Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Оценка 4.9

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
география
9 кл
19.09.2018
Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Государственная итоговая аттестация (ГИА) в 9-х классах, нацелена на выявление уровня знаний школьников отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, умений использовать эти знания в практической деятельности, при анализе и оценке общественных процессов и явлений, развитие социальных навыков личности. Материал предназначен для учителей географии и обучающихся 9 классов для более качественной подготовки к Государственной итоговой аттестации за курс основной школы. В тексте даются рекомендации для правильного обобщения и изучения материалов, включенных в экзаменационные задания по предмету.Материал предназначен для учителей географии и обучающихся 9 классов для более качественной подготовки к Государственной итоговой аттестации за курс основной школы. В тексте даются рекомендации для правильного обобщения и изучения материалов, включенных в экзаменационные задания по предмету.
Подготовка к ОГЭ по географии.docx
Выступление учителя географии Денисовой Л.Н.  29.12.2017 года на Педагогическом совете МБОУ «Школа №70» на тему «Формы работы с обучающимися по подготовке к ГИА в форме ОГЭ по географии». География   ­   единственный   школьный   предмет   мировоззренческого   характера,   формирующий у обучающихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как   планете   людей.   В   сферу   рассмотрения  этого   предмета   входят   естественные   и общественные объекты и явления. Общая цель географического образования школьников ­ сформировать всесторонне образованную   личность,   в   более   узком   смысле   эта   цель   заключается   в   овладении обучающимися   законченной   системой   географических   знаний   и   умений,   а   также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Итоговая   аттестация   в   9­х   классах,   нацелена   на   выявление   уровня   знаний обучающихся отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, умений использовать   эти   знания   при   анализе   и   оценке   реальных   общественных   процессов   и явлений,   социализацию   личности.   Таким   образом,  говоря   о  подготовке   обучающихся   к государственной   (итоговой)   аттестации   следует   иметь   в     виду   не   механическое натаскивание, а хорошие знания курса географии во всех его аспектах.    Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических   знаний.   Вместе   с   тем   им   предстоит   определиться   с   направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован   в   обязательном   минимуме   содержания   образования   и   в   федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.  Адекватно   определить,   в какой степени достигаются универсальные параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы. Итоги   государственной   аттестации   позволяют   сделать   определенные   выводы   об уровне   подготовки   выпускников   основной   школы,   выработать   единые   требования   к образовательным   достижениям   обучающихся,   сформировать   эффективную   систему подготовки   выпускников   девятых   классов.   Тем   самым,   повышает   ответственность общеобразовательного   учреждения   и   учителя­предметника   за   качество   подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.       Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ).        Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять, что умеет выпускник, какие пробелы в знаниях  есть, на какие задания обратить особенное внимание. Большое значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. Такая диагностика даёт   возможность   проработать   проблемные   вопросы,   увидеть   объективную   картину подготовки к ОГЭ.    1.Тематическое повторение материала. 2.Выполнение тестовых тренировочных заданий. 3.Работа с бланками ОГЭ и  ЕГЭ. 4.Психологические рекомендации при сдаче ОГЭ и  ЕГЭ.  Весь процесс подготовки к ОГЭ и  ЕГЭ разбит на четыре этапа: Приемы подготовки к ГИА Групповые и индивидуальные консультации Знакомство со структурой работы    Решение вариантов демоверсии  Разбор теоретического материала по основным разделам работы  Практическая работа с картой  Чтение топографической карты, профиля  Анализ синоптической карты  Изучение факторов размещения отраслей промышленности  Повторение теории движения литосферных плит  Составление систематизирующих таблиц:  а) «Природные зоны», «Климатические пояса», «Почвы», «Растительный и животный мир» б) Слоганы  в) Персоналии Дидактический материал  Варианты демоверсий  Экзаменационный материал (школьная ГИА по выбору)  Раздаточный   материал:   климатограммы,   топографические   карты,   профили, синоптические карты  Тексты пробного ОГЭ  Статистические таблицы Методика подготовки к экзаменам 1. Работа с текстом  Три группы умений составляющих умение смыслового чтения текстов географического содержания 1. Общее понимание текста и ориентация в нём.  2. Глубокое понимание содержания и формы текста  3. Использование информации для решения задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.  