Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
17.08.2018
Леворукость веками остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества – праворукие, а леворукие составляют всего 13-16%, но их количество с каждым годом увеличивается, что подтверждают статистические данные. Левши существовали всегда,но лишь сейчас, в последние годы, за ними оставляют право быть собой, сохранить свою индивидуальность. Но еще двадцать лет назад отношение учителей к лавшам было строго негативным, педагоги стремились во чтобы-то ни стало переучить детей на правую руку, порой прибегая к самым жестким методам.
группы риска.docx
2018
Содержание
Введение……………………………………….………….
Различные подходы к определению формулировки
понятия «ведущая рука»..………………………..……...
Психофизиологические
основы
возникновения
Методические рекомендации учителям
начальных классов по обучению и воспитанию
леворуких детей
леворукости……………………...……………..…………
Проблема адаптации леворуких детей при обучении
письму …………………………………..……………….
Методические рекомендации по обучению леворуких
детей……….……………………………………………..
Тестирование
учащихся
«ведущую
на
руку»…………………………………………….………..
Заключение…………………………………………..…..
Список используемых источников……………….…… особенности – мозг левшей более пластичен, более
симмметричен, его легче перестроить на другой режим
восприятия, то есть у левши ассиметрия в развитии
мозга выражена не так сильно, как у правши. Это
подтверждает следующий факт – речевые центры левши
имеют в обоих полушариях, тогда как правши – только в
левом, и за развитие речи оно отвечает на 95%.
Следовательно, вероятность восстановления речевой
функции после травмы мозга у левши значительно выше,
чем у правши.
Поэтому в настоящее время перед учителями
методистами стоит задача – разработать целостную
систему методических рекомендаций для успешного
обучения детей грамоте.
Введение
Леворукость веками остается
„Переучивать левшу –
значит, ломать его
биологическую природу”
А. БогатыхКорк
загадкой,
притягивающей внимание. Действительно, большая часть
человечества – праворукие, а леворукие составляют
всего 1316%, но их количество с каждым годом
увеличивается, что подтверждают статистические
данные. Левши существовали всегда,но лишь сейчас, в
последние годы, за ними оставляют право быть собой,
сохранить свою индивидуальность. Но еще двадцать лет
назад отношение учителей к лавшам было строго
негативным, педагоги стремились во чтобыто ни стало
переучить детей на правую руку, порой прибегая к
самым жестким методам.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно
разработанной методики обучения письму леворуких
детей. Поэтому наши левши учатся выполнять все
учебные действия также, как и правши, что приносит
огромное неудобство маленькому ребенкулевше, ведь
даже ножницы ему нужны другие, линейка со шкалой
справа налево, тетрадьпропись с особой структурой,
свет при письме должен падать справа, а наклон почерка
категорически запрещен. И это только о внешних
проявлениях левшества. Если же говорить о внутренних
психофизиологических особенностях маленького
леворукого ребенка, то здесь отмечаются такие Различные подходы к определению
формулировки понятия «ведущая рука»
Сначала определимся с формулировкой таких
понятий как «ведущая рука», «левша», «леворукость»,
«правша», «праворукость» и «амбидекстр».
Ведущая рука – предпочтительно используемая
человеком для всех видов деятельности верхняя
конечность (правая рука или левая рука).
Правша человек, который владеет правой рукой
лучше, чем левой.
Праворукость — привычка пользоваться правой
рукой является результатом воспитания ребёнка, так
как при обычном ношении его на правой стороне,
остается свободной правая рука, которая поэтому
развивается сильнее. В настоящее время принято
считать, что в силу наследственности у правшей сильнее
развита левая половина, соответственно чему более
развита правая рука.
Следовательно, при обратных условиях, то есть
при более сильном развитии правого полушария мозга,
сильнее функционирует левая рука. Из этого очевидно,
что подобное
(предпочтительное
использование левой руки, а не правой) нужно считать
врождённой, а не приобретённой особенностью.
состояние
Обозначая
предпочитающего
действовать левой рукой, его обычно называют левшой.
человека,
Но если быть строгими в определениях, это не совсем
точно.
Левшество, в отличие от леворукости, это
предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и
даже чувствительности левой половины тела. Просто в
обычной жизни большинство людей редко обращает
внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает
человек.
Левшаа —
человек,
предпочтительно
пользующийся левой рукой вместо правой. Человек,
являющийся левшой, в основном, использует левую руку
намного чаще, чем правую; левша преимущественно
будет пользоваться левой рукой для личных нужд,
приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая
для письма, не является точным индикатором лево
(право ) рукости. Так, множество левшей пишут правой
рукой, используя левую руку для выполнения
большинства других задач. Из этого вытекает
определение «леворукости».
Леворукость — врожденное или вынужденное
использование левой рукой в качестве ведущей.
Амбидекстр яиа
(от ambi — «оба» и dextrum —
«правый», «ловкий») — отсутствие явно выраженной
мануальной асимметрии; проявляется тем, что человек
или животное в равной степени владеет правой и левой
рукой, без выделения ведущей. Амбидекстрия может
быть обусловлена генетически или выработана в
результате тренировки.
Амбидекстр человек,
одинаково хорошо
владеющий обеими руками. один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо
слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом
и т.п.
При обучении в школе, конечно, самой важной
является характеристика ведущей руки, так как малышу
предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности,
как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным
образом о леворукости, однако нельзя игнорировать
другие виды проявлений левшества, т. к. они также
могут влиять на успешность обучения детей.
Умение одинаково ловко работать обеими руками
можно развить тренировкой, но при этом животное или
человек обычно всё равно несколько предпочитает руку,
которая изначально была доминирующей. В Европе
обучению амбидекстров уделяют особое внимание,
обучая детей одинаково ловко работать обеими руками.
Изучение особенностей левшей осложняется тем,
что левши вовсе не являются однородной группой.
Существуют различные причины левшества, от которых
может зависеть развитие тех или иных качеств у
ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество».
Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не
абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем
многообразии этих проявлений,
прежде всего,
разграничим понятия "леворукость" и "левшество".
