Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"
Оценка 5

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
13.11.2018
Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"
В статье описывается методика формирования умения выполнять морфемный разбор на основе семантического и словообразовательного анализа.Учащиеся начальной и средней школы при разборе слов по составу допускают много ошибок.И как правило причина непонимания темы и наличие ошибок в морфемном разборе кроется в формализме,который обнаруживают дети различных возрастных групп в процессе морфемного анализа.Данный подход к формированию умения разбирать слова по составу значительно сокращает количество ошибок при выполнении морфемного разбора,стимулирует развитие у учащихся мотивированного компонента обучения,вызывает интерес к лингвистическому исследованию слова,к материи русского языка.статья
статья 5 класс нов..docx
Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова на основе семантической направленности для учащихся 5 класса ГБОУ СОШ №401 Колпинского района Санкт-Петербурга Автор: Базина Татьяна Викторовна Построение системы обучения в 5 классе на современном этапе развития методической науки неразрывно связано с проблемой развития языковой личности.   Именно обучение русскому родному языку должно способствовать естественному речевому и языковому развитию ребенка и заложить основу формирования научных понятий на доступном уровне сложности.  В   ХIХ   веке   (К.Д.   Ушинский,   Ф.И.   Буслаев,   И.Ф.   Бунаков,   В.И.   Водовозов,   И.И. Срезневский)   элементы   словообразования   рассматривали   как   одно   из   средств   развития дара слова ребенка. В.Я. Стоюнин отводил словообразовательным упражнениям особое место   в   начальном   курсе   родного   языка,   так   как   они   позволяют   развить   у   ученика лингвистическое отношение к слову. В методике ХХ века П.С. Жедек говорит о связи лексического   значения   и   состава   слова,   все   же   отдавая   предпочтение   формальной организации   слова.   В   системе   обучения   русскому   языку   в   начальных   классах   Т.Г. Рамзаевой усвоение знаний о морфемах построено на взаимосвязи компонентов языковой системы, что позволяет развить у учащегося представления о взаимодействии формальной и содержательной стороны слова. В конце 90­х годов ХХ века в методической литературе широко   обсуждается   вопрос   о   необходимости   изучения   элементов   словообразования   в начальной   школе   на   основе   формирования   у   учащихся   представления   о   значимости морфемы.   Изучением   этого   вопроса   занимались   известные   ученые–лингвисты:   А.А. Потебня, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В.В. Лопатин, А.И. Новиков, Н.М. Шанский, Е.А. Земская и другие. Сейчас, уже   в ХХI  веке, этой темой более глубоко занимается   С.И. Львова. С.И. Львова проводила исследовательскую работу в начальной и средней школе и определила, что учащиеся средней школы слабо разбираются  в морфемном анализе и допускают ряд ошибок. Причина непонимания темы и наличие ошибок при разборе по составу кроется  в формализме,   который   обнаруживают   дети   различных   возрастных   групп   в   процессе морфемного   разбора.   Формальный   подход   к   определению   структуры   слов   порождает привычку   заниматься   морфемным   разбором,   не   вникая   в   значение   слова,   не   осознавая семантики морфем и без опоры на словообразовательный анализ. Так появляются ошибки, которые искажают не только морфемный   состав слова, но и семантическую его суть. Значит,   необходимо   обязательно   проводить   более   серьезную   работу   над   лексическим значением слов. Многочисленные исследования и успешные эксперименты  Л.И. Айдаровой, В.В. Давыдова, Л.В.   Занкова   Л.И.   Айдаровой,   В.В. Давыдова,   Д.Б.   Эльконина   и   их   последователей показали эффективность обучения русскому языку в начальной школе с ориентацией на развитие   языкового   чутья  и  осознания  слова  как   «сложного  целого»,  представляющего собой систему морфем, т.е. значение любого слова при его анализе  может быть разложено на   составляющие   его   корневое   значение   и   те   значения,   которые   связаны   с   другими формальными элементами слова. Методические основы работы над морфемной структурой слова            2.1. Значение и задачи работы по изучению морфемного состава слова Согласно традиции, и по сей день средняя школа занимается изучением морфемики (состава слова – по школьной терминологии), что предполагает формирование навыков морфемного   анализа.   Начальная   школа   «отвечает»   за   освоение   основных   понятий морфемики   (корень,   приставка,   суффикс   и   окончание;   основа   слова)   и   формирование умения   разбирать   слова   по   составу.   Данный   вид   языкового   анализа   является   очень сложным   для   учеников,   и   при   разборе   слов   по   составу   допускается   очень   много ошибок.Эта проблема актуальна и для учащихся 5 классов. Основная причина ошибок в структурном анализе слова заключается в формализме. Оперируя морфемами, школьники часто и не подозревают о смысловом их наполнении и не учитывают это свойство значимых частей при написании слова, разборе по составу, выяснении грамматических признаков. Формальный   подход   к   определению   структуры   слов   порождает   привычку   заниматься морфемным разбором, не вникая в значение слова, не осознавая семантики морфем и без опоры на словообразовательный анализ. Так появляются ошибки, которые искажают не только   морфемный   состав   слова,   но   и   семантическую   его   суть:   я   –   щик,   под­ру­га. Семантическая   ориентированность   обучения   существенно   меняет   содержание,   характер тренировочных заданий, системы упражнений, способ структурного анализа слов, которым должны овладеть дети. В этом смысле морфемный разбор должен рассматриваться как разновидность   семантического     анализа   слова.   