники совокупного годового дохода семьи. Ситуационные задачи. Вариант №1 На основе данных о доходах и расходах, приведенных в таблице,  требуется рассчитать сбережения по каждой группе семей и результаты  указать в таблице. Таблица 1. Сведения о доходах, расходах и сбережениях в течение  одного месяца по группам семей. Группа семей Сумма на одного члена семьи,руб. Доходы (Д) Расходы на  потребление (Р) Сбережения (С) 1 2 3 4 5 3500 4700 6850 8200 10000 3500 4430 6170 7490 8350 Итого: Вариант №2 На основе данных о доходах и расходах, приведенных в таблице,  требуется рассчитать сбережения по каждой группе семей и результаты  указать в таблице. Таблица 1. Сведения о доходах, расходах и сбережениях в течение  одного месяца по группам семей. Группа семей Сумма на одного члена семьи,руб. Доходы (Д) Расходы на  потребление (Р) Сбережения (С) 1 2 3 4 5 5500 4700 7850 9200 9000 3500 4000 7050 7500 8350 Итого: Критерии оценивания: Выполнение задач в полном объеме 96­100%­оценка отлично (5); 76­95%­оценка хорошо (4); 850­75%­оценка удовлетворительно (3); менее 50%­оценка неудовлетворительно (2); Методические рекомендации к выполнению практической работы № 3 Определение себестоимости продукции Цель занятия:  умение рассчитывать себестоимость, калькуляцию,  структуру себестоимости, отдельные статьи затрат, экономию от снижения  себестоимости. Для того, чтобы выполнить практическую работу необходимо знать  основные понятия по данной теме. Необходимо использовать следующую литературу: Экономика для  профессий и специальностей социально­экономического профиля: учебник/  А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жание.­6­е изд., стер. ­ М. : Издательский  центр «Академия», 2014.­ 336 с. Задание: 1 произвести группировку затрат по различным признакам, 2 рассчитать себестоимость, калькуляцию, структуру себестоимости,  отдельные статьи затрат, экономию от снижения себестоимости. Контрольные вопросы: 1.Что такое издержки производства? 2.Перечислите издержки производства по источникам образования? 3.Какие издержки не зависят от производства? 4.Как называются издержки производства, которые меняются в  зависимости от объема производства? 5.Чем отличаются экономические издержки от бухгалтерских  издержек? 6.Общая себестоимость единицы продукции­какие это издержки? 1.Себестоимость продукции (работ, услуг) ­ это выраженные в  денежной форме затраты (издержки производства) на потребленные при  изготовлении продукции средства производства, оплату труда рабочих, услуг  других предприятий, расходы по реализации продукции, а также затраты по  управлению и обслуживанию производства, т.е. это затраты предприятия,  выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции  (работ, услуг).   2. Группировка затрат по статьям калькуляции. 9№ п/п Наименование статей калькуляции Виды затрат 1 Сырьё и основные материалы 2 Стоимость возвратных отходов (вычитаются) 3 Покупные изделия и полуфабрикаты 4 Топливо и энергия на технологические цели 5 Основная заработная плата производственных  рабочих 6 Дополнительная заработная плата  производственных рабочих 7 Отчисления на социальные нужды (ЕСН) 8 Расходы на подготовку и освоение производства  новой продукции 9 Расходы на содержание и эксплуатацию  оборудования 10 Общепроизводственные  расходы Цеховая себестоимость = сумма 1 — 10  11 Общехозяйственные расходы 12 Потери от брака 13 Прочие производственные расходы Производственная себестоимость =  = Цеховая себестоимость + 11 + 12 + 13 14 Внепроизводственные (коммерческие) расходы Полная себестоимость = Производственная себестоимость + 14 ПРЯМЫЕ  ЗАТРАТЫ КОСВЕННЫЕ  ЗАТРАТЫ Задача № 1. Определить полную себестоимость изделия А и изделия Б для  почтовых отделений.  Выпуск изделия А – 150 ед., затраты на материалы на ед. изд. –  370 руб., основная заработная плата на годовой выпуск – 850 000 руб.,  дополнительная зарплата – 10%, начисления на заработную плату – 26%.  10Выпуск изделия Б – 800 ед., затраты на материалы на ед. изд. –  540 руб., основная заработная плата на годовой выпуск – 960 000 руб. Общехозяйственные расходы по изд. А – 60%, по изд. Б – 45%, от  прямых затрат. Внепроизводственные затраты по изд. А – 2%, по изд. Б – 5%  от производственной себестоимости.  Задача № 2. В отчётном году себестоимость продукции для почтовых отделений  составила  580,2 млн. руб., что определило затраты на 1 руб. продукции – 0,75 руб. В плановом году затраты на 1 руб. продукции установлены в 0,70 руб.  