Леворукость определяет только ведущую руку,
тогда как левшество комплексная характеристика,
отражающая большую активность правого полушария
головного мозга (в отличие от правшей, у которых
доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш
ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с
уверенностью можете утверждать, что он леворукий.
Однако является ли он левшой в целом, можно судить
только после выявления у него ведущего глаза, ведущей
ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят
специальные тесты, но иногда можно понять это,
внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во
время деятельности, например во время занятий
спортом. Человек чаще будет использовать в более
активной форме только один из парных органов:
отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив Психофизиологические основы возникновения
леворукости
В мире насчитывается примерно 9–11 процентов
леворуких детей, но в нашей стране – почти 25
процентов. Причины леворукости могут быть разыми.
Чаще всего встречается, так называемое, генетическое
левшество. Большинство ученых сходятся во мнении,
что левшество – это наследственный признак (т.к. у
родителейлевшей вероятность рождения ребенкалевши
в 1012 раз выше). У генетических левшей может не быть
никаких нарушений в развитии, тогда это считается
просто индивидуальным своеобразием,
вариантом
нормального развития. Гена, отвечающего за левшество
(правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда
берутся левши?” нет точного ответа.
Второй вид это "компенсаторное" левшество,
связанное с какимлибо поражением мозга, чаще его
левого полушария. Сюда также относится родовой
стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов,
среди которых малый вес новорожденного, слишком
быстрые или затянувшиеся роды,
применение
асфиксия у
инструментов родовспоможения,
новорожденного и т.д.). Поскольку деятельность правой
руки в основном регулируется левым полушарием, то в
случае какойлибо травмы, болезни на раннем этапе
развития ребенка, соответствующие функции может
взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая
рука становится ведущей, то есть более активной при
выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще
всего и при письме.
Отдельно
Третий вид это "вынужденное" левшество.
Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с
травмой правой руки, но может быть и результатом
подражания родным или друзьям.
следует
рассматривать псевдолеворукость. К определенному
возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка
какоето из полушарий формируется как доминантное
по отношению к данной руке (например, у правшей
левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко
встречается и нетипичное психическое развитие, когда в
соответствующих структурах головного мозга не
происходит развития, достаточного для организации
специализации полушарий и их взаимодействия между
собой. В таких случаях у детей не формируется
доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда
наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще,
примерно равное использование обеих рук. Если у вас
есть основания предполагать, что леворукость (или
«двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то
лучше обратиться к специалистам и организовать
специальные занятия для коррекции межполушарных
связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого
принуждения писать и рисовать правой рукой.
Кроме всего перечисленного возможно развитие у
детей так называемого "скрытого левшества", т. е.
смена доминирующего полушария. Момент смены
является тем критическим периодом, когда основные
функции центральной нервной системы равномерно
распределены между двумя полушариями, после чего
уже начинает доминировать правое полушарие. Таких
людей можно условно назвать "психическими" левшами
или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки
левшества не связаны с доминированием левой руки.
Существует много теорий о том, что «быть
левшой» затрагивает способ человека думать. Одна
теория делит лево и праворуких мыслителей на два
лагеря:
одновременновизуальный и линейно
последовательный. Согласно этой теории, праворукие
люди в процессе мышления обрабатывают информацию,
используя «линейный последовательный» метод, в
котором мысль должна быть полностью обдумана
прежде, чем перейти к следующей мысли. Людилевши
обрабатывают информацию, используя «визуальный
одновременный» метод, в котором несколько мыслей
могут быть обработаны одновременно.
Рассмотрим это на следующем примере: имеется
тысяча желтых теннисных мячиков и 1 красный.
Праворукий человек,
использующий линейно
последовательный стиль обработки будет смотреть на
каждый из мячиков по очереди пока не найдет красный.
Человеклевша высыпал бы их и одновременно смотрел
на все мячики, для того, чтобы найти красный.
Побочным эффектом отличающихся между собой
стилей обработки является то, что праворукие люди
должны закончить одну задачу, прежде чем начинать
следующую. Левши, в свою очередь, способны быстро
переключаться между задачами. Это предполагает что
люди, являющиеся левшами имеют превосходные навыки
при выполнении мультизадач.
Праворукие люди обрабатывают информацию,
используя «анализ», который является методом решения
проблемы, разделяя ее на составляющие и анализируя
каждую часть отдельно. В отличие от этого, людилевши
обрабатывают информацию, используя «синтез» смотря
на целое и пробуя использовать соответствие образца,
чтобы решить проблему.
Гипотеза о том, что людилевши предрасположены
была подтверждена
к визуальному мышлению,
разнообразными исследованиями.
Есть еще одна теория, более сложная, в
соответствии с которой люди делятся на группы не
только в соответствии со своей право и леворукостью,
но и в соответствии со своим «профилем». Профиль –
это собирательное понятие,
предполагающее
определение ведущей руки, ноги, глаза и уха. Так, Карла
Ханаффорд в работе «Доминирующий фактор» описала
возможность наличия 32 основных профилей (различных
комбинаций ведущих органов восприятия и
конечностей),
можно
скорректировать обучение ребенка.
ориентируясь на которые,
Итак, мы еще раз убедились, что категория
"леворукие дети" совсем не однородна и любые
стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными
особенностями. Таким образом, встает вопрос о
правомерности и необходимости изучения левшей как
таковых. Думаю, что большинство согласиться с тем, что
феномен левшества изучать нужно, однако необходимо
учитывать многогранность этого вопроса.
Психологи отмечают следующие качества
леворуких детей.
“Левши” часто отличаются от своих
сверстников затянувшимся периодом упрямства.
Обычно это художественно одаренные и
очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного
лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины,
воска или пластилина.
У них нередки хорошие музыкальные
способности и абсолютный слух.
Часто они позже начинают говорить и иногда
испытывают затруднения в произношении некоторых
звуков.
Бывает, что им с трудом даются чтение,
письмо и математика.
Ребенок левша непосредственен, доверчив,
легко попадает под влияние сиюминутных чувств и
настроений. Отсюда плаксивость, капризность,
подверженность ярости и гневу, настойчивость в
осуществлении желаний.
