Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
Оценка 4.7

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
09.12.2018
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
Обучать сочинения по картине, познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Васнецова; развивающая – развивать устную и письменную речь, вырабатывать умение отбирать нужные для описания слова, формировать умение составлять заключительную часть сочинения, способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства, воспитательная чувство сопереживания.
Урок развития речи в 5.docx

Урок развития речи в 5-м классе

 

сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

 

Урок разработан учителем русского языка и литературы высшей  категории 

средней школы № 21

г. Ангрена

Нурмановой З.А.

 

 

 

 

 

 

 

Урок развития речи в 5-м классе.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

цели урока: Образовательная – обучать сочинения по картине, познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Васнецова; развивающая – развивать устную и письменную речь, вырабатывать умение отбирать нужные для описания слова, формировать умение составлять заключительную часть сочинения, способствовать   эмоциональному восприятию картины как произведения искусства,  воспитательная чувство сопереживания.

Компетенции: компетенция работы с информацией, речевая, национальная и общекультурная, личностного самосовершенствования.

Оборудование: слайдовая презентация о В.М Васнецове и его творчестве, репродукция картины «Алёнушка», карточки для словаря настроений, орфографические словари.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы будем писать сочинение по картине В,М Васнецова «Алёнушка». Многие из вас, возможно, уже видели эту картину и также, как и я, полюбили ее. А если нет, рада буду познакомить вас с ней

Но сначала поговорим об ее авторе – художнике Викторе Михайловиче Васнецове.

Родился Виктор Михайлович Васнецов в 1848 году в Вятской губернии в семье священника. Проводя все свое время со сверстниками – крестьянами, он слышал от них много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях их подвигах. все это нашло отражение в его картинах.

2. Знакомство с творчеством Васнецова.

Учитель: В.М. Васнецовым написано много картин по русским сказкам, которыми и сейчас иллюстрированы книги. Давайте посмотрим репродукции картин «три богатыря» и «три царевны подземного царства».

Ученикам предлагается коротко рассказать о том, в чём состоит сюжет картины и кто его герои.

3. Беседа по картине «Алёнушка».

а. знакомство с картиной

б. рассказы об истории создания картины

в. беседа с учащимся

А. Рассмотрим внимательно картину «Алёнушка». каков ее сюжет?
Б. Интересна история создания картины «Алёнушка».

За основу Васнецов взял сказку «О Сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке.

Работа была закончена зимой 1881 года в москве.

Критик И.Э. грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы. Сам Васнецов так отзывался о своей картине: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидела ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку поразившую мое воображение. Столько тоски одиночества и чисто русской печали было в ее глаза…Каким – то особым русским духом веяло от нее»

Все в этой картине так просто, что кажется художник написал ее в один присест. Но стоит только посмотреть предварительные наброски, этюды к ней и мы поймем как много как вдумчиво работал Васнецов пока первый его этюд «Алёнушка» не превратился в лирическую картину.

В. Давайте теперь еще раз внимательно рассмотрим картину и побеседуем.

- Когда изобразил художник на переднем плане? (сидит девочка – Алёнушка на камне у глубокого омута. Печально склонила она голову тонкими руками, обхватила колени, задумалась)

- опишите ее внешний вид. (одета Алёнушка бедно в старенький сарафан, выцветшую кофту, ноги босые, волосы спутанными прядями рассыпаны по плечам)

- Что можно сказать глядя на выражение лица на поникшую фигуру Алёнушки? (Алёнушка в глубокой печали, глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен. Весь вид девочки выражает безысходное горе.)

 - Какое время года изобразил художник? (Начало осени)

- Почему вы догадались, что это начало осени? (Кое – где пожелтевшие листья на молодых осинах еще не опали трава еще зеленая по омуту рассыпаны золотые листья. Ласточки ещё не улетели в теплые края)

- Опишите пейзаж вокруг Алёнушки. Созвучна ли природа с настроением девочки? (Печально застыли молодые березки, осины и ели. Согнулись и опустились в воду тонкие ветви осины, кое-где поникли стебли старой осоки. Небо серое, сумерки опускаются. Тихая и грустная природа перекликается с печалью и тоской девочки.)