В   практике   речевого   общения   широко известен следующий факт: как взрослые, так и школьники смысл неизвестного слова часть стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы и установления семантической связи   с   известным   словом.   Членение   слова   на   морфемы   с   целью   установления   его лексического значения имеет своё теоретическое обоснование в самой науке о языке. Значение  работы над морфемным составом слов состоит в том, что:  ­   школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. Отсюда вытекает задача учителя ­ создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить, формировать словарь учащихся; даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися источника пополнения нашего языка новыми словами; новые слова создаются из тех морфем, из того строительного материала, который уже существует в языке, и по тем моделям,   которые   исторически   сложились   и   закрепились   в   системе   русского словообразования.   Наблюдение   над   образованием   слов   оказывает   положительное влияние   на   формирование   у   учащихся   активного   отношения   к   слову,   подводит   к пониманию закономерности развития языка;       ­ознакомление   с   основами   словообразования   способствует   обогащению   знаний   школьников об окружающей действительности. Слова  опосредованно (через понятие) соотносятся   с   предметами,   процессами,   явлениями.   Установление   семантико­ структурной связи между словами опирается на связь между соотносимыми понятиями. (например, слова «граница» и «пограничник» семантически и структурно связаны, т.к. они являются наименованиями соотносимых между собой понятий); ­осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует   формированию   у   школьников   точности   речи.   Задача   учителя   – максимально способствовать не только пониманием учащимися лексического значения слова, но и развитию осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами; ­изучение   морфемного   состава   слова   имеет   большое   значение   для   формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципам русского правописания является морфологический. Формирование навыков правописания корня, приставок, суффиксов и окончаний на теоретической основе (а только такое письмо может   быть   сознательным)   требует   целенаправленного   применения   фонетических, словообразовательных   и   грамматических   знаний.   Поэтому   одной   из   важных   задач изучения морфемного состава является создание основы специфических умственных знаний, без которых невозможно сознательное владение словом как языковой единицей, например,   умение   абстрагировать   семантическое   значение   корня,   приставки   и суффикса от лексического значения слова, умение вычислять в слове значимые части (морфемы), умение сравнивать слова в целях установления их семантико­структурной общности и различия и т.д. Задача учителя – создать в учебном процессе такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных или умственных действий. Овладение   учащимися   знаниями   и   умениями   по   теме   «Состав   слова»   более эффективно,   если   система   обучения   построена   на   взаимосвязи   знаний   и   умений   по изучаемой теме и других разделов курса русского языка для начальной школы: «Слово» (лексика, части речи), «Предложение», «Связная речь». Опора на семантический анализ в преподавании морфемики позволит: ­сформировать на основе сведений о морфемах умение не только верно вычленять все значимые части слова, но и определять их значение; ­ научить   безошибочному   подбору   родственных   слов   на   основе   понимания   общей семантики корня; усовершенствовать порядок разбора слов по составу, включив определение того, от какого слова образовано данное и с помощью какой морфемы; толковать значение слова на основе словообразовательных связей с исходным; разграничивать слова с омонимичными корнями; сформировать представление об антонимии префиксов и синонимии         суффиксов; проводить аналогию в структуре слов при работе со словообразовательными моделями, научить подбирать одноморфемные слова; сформировать   умение   обнаруживать   пары   слов,   находящиеся   в   отношении словообразовательной   мотивации,   научить   составлять   цепочку   последовательного словообразования; различать формо­ и словообразование; ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ познакомить со словарями морфем и научить пользоваться ими. ­           При   изучении   темы   «Состав   слова»   для   повышения   уровня   знаний   необходимо проводить наблюдения над структурно­семантическими особенностями производных слов разных частей речи, функциональной ролью аффиксов, вводить содержательный анализа фактов словопроизводства. В ходе изучения темы «Состав слова» для ознакомления детей с   элементами   словообразования   на   основе   формирования   у   учащихся   представлений   о значимости   морфемы   можно   предложить   детям   поработать   с   «Толковым словообразовательным словарём, например, со словариком близкородственных слов Е.Г. Мережко,     словообразовательным   словарем     А.П.   Стойковой,   И.В.   Скрябиной,   А.Н. Тихонова. Недостатки   в   усвоении   морфемики   и   словообразования   порождают   отрицательные тенденции в овладении родным языком в целом, и, в частности, провоцируют ошибки в грамматическом разборе, написании и употреблении словоформ, тормозят общее речевое развитие школьника.      