Самостоятельная работа студентов по иностранному языку является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения иностранному языку в СПО.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов предназначены для дисциплины ОГСЭ.04. Иностранный язык (Английский). Разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО.
Может быть использована для разных специальностей СПО.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению самостоятельной работы студентов
ОГСЭ.04. Иностранный язык (Английский)
44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
углубленной подготовки
Составитель: Данзанова С.Д.,
преподаватель английского языка
1Агинское 2017
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа студентов по иностранному языку является
неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения иностранному
языку в СПО.
Самостоятельная работа студентов (СРС) охватывает все аспекты изучения
иностранного языка и в значительной мере определяет результаты и качество освоения
дисциплины «Иностранный язык». В связи с этим планирование, организация,
выполнение и контроль СРС по иностранному языку приобретают особое значение и
нуждаются в методическом руководстве и методическом обеспечении.
Настоящие методические указания освещают виды и формы СРС по всем аспектам
языка, систематизируют формы контроля СРС и содержат методические рекомендации
по отдельным аспектам освоения английского языка: произношение и техника чтения,
лексика, грамматика, текстовая деятельность, устная и письменная речь,
использование
методических
указаний
носит универсальный характер, поэтому данные материалы могут быть
использованы студентами всех специальностей очной и заочной форм обучения при
выполнении конкретных видов СРС.
учебновспомогательной
литературы.
Содержание
Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов
необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного выполнения
самостоятельной работы, в формировании устойчивых навыков и умений по разным
аспектам обучения английскому языку, позволяющих самостоятельно решать учебные
задачи, выполнять разнообразные задания, преодолевать наиболее трудные моменты в
отдельных видах СРС.
Используя методические указания, студенты должны овладеть следующими
навыками и умениями:
правильного произношения и чтения на английском языке;
продуктивного активного и пассивного освоения лексики английского языка;
овладения грамматическим строем английского языка;
работы с учебновспомогательной литературой (словарями и справочниками по
английскому языку);
подготовленного устного монологического высказывания на английском языке в
пределах изучаемых тем;
письменной речи на английском языке.
Целенаправленная самостоятельная работа студентов по английскому языку в
соответствии с данными методическими указаниями, а также аудиторная работа под
руководством преподавателя призваны обеспечить уровень языковой подготовки
студентов, соответствующий требованиям ФГОС СПО по дисциплине «Иностранный
язык».
2В курсе обучения английскому языку используются различные виды и формы
СРС, служащие для подготовки студентов к последующему самостоятельному
использованию иностранного (английского) языка в профессиональных целях, а также
как средства познавательной и коммуникативной деятельности.
3ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4Сам.
работа
Наименование темы
Содержание самостоятельной работы
Кол
во
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Раздел 1. Вводнокоррективный
курс.
Тема 1.1. Описание людей: друзей,
родных и близких и т.д. (внешность,
характер, личные качества)
Тема 1.2. Межличностные отношения
дома, в учебном заведении, на работе
Раздел 2. Развивающий курс
Тема 2.1.
Повседневная
условия
выходной день
Тема 2.2. Здоровье, спорт, правила
здорового образа жизни
Тема 2.3.
Город,
инфраструктура
Тема 2.4. Досуг
жизни, учебный
жизнь,
день,
деревня,
человек
средства
Новости,
Тема 2.5.
массовой информации
Тема 2.6.
Природа
и
(климат, погода, экология)
Тема 2.7. Образование в России и за
рубежом, среднее профессиональное
образование
Тема
и
национальные традиции, краеведение,
обычаи и праздники
Тема 2.9.
(повседневное
профессиональные навыки и умения)
Тема 2.10. Научнотехнический
прогресс
Тема 2.11. Профессии, карьера
Общественная жизнь
поведение,
Культурные
2.8.
Тема 2.12. Отдых, каникулы, отпуск.
Туризм.
Тема 2.13. Искусство и развлечения
2.14.
Государственное
Тема
устройство, правовые институты
Раздел 3. Общение (устное и
письменное) на иностранном языке
на профессионально направленные
темы.
5
Минисообщение: описание друга.
Минисообщение: «Моя семья».
Чтение текста и заполнение таблицы.
Описание учебного дня. Перевод.
Выполнение электронной презентации.
Создание буклетов «Мой поселок»,
«Мое село», «Мой город».
Минисообщение
свободное время».
Проект «Издание газеты в колледже».
«Как я провожу
Эссе «У природы нет плохой погоды».
Подготовка рекламного проспекта
«Агинский педагогический колледж
им. Базара Ринчино».
Мини сообщение «Традиции моей
семьи».
Электронная презентация «Герой
нашего времени».
Эссе «Компьютер в нашей жизни»
Эссе «Хочу учиться – хочу быть
профессионалом».
Проект «Страны и континенты».
Мини сообщение «Искусство в моей
жизни».
Проект
«Государственное устройство».
презентация
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4Тема 3.1.
контракты)
Тема 3.2.
(рабочий день)
Документы (письма,
Планирование времени
Тема 3.3.
система социальной помощи
Условия проживания,
письма.
делового
Написание
Заполнение анкет.
Подготовка
высказывания
монологического характера «Мой
рабочий день»,
«Мое свободное
время».
Чтение и
перевод текста
профессиональной направленности со
словарем и выполнение заданий.
Тема 3.4. Межличностные отношения Чтение
и
перевод
текста
4
4
4
4
4
4
4
4
профессиональной направленности.
высказывания
Подготовка
монологического характера «Я –
будущий …».
Чтение текста по теме и выполнение
заданий по содержанию.
Чтение текста по теме и выполнение
заданий по содержанию.
Чтение текста и выполнение заданий
по их содержанию. Пересказ текста.
17
18
19
20
21
22
23
24
3.5.
Профессии
Тема
профессиональные
профессиональный рост, карьера
Тема 3.6. Интернет
и
качества,
Тема 3.7. Страноведение
Тема 3.8.
писатели
Музыка,
литература,
6РАЗДЕЛ 1. ВВОДНОКОРРЕКТИВНЫЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1 (3 часа)
Тема 1.1. Описание людей: друзей, родных и близких и т.д. (внешность, характер,
личные качества)
Цель: совершенствование и развитие произносительных навыков, а также же навыков
письменной и устной речи на английском языке.
Содержание работы
Задание 1:
а) Выучить названия всех букв английского алфавита (Приложение 1) и знаки
фонетической транскрипции (Приложение 2).
Фонетическая транскрипция (phonetic transcription) графическая запись звучания
слова, предназначена для точной графической записи произношения, каждый отдельный
7звук обозначается определенным знаком, исключающий двоякое чтение. Фонетическая
транскрипция заключается в квадратные скобки [ ].
b) Прочитать следующие слова, используя правила чтения гласных и согласных
(Приложение 3).
Luck, chose, city, ship, see, Britain, chess, finish, space, share, pens, come, sun, ice, cheese,
match, cut, fetch, centre, that, pack, short, school, register, fox, whom, this, hats, stand, with,
knock, while, tooth, bags, child, success, lack, act, dog, third, shut, boy, second, maps, copy,
back, writer, peace, June, evening, scholar, knowledge, symphony, head, gentle, major, library,
charm, friend, character, sixth, phonetics, knit, page, shoot, excuse, jug, teeth, picnic, sick,
holiday, general, phase, ago, certainly, these, knew, which, behave, capital, quota, teeth, taxi,
knew, rich, who, luck, much, boys, children, docks, cry, seventh, close, critic, quick, luck, caps,
face, wrestling, since, cap, cheese, sick, know, interesting, morning, car.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности произносительных навыков и навыков чтения.
Very well
OK
A little
Буквы
Знаки фонетической транскрипции
Правила чтения
Чтение слов
Задание 2: Подготовить минисообщение: описание друга.
Сообщение это информация, часто краткая на сравнительно узкую тему, главная цель
которого — обнародовать факты, предварительные результаты изысканий без претензий на
широкие и глубокие научные обобщения.
В композиции сообщения выделяются три части: вступление выступающий называет
тему сообщения; основная часть сообщаются факты, данные и т.п.; заключение
обобщается все сказанное, делаются выводы.