С чего начать? Подбор научно­популярных или информационных текстов. Общие требования:  образовательная ценность текста;   учёт жизненного опыта и познавательного опыта учащихся;   достаточное   количество   элементов   информации   для   разработки   3   заданий, направленных на оценку умений разных групп;   содержание   текста   должно   позволять   сформулировать   географические   вопросы, возникающие   в   конкретной   ситуации:   «где?»,   «почему   именно   здесь?»,   «почему здесь именно так, а не иначе?» и др.   содержание текста должно иметь или личностную или общественную значимость.  Задания 14, 20, 23, 25, 30  2. Приёмы работы с картографическими источниками на уроках географии: приём ориентирования;  составление описаний территорий;  картографическое моделирование;  составление характеристик территорий;  картографические   приёмы   (построение   профилей,   составление   контурных   карт, картосхем);  картоаналиические   приёмы   (чтение   и   анализ   содержания   карт,   определение координат, глубин и т.д.        Использование географических карт атласа при выполнении экзаменационной работы Задание   2   –   работа   с   административно­политической   картой   России   (пограничные государства)  Задание 3 – работа с тематическими картами раздела «Природа России» (8 класс)   Задание 5 – работа с тематическими картами раздела «Хозяйство России» (9 класс)  Задание 7 – работа с тематическими картами раздела «Население России» (8­9 класс)  Задания 10­11 – работа с синоптической картой   Задание 14 – определение географических координат  Задание 17 ­ работа с картой «Плотность населения России»  Задание 18­21 – работа с топографической картой  Задание 22 ­ работа с административно­политической картой   Задание 24 – работа с картой часовых зон  3. Приемы работы со статистическими материалами. Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации   количественных   данных,   характеризующих   различные   природные   и социально­экономические явления.  Методику работы впервые разработал Н.Н. Баранский.  Её порядок заключается в следующем:   прочесть заголовок,   прочесть единицу измерения,   прочесть заголовки строчек и граф,   читать по строчкам и графам с округлением цифр,   сделать вывод о том, что узнаешь.  Задания  8­9, 16, 27, 28­29  Статистические показатели в учебниках географии представлены в виде:  Абсолютные   величины   имеют   осведомительное   значение,   с   их   помощью   даются размеры   географических   явлений,   например,   размеры   территории,   численность населения. Они выражаются в:  Натуральных единицах измерения (тонны, кг, м²).  Условно­натуральных (тонны условного топлива).  Стоимостных (дают денежную оценку).  Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг   с   другом,   позволяют   обнаружить   определенные   закономерности   в   изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д. Методы  и формы подготовки учащихся в аудитории Наиболее эффективные формы обучения  Формы   организации   учебной   деятельности   (индивидуальные,   групповые, • массовые) Наиболее   эффективной   формой   обучения   при   подготовке   учащихся   к   ОГЭ   является групповая или индивидуальная. Использование групповых форм обучения, например на предпрофильной подготовке или на   элективных   занятиях   по   географии,     позволяет   учащимся   быть   субъектами   учебно­ воспитательного   процесса:   ставить   перед   собой   цель,   планировать   ее   достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя. Очень большую роль играет умение учащихся правильно задавать вопросы и отвечать на них,   выражать   свое   мнение   (пусть   даже   ошибочное),   умение   критиковать   и   понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать, вести диалог и выступать с речью. Формы организации учебных занятий  (традиционный урок, лекция, дискуссия, Все это применимо к групповой форме обучения и очень хорошо развивает мышление и память, а так же познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать). • беседа, тренировочное тестирование и др.) В качестве формы организации учебного занятия традиционный урок уже не подходит. Более приемлемыми формами организации учебных занятий  являются уроки  повторения, обобщения  и  систематизации  изучаемого  материала,  а  так же  урок  проверки  и  оценки знаний, умений и навыков (в форме тестов ОГЭ).  Особенности методики обучения (в каком порядке разбираются экзаменационные задания:   от   первого   вопроса   до   последнего,     по   темам,   по   разделам).   Преимущества выбранного способа. Особенность   методики   обучения   строится   на   результатах   проведения   первоначального тестирования.  В начале учебного года, ученики, сдающие ОГЭ, пишут тестирование в форме ОГЭ. На основании их ошибок, составляются темы, которые нуждаются в отработке (в географии каждый вопрос соответствует определенной теме).  Изначально разбирается каждая тема отдельно.   Затем,   в   феврале,   проходит   повторное   тестирование,   которое   показывает результаты повторения, обобщения и систематизации ранее изученного материала. После чего учащиеся тренируются, последовательно отвечать на все вопросы тестирования (так, как будет на экзаменах).   