Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
география
9 кл
19.09.2018
Государственная итоговая аттестация (ГИА) в 9-х классах, нацелена на выявление уровня знаний школьников отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, умений использовать эти знания в практической деятельности, при анализе и оценке общественных процессов и явлений, развитие социальных навыков личности. Материал предназначен для учителей географии и обучающихся 9 классов для более качественной подготовки к Государственной итоговой аттестации за курс основной школы. В тексте даются рекомендации для правильного обобщения и изучения материалов, включенных в экзаменационные задания по предмету.Материал предназначен для учителей географии и обучающихся 9 классов для более качественной подготовки к Государственной итоговой аттестации за курс основной школы. В тексте даются рекомендации для правильного обобщения и изучения материалов, включенных в экзаменационные задания по предмету.
Подготовка к ОГЭ по географии.docx
Выступление учителя географии Денисовой Л.Н. 29.12.2017 года
на Педагогическом совете МБОУ «Школа №70» на тему
«Формы работы с обучающимися по подготовке к ГИА в форме ОГЭ по географии».
География единственный школьный предмет мировоззренческого характера,
формирующий у обучающихся целостное, комплексное, системное представление о Земле
как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и
общественные объекты и явления.
Общая цель географического образования школьников сформировать всесторонне
образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении
обучающимися законченной системой географических знаний и умений, а также
возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
Итоговая аттестация в 9х классах, нацелена на выявление уровня знаний
обучающихся отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, умений
использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и
явлений, социализацию личности. Таким образом, говоря о подготовке обучающихся к
государственной (итоговой) аттестации следует иметь в
виду не механическое
натаскивание, а хорошие знания курса географии во всех его аспектах.
Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении
предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро
географических знаний. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением
профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут
стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.
Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту,
зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном
компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в
какой степени достигаются универсальные параметры и требования, установленные этими
документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.
Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об
уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к
образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему
подготовки выпускников девятых классов. Тем самым, повышает ответственность
общеобразовательного учреждения и учителяпредметника за качество подготовки
обучающихся на ступени основного общего образования.
Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю учеников со
спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как
правило это пробная версия ОГЭ).
Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять, что
умеет выпускник, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное
внимание. Большое значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют
проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. Такая диагностика
даёт возможность проработать проблемные вопросы, увидеть объективную картину
подготовки к ОГЭ.
1.Тематическое повторение материала.
2.Выполнение тестовых тренировочных заданий.
3.Работа с бланками ОГЭ и ЕГЭ.
4.Психологические рекомендации при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Весь процесс подготовки к ОГЭ и ЕГЭ разбит на четыре этапа:
Приемы подготовки к ГИА Групповые и индивидуальные консультации
Знакомство со структурой работы
Решение вариантов демоверсии
Разбор теоретического материала по основным разделам работы
Практическая работа с картой
Чтение топографической карты, профиля
Анализ синоптической карты
Изучение факторов размещения отраслей промышленности
Повторение теории движения литосферных плит
Составление систематизирующих таблиц:
а) «Природные зоны», «Климатические пояса», «Почвы», «Растительный и животный мир»
б) Слоганы
в) Персоналии
Дидактический материал
Варианты демоверсий
Экзаменационный материал (школьная ГИА по выбору)
Раздаточный материал: климатограммы, топографические карты, профили,
синоптические карты
Тексты пробного ОГЭ
Статистические таблицы
Методика подготовки к экзаменам
1. Работа с текстом
Три группы умений составляющих умение смыслового чтения текстов географического
содержания
1. Общее понимание текста и ориентация в нём.
2. Глубокое понимание содержания и формы текста
3. Использование информации для решения задач без привлечения или с привлечением
дополнительных знаний.
С чего начать?
Подбор научнопопулярных или информационных текстов. Общие требования:
образовательная ценность текста;
учёт жизненного опыта и познавательного опыта учащихся;
достаточное количество элементов информации для разработки 3 заданий,
направленных на оценку умений разных групп;
содержание текста должно позволять сформулировать географические вопросы,
возникающие в конкретной ситуации: «где?», «почему именно здесь?», «почему
здесь именно так, а не иначе?» и др.