- Здесь есть еще герои – ласточки. Почему именно ласточек изобразил художник? (Над головой Алёнушки щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить развеять ее грусть. В народном творчестве ласточки – это символ дружелюбия к добрым людям.)

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? Какие тона преобладают в картине? (В картине преобладают неяркие, темно – зеленые и  красновато – коричневые краски. Все это гармонируют с душевным состоянием Алёнушки)

Работа со словарем настроений.

-Посмотрите на карточки названия чувств.

-Какие  чувства вызывает у вас  картина?

 

                       Грусть

 

         Одиночество

 

                      Тревога

 

         Надежда

 

Нежность

 

          Сопереживание

 

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший, на ваш взгляд, вариант из предложенных на доске.

·       (Трудно остаться равнодушным, глядя на Алёнушку.

·       Я благодарен художнику за то, что он сумел правдиво и естественно показать переживания девочки.

·       В сказках по – разному складывается жизнь Алёнушки, но всегда светлое и доброе побеждает темное и злое)

4. Словарная работа.

Попробуем подобрать ключевые слова и ряды синонимов, чтобы избежать повторов при написании сочинения.

Алёнушка.

Алёнушка, девочка, она. Сидит одиноко, поникшая фигура, склонила голову. Грустное лицо, безысходное горе, недетская печаль. Глаза застилаю слёзы, взгляд неподвижен, шелковистый каштановые волосы, спутанные пряди, крепко сжаты пальцы рук, обхватив колени. Одета бедно, старенький порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые.

Природа.

Первая пора увядание природы Осень. Печально застыли молодые деревца. Пожелтевшие листья, ветви осины согнулись и опустились в воду, поникли стебли осоки, природа грустит, созвучна с печалью и тоской девочки.

Омут.

В лесной чаще. Глубокий омут, холодная вода, зеркальная поверхность, отражение Алёнушки. Белогорючий камень, мягкие линии, очертание камней.

Ласточки.

Ласточки, птицы, она. Щебечут над головой, стараются успокоить , рассеять грусть, слетелись к Алёнушке, расположились на ветке, сочувствуют горю.

Калорит Картины.

Предлогают неяркие тона, тёмно – зелёные и красновато-коричневые краски, подчеркивает печальное и грустное содержание, контрастные тона, светлая полоска гаснущей зари, ярка зелень осоки, розоватые цветы на сарафане, нежно – бёклая голубизна кофточки.

5.Работа над черновиком сочинения.

Подумаем о том, как можно назвать наше сочинение («История Алёнушки», «Алёнушка печаль»и др.)

Составление рабочего плана сочинения.

Теперь по горячим следам попробуйте описать картину письменно.

Можете использовать в своем сочинение весь материал который услышали или записали на уроке.

О правописании трудных слов можете справиться в орфографических словарях.

Используйте в своей работе сложные предложения, предложения с однородным и членами и вводными словами.

Постарайтесь сохранить в своем сочинении неповторимое очарование сказочного сюжета.

6. Редактирование фрагментов сочинений.

Можно попросить ребят прочитать фрагменты черновых набросков сочинений и вместе отредактировать их.

7. Завершающий этап урока.

Комментирование оценок за работу на уроке.

Домашнее задание- закончить работу над сочинением.

 При подготовке урока  использован материал из Википедии(об истории создания картины ”Алёнушка”).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        


 

Урок развития речи в 5-м классе сочинение по картине

Урок развития речи в 5-м классе сочинение по картине

Урок развития речи в 5-м классе

Урок развития речи в 5-м классе

Знакомство с творчеством Васнецова

Знакомство с творчеством Васнецова

В. Давайте теперь еще раз внимательно рассмотрим картину и побеседуем

В. Давайте теперь еще раз внимательно рассмотрим картину и побеседуем

Посмотрите на карточки названия чувств

Посмотрите на карточки названия чувств

Омут. В лесной чаще. Глубокий омут, холодная вода, зеркальная поверхность, отражение

Омут. В лесной чаще. Глубокий омут, холодная вода, зеркальная поверхность, отражение

Постарайтесь сохранить в своем сочинении неповторимое очарование сказочного сюжета

Постарайтесь сохранить в своем сочинении неповторимое очарование сказочного сюжета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2018