Наиболее эффективные принципы обучения: Из   наиболее   эффективных   принципов   обучения   можно   выделить   сознательность, активность, самостоятельность в обучении и прочность овладения знаниями, умениями и навыками. Очень большую роль в географии играет   наглядность обучения, так как на 70% всех экзаменационных   вопросов   можно   ответить   с   помощью   карт   атласа.   Поэтому   большое внимание уделяется работе с картами (7,8,9 класс).   Систематичность,   последовательность   и   комплексность   в   обучении   характерно   для традиционных уроков и в данном случае становятся не актуальными. Методика дистанционной подготовки учащихся к сдаче ГИА.  Одна из наиболее активно развивающихся  в последние годы форм обучения – это обучение с использованием глобальной сети Internet или дистанционное обучение.   Дистанционное   обучение     является   формой   получения   образования,   при   которой   в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства   и   формы   обучения,   основанные   на   компьютерных   и   телекоммуникационных технологиях. Она  используется  для расширения образовательного пространства урока, в частности:   • для самостоятельного освоения учащимися некоторых разделов и тем;   •   для   осуществления   текущего   контроля   качества   знаний,   а   также   для   мониторинга учебного процесса;   • для отработки навыков при выполнении учебных заданий определенного типа.  Учащимся   получают   список   интернет   ресурсов,   которые   они   могут   использовать   при подготовке к ОГЭ по географии:  geo.ege.sdamgia.ru 4ege.ru examen.ru ru.wikipedia.org wildberries.ru Наиболее распространенные ошибки в заданиях  На этапе подготовки к ОГЭ в начале года была проведена первая работа по выявлению наиболее типичных ошибок у учащихся. Анализ данных работ показал эти ошибки:  Неумение работать с картами и получать из них необходимую информацию (62%)  Незнание основных закономерностей в природе (63%)  Проблемы с математическими расчетами  (52%)  Система отработки ошибок.   Сложности использования географических карт при ответах на вопросы. Действительно,   оказалось   очень   большой   проблемой   для   учащихся   –   это   найти   карту, которая поможет ответить на заданный вопрос! В связи с этим необходимо еще несколько раз   просмотреть   все   атласы   за   7,   8   и   9   классы.     Рассмотреть   общегеографические   и тематические карты, которые в них находятся. Еще раз объяснить учащимся, на какие вопросы с помощью этих карт можно ответить и привести конкретные примеры из заданий ОГЭ.  Например: Определите регион России по его краткому описанию.  Этот край имеет приморское положение. Его административный центр находится на равном расстоянии от Северного полюса и экватора. Основные формы рельефа — горы (высотой более 3000 м) и низменность. Живописные горные ландшафты, морское побережье, лечебные грязи и минеральные источники привлекают в край большое коли­ чество туристов и отдыхающих.  Ответ: ______________________ край.  Сложности с решением математических вычислений. Многие дети, сдающие географию, имеют гуманитарную направленность и не сильны в математике. Необходимо еще раз  проговорить с учащимися, как округлить число до сотых или   до   десятых,   как   решить   задачу   с   помощью   уравнения   и   т.д.   Здесь   необходима тренировка по решению различных видов географических задач. Например: Используя данные таблицы «Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г.», опреде­ лите долю трубопроводного транспорта в общем грузообороте (в %). Полученный ре­ зультат округлите до це   Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г. (млрд тонно­километров)    го числа.    ло  4998 Транспорт – всего в том числе по видам: железнодорожный 2222 автомобильный 248 трубопроводный 2397 водный (морской и внутренний водный) 126 воздушный 5,1 Невнимательность. Элементарная невнимательность приводит к ошибкам в самых легких заданиях. Учащиеся путают «больше­меньше», «моложе­старше» и т.д.  Например: Почвы какой из перечисленных природных зон России имеют  наи  ственное плодородие? 1) тайга 2) пустыня 3) степь 4) широколиственные леса В   данном   случае   мы   должны   научить   детей   находить   важные   слова   в   вопросах   и   их обязательно подчеркивать.  со   кое  есте­  бо   лее вы   Создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов.       Наличие   готовых   памяток,   инструкций,   схем   и   алгоритмов   значительно   сокращает использование учебного времени в повторении или изучении нового материала и является прекрасным наглядным пособием для запоминания учебного материала.   Психологическая подготовка обучающихся к проверочной работе (рекомендации для обучающихся) Советы по подготовке  к проверочной работе  Готовься планомерно  Соблюдай режим дня  Питайся правильно   Во время подготовки чередуй занятия и отдых Накануне проверочной работы   С вечера перестань готовиться.   Выспись   как   можно   лучше,   чтобы   встать   отдохнувшим,   с   ощущением   своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Советы во время проверочной работы  Соблюдай правила поведения на проверочной работе!  Слушай, как правильно заполнять бланк!  Работай самостоятельно!  Используй время полностью!  При работе с заданиями:  Сосредоточься!  Читай задание до конца!   Думай только о текущем задании!   Начни с легкого!  Пропускай!   Исключай!    Проверь!  Не оставляй задание без ответа!  