Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО
Оценка 4.7

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Оценка 4.7
Лабораторные работы
docx
география
Взрослым
04.03.2019
Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО
Методические указания для проведения 32 практических занятий по географии предназначены для 1 или 2 курса среднего профессионального образования. Занятия составлены по программе: Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016.
методические указания к проведению практических занятий по географии для СПО.docx
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для практических работ по учебной дисциплине «География» для студентов профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» 1 Методические указания дляпрактических работ по учебной дисциплине «География» для студентов профессии  43.01.09 «Повар, кондитер» Составитель: Перлова Е. А., преподаватель географии Рекомендовано к использованию решением методического совета ГБПОУ «ЗлатИКим.П.П. Аносова» протокол № ____ от ____  ________ 20____г. 2 тема Содержание №  п/п 1 2 3 4 5 6 Характеристика политико­географического положения страны Характеристика государственного строя стран мира  Обозначения на контурной карте основных географических объектов Составление схемы «Природные ресурсы Земли» Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира  основными видами природных ресурсов. Определение   демографической   ситуации   и   особенностей   демографической политики в разных странах и регионах  Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира Анализ   особенностей   расселения   населения   в   различных   странах   и регионах  мира 9 Крупнейшие агломерации и мегаполисы мира 10 Составление таблицы «Растениеводство мира» 11 Составление характеристики отрасли промышленности 12 Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты 13 Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских,  образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. 7 8 14 Политическая карта Зарубежной Европы 15 Составление комплексной ЭГХ государства Зарубежной Европы 16 Сравнительная ЭГХ  стран Зарубежной Европы 17 Оценка демографической ситуации и политики в странах Азии 18 Политическая карта Зарубежной Азии 19 Составление   комплексной   экономико­географической   характеристики   страны региона 20 Оценка   природных   предпосылок   для   развития   промышленности   и   сельского хозяйства Индии, Китая, Японии 21 Сравнительная экономико­географическая характеристика стран Зарубежной Азии 22 Составление картосхемы Африки 23 Составление комплексной ЭГХ ЮАР 24 Сравнительная экономико­географическая характеристика стран Африки 25 Сравнительная таблица «Сельское хозяйство Канады и США»  26 Сравнительная экономико­географическая характеристика стран Северной Америки 27 ПК Латинской Америки  28 Составление комплексной экономико­географической характеристики одной из  стран Латинской Америки 29 Составление ЭГХ Новой Зеландии 30 Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического  Кол­во   часов 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 стр 4 5 6 7 8 9 11 12 13 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 31 32 положения России Роль   географии   в   решении   глобальных   проблем       человечества   (Защита реферата) Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией 39 Критерии оценивания практических работ                                                                              стр. 40 Требования к работе с контурными картами                                                                        стр. 40 1 Практическое занятие №1 Характеристика политико­географического положения страны 3 Цель: ­формирование умения оценивать экономико­географическое и политико­географическое положение страны, выявлять его положительные и отрицательные черты; ­формирование умения отмечать изменение ЭГП и ПГП во времени Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: учебник, географический атлас, тетрадь для практических работ, контурная карта. Необходимый теоретический материал: [2] глава 1 Государственная территория – часть суши, принадлежащая тому или иному государству на основании  исторических традиций или международных соглашений и оконтуренная государственной границей. Страна – территория, имеющая определенные и население, пользующаяся государственным  суверенитетом или находящейся под властью другого государства. Геополитическое положение (политико­географическое положение, ПГП) – положение страны на  политической карте мира относительно других государств и их группировок, региональных военных  конфликтов, военных баз, а также относительно экономико­географических объектов. ПГП  подразумевает также членство страны в различных военно­политических и политико­экономических  блоках и организациях, степень ее участия в международных миротворческих и антитеррористических операциях. Ход работы: Задание 1.