Но в то же время специалисты подчеркивают:
леворукость – индивидуальный вариант нормы. Ведь и
среди детейправшей упрямых, капризных и возбудимых
ничуть не меньше, чем среди левшей [4].
Причины особенностей левшей и правшей кроются
в том, что правое и левое полушария мозга человека
ответственны за различные сферы психической
деятельности. Это может быть представлено в
следующем виде.
Левое полушарие
1. Конкретное мышление
2. Математические вычисления
3. Сознательное
4. Правая рука
5. Речь
6. Правый глаз
7. Чтение и письмо
8. Двигательная сфера
Правое полушарие
1. Абстрактное мышление
2. Образная память
3. Бессознательное
4. Левая рука
5. Ритм, восприятие музыки, интонации
6. Левый глаз
7.Ориентировка в пространстве
8. Чувственная сфера
Раньше в школах леворуких детей переучивали.
Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во
мнении: ни в коем случае этого делать нельзя!
Насильственное переучивание левшей, а тем самым
принудительное изменение сложившейся системы
головного мозга, как правило, ведет к негативным
последствиям. Ребенок может стать раздражительным,
Бывают
вспыльчивым,
плаксивым.
капризным, нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы
на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и
снижение работоспособности.
Сегодня педагоги и педиатры пришли к выводу,
что леворукость — это не аномалия и не нарушение
развития, это просто один из вариантов нормы. Причин
леворукости может существовать несколько —
генетическая (леворукость может передаваться по
наследственности из поколения в поколение, либо через
поколение, как по мужской, так и по женской линии).
Леворукость может возникнуть как следствие родового
стресса или травмы, когда роды были стремительными
или, напротив, затяжными, когда наблюдалась асфиксия
вследствие обвития пуповиной, когда при родах
использовались щипцы, или в ходе физического
развития, при наличии травмы правой руки.
Проблемы адаптации леворуких детей при
обучении письму
Пристальное внимание психологов и педагогов
привлекает проблема школьного обучения левшей. По
данным ряда психологов, левши испытывают особые
трудности при адаптации к обучению в школе. По
данным некоторых авторов, процент различного рода
левшей среди детей с проблемами обучения как
минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у
правшей.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с
трудностями при формировании навыков письма, чтения
и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения
этих умений является зрительное восприятие.
Нарушение или недостаточность развития зрительно
пространственного восприятия, зрительной памяти и
нередко
зрительномоторной
координации, встречающиеся у левшей, ведут к возникновению
следующих трудностей:
1.
восприятия и запоминания сложных
конфигураций букв при чтении и соответственно
медленный темп;
2.
формирования зрительного образа букв,
цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок
путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет
лишние элементы или не дописывает элементы букв,
цифр);
3.
выделения и различения геометрических
фигур, замена сходных по форме фигур (круг овал,
квадрат ромб прямоугольник);
4.
5.
копирования;
неустойчивый почерк (неровные штрихи,
большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
зеркальное написание букв,
6.
цифр,
графических элементов;
очень медленный темп письма.
7.
Хотелось
бы подробнее
остановиться
на сниженном темпе письма и феномене зеркальных
движений, как наиболее часто встречающихся и
влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит
из двух поочередно сменяющих друг друга этапов:
собственно выполнение движения и микропауза,
необходимая для контроля своих движений, коррекции и
программирования следующего движения. Различие в
механизмах зрительномоторной координации у левшей
и правшей проявляется, прежде всего, в различной
длительности этих микропауз. У левшей микропаузы
дольше как на этапе формирования навыка, так и
впоследствии, когда письмо уже автоматизируется.
Часто в школьной практике учитель, стремясь
выработать у таких детей навыки быстрого письма,
начинает подгонять их, а когда детилевши торопятся,
это приводит к сокращению микропауз, столь
необходимых для контроля своих действий. Таким
образом, качество письма ухудшается, возникают
различного рода ошибки, которые могут трактоваться
учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка
знакомо большинство родителей маленьких левшей. У
когото он проявляется в виде зеркального письма,
ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается
слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким
образом, если вы приложите зеркало к написанному
слову,
то увидите в зеркальном отражении
традиционным способом написанное слово,
но
встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование,
зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они
правши,
такие особенности ребенка могут
восприниматься даже как своего рода способности,
однако, к сожалению, такие проявления часто являются
всего лишь отражением трудностей зрительно
пространственного
праволевой
ориентировки, зрительномоторной координации.
восприятия,
Частота зеркального письма у леворуких детей, по
данным исследований, составляет 85%. Однако нужно
заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до
семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо,
что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с
неустойчивым правшеством: при овладении обычным
письмом зеркальное письмо у них может проявляться
внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
По многочисленным наблюдениям, снижение
частоты проявления зеркального письма и полное
исчезновение этого феномена наблюдается обычно после
10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно
связан с функциональной недостаточностью мозолистого
тела, которое в этом возрасте достигает своей
функциональной зрелости. Если же после указанного
возраста проявления
зеркального восприятия
сохраняются, то рекомендуется провести тщательный
анализ вида зеркальных движений, их причины и
организовать специальные занятия, корректирующие
недостатки
восприятия,
координации, внимания и навыки самопроверки.
пространственного
Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно
часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно
характерно выворачивание при рисовании: верх и низ,
вертикальное и горизонтальное, правое и левое
меняются местами, причем ребенок не чувствует
неправильности.
Подобное рисование является
проявлением неусвоенности ребенком основных
принципов организации пространства.
Необходимо также сказать о нарушениях чтения у
некоторых левшей. У одних причины нарушения носят
преимущественно
зрительнопространственный
характер: дети испытывают затруднения в восприятии
слова как целого. Другие не могут уловить связь между
буквосочетаниями и теми понятиями, которые они
отображают.