Описание человека на английском языке
Как правило, при описании человека оценивают внешность человека (appearance), его
характер (character) и привычки (habits). Эти критерии составляют портрет личности.
Существует большое количество слов и выражений, посвященных данной теме
(Приложение 4).
Пример описания человека
First of all I want to tell you about my best friend. Her name is Irina and she is 15.
A few words about her appearance. Her height is nearly 149 cm. But she'd like to be a bit
taller. Well, she is not slim but she is not fat either.
Irina has a round face, a bit long nose and big cheerful grey eyes. Her skin is a bit pale but
she likes this fact, she doesn't like ruddy faces. She has no freckles. Her forehead is open. I think
Irina has a charming smile.
Her hair isn't very short but it's not long either. It is straight and black. Irina has rich hair.
I think that she looks like her father.
8Irina is very active and creative, cheerful and curious. But the best thing is that she is
reliable. We spend much time together. We go for a walk, we play tennis, watch TV, do things
which we like.
I love my friend.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности произносительных навыков и навыков письменной и
устной речи.
Very well
OK
A little
Содержание текста
Организация текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Устная речь
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями и
выступления на занятии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2 (3 часа)
Тема 1.2. Межличностные отношения дома, в учебном заведении, на работе
Цель: совершенствование и развитие навыков письменной и устной речи на английском
языке.
Содержание работы
Задание: Подготовить минисообщение: «Моя семья».
При подготовке сообщения помните, что семья – это не просто родственники
(relatives), проживающие вместе (live together). Семьей называют близких людей,
объединенных чувствами, интересами, жизненными ценностями (life values). Семья – это
люди, которые тебя любят и поддерживают (love and support). Семья – это те, к кому ты
можешь обратиться за помощью (ask for help), и которые никогда тебя не предадут (betray).
При подготовке сообщения используйте следующие слова и выражения по теме
(Приложение 5).
Пример описания семьи
My family
I am Vadim Petrov. I am 20 years old. I want to tell you a few words about my family.
My family is not large. I have got a mother, a father, a sister and a grandmother.
There are five of us in the family. First of all some words about my parents. My mother is a
teacher of geography. She works at school. She likes her profession. She is a goodlooking
woman with black hair. She is 42 but she looks much younger. My father is an engineer. He is
fortyfive. My father often sings and when we are at home and have some free time I play the
guitar and we sing together.
9My sister's name is Alice. She is younger than me and she's a pupil. I like to play with her in
the back of the yard.
My parents have been married for 18 years. They have much in common, but they have
different views on music, books, and films. For example, my father likes horror films and my
mother likes comedy. My father is fond of football. My mother doesn’t go in for sports. My
parents are hardworking people. My mother keeps house and takes care of my father and me.
She is very good at cooking. My grandmother is a pensioner. She lives with us and helps to run
the house.
I am a student. I learn foreign languages. I always try to be in a good mood. We have got a
lot of relatives.
We are a good family.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной и устной речи.
Very well
OK
A little
Содержание текста
Организация текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями и
выступления на занятии.
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИВАЮЩИЙ КУРС
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3 (3 часа)
Тема 2.1. Повседневная жизнь, условия жизни, учебный день, выходной день
Цель: совершенствование и развитие навыков чтения, навыков устной и письменной речи
на английском языке.
Содержание работы
Задание:
a) Прочитать текст об учебном дне английского школьника и описать учебный день
российского школьника в сравнении.
Children go to school five days a week. Saturday and Sunday are days off. Lessons begin at
nine o’clock in the morning, but it is necessary to be at school fifteen minutes before the bell
goes to get ready for classes. First the teacher calls the register. Then all the pupils go to the
assembly hall for a school meeting. Then the lessons begin. At eleven o’clock there is a fifteen
minutes’ break, and the children can relax and can a bun or a juice. After the break there are two
usually two more lessons. And then there is a break for lunch. It lasts an hour and a half. Some of
the children go home, and others have lunch in a school canteen and then go to play in the school
yard if the weather is fine. The classes are over at two o’clock. Children go home at four o’clock.
Пример сравнения
10Children go to school… days a week.
Days off
British
5
Russian
6
b) Опишите свой учебный день в колледже, используя предыдущий текст.
c) Переведите следующие предложения на английский язык, используя лексику темы.
В колледже, где учится Дима, студенты не носят форму. Занятия в колледже обычно
заканчиваются в 3.30. Затем студенты идут домой или в библиотеку. Работать в
библиотеке следует регулярно, чтобы учиться успешно. Студенты получают стипендию. В
учебном году два семестра. В конце каждого семестра студенты сдают зачеты и экзамены.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков чтения и письменной речи.
Very well
OK
A little
Лексика
Грамматика
Чтение
Письмо
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями и
выступления на занятии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4 (3 часа)
Тема 2.2. Здоровье, спорт, правила здорового образа жизни
Цель: совершенствование и развитие навыков устной и письменной речи на английском
языке и использование информационнокоммуникационных технологий.
Содержание работы
Задание: Подготовить электронные презентации в микрогруппах: (Приложение 6)
1. День здоровья в колледже.
2. Национальные виды спорта в России.
3. Национальные виды спорта в Великобритании.
4. Национальные виды спорта в США.
5. Бурятские национальные виды спорта.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи и использования ИКТ.
Very well
OK
A little
Организация текста
Содержание текста
11Лексика
Грамматика
Устная речь
ИКТ
Контроль выполнения работы: выступления на занятии и обсуждение.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5 (3 часа)
Тема 2.3. Город, деревня, инфраструктура
Цель: совершенствование и развитие навыков устной и письменной речи на английском
языке и использование информационнокоммуникационных технологий.
Задание: Создать и защитить буклеты по выбору «Мой поселок», «Мое село», «Мой
город».
Содержание работ
Буклет это документ, выполняющий рекламноинформационную функцию. Удобным
средством создания буклетов является программа MS Publisher.
Алгоритм создания буклета:
Для работы потребуется вывести три панели: Стандартная, Форматирование, Объекты.
1. Запустите программу MS Publisher. Слева в области задач выберите Публикации для
печати > Буклеты.
2. В правой области окна появятся макеты информационных буклетов. Их можно
просмотреть, перемещая курсор с одного макета на другой. Для выбора один раз щелкните
на понравившемся макете.
3. Буклет состоит из двух страниц, при тройном сложении одна из страниц является
лицевой, другая – внутренней стороной буклета (смотри под рабочим полем номера
страниц 1, 2).
4. Добавление текста. На буклете размечены области для текстов и картинок.
Выделите и удалите информационный текст, затем вставьте либо наберите с клавиатуры
нужный текст.
5. Картинки. Картинки тоже можно выделить и удалить, а на их место вставить другие.
Картинки можно вставлять в любую область буклета, а не только в специально отведенные
места.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи и использования ИКТ.
Very well
OK
A little
Организация текста
Содержание текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Устная речь
Использование ИКТ
12Контроль выполнения работы: проверка буклета и его защиты.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6 (3 часа)
Тема 2.4. Досуг
Цель: совершенствование и развитие навыков устной и письменной речи на английском
языке.
Содержание работы
Задание: Подготовить минисообщение «Как я провожу свободное время».
При написании сообщения используйте следующие слова и ответьте на вопросы:
How do you spend your free time?
What kind of freetime activities do you think people have? (I like doing sports. I’m keen on
going to the cinema. I prefer to play computer games etc.)
When do you usually have your free time? ( after school, in the evening, when it’s rainy, at the
weekend, on holidays etc.)
What do you associate with the words: “spare time”, “free time”, “time out”, ”leisure time”? (I
think about afterschool activities, weekends, hobbies, travelling etc.)
Слова и выражения к теме:
leisure досуг, spare time свободное время, go out бывать в обществе, проводить время
вне дома, stayathome – домосед, favourite occupation любимое занятие, hobby – хобби,
entertain – развлекать, entertainment развлечение, увеселение, представление, enjoy oneself
(have a good time) хорошо провести время, enjoy smth получить удовольствие от…
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности произносительных навыков и навыков письменной и
устной речи.