Дайте письменное описание политического положения страны (Германия) по плану: 1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:     а) уровень экономического развития соседних стран;     б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;     в) стратегическая оценка государственной границы. 2.  Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции: а) возможность использования морского и речного транспорта; б) торговые отношения с соседними странами; в) обеспечение страны сырьем. 3.  Отношение к «горячим точкам планеты»: а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам; б) военно­стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом; в) отношение правительства страны к международной разрядке, разоружению. 4.   Общая оценка политического положения страны. Задание 2:  На контурную карту нанести границы 4 государств (по выбору) и подписать их столицы и  названия пограничных государств. 4 Практическое занятие №2 Характеристика государственного строя стран мира Цель: ­умение выделять группы стран по форме правления и форме административно­территориального устройства. Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: учебник, географический атлас, контурная карта мира, цветные карандаши, ручки с цветной пастой. Необходимый теоретический материал [2] глава 1 Ход работы: Задание 1.  На основе «визитной карточки» стран на форзаце учебника составьте систематизирующую таблицу  «Государственное устройство стран мира» по следующей форме. Форма  правления Республики                 Монархии Конституционные Абсолютные            Форма административно­ территориального устройства Унитарные государства Федеративные государства Задание 2. Используя текст учебника, составьте глоссарий таких понятий, как: 1. «политическая карта мира»,  2. «страна»,  3. «государство»,  4. «суверенное государство»,  5. «ВВП»,  6. «ИЧР»,  7. «сепаратизм»,  8. «республика»,  9. «монархия» (абсолютная, конституционная, теократическая),  10. «унитарное» и «федеративное государство»,  11. «горячие точки мира» и ихпримеры, 12. «политико­географическое положение страны»,  13 «геополитика». Задание 3.  Что общего у следующих стран: США, ФРГ, Франции, Великобритании, Японии? 5 Практическое занятие №3 Обозначения на контурной карте основных географических объектов Цель: Развитие   умений   комплексного   использования   карт   различной   тематики,   учебника,   справочных   и статистических материалов  с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов.Определять   и   сравнивать по   разным   источникам   информации   географические   тенденции развития социально­экономических процессов и явлений Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: учебник, географический атлас, контурная карта мира, цветные карандаши, ручки с цветной пастой. Необходимый теоретический материал [2] глава 1 Ход работы: С помощью карт атласа выполните предложенные задания: Задание   1.Используя   «визитную   карточку»   стран   мира,   нанесите   на   контурную   карту   мира государства, которые входят в первую десятку стран мира по численности населения. Подпишите названия стран  и столицы красной пастой, выделите государственную границу.  Задание 2.   Нанесите границы и обозначьте синей пастой семь самых развитых в экономическом отношении стран мира, подпишите их столицы. Задание 3. Нидерланды, Дания, Норвегия, Камбоджа, Малайзия, Марокко, Лесото, Оман, Саудовская Аравия, Пакистан, Эфиопия, Аргентина. Из предложенного списка государств нанесите на контурную карту: а)   Страны с монархической формой правления: конституционные монархии (желтым цветом­КМ) и абсолютные монархии (голубым­АМ),  б)   Нанесите   штриховкой   на   контурную   карту     страны,   имеющие   федеративное   административно­ территориальное устройство (///). Задание 4.Бразилия, Мексика, Индия, Тайланд, Индонезия, ОАЭ, Ирак, Иран, Алжир, Эквадор, Чад, Гаити, Либерия, Таджикистан, Перу.  Из предложенного списка государств нанесите на контурную карту разным цветом:  а) НИС (зелёным),  б) страны ОПЕК (коричневым),  в) беднейшие страны мира (красным). 6 Практическое занятие №4 Составление схемы «Природные ресурсы Земли» Цель:  формирование   умений   составлять   схему   с   помощью   карт,   учебника   и   дополнительной литературы. Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: географический атлас, учебник, тетрадь для практических работ Необходимый теоретический материал [2] глава 2 Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания: Задание 1. Анализируя данные о различных видах природных ресурсов, составьте схему: Ход работы: Природные ресурсы возобновимыеневозобновимые примеры ресурсов Задание 2. Анализируя данные о различных видах природных ресурсов, составьте схему: Классификация природных ресурсов минеральные  земельные          водные            …             …             …           ….          …  рудные                 …           топливные  Приведите примеры стран, обладающие данными ресурсами Задание 3.  Что такое ресурсообеспеченность и для чего человеку необходимы знания о ресурсообеспеченности? 7 Практическое занятие №5 Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Цель:  формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей. Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: географический атлас, учебник, тетрадь для практических работ Необходимый теоретический материал [2] глава 2 Ход работы: Запасы уголь млрд т Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания: Задание   1.  Анализируя   статистические   данные   о   запасах   и   добыче   основных   видов   природных ресурсов, сравните обеспеченность отдельных стран минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами.   Оценку   ресурсообеспеченности   стран   можно   сделать   на   примере   трёх   предложенных стран. Страна Страна Канада Япония Австралия Россия США Бразили я Примечание:  «+» ­ полная обеспеченность, «­» ­ частичная обеспеченность, «­­» ­ острая нехватка ресурсов. Ресурсообеспеченность, годы уголь нефть жел руда Лесные нефть млрд барре лей* 106,2 50,0 12,8 Водные жел рудамлн т Виды ресурсов Минеральные жел рудамлр д т Добыча угольм лн т 554,4 571 0,8 100 49 391 нефть Земельные млн т 157 237 6,6 33,4 6,9 7,6 385 660 8,1 Задание   2.    На   основе   анализа   имеющихся   данных   выделите   страны,   наиболее   обеспеченные природными   ресурсами.   Результаты   анализа   оформите   в   виде   таблицы.   Вычисления   сделайте   по формуле  Р = З/Д, где Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча; 8 Что такое ресурсообеспеченность и для чего человеку необходимы знания о ресурсообеспеченности? Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в Практическое занятие №6 разных странах и регионах Цель:  формирование умений  систематизировать знания  о демографической политике в странах с разным   типом   воспроизводства;  оценивать   и   объяснять   демографическую   ситуацию   отдельных стран  и регионов мира. Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: географический атлас, учебник, тетрадь для практических работ Необходимый теоретический материал: [2] глава 3 Воспроизводство   населения   –   это   совокупный   процесс   рождаемости,   смертности,   естественного прироста населения, который обеспечивает беспрерывное возобновление смену людских поколений. В современном мире можно выделить 2 типа воспроизводства населения.  1 тип современный  отличается невысокой рождаемостью, смертностью и естественным приростом населения. 2 тип традиционный  характеризуется высокой рождаемостью, высоким естественным приростом населения и относительно низкими показателями смертности. В настоящее время наблюдается постепенный переход от 2 к 1 типу воспроизводства населения. В современном мире большинство стран стремятся управлять воспроизводством населения, проводя определенную демографическую политику. Демографическая политика – это система различных мер предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения в желательном для себя направлении. Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания: Задание 1. Ход работы: 9 Заполните таблицу, используя учебник и статистические данные.              Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира. Тип воспроиз­ водства Демогра­ фический этап Регионы  мира Весь мир Зарубежная Европа Зарубежная Азия Юго­Западная Азия Восточная Азия Африка Северная Америка Латинская Америка Австралия Океания Коэффициент рождаемости Коэффициент смертности (‰) (‰) 23 11 23 28 16 40 15 25 14 28 9 11 8 7 7 14 9 7 7 9 Коэффициент естественного прироста (‰) 14 0 15 21 9 26 6 18 7 19 Задание 2.  Дайте характеристику демографической ситуации   в Индии и Германии по следующему плану: ­  запишите численность населения, среднюю плотность и районы с наибольшей плотностью населения в стране.  ­  по картам атласа определите районы с наибольшей плотностью населения. ­  определите особенности естественного и механического прироста населения в стране. ­ определите особенности возрастного и полового состава населения в стране. ­ определите и запишите своеобразие занятости населения, долю городского и сельского населения. ­  определите обеспеченность страны трудовыми ресурсами. Сформулируйте   вывод     о   демографической   политике,   проводимой     государствами     Индии   и Германии. Контрольные вопросы: 1. Почему один из отчетов ООН был назван «Наш демографически разделенный мир»? 2. Правы ли те демографы, которые считают, что 21 век станет веком старения населения Земли? 3. Объясните понятия «демографический взрыв» и «демографический кризис». 10 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира Практическое занятие №7 Цель:  ­формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира; ­формирование умений работать с контурными картами, используя различные источники информации. Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: учебник, атлас, контурные карты Необходимый теоретический материал [2] глава 3 Ход работы: Задание 1.  а) сравните доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран(блок 4, рис по возрастному составу); сделайте вывод о причинах в занятости населения; б)   сделайте   сравнительную   оценку   обеспеченности   трудовыми   ресурсамистран   различного   типа, заполните таблицу. 11 а н а р т с я и н е л е с а н   ь т с о н н е л с и Ч   й ы н н е в т с е т с Е т с о р и р п   й о в о л о п     и в а т с о с     й о н т с а р з о В Занятость населения в  в  промышленности сельском хозяйстве   й ы н ь л а и ц о С в а т с о с Рабочие Служащие Задание 2. Нанесите на контурную карту основные районы трудовой миграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила. Задание 3. Проанализируйте   в   атласе   карты   «Плотность   населения»   и   «Земельные   ресурсы»,   выявите особенности расселения населения по регионам мира. Сделайте вывод. Задание 4.   Дайте определение понятию «экономически активное население»  Какие причины влияют на размещение  и плотность населения мира?  Какие изменения в характере и географии внешних миграций населения произошли после Второй мировой войны? Практическое занятие №8 Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах  мира Цель:  ­ обобщение  знаний  о   численности   и   динамике   населения   стран   мира,   проблемах   современной урбанизации; ­формирование умений оценивать уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование:политическая   карта   мира,   карта   плотности   населения,   атлас,   контурные   карты, учебник, карандаши. Необходимый теоретический материал: [2] глава 3 Современная   карта   размещения   населения   мира   свидетельствует   об   огромной   неравномерности   в заселенности территории Земли. Основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропических и  субэкваториальных  климатических поясов на высоте  500м над уровнем моря. 12 Средняя плотность населения Земли  45 чел на 2 км2. Но эта цифра не дает ни какого представления о тех   огромных   контрастах,   которые   наблюдаются   на   континентах   и   странах.   Исторически сложившийся на Земле рисунок расселения очень разнообразен. Выделяют две основные формы расселения: городская и сельская. Главной формой расселения в современном   мире   становятся   города,   поэтому   важным   процессом   в   современном   мире   является урбанизация. Ход работы: Задание    1.Проанализируйте карту плотности населения в атласе и выпишите в тетрадь районы с   высокой плотностью населения (от 200 до 600 и более человека на км2)и районы с низкой плотностью населения (от 1 до 10 человек на км2). Приведите по пять примеров. Задание   2.  Используя   таблицу   1   «Страны   –   лидеры   по   уровню   плотности   населения,   чел.км.2», отметьте   на   контурной   карте   страны   с   максимальными   показателями   плотности   населения   и минимальными. Таблица 1 ­ Страны – лидеры по уровню плотности населения, чел.км.2 Страна   Страна Минимальные  показатели Максимальные  показатели 1200  920  840 460 450 0,03 1 2 Гренландия Западная Сахара Мавритания, Монголия, Намибия, Французская Гвинея, Австралия Мальта Бангладеш Бахрейн Нидерланды Южная Корея Задание 3. Обозначьте на карте крупнейшие агломерации мира. Задание 4.   Используя текст учебника, карты атласа, определите общий уровень урбанизации стран Зарубежной Азии по следующему плану: ­ назовите страны с максимальными и минимальными показателями уровня урбанизации;  ­ назовите крупнейшие города региона. Контрольные вопросы: 1. Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира? 2. Почему наиболее высокий уровень урбанизации характерен для высокоразвитых стран? 3. Каково соотношение городского и сельского населения в мире? 4.   Почему   наиболее   быстрые   темпы   роста   городского   населения   наблюдаются   в   развивающихся странах? Практическое занятие №9 Крупнейшие агломерации и мегаполисы мира Цель: ­ формирование уменийработать с картами атласа, используя статистические данные Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование:политическая   карта   мира,   карта   плотности   населения,   атлас,   контурные   карты, учебник, карандаши. Необходимый теоретический материал: [2] глава 3 Урбанизация ­ процесс роста городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возрастание роли городов во всех сферах жизни общества, преобладание городского образа жизни над сельским 13 Городская агломерация — это компактное скопление населённых пунктов, главным  образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную  динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.  Образование городских агломераций — одна из стадий урбанизации. Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города­ядра,  например, Нью­Йоркская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько  городов­ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии). Близость населённых пунктов иногда даёт так называемый агломерационный эффект —  экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации  производств и других экономических объектов в городских агломерациях[1]. Мегаполис  – это наиболее  крупная  форма расселения,  которая  образуется  в результате слияния множества соседних городских агломераций.  Мегал полис  — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании ряда городских  агломераций. Синонимом является термин «мегарегион», получивший распространение в англосфере. Часто встречающийся термин «мегаполис» (используемый к вообще любому городу населением свыше 1 миллиона жителей) не является синонимом термина «мегалополис» оо ТОП 10 крупнейших агломераций мира Большую роль в развитии и укрупнении городов конечно же сыграла трудовая миграция из сельских регионов.  Уже сейчас более половины населения Земли живут в городах. И этот процесс в последнее время только  ускоряется. В связи с этим города, которые находились недалеко друг от друга сращиваются в один, либо  более крупный поглощает небольшие пригороды. Так образуются огромные агломерации. Давайте же  посмотрим, какие именно агломерации, не города, стали крупнейшими в мире на данный момент. 10. Сан­Паулу , бразильский город на юго­востоке страны. Эта агломерация шагнула уже за 20 млн. жителей.  Сан­Паулу это не только самый большой город Бразилии, он также самый большой на американском  континенте, южного полушария Земли да и все португалоязычного сообщества в мире.Поселение было  основано в 1554 году иезуитами­миссионерами с целью обращения индейцев в католичество. В городе  проживает более 100 национальностей. Для оценки разнообразия можно сказать, что здесь проживает более 6  млн. итальянцев (больше, чем в Милане или Риме), 3 млн. португальцев, 3 млн. африканцев, 1 млн. арабов.  Здесь находится крупнейшая этническая группа японцев за пределом страны­ более 300 тыс. японцев. Даже  немцев здесь проживает порядка 400 тыс. человек.  9. Нью­Йорк . Самый крупный город в США, агломерация которого достигает почти 21 млн.человек. Основали его голландские колонисты в начале 17 века и изначально он назывался Новый Амстердам. Одно из самых  популярных туристических мест в США, в год его посещают до 50 млн. человек, причем основная доля  относится к местным гражданам, которые приезжают со всех штатов. Но и для иностранных туристов это  самый привлекательный город наравне с Калифорнией и Флоридой. Из­за очень "страшного" количества  национальностей,этнических групп здесь было введен термин "белый американец", под которым понимаются  граждане США или иностранцы,проживающие здесь, потомки коренных людей Западной Европы. Так вот в  Нью­Йорке белых американцев около половины, порядка 25­26% составляют афроамериканцы, чуть менее  латиноамериканцы (20%) и азиаты (13­15%). Таков национальный состав Нью­Йорка, похоже самой  многонациональной агломерации в мире. 8.Мумбаи . Этот индийский мегаполис нам известен больше как Бомбей, который переименовали в 1995 году.  Столица индийского штата Махараштра является одним из самых населенных городов Индии и в составе  агломерации достигает 21,3 млн.человек. По сравнению с другими городами Индии имеет достаточно высокий  уровень жизни, развитым деловым центром, что и привлекает в поиске работы жителей со всей Индии. Но, как  и вся Индия, это "город контрастов", с богатыми кварталами соседствуют грязные трущобы с нищими.  7.Шанхай . Крупнейший город Китая, население которого составляет более 24 млн.человек. Крупный деловой  и культурный центр Китая, где базируются крупные китайские корпорации, банки,биржи,заводы, огромное  количество университетов. Достаточно упомянуть, что здесь стоят заводы таких компаний, как LG Electronics,  BASF, Bayer, DuPont, Henkel, Ericsson, Nokia, Sandvik. Большинство населения это китайцы, говорящие на  шанхайском диалекте. 6.Карачи . Пакистанский портовый город с населением более 24 млн. человек находиться на шестой позиции.  Это крупнейший финансовый,банковский,торговый,промышленный центр Пакистана, а также главный центр  14 высшего образования вообще в исламском мире. Население города резко стало расти после обретения  Пакистаном независимости, сюда устремились со всего Пакистана, Индии и других стран Южной Азии.  Население города состоит из многообразия мусульманских общин, из которых можно выделить мухаджиров  (беженцы из Индии), которые составляют основное население Карачи. Также это пуштуны, пенджабцы, синдхи,  белуджи, бенгальцы и др. В основном это мусульманские общины, представители которых покинули свои  страны из притеснений (Бангладеш, Афганистан, Иран и т.д). 5. Сеул+Инчхон. Южнокорейская столица вместе с городом Инчхон образуют агломерацию более 24  млн.человек. Статус столицы да еще в ассоциации крупным портом Инчхон делает Сеул главным центром  Кореи и крупнейшим финансовым центром в Восточной Азии.