являться
может
Одним из объяснений зрительнопространственных
затруднений
нестабильная
глазодоминантность. Нестабильная глазодоминантность
может привести к нарушению движений глаз, и ребенку
будет трудно следить за порядком расположения букв и
слов на странице. Однако необходимо еще раз добавить,
что само по себе левшество не обуславливает
возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей
при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о
переучивании леворуких детей. Хотя, как говорилось
выше, таких случаев становится все меньше, тем не
менее, встречаются взрослые, которые, столкнувшись со
сложностями обучения ребенка, не похожего на него,
начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка
и пусть будет дальше «все как у всех». Чтобы
предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется
напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об
определенной организации головного мозга. Поэтому
следствиями переучивания могут стать нарушения темпа
и ритма речи (согласно статистике, каждый третий
ребенок с заиканием это переученный левша),
серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка
(он может стать вспыльчивым,
капризным,
раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать).
Позже появляются еще более серьезные нарушения:
частые головные боли, постоянная вялость. В итоге
развиваются невротические реакции, например, нервные
тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервнопсихической сферы, т.е. развивается невроз,
например, писчий спазм.
У леворуких детей нередки также школьные
страхи (перед неудачами в школе, перед письменными
работами), как правило, в семьях, где родители
тревожно относятся к леворукости и считают, что она
может послужить препятствием к успехам в учебной
деятельности.
Методические рекомендации по обучению
леворуких детей
Начнем с самого главного педагогических
секретов обучения маленьких левшей.
Что всегда следует иметь в виду взрослому,
обучающему левшу?
1. Медлительность левшей, с характерным
застреванием в начале любого вида деятельности, что не
должно стать предметом упреков. Ни в коем случае
левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу
ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса
подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об
успешном завершении работы мечтать не приходится.
Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй
только не напиши", вредно напоминать перед работой о
прошлой неудаче. В работе с ними нужно терпение,
чувство юмора, стремление понять и настроиться на
другого, желание постоянно думать и искать путь к
победе.
2.
спокойной
доброжелательной атмосферы во время занятия,
призванной успокоить в большинстве своем
эмоционально неустойчивых и тревожных малышей,
глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая
обстановка увеличит шансы на успех.
Необходимость
создания
3.
Следует учитывать в очередной раз
повторяемую причину левшества иную, отличную от
правшей,
организацию деятельности полушарий
головного мозга, которая находит отражение в любой
деятельности ребенка. Левши ведут себя иначе, пытаясь
всеми силами добиться ясности в интересующем их
вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая
собеседника, невзирая на возраст. Поэтому ребенок с
признаками левшества редко бывает любим учителем.
Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое
занудство вызывают протест преподавателя, если
взрослый не объяснит себе причину описанного
поведения особенностями протекания психической
деятельности ребенка. Ведь далеко не всегда он так
непонятлив. Очевидно, именно в данном вопросе
сказывается несформированность первичного фактора,
такого как, например, пространственные представления,
а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден
выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению. Причем чаще всего левша не
ограничивается верным результатом, а в ходе своих
многочисленных уточнений усваивает полученные
знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае
вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого
вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим
образом.
4. Наличие в той или иной степени путаницы в
пространственных представлениях с вытекающей отсюда
необходимостью искать арифметическую ошибку, по
крайней мере, на первых порах обучения, в первую
очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и
самые "обыкновенные" ученические промахи.
5. Необходимость использования пошаговой
подачи материала не с точки зрения крошечной
дозировки с последующей немедленной отработкой, а с
выделением необходимых этапов в процессе усвоения
любого алгоритма, с помощью которых можно описать
практически каждое из получаемых в начальной школе
умений, так как это облегчает выстраивание ребенком
логической цепочки по овладению данным материалом и
созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и
недопустимость пропуска любого из этапов в процессе
объяснения.
Почему для обучения левшей идеально подходит
разбивка всей системы действий на последовательные
операции? Потому что левша должен все воспринимать
строго последовательно, пропуск в объяснении какого
то этапа останется не замеченным правшой, но
совершенно выбьет из колеи бедного левшу. Поэтому он
сам старается пусть своеобразно, но структурировать
материал.
6. Фактически необходимость использования в
работе творческих заданий,
с одной стороны,
обеспечивающих интеллектуальное развитие и
поддерживающих как интерес, так и стремление к
победе любознательных по своей сути левшей, а с другой
показывающих, что не все так просто, как может
показаться на первый взгляд, и не все может быть
сведено к алгоритму и овладению определенным типом
задач.
7. Нужно поддерживать постоянную обратную
связь с ребенком. Левша не может чтото изучать, не
понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и
пропуск или недопонимание чегото приводит к потере
нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им
пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не
разобрав допускаемых им ошибок или не устранив
внезапно возникающей заминки, вы лишите его
уверенности.
со
Ребенку
своими индивидуальными
особенностями трудно приспосабливаться к такому
сложному и строгому миру школы. Помогите и
объясните подробнее сущность его ошибки, а потом
отработайте данное задание и неуверенность уйдет.
К ошибкам лучше относиться философски, с
интересом естествоиспытателей. Ребята помогут найти
причину, причем сами при этом на чужих ошибках
учатся.
Ученик, постоянно следящий за тем, чтобы все
делать правильно, превращается в безынициативного исполнителя. Можно коллекционировать интересные
варианты ошибок, что позволяет не бояться их
совершить и частично снижает возможность стресса. Но
наличие обратной связи предполагает и активность со
стороны самого ребенка.
Отсюда следует
неукоснительное правило: левша должен улавливать
момент, когда началось непонимание, и сигнализировать
об этом. Таким образом, удается избежать запутывания
и лишней потери времени на разбирательство
объяснения с самого начала. Будет еще лучше, если
ребенок сможет сформулировать, что именно он не
понял, или хотя бы укажет сложное место в объяснении
на доске. Ведь умению задавать вопрос нужно учиться, а
своевременно вырвавшийся возглас "не понимаю"
спасает ребенка от полного непонимания нового
материала.
Рекомендации:
1.
необходимо помочь левше организовать свое
рабочее место, изменить при письме наклон тетради,
положение предплечий,
правильно взять ручку,
позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
2.
не следует требовать от левши
правонаклонного письма, более целесообразным для них
будет писать прямо;
3.