Не огорчайся! Запланируй два круга! Советы после проверочной работы Занятия спортом;  Способы снятия напряжения, негативного влияния стресса:   Танцы;  Йога;  Рисование;  Пение  И многие другие занятия интересные для человека Общие выводы и рекомендации для подготовки к ОГЭ по географии: Чтобы   получить   максимальный   результат   при   подготовке   к   ГИА,   начинать готовиться   нужно   заблаговременно,   в   чем   часто   заключается   существенная   проблема. Системный подход к повторению изученного материала ­ вот одна из главных задач при подготовке   к   экзамену.   Самостоятельное   повторение   и   тренинг   выполнения   заданий, систематические   консультации   по   контрольно   ­   измерительным   материалам   (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий на бланках. Таким образом, обучающиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкает к формулировке заданий  и  типам  тестов,  используемых  в КИМ, учатся  коротко  и  логично отвечать  на задания  с развернутыми ответами При   подготовке   к   ГИА   по   географии   выпускнику   необходимо   использовать учебники и пособия для подготовки к ГИА, которые рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях, картографические и статистические источники для поиска и извлечения информации.  Для   успешной   самоподготовки   нужно   как   можно   чаще   тренироваться.   Тесты помогут   получить   представление   о   формулировках   и   уровне   сложности экзамена   по географии.  Значительный   результат   дает   работа,   не   требующая   дополнительных   затрат времени, но дающая максимальный балл при оценивание ГИА. Знания, полученные в ходе подготовки   и   самоподготовки,   позволяют   выпускнику   на   экзамене   быстро сориентироваться в вопросах и качественно выполнить задание. Для успешной подготовки к ГИА необходимо, прежде всего просто повторить весь школьный материал, который входит в содержание программы и необходимый для сдачи экзамена. Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника, которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы. Но по причине того, что все словари служат не для объяснения, а именно для освежения в памяти воспоминаний, краткий словарь школьника будет абсолютно неэффективным для тех, у кого объем знаний стремиться к нулю. Применение   новых информационных   технологий позволяет   разнообразить   и комбинировать   средства   педагогического   воздействия   на   обучающихся,   усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить   самоконтроль   и   контроль   над   результатом   обучения,   а   также   своевременно корректировать   и   обучающую   деятельность   и   деятельность   учения.   Активная   работа   с компьютером   формирует   у   обучающихся   более   высокий   уровень   самообразовательных навыков и умений ­ анализа и структурирования получаемой информации. Необходимо развивать навыки самостоятельной работы ребенка, в том числе проводить тренировочные и проверочные работы в системе Интернет. Использование   Интернета   для   проведения   тестирования   в   формате   ГИА   онлайн (приближенному   к   экзаменационному)   позволяет   оценить   уровень   подготовки обучающихся. Готовя выпускника к ГИА можно использовать различные тренировочные программы,   которые   учитель   предлагает   обучающимся.   Учитель   имеет   возможность организовать   работу   с   каждым   учеником   и   вносить   необходимые   изменения   в   их подготовку. Тестирование проводится во внеурочное время или в домашних условиях, что позволяет обучающемуся максимально сконцентрироваться на выполнение заданий. Участие   в   дистанционных   конкурсах   и   олимпиадах   по   предмету   способствует развитию   компетенции   школьника   и,   как   следствие,   его   дальнейшей   реализации   на экзамене.   Обучающиеся,   сдающие   ГИА,   должны   принимать   активное   участие   в олимпиадах, т. к. предлагаемые задания по структуре приближены к экзаменационным. В  настоящее  время  разработано  множество  мультимедийных учебных  пособий по географии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке   к   олимпиадам,   при   научно   –исследовательских   работах   обучающихся,   при подготовке к ГИА. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много   преимуществ:   сочетание   звука,   изображения   и   интерактивности   позволяет оперативно   провести   контроль   и   оценку   знаний.   Структуры   электронных   пособий позволяют   быстро   осуществлять   переходы   в   пределах   курса,   ориентироваться   в содержании   пособия.   Несомненным   достоинством   применения   мультимедиа   при подготовке к ГИА по географии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника;   повысить   качество   обучении   предмету;   отразить   существенные   стороны географических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики объектов и явлений природы. Такая система позволяет достичь положительных результатов и повысить результативность участия учащихся девятых классов в процедуре независимой оценки качества подготовки учащихся по географии в виде Государственной итоговой аттестации.

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".

Методические рекомендации "Подготовка к ОГЭ по географии".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2018