Объём производства продукции будет увеличен на 6%. Определить себестоимость продукции планового года. Задача № 3. Определить производственную себестоимость изделия, если: затраты на материалы — 8000 р.   основная заработная плата на изделие — 300 р.  дополнительная заработная плата — 10%  начисления на заработную плату — 26%  расходы по содержанию и эксплуатации оборудования — 5% от прямых затрат  цеховые расходы — 120% от расходов по содержанию оборудования  общехозяйственные расходы — 40% от цеховых расходов. Задача № 4. Определить полную себестоимость изделия, если расход  материала на единицу изделия — 40 кг, цена 1 т — 1500р., отходы — 2 кг —  реализуются по цене 2000р. за 1 т. Основная заработная плата  производственных рабочих на одно изделие — 20р., дополнительная  заработная плата — 10%, начисления на заработную плату — 26%. Расходы  по содержанию и эксплуатации оборудования — 120р. на одно изделие.  Цеховые расходы — 30% от затрат на основную заработную  плату, общехозяйственные расходы — 50% от цеховых затрат.  Внепроизводственные затраты — 100% от общехозяйственных расходов. Задача № 5. Определить полную себестоимость изделия, себестоимость всего  выпуска, изготовленного в количестве 200 единиц, используя данные таблицы: № Статьи затрат На единицу  На весь  11№ п/п продукции выпуск 1Основные материалы, р. 2Комплектующие изделия, р. 3Основная заработная плата  производственных рабочих, р. 4Дополнительная заработная плата  рабочих, р. 5Начисления на заработную плату, р. 6Содержание оборудования, р. 7Цеховые расходы, р. 8Внепроизводственные расходы, р. 120 25 47 10,00% 26,00% 120000 50000 75000 Итого полная себестоимость, р. Критерии оценивания: Выполнение задач в полном объеме 96­100%­оценка  отлично(5); 76­95%­оценка хорошо (4); 50­75%­оценка удовлетворительно (3); менее 50%­оценка неудовлетворительно (2); Методические рекомендации к выполнению практической работы № 4.Расчет эластичности спроса Цель работы: умение  рассчитывать  рыночные показатели спроса и  предложения.  Для того, чтобы выполнить практическую работу необходимо знать  основные понятия по данной теме. Необходимо использовать следующую литературу: Экономика для  профессий и специальностей социально­экономического профиля: учебник/  А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жание.­6­е изд., стер. ­ М. : Издательский  центр «Академия», 2014.­ 336 с. Контрольные вопросы по теме: 1.Что называется спросом? 2.Что называется предложением? 3.Что называется ценой? 4.Закон спроса? 5.Законпредложения? 126.Равновесная цена? 7.Эластичность спроса?  8.Эластичность предложения? Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка.  Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный  механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через  формирование спроса на благо и предложения блага. Спрос ­ это количество товаров или услуг, которое потребитель готов  приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период  времени. В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие  целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение  цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом  спроса. Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и  величиной спроса. Предложение ­ это количество товаров и услуг, которые производитель  готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в  определенный период времени. Закон предложения показывает прямую зависимость между изменением  цены и изменением величины предложения. Задача № 1. Алгоритм решения задачи 1.Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер  цены (P), а на   горизонтальной оси  количество товаров и услуг (Qd). 2.Соединяем точки и строим кривую спроса. 3.Затем строим кривую предложения  4.На вертикальной оси  откладываем размер цены (P) .На  горизонтальной­ объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем  кривую предложения. 5.Путем наложения кривой спроса на кривую предложения строим  график равновесной цены. Запланированы следующие показатели рыночного спроса и предложения на товар А. Необходимо изобразить на графике кривую спроса D и  предложения   S и найти равновесную цену. 13Цена товара (Р),руб. Предложение(S),тыс.шт. Спрос (D), тыс.