категорически противопоказано требовать
от него безотрывного письма;
4.
любые двигательные действия нужно
раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый
элемент должен выполняться осознанно;
выполнять
специальные
упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие
желательно
5.
зрительное восприятие и
координацию;
зрительномоторную
6.
необходимо вести работу с родителями
леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия
особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь
ребенку преодолеть те объективные трудности, которые
уже имеются, и сохранить психическое и физическое
здоровье ребенка;
7.
никогда не проявлять негативного
отношения к леворукости, использовать особенности
такого ребенка в классе для привития детям уважения
индивидуальных особенностей каждого человека,
терпимости по отношению к проявлению свойств, не
характерных большинству.
которые могут возникнуть.
Не стоит подчеркивать особенности леворукости
ребенка,
тревожиться (тревога взрослых всегда
передается ребенку) и заранее волноваться изза каких
то неудач,
Важно
договориться с малышом, что для письма и рисования он
всегда будет использовать только левую руку (не стоит
перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше
передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в
будущем у него не возникали проблемы при обучении
письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его
правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.
Для правильной позы при письме необходимо:
сидеть прямо;
опираться спиной на спинку стула;
не касаться грудью стола;
ноги держать прямо, стопы поставить на пол
или подставку;
туловище, голову, плечи держать ровно;
обе руки в области предплечья опереть о
край стола, при этом локти должны выступать за край.
Теперь о тетради. Малыш должен научиться
класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее
нижний правый край находился немного левее. Этот
вариант позволяет не только правильно сидеть, но более
легко и свободно передвигать руку по строке от начала к
концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается
вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а
когда страница заполняется внизу сверху. Свет при
письме падает справа. Целесообразнее всего, наклонив
тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и
соблюдая правильную посадку, причем немного вперед
должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а
левое.
Особое внимание следует уделить тому, как
правильно держать ручку:
1. Ручка должна лежать на правой стороне
среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху,
а большой поддерживает с правой стороны. Все три
пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать
ручку сильно. Указательный палец может легко
подниматься, и при этом ручка не должна падать.
Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони
или свободно лежать у основания большого пальца. Во
время письма рука опирается на верхний сустав
загнутого внутрь мизинца.
2.
Расстояние от кончика стержня до
указательного пальца должно быть не более 4 см. Это
чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того,
чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец
при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее
продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она
составила одну линию с рукой.
Научиться правильно держать ручку непросто. Не
стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать
нужно с нескольких простых штрихов, все делать
медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом,
не стоит забывать о работе по развитию
содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть
рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия
плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением
макраме и прочие виды деятельности, развивающие
координацию движений пальцев, кистей рук.
При воспитании и обучении леворукого ребенка
задача взрослого развить в нем чувство оптимизма,
уверенности в себе, самоценности, активного отношения
к жизни.
Довольно часто леворукие дети затрудняются в
определении правой и левой руки. В таких случаях
можно «маркировать» их ведущую руку при помощи
браслета или часов.
Малыша, предпочитающего действовать левой
рукой, полезно будет занять составлением рассказа по
серии сюжетных картинок, которые он сам же и
разложит, соблюдая направление слева направо. За этим
должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по
картинкам, разложенным по тому же принципу.
Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов
необходимо так же следить за левоправосторонним
направлением ряда. Можно проводить зрительный
диктант,
для которого могут использоваться
геометрические фигуры,
различные трафареты,
картинки и т. п. Он проводится следующим образом:
1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или
изображение предметов).
2) перечисляет их несколько раз, запоминая
последовательность;
3) образец закрывается, и ребенок по памяти
воспроизводит этот ряд из индивидуального
раздаточного материала;
4)образец открывается и проверяется
правильность выполнения.
По мере тренированности детей протяженность
ряда постепенно растет. Полезно будет предложить
неправорукому ребенку разложить и составить рассказ
по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево
правосторонние направление, можно использовать
детские комиксы,
если в них соблюдается
отрабатываемый порядок.
Могут использоваться такие виды работы, как
иллюстрирование сказок, чтение, а затем пересказывание
их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления
логической последовательности действий, событий, на
зрительной основе можно предложить ребенку делать
вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие
развертывание этих действий, событий. При наличии
зеркальности в рисунках необходимо на это обращать
внимание ребенка.
Начиная обучать леворукого ребенка письму и
чтению необходимо учитывать присущие ему
затруднения. При появлении "зеркального" написания
букв следует с учетом и опорой на знание
индивидуальных особенностей (лучше запоминает
зрительные образы, объяснения или же образные
сравнения)
систематическую
коррекционную работу.
выстраивать
и несформированность ряда,
При выполнении письменных заданий фиксируется
место начала записи, прослеживается соблюдение
строки. Целесообразно уделить внимание развитию
фонематического анализа, слово представляет собой ряд
звуков,
присущая
неправоруким детям, может стать причиной стойких
дисграфических ошибок. Так же следует вести работу
по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных
трудностями
правильной
последовательности и количества букв в слове и ошибок
на уровне предложения.
соблюдения
У неправоруких могут наблюдаться трудности
списывания, т. к. такой вид работы предполагает
одновременное решение нескольких задач: необходимо
распределить внимание между нахождением нужного
элемента текста предложенного для списывания, что
требует быстрой и точной пространственной
ориентировки, а также выстраивания ряда этих
элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и
четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто
сопровождается возрастанием количества ошибок.
Леворуким детям пойдут на пользу занятия
декоративным рисованием,
которые
основаны на ряде и чередовании элементов. Если в
рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны
обратить на это внимание ребенка.
аппликацией,
откуда началось чтение,
Могут возникнуть трудности и при чтении.
Леворукие дети нередко теряют строку и делают
попытки читать справа налево или из середины текста.
Во избежание таких проявлений ребенку нужно
напомнить,
а можно
ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти
способы не дают эффекта, малыш может попробовать
закрыть текст и открывать только читаемый слог.
Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре
и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется
продолжать до тех пор, пока не автоматизируется
нужное направление и темп слежения за строкой. Все
занятия нужно проводить систематически, но их
продолжительность не должна превышать 20 минут.
Потом малышу нужен отдых. Восстановив силы, можно
продолжить занятие еще на 1520 минут.
Хорошим подспорьем для леворуких детей и их
родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об
этой проблеме, прописи для левшейпервоклашек,
различные методические пособия, направленные на
освоение того или иного навыка, где ведущей была бы
левая рука. Если не игнорировать индивидуальность
ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет
гармонично существовать в праворуком мире.
Почти все леворукие дети не удовлетворены
собой, относят себя к «слабым ученикам» и в то же
время считают справедливым недовольство родителей.
Что же делать им, не верящим в себя и знающим, что и
взрослые в них не верят. А что делать родителям, какую
избрать тактику поведения, как помочь леворукому
ребёнку не потерять себя?
Итак, первое условие леворукий ребёнок
никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не
должен чувствовать ваше негативное отношение к
леворукости.
Второе условие не драматизируйте ситуацию
школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет
ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с
вашей помощью он с ними справится.
Третье условие – рациональный режим дня.
Четвёртое условие – приготовление уроков не
должно быть причиной ссор, взаимного раздражения,
конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет
садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи,
если он в ней нуждается.
Главная трудность – найти золотую середину,
объединяющую требовательность и уважение к ребёнку,
доброе отношение к нему.
В заключение хочется с удовольствием заметить,
что терпимость к неодинаковости в нашей стране
действительно крепнет вместе с уважением к
индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что
каждый член общества должен получить возможности,
благоприятные для развития именно его способностей и
задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так в продаже уже есть
развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей, а
по телевидению активно поздравляют всех телезрителей
с Международным днем левшей, который празднуется
13 августа.
Мир без левшей был бы гораздо скучнее и
неинтереснее. Левши способны привнести творческую
искру и наполнить разноцветными красками самое
бесцветное существование. Современный мир все
больше начинает понимать левшей, а это значит,
человечество становится мудрее.
Тестирование учащихся на «ведущую руку»
В каком возрасте нужно определять ведущую
руку? специалисты считают, что целесообразно делать
это в 45 лет. Начиная с 1620 недель и до 2 лет, у
ребенка происходят волнообразные изменения
рукости. С 2 до 45 лет руки практически равноценны
и одинаково активны, причем большая часть действий
совершается обеими руками. Лишь в возрасте 45 лет
формируется стойкое предпочтение одной из рук.
Существуют несколько вариантов определения
рукости. Наиболее распространенным является метод
количественной оценки с помощью вопросников,
включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые
отражают предпочтение одной из рук при выполнении
повседневных действий. Этот вариант, как правило,
используется при оценке рукости у детей 6—7 лет.
Однако не каждый ребенок может объективно
оценить, какой рукой он выполняет действия легче,
увереннее, лучше. Более эффективно использовать
специальные задания.
Некоторые признаки этого явления у ребенка
можно уловить в самом раннем возрасте. Однако, по
мнению большинства исследователей, до 45 лет делать
какиелибо прогнозы малоэффективно. Начиная с
шестнадцатидвадцати недель жизни (45 месяцев) и до
двух лет у ребенка происходят волнообразные
изменения рукости. С двух до четырех лет руки малыша
практически равноценны и одинаково активны, причем,
большая часть действий совершается обеими руками, и только после этого возраста, то есть с 4 4,5 лет,
формируется стойкое предпочтение одной из них.
ТЕСТ №1
Отвечая на вопросы, записывайте цифры:
«Левой»1балл, «Все равно» 2 балла, «Правой» 3
балла
1. Какой рукой вы обычно пишите?
2. Какой рукой вы рисуете?
3. Какой рукой вы кидаете мяч?
4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса,
сквоша и т.д.?
5. В какой руке держите зубную щетку?
6. В какой руке держите нож, когда режете что
нибудь? (без вилки)
7. В какой руке держите молоток, когда забиваете
гвозди?
8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит
ее?
9. Какой рукой вы используете ластик?
10. Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды?
11. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?
12. В какой руке вы держите мухобойку?
Результаты:
3336 = Абсолютный правша
2932 = Правша
2528 = Почти правша
24 = Амбидекстр
2023 = Почти левша
1619 = Левша
1215 = Абсолютный левша ТЕСТ №2
Система тестов для определения рукости,
разработанная М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.
Эта система включает игровые задания,
подобранные с учетом способов манипулирования,
свойственных детям дошкольного и младшего
школьного возраста. Бытовые, часто используемые
действия дети выполняют обеими руками, что
затрудняет выделение ведущей руки.
Поэтому
некоторые задания предлагаются в двух вариантах. [8]
Эффективность тестирования во многом зависит
от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где
сидит взрослый, что он делает, что говорит.
1.
Не следует фиксировать внимание ребенка
на том, что у него пытаются чтото определить. Лучше
сказать «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давайка мы
поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты
постарайся их хорошо выполнить».
2.
Взрослый обязательно должен сидеть за
столом напротив ребенка.
3.
Все приспособления, пособия, предметы
следует класть перед малышом строго на середину
стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Хорошо, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и
прочий материал для тестирования будет разложен
рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не
видел и не отвлекался.
Первое задание рисование. Перед малышом
кладут лист бумаги и карандаш (фломастер) и
предлагают ему нарисовать то, что он хочет (или может).
Не нужно торопить его. После того как ребенок
закончит рисунок, его просят нарисовать то же самое
другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею»,
«У меня не получится». Можно успокоить малыша: «Я
знаю, что это трудно, но ты постарайся», подбодрить,
сказать, что он делает все правильно. В этом задании
учитывается не только то, какой рукой ребенок
работает, но и то, в каком случае качество выполнения
рисунка лучше более ровные и четкие штрихи, ровные
углы, правильное соотношение элементов.
Пока ребенок рисует,
взрослый обращает
внимание на то, как кроха держит ручку или карандаш
(правильно, удобно, или нет), сильно ли напряжен,
правильно ли сидит.