Рассмотрим методику, направленную на формирование у детей способности проводить морфемный анализ с использованием семантического анализа. Усиление   семантического   аспекта   в   преподавании   морфемики   и   словообразования позволяет решить исключительно важные задачи: 1 2 3 развивать и совершенствовать в процессе обучения языковую интуицию ребенка, его языковое чутьё, которым он владел в ранние детские годы; целенаправленно и поэтапно формировать у школьников представление о слове как системе языковых значений, носителями которых являются разные типы морфем, и на этой основе формировать навыки осознанного членения слова на значимые части; отработать   умение   опираться   на   морфемную   структуру   слова   при   решении   разных языковых   задач   (например,   при   определении   правильного   написания   слова,   при выяснении   его   лексического   значения,   сферы   употребления,   грамматических признаков). Семантическая направленность обучения морфемике и словообразованию в 5  классе, конечно,   предполагает   усиление   внимания   к   смысловой   характеристике   морфем,   а следовательно, и к семантическому анализу слова в целом, учитывая, что «слово ­ сложное структурное   целое,   в   нем   осуществляется   сложное   сцепление   и   взаимоотношение фонетических, лексико­семантических и грамматических явлений» (Рождественский 1960 : 49) В   связи   с   этим   в   работе   над   семантикой   морфем   разных   типов   выделяются   три основных направления (блока): 1 структурно­семантический анализ однокоренных слов; 2 3 1 знакомство с механизмами образования форм слова и особенностями грамматического значения окончания; осознание   словообразовательного   значения   приставок   и   суффиксов   и   механизмов образования слов в русском языке. При изучении первого блока  проводятся  занятия, цели которых следующие: научить опознавать однокоренные слова в предложении и тексте на основе семантико­ структурного анализа; 2 формировать умение дифференцировать понятия «однокоренное слово» и «синоним»; 3 формировать представление о корне как значимой части слова через сопоставление слов с корнями омонимами; 4 учить   безошибочному   подбору   однокоренных   слов   на   основе   понимания   общей семантики корня; 5 формировать умение использовать прием словообразовательного толкования слов. Занятие № 1 Цель – научить опознавать однокоренные слова в предложении и тексте на основе семантико­структурного анализа. 1.Определить, есть ли в шуточном стихотворении однокоренные слова и, каких слов не существует в русском языке.  Работа со словарем. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехачи, Что смеянствуют смеяльно! О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешку надсмеяльных Смех усмейных смехачей ! О, не смейся рассмеяльно Смех надсмейных смеячи! Смеево, смеево, Усмей, осмей, Смешинки, смешинки , Смеюнчики, смеюнчики,  О, рассмейтесь, смехачи! О , засмейтесь, смехачи!                         В.  Хлебников 2. Найти  однокоренные слова. Проплясали по снегам Снежные метели,  Снегири снеговикам Песню просвистели.         У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки.                   ( М. Погореловский) У ежа ежата, у ужа ужата. Каков рыбак, такова и рыбка. Сын письмо писал отцу И поставил точку. Дочка тоже к письмецу Приписала строчку.                         (С. Маршак) Вездесущие В  осиннике  до того теснит  осинка  осинку, что даже и  подосиновик  норовит   найти себе   ёлочку   и   под   ней   устроиться   посвободней.   Вот   почему,   если   гриб   зовётся подосиновиком, то это вовсе не значит, что каждый подосиновик живет под осиной, а подберезовик живет под березой.                                                                  М. Пришвин                             Занятие № 2  Цель   ­   формирование   умения   дифференцировать   понятия   «однокоренное   слово»   и «синоним». 1. В тетради Пети Двойкина. Учительница дала задание подобрать однокоренные  слова к существительному вода. Петя Двойкин  записал в тетрадь слова водяной, водный, озеро, бассейн, водопровод. ­ Оцените ответ Пети Двойкина. Как вы думаете, почему этот ученик допустил ошибки? 2.Вместе   с   классом   на   доске   выполняем   задание:   подобрать   к   слову   «маленький»   три однокоренных слова и три синонима. Можно было пользоваться «Словарем   синонимов» З.Заполните таблицу Слово недобрый сырой Синонимы злой влажный Однокоренные слова Злиться, злюка, зло Влага, влажность 4.Вслух прочитайте слова каждой группы. Определите, какие группы слов являются однокоренными, а какие синонимами: 1 Кидать, швырять, бросать. 2 Бросок, подбрасывать, бросать 3 Красивый, красота, красавец 4 Прекрасный, хорошенький, миловидный Занятие № 3. Цель   ­   формирование   представлений   о   корне   как   значимой   части   слова   через сопоставление слов с корнями­омонимами. 1.Прослушайте   текст.   Какие   слова   похожи   в   произношении?   Являются     ли   они однокоренными? Почему? Слонялся долго в джунглях слон,  Ломая зарослей заслон. Бедняжка утомился –  И к пальме прислонился                        (М. Пляцковский)      В тире Дедушка надел очки И выбил сразу все очки, А Сережка без очков  Не выбил и пяти очков.                    ( С. Давыдов)        2.Учащимся  предлагаются задания для сопоставления пары слов для работы над их смысловыми различиями и сопоставления морфемного строения. Волч­ок (маленький волк)          волчок (игрушка) Кот­ик (маленький кот)           котик (морское животное) Лопат­к­а (маленькая лопата)         лопатк­а (кость спины) Слеп­и­ть (глаза)           с­леп­и­ть (игрушку из пластилина)               Такой  анализ  требует внедрения  в область  морфемных значений, чтобы понять структурные  различия слов­омонимов. При этом отрабатывается умение членить слово по составу с учетом лексического значения этого слова и выделяемых в нем значений морфем.                         