шт. 2 0 1 1 1 3 5,0 1 9 4 0,5 0,5 1 8 4 0,5 0,5 0,0 9 6 5 8 5 7 9 6 6 2,5 1,5 2,3 8 5 8 7 4 1 1,8 0,2 Задача № 2 Алгоритм решения задачи 1. Составить уравнение  исходя из условия равновесия Qd= Qs 2. Найти неизвестную величину  ­ цену – Р. 3. Подставить  в уравнение  найденную величину цены, рассчитать  равновесное количество товара Функция спроса на товар имеет вид: Qd = 1200 – 3P/ функция  предложения: Qs = 7P – 800. где  P – равновесная цена товара, руб., а Q –  количество, шт. Определить равновесную цену и равновесное количество  товара. _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _____________________________________________________________ Задача № 3 Алгоритм решения задачи 1. При решении задачи используем формулу расчета эластичности   предложения  14Еd     S S 1  PP 2 1  2  2  %100 При   снижении   цены   книги   с   10  до  9   рублей  ее  предложение  сократилось с  20    до    18   шт.    Эластично    ли   предложение   книги?    Найдите   коэффициент эластичности. _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________ Задача № 4 Алгоритм решения задачи 1. При решении задачи используем формулу расчета эластичности  спроса  Еd      DD 1 PP 2 1  2  2  %100 2. Тип эластичности  спроса  определяется следующим образом Если  Еd > 1, то спрос эластичен Если  0 < Еd < 1,   то  спрос  неэластичен Определите коэффициенты эластичности  по разным товарам  Показатель Автомобили Магнитофо Куртки ны Цена единицы товара, руб. 4тыс. 3тыс. 10млн. 8мл н. 3тыс. 5ты с. Количество  продаж,  штук Денежная выручка, руб. Коэффициент  эластичности Тип эластичности спроса  Решение: _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 15__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задача № 5 Проанализируйте представленный график и ответьте на следующие  вопросы: а) Какой экономический смысл имеет пересечение кривых в точке E? б) Что означает отрезок KL? в) Какова экономическая интерпретация отрезка MN? г) Что означает прямая ML? д) Что означает прямая KN? Задача № 6 Алгоритм решения задачи 1. При решении задачи используем формулу расчета эластичности  спроса  Еd      DD 1 PP 2 1  2  2  %100 На рынке за месяц продавалось 420 т картофеля по цене 7 ден. ед./кг.  Чтобы реализовать скопившиеся издержки и увеличить свой доход,  производители снизили цену до 6 ден. ед./кг. В результате в следующем  месяце было реализовано 450 т картофеля. Рассчитайте эластичность спроса  по цене. Решение:______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 16__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ________  Задание 7. Дайте определения понятий: Спрос­  __________________________________________________________________ Предложение­  _________________________________________________________________ Закон спроса­  __________________________________________________________________ Закон предложения ­  _______________________________________________________________ Равновесная цена ­  ________________________________________________________________ Эластичность спроса ­  _____________________________________________________________ Эластичность предложения ­  ________________________________________________________ Задание 8.Почему основные продукты питания, проезд в общественном  транспорте, нефтепродукты обладают неэластичным спросом. Критерии оценивания практической работы. Оценка  «5»  ­  ставится,  если  обучающийся  дает  комплексную   оценку  предложенной  ситуации,  демонстрирует  знание  теоретического  и   практического  материала  с  учетом  междисциплинарных  связей,  правильный  выбор  тактики  действий, полностью выполняет поставленную  задачу. Оценка  «4»     ­  ставится,  если  обучающийся   дает  комплексную   оценку  предложенной  ситуации,  допускает  незначительные  неточности   при  ответе  на  теоретические  вопросы,  неполное  раскрытие   междисциплинарных  связей  при правильном  выборе  тактики  и  логическом  обосновании  теоретических  вопросов  с  дополнительными  комментариями   преподавателя, полностью или с небольшими недачетами/помощью выполняет задание. 17Оценка  «3»  ­   ставится,  если  обучающийся  затрудняется  с   комплексной  оценкой  предложенной  ситуации,  дает неполный  ответ,   требующий  наводящих  вопросов  преподавателя,  выбор  тактики  возможен   при  наводящих  вопросах  преподавателя, задание выполнено не полностью  и/или с нарушениями. Оценка  «2»  ­  ставится,  если  обучающийся  дает  неверную  оценку   ситуации,  неправильно  выбрана  тактика  действий, задание не выполнено  или выполнено не правильно. Методические рекомендации к выполнению практической работы № 5 Расчет прибыли и рентабельности Цель практического занятия: умение рассчитывать прибыль и  рентабельность. Для того, чтобы выполнить практическое задание  нужно усвоить  основные понятия данной теме. В ходе занятия нужно ознакомиться с предметом и методом  экономической науки, человеческим фактором в экономике, ролью факторов  производства и потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов,  обратив внимание на развитие предпринимательства как фактора  производства в процессе модернизации производства. Необходимо использовать следующую литературу: Экономика для  профессий и специальностей социально­экономического профиля: учебник/  А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жание.