Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы
Оценка 4.6

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
математика
Взрослым
28.03.2019
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы
Назначения данного пособия – оказание методической помощи обучающемуся в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы (по подготовке доклада, сообщения, реферата, презентаций, кроссворда, проекта, исследовательской работы) Материалы пособия рекомендуются студентам, преподавателям математики профессионального образования Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины.
метод. рек. по вып. с. р..docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики  «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» (ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Чебоксары –  2018 2 ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                                                                                                      Стр. Введение                                                                                                                                 2 1. Описание структуры и особенности оформления заданий для самостоятельной      работы                                                                                                                                    6   2. Методические указания по выполнению заданий для внеаудиторной                      самостоятельной работы                                                                                                      12  2.1. Методические рекомендации по подготовке доклада                                                12 2.2 Методические рекомендации по подготовке сообщения                                            14 2.3. Методические рекомендации по подготовке реферата                                             17 2.4 Методические рекомендации по подготовке презентации                                         19 2.5. Рекомендации по составлению тематического кроссворда                                       23 2.6. Методические указания по написанию проектных работ                                         24 2.7. Методические рекомендации по составлению конспекта                                         26 2.8. Методические рекомендации по выполнению практических заданий                                                                                                                                   26 2.9. Методические рекомендации по выполнению исследовательской работы              27 Заключение                                                                                                                            32 Литература                                                                                                                             33 3 В структуру учебной программы по дисциплине входят следующие разделы: ВВЕДЕНИЕ Раздел 1. Развитие понятия о числе. Раздел 2. Корни, степени, логарифмы. Раздел 3. Прямые и плоскости в пространстве. Раздел 4. Комбинаторика. Раздел 5. Декартовы координаты и векторы в пространстве. Раздел 6. Основы тригонометрии. Раздел 7. Многогранники и тела вращения. Раздел 8. Начала математического анализа. Последовательности. Раздел 9. Первообразная и интеграл. Раздел 10. Элементы теории вероятностей. Задания для выполнения самостоятельной работы имеют следующую структуру: 1 Наименование раздела. 1 Наименование темы и количество часов на самостоятельную работу. 2 Содержание самостоятельной работы. 3  Задание. 4 Методические указания по выполнению. 5 Критерии оценивания задания. В   федеральных   компонентах   стандартов   по   профессиям   выделены профессиональные компетенции на конкретное содержание деятельности, которую должен освоить обучающийся в процессе самостоятельной работы. Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины. Виды   заданий   для   внеаудиторной   самостоятельной   работы,   их   содержание   и характер   могут   иметь   вариативный   и   дифференцированный   характер,   учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины, индивидуальные особенности обучающихся. Критерии оценки результатов самостоятельной работы: Критериями   оценки   результатов   внеаудиторной   самостоятельной   работы обучающихся являются: уровень освоения учебного материала; 4 уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач; уровень сформированности общеучебных умений; уровень   умения   активно   использовать   электронные   образовательные   ресурсы,   находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; обоснованность и четкость изложения материала; оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия; уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное; уровень   умения   четко   сформулировать   проблему,   предложив   ее   решение,   критически оценить решение и его последствия; уровень   умения   определить,   проанализировать   альтернативные   возможности,   варианты действий; уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее. Количество часов на освоение программы дисциплины по профессии: максимальной учебной нагрузки обучающегося 450 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 300 часов; самостоятельной работы обучающегося 150 часов. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 1 2 3 выполнять   арифметические   действия   над   числами,   сочетая   устные   и   письменные приемы;   находить   приближенные   значения   величин   и   погрешности   вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения; находить   значения   корня,   степени,   логарифма,   тригонометрических   выражений   на основе   определения,   используя   при   необходимости   инструментальные   средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах; выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций; 4 использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни: 5 для   практических   расчетов   по   формулам,   включая   формулы,   содержащие   степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства. вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции; определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках; 6 7 5 8 строить   графики   изученных   функций,   иллюстрировать   по   графику   свойства элементарных функций; 9 использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин; 10 использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни: 11 для   описания   с   помощью   функций   различных   зависимостей,   представления   их графически, интерпретации графиков. 12 находить производные элементарных функций; 13 использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков; 14 применять   производную   для   проведения   приближенных   вычислений,   решать   задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения; 15 вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла; 16 использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: 17 решения прикладных задач, в том числе социально­экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения. 18 решать   рациональные,   показательные,   тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и   логарифмические, системы; 19 использовать графический метод решения уравнений и неравенств; 20 изображать   на   координатной   плоскости   решения   уравнений,   неравенств   и   систем   с двумя неизвестными; 21 составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах. 22 использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни: 23 для построения и исследования простейших математических моделей. 