Very well
OK
A little
Содержание текста
Организация текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Устная речь
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7 (3 часа)
Тема 2.5. Новости, средства массовой информации
Цель: совершенствование и развитие навыков устной и письменной речи на английском
языке и использование информационнокоммуникационных технологий.
13Содержание работы
Задание: Выполнить проект «Издание газеты в колледже». Подготовить и выпустить на
английском языке газету на любую тему.
Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей
студентов, освещение событий, создание информационной среды, но и демонстрация
технических возможностей новых информационных технологий в образовании.
Учебный проект (Приложение 7)
Этапы работы над созданием газеты:
1. Определение темы и структуры газеты (макет, дизайн)
2. Сбор материала и перевод на английский язык;
3. Верстка газеты.
4. Защита проекта.
Образец газеты
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи и использования ИКТ.
Very well
OK
A little
Организация текста
Содержание текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Устная речь
Использование ИКТ
Контроль выполнения работы: проверка буклета и его защиты.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8 (3 часа)
Тема 2.6. Природа и человек (климат, погода, экология)
14Цель: совершенствование и развитие навыков письменной речи на английском языке.
Содержание работы
Задание: Написать эссе «У природы нет плохой погоды».
Как писать эссе на английском языке? (Приложение 8)
Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, которое
передает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.
При написании эссе обратите внимание на то, что каждый сезон года, в каждом дне,
независимо от того солнечный он или дождливый, можно найти массу чудесного.
Так летом, когда светит солнце, можно прилечь в тени и насладиться пением птиц. А
еще в жаркий период лета можно загорать, купаться в водоемах, отдыхать за городом.
А, осенью, когда идет дождь и на улице слякоть, так здорово собраться дома с
друзьями, пить чай и рассказывать интересные истории. А еще дождь интересно слушать
поздним вечером, перед тем, как собираешься уснуть, то, как капли дождя звонко бьют по
карнизу.
Зимой, нет ничего лучше, чем слепить во дворе снеговика, а потом, уже дома,
забраться под самое теплое одеяло и пить горячий чай, прислушиваясь, как морозный ветер
воет за окном.
Но моя самая любимая погода весной, когда теплые лучи солнца растапливают снег,
весело бегут ручьи и слышится первое щебетание вернувшихся с зимовки птиц.
У природы, действительно, не бывает плохой погоды. Ведь все зависит от нашего с
вами настроения!
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи.
Very well
OK
A little
Содержание текста
Организация текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненным заданием и
выступление на занятии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №9 (3 часа)
Тема 2.7. Образование
образование
Цель: совершенствование и развитие навыков устной и письменной речи на английском
языке и информационнокоммуникационных компетенций.
в России и за рубежом, среднее профессиональное
15Содержание работы
Задание: Подготовить рекламный проспект «Агинский педагогический колледж им.
Базара Ринчино» по специальностям:
050146 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки;
050144 Дошкольное образование углубленной подготовки;
050141 Физическая культура углубленной подготовки;
050130 Музыкальное образование углубленной подготовки;
050148 Педагогика дополнительного образования углубленной подготовки;
050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании углубленной подготовки.
Рекламный проспект можно выполнить в форме буклета (см. самостоятельную работу
№5).
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи и использования ИКТ.
Very well
OK
A little
Организация текста
Содержание текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Устная речь
Использование ИКТ
Контроль выполнения работы: проверка буклета и его защиты.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №10 (3 часа)
Тема 2.8. Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники
Цель: совершенствование и развитие навыков устной и письменной речи на английском
языке.
Содержание работы
Задание: Подготовить минисообщение «Традиции моей семьи».
Традицияэто обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что
перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков.
Любая семья имеет свои собственные традиции, которые чтятся и соблюдаются из
поколения в поколение.
При написании минисообщения используйте следующие слова и выражения:
Custom – обычай
Tradition – традиция
16Folkways – народные обычаи
The rites of hospitality – обычаи гостеприимства
Gifts/presents – подарки
Traditional meal – традиционная еда
Holiday – праздник
Religious – религиозный
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи.
Very well
OK
A little
Содержание текста
Организация текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Устная речь
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненным заданием и
выступление на занятии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 11 (3 часа)
Тема 2.9. Общественная жизнь (повседневное поведение, профессиональные навыки и
умения)
Цель: совершенствование и развитие навыков устной и письменной речи на английском
языке и использование информационнокоммуникационных технологий.
Содержание работы
Задание: Подготовить электронную презентацию по выбору (Приложение 7):
«Герой нашего времени»;
1.
2. «Международное волонтерское движение»;
3. «Волонтерское движение в России»;
4. «Волонтерское движение «Ариадна» в пгт. Агинское;
5. «Волонтерское движение в Агинском педагогическом колледже».
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи и использования ИКТ.
Very well
OK
A little
Организация текста
Содержание текста
Лексика
Грамматика
Устная речь
ИКТ
17Контроль выполнения работы: выступления на занятии и обсуждение.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 12 (4 часа)
Тема 2.10. Научнотехнический прогресс
Цель: совершенствование и развитие письменной речи на английском языке.
Содержание работы
Задание: Написать эссе «Компьютер в нашей жизни».
Как писать эссе на английском языке? (Приложение 8)
Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, которое
передает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи.
Very well
OK
A little
Содержание текста
Организация текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненным заданием и
выступление на занятии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 13 (4 часа)
Тема 2.11. Профессии, карьера.
Цель: совершенствование и развитие письменной речи на английском языке.
Содержание работы
Задание: Написать эссе «Хочу учиться – хочу быть профессионалом»
Как писать эссе на английском языке? (Приложение 8)
Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, которое
передает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.
Критерии самооценки выполненной работы:
18Оцените уровень сформированности навыков письменной речи.
Very well
OK
A little
Содержание текста
Организация текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненным заданием и
выступление на занятии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 14 (4 часа)
Тема 2.12. Отдых, каникулы, отпуск. Туризм.
Цель: совершенствование и развитие устной и письменной речи на английском языке,
использование информационнокоммуникационных технологий.
Содержание работы
Задание: Выполнить проект «Страны и континенты» по выбору: (Приложение 7)
1. Великобритания;
2. США;
3. Канада;
4. Австралия;
5. Новая Зеландия;
6. Россия и т.д.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков устной и письменной речи и использования
ИКТ.
Very well
OK
A little
Организация текста
Содержание текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Устная речь
Использование ИКТ
Контроль выполнения работы: проверка буклета и его защиты.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 15 (4 часа)
19Тема 2.13. Искусство и развлечения.
Цель: совершенствование и развитие навыков устной и письменной речи на английском
языке.
Содержание работы
Задание: Подготовить минисообщение по выбору «Искусство в моей жизни».
Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого государства, города и
человека. Слово "искусство" имеет множество определений, характеристик и
особенностей, но каждый человек представляет его по своему.
Искусство это образное отражение реальности, главной целью которого является
приобщение человека к прекрасному, чувственному, интересному и красивому, порой даже
к необъяснимому и противоречивому. Кино, музыка, живопись, архитектура и другие виды
искусства вызывают различные эмоции, чувства и мысли в душе и разуме человека.
Искусство играет огромную роль в нашей жизни, пока оно заставляет нас задумываться
над важными проблемами и вещами, происходящими вокруг нас, пока искусство волнует
сознание человека и не оставляет нас равнодушными.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи.
Very well
OK
A little
Содержание текста
Организация текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Устная речь
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненным заданием и
выступление на занятии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 16 (4 часа)
Тема 2.14. Государственное устройство, правовые институты.
Цель: совершенствование и развитие устной и письменной речи на английском языке,
использование информационнокоммуникационных технологий.
Содержание работы
Задание: Выполнить проект – презентацию «Государственное устройство» (на примере
одной из стран изучаемого языка, России). (Приложение 7)
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков устной и письменной речи и использования
ИКТ.
20Very well
OK
A little
Организация текста
Содержание текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Устная речь
Использование ИКТ
Контроль выполнения работы: проверка буклета и его защиты.
РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ (УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ) НА ИНОСТРАННОМ
ЯЗЫКЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЕ ТЕМЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №17 (4 часа)
Тема 3.1. Документы (письма, контракты)
Цель: совершенствование и развитие навыков письменной речи на английском языке.
Содержание работы
Задание 1: Заполнить пропуски в письме следующими фразами и предложениями:
International Summer Camp
5 Zalokosta Street
Athens
Attica 10671
Greece
05/05/2008
Dear Sir/Madam,
1________ of group leader at your Summer Camp in Athens, which I saw in The St. Petersburg
Times yesterday.
First of all, 2_______ and I passed the FCE exam with an A. I am a member of local football
club, and also play volleyball regularly. I don’t have any health problems.
Although I have never been a group leader before, I am a president of my class at school. I think
3_______ leader because I am friendly and get on well with people, especially children.
I wonder if you could tell me what sort of accommodation you provide and whether it is
possible to work during period 1530 July.
If you require any further information, please, don not hesitate to contact me.
4 _______.
Yours faithfully,
Anton Boinov.
Варианты ответа:
a) I would make a good group leader b) I speak fluent English
c) I look forward to hearing from you d)I am writing to apply for the job
21Задание 2: Заполнить анкеты.
Существует определенная структура написания письма на английском языке. При
написании письма используйте рекомендации к оформлению писем на английском языке
(Приложения 9 и 10)
Образец написания личного письма
1) 2 Victoria Street
Oxford
OX2 006
2)
January 15th
3) Dear Sally,
4) Thank you for your lovely birthday card, I have not written sooner as I
wanted to invite you round and would never find a suitable time.
5) We are having a small party next Friday night to celebrate Tony’s return From Canada, and
we would be very happy if you and Simon could join us, around 8 p.m.
Do come if you can.
6)
Looking forward to seeing you.
7) Yours,
8) Margery
Анкета № 1
You are going to take part in an international exchange programme. The programme organizers
asked you to fill in the following form.
Вы собираетесь принять участие в программе международного обмена студентами. Вам
нужно заполнить следующую анкету.
PERSONAL PROFILE
EXCHANGE PROGRAMME PARTICIPANTS
PERSONAL INFORMATION
FIRST NAME (1) __________________________________________________________
SURNAME (2) ____________________________________________________________
ADDRESS (3) _____________________________________________________________
22DATE OF BIRTH (4) ________________________________________________________
PLACE OF BIRTH (5) ________________________________________________________
SEX ( MALE / FEMALE ) (6) ___________________________________________________
AGE (7) ____________________________________________________________________
COLLEGE ATTENDED (8) _____________________________________________________
FOREIGN LANGUAGE (9) ___________________________________________________
FAVOURITE SUBJECT(S) AT COLLEGE (10) ____________________________________
Анкета № 2
Your parents are thinking of sending you to an English college for a year to improve your
English. They received the following form from ISIS (Independent College Information
Service), an organization which helps parents to choose the right college for their children.
REGISTRATION FORM ISIS INTERNATIONAL
Please complete in block letters. Independent School Information Service
STUDENT’S PARTICULARS
FULL NAME (1) _____________________________________________________________
DATE OF BIRTH (2) _________________________________________________________
SEX (3) ____________________________________________________________________
NATIONALITY (4) ___________________________________________________________
ADDRESS (5) ________________________________________________________________
NAME AND ADDRESS OF PRESENT COLLEGE (6) _______________________________
____________________________________________________________________________
SPORTING INTERESTS (7) ___________________________________________________
OTHER INTERESTS AND HOBBIES (8)___________________________________________
____________________________________________________________________________
DESIRED DATE OF ENTRY TO COLLEGE (9)_____________________________________
LENGTH OF STAY REQUIED (10)________________________________________________
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи.
Very well
OK
A little
Содержание
Организация текста
Лексика
Грамматика
Орфография и пунктуация
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 18 (4 часа)
Тема 3.2. Планирование времени (рабочий день)
Цель: совершенствование и развитие навыков устной речи на английском языке.
23Содержание работы
Задание: Подготовить высказывания монологического характера по темам «Мой рабочий
день», «Мое свободное время».
Рекомендации по подготовке к устному монологическому высказыванию
на английском языке
Заранее продумайте свое сообщение, составьте примерный план своего высказывания.
Отработайте отдельные слова и устойчивые фразы в материале по теме. Материалом для
подготовки устного высказывания могут служить готовые темы, которые можно найти в
учебных пособиях.
Любое монологическое высказывание характеризуется целым рядом качеств. Вот те из
них, которые наиболее специфичны именно для монологического высказывания.
1) Целенаправленность. Она проявляется в том, что у говорящего всегда есть
определенная цель.
2) Логичность. Под нею понимается такое свойство высказывания, которое обеспечивается
последовательностью изложения материала.
3) Структурность или связность.
4) Относительная завершенность в содержательном, тематическом плане.
5) Продуктивность, т. е. продукция, а не репродукция заученного.
6) Непрерывность, т. е. отсутствие ненужных пауз, осмысленная синтагматичность
высказывания.
7) Самостоятельность. Это одно из важнейших качеств высказывания, которое проявляется
в отказе от всяческих опор — вербальных, схематических, иллюстративных.
8) Выразительность — наличие логических ударений, интонации, мимики, жестов и т. п.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности произносительных навыков и навыков письменной и
устной речи.
Very well
OK
A little
Лексика
Грамматика
Устная речь
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями и
выступления на занятии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 19 (4 часа)
Тема 3.3. Условия проживания, система социальной помощи.
Цель: совершенствование и развитие навыков чтения и перевода текста профессиональной
направленности на английском языке.
Содержание работы
24Задание:
1. Прочитать и перевести (со словарем) текст профессиональной направленности.
Social Work Profession
Professional social workers assist individuals, groups, or communities to restore or enhance
their capacity for social functioning, while creating societal conditions favorable to their goals.
The practice of social work requires knowledge of human development and behavior, of social,
economic and cultural institutions, and of the interaction of all these factors.
Social workers are highly trained and experienced professionals. Only those who have earned
social work degrees at the bachelor’s, master’s or doctoral levels, and completed a minimum
number of hours in supervised fieldwork, are «professional social workers».
Social workers help people overcome some of life’s most difficult challenges: poverty,
discrimination, abuse, addiction, physical illness, divorce, loss, unemployment, educational
problems, disability and mental illness. They help prevent crises and counsel individuals,
families and communities to cope more effectively with the stresses of everyday life.
Professional social workers are found in every facet of community life – in schools, hospitals,
mental health clinics, senior centers, elected office, private practices, prisons, military,
corporations, and in numerous public and private agencies that serve individuals and families in
need. They often specialize in one or more of the following practice areas: Military Social Work,
Rural Social Work, Child Welfare Services, Homeless Family Assistance, Hospital Social Work,
School Violence, Depression, Chronic Pain, Development Disabilities, International Social
Work, Community Mental Health, Employee Assistance, Veterans Services, Domestic Violence,
Family Planning, Difficulties in School, Gerontology Services, Housing Assistance, Public
Welfare.
Today, special interest social work organizations contribute to the vitality and credibility of
the social work profession.
2. Выучить следующие слова, найти транскрипцию в словаре.
1. restore – восстанавливать, реставрировать.
2. capacity – возможность.
3. favorable – благоприятный.
4. require – требовать.
5. experience – опыт.
6. supervised fieldwork – выбранная сфера деятельности/обучения.
7. overcome – преодолевать.
8. challenge – вызов.
9. abuse – злоупотребление.
10. addiction – пагубная привычка, пристрастие, зависимость (наркотическая, алкогольная
и т.д.).
11. prevent – предотвращать.
12. cope more effectively with – справляться наиболее эффективно с чемлибо.
13. facet – грань.
14. specialize in – специализироваться в чемлибо.
2515. contribute to – способствовать чемулибо.
3. Ответить на вопросы по содержанию текста.
1. Whom do the professional social workers assist and what for?
2. Who can be named by «professional social workers»?
3. What do social workers help people overcome?
4. In what spheres of community life are professional social workers found?
5. In what practice areas are they often specialize in?
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков чтения и перевода
Чтение
Перевод
Very well
OK
A little
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 20 (4 часа)
Тема 3.4. Межличностные отношения.