Занятие № 4 Тема – накопление гнезд однокоренных слов Цель – учить безошибочному подбору однокоренных слов на основе понимания общей семантики корня. Для   достижения   данной   цели   предполагается   ведение   систематической   работы   по составлению словарика корней русского языка. Составление словарика корней позволяет зафиксировать в сознании ребенка определенную морфему и показать её присутствие в однокоренных словах. Запись в таком словаре оформляется так: ­верт­ : верт­е­ть, верт­ушк­а ­ясн­ : ясн­ость, по­ясн­и­ть.          В этом списке дается непривычное морфологическое членение слова (визг­лив­ый) вместо   обычной   записи   (визгливый).   Предлагаемую   форму   записи   можно   назвать поморфемным письмом. В   начале   работы   учащимся   будет   предложено   задания   на   зрительное   восприятие структуры   слова   по   модели­рисунку   (см.   приложение),   что   облегчит   подбор   слов   с заданным корнем. Также на уроках будут выполняться следующие упражнения: а) В словарик запишите слова с корнем –холод ­; б)   Определите   корень   в   однокоренных   словах:   рад,   радость,   радоваться,   отрада, порадоваться ­ На основе этих слов оформите запись в словарике. в) Впишите в таблицу родственные слова с корнями  ­ свеж­ (свежий),                ­слеп­ (слепой) Существительные Прилагательные Свежесть свежий ­ слепой                                            Занятие  № 5 Глаголы Освежиться Ослепить, ослепнуть Цель – формирование умения использовать прием словообразовательного толкования слов. Введение данного приёма позволит действия учеников при определении морфемного строения сделать обдуманными. Чтобы облегчить поиск ближайшего однокоренного слова и определить смысловую связь частей словообразовательной пары, помогут специальные формулы: тот, кто.....;   там, где ..... ; та, кто .....; маленький ....; детёныш .....; похожий на ......; сделанный из......; чуть­чуть ........ и т.д. (см. приложение). 1.Попробуйте  догадаться, какие слова нужно написать вместо пропусков. Напишите эти слова и докажите, что они являются однокоренными: .......... – немного, чуть­чуть глухой. ......... – делать глухим ........ – то, чем глушат (слова для справки: глух­оват­ый, глуш­ть, глуш­и­тель)      2.Используя однокоренные слова, устно объясните, почему именно так названы птицы: Рыболовка, дубонос, глухарь, кедровка, рябчик, малиновка, горихвостка.                     Задание будет выполняться коллективно.  (Для справки: Рыболовка – ловит рыбу. Дубонос – птица с прочным клювом. Глухарь, – когда эта птица поет, она не слышит постороннего шума. Кедровка – питается кедровыми орехами. Рябчик   ­ назван  так по рябому оперению. Малиновка – птичка с малиновой грудкой. Горихвостка – ярко­рыжий хвостик, как огонек, горит среди зелени деревьев) 3.Вместо   пропусков   вставьте     нужные   слова.   Как   вы   догадались,   какое   слово пропущено в каждом случае? Детёныш орла ­ .............              Место, где растёт малина ­ ............. Маленький дом ­ ............             Огромный дом ­  .............................. В  начале 6 занятия планируется проведение проверочной работы, целью которой будет проверить умение  определять корень на основе структурно­семантического анализа.                  Текст проверочной работы: 1. Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень. Есть на свете или нет Без буфетчика буфет? Есть ли касса без кассира И дорожная сума, Что в трамвае с пассажира  За проезд берёт сама?                  (С. Маршак)       2. Выпишите только пары однокоренных слов, обозначьте корень слова Подосиновик – осина, гриб – боровик, мебель­стул,  лес – лесник, домик – избушка, столб – столбик, книга – учебник, книга – книжный. 3. Напишите 3 однокоренных слова с корнем – мор­ 4. Четвертое лишнее.   Испариться, парник, напарник, запариться. 5.   Письменно   закончите   объяснение   значения   каждого   слова.   Выделите   корни   в однокоренных словах. Шутник – тот, кто любит ......... Шалун – тот, кто любит   ............. Бульдозерист – тот, работает на ............ Выполнение   данных   заданий   у   ребят   должно   вызвать   интерес,что позволитактивизировать мыслительную деятельность,а также способствовать формированию понятия корня и однокоренных слов на семантической основе.       Вторым   направлением   в   работе   над   семантикой   морфем   является   знакомство   с механизмом   образования   форм   слова   и   особенностями   грамматического   значения окончания.         Эта значимая часть слова принимает участие в процессе формообразования. Чтобы дети осознали суть этого процесса на определенном этапе обучения, когда у школьников накопятся   некоторые   знания   о   склонении   существительных,   прилагательных,   можно предложить такую схему Естественно,   эта   схема   предполагает   введение   понятия   основы   слова.   Собственно говоря, основа и окончание – это парные понятия, взаимосвязанные непосредственно, так как выделение в слове флексии неизбежно приводит к выделению основы (членимой на морфемы и равнозначной корню). Соотношение   терминов   основа   слова   и   конкретные   морфемы   (корень,   приставка, суффикс и окончание) можно графически представить в виде простой схемы, с которой знакомятся дети на уроках: Строение изменяемого  слова       Эта схема обобщает сведения из области морфемики и в то же самое время является своеобразным ключом для проведения дальнейшей работы по изучению  состав слова и словообразования   на   последующих   этапах   обучения.   В   частности,   подобная   схема облегчает учащимся осознание внутренней зависимости понятий изменяемое слово (то есть склоняемые или спрягаемые части речи), с одной стороны, и основа, окончание – с другой. Но   вернемся   к   схеме,   являющейся   графическим   символом   сути   процесса формообразования.   