Методические рекомендацииСистема работы над орфографией в основной и средней школе.
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл
19.11.2018
Я считаю, что в центре внимания работы над орфографией должно быть овладение школьниками умений выбора орфограмм в морфемах. Поэтому большое место уделяю формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем, в первую очередь корня. В уроки стараюсь включать не только упрощённый материал, а такой, который обогащает речь школьников, развивает у них способность мыслить, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи языковых явлений. Например:
- работа с корнями –свещ-, -свят-, -влек-/-влеч-, -слад-/слажд-, -един- - подбор однокоренных слов,
- работа с суффиксами –ость, -чив-/-лив-, -оват-/-еват-, -тель – подбор слов, содержащих эту морфему, объяснение значения морфемы.
Система работы над орфографией. Из опыта работы.docx
Система работы над орфографией в основной и средней школе.
Методические рекомендации.
Научить ребят писать грамотно – трудная задача. Довольно часто школьники
хорошо усваивают теорию, но на практике допускают множество ошибок даже на
хорошо изученное правило.
К сожалению, в начальной школе учителя поразному работают над
формированием орфографической зоркости, поэтому у пятиклассников разный
уровень подготовки. А в связи с падением интереса у ребят к чтению падает и
грамотность учащихся. На практике часто встречаешься с тем, что интерес к
русскому языку как к учебному предмету у них либо снижен, либо отсутствует вовсе.
Нередко ученики и их родители не верят в возможность повышения грамотности.
Работу в 5 классе начинаю с того, чтобы вера эта появилась, потому что без
сотрудничества с учеником и его родителями о хороших результатах говорить не
приходится. Необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике.
Я считаю, что в центре внимания работы над орфографией должно быть
овладение школьниками умений выбора орфограмм в морфемах. Поэтому большое
место уделяю формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение
морфем, в первую очередь корня. В уроки стараюсь включать не только упрощённый
материал, а такой, который обогащает речь школьников, развивает у них способность
мыслить, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи языковых явлений.
Например:
работа с корнями –свещ, свят, влек/влеч, слад/слажд, един подбор
однокоренных слов,
работа с суффиксами –ость, чив/лив, оват/еват, тель – подбор слов,
содержащих эту морфему, объяснение значения морфемы.
Способы отработки навыка правописания той или иной морфемы могут быть
различными:
орфографические и словарные диктанты;
тренировочные упражнения;
задания, связанные с анализом структуры слова;
этимологический анализ “трудных слов”.
работа с перфокартами. Я их использую два вида: комплексные
(разноуровневые) и перфокарты, рассчитанные на отработку одной орфограммы (в
них можно включить до 27 слов на одну и ту же орфограмму или группу орфограмм).
Перфокарты изготавливаю самостоятельно: беру обложки от ненужных тетрадей,
1 разрезаю на две части, каждую складываю пополам вдоль листа, на одной половине
прорезаю 27 дырочек (7 рядов, по 3 в ряду). Тетрадные листы тоже потом режутся
пополам и вкладываются в перфокарту. Эта работа очень полезна при отработке
какойто одной орфограммы, например, пре и при или Н и НН в причастиях и
прилагательных.
Президент
привидение
преодолеть
пресмешной
привыкнуть
препятствие
превратить
преклоняться
придумать
приехал
преобразовать
принести
придать вид
превозносить
приобрести
привстать
Я считаю также непростой задачей обучение ребят правописанию слов с
непроверяемыми орфограммами. Остановлюсь на этом подробнее.
На уроках русского языка отсутствует система работы со словарными словами,
проводится она, как правило, нерегулярно. Каждый учительсловесник разрабатывает
свой способ, чтобы ученики усвоили правописание непроверяемых слов.
Предлагаю познакомиться с системой упражнений, развивающих память на
«трудные» слова. Известно, что память бывает разная – зрительная, слуховая,
рукодвигательная. На уроках русского языка нашим ученикам нужны разные виды
памяти, чтобы она понастоящему помогала, её нужно развивать. Ведь хорошая
память результат собственных усилий человека.
В течение учебного года ученики постоянно пишут словарные диктанты,
выполняя домашние задания, они также задумываются над правильным написанием
непроверяемых слов, словарные слова включены в экзаменационные задания.