24 решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул; 25 вычислять   в   простейших   случаях   вероятности   событий   на   основе   подсчета   числа исходов; 26 использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и 6 повседневной жизни: 27 для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; 28 анализа информации статистического характера. 29 распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; 30 описывать   взаимное   расположение   прямых   и   плоскостей   в   пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; 31 анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; 32 изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; 33 строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; 34 решать   планиметрические   и   простейшие   стереометрические   задачи   на   нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); 35 использовать   при   решении   стереометрических   задач   планиметрические   факты   и методы; 36 проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; 37 использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни: 38 для   исследования   (моделирования)   несложных   практических   ситуаций   на   основе изученных формул и свойств фигур; 39 вычисления   объемов   и   площадей   поверхностей   пространственных   тел   при   решении практических   задач,   используя   при   необходимости   справочники   и   вычислительные устройства.          В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 1 2 3 4 значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития   математической   науки;   историю   развития   понятия   числа,   создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; универсальный   характер   законов   логики   математических   рассуждений, применимость во всех областях человеческой деятельности;   их вероятностный характер различных процессов окружающего мира. 7 1. Описание структуры и особенности оформления заданий для самостоятельной № п/п 1 1 Тема Содержание самостоятельной работы работы 2 Тема 1 Развитие понятия о числе 3 Раздел 1. Развитие понятия о числе Реферат на одну из тем: «Значение математики в жизни». «История математических констант» Сообщение: «Числа в нашей жизни» «Системы счисления» «Комплексные числа». Выполнение   практической   работы   по   теме: «Линейная функция». Раздел 2. Корни, степени и логарифмы 2 Тема 2. Практическая работа: Вычисление корней. Корни, степени   и логарифмы Практическая  работа:  Вычисление  корней  n  – ой степени Практическая работа: Преобразование степеней Практическая   работа: выражений.   Логарифмирование Практическая   работа:   Сравнение   числовых 8 К­ во час. Формы и методы контроля результатов 4 6 4 2 2 2 2 2 1 5 Защите реферата Оценка сообщения Отчет по практическо й  работе Отчет по практической работе Отчет по практической работе Отчет по практической работе Отчет по практической работе Отчет по 9 1 2 2 1 6 1 1 2 1 практической работе Отчет по практической работе Отчет по практической работе Отчет по практической работе Отчет по практической работе Отчет по практической работе Защита реферата Отчет по практической работе Отчет по практической работе Отчет по практической работе Отчет по практической работе 5 Презентация выражений. Практическая работа: Степени и корни. Практическая работа: Логарифмы. Практическая уравнения.   работа:   Показательные Практическая   работа: уравнения.   Логарифмические Практическая   работа: уравнения.   Иррациональные Реферат на одну из тем: «Биография   Непера   Джона   (1550—1617)   ­ английского математика». «Применение экономических расчётах» «Применение натурального логарифма». Практическая функция». сложных   процентов «Квадратичная   в     работа:   Практическая работа:  « График показательной функции».  Практическая работа:  «График  логарифмической функции». Практическая  работа:   «График квадратичной функции». Раздел 3. Прямые и плоскости в пространстве Презентация на одну из тем: «Аксиомы планиметрии. Параллельные прямые  на плоскости». «Соотношения   между   сторонами   и   углами   в прямоугольном треугольнике». «Теорема Пифагора». «Перпендикулярность прямых на плоскости». «Взаимное расположение прямых и плоскостей 9  3 Тема 3. Прямые   и плоскости   в пространств е в пространстве». Реферат по перпендикулярности» Практическая   работа:   «Параллельность   в пространстве» «Мир теме:   без     Практическая   работа:   «Перпендикулярность   в пространстве» Практическая работа: «Угол между прямыми и  плоскостями» 4 Тема 4. Сообщения: «История комбинаторики» Раздел 4. Комбинаторика Комбинатор ика Доклад: «Треугольник Паскаля» Конспект: «Многочлены. Бином Ньютона» 2 1 1 2 1 2 1 Защита реферата Отчет по практической работе Отчет по практической работе Отчет по практической работе Оценка сообщения Выступление Конспект Раздел 5. Декартовы координаты и векторы в пространстве 5 Тема 5. Декартовы  координаты  и векторы в  пространств е Исследовательская работа: «Прямоугольная  система координат в пространстве» Практическая   работа: векторами»   «Действия   над Практическая произведение векторов»   работа:   «Скалярное Проект: «Векторы в физике» Кроссворд по теме: «Координаты, векторы и  геометрические преобразования» Раздел 6.Основы тригонометрии 6 Тема 6. Основы тригонометрии Практическая работа: «Значения  тригонометрических выражений» Практическая работа: «Связь между  значениями тригонометрических функций» Практическая работа: «Знаки  тригонометрических функций» Практическая работа: «Формулы приведения» 10 4 1 1 4 2 1 1 1 2 Защита работы Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Защита проекта Кроссворд Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Отчет по Практическая работа: «Формулы двойного и  половинного угла» Практическая работа: «Формулы сложения» Реферат на одну из тем: «История тригонометрии» «Применение   тригонометрии   к   решению физических задач» Практическая   работа: графиков»   «Преобразование Составить конспект:  «Основные  тригонометрические формулы» Составить презентацию: «Формулы  приведения» Практическая работа: «Преобразования  тригонометрических выражений» Практическая работа: «Простейшие  тригонометрические уравнения» Практическая работа: «Решение  тригонометрических уравнений» Практическая работа: «Тригонометрические  уравнения» Практическая работа: «Решение  тригонометрических неравенств» Составить конспект: «Соотношения между  обратными тригонометрическими функциями» Раздел 7. Многогранники Практическая работа: «Параллелепипед» Практическая работа: «Свойства призмы» 2 1 4 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 11 практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Защите реферата Отчет по практическо й  работе Конспект Презентация Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Конспект Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе 7 Тема7. Многогранник и Практическая работа: «Четырехугольная  пирамида» Практическая работа: «Треугольная пирамида» Презентация по теме: «Многогранники» Реферат на одну из тем: «Симметрия многогранников» «Правильные многогранники» Практическая   работа:   «Свойства   призмы   и пирамиды» полуправильные и     Практическая многогранников»   работа:   «Сечения Практическая   работа:   «Построение   сечений параллелепипеда» Практическая   работа:   «Построение   сечений тетраэдра»   кроссворда Составление «Многогранники» Практическая   работа:   «Вычислить   полную   и боковую поверхность и  объём своей комнаты» теме: по     Практическая работа: «Поверхности и объёмы многогранников и тел вращений» Практическая   работа: многогранников»     «Поверхности Практическая многогранников»   работа:   «Объёмы Сообщение: «Правильные многогранники» Раздел 8.