содержание текста должно иметь или личностную или общественную значимость.
Задания 14, 20, 23, 25, 30
2. Приёмы работы с картографическими источниками на уроках географии:
приём ориентирования;
составление описаний территорий;
картографическое моделирование;
составление характеристик территорий;
картографические приёмы (построение профилей, составление контурных карт,
картосхем);
картоаналиические приёмы (чтение и анализ содержания карт, определение
координат, глубин и т.д.
Использование географических карт атласа при выполнении экзаменационной работы
Задание 2 – работа с административнополитической картой России (пограничные
государства)
Задание 3 – работа с тематическими картами раздела «Природа России» (8 класс)
Задание 5 – работа с тематическими картами раздела «Хозяйство России» (9 класс)
Задание 7 – работа с тематическими картами раздела «Население России» (89 класс)
Задания 1011 – работа с синоптической картой
Задание 14 – определение географических координат
Задание 17 работа с картой «Плотность населения России»
Задание 1821 – работа с топографической картой
Задание 22 работа с административнополитической картой
Задание 24 – работа с картой часовых зон
3. Приемы работы со статистическими материалами.
Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и
интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и
социальноэкономические явления.
Методику работы впервые разработал Н.Н. Баранский.
Её порядок заключается в следующем:
прочесть заголовок,
прочесть единицу измерения,
прочесть заголовки строчек и граф,
читать по строчкам и графам с округлением цифр,
сделать вывод о том, что узнаешь.
Задания 89, 16, 27, 2829
Статистические показатели в учебниках географии представлены в виде:
Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются
размеры географических явлений, например, размеры территории, численность
населения. Они выражаются в:
Натуральных единицах измерения (тонны, кг, м²).
Условнонатуральных (тонны условного топлива).
Стоимостных (дают денежную оценку).
Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин
друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении
географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д.
Методы и формы подготовки учащихся в аудитории
Наиболее эффективные формы обучения
Формы организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые,
•
массовые)
Наиболее эффективной формой обучения при подготовке учащихся к ОГЭ является
групповая или индивидуальная.
Использование групповых форм обучения, например на предпрофильной подготовке или
на элективных занятиях по географии, позволяет учащимся быть субъектами учебно
воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение,
самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать
результаты деятельности своих товарищей и себя.
Очень большую роль играет умение учащихся правильно задавать вопросы и отвечать на
них, выражать свое мнение (пусть даже ошибочное), умение критиковать и понимать
критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать, вести диалог и выступать с речью. Формы организации учебных занятий (традиционный урок, лекция, дискуссия,
Все это применимо к групповой форме обучения и очень хорошо развивает мышление и
память, а так же познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать).
•
беседа, тренировочное тестирование и др.)
В качестве формы организации учебного занятия традиционный урок уже не подходит.
Более приемлемыми формами организации учебных занятий являются уроки повторения,
обобщения и систематизации изучаемого материала, а так же урок проверки и оценки
знаний, умений и навыков (в форме тестов ОГЭ).
Особенности методики обучения (в каком порядке разбираются экзаменационные
задания: от первого вопроса до последнего, по темам, по разделам). Преимущества
выбранного способа.
Особенность методики обучения строится на результатах проведения первоначального
тестирования.
В начале учебного года, ученики, сдающие ОГЭ, пишут тестирование в форме ОГЭ. На
основании их ошибок, составляются темы, которые нуждаются в отработке (в географии
каждый вопрос соответствует определенной теме). Изначально разбирается каждая тема
отдельно. Затем, в феврале, проходит повторное тестирование, которое показывает
результаты повторения, обобщения и систематизации ранее изученного материала. После
чего учащиеся тренируются, последовательно отвечать на все вопросы тестирования (так,
как будет на экзаменах).
Наиболее эффективные принципы обучения:
Из наиболее эффективных принципов обучения можно выделить сознательность,
активность, самостоятельность в обучении и прочность овладения знаниями, умениями и
навыками.