­6­е изд., стер. ­ М. : Издательский  центр «Академия», 2014.­ 336 с.  Необходимо освоить методы анализа прибыли и приобрести навыки:  ориентации в многообразии научных школ и направлений экономики;  анализа экономических ситуаций;  расчета прибыли. Контрольные вопросы и задания. 1.Почему потребности людей и экономические интересы составляют  основу экономики? 2.Что является предметом и методом экономической науки? 3.Почему факторы производства, представляющие собой  производительные силы, участвуют в создании жизненных благ, используемых  обществом для удовлетворения своих потребностей? 4.Почему предпринимательство является фактором производства в  условиях модернизации экономики России? 5.Расскройте методы анализа прибыли? 186.Раскройте содержание теории спроса и предложения? Задача№1. Малое предприятие ОАО «Омега­5М» по итогам отчетного 2011года  получило выручку от продажи готовой продукции в сумме 520000руб. без  налога на добавленную стоимость (НДС). Себестоимость проданной  продукции вместе с коммерческими и управленческими расходами составила  430000руб. Прочие доходы были получены в сумме 64000руб., прочие  расходы составили 21600руб Требуется рассчитать следующие показатели:   прибыль (убыток) от продаж,  прибыль до налогообложения,  налог на прибыль (20% прибыли до налогообложения). Задача №2. Определите, как повлияло на уровень рентабельности предприятия  изменение каждого из факторов, приведенных в таблице, отметив «+» или « ­  « в соответствующем столбце таблицы. Факторы, влияющие на рентабельность предприятия. Показатели отчетного  года по сравнению с  прошлым годом Объем продаж Себестоимость продаж Валовая прибыль Фондоотдача Темпы изменения  показателя, % Увеличение (+) или  уменьшение (­) уровня  рентабельности 114,3 103,8 106,8 98,0 Критерии оценивания: Выполнение задач в полном объеме 96­100%­оценка  отлично(5); 76­95%­оценка хорошо (4); 50­75%­оценка удовлетворительно (3); менее 50%­оценка неудовлетворительно (2); Методические рекомендации к выполнению практической работы №6 Расчет заработной платы при сдельной оплате труда Цель практического занятия: умение рассчитывать заработную плату  при сдельной оплате труда. 19Для того, чтобы выполнить практическую работу   нужно усвоить  основные понятия данной теме. В ходе занятия необходимо усвоить экономическое содержание понятия «заработная плата» в условиях рынка и научиться использовать свои знания  на рынке труда, в практической деятельности. Необходимо использовать следующую литературу: Экономика для  профессий и специальностей социально­экономического профиля: учебник/  А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жание.­6­е изд., стер. ­ М. : Издательский  центр «Академия», 2014.­ 336 с. Контрольные вопросы и задания 1.Дайте определение понятия «рынка труда». 2.Что такое оплата труда и заработная плата? 3.Дайте характеристику заработной плате с двух сторон: со стороны  работника и со стороны работодателя? 4.Какие три функции выполняет заработная плата? 5.От каких факторов зависит размер заработной платы наемного  работника? 6.Чем отличается номинальная заработная плата от реальной? 7.Какие формы оплаты труда разрешены Трудовым кодексом РФ? Задача №1 Порядок расчета заработной платы будет различаться в зависимости от  вида норм. При использовании нормы выработки применяется один порядок  расчета:  Работнику­сдельщику установлена часовая тарифная ставка 180 руб.  Норма выработки – 3 изделия в час. Расценка за единицу продукции – 60 руб.  (180 руб.: 3 изделия). Работник в соответствии с документом о выработке  изготовил за месяц 480 изделий.  Задача №2 В случае использования нормы времени, порядок расчета будет иным: Работнику­сдельщику установлена часовая тарифная ставка 100 руб.  Норма времени на изготовление единицы продукции – 1 час. Расценка за  единицу продукции – 100 руб. (100 руб.: 1 час.). Работник в соответствии с  документом о выработке изготовил за месяц 150 изделий.  20Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной)  тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую  (дневную) норму выработки. Сдельная расценка может быть определена также путем умножения  часовой или дневной тарифной ставки, соответствующей разряду  выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях. Сдельно­премиальная оплата труда предусматривает премирование за  перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их  производственной деятельности (отсутствие брака, рекламации и т.п.). При  исчислении оплаты труда в соответствии с премиальной системой, принятой  на предприятии, все премии, предусмотренные Положением о премировании,  будут являться составной частью фактического заработка работника. Размер  премии, как правило, устанавливается в процентном отношении к заработной  плате. Задача №3 Рабочий­сдельщик выполнил норму выработки на 110%. Заработная  плата по сдельным расценкам составила 6000 руб. В соответствии с  Положением о премировании за перевыполнение нормы выработки работнику  выплачивается премия в размере 10% от суммы заработка.  Сдельно­прогрессивная система оплаты труда предусматривает оплату  выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым  (неизменным) расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по  повышенным расценкам согласно установленной шкале (по прогрессивно  нарастающим расценкам), но не свыше двойной сдельной расценки. Задача №4 Рабочий­сдельщик выполнил норму выработки на 110%. Заработная плата по прямым сдельным расценкам составила 6000 руб. В  соответствии с договором оплата изделий произведенных сверх 100% (нормы) производится в 1,5 размере к сдельным расценкам.  Критерии оценивания: 21Выполнение задач в полном объеме 96­100%­оценка отлично (5); 76­95%­оценка хорошо (4); 50­75%­оценка удовлетворительно (3); менее 50%­оценка неудовлетворительно (2); Методические рекомендации к выполнению практической работы №7 Расчет заработной платы при повременной оплате труда Цель практического занятия: умение рассчитывать заработную плату  при повременной оплате труда. Для того, чтобы выполнить практическую работу нужно усвоить  основные понятия данной теме. В ходе занятия необходимо усвоить экономическое содержание понятия «заработная плата» в условиях рынка и научиться использовать свои знания  на рынке труда, в практической деятельности. Необходимо использовать следующую литературу: Экономика для  профессий и специальностей социально­экономического профиля: учебник/  А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жание.­6­е изд., стер. ­ М. : Издательский  центр «Академия», 2014.­ 336 с. Контрольные вопросы и задания 1.Дайте определение понятия «рынка труда». 2.Что такое оплата труда и заработная плата? 3.Дайте характеристику заработной плате с двух сторон: со стороны  работника и со стороны работодателя? 4.Какие три функции выполняет заработная плата? 5.От каких факторов зависит размер заработной платы наемного  работника? 6.Чем отличается номинальная заработная плата от реальной? 7.Какие формы оплаты труда разрешены Трудовым кодексом РФ? Задача №1 Работнику установлена часовая тарифная ставка (размер оплаты труда  за час) 75 рублей. В соответствии с табелем учета использования рабочего  времени за отчетный месяц отработано 160 часов. Норма рабочего времени в  отчетном месяце составляет 168 часов, но часовая тарифная ставка  распространяется только на отработанное количество часов.  Задача№2 22Для рабочих­повременщиков могут вводиться месячные тарифные  ставки, рассчитанные на основе часовых, или оклады. Повременная система оплаты труда широко используется для оплаты  специалистов и руководителей. Им, как правило, устанавливаются  должностные оклады или месячные ставки, если вводится единая тарифная  система. Бухгалтеру на предприятии был установлен оклад в размере 8 тыс.  рублей, в соответствии с табелем учета использования рабочего времени  отчетный месяц отработан полностью, т.о. начисленная заработная плата  составляет 8 тыс. рублей. Если же отработано неполное число рабочих дней, то заработок  определяют делением установленной ставки на календарное количество дней  и умножением полученного числа на количество фактически отработанных  дней. Задача №3 Работнику на предприятии установлен оклад в размере 12 тыс. рублей, в соответствии с табелем учета использования рабочего времени из 20 рабочих  дней отработано 17 рабочих дней (три дня – отпуск без сохранения  заработной платы).  