Цель: совершенствование и развитие навыков чтения и перевода текста профессиональной
направленности на английском языке.
Содержание работы
Задание: Прочитать и перевести (со словарем) текст профессиональной направленности.
What is friendship? Some people will say that it is a feeling of mutual liking between two or
more people, other will add that it is a state when one person understands and supports the other
one.
To my mind friendship can be compared to a tree. Its seed should find good soil and under
good conditions it will grow into a tree. As the years go by the tree stands firmer and firmer on
the ground. And if it is strong enough, it will survive all the storms and winds. But to help it, we
should take care of it and love it.
The most important feeling that exists between friends is trust. It newer appears by itself, it's
the result of a long friendship and this feeling is very valuable. Respect and tolerance are also
very important; it means that you don't criticize your friend's way of living, but try to understand
him, discuss problems with him and explain to him what you think is good and what is bad. A
friend is a person who can help you in time, lend you any sum of money for a long period of
time without any percent, whom you can wake up in the middle of the night just to say you feel
worried or who is eager to do everything for you waiting nothing in return, who supports you in
all your beginnings and who will never betray you.
26Lucky are those people who have friends. I'm happy to have lots of friends, too. Some of them
are very close, some are less. But all of them make my life interesting and enjoyable.
I appreciate friendship. It makes happiness grow brighter and grief less painful, because we
have friends to share it with. When we doubt our ability to fulfill our aspiration or to reach our
secret goal it is our best friend who gives us a spark of assurance. And we trust our friends and
we are grateful to them. Friendship is a bridge between loneliness and fellowship, frustration and
confidence, despair and hope, setbacks and success. That's why a true friend is a priceless gift.
They are rich who have true friends, says a proverb and I agree.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков чтения и перевода
Very well
OK
A little
Чтение
Перевод
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 21 (4 часа)
Тема 3.5. Профессии и профессиональные качества, профессиональный рост,
карьера
Цель: совершенствование и развитие навыков устной речи на английском языке.
Содержание работы
Задание: Подготовить высказывание монологического характера «Я – будущий …».
Рекомендации по подготовке к устному монологическому высказыванию
на английском языке (см. сам. работа № 18)
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности произносительных навыков и навыков письменной и
устной речи.
Very well
OK
A little
Лексика
Грамматика
Устная речь
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями и
выступления на занятии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 22 (4 часа)
27Тема 3.6. Интернет
Цель: совершенствование и развитие навыков чтения и перевода текста профессиональной
направленности на английском языке.
Задание:
1. Запомнить слова и выражения по теме:
Содержание работы
network — сеть
to span — обхватывать, охватывать
surrounding — окружающий
data — мн. от datum; данные, факты, сведения; информация
to surf — зд. находиться в сети
to download —нагружать, пересылать (по линии связи)
interface — интерфейс, адаптер
obsolete — ненужный, вышедший из употребления; старый
to deploy — использовать, употреблять; развертывать
email accounts — учетные записи электронной почты
quantum mechanics — квантовая механика
instantaneous — мгновенный; немедленный, незамедлительный
browser — вчт. броузер, браузер, окно просмотра; программа просмотра
broadband connection — выделенное подключение
dialup — удаленный доступ к сети
to type — печатать, напечатать
searchprogram — программапоисковик
site — сайт
to solve — решать, разрешать; находить выход
to match — подходить, соответствовать
query — запрос, вопрос
to provide — снабжать, доставлять; обеспечивать
2. Прочитать и перевести (со словарем) текст профессиональной направленности.
The Internet
The Internet is a huge network of computers spanning this planet and is now started to bring
in the surrounding area like space. Some computers like servers share data, others just surf the
web as clients downloading the data. Public Internet began in the late 70's. In the 70*s web users
used an interface called telnet, but now that program is mainly obsolete. Telnet is most widely
deployed in accessing college email accounts.
The Internet is very helpful, because it's a huge database of knowledge, from the pictures of
family trips to an analysis of quantum mechanics. Everyone should have the Internet because of
its near instantaneous communication and huge wealth of knowledge. But how to go on the
Internet and do a search for information we need. There are two ways to do it.
The first is when you know an internet address of data you need and the second one is when
you try to find information you need by using a search program. In the beginning we have got to
enter any browser you like. It could be an Internet Explorer, Netscape Navigator or Opera, etc. If
28we have a broadband connection, we connect to the Internet at once. If not, we have to set up and
connect to our dialup service. Finally, if we want to find some information in the Internet, we
are to type an address of this data in the browser we use or simply use the existing search
programs such as the google search program, rambler search program, yandex search program or
yahoo search program.
They are very simple and popular networks of sites. In these programs we can just type the
word or name of thing, we would like to find and then press enter. A search program solves this
problem. We get our results in the same window. After we get our results, we simply choose
whatever site best matches our query or keep searching.
Besides data, one can get from the Internet, we can also send and receive email or electronic
mail. This internet service is cheaper than ordinary mail and much quicker. It is becoming
popular day by day. We can get some news from the Internet, because there are many
informational servers in the web.
2. Ответить на вопросы по содержанию текста:
1. What is the Internet?
2. What are servers?
3. When did public Internet appear?
4. What was the most popular mail interface used in 70s?
5. What kind of browsers do you know?
6. How can we find information in the Internet?
7. Is it cheaper to use the Internet mail service instead of ordinary post office?
8. What search programs do you know?
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков чтения и перевода
Чтение
Перевод
Very well
OK
A little
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №23 (4 часа)
Тема 3.7. Страноведение
Цель: совершенствование и развитие навыков чтения на английском языке.
Содержание работы
Задание: Прочитать текст и выполнить задания по содержанию.
Words to remember:
IBERIANS
291) first inhabitants
2) descendants
3) to breed or tame animals
4) herds of cattle
5) to till soil
6) to cultivate crops
7) the art of grinding and polishing stone
8) make smooth objects of stone with sharp edges and points
Not much is known about the first inhabitants of Britain. About three thousand years BC
many parts of Europe, including the British Isles were inhabited by a people who are known as
the Iberians. Their descendants are still found in the North of Spain on the Iberian Peninsula.
Some historians believe that they moved over from the Continent to Britain at the end of the Ice
Age, when climate changes caused changes in the hunting situation on the Continent, so the
Iberians had to look for new places to hunt.
We do not know much about these early people because they lived in Britain long before a
word of their history was written, but we can learn something from their skeletons, their weapons
and the remains of their dwellings which have been found. The Iberians used stone weapons and
tools. The art of grinding and polishing stone was known to them and they could make smooth
objects of stone with sharp edges and points.
From 6 to the 3d century BC the Celts spread across Europe from the East to the West The
Iberians were unable to fight back the attacks of the Celts, who were better armed with metal
weapons, so most of the Iberians were slain in the conflict; some of them were driven westwards
into the mountains of what is now Wales.
Tasks:
Indicate the correct variant:
1. The Iberians inhabited many parts of Europe, including the British Isles, about … years BC.
A – 5000 B 3500 C 3000
2. Their descendants are still found ……………
A. in the South of Spain on the Iberian Island.
B. in the North of Spain on the Iberian Peninsula
C. in the North of Italy on the Iberian Peninsula.
3. They moved over from the Continent to Britain…………..
A. at the end of the Ice Age
B. at the beginning of our era
C. after the Great Flood
4. The Iberians had to look for new places to hunt when…………
A. new hunting laws were adopted
B. new lands were discovered to the northwest of Spain
C. climate changes caused changes in the hunting situation on the Continent
5. The Iberians …………….
A. hunted or gathered their food
30B. did not breed animals, or tame them
C. did not till soil.
6. The Iberians used ………….. weapons and tools.
A. metal and stone
B. stone and bronze
C. stone
7. They knew the art of
A. grinding and polishing stone
B. making bronze tools
C. building huge structures
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи.
Very well
OK
A little
Содержание
Организация текста
Лексика
Грамматика
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №24 (4 часа)
Тема 3.8. Музыка, литература, писатели
Цель: совершенствование и развитие навыков чтения и устной речи на английском языке.