Очень большую роль в географии играет наглядность обучения, так как на 70% всех
экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Поэтому большое
внимание уделяется работе с картами (7,8,9 класс).
Систематичность, последовательность и комплексность в обучении характерно для
традиционных уроков и в данном случае становятся не актуальными.
Методика дистанционной подготовки учащихся к сдаче ГИА.
Одна из наиболее активно развивающихся в последние годы форм обучения – это обучение
с использованием глобальной сети Internet или дистанционное обучение.
Дистанционное обучение является формой получения образования, при которой в
образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы,
средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных
технологиях.
Она используется для расширения образовательного пространства урока, в частности:
• для самостоятельного освоения учащимися некоторых разделов и тем;
• для осуществления текущего контроля качества знаний, а также для мониторинга
учебного процесса;
• для отработки навыков при выполнении учебных заданий определенного типа.
Учащимся получают список интернет ресурсов, которые они могут использовать при
подготовке к ОГЭ по географии:
geo.ege.sdamgia.ru
4ege.ru
examen.ru
ru.wikipedia.org
wildberries.ru Наиболее распространенные ошибки в заданиях
На этапе подготовки к ОГЭ в начале года была проведена первая работа по выявлению
наиболее типичных ошибок у учащихся. Анализ данных работ показал эти ошибки:
Неумение работать с картами и получать из них необходимую информацию (62%)
Незнание основных закономерностей в природе (63%)
Проблемы с математическими расчетами (52%)
Система отработки ошибок.
Сложности использования географических карт при ответах на вопросы.
Действительно, оказалось очень большой проблемой для учащихся – это найти карту,
которая поможет ответить на заданный вопрос! В связи с этим необходимо еще несколько
раз просмотреть все атласы за 7, 8 и 9 классы. Рассмотреть общегеографические и
тематические карты, которые в них находятся. Еще раз объяснить учащимся, на какие
вопросы с помощью этих карт можно ответить и привести конкретные примеры из заданий
ОГЭ.
Например:
Определите регион России по его краткому описанию.
Этот край имеет приморское положение. Его административный центр находится
на равном расстоянии от Северного полюса и экватора. Основные формы рельефа —
горы (высотой более 3000 м) и низменность. Живописные горные ландшафты, морское
побережье, лечебные грязи и минеральные источники привлекают в край большое коли
чество туристов и отдыхающих.
Ответ: ______________________ край.
Сложности с решением математических вычислений.
Многие дети, сдающие географию, имеют гуманитарную направленность и не сильны в
математике. Необходимо еще раз проговорить с учащимися, как округлить число до сотых
или до десятых, как решить задачу с помощью уравнения и т.д. Здесь необходима
тренировка по решению различных видов географических задач.
Например:
Используя данные таблицы «Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г.», опреде
лите долю трубопроводного транспорта в общем грузообороте (в %). Полученный ре
зультат округлите до це
Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г. (млрд тоннокилометров)
го числа.
ло
4998
Транспорт – всего
в том числе по видам:
железнодорожный
2222
автомобильный
248
трубопроводный
2397
водный (морской и внутренний водный) 126
воздушный
5,1
Невнимательность.
Элементарная невнимательность приводит к ошибкам в самых легких заданиях. Учащиеся
путают «большеменьше», «моложестарше» и т.д.
Например: Почвы какой из перечисленных природных зон России имеют наи
ственное плодородие?
1) тайга
2) пустыня
3) степь
4) широколиственные леса
В данном случае мы должны научить детей находить важные слова в вопросах и их
обязательно подчеркивать.
со кое есте
бо лее вы
Создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов.
Наличие готовых памяток, инструкций, схем и алгоритмов значительно сокращает
использование учебного времени в повторении или изучении нового материала и является
прекрасным наглядным пособием для запоминания учебного материала.