Тела вращения 8 Тема8. Тела вращения Составить   конспект:   «Цилиндр,   конус   и усечённый  конус». Практическая работа: «Тела вращения». 12 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Презентация Защита реферата Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Кроссворд Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Оценка сообщения Конспект Отчет по Презентация по теме: «Тела вращения». Сообщение: «Взаимное расположение сферы и плоскости». Реферат: «Сфера, вписанная в цилиндрическую или коническую поверхность». Сообщение:   «Сечения   цилиндрической   или конической поверхности». Практическая   работа:   «Поверхности   тел вращений» Практическая работа: «Объёмы тел вращений» Практическая   работа:   «Вычислить   объём апельсина» Раздел 9. Последовательности Составить конспект: «Прогрессия» Практическая   работа:   «Нахождение   суммы геометрической  прогрессии» Практическая   работа:   «Нахождение   суммы арифметической  прогрессии» 9 Тема 9. Последователь ности Раздел 10. Производная функции и ее применения 10 Тема10. Производная функции и ее применения Презентация: «Формулы дифференцирования» Сообщение:   «Дифференцирования   сложных функций» Практическая работа: «Производная функции» Практическая работа: «Касательная к графику функции» Сообщение:   «Применение   производной   в физике» Реферат: геометрии» Практическая   работа:   «Применение   производной   в   «Наибольшее   и 13 практическо й  работе Презентация Оценка сообщения Защита реферата Оценка сообщения Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Конспект Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Презентация Оценка сообщения е Отчет по практическо й  работе Отчет по практическо й  работе Оценка сообщения е Защита реферата Отчет по 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 11 12 наименьшее значения функции» Раздел 11. Первообразная и интеграл Конспект: «Правила нахождения  первообразных» Тема11. Первообразная и интеграл   «Применения Сообщение   о   Ньютоне   и   Лейбнице   и   об открытии ими формулы. Исследовательская   работа: интеграла» Реферат: «Простейшие дифференциальные уравнения» Раздел 12. Элементы теории вероятностей Составить характеристики  выборки» Реферат на одну из тем: «Схемы Бернулли повторных испытаний» «Среднее значение выборки и его применение» «Основные конспект:     Тема 12. Элементы теории вероятностей практическо й  работе Конспект Оценка сообщения Защита работы Защита реферата Конспект Защита реферата 1 1 3 2 1 4 2. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы 2.1. Методические рекомендации по подготовке доклада Доклад  –   публичное   сообщение,   представляющее   собой   развёрнутое   изложение определённой темы. Этапы подготовки доклада: 1. Определение цели доклада. 2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада. 3.   Составление   плана   доклада,   распределение   собранного   материала   в   необходимой логической последовательности. 4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного. 5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана. 6. Композиционное оформление доклада. 7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления. 8. Выступление с докладом. 9. Обсуждение доклада. 10. Оценивание доклада. 14 Композиционное   оформление   доклада  –   это   его   реальная   речевая   внешняя структура,   в   ней   отражается   соотношение   частей   выступления   по   их   цели, стилистическим   особенностям,   по   объёму,   сочетанию   рациональных   и   эмоциональных моментов,   как   правило,   элементами   композиции   доклада   являются:   вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: 1 2 название доклада; сообщение основной идеи; современную оценку предмета изложения; 3 4 краткое перечисление рассматриваемых вопросов; 5 интересную для слушателей форму изложения; 6 акцентирование оригинальности подхода. Выступление состоит из следующих частей: Основная   часть,  в   которой   выступающий   должен   раскрыть   суть   темы,   обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. Заключение ­ это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме. Критерии оценки доклада № п/п 1. 2. 3. 4. Оцениваемые параметры Оценка   в баллах   сопровождается   производит   выдающееся   впечатление, Качество доклада: ­ иллюстративным материалом; ­ четко выстроен; ­ рассказывается, но не объясняется суть работы; ­ зачитывается Использование демонстрационного материала: ­  автор  представил   демонстрационный  материал   и  прекрасно   в  нем ориентировался; ­ использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; ­   представленный   демонстрационный   материал   не   использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно Качество ответов на вопросы: ­ отвечает на вопросы; ­ не может ответить на большинство вопросов; ­ не может четко ответить на вопросы Владение научным и специальным аппаратом: 3 2 1 0 2 1 0 3 2 1 15 Оценка   в баллах 3 2 1 3 2 1 № п/п 5. Оцениваемые параметры ­ показано владение специальным аппаратом; ­ использованы общенаучные и специальные термины; ­ показано владение базовым аппаратом Четкость выводов: ­ полностью характеризуют работу; ­ нечетки; ­ имеются, но не доказаны Итого:                    14 баллов Конвертация полученных баллов в оценку: 13 ­ 14 баллов – «отлично»; 10 – 12 баллов – «хорошо»; 7 –9 баллов – «удовлетворительно»; менее 6 балла – «неудовлетворительно». 2.2. Методические рекомендации по подготовке сообщения Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Любое   устное   выступление   должно   удовлетворять  трем   основным   критериям, которые   в   конечном   итоге   и   приводят   к   успеху:   это   критерий   правильности,   т.е. соответствия   языковым   нормам,   критерий   смысловой   адекватности,   т.е.   соответствия содержания   выступления   реальности,   и   критерий   эффективности,   т.е.   соответствия достигнутых результатов поставленной цели. Работу   по   подготовке   устного   выступления   можно   разделить   на   два   основных этапа:   докоммуникативный   этап   (подготовка   выступления)   и   коммуникативный   этап (взаимодействие с аудиторией). Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки ­ слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д. 16 Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10­15% общего времени), основной части (60­70%) и заключения (20­25%). Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости   место   учебы/работы,   статус),   название   доклада,   расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение.   Стержневая   идея   дает   возможность   задать   определенную   тональность выступлению.   Сформулировать   основной   тезис   означает   ответить   на   вопрос,   зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели). Требования к основному тезису выступления: 1 фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; 2 суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; 3 мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.   В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. План   развития   основной   части   должен   быть   ясным.   Должно   быть   отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров. Самые   частые   ошибки   в   основной   части   доклада   ­   выход   за   пределы рассматриваемых   вопросов,   перекрывание   пунктов   плана,   усложнение   отдельных положений   речи,   а   также   перегрузка   текста   теоретическими   рассуждениями,   обилие затронутых   вопросов   (декларативность,   бездоказательность),   отсутствие   связи   между частями   выступления,   несоразмерность   частей   выступления   (затянутое   вступление, скомканность основных положений, заключения). В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи   (идей)   выступления.   Правильно   построенное   заключение   способствует   хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые   вызвали   интерес   слушателей.   Закончить   выступление   можно   решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и   в   конце   сообщения   («закон   края»),  поэтому   вступление   должно   привлечь   внимание слушателей,   заинтересовать   их,   подготовить   к   восприятию   темы,   ввести   в   нее   (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение 17 должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони). При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными   обращениями   могут   служить   такие   выражения,   как   «Как   Вам   известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные   высказывания,   подсознательно   воздействующие   на   волю   и   интересы слушателей.   Выступающий   показывает,   что   слушатели   интересны   ему,   а   это   самый простой путь достижения взаимопонимания. Во   время   выступления   важно   постоянно   контролировать   реакцию   слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу. После   выступления   нужно   быть   готовым   к   ответам   на   возникшие   у   аудитории вопросы. Критерии оценки сообщения № п/п Оцениваемые параметры 1. Качество сообщения: ­ производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом; ­ четко выстроено; ­ рассказывается, но не объясняется суть работы; ­ зачитывается. Использование демонстрационного материала: ­   автор   представил   демонстрационный   материал   и   прекрасно   в   нем ориентировался; ­ использовался в сообщении, хорошо оформлен, но есть неточности; ­   представленный   демонстрационный   материал   не   использовался выступающим или был оформлен плохо, неграмотно. Качество ответов на вопросы: ­ отвечает на вопросы; ­ не может ответить на большинство вопросов; ­ не может четко ответить на вопросы. 2. 3. Оценка в баллах 3 2 1 0 2 1 0 3 2 1 18 Оцениваемые параметры № п/п 4. Владение научным и специальным аппаратом: ­ показано владение специальным аппаратом; ­ использованы общенаучные и специальные термины; ­ показано владение базовым аппаратом. Четкость выводов: ­ полностью характеризуют работу; ­ нечетки; ­ имеются, но не доказаны. Ит             Итого:                    14 баллов 5. Оценка в баллах 3 2 1 3 2 1 Конвертация полученных баллов в оценку: 3 ­ 14 баллов – «отлично»; 1 10 – 12 баллов – «хорошо»; 2 3  7 –9 баллов – «удовлетворительно»; 4 менее 6 балла – «неудовлетворительно». Критерии оценивания устного задания Характеристика ответа Дан   полный,   развернутый   ответ   на   поставленный   вопрос,   показана совокупность осознанных знаний по дисциплине Дан   недостаточно   полный   и   недостаточно   развернутый   ответ.   Логика   и последовательность изложения имеют нарушения. Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу Ответ на вопрос полностью отсутствует или отказ от ответа Оценка 3 2 1 0 Конвертация полученных баллов в оценку: 16 – 18 баллов – «отлично» 13 – 15 баллов – «хорошо» 9 – 12 баллов – «удовлетворительно» 2.3. Методические рекомендации по подготовке реферата Реферат   —   письменная   работа   объемом   10­18   печатных   страниц,   выполняемая обучающимися. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим   сторонам   листа   оставляются   поля   размером   35   мм   слева   и   15   мм   справа, рекомендуется   шрифт   12­14,   интервал   ­   1,5.   Все   листы   реферата   должны   быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане­оглавлении. 19 Требования   к   языку   реферата:   он   должен   отличаться   точностью,   краткостью, ясностью и простотой. Структура реферата: Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение) После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5­2 страницы. Основная   часть   реферата   может   иметь   одну   или   несколько   глав,   состоящих   из параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники.  В том случае если  цитируется  или используется чья­либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой­либо цифрой материал, таблицу ­ обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты. Библиография   (список   литературы)   здесь   указывается   реально   использованная   для написания реферата литература. Оценивание реферата Знания и умения на уровне требований стандарта дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей. Степень   обоснованности   аргументов   и   обобщений   (полнота,   глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность   аргументации   и   системы   доказательств,   характер   и   достоверность примеров,   иллюстративного   материала,   широта   кругозора   автора,   наличие   знаний интегрированного характера, способность к обобщению). Качество   и   ценность   полученных   результатов   (степень   завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов). Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата: Критерии Показатели 1.Новизна реферированного текста Макс. ­ 10 баллов 2.Степень сущности раскрытия проблемы     ­   новизна   и   самостоятельность   в   рассмотрении   темы, ­ наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.   ­ соответствие плана теме реферата; ­ соответствие содержания теме и плану реферата; 20 Макс. ­ 20 баллов 3.Обоснованность   выбора источников Макс. ­ 5 баллов 4.