Повторю,   что   на   определенном   этапе,   когда   дети   освоят   падежи, овладеют   навыками   изменения   существительных   по   падежам   и   числам,   в     качестве обобщения   сведений   из   области   формообразования   может   быть   проведена   следующая работа на одном из уроков. Учитель рисует на доске указанную схему так, чтобы в неё можно было мелом вписать необходимую информацию, стереть её, когда потребуется, внести новые сведения. Важно, чтобы не забывалось главное: замена окончания – не формальный, механический процесс, не просто замена букв. Замена окончаний меняет грамматический статус слова. Вот почему эта схема должна содержать и информацию о значении окончания.                                            а   ­ ед.ч. , именит под.                                            Ой  ­ ед.ч.,  твор под   голов     +                        ами – множ.ч., твор под                                            у  ­   ед.ч., вин под                                            е  ­  ед.ч.,  п.п. Такая     работа   позволяет   организовать   анализ   по   схеме:     от   окончания →   к   его грамматическому значению и наоборот: от грамматического значения (заданного учителем, учениками)    к поискам окончания, которое является выразителем этой формы слова. → Эта   схема   поможет   детям   лучше   понять   и   природу     нулевого   окончания.   Так, разбираясь со словом страна и его формами, ученики сталкиваются  с необходимостью написать окончание, передающее значение множественного числа родительного падежа                                     а стран    +                    ах                                      ?                Оказывается, что в «квадратик» записать нечего. Окончание есть (потому что есть значение!), а буквы для его выражения (да и звука) нет. Вот таким образом – от значения окончания – можно строить работу с этим видом флексии.                     Фрагмент  занятия №1 Прочтите высказывания, записанные на доске. 1 Я рублю топор дровами. 2 Митю ела каша. 3 На берег рекой стояла красивый дому. ­ Если в них смысл?  Почему? ­ Измените окончание в словах так, чтобы восстановился смысл предложений. Запишите полученные предложения. В словах выделите окончание. ­ Какая часть слова называется окончанием? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении). ­ Выпишите из 3 предложения словосочетание сущ. + прилагат. Просклоняйте его. Красивый дом Красивого дома Красивому дому Красивый дом Красивым домом (о) красивом доме ­   у имени прилагательного выделите изменяемую часть слова. Теперь выделите часть, оставшуюся неизменной, обозначив её            . Мы отметили, что окончание – изменяемая часть,   служит для связи слов. Как вы думаете, зачем слову нужна неизменная часть? Для ответа   на данный вопрос проверим, будет ли нам понятным значение слова красив –  без окончания? ( В общем, да) Значит, часть слова без окончания можно считать главной, основой для понимания смысла. По этой  главной роли в слове неизменяемая часть называется  основой слова.                                 Занятие № 2. 1. Постройте словосочетания по схемам. Можно ли догадаться, какой части речи будет каждое слово?               ют      в                 у ,               ая            а  ; о            ых               а                   Задания такого вида для учащихся является сложными, поэтому выполняли их коллективно, обговаривая каждый шаг.       2. К какой части речи принадлежит набор окончаний?            ешь ,            ут ,            ят           3.Выпишите слова с нулевым окончанием. Моряк, глаза, кормушка, крик, холмы, звонок, скрипучий, листок, гриб. 4 Напишите новую форму слов. Молодая, играет, земля             Третье   направление   работы   над   семантикой   морфем   –   это   осознание   словообразовательного  значения приставок и суффиксов, а также механизмов образования слов в русском языке. По данному направлению было проведено 3 занятия. Осознание семантики суффиксов и приставок должно основываться на осмыслении различий   противопоставляемых   в   языке     формо­   и   словообразования.   Следовательно, чтобы   ученики   начальных   классов   лучше   осмыслили   эти   морфемные   значения словообразующих аффиксов, стоит познакомить их с механизмом словообразования, то есть   с   тем,   как   происходит   образование   слов   в   русском   языке,   какие   структурные   и смысловые изменения в словах происходят в процессе рождения нового слова. Современные учебники для начальной школы в той или иной мере предусматривают знакомство   с   элементарными   сведениями   из   области   словообразования.   Указания   на словообразующую роль приставки и суффиксов содержатся в школьных определениях этих морфем.   Задания   к   упражнениям   рекомендуют   школьникам   образовывать   от прилагательных   однокоренные   существительные   при   помощи   указанных   суффиксов;   с помощью приставки образовать глаголы противоположного значения и т.п. Однако практика показывает, что этих сведений оказывается недостаточно, чтобы, во – первых,   сформировать   у   учащихся   представление   о   приставке   и   суффиксе   как словообразующих   морфемах;   во­вторых,   добиться   понимания   семантической   сущности процесса образования слов в русском языке. И, наконец, у школьников начальных классов нужно   заложить   основы   правильного   способа   действия   при   морфемном   анализе   слова, который   обязательно   должен   опираться   на   анализ   словообразовательный,   так   как приставка и суффикс выделяются в процессе словообразовательного осмысления слова.  Работа   со   словообразовательными   значениями   должна   быть   подкреплена   серией тренировочных заданий, которые нацеливают на семантическую характеристику приставок и суффиксов. Приведём примеры подобных упражнений:                                     Занятие №1  1. В словах подземный, подводный замените приставку  под на над. Какие изменения произойдут со словами и почему? 2.   Образуйте   от   слов  дом,   стол  слова   со   значением   «маленький»   и   со   значением «огромный». Какие суффиксы вам для этого понадобились? 