В Сеуле находится очень много штаб­квартир  международных гигантов как, например, Citigroup, Barclays, CreditSuisse, UniCredit, StandartChartered. Список  можно долго продолжать. Население преимущественно местное, корейского происхождения. 4.Манила (Филиппины). Население самой Манилы, города, не дотягивает до 2 млн. человек. Но в 1975 году  была образована Большая Манила, состоящая из 12 мегаполисов. Население же этой агломерации составляет  более 24 млн. человек. Если брать сам центр, город Манила, то он является самым густонаселенным городом в  мире.Плотность населения достигает более 40 тыс.человек на квадратный километр.Основным населением  являются тагалы и илоки, то есть местные народности. 3.Дели. Агломерация Дели уже набирает почти 27 млн. жителей.Это еще один многонациональный город , в  котором перемешаны очень разнообразные культуры.Это центр Индии, так как район Нью­Дели является  столицей,где расположены основные правительственные учреждения. Также как и Мумбаи, этот мегаполис  привлекает рабочих и бизнесменов со всех уголков Индии. Из­за многонациональности Дели можно разделить  население по языкам, на которых они разговаривают. Так основным языком является хиндустани, а вот  ведущим письменным ­ английский, чувствуется колониальное прошлое. 2.Джакарта. Население столицы Индонезии, имеющей статус провинции и состоящей из 5 городских  муниципалитетов приблизилось к 32 млн. жителей. Население преимущественно местное. 1. Токио­Иокогама. Огромный японский Токио вместе с Иокогамой и пригородами образует агломерацию в  почти 38 млн. человек. Официально Токио не является городом, это столичный округ, включающий в себя 62  административные единицы: городка,поселки,сельские общины. Для сравнения, в Большой Токио живет людей  больше, чем во всей азиатской части России (31­32 млн.чел). Токио является крупным международным  финансовым центром в мире наряду с Нью­Йорком и Лондоном, одна из самых развитых экономически  агломераций в мире. По национальному составу основным является местное, японское, из иностранцев самое  большое представительство имеют китайцы и корейцы. Но доля иностранцев,работающих и живущих в Токио  очень мала. Ход работы:   1. Задание   Нанесите крупнейшие агломерации мира на контурную карту. Подпишите названия стран. Задание 2.  Используя учебник, покажите на карте другие крупные агломерации и мегаполисы мира. Практическое занятие №10 Составление таблицы «Растениеводство мира» Цель: ­актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре сельского хозяйства стран мира, Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 15 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование:учебник, атлас Необходимый теоретический материал [2] глава 5 Задание   1.  Пользуясь   текстом   учебника,   заполните   таблицу,   отражающую   наличие   двух   групп сельского хозяйства в мире, отразите в ней их отличительные особенности, состав отраслей. Ход работы: Типы сельского хозяйства мира Показатели Товарное сельское хозяйство Потребительское сельское хозяйство Включает в себя   Отличается       Задание   2.  На   основе   текста   учебника,   выявить   каковы   особенности   сельского   хозяйства экономически развитых стран, развивающихся стран, найдите черты сходства и различия. Задание   3.  В   тексте   учебника   найдите   определение   термина   «зеленая   революция».   Ответьте   на вопросы: а) Определите основные направления «зеленой революции» б) Почему «зеленая революция» коснулась только земель крупных плантаций и иностранных  компаний, но практически ничего не изменила в бедных хозяйствах? в) В чем заключается значение «зеленой революции»? г) Почему именно на зерновых культурах используются достижения «зеленой революции»? д) В каких странах и регионах «зеленая революция» дает достаточно высокие результаты? Задание 4. Пользуясь картами атласа и текстом учебника, заполните таблицу: Основные районы выращивания и районы происхождения сельскохозяйственных культур Культура Центр происхождения Основные районы выращивания     Какао Кофе Картофель Сахарный тростник Натуральный каучук Задание 5. Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните таблицу. Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания Типы Основные культуры Страны производители растениеводства Зерновые Пшеница   16 культуры Рис Кукуруза Кормовые культуры Технические культуры Корнеплоды   (кормовая   свекла);   травы (люцерна, тимофеевка, др.) Волокнистые: а) Хлопчатник б) Джут в) Лен Масличные: а) Соя б) Арахис в) Подсолнечник г) Оливы Сахароносные: а) Сахарный тростник б) Сахарная свекла Тонизирующие: а) Кофе б) Чай в) Какао г) Табак Каучуконосы (гевея) Клубнеплоды Картофель Плодовые культуры Виноград Бананы                                   Практическое занятие №11 17 Составление характеристики отрасли промышленности Цель: знать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;  размещение его отраслей; международную специализацию стран и регионов мира; формирование  уменийсоставлять таблицы, отражающие размещение основных отраслей мирового хозяйства. Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: учебник, атлас, контурные карты Необходимый теоретический материал [2] глава 4­7 Задание 1. Используя данные таблицы 1, на контурной карте (на акватории Тихого океана) постройте  столбиковую диаграмму производства основных видов продукции химической промышленности. Основные показатели химической промышленности мира  Ход работы: Страна Китай  США  Индия  Канада  Россия  Германия  Белоруссия  Индонезия  Франция  Украина  Производство минеральных удобрений  (млн. т) Страна Производство пластмасс  (млн. т) 28,5 25,5 12,5 12,0 9,5 5,0 3,9 3,4 3,1 2,4 США  Япония  Германия  Ю. Корея  Тайвань  Китай  Франция  Нидерланды  Великобритания Бельгия  31,0 14,8 11,2 8,4 8,3 6,2 6,0 4,5 3,6 3,5 Страна США  Китай  Тайвань  Ю. Корея  Япония  Индия  Индонезия  Германия  Италия  Таиланд  Производство химических волокон (млн. т) 4,5 4,2 3,2 2,4 1,8 1,3 1,1 1,1 0,7 0,6 Задание 2. Используя  карты  атласа,  заштрихуйте  страны  с  высоким  уровнем  развития   химической  промышленности;  Задание 3. Условными  знаками  нанесите  на  карту  крупнейшие  центры  химической   промышленности  мира  и  подпишите  их  названия;  Задание 4. Стрелками  покажите  основные  пути  транспортировки  химического  сырья  и   продукции   химической  промышленности;  Контрольные вопросы: 1. Почему на мировой карте химической промышленности развивающиеся страны образуют сплошное  «белое пятно»? 2. Какая связь  существует между сохранением высокой доли добывающих отраслей в структуре  экономики развивающихся стран и их резким снижением в структуре экономики развитых стран  Запада? 3. Назовите новейшие отрасли промышленности. 18 Практическое занятие №12 Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты Цель: ­формирование умений сравнивать обеспеченность стран разными видами транспорта; ­формирование работать с контурными картами, используя различные источники информации. Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, цветные карандаши или ручки Необходимый теоретический материал [2] глава 7 Ход работы: Задание 1.  Отметить страны, выделяющиеся по густоте железнодорожной сети. Обозначить страны, с наиболее протяжёнными железнодорожными магистралями.  Задание 2.  Подпишите морские порты, лидирующие по грузообороту, в том числе нефтяные. Задание 3. Обозначьте каналы и проливы цифрами: 1. Баб­эль­Мандебский — Индийский океан. 2. Берингов — Тихий океан. 3. Босфор — между Европой и п­вом Малая Азия. Соединяет Чёрное и Мраморное моря. 4. Гибралтарский —Соединяет Атлантический океан и Средиземное море. 5. Гудзонов — Северный Ледовитый океан, между п­вом Лабрадор и о. Баффинова Земля.  6. Дарданеллы — Атлантический океан; Соединяет Мраморное море с Эгейским морем. 7. Дейвиса (Девисов) — Атлантический океан (разделяет Гренландию от Баффиновой Земли). 8. Дрейка — Атлантический океан. 9. Карские ворота —Соединяет Баренцево и Карское моря. 10. Каттегат — Атлантический океан (на востоке от Дании). 11. Керченский  соединяет Чёрное и Азовское моря. 12. Ла­Манш —Вместе с проливом Па­де­Кале (Дуврский пролив) соединяет Северное море с                         Атлантическим океаном. 13. Лаперуза —Соединяет Японское и Охотское моря. 14. Магелланов — Тихий океан. 15. Малаккский — Тихий океан. Соединяет Андаманское и Южно­Китайское моря. 16. Мозамбикский — Индийский океан. 17. Скагеррак — Атлантический океан (на севере от Дании). 18. Панамский канал 19. Суэцкий канал Задание 4. Отметьте наиболее крупные аэропорты мира.  Задание 5. Ответьте письменно на вопросы. 1. В чём недостаток  железнодорожного транспорта? 19 2. В чём преимущество морского транспорта? 3. Объясните значение Панамского и Суэцкого каналов для мирового морского транспорта. 4. В чем преимущество и недостатки воздушного транспорта? В чем преимущество и недостатки автомобильного транспорта? Практическое занятие №13 Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Цели: ­формирование умения правильно распределить страны третичного сектора экономики Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: учебник, атлас. Необходимый теоретический материал: [2] глава 7, Интернет   https://evroportal.ru/ Ход работы: Задание 1.  Познакомьтесь с материалом об уровне образовании  в мире. Составьте столбиковую диаграммупо  различным направлениямобразования стран: по среднему образованию, высшемуобразованию – бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.  Покажите эти страны на контурной карте (///­среднее образование, \\\ ­ аспирантура, …). Чем обусловлено бурное развитие в последнее время системы высшего образования в крупных развивающихся странах?  Задание2.  Прочитайте текст. Составьте пять вопросов по уровню  развития здравоохранения. Нанесите на  контурную карту определёнными условными знаками государства – лидеры в сфере здравоохранения. Задание 3.  