Ученикам нужно не только запомнить написание непроверяемых слов, но также знать
их произношение, поставить правильно ударение. Без тренировок не обойтись.
К уроку я готовлю заранее 10 слов. На эту работу я отвожу 35 минут в начале
урока.
Тренировка зрительной памяти.
1. «Дети, положите ручки на тетради и постарайтесь запомнить как можно больше
слов, которые я вам сейчас покажу».
2. Показываю классу карточки со словами (12 минуты).
3. «Ребята, сейчас в любом порядке запишите как можно больше запомнившихся
слов»
4. «Поднимите руку те, кто запомнил и записал все 10 слов? 9 слов?..»
2 Ученик, показавший наилучший результат, читает вслух чётко по слогам свои
слова (иногда пишет на доске).
5. Проверяю, ставлю оценку в журнал.
Если «блестящего» результата нет ни у кого, а самый ученик лучший написал
всего 57 слов, то оценка «5» не ставится. Когда большинство ребят в классе
запоминает все 10 слов, то количество слов увеличиваю.
Варианты упражнений могут быть различными.
Как закрепить полученные знания?
После того как написали все словарные слова (иногда с помощью учителя),
проговорили, на следующий день либо собираю тетради, либо не разрешаю
открывать, прошу записать все слова из диктанта, какие вспомнят – несколько
оценок выставляю в журнал.
Иногда применяю такой вид работы для лучшего запоминания: прошу составить
текст с этими словарными словами, ограничений для фантазии нет, но требование
одно есть: текст должен быть связным (заметила: чем смешнее текст получается у
детей, тем легче потом им вспомнить слова)
Иногда сама подбираю или составляю текст со словарными словами, читаю или
вывожу на интерактивную доску, обращаю внимание на словарные слова, по
памяти дети их пишут. На следующий день прошу записать слова и попытаться
вспомнить текст, 12 человека проговаривают.
Этот вид работы хорошо готовит к написанию изложения в 9 классе.
Принцип тот же: запомнить опорные слова, построить восстановить текст,
опираясь на эти слова.
Тренировка слуховой памяти.
Порядок действий такой же, как при тренировке зрительной памяти, но
карточки не показываю, а четко по слогам проговариваю вслух 10 новых слов.
В это упражнение можно включать слова, в которых написание не совпадает с
произношением (скучно, чтобы и т.д.), или слова, в которых ученики часто ошибаются
в ударении (щавель, договор, каталог и т.д.). Тут же могу попросить расставить
ударение.
щавЕль
изОгнутый
дочернА (наречие)
дочЕрний
экспЕртный
просверлИт
красИвее
занятА
ходАтайство
жалюзИ
3 Детям очень нравится этот вид работы.
После этих упражнений могу спросить, что обозначает то или иное слово, какое
слово самое трудное, какое слово поособому звучит. Таким образом, обогащается и
словарный запас учащихся.
Иногда ребята не могут объяснить значение слов, тогда обращаемся к
толковому словарю или выясняем происхождение слова.
Сделать работу со словом интересной и увлекательной помогает этимология.
Ведь движущей силой познания является удивление, а элемент открытия и новизны
присутствует в работе над этимологией слова. Ребята удивились – значит, запомнили
слово. Именно в этимологии мы чаще всего можем найти ответ на вопрос о
правописании слова.
О.Н. Лёвушкина в статье «Виды словарных диктантов с опорой на
этимологический анализ “трудных слов”» («Русский язык в школе» № 2/1999)
приводит примеры словарных диктантов.
• «Узнай слово по толкованию его лексического значения». Данный диктант
вносит элемент занимательности, помогает учащимся закрепить в памяти не только
орфограммы, но и лексическое значение слова, что пригодится при выполнении
заданий в ЕГЭ.