Соблюдение требований к оформлению Макс. ­5 баллов 5. Грамотность Макс. ­ 5 баллов ­ полнота и глубина раскрытия основных понятий, определений; ­   обоснованность   способов   и   методов   работы   с   материалом; ­   умение   работать   с   литературой,   систематизировать   и структурировать материал; ­  умение  обобщать,  сопоставлять  различные   точки  зрения  по рассматриваемому   вопросу,   аргументировать   основные положения и выводы. ­   круг,   полнота   использования   литературных   источников   по проблеме; ­   привлечение   новейших   работ   по   проблеме   (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). ­ правильное оформление ссылок на используемую литературу; ­ грамотность и культура изложения; ­ владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; ­ соблюдение требований к объему реферата; ­ культура оформления: выделение абзацев. ­   отсутствие   орфографических   и   синтаксических   ошибок, стилистических погрешностей; ­ отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых. Оценивание реферата: Реферат   оценивается   по   100   балльной   шкале,   балы   переводятся   в   оценки успеваемости следующим образом: • 42 – 45 баллов – «отлично»; • 41– 37 баллов – «хорошо»; • 36– 30 баллов – «удовлетворительно; • мене 30 балла – «неудовлетворительно». Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала. Данное   задание   выполняется   при   изучении   учебной   литературы,   нормативной, используя записи в конспекте, электронное учебное пособие, ресурсы сети Интернет. 2.4. Методические рекомендации по подготовке презентации Мультимедийная   презентация   представляет   собой   сочетание   компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной   особенностью   мультимедийной   презентации   является   ее интерактивность,   т.е.   создаваемая   для   пользователя   современными   компьютерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением. 21 Динамичный   визуальный   и   звуковой   ряд   позволяют   донести   информацию   о продукте вашей деятельности в легко воспринимаемой форме. Этапы создания презентации Создание   презентации   состоит   из   трех   этапов:   планирование,   разработка   и репетиция презентации. Планирование презентации ­ это многошаговая процедура, включающая: 1 определение целей; определение основной идеи презентации; 2 3 подбор дополнительной информации; 4 формирование структуры и логики подачи материала; 5 создание структуры презентации; 6 проверка логики подачи материала; 7 подготовка заключения Разработка   презентации  ­   методологические   особенности   подготовки   слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. Репетиция   презентации  –   это   проверка   и   отладка   созданного   «изделия».   Вы проверяете – насколько удачно «смонтирован» материал, насколько уместны переходы от слайда к слайду. Идет проверочный этап презентации: его эффективность, соответствие содержания презентации поставленной цели. При создании презентации необходимо учитывать: Слушатели перегружены информацией еще до презентации. У слушателей обычно короткая память. Публично проводить презентацию ­ это не то же самое, что выступать публично. Восприятие Вашей презентации аудиторией более важно, чем Ваше собственное ­ ­ ­ ­ ощущение. ­ Каждая   презентация   должна   быть   запоминающейся,   привлекать   внимание, призывать к действию, быть значимой.            При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований: 1 Каждый слайд презентации должен иметь заголовок. 2 Заголовки должны привлекать внимание аудитории. 3 Слайд   должен   содержать   минимально   возможное   количество   слов. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20­30 22 минут.   Для   демонстрации   нужно   подготовить   примерно   20­25   слайдов   (показ одного   слайда   занимает   около   1   минуты,   плюс   время   для   ответов   на   вопросы слушателей). 4 Первый   слайд   –   это   титульный   лист,   на   котором   обязательно   должны   быть представлены: название презентации; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество, должность автора; 5 Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (3­5). 6 Не перегружайте слайды лишними деталями. 7 Желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графика, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга. 8 Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить. 9 Для выделения информации следует  использовать  жирный шрифт  или  курсив. Подчеркивание  не   рекомендуется,   поскольку   данный   способ   выделения   текста совпадает с гиперссылкой. 10 Информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки – слева направо. 11 Наиболее важная информация должна располагаться в центре слайда. 12 Если на слайде располагается фото, надпись должна располагаться под ним. 13 Логика   предъявления   информации   на   слайдах     презентации   должна     соответствовать логике устного изложения. 14 Размер   букв,   цифр,   знаков,   их   контрастность   определяется   необходимостью   их четкого рассмотрения с последнего ряда аудитории. 15 Для   надписей   и   заголовков   следует   употреблять   четкий   крупный   шрифт, ограничить использование только текстовой информации.   16 Шрифт должен быть без засечек. Такой шрифт легче читать с большого расстояния. Шрифты   рекомендуется   использовать   стандартные   –   Times  New  Roman,   Arial. Лучше всего ограничиться использованием одного шрифта для всей презентации, но не более 2­х. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial. 17 Не смешивайте разные типы шрифтов в одной презентации. 18 Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже строчных). 19 На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для шрифта текста. 23 20 Для фона и текста следует использовать контрастные цвета. 21 Чертежи, рисунки, таблицы, диаграммы, фотографии и другие иллюстрационные материалы   должны,   по   возможности,   иметь   максимальный   вид,   равномерно заполнять все экранное поле и должны быть подписаны. 22 Не перегружайте слайды зрительной информацией. 23 Звуковое   сопровождение   слайдов   не   должно   носить   резкий,   отвлекающий, раздражающий характер. 24 Презентация должна быть выполнена в едином стиле. 25  Лучше, если вы сами создадите стиль презентации. 26 Следует избегать стилей, которые будут отвлекать внимание от презентации. 27 Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). 28 Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Звуковые и визуальные эффекты   не   должны   выступать   на   передний   план   и   заслонять   полезную информацию. В   презентации   не   должно   быть   ничего   лишнего.   Каждый   слайд   должен представлять   собой   необходимое   звено   повествования   и   работать   на   общую   идею презентации.   При   создании   мультимедийных   презентаций   необходимо   учитывать   особенности восприятия информации с экрана. Важно проверять презентацию на удобство чтения с экран. Тексты презентации не должны   быть   большими.   Рекомендуется   использовать   сжатый,   информационный   стиль изложения материала. Наиболее   важные   элементы   мультимедийной   презентации   должны   иметь подсказки   или   пояснения.   