Второе
задание открывание
небольшой
коробочки, например спичечного коробка. Ребенку
предлагаются несколько коробков, чтобы повторение
действия исключило случайность в оценке этого теста.
Задание: «Найди спичку в одной из коробок». Ведущей
считается та рука, которая совершает активное действие
(открывает, закрывает).
Третье задание «Построй домик из спичек
(палочек)». Сначала из палочек (спичек) строится
четырехугольник, а затем выкладываются второй и
третий ряды. Ведущая рука та, которая используется
более активно.
Четвертое задание. «Игра в мяч». Нужен
небольшой мяч (например, теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол
прямо перед ребенком. Задание: взять мяч, бросить
взрослому, затем подкинуть и поймать его несколько
раз. Задание нужно повторить несколько раз. Можно
бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.
Пятое задание вырезать ножницами по контуру
рисунок из любой открытки (цветок, зайчика, узор.).
Ведущей считается более активная рука, причем это не
обязательно та рука, в которой малыш держит ножницы,
так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку он
будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.
Вырезание может быть очень трудным и
неинформативным в тех случаях, когда размер и форма
ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание
можно заменить раскладыванием карточек лото. Все
карточки (10—15 штук) малыш должен взять в одну
руку, а другой (как правило, эта рука ведущая)
раскладывать их по одной.
Карточки стопкой нужно положить строго на
середину стола перед ребенком и только после этого
еще раз сформулировать задание: “Возьми все карточки
в одну руку, а другой разложи их перед собой”. Для того
чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть
то, что нарисовано на карточках.
Шестое задание нанизывание бисера (или
пуговиц) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей
считается та рука, которая выполняет активное
движение, независимо от того, в какой руке ребенок
держит иголку или шнурок.
Седьмое задание выполнение вращательных
движений (открывание и закрывание крышек). Малышу
предлагают открыть 23 пузырька с завинчивающимися
крышками. Ведущая та рука, которая более активна.
Внимание! Ребенок может держать пузырек за крышку, а
крутить сам пузырек.
Восьмое задание развязывание узелков. Заранее
нужно неплотно завязать несколько узлов из шнура
средней толщины. Ведущей считается та рука, которой
ребенок развязывает узел (другая держит узел).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую
руку, так как развязывание узелков процесс довольно
сложный, и ребенок использует обе руки. Можно
использовать иной вариант составление цепочки из
скрепок. Как правило, малыш в одной руке держит
скрепку, а ведущей пытается присоединить вторую.
Девятое задание. Игра «Построй из кубиков
дом». Ведущей рукой ребенок чаще берет, укладывает и
поправляет кубики, детали. При складывании кубиков
тоже чаще используются обе руки. Кроме того, это
довольно привычный вид деятельности для любого
ребенка, поэтому можно предложить конструктор,
мозаику.
И последнее, что необходимо будет учитывать при
выявлении ведущей руки данные о семейном
левшестве.
Для того чтобы не держать в уме результаты
выполнения заданий, удобно занести их в таблицу (см.
таблицу.).
При выраженном предпочтении левой руки знак
плюс (+) ставится в столбец «левой рукой», при
предпочтении правой в столбец «правой рукой». Если
при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, плюс ставится
в столбец «обеими руками». Если в семье есть леворукие
родители, браться, сестры, бабушки, дедушки, нужно
поставить плюс в столбец «левой рукой», если нет в
столбец «правой рукой». Если получается больше семи
плюсов (70% заданий) в столбце «левой рукой», то
ребенок, скорее всего, леворук.
Внимательно проанализируйте результаты. Если
вы получили все плюсы в графе “Левая рука” за задания
29, а за первое — рисование — плюс будет стоять в
графе “Правая рука”, то это означает, что бытовые
действия ребенок действительно может лучше
выполнять левой рукой, а графические — правой. В
этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть
преимущество правой в выполнении графических
заданий.
Таблица для данного теста
Действие выполняется преимущественно
Правой
рукой
Обеими
руками
Левой
рукой
Задания
Рисование
Открывание
спичечного
коробка
Построение
домика
спичечного
коробка
Игра в мяч
Вырезание
ножницами по
контуру
из
рисунка
Нанизывание
бисера
на
иголку
с
ниткой или
шнурок
Выполнение
вращательных
движений
(открывание и
закрывание
крышек)
Развязывание
узелков
Построение
домика
кубиков
Семейное
левшество/прав
шество
из
ТЕСТ №3
Проделайте следующее:
(отмечайте для себя буквой Л левая рука или П –
правая.) Необходимо проводить задание дважды, чтобы
сравнить результаты и исключить ошибку.
1.
Переплетите пальцы рук. Палец какой руки
оказался сверху? (Л или П)
2.
Определите ведущий (доминирующий) глаз.
Для этого возьмите лист бумаги и сделайте в нем
отверстие. Теперь посмотрите на любой предмет через
отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же
положении, закрывайте попеременно левый и правый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом!
Какой ведущий глаз?
Поаплодируйте. Какая рука сверху?
Переплетите руки на груди. Какая рука
3.
сверху?
4.
По соотношению всех трех видов асимметрии,
выявленных этой методикой ("рука ухо глаз"), могут
быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П
преобладание правой функции, Л – левой.
М. Безруких приводит интересные данные о более
низком по сравнению со средним интеллектуальном
уровне и работоспособности у обоих крайних вариантов:
"чистых левшей" и "чистых правшей".
Максимально продуктивны в пространственных
заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и
высокой степенью преобладания правого уха. Дети с
левосторонним профилем латеральности обнаруживают
низкий уровень произвольного ускорения при переходе с
оптимального на более быстрый темп работы.
Из получившейся комбинации букв определите
свой тип:
ПППП ориентация на общепринятое мнение, на
стереотипы. Это консервативный тип характера. Тип с
наиболее стабильным (правильным) поведением.
ПППЛ неуверенный консерватизм,
слабый
темперамент. При наличии одного теста на фоне
противоположных остальных, соответствующая черта
проявляется наиболее ярко. В данном случае
нерешительность.