Простая повременная система оплаты труда недостаточно  обеспечивает непосредственную связь между конечными результатами труда  работника и его заработной платой. Поэтому широко распространена  повременно­премиальная система оплаты труда, при которой учитывается  количество и качество труда, усиливается ответственность и личная  материальная заинтересованность в результатах работы, так как  премирование производится за ликвидацию простоев оборудования и  простоев рабочих, экономию времени, безаварийную работу машин,  оборудования, экономию материалов. Максимальные размеры премий и  показатели премирования определяются Положением о премировании,  которое разрабатывается на предприятии. Задача №4 Продавец с месячным окладом 9000 руб. в соответствии с табелем  учета использования рабочего времени из 20 рабочих дней отработал 17 дней.  23Положением о премировании предусмотрена выплата ежемесячной премии в  размере 25% от оклада.  Задача №5 Товаровед с должностным окладом 10000 рублей в соответствии с  табелем учета использования рабочего времени из 20 рабочих дней отработал  20 дней. Положением о премировании предусмотрена выплата ежемесячной  премии в размере 40% от оклада.  Критерии оценивания: Выполнение задач в полном объеме 96­100%­оценка  отлично(5); 76­95%­оценка хорошо (4); 50­75%­оценка удовлетворительно (3); менее 50%­оценка неудовлетворительно (2); Методические рекомендации к выполнению практической работы №8 Банковские операции Цель практического занятия: умение рассчитывать проценты по  ставкам банка по кредитам, ориентироваться на рынке ценных бумаг. Для того, чтобы выполнить практическую работу нужно усвоить  основные понятия данной теме. В ходе занятия нужно ознакомиться с экономической сущностью денег  и на примере мирового финансового кризиса самостоятельно определить роль банков в экономике страны; научиться систематизировать и оценивать  различные явления и закономерности в денежно­кредитной сфере экономики,  использовать знания теории рынка ценных бумаг в практической  деятельности, оценивать роль банков в современной рыночной экономике;  овладеть формами и методами использования денег и кредита. Необходимо использовать следующую литературу: Экономика для  профессий и специальностей социально­экономического профиля: учебник/  А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жание.­6­е изд., стер. ­ М. : Издательский  центр «Академия», 2014.­ 336 с. Контрольные вопросы и задания 1 Опишите кратко возникновения монет и бумажных денег. 2 Охарактеризуйте роль денег как ценностей. 3 Почему утвердилось мнение. Что деньги возникли с торговлей? 4 Назовите характерные особенности натуральных денег? 5 В какой форме использовали металлические деньги? 6 С чем связано появление кредитных денег? 247 Дайте определение банковской системы? 8 Чем отличается банк от кредитной организации? 9 Назовите основные функции Центрального банка? 10 В чем заключается роль банковской системы в современной  рыночной экономике? 11 Перечислите, какие банковские операции вам известны? 12 Назовите составные элементы рынка ценных бумаг? 13 Охарактеризуйте экономические и социальные последствия  инфляции? Ситуационное задани№1 Клиент оформил депозитный вклад в коммерческом банке сроком на  полгода (180 календарных дней)  под 12% годовых. Сумма вклада (Д)  составляет 150000 руб. Требуется определить, какую сумму он получит в  банке по истечению срока депозита. Ситуационное задание №2 Клиент оформил в банке кредит на неотложные нужды в сумме  210000руб. под 19 % годовых сроком на 7 мес. Требуется рассчитать платежи и составить график погашения кредита и процентов (таб.10). Кредит  оформлен 2 марта 2011года. Сроки платежа Плановые платежи ежемесячно, руб. Сумма  начисленных  процентов 3388,77 2810,96 Общая сумма к  уплате 33388,77 32810,96 Сумма кредита 2 апреля 2011г. 2 мая 2011 г. 2 июня 2011г. 2 июля 2011г. 2 августа 2011г. 2 сентября 2011г. 2 октября 2011г. Итого: 30000 30000 30000 30000 30000 30000 30000 210000 Критерии оценивания практической работы. Оценка  «5»  ­  ставится,  если  обучающийся  дает  комплексную   оценку  предложенной  ситуации,  демонстрирует  знание  теоретического  и   практического  материала  с  учетом  междисциплинарных  связей,  правильный  выбор  тактики  действий, полностью выполняет поставленную  задачу. 