Справочный   материал   презентации   содержит   основные определения, наиболее важные даты, таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т. п. Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию Название критерия Тема презентации Оцениваемые параметры Соответствие темы презентации заявленной теме выступления Дидактические и методические   цели   и   Соответствие целей поставленной теме Достижение поставленных целей и задач 24 задачи презентации Выделение идей презентации   основных Содержание Подбор информации для создания   проекта   – презентации Подача проекта – презентации материала   Логика   и   переходы   во время – презентации   проекта   Заключение Дизайн презентации Техническая часть Соответствие целям и задачам Содержание умозаключений Вызывают ли интерес у аудитории Количество идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4­5) Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях   Все заключения подтверждены достоверными источниками Язык изложения материала понятен аудитории Актуальность, точность и полезность содержания Графические иллюстрации для презентации Статистика Диаграммы и графики Экспертные оценки Ресурсы Интернет Примеры Сравнения Цитаты и т.д. Хронология Приоритет Тематическая последовательность Структура по принципу «проблема­решение» От вступления к основной части От одной основной идеи (части) к другой От одного слайда к другому Гиперссылки Яркое высказывание ­ переход к заключению Повторение основных целей и задач выступления Выводы Подведение итогов Короткое и запоминающееся высказывание в конце Шрифт (читаемость) Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков) Элементы анимации Грамотное оформление текста, правила, пунктуация Подходящий словарь 2.5. Рекомендации по составлению тематического кроссворда Составление   кроссворда   онлайн   или   на   бумаге   обычно   сводится   к   выполнению следующих этапов: придумывание набора слов, из которых будет состоять кроссворд; формулирование заданий­вопросов, по которым данное слово будет угадываться; составление самого кроссворда, расположение клеточек­букв на листе. 25 Оптимальный вариант – это выбрать сетку и начать ее заполнять. При обретении достаточного опыта, можно пойти и от обратного: то есть, сетку строить потом, но это достаточно сложно – нужно симметрично располагать слова и т.д. Поэтому начнем с простого: сначала – сетка. Если сложно нарисовать ее самостоятельно, то легко можно взять сетку из любого печатного издания – конечно наша стандартная классическая черно­ белая сетка разных конфигураций. Первый совет: надо обратить внимание на количество пересечений. Самое простое – это когда слова пересекаются в двух, максимум – в трех местах. Больше – это будет намного сложнее, особенно к концу кроссворда. Допустим, сетка  с двойным­тройным пересечением   слов   выбрана,   и   теперь   переходим   к   ее   заполнению. Совет   второй:   старайтесь,   чтобы   в   местах   пересечений   оказались   гласные.   Составить пересекающееся слово в варианте «­а­и­а» гораздо легче, чем «­к­с­н». Если все же в пересечении   попали   согласные,   то   желательно   выбирать   легко   сочетаемые   и   часто встречающиеся, например, «к», «р», «с». В предпоследнее пересечение можно поставить «н» или «к», потому что в русском языке очень много слов, оканчивающихся на «­на», или «­ка». Если же пересечение не в предпоследней букве, а, например, в третьей с конца, то тоже   ничего   страшного:   сколько   можно   вспомнить   слов,   оканчивающихся   на   «­сть», «ист»,   «лог»,   интересных   фамилий   или   географических   названий.   Однако   шипящие   и буквы «э», «ю», «я», а также мягкие­твердые знаки в клетках пересечения – это лишняя головная боль. Естественно, обычно в кроссворде встречается несколько длинных слов и много­много слов из 5­ти или 4­х букв.  Совет третий: придумать сначала длинные слова, состыковать их друг с другом, а уж затем подгонять под них короткие. Выбор оригинальных слов из трех букв довольно невелик,   и   поэтому   они,   по   техническим   причинам,   кочуют   из   одного   кроссворда   в другой. Наиболее интересные слова лучше заполнять сначала – потом, к концу сетки, придется элементарно подгонять их по уже имеющемуся в наличии сочетанию букв. 2.6. Методические указания по написанию проектных работ. Проектная   работа   является   видом   учебной   и   научно­исследовательской   работы учащихся. Проектная работа представляет собой самостоятельно выполненное учащимся исследование   по   определенной   теме.  При   ее   написании   важно   опираться   на   знания, полученные   при   изучении   учебных   дисциплин.   Проектная   работа   способствует   более сознательному овладению знаниями, умениями и навыками, формирует интерес к научным 26 исследованиям,   помогает  освоению   их  методик,   вырабатывает   навыки   самостоятельной творческой   работы.   Проектная   работа   должна   показать,   насколько   глубоко   учащийся овладел   теоретическими   знаниями,   умением   пользоваться   научной   литературой, критически и творчески подходить к избранной теме. Таким образом, можно выделить следующие задачи проектной работы: а) находить нужную литературу и обрабатывать ее (прежде всего, обнаруживать в публикациях важные идеи и фиксировать их: конспектировать или реферировать); б) сопоставлять различные точки зрения на конкретную проблему и осуществлять выбор какой­либо точки зрения (наилучшим образом объясняющей исследуемые явления); в) собирать фактический материал и осуществлять такую его классификацию, при которой во всем массиве приводимых примеров были бы четко видны их общие и частные свойства или характеристики; г) интерпретировать отдельные примеры с той позиции, занимаемой по отношению к исследуемому вами материалу; д) письменно излагать идеи, выявленные в результате знакомства с фактическим материалом и научной литературой по предмету; е) осуществлять общее оформление работы: выделять в ней разделы и параграфы, употреблять   цитаты   и   делать   ссылки   на   имеющиеся   публикации,   составлять библиографию. Руководитель осуществляет руководство написанием проектной работы в пределах времени, определяемого нормами педагогической нагрузки, оказывает консультационную помощь   учащемуся   в   определении   окончательной   темы,   в   подготовке   плана   работы,   в подборе материалов. Основные этапы подготовки проектной работы 1 этап: выбор темы. 2   этап:   работа   с   литературой.   Необходимая   литература   подбирается   учащимся самостоятельно. 3 этап: подготовка рабочего варианта плана работы. В нем нужно выделить главы и параграфы, раскрывающие содержание каждой главы. Составленный   список   литературы   и   предварительный   вариант   плана согласовываются с научным руководителем. 27 4   этап:   изучение   литературы.   Только   внимательно   читая   и   конспектируя литературу,   можно   разобраться   в   основных   вопросах   темы   и   подготовиться   к самостоятельному (авторскому) изложению содержания работы. 