3. Спишите слова, распределяя их на 2 группы в зависимости  от значения суффикса – ист. 1) «тот, кто           « ; 2) «имеющий много ......». Какой частью речи окажутся слова каждой группы?  Трубочист, душистый, солист, землистый, гористый, пушистый, лучистый, тракторист, гитарист, виолончелист, горнист, журналист, сахаристый. 4 Из   текста   выпишите   слова   с   корнем   –кат­.   Объясните   смысловые   различия однокоренных слов. С помощью каких частей слова выражаются эти смысловые различия?    Мяч 5 Покатился В огород Докатился До ворот, Подкатился Под ворота,  Добежал До поворота, Там Попал Под колесо. Лопнул, Хлопнул –  Вот и всё.       (С. Маршак) 5. Запиши одним словом. Отметь приставки. Что сделал? начал говорить ................            перестал цвести ...................... начал петь  .....................             перестал греметь ..................... начал плыть ...................             закончил читать ....................... начал бежать ................               закончил шить .......................... 6.Запиши слова в два столбика: а) со значением «делить на части»; б) со значением « очень». Выдели приставку.  разбить,   разорвать,   распрекрасный,   распилить,   разломить,   разлюбезный,   разгрызть, развеселый ­ Какой  вывод ты можешь сделать о значении приставки  раз­? 7. Замените одним словом, используя суффиксы увеличения. Очень   большой,   очень   злой,   очень   красный,   очень   толстый,   очень   мокрый,   сильно блестит. Фрагмент занятия № 2. Тема: « Как устроен наш язык. Суффикс». Цель: ­ учить детей находить и выделять суффиксы;                 ­ показать связь суффиксов – синонимов, суффиксов­ омонимов.                     Значение суффиксов. Словарная   работа.   (Запись   слов   под   диктовку,   выделяют   суффиксы):   ветерок, карандашик, берёзка, медвежонок, машинист, воронушка ­ Какое  слово лишнее? (машинист) ­ Почему?   (во   всех   остальных   словах   суффиксы   имеют   уменьшительно­ласкательное значение) ­ Перечислите эти суффиксы: ­ ок; ­ик; ­к; ­онок; ­ушк. Вывод: пишутся  по разному, а значение имеют одинаковое ­ Какое значение имеет слово машинист? (это тот человек, который управляет машиной, профессия) ­ От, какого слова образовалось? ­ С помощью чего ? (суффикса –ист­) ­ Какое значение он придает слову? ­ Давайте посмотрим, какие еще суффиксы служат для обозначения людей по профессии или роду занятий. Работа в парах Составь слова: барабан     щик                          плот           ник лет             чик                           настрой      щик чертёж       ник                          перевод      чик монтаж      ник                          двор            ник пиан           ист                          такс            ист испыта       тель                        писа           тель ­ Какие суффиксы использовали ? ­щик, ­ чик, ­ист, ­тель, ­ ник ­ Какое  значение имеют данные суффиксы? (обозначают профессии или род занятия) Вывод: пишутся суффиксы по­разному, а значение имеют одинаковое. Запишите слова с суффиксом –ник, которые обозначают людей по роду занятий или профессии. Выделите суффикс. (Лесник, работник, лыжник, дворник, печник, пожарник). Наблюдение над одинаковыми по написанию суффиксами: ­ Посмотрите на  схему:             ник     ­ этой схемой спрятались слова. А какие, вы узнаете, отгадав загадки. Что в них будет общего ? (во всех словах будет суффикс  ­ник) 1.       Костерок  под деревцем Не горит, Котелок ­ не греется, А кипит Не выкипает, рукою трогаешь Припекает                        (муравейник) ­ Какое значение имеет суффикс –ник в этом слове? 2.       Я под мышкой посижу­ И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать                (градусник – это прибор для измерения температуры) ­ Какое значение имеет суффикс –ник в этом слове? 3.      Очень густо он растёт, Незаметно он цветёт, А когда проходит лето, Мы едим его конфеты,  Не в бумажке,  А в скорлупке! Берегите, дети, зубки!                 (орешник – это место, где растёт орех) 4.       Закипит – исходит паром,  И свистит, и пышет жаром, Крышка брякает, стучит, ­Эй, сними меня! – кричит.              (чайник – это предмет, посуда, в котором кипятят или                                 заваривают чай)  ­ О каком значении суффикса мы говорили? Вывод: суффикс один, а значения имеет разные Послушайте еще загадки, запишите отгадки, разберите эти слова по составу. Это что за огород,  Огород с секретом? Во дворе у нас мороз –  В огороде лето!               ( теплица ) Уж очень вид у них чудной: У папы – локоны волной,  А мама ходит стриженой. На что она обижена?                  ( львица ) Что общего в составе этих слов? (суффикс – иц) ­ А значение? (а значение имеют разные) ­ Вывод:  Мы выяснили: ­ что разные по написанию и звучанию суффиксы  могут иметь одинаковое значение; ­ ­ что одинаковые  по написанию суффиксы – могут иметь разное значение;  все они служат для образования новых слов.                                       Занятие № 3. Исключительно важным направлением в работе над значением суффиксов и приставок является использование графических   символов, с помощью которых раскрывается суть процесса  словообразования, через осознание которого детям легче «увидеть»  семантику ,→   структурно­ словообразующих   морфем.   Речь   идет   в   первую   очередь   об   употреблении   знака     обозначающего   последовательность   процесса   словообразования, семантическую   зависимость   производного   слова   от   производящего.   Ученики   начальных классов без особого труда могут овладеть простым приёмом графического оформления записи,   иллюстрирующей   внутреннюю   связь   слов   одной   словообразовательной   пары: борода      1.Напишите  имена существительные, от которых образованы прилагательные кленовый,   бородища, стол   столик. → → айвовый,  карманный,  серебристый,  завистливый,  кожаный.   