25Оценка  «4»     ­  ставится,  если  обучающийся   дает  комплексную   оценку  предложенной  ситуации,  допускает  незначительные  неточности   при  ответе  на  теоретические  вопросы,  неполное  раскрытие   междисциплинарных  связей  при правильном  выборе  тактики  и  логическом  обосновании  теоретических  вопросов  с  дополнительными  комментариями   преподавателя, полностью или с небольшими недачетами/помощью выполняет задание. Оценка  «3»  ­   ставится,  если  обучающийся  затрудняется  с   комплексной  оценкой  предложенной  ситуации,  дает неполный  ответ,   требующий  наводящих  вопросов  преподавателя,  выбор  тактики  возможен   при  наводящих  вопросах  преподавателя, задание выполнено не полностью  и/или с нарушениями. Оценка  «2»  ­  ставится,  если  обучающийся  дает  неверную  оценку   ситуации,  неправильно  выбрана  тактика  действий, задание не выполнено  или выполнено не правильно. Методические рекомендации к выполнению практической работы №9 Расчет налога на прибыль Цель практического занятия: умение рассчитывать налог на прибыль. Для того, чтобы выполнить практическую работу нужно усвоить  основные понятия данной теме. В ходе занятия нужно ознакомиться с предметом и методом  экономической науки, человеческим фактором в экономике, ролью факторов  производства и потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов,  обратив внимание на развитие предпринимательства как фактора  производства в процессе модернизации производства. Необходимо использовать следующую литературу: Экономика для  профессий и специальностей социально­экономического профиля: учебник/  А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жание.­6­е изд., стер. ­ М. : Издательский  центр «Академия», 2014.­ 336 с.  Необходимо освоить методы анализа прибыли и приобрести навыки:  ориентации в многообразии научных школ и направлений экономики;  анализа экономических ситуаций;  расчета прибыли;  расчет налога на прибыль. Контрольные вопросы и задания. 261.Почему потребности людей и экономические интересы составляют  основу экономики? 2.Что является предметом и методом экономической науки? 3.Почему факторы производства, представляющие собой  производительные силы, участвуют в создании жизненных благ, используемых  обществом для удовлетворения своих потребностей? 4.Почему предпринимательство является фактором производства в  условиях модернизации экономики России? 5.Расскройте методы анализа прибыли? 6.Раскройте содержание теории спроса и предложения? Задача №1 Малое предприятие ОАО «Омега­5М» по итогам отчетного периода  2011г. Получило выручку от продажи готовой продукции в сумме 520000 руб. без налога на добавленную стоимость (НДС). Себестоимость проданной  продукции вместе с коммерческими и управленческими расходами составила  430000руб. Прочие доходы были получены в сумме 64000руб., прочие  расходы составили 21600руб.  Требуется рассчитать следующие показатели:  прибыль (убыток) от продаж;  прибыль до налогообложения;  налог на прибыль (20% прибыли до налогообложения). Задача №2 Сравните показатели 2010г. и  2011г. Показатель 2010г. 71300 101700 Отклонения в  руб. 2011г. 90000 132400 20340 26480 Прибыль от  продаж (Ппр) Прибыль до  налогообложения  (Пд.н.) Налог на прибыль (Н) Критерии оценивания: Выполнение задач в полном объеме 96­100%­оценка  отлично (5); 76­95%­оценка хорошо (4); 50­75%­оценка удовлетворительно (3); менее 50%­оценка неудовлетворительно (2); 27Методические рекомендации к выполнению практической работы № 10 Расчет НДС Цель практического занятия: умение рассчитывать налог на  добавленную стоимость. Для того, чтобы выполнить практическую работу нужно усвоить  основные понятия данной теме. В ходе занятия нужно отработать навыки практической деятельности,  анализируя хозяйственные ситуации и примеры макроэкономического  регулирования экономики в условиях мирового финансово ­ экономического  кризиса в целях выработки системного подхода к анализу государственного  регулирования экономики России. Необходимо научиться использовать  знания бюджетного устройства в практической деятельности и правильно  оценивать финансово­хозяйственные ситуации, связанные с вопросами  государственного регулирования экономики. Необходимо использовать следующую литературу: Экономика для  профессий и специальностей социально­экономического профиля: учебник/  А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, П.А.Жание.­6­е изд., стер. ­ М. : Издательский  центр «Академия», 2014.­ 336 с. Контрольные вопросы и задания. 1.Обоснуйте необходимость государственного регулирования  экономики. 2.Когда возникли налоги? Какие функции они выполняли? 3.В чем заключается налогообложение? 4.Какой налог служит главным источником доходов в римских  провинциях? 5.Опишите становление налоговой системы Руси? 6.Сформулируйте современные принципы налогообложения? 7.Какие виды налоговых ставок используют в налогообложении? 8.Назовите способы взимания налогов? 9.