5 этап: написание глав проектной работы. Систематизация   и   анализ   изученной   литературы   по   проблеме   исследования позволяют учащемуся написать первую (теоретическую) главу. Выполнение   проектной   работы   предполагает   проведение   определенного исследования. На основе разработанного плана учащийся осуществляет сбор фактического материала, необходимых цифровых данных. Затем полученные результаты подвергаются анализу, статистической, математической обработке и представляются в виде текстового описания, таблиц, графиков, диаграмм. Анализ полученных результатов (анализ ситуации) составляет содержание второй (практической) главы, которая также должна содержать рекомендательную   часть,   отражающую   перспективы,   мероприятия,   рекомендации   по рассматриваемым проблемам. 6 этап: рецензирование и защита проектной работы. Учащийся   обязан   представить   руководителю   окончательный   вариант   проектной работы и тезисы к работе не менее чем за 10 дней до установленного срока защиты. Рабочий   вариант   текста   проектной   работы   предоставляется   непосредственно руководителю на проверку. На основе рабочего варианта текста руководитель выносит рекомендации в письменной форме и может конкретизировать их в присутствии учащегося. Недочеты, указанные руководителем, подлежат устранению. После доработки проектная работа сдается непосредственно руководителю. К исправленному варианту прилагается в обязательном порядке рецензия. Защита   проектных   работ   учащихся   проходит   в   сроки,   установленные   графиком учебного процесса. Аттестация проектной работы проводится в форме устной защиты, по результатам   «удовлетворительно», которой   выставляется   оценка   («отлично»,   «хорошо», «неудовлетворительно»). Проектная работа допускается к защите научным руководителем при условии законченного оформления и соответствия содержания работы установленным требованиям по структуре и содержанию. 2.7. Методические рекомендации по составлению конспекта     Внимательно   прочитайте   текст.   Уточните   в   справочной   литературе   непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 28 Выделите главное, составьте план; Кратко   сформулируйте   основные   положения   текста,   отметьте   аргументацию автора; Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. Грамотно   записывайте   цитаты.   Цитируя,   учитывайте   лаконичность,   значимость мысли. 2.8. Методические рекомендации по выполнению практических заданий Необходимо помнить, что упражнение и решение ситуативных задач проводятся по вычитанному   на   лекциях   материалу   и   связаны,   как   правило,   с   детальным   разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного   материала   с   определенной   точки   зрения   (а   именно   с   той,   с   которой   он излагается на лекциях) можно выполнить практические задания. При самостоятельном решении поставленных задач нужно обосновывать каждый этап действий, исходя из теоретических положений курса. Если   видите несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до   начала   решения   поставленных   задач   составить   краткий   план   решения   проблемы (задачи).   Решение   проблемных   задач   или   примеров   следует   излагать   подробно,   нужно сопровождать   комментариями,   схемами,   чертежами   и   рисунками,   инструкциями   по выполнению. Следует   помнить,   что   решение   каждой   учебной   задачи   должно   доводиться   до окончательного   логического   ответа,   которого   требует   условие,   и   по   возможности   с выводом. Полученный результат следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.   2.9. Методические рекомендации по выполнению исследовательской работы. Исследовательская   работа,   как   и   всякое   творчество,   возможна   и   эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа. Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения: 1 Найти проблему – что надо изучать. 2 Тема – как это назвать. 3 Актуальность – почему эту проблему нужно изучать. 4 Цель исследования – какой результат предполагается получить. 29 5 Гипотеза – что не очевидно в объекте. 6 Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования. 7 Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально. 8 Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. 9 Методика исследования – как и что исследовали. 10 Результаты исследования – собственные данные. 11 Выводы – краткие ответы на поставленные задачи. 12 Значимость – как влияют результаты на практику. Рассмотрим перечисленные этапы подробнее. Структура   исследовательской   работы   стандартна,   и   от   стандартов   нельзя отступать.   В   разработке,   с   которой   начинается   исследование,   выделяют   две   основные части: методологическую и процедурную [1. c. 49]. Во­первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему. Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема. Тема   должна   быть   оригинальной,   в   ней   необходим   элемент   неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Необходимо   решить,   почему   именно   эту   проблему   нужно   в   настоящее   время изучать – это актуальность. В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается   получить,   каким,   в   общих   чертах,   видится   этот   результат   еще   до   его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений. В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана [2. c. 79]. Защищаемые положения — это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть   обоснованной,   т.   е.   подкрепляться   литературными   данными   и   логическими соображениями. После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели  –  не  одно и  то же.  Цель  исследовательской  работы  бывает  одна,  а  задач бывает несколько.   Задачи   показывают,   что   вы   собираетесь   делать.   Формулировка   задач   тесно 30 связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того,   что   известно   об   исследуемом   явлении,   в   каком   направлении   происходят исследования   других   авторов.   В   обзоре   вы   должны   показать,   что   знакомы   с   областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. Затем   описывается   методика   исследования.   Её   подробное   описание   должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в   результате   исследовательской   деятельности.   Полученные   данные   необходимо сопоставить   с   данными   научных   источников   из   обзора   литературы   по   проблеме   и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов. Необходимо   четко   понимать   разницу   между   рабочими   данными,   и   данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив   чисел,   которые   в   тексте   представлять   не   нужно.   Поэтому   рабочие   данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто­то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение. Наиболее   выигрышной   формой   представления   данных   является   графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя. И   завершается   работа   выводами.   В   выводах,   по   порядку   выполнения   задач, излагаются   результаты   исследования.   