Используя учебник и дополнительный материал, нанесите на контурную карту страны мира, в которых развит туризм.  Задание 4.  Используя учебник  и  дополнительный материал, составьте глоссарий понятий: 1. деловые услуги, биржи 2. фондовые биржи 3. валютные биржи 4. биржи труда 5. финансовые услуги 6. оффшорные зоны 7. ТНК 8. торговля 9. информационные услуги 10. технопарк, например «Силиконовая долина» 20 Задание 5.  В каких странах мира и почему сосредоточена основная часть технопарков, технополисов и городов  науки? Практическое занятие №14 Политическая карта Зарубежной Европы Цели: формирование умения правильно оформлять картосхему региона, используя карты атласа Информационные источники:1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: 2016.  Оборудование:учебник, атлас, контурная карта, цветные карандаши. Необходимый теоретический материал: [2] глава 8 Ход работы: Задание 1.  Нанесите на контурную карту границы и названия государств (синим цветом) зарубежной Европы и их столицы (красным цветом).  Задание 2. Покажите штриховкой  страны с монархической формой правления. Задание 3.  Желтым цветом покажите страны – члены ЕС. Задание   4.    С   помощью   условных   знаков   покажите   сельскохозяйственную   специализацию   стран Северной Европы Задание 5.  Отметьте крупнейшие морские порты Роттердам, Гавр, Амстердам, Генуя, Марсель Задание   6.  Обозначьте   реку,   вторую   по   длине   после   Волги   в   Европе,   которая   протекает   по территории 10 государств этого региона, а ещё 9 стран расположены в бассейне этой реки. 21 Практическое занятие №15 Составление комплексной ЭГХ государства Зарубежной Европы Цель:  формирование умений давать экономико­географическую характеристику страны, используя различные источники информации. Информационные   источники:1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: 2016. Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал: [2] глава 8 Охарактеризуйте выбранную страну по предложенному плану: План характеристики страны: Ход работы: 1.  Общие сведения о стране  (тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.);  2. Географическое положение: вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико­ и экономико­географического положения;  3. Природные условия и ресурсы;  4.  Население:   численность,   особенности   размещения,   воспроизводства,   полового,   возрастного, национального   и   религиозного   состава,   уровня   урбанизации,   крупнейшие   города   и   агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;  5. Структура национального хозяйства;  6. Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры;  7. Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы;  8. Характерные черты развития транспорта;  9. Характерные особенности непроизводственной сферы;  10.  Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта;  11. Вывод о развитии страны.  22 Практическое занятие №16 Сравнительная ЭГХ  стран Зарубежной Европы Цель:  формирование умений выделять черты сходства и различия развивающихся стран, используя различные источники информации. Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: издательский центр «Академия», 2016.  Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал: [2] глава 8 Задание 1. Используя карты атласа, текст учебника, справочную литературу, заполните таблицу: Сравнительные черты Финляндия Исландия Черты сходства Ход работы: Общие сведения о стране: 1) тип страны по уровню экономического развития 2) размер и состав территории 3) государственное устройство 4) столица 5) участие в международных экономических и военных  организациях Географическое положение: 1) вид географического положения 2) местонахождение в регионе 3) с какими странами и где граничит 4) чем и где омывается 5) особенности политико ­ и экономико­ географического положения Природные условия и ресурсы: 1) климатические особенности 2) природные ресурсы 23 Население: 1) численность 2) тип воспроизводства, рождаемость, смертность,  естественный прирост 3) половой и возрастной состав 4) особенности размещения 5) национальный состав 6) религиозный состав 7) уровень урбанизации 8) крупнейшие города и агломерации 9) характерные черты внутренних и внешних миграций 10) количественные и качественные характеристики  трудовых ресурсов Отрасли специализации промышленности: крупнейшие  промышленные районы и центры Отрасли специализации сельского хозяйства, главные  сельскохозяйственные районы Практическое занятие №17 Оценка демографической ситуации и политики в странах Азии Цель:  ­ систематизировать знания о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства; ­ развить умения систематизировать полученные знания из различных источников географической  информации, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность; Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: издательский центр «Академия», 2016.  