Как рассчитывается НДС? Задача №1 Организация ООО «Омега­5МТ» в отчетном периоде имела основание  для применения налоговой льготы по налогу на добавленную стоимость, но  28фактическая данная льгота не применялась. Какую ответственность несет  организация? Задача №2 Выручка от продажи готовой продукции (В) за истекший месяц в  организации составила 2674 тыс.руб. вместе с налогом на добавленную  стоимость. Требуется рассчитать НДС по ставке 18 % с точностью до 1 руб. Критерии оценивания практических работ. Оценка  «5»  ­  ставится,  если  обучающийся  дает  комплексную   оценку  предложенной  ситуации,  демонстрирует  знание  теоретического  и   практического  материала  с  учетом  междисциплинарных  связей,  правильный  выбор  тактики  действий, полностью выполняет поставленную  задачу. Оценка  «4»     ­  ставится,  если  обучающийся   дает  комплексную   оценку  предложенной  ситуации,  допускает  незначительные  неточности   при  ответе  на  теоретические  вопросы,  неполное  раскрытие   междисциплинарных  связей  при правильном  выборе  тактики  и  логическом  обосновании  теоретических  вопросов  с  дополнительными  комментариями   преподавателя, полностью или с небольшими недачетами/помощью выполняет задание. Оценка  «3»  ­   ставится,  если  обучающийся  затрудняется  с   комплексной  оценкой  предложенной  ситуации,  дает неполный  ответ,   требующий  наводящих  вопросов  преподавателя,  выбор  тактики  возможен   при  наводящих  вопросах  преподавателя, задание выполнено не полностью  и/или с нарушениями. Оценка  «2»  ­  ставится,  если  обучающийся  дает  неверную  оценку   ситуации,  неправильно  выбрана  тактика  действий, задание не выполнено  или выполнено не правильно. 29Рекомендуемая литература Для реализации программы библиотечный фонд образовательной  организации имеет  печатные и/или электронные образовательные и  информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в  образовательном процессе.  Печатные издания: 1. Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально­ экономического профиля: учебник / А.И.Гомола, Е.Е.Кириллов,  П.А.Жанин. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 2. Котерова Н.П. Экономика организации : учебник  для студ. учреждений  сред. проф. образования / Н.П.Котерова. – М.: Издательский центр  «Академия» , 2014.  3. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально­ экономического профиля : учебник для учреждений нач. и сред. проф.  образования / Е.А.Певцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 4. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности :  учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В.Румынина. –  М.: Издательский центр «Академия», 2014.  Электронные издания: 1. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: практикум/М.А.  Гуреева. ­ М.: КноРус, 2016.­ https://www.book.ru/book/919555 Дополнительные источники (печатные издания): 1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально­ экономического профиля: практикум учеб. пособие для студ. учреждений  30сред. проф. образования. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2014,  2012. 2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: практикум:  ЭУИ.­ М.: Издательский центр «Академия­Медиа», 2013. Оглавление 1.Пояснительная записка………………………………………………………..3 2.Содержание практических    работ.…………………………………………..4  Методические рекомендации к выполнению практической работы №1  «Анализ экономических ситуаций»……………………………………………..5 Методические рекомендации к выполнению практической работы №2  «Бюджет семьи»………………………………………………………………….7 Методические рекомендации к выполнению практической работы № 3  Определение себестоимости продукции……………………………………….8 Методические рекомендации к выполнению практической работы № 4 Расчет эластичности спроса……………………………………………………12 Методические рекомендации к выполнению практической работы № 5 Расчет  прибыли и рентабельности…………………………………………….17 Методические рекомендации к выполнению практической работы №6 Расчет  заработной платы при сдельной оплате труда………………………………..19 Методические рекомендации к выполнению практической работы №7 Расчет  заработной платы при повременной оплате труда……………………………21 Методические рекомендации к выполнению практической работы №8  Банковские операции……………………………………………………………23 Методические рекомендации к выполнению практической работы №9 Расчет  налога на прибыль………………………………………………………………25 Методические рекомендации к выполнению практической работы № 10  Расчет НДС…………………………………………………………………........27 Рекомендуемая литература……………………………………………………...29 Оглавление……………………………………………………………………….30 3132