1.Б_ссейн
открытый или в закрытом помещении искусственный водоем,
специально сооруженный для плавания, купания, для декоративных
целей
2.Г_рлянда
сплетенные в виде цепи цветы и зелень, а также орнамент такой формы
3.Акв_ланг
4.Аквар_ум
5.Акв_рель
6.Г_л_рея
устройство для дыхания человека под водой при погружении на
сравнительно небольшую глубину
искусственный водоем или стеклянный ящик с водой для содержания
рыб, водных животных или растений
1) клеевые краски, разводимые в воде;
2) картина, написанная такими красками
1) узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также
длинный балкон вдоль здания;
2) верхний ярус театра;
3) длинный подземный ход в военных сооружениях, при горных
работах
7.Г_мнаст_ка совокупность упражнений для физического развития организма
911 классы 1.Агр..сия
Незаконное с точки зрения международного права применение
вооружённой силы одним государством против суверенитета,
территориальной неприкосновенности или политической
независимости другого государства
2.Ак..л..матизация Приспособление организма к новой среде, новому климату
3.Б..р..када
4.Бижут..рия
5.Г..люцинация
6.Г..г..еничный
7.К..лея
8.Кульм..нация
9.Рем..н..сценция
Заграждение из подручных материалов, служащее защитой во
время уличных боёв.
Украшения, имитирующие ювелирные изделия.
Обман чувств, ложное восприятие вследствие психического
расстройства (зрительная, слуховая…)
Удовлетворяющий требованиям гигиены.
1)канавка, углубление от колёс на дороге;
2) железнодорожный путь из двух параллельных рельсов;
3) привычный ход дел, жизни (войти в свою …)
1)прохождение светила через небесный меридиан (спец.);
2) точка наивысшего напряжения, подъёма, развития чегонибудь
(книжн.)
1)смутное воспоминание;
2) отголосок, отражение влияния чьегонибудь творчества в
художественном произведении.
Слова записываются в определённом порядке (можно нумеровать), если какоето
слово не вспомнили, то записываем вместе с определением.
Грамматические ошибки
Большой проблемой в школьных сочинениях являются грамматические ошибки и 7
задание ЕГЭ нацелено на умение работать с этим видом ошибок. Что можно сделать?
Купили тетради на 12 листов на каждого ученика, расчертили страницы вертикально
пополам, после каждой письменной работы (сочинения по русскому языку, по
литературе, письменного ответа на вопрос) даю задание выписать свои
грамматические ошибки в первую графу, во второй написать исправленный
правильный вариант и дать пояснение виду ошибки (как в 7 задании). Сначала детям
трудно, неоценимую помощь тут оказывают консультанты – более умные, лучше
знающие русский язык дети этого же класса, учитель тоже работает консультантом.
Предложения, исправленные с помощью консультантов, помечаются. После
проведённой работы тетради проверяются, несколько оценок выставляется в журнал.
Читая роман Л.Н. Толстого «Война и
чувствуются все переживания
мир»,
героев.
употребление
деепричастного оборота)
(неверное
Читая роман Л.Н. Толстого «Война и
мир», я чувствую переживания героев. И.С. Тургенев в произведении «Русский
язык», написанным в 1882 году…
(нарушение в построении предложения с
согласованным определением)
Большее время своей жизни мы проводим
за просмотром телевизора… (неверное
употребление существительных)
И.С. Тургенев в произведении «Русский
язык», написанном в 1882 году…
Большую часть своей жизни мы проводим
за просмотром телепередач…
Как проверить результаты запоминания трудных слов?
Об одном из способов говорилось выше.
1. Словарные диктанты.
2. Орфографические диктанты.
3. Конкурс «Придумай слово» (по рядам на заданную тему)
4. Конкурс «Удержи мелок».
От каждого ряда идет один ученик и под диктовку учителя записывает слова.
Допустивший ошибку садится на место, его заменяет сосед по ряду. Выигрывает тот
ряд, который продержался у доски дольше всех или допустил меньше ошибок.
Эта работа подстегивает и учителя: приходится совершенствовать свою устную
речь, постоянно обращаться к словарям и справочникам, прислушиваться к речи
дикторов телевидения, они владеют нормами правильного произношения иноязычных
слов, имен собственных, географических названий.
Методические рекомендацииСистема работы над орфографией в основной и средней школе.
Методические рекомендацииСистема работы над орфографией в основной и средней школе.
Методические рекомендацииСистема работы над орфографией в основной и средней школе.
Методические рекомендацииСистема работы над орфографией в основной и средней школе.
Методические рекомендацииСистема работы над орфографией в основной и средней школе.
Методические рекомендацииСистема работы над орфографией в основной и средней школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.