Обозначьте   суффикс,   с помощью которого образовано имя прилагательное       2.Выпишите однокоренные слова парами. Покажите стрелочкой, какое слово от какого образовано. Образец записи: петь  →  запеть. Стеклянный, стекло. Клеить, заклеить, мусорный, мусор. Богатырь, богатырский.      3. а) От данных слов образуйте другие при помощи указанных суффиксов. → →     Малина  «сделанный из ....). Белый   ......... (­ник «место, где  растет ....). Кожа   ...... (­ан   ....... (­оват  «немного, чуть­чуть.......») → б) Устно расскажите об образовании каждого слова по плану: значение слова; от какого слова оно образовано; при помощи какого суффикса; значение этого суффикса. ­ ­ ­ ­ 4. Образуйте от данных существительных слова с указанным значением.  Запишите Образец записи: кровать  →  кроватка («маленькая кровать») Телега  →  («маленькая телега»). Шкаф  →  (« маленький шкаф»). Часы  →  («маленькие часы»).     5. а) Всегда ли мы внимательны к тем, кто нас окружает? Даже дома нас окружают люди, которые, сами того не понимая, делают одно за другим изобретения. Это ваши младшие сестрёнки и братишки. Понаблюдайте за ними, послушайте их – и вам откроется много интересного. Вот, например, какие слова придумывают малыши: Иголкий (колючий), ручаг (рычаг), чиричка (птичка), волкин вой (вой волка), возилка (тележка). б) Попробуйте  объяснить, почему можно догадаться о значении придуманных детьми слов. в) Перепишите «детские» слова, показывая, от какого слова образовано каждое из них. Образец записи: игла   иголкий. →            Задания, направленные на образование новых слов или определение производящего слова,   Применение   элементарного   вызвали   у   детей   огромный   интерес. словообразовательного разбора на уроках облегчает ученикам понимание словообразующей функции приставок и суффиксов, а значит, вооружает школьников правильным подходом к анализу состава слова: от определения значения слова  образовано анализируемое,  → →  к выяснению слова, от которого   к определению морфемного состава анализируемого слова. Формирование представления о приставке, суффиксе, корне и окончании как значимых частях слова должно не только основываться на разного рода упражнениях, нацеливающих на   структурно   ­   семантический   анализ   слова.   Очень   эффективным   приёмом   является расшифровка   лингвистической   информации,   закодированной   в   отдельной   морфеме. Показать это свойство морфем поможет, например, игра «Отгадай слово». Суть её состоит в следующем. На доске записано существительное тигрята, но оно закрыто. Учитель приоткрывает одну   букву   (любую,   например,   начальную   «т»),   а   ученики   пробуют   по   одной   букве отгадать, какое слово записано. Конечно, у детей ничего не получается, потому что буква не передаёт значение. Раскрытый слог тоже мало что   проясняет. А вот когда, наконец, показывается корень, появляется и важная информация о слове. Ребята хорошо понимают, что в точности не смогут назвать слово, но зато вполне определенно  скажут о его значении и назовут несколько слов, имеющих этот корень, а следовательно, и общность в значении, которую и придает именно корень (тигрица, тигровый, тигриный, тигренок). Другое   закрытое   слово   (например,   бегут)   начнём   раскрывать   с   конца.   И   тогда окончание расскажет детям много интересного о спрятанном слове. Эта морфема, конечно, даже не намекает на точное лексическое значение слова, зато полностью расскажет о его грамматических признаках. А  дальше   ученики   пробуют   по   одной   значимой   части   рассказать   о   слове,   которое может   включать   в   свой   состав   эту   морфему   :   ­   онок­     существительное   со   значением «детеныш животного»; существительное , одушевленное, м.р., ­ у. – слово со значением «удаления».  После   прохождения   2   темы   планируется   проведение   проверочной   работы,   которая состоит из следующих заданий: 1) Напишите новую форму слов. Выдели окончание и основу. Голубой, мечтает, страна 2) Распределите слова в зависимости от значения, которое вносится  приставкой: а) приблизиться   б) добавить, выполнить не до конца Подбежать, подкрасить, подлететь, подлечить, подсадить, подплыть,  подсыпать 3) Выпишите слова в следующем порядке:    а) суффикс  имеет значение  предмета, в котором что­то лежит.   б) суффикс  ­ обозначает профессию женщины. Сахарница,   писательница,   чернильница,   работница,   мыльница,   монтажница, конфетница, воспитательница, супница. 4) Замените словосочетания одним словом Состоящий из мыла. Относящийся к морю. Еловый лес. Маленький двор.  Сделанный из вишни. Сильная пыль. Большой кот. 5) образуйте от существительного «печь» слова с указанным значением. Печь  Печь   ................   (маленькая печь)  ...............   ( тот, кто делает печи) → → →  ...............    (относящийся к печи) Печь  6) Письменно покажите, какое слово от какого образовано. Укажите, с  помощью какой части слова образованы слова Лифтер, лифт. Нести, вынести. Цветной, цвет. Сырок, сыр. Белый,  белизна. Дверной, дверь  Учащимся экспериментального класса будет предложен следующий план морфемного анализа: 1) часть речи  →  выделить 2) буквальное (словообразовательное) значение слова; 3) как образовано слово (от какого слова и при помощи каких морфем). Предложенный   план   морфемного   разбора   нацеливает   не   на   последовательность  приставка и суффикс), а на проведение выделения в слове морфем (окончание   корень  → → семантико­структурного   анализа   слова.   