Содержание работы
Задание:
1. Прочитать текст и выполнить задания по содержанию.
Mark Twain was very fond of travelling. Once he was travelling in France by train. He was
going to visit a small town near Paris. The previous day was very hard, and Mark Twain felt
tired and sleepy. He was afraid he would miss that town and asked the guard to wake him up
before they got to the town.
Soon he fell asleep. When he woke up, the train was in Paris. He got very angry. He could
not understand why the guard had not woken him up in time. He went out of the compartment,
came up to the guard and asked him why he had not woken him up. The guard looked at Mark
Twain for a moment and then told him that he had done his best to keep his promise. When the
train was approaching the town, the guard woke up an American who did not want to get off the
train in that small town. The guard was sure that the American was the very passenger who had
asked to wake him up. So he put him off the train instead of Mark Twain. "You may be very
angry with me," said the guard, “but not so angry as the American whom I put off the train
instead of you".
311. Из приведенных заголовков выберите тот, который больше всего отражает
содержание текста.
a) Famous American writer;
b) A story about Mark Twain’s travelling;
c) A mistake;
d) The guard’s promise.
the
in
the
to miss
train not
did he do
Выберите правильный ответ из четырех предложенных.
2. How did Mark Twain once travel in France?
A by plane; B by car; C by train; D on foot.
3.What
town?
A he didn't sleep all the night long; C he looked out of the window;
B he asked the guard to wake him up; D he used his alarmclock.
4. Mark Twain missed the town because
A he didn't like that town; C the passengers locked him in the compartment;
B he changed his plans; D the guard didn't wake him up.
5. How did the guard keep his promise?
A he woke M.Twain in the town; C he told him much about the town;
B he brought him a cup of coffee; D he put another American off the train
by mistake.
6. Who was the angriest man in the train?
A Mark Twain who was not woken up in the town;
B — the guard who couldn't sleep during the night;
C the passengers who were disturbed all the night long;
D — the American who was put off the train.
2. Подготовить пересказ текста на английском (Приложение 11).
Пересказ – не заучивание текста, а передача его основного содержания. Поэтому ни о
какой зубрежке не может быть речи. Прочитайте текст целиком дватри раза. Перескажите
его сначала на русском языке. Выделите в нем несколько предложений, которые лучше
всего отражают суть текста. Следите за тем, чтобы они не были случайными отрывками.
Для этого, оцените текст на смысловую целостность, перечитав его. По сути, у вас должен
получиться тот же текст, но меньшего объема.
Критерии самооценки выполненной работы:
Оцените уровень сформированности навыков письменной речи.
Very well
OK
A little
Содержание
Организация текста
Лексика
Грамматика
Устная речь
Контроль выполнения работы: проверка рабочих тетрадей с выполненным заданием и
выступление на занятии.
32Список рекомендуемой литературы:
1. Агабекян И.П. Английский язык для средних профессиональных заведений.
РостовнаДону: Феникс, 2015. – 319 с.
2. Безкоровайная Г.Т., Соколова Н.И., Койранская Е.А. и др. Planet of English:
Учебник английского языка для учреждений НПО и СПО: (+CD):
Рекомендовано ФГАУ «Фиро», 2016. 256
3. Голубев А.П., Балюк Н.В., Смирнова И.Б. Английский язык: Учебник:
Рекомендовано ФГАУ «Фиро». М.: Издательский центр «Академия», 2014. –
336 с
4. Ломаев Б.Ф., Томских Г.П., Михина А.Э. English: Your way. Практический курс
английского языка. Чита, 2011. – 300с.
5. Интернет – ресурсы.
33ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Алфавит с транскрипцией
В английском языке 26 букв: 20 согласных и 6 гласных.
34ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка транскрипционных знаков английского языка
Гласные звуки
Согласные звуки
[ i:] долгий звук и
[ ı ] краткий звук и
[ e] э
[æ] более открытый, чем э
[ a:] долгий, глубокий а
ɔ
о
] краткий звук
[
ɔ
о
[
:] долгий звук
[ u] краткий звук у
[ u:] долгий звук у
ʌ
[
] краткий
ə
[
: ] долгий гласный, напоминающий
слове Гёте
[
ударных слогах слов
Дифтонги:
[ eı ] эй
[ aı ] ай
ɔ
ой
[
ı ]
] ə
иэ с ударением на и
[ ı
[ ou ] оу с ударением на о
[ au ] ау с ударением на а
ə
] безударный гласный, слышится в не
а
ё в
[ p ] п
[ b] б
[ m] м
[w] звук в, произнесённый одними губами
(Уильямс)
[ f] ф
[ v] в
θ
[ ] поместите кончик языка между зубами
и произнесите букву с
[ð] поместите кончик языка между зубами
и произнесите букву з
[ s] с
[ z] з
[ t] т, произнесённое не у зубов, а у дёсен
[ d] д
[ n] н
[ l] л
[ r ] соответствует звуку р в слове жребий
ж в слове вожжи
] мягкий русский звук
[
ш
[ ] мягкий русский звук
[
[
35
ʒ
ʃ
ʤ
] звонкий ч
ʧ
] ч[ u ] ə
[
]
ɛə
уэ с ударением на у
эа с ударением на э
[ k ] к
[ g ] г
[ ŋ ] звук н, произнесённый задней частью
языка
[ h ] звук х, произнесённый на выдохе
[ j ] й
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Правила чтения согласных
Большинство согласных букв обозначают согласный звук, входящий в название букв.
Это b, d, f, j, k, l, m, n, p, t, v, x.
Остальные согласные буквы имеют свои особенности чтения.
Буква
Bb
Сс
Звук
[b]
[s]
cc
ck
ch
[k]
[ks]
[k]
[t ]ʃ
[k]
[ ]ʃ
Положение в слове
Примеры
Перед e, i, y
Исключения
Во всех остальных случаях
Перед e, i, y
греческого
В словах
происхождения
В словах французского
происхождения
be, member, lab, club
cent, cell, face, center
cinema, Alice, pencil, city, police, piece
cycle, policy
ʃ
[ ]ocean, social, special, musician, ancient, racial
cat, cost, cut, cold, code, cone, doctor, clean
success, accident, accept
clock, neck, sack, block, lock
chat, beach, chin, chest, chap, chain
ache, architect
machine
36tch
Dd
dg
Ff
Gg
Hh
gh
gn
Jj
Kk
kn
Ll
Mm
mb
mn
Nn
ng
nk
Pp
ph
qu
Rr
Ss
sh
sc
Tt
[t ]ʃ
[d]
[d ]ʒ
[f]
[d ]ʒ
[ ]ɡ
[ ]ɡ
[h]
[]
[]
[g]
[n]
[d ]ʒ
[k]
[n]
[l]
[]
[m]
[m]
[m]
[n]
[ŋ]
[ŋk]
[p]
[f]
[kw]
[k]
[r]
[s]
[ ]ʃ
[z]
[ ]ʃ
[c]
[t]
Перед e, i, y
Исключения
Во всех остальных случаях
В начале слова
В середине и в конце не
произносится
Исключения
В начале слова
В сочетаниях alf
alm
alk
В конце слова
В конце слова
В словах
происхождения
греческого
В конце слова
1. В начале слова
2. Перед согласной буквой
3. В конце слова после
глухой согласной
Исключения
1. Между гласными
2. В конце слова после
звонкой согласной и
гласной
Перед e, i, y
kitchen, watch, catch
dad, do, read, pudding, driver
badge, judge, knowledge
File, first, life, free, safe, Friday
gentleman, cage, gently, large,
gin, engine, ginger
gym, gymnastics, Gypsy
give, girl, get
game, good, grey, gate, glad, go, get, gate, golf, egg
hair, he, hen, happy
honest, honour, hour
eight, high, sigh, light, bright, fight
ɡ
ghost [ oust]
sign
job, joke, judge, object, subject, Japan
kid, like, kind, kingdom
know, knife, knight, knock, knee, knot
lady, leader, local, tall
half,
calm,
talk, chalk
make, mail, message, smoke, Tom
climb, bomb
autumn, column
no, not, noon, new, ten, England
sing, bring, long, song, rang, ring, spring, king
bank, thank, drink, link
Put, please, play, map, stop
photo, physics, phlox, phrase
quite, queen, question, quarter, quick
unique, technique
Read, race, price, across, grass, root
sit, sent, spoke, self
best, nest
lips, tops,
sugar, sure
rose, music, dose,
beds, pies, noses
she, shine, fish, shape, shop, shut, sheet
scene, science, scientist
tea, time, star, better, sit
37th
[ð]
[ ]θ
[ n]ʃ
[t ә]ʃ
[v]
[w]
[h]
[w]
[r]
tion
ture
Vv
Ww
wh
wr
В служебных словах
В местоимениях
В знаменательных словах
между гласными
В большинстве
знаменательных слов
Перед o
Перед
гласными
остальными
the, then, thus
this, that, these, those, they, them
bathe
thin, thick, theme, depth, tenth, thanks, three, thing
education, demonstration, administration, action
culture, nature, structure
very, never, love, live
we, will, west, twice, sweet
who, whose, whole
when, why, white, whip, whisper, where, what
write, wrong, wrote
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Описание человека на английском языке: внешность
Существует большое количество слов и выражений, посвященных данной теме.