Выводы   –   это   краткие   ответы   на   вопрос   –   как решены поставленные исследовательские задачи. Цель   может   быть   достигнута   даже   в   том   случае,   если   первичная   гипотеза оказывается несостоятельной. Процедура защиты. 31 Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав   и   разделов   работы.   Надо   иметь   ввиду,   что   допускаемая   регламентом продолжительность выступления 10­15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы   отбирается   самое   главное.   Иногда   приходится   “жертвовать”   и   некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись [3. c.56]. При изложении материала следует   придерживаться   отдельного   плана,   соответствующего   структуре   и   логике выполнения самой исследовательской работы. Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы. Написанная   работа   и   доклад   по   ней   –   совершенно   разные   жанры   научного творчества. II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ. Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила. Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1­5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности). Для   текста,   выполненного   на   компьютере,   ­   размер   шрифта   12­14,   Times   New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5­2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст). Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят   вверху   по   центру   страницы;   на   титульном   листе   номер   страницы   не   ставится. Каждый   новый   раздел   (введение,   главы,   параграфы,   заключение,   список   источников, приложения) начинается с новой страницы. 32 Расстояние   между   названием   раздела   (заголовками   главы   или   параграфа)   и последующим   текстом   должно   быть   равно   трем   интервалам.   Заголовок   располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Титульный   лист   является   первой   страницей   рукописи   и   заполняется   по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать   основному   содержанию   работы.   При   формулировке   темы   следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно­два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”. Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по математике). Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В   нижнем   поле   указывается   город   и   год   выполнения   работы   (без   слова   “год”). Выбор   размера   и   вида   шрифта   титульного   листа   не   имеет   принципиального   значения. После   титульного   листа   помещается   оглавление,   в   котором   приводятся   все   заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению,   на   разделы   и   с   краткими   выводами   в   конце   каждого   раздела)   и   заключение. Основной   текст   может   сопровождаться   иллюстративным   материалом   (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например: Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” [3, c. 65]. После заключения принято помещать список источников (не менее 3­5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература 33 (автор,   название   книги,   город,   издательство,   год,   количество   страниц),   а   затем   другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию [4. c. 43]. Конечно,   речь   идет   об   учебных   исследованиях,   результатами   которых   часто являются   известные   обществу   знания.   Но   эта   работа,   как   никакая   другая,   создает мотивацию   к   обучению   и   творческой   деятельности,   формирует   профессиональные качества.   Исследовательская   работа   может  выполняться   одним   учеником   или   группой. Уровень   трудностей   и   содержания   должны   превышать   уровень   учебного   материала   не менее   чем   на   один   класс.   Ученик   может   и   не   интересоваться   данным   предметом,   но исследовательской деятельностью занимается, и она приносит определенную пользу. На ученика   ложатся   задачи   наблюдения,   описания   и   обобщения   результатов   работы,   т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое. Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Преподаватель выполняет роль   консультанта,   подсказывает   направления,   редактирует   текст.   Привожу   некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности: Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы. Ознакомление с методами исследования. Составление плана работы. Поиск противоречий. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы. Предзащита работы. Окончательное оформление и защита работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Методические   рекомендации   составлены   на   основе   рабочей   программы  учебной дисциплины «Математика» Для   полного   овладения   знаниями   и   умениями,   обучающемуся   необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года. Вопросы и задания на самостоятельную работу определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях. 34 Назначения  данного пособия  – оказание  методической  помощи  обучающемуся  в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы. В   данной   методической   разработке   были   рассмотрены   следующие   формы   и   виды самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся: 13 составление конспекта, 14 составление рефератов, 15 написание сообщений, 16 написание докладов, 17 выполнение проектов, 18 выполнение исследовательских работ, 19 составление тематических кроссвордов, 20 выполнение практической работы. Выполнение самостоятельной внеаудиторной работы позволяет: систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся; углубить и расширить теоретические знания; сформировать умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развивать   познавательные   способности   и   активность   обучающихся:   творческую инициативу, самостоятельность, ответственность, организованность; сформировать   самостоятельность   мышления,   способность   к   саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; сформировать общие и профессиональные компетенции; развивать исследовательские умения. ЛИТЕРАТУРА 1 Алексеева Л.П., Норенкова Н.А. Обеспечение самостоятельной работы студентов // Специалист, № 6, 2005. 1 Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика 35 использования): Монография. ­Красноярск: Изд. КрасГУ. 2002. 2   Муслимова   А.Ф.   Самостоятельная   работа   как   условие   творческого   развития студентов. //Среднее профессиональное образование, № 4, 2001. 3   Муслимова   А.Ф.   Развитие   стремлений   к   самосовершенствованию   и   творческой самореализации // Среднее профессиональное образование, № 9, 2003. 4 Управление   самостоятельной   работой   студентов:   Методическое   пособие   /   Под общей ред. И.П. Пастуховой. ­ М.: Библиотека журнала «СПО» 2006 5 Фуряева Т.В. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. ­Красноярск, 1987. Интернет ресурсы: 1  http://unyver.ru/articles/1.html 36

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятеьной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019