Суть   этого   анализа   в   последовательном проведении   следующих   видов   языкового   анализа:   грамматический   анализ   слова (определение части речи, характерного для неё окончания, обозначение основы слова) → семантический   анализ   слова   (определение   словообразовательного   значения   слова)   → словообразовательный   анализ     (определение,   от   какого   слова   и   при   помощи   какой морфемы образовано данное). Конечно, в начальных классах для подобного  анализа предлагаются простые примеры, которые   требуют   проведения   словообразовательного   анализа   в   пределах словообразовательной   пары,   то   есть   когда   производная   единица   возникает   на   первом словообразовательном этапе: → Лето  Усвоить   словообразовательный   способ   морфемного   анализа   помогают   и   задания,  бегун, мешать  перемешать и т.д.  летний, бегать  → → требующие частичного разбора слова по составу на основе определения производящего слова. Для такой работы особенно подходят слова, которые имеют внешнее сходство в структуре. Пример рассуждений, проводимых учащимися при разборе слова по составу. ­ Выполним подробно все действия, необходимые для разбора по составу слова прогулка. 1. Прогулка – это имя существительное Изменим слово так, как это ему свойственно: ←  гулять прогулка   прогулки прогулке прогулку прогулкой (о) прогулке Найдем  изменившуюся часть: прогулка, а – это окончание Найдем неизменную часть слова – основу: прогулк­ 2. Прогулка – это действие, совершаемое человеком, который  гуляет. Итак, слово прогулка   может   быть   объяснено   через   слово   гулять,   следовательно,   основа     ­прогулк­ делиться на части. 3. Находим в слове корень; для этого подбираем  другие слова, которые тоже можно объяснить словом гулять: гулянка, гульба, загулять, разгуливать. Выделяем в этих словах общую часть –гул­; это и будет корень слова. Слово прогулка образовалось от слова гулять с помощью приставки  про ­(которая имеет значение уже происшедшего, совершённого действия; такая приставка есть в словах продажа,   пробежка)   и   суффикса   –к­   (   который   показывает,   что   действие   перешло   в предмет; слово, обозначающее действие – гулять – стало обозначать предмет – прогулка; суффикс –к­ с тем же значением есть в словах пробежка, укладка, посадка. Усвоить   словообразовательный   способ   морфемного   анализа   помогают   задания, требующие частичного разбора слова по составу на основе определения производящего слова. Для такой работы особенно подходят слова, которые имеют внешнее сходство в структуре. Приведем пример таких заданий: 1) Определите, от какого слова образовано каждое слово, и выделите в нём корень и приставку. Слепить (глаза), слепить (игрушку) 2) Чтобы определить, одинаковую ли приставку имеют эти слова, установите, как они образованы. Подозвать, подоить, поддержать 3) Одинаковый ли состав и способ образования слов смешать и смешить?  Объясните почему? 4) разберите по составу выделенные слова. Чем объясняется различие в их строении? Мишка с армией осиной  Дрался выдранной осиной.                            (Я. Козловский) Для производства футбольных голов Ноги бывают важнее голов.                              (Я. Козловский)          Конечным этапом является контрольный тест. С помощью этих заданий мы узнаем, как   изменился   уровень   и   качество   знаний   детей   по   теме   «Состав  слова».   Детям  были предложены следующие контрольные задания: 1) Из списка слов выпишите родственные к существительному  гора. Гордец,   горевать,   гордый,  горный,  пригорок,   гордыня,   горюшко,  гористый,  горой, гореть, пригорье, загородный, погоревать – 4 б. (1 слово – 1 балл) 2) Что общего и что различного в словах ножища и ножище? (2 балла) 3) Распредели слова по столбикам а) суффикс придаёт слову увеличительный оттенок, б) суффикс придаёт слову пренебрежительный оттенок,  в) суффикс придаёт слову ласкательный оттенок Собачонка, глазищи, когтище, Наташенька, фонарик, волчище, рыженький, одежонка, лошадёнка. (1 слово –1 балл) 4) Напишите слова, которые обозначают людей по роду занятий или профессии: Трактор, лыжи, груз, учить, футбол, шахта. 5)   При   помощи   приставки   образуй   слова   с   противоположным   значением.   Запиши полученные пары слов. Прискакал ­ ............, прибежал ­ ............., приплыл ­ ............, привёз ­ ........, приехал ­ ............., принёс ­ .............,  (1 слово – 1 балл) 6) Распредели слова в зависимости от значения, которое вносится приставкой: а) приблизится    б) добавить, выполнить не до конца.  Подбежать,   подкрасить,   подлететь,   подлечить,   подплыть,   подсадить,   подсыпать, подтаять. (1 слово – 1 балл) 7)   Письменно   покажите,   от   какого   слова   образовалось   каждое   из   указанных   слов. Обозначьте те части слова, с помощью которых образовались данные слова. ( 1 слово­ 1балл) .......  →  сапожник, ...........  →  морковный, ............   запеть.  → 8) Выпишите формы слов. Выделите окончание.  (1 слово – 1 балл) Скворец, скворечник, скворцы, у скворца, скворушка Козлёнок, козлиный, козлик, козлиная, козлиное  9) Выпишите слова с нулевым окончанием. Сосна, язык, дружба, пенал, море, моряк, город, друг, мост, рыба. 10) Запишите 2 слова, соответствующие данной схеме:   (2 балла) 1) Разберите слова по составу. (3 балла) Свисток, нагрузка, холодный Максимальная сумма  баллов – 55 Менее     16   баллов   –   тема   не   усвоена   («2»),   от   16   до   34   баллов   –   тема   усвоена удовлетворительно («3»); от 35 до 48 – тема в целом усвоена хорошо («4»); от 49 до 55 – тема практически усвоено полностью («5»).                                          Данный подход к формированию словообразовательных представлений, понятий и умений,   а   также   усиление   семантического   аспекта   в   преподавании   морфемики   и словообразования   стимулирует   развитие   у   учащихся   мотивированного   компонента обучения, вызывает интерес к лингвистическому исследованию слова, к материи русского языка.

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"

Статья "Работа по систематизации и расширению знаний о составе слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018