ППЛП такому человеку присущи способности к
кокетству, решительность, чувство юмора, активность,
темпераментность,
энергичность,
При
общении с ним необходимы юмор и решительность, так
как этот сильный тип характера не воспринимает
слабых.
артистизм.
ППЛЛ редкий и самостоятельный тип характера.
Близок к предыдущему типу, но менее решителен и
энергичен, несколько мягче. Некоторое противоречие
между нерешительностью (левое аплодирование) и
твердость характера (правый ведущий глаз). Высокая
контактность, но медленное привыкание.
ПЛПП деловой тип характера, сочетающий
аналитический склад ума и мягкость (основная черта).
Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип
деловой женщины.
привыкание,
осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт
"в лоб", у них преобладает расчет, терпимость,
замедленность в развитии отношений, некоторая
холодность.
Медленное
ПЛПЛ самый слабый тип характера, очень редок.
Беззащитность и слабость связаны с неспособностью
идти на конфликт, так и с подверженностью различным
влияниям. Встречается только у женщин.
ПЛЛП склонность к новым впечатлениям и
способность не создавать конфликтов, некоторое
непостоянство. Подобным характерам свойственны
эмоциональная медлительность, томность, простота,
редкая смелость в общении, способность переключаться
на новый тип поведения. Значительно чаще встречается
у женщин. ПЛЛЛ непостоянный и независимый тип
характера. Основная черта аналитичность в сочетании
с остальными левыми тестами. Встречается редко.
ЛППП один из наиболее часто встречающихся
типов характера с хорошей адаптацией к различным
условиям. Основная черта эмоциональность в
сочетании с достаточной настойчивостью, которая
проявляется, прежде всего, в основных стратегических
вопросах жизни брак, образование и т.д. Высокая
подверженность чужому влиянию. Легко контактирует
практически со всеми остальными типами характера. У
мужчин эмоциональность понижена,
наблюдается
склонность к флегматичности.
ЛППЛ еще меньшая настойчивость, мягкость,
уступчивость осторожному влиянию. Требует особо
тщательного отношения к себе. Тип "маленькой
королевы".
ЛПЛП самый сильный тип характера, трудно
поддается убеждению для этого требуется сильное,
разнообразное
Способен проявлять
влияние.
настойчивость,
но иногда она переходит в
"зацикливание" на второстепенных деталях. Сильная
индивидуальность,
способностью к
преодолению трудностей. Некоторый консерватизм изза
недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие
люди не любят инфантильности.
обладает
ЛПЛЛ сильный, но не навязчивый характер,
практически не поддающийся убеждению. Основная
черта внутренняя агрессивность, прикрытая внешней
мягкостью
Быстрое
взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
эмоциональностью.
и
ЛЛПП дружелюбие и простота, некоторая
разбросанность интересов.
ЛЛПЛ основные черты простодушие, мягкость,
доверчивость. Это очень редкий тип.
ЛЛЛП эмоциональность в сочетании с
решительностью (основная черта). Энергичность и
некоторая разбросанность приводят к тому, что у
подобных типов возможны быстро, под влиянием
эмоций, принимаемые непродуманные решения. Поэтому
в общении с ним важны дополнительные "тормозные
механизмы".
ЛЛЛЛ обладатели полного набора "левых"
тестов это люди, для которых характерны способность
взглянуть на вещи по новому,
наибольшая
эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство.
Стремление к самозащите иногда переходит в
замкнутость.
Тесты для определения ведущей ноги
Нередко родители и педагоги (особенно учителя
физической культуры)
считают необходимым
определить ведущую ногу и ведущий глаз. Такое знание
нужно при выборе ребенком вида спорта, для занятий
биологией, астрономией, так как переучивание или
навязанная необходимость действовать неведущими
ногой или глазом могут дать отрицательный эффект
переучивания.
Тесты для определения «ногости» не так
разнообразны, как для определения рукости, но они есть: 1. Закидывание ноги на ногу — ведущая нога при
этом оказывается сверху.
2. Измерение длины шага — считается, что длина
шага ведущей ноги больше, чем неведущей.
3. Тест на отклонение от заданного направления
основан на различии длины шага ведущей и неведущей
ноги. Один из вариантов этого теста: цель (квадрат,
круг) намечается на полу на расстоянии 5 м от исходной
точки. Испытуемый должен пройти от исходной точки к
цели с закрытыми глазами или в светонепроницаемой
повязке (очках). Человек отклоняется от заданного
направления движения за счет разной длины шага.
Ведущей считается нога, противоположная направлению
отклонения, если отклонение больше 1 м.
Заключение
Помните, что с какими бы трудностями ни
столкнулся леворукий малыш и в детском саду и школе,
он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет
постоянно ощущать поддержку, понимание и любовь со
стороны родителей и учителя, Успехи малыша напрямую
зависят от понимания, любви, терпения и умения
вовремя помочь со стороны близких.
Помните, что леворукость индивидуальный
вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у
леворуких детей, чаще всего не связаны с этим
явлением. Такие же проблемы могут быть и у
праворукого ребенка. Любой учитель знает, как
разнообразны все дети — и праворукие, и леворукие, и
каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе:
слишком много факторов определяет поведение ребенка, и рукость среди них — значимый, но не
определяющий параметр.
«Леворукий ребенок нуждается в особом
внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а
потому, что каждый ребенок уникален и неповторим»
(М. Безруких).
Список используемых источников
1. «Леворукий ребенок в праворуком мире» Алена
detstvo.ru,
«СМ Номер один»;
БогатыхКорк,
23.12.2008 (Дата обращения 3.05.2018).
2. «Леворукость» статья Безруких М.М. inter
pedagogika.ru. (Дата обращения 3.05.2018)
3. «Тесты и методики для определения рукости»
Ольга Анисимович, solnishko@ru, 14.08.2006.
4. Прописи для детей с трудностями обучения и
леворуких. М., 2007.
5.
Хорсанд Д.В., Если ребенок левша…:
маленькие подсказки для родителей. М.: АСТ; СПб.:
Сова, 2006
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Методические рекомендации учителям начальных классов по обучению и воспитанию леворуких детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.