Психологическая подготовка обучающихся к проверочной работе
(рекомендации для обучающихся)
Советы по подготовке к проверочной работе
Готовься планомерно
Соблюдай режим дня
Питайся правильно
Во время подготовки чередуй занятия и отдых
Накануне проверочной работы
С вечера перестань готовиться.
Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего
здоровья, силы, «боевого» настроя.
Советы во время проверочной работы
Соблюдай правила поведения на проверочной работе!
Слушай, как правильно заполнять бланк!
Работай самостоятельно!
Используй время полностью!
При работе с заданиями:
Сосредоточься!
Читай задание до конца!
Думай только о текущем задании!
Начни с легкого!
Пропускай!
Исключай!
Проверь!
Не оставляй задание без ответа!
Не огорчайся!
Запланируй два круга!
Советы после проверочной работы
Занятия спортом;
Способы снятия напряжения, негативного влияния стресса:
Танцы;
Йога;
Рисование;
Пение И многие другие занятия интересные для человека
Общие выводы и рекомендации для подготовки к ОГЭ по географии:
Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ГИА, начинать
готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема.
Системный подход к повторению изученного материала вот одна из главных задач при
подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий,
систематические консультации по контрольно измерительным материалам (КИМ)
способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков
выполнения заданий на бланках. Таким образом, обучающиеся знакомятся с требованиями
и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкает к формулировке
заданий и типам тестов, используемых в КИМ, учатся коротко и логично отвечать на
задания с развернутыми ответами
При подготовке к ГИА по географии выпускнику необходимо использовать
учебники и пособия для подготовки к ГИА, которые рекомендованы к использованию в
образовательных учреждениях, картографические и статистические источники для поиска
и извлечения информации.
Для успешной самоподготовки нужно как можно чаще тренироваться. Тесты
помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена по
географии. Значительный результат дает работа, не требующая дополнительных затрат
времени, но дающая максимальный балл при оценивание ГИА. Знания, полученные в ходе
подготовки и самоподготовки,
позволяют выпускнику на экзамене быстро
сориентироваться в вопросах и качественно выполнить задание.
Для успешной подготовки к ГИА необходимо, прежде всего просто повторить весь
школьный материал, который входит в содержание программы и необходимый для сдачи
экзамена.
Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника,
которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы.
Но по причине того, что все словари служат не для объяснения, а именно для освежения в
памяти воспоминаний, краткий словарь школьника будет абсолютно неэффективным для
тех, у кого объем знаний стремиться к нулю.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и
комбинировать средства педагогического воздействия на обучающихся, усилить
мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно
изменить самоконтроль и контроль над результатом обучения, а также своевременно
корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения. Активная работа с
компьютером формирует у обучающихся более высокий уровень самообразовательных
навыков и умений анализа и структурирования получаемой информации. Необходимо
развивать навыки самостоятельной работы ребенка, в том числе проводить тренировочные
и проверочные работы в системе Интернет.
Использование Интернета для проведения тестирования в формате ГИА онлайн
(приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовки
обучающихся. Готовя выпускника к ГИА можно использовать различные тренировочные
программы, которые учитель предлагает обучающимся. Учитель имеет возможность
организовать работу с каждым учеником и вносить необходимые изменения в их
подготовку. Тестирование проводится во внеурочное время или в домашних условиях, что
позволяет обучающемуся максимально сконцентрироваться на выполнение заданий.
Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует
развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене. Обучающиеся, сдающие ГИА, должны принимать активное участие в
олимпиадах, т. к. предлагаемые задания по структуре приближены к экзаменационным.
В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по
географии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при
подготовке к олимпиадам, при научно –исследовательских работах обучающихся, при
подготовке к ГИА. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет
много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет
оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных пособий
позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в
содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа при
подготовке к ГИА по географии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и
школьника; повысить качество обучении предмету; отразить существенные стороны
географических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на
передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики объектов и
явлений природы.
Такая система позволяет достичь положительных результатов и повысить результативность
участия учащихся девятых классов в процедуре независимой оценки качества подготовки
учащихся по географии в виде Государственной итоговой аттестации.
Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.