Например, говоря о возрасте человека можно сказать, что он молодой (young),
средних лет (middleaged), пожилой (old). Помимо веснушек (freckles) на лице могут быть
морщины (wrinkles). Также можно упомянуть о голосе (voice): мелодичном (tuneful),
звонком (crisp) или хриплом (cracked). Не забудьте отметить и улыбку (smile). Нам
симпатичны люди с искренней (sincere), очаровательной (charming) или обаятельной
(engaging) улыбкой. И нам не по душе, когда улыбка собеседника неискренняя (artificial),
наигранная (forced) или хитрая (cunning).
Подводя итог в описании человека на английском языке, необходимо выразить
мнение по поводу его внешнего вида. В копилку слов для данной цели можете добавить
такие прилагательные, как agreeable (приятный), engaging (очаровательный), winsome
(привлекательный),
unique
(неповторимый), dapper (аккуратный, хорошо одетый – только о мужчинах), awkward
(неуклюжий), ugly / uglylooking (уродливый), scruffy / untidylooking (грязный,
неряшливый).
lovelylooking (восхитительный),
stylish (модный),
Чтобы дополнить ваше интересное описание человека на английском языке, добавьте
в него несколько идиоматических выражений:
be / look the very picture of one’s (mother…) – вылитая мать
(as) pretty as a picture – писаная красавица
appearances are deceptive – внешность обманчива
in the flower of life (one’s age) / in the prime of life – в расцвете лет
38bear / carry off one’s age well – хорошо выглядеть для своих лет
Описание человека на английском языке: характер
Описание человека на английском языке может подразумевать характеристику его
личности, включая черты характера (features of character), предпочтения (preferencies) и
привычки (habits). Как нам известно, черты характера могут быть как положительными, так
и отрицательными. Критериев для описания человека на английском языке тоже несколько.
Вопервых, это умственные способности (intellectual ability). Человек в данном случае
может быть умным (clever /brainy), сообразительным (bright), находчивым (smart),
талантливым (talented / gifted). В отсутствие таковых качеств мы определяем человека
глупым (stupid / foolish / brainless), простоватым (simple), жалким (silly / halfwitted),
слабоумным (daft / dumb).
Вовторых, в описании человека на английском языке можно рассказать о его
отношении к жизни. Мы делим людей на пессимистов (pessimistic) и оптимистов
(optimistic). Ктото из нас встречает события спокойным и беззаботным (relaxed and easy
going), а другой – напряженным (tense / nervous). Поэтому мы оцениваем людей как слабых
(weak) и сильных (strong). Одним присуща излишняя восприимчивость и чувствительность
(being sensitive), другие остаются равнодушными (being insensitive).
Хорошим дополнением будет характеристика человека в его отношении к другим
людям. В этом описании человека на английском языке ваш выбор лексики огромен:
gregarious (общительный), quarrelsome (сварливый), cruel / unkind (злой), eventempered
(уравновешенный), impolite (невежливый), rude (грубый), reliable (надежный), trustworthy
(заслуживающий доверия), jealous (ревнивый), envious (завистливый), kind (добрый),
generous / mean (щедрый / жадный), amiable (любезный), considerate (внимательный), shy
(застенчивый), haughty (надменный).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Так из кого же состоит семья на английском языке? Прежде всего, семьей как ячейкой
общества называют мужчину и женщину, которые приходятся друг другу мужем и женой
(husband and wife), а также их детей (child / children). В этом случае мужчина и женщина
считаются не только супругами (spouse), но и родителями (parents) для своих сыновей
(sons) и дочерей (daughters). Когда рождается ребенок, мужчина становится папой (father /
dad / daddy), а женщина мамой (mother / mum / mom / mummy). В идеале, в каждой семье
двое детей, которые в будущем будут потомками (descendant) этой ячейки общества.
Прекрасно также, если семье известна история их рода – генеалогическое древо (family
tree). Каждый человек должен гордиться своими предками (ancestors) и своей родословной
(ancestry).
У всех людей есть свои родители, которые их детям приходятся бабушками
(grandmother / grandma / granny) и дедушками (grandfather / granddad / granpa). А дети в
свою очередь будут внуками (grandsons) и внучками (granddaughters). Замечательно, если
вы со всеми поддерживаете хорошие отношения (get on well). Кстати, если вам необходимо
обозначить своего далекого родственника, которого мы порусски именуем пра (дедушка,
бабушка, внук, внучка), разместите перед термином, обозначающим этого человека, слово
great (great grandfather и т.д.).
Если в семье на английском языке больше одного ребенка, то между собой они
называют друг друга братьями (brothers) и сестрами (sisters). Обычно, у родителей есть
39свои братья и сестры, которые их потомству приходятся тетями (aunts) и дядями (uncles).
В свою очередь дочь тети или дяди будет ребенку двоюродной сестрой, а сын –
двоюродным братом (cousins). Ну, и конечно, они имеют звания племянников (nephew) и
племянниц (niece). Не забудем и о таких прекрасных явлениях, как близнецы (twins) и
тройняшки (triples).
Переходим к родственникам. Выходя замуж, девушка обретает свекра (fatherinlaw) и
свекровь (motherinlaw). Этими же словами обозначаю тещу и тестя, которые появляются
у мужчины. Родителям мужа девушка становится невесткой (daughterinlaw), а парень
родителям жены – зятем (soninlaw). Можно также запомнить, что сестру мужа или жены
будут именовать sisterinlaw, а брата мужа или жены – brotherinlaw.
Все мечтают, что их семья на английском языке будет существовать долгие годы (for
ages). Что муж и жена будут любить друг друга до глубокой старости (eternal / everlasting
love). Но, к сожалению, так бывает не всегда. Сейчас процент разводов (divorces) едва ли не
превышает процент браков (marriages). Люди расстаются (separate), затем вновь обретают
семьи, но уже с другими людьми. Тогда дети от предыдущего брака становятся пасынками
(stepsons) и падчерицами (stepdaughters), а сами родители мачехами (stepmothers) и
отчимами (stepfathers). И совсем печально, если один из супругов умирает, оставляя свою
половинку вдовой (widow) или вдовцом (widower). А у многих детей вообще нет
родителей, поэтому их считают сиротами (orphans).
Этой лексики вполне хватит, чтобы рассказать о семье на английском языке и о
родственниках, об отношениях поколений и взаимодействиях полов. Изучите этот
материал, подготовьте рассказ, запомните его, и вы всегда будете спокойны, когда вас
спросят поделиться сведениями о своей семье на английском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Как подготовить учебную презентацию
Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд, или
кадр.
Основные правила подготовки учебной презентации:
При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять
внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в
целом.
Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной
структуры и формы представления учебного материала на всем уроке. При создании
предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация
должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также
важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.
Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый,
информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум
информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых.
При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети
Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников.
40Обязательными структурными элементами, как правило, являются:
обложка;
титульный слайд;
оглавление;
учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);
словарь терминов;
справочная система по работе с управляющими элементами;
система контроля знаний;
информационные ресурсы по теме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Учебный проект
В основе каждого проекта лежит проблема. Проблема проекта обусловливает мотив
деятельности, направленный на её решение Целью проектной деятельности становится
поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача
достижения цели в определенных условиях.
Проблема проекта
«Почему?»
(это важно для меня
лично)
41
Актуальность проблемы мотивацияЦель проекта
Задачи проекта
Методы и
способы
Результат
«Зачем»
(мы делаем проект)
«Что?»
(для этого мы делаем)
«Как?»
(мы это можем делать)
«Что получится?»
(как решение проблемы)
Предлагаемые действия учащимся:
Целеполагание
Постановка задач
Выбор способов и методов,
планирование
Ожидаемый результат
Провести поиск, сбор, систематизацию и анализ информации, используя ресурсы
библиотек и Интернета.
Осуществить отбор информации.
Осуществить процесс планирования.
Определить свое место (роль) в проекте.
Представить продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.
Провести оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Как писать эссе на английском языке?
Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, которое
передает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.
Любое эссе состоит из трех частей: введение, основная часть и заключение.
Во введении необходимо обозначить ключевую мысль, идею или проблему, о которой
вы будете говорить в основной части.
42В основной части эссе на английском языке полагается представить какиелибо
доводы, доказательства или опровержения вашей основной мысли, которые бы выражали
лично ваше мнение по данному вопросу. Можно привести примеры, которые будут
иллюстративно отображать вашу точку зрения. При написании эссе на английском языке
постарайтесь избегать заумных или книжных фраз, которые превратят вашу работу в
скучное творение. Лучше используйте простой, но одновременно хороший, грамотный,
качественный английский. Употребляйте больше прилагательных и наречий.
В заключении завершите все ваши рассуждения и сделайте выводы, которые и будут
финальной частью вашего эссе на английском языке. Все части эссе должны плавно
переходить одна в другую, все мысли должны быть логически связанными. В этом вам
поможет специальная лексика, которая и существует для того, чтобы вы последовательно
излагали свои мысли.
Например, при добавлении можете воспользоваться такими словами, как moreover
(кроме того, более того), as well as (так же как, а так же), furthermore (кроме того, к тому
же). Если хотите отобразить контраст или противопоставление, обращайтесь к but (но),
however (однако), on the other hand (с другой стороны), yet (даже, пока, уже), on the contrary
(на самом деле, наоборот, напротив). Ограничить можно с помощью слов despite / in spite of
(несмотря на), выразить причину или итог чеголибо получится при помощи следующей
лексики: therefore (поэтому, по этой причине), so (итак, поэтому), as a result (вследствие
этого, таким образом), consequently (следовательно, поэтому), this results in (в результате),
this leads to (получается). Обратите внимание и на наречия порядка и последовательности –
then (потом), next (затем, в следующий раз), after (после), finally / lastly (наконец).
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Рекомендации к оформлению личного письма
1. Адрес пишущего указывается в правом верхнем углу в следующем порядке:
номер дома, название улицы
город
страна
Допускается указывать адрес в кратком виде, например:
43Moscow
Russia
2. Под адресом, пропустив строку, необходимо написать дату письма:
Например,
June 4th, 2012
4 June 2012
или менее формально:
04/06/12
3. Письмо начинается с обращения.
Например: Dear Sally,
Dear Aunt Jane,
Dear Mr. Brown,
My darling,
После обращения ставится запятая.
Разделите текст письма на несколько логических абзацев, каждый из которых начните
с красной строки.
4. В начале письма автор обычно
а) благодарит адресата за ранее полученную корреспонденцию, например:
Thanks (a lot) for your (last) letter.
Your last letter was a real surprise.
I was glad to get your letter.
It was great to hear from you! / It was great to hear that… / I was happy to hear…
I was awfully glad to get your letter…
б) извиняется, что не написал раньше, например:
Sorry I haven’t written for so long but …/ Sorry I haven’t been in touch for so long.
I'm sorry I haven't answered earlier but I was really busy with my school.
и/или упомянуть какойлибо факт из полученного письма:
I’m glad you passed your History test!
Sounds like you had a great time in London!
Great news about your…!
5. Основная часть письма. В ней должны быть раскрыты все аспекты,
указанные в задании.
6. В конце письма
а) следует объяснить, почему вы заканчиваете письмо:
Well, I’d better go now as I have to do my homework.
Anyway, I have to go now because my Mum asked me to help her with the washing up.
I’ve got to go now! It’s time for my favourite TV show.
б) и упомянуть о дальнейших контактах:
Write (back) soon!
Take care and keep in touch!
Drop me a letter when you can.
Hope to hear from you soon.
I can’t wait to hear from you!
447. Завершающая фраза письма зависит от степени близости автора и адресата, после
нее всегда ставится запятая. Ниже приводится пять возможных вариантов от
наименее формального (1) к более формальному (2).
1) Love,
2) Lots of love,
3) All my love,
4) All the best,
5) Best wishes,
6) With best wishes,
7) Yours,
8. На следующей строке под завершающей фразой указывается имя автора (без
фамилии!). Например:
Andy или Kate
45ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Рекомендации к оформлению официального письма
1. Адрес пишущего указывается в правом верхнем углу, включая почтовый код.
2. Под адресом после пропуска строки указывается дата.
3. Имя и адрес человека, которому адресовано письмо.
4. После пропуска строки, обращение, которое обычно начинается словом Dear
Например: Dear Sir, Dear Madam
Dear Mr. Brown,
5. Вводная часть, например, ссылка на объявление в газете:
With reference to your advertisement in… for…
6. Объяснение цели написания письма. Если это письмо с просьбой о принятии на
работу. Следует указать каким опытом и знаниями обладает пишущий.
7. Приводятся дополнительные детали, которые могут заинтересовать работодателя,
но эта часть не должна быть слишком длинной.
8. Фраза о желательности дальнейших контактов.
Например: I look forward to hearing from you.
9. Завершающая фраза.
Yours faithfully – если обращение Dear Sir/Madam
Yours sincerely – если обращение Dear Mr. Brown
10. Подпись автора.
Подпись должна быть читаема, и ниже ее рекомендуется расшифровать печатными
буквами.
46ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Инструкции по подготовке пересказа текста
1. Переведите текст на русский. При этом недостаточно просто полностью понять
содержание – переведите текст и напишите его на листе бумаги (или напечатайте) так,
чтобы вы могли работать в абсолютно комфортной для вас среде.
2. Разбейте текст на пункты. Сделать это можно логически или по абзацам в конечном
итоге у вас должно получиться несколько заголовков, которые кратко передадут суть
материала.
3. Перескажите текст на русском, опираясь на пункты. Делать это нужно 34 раза, до тех
пор пока у вас в голове полностью не отложится вся последовательность действий. На
данном этапе вы должны полностью выполнить первую часть работы: подготовить пересказ
текста.
4. Приступайте к составлению перевода. Пользуясь фразами из оригинального текста,
напишите небольшой конспект по каждому из составленных ранее пунктов. При этом
старайтесь по минимуму использовать слова и конструкции, которые не понимаете или
можете забыть: обогатить лексикон вы успеете
всегда, сейчас же работайте над устной речью. Если на данном этапе вы не будете
чувствовать себя болееменее уверенно, то сотрите уже созданный вариант и
продублируйте работу еще раз – это окажется в несколько раз эффективнее заучивания
уже созданного конспекта.
5. Попытайтесь написать пересказ еще раз, но теперь без помощи оригинального текста. Не
торопитесь – придумывайте предложения сначала на русском, затем переводите их.
Осознайте то, что на данном шаге вы уже полностью самостоятельно составляете пересказ
– единственная поблажка в том, что делаете это письменно.
6. Наконец, попытайтесь пересказать текст 23 раза устно. После всей проделанной
предварительной работы это не составит труда: ведь вы предельно ясно представляете
содержание, плотно поработали с лексиконом и уже делали пересказ. Весь материал так
или иначе должен был отложиться вас в памяти, а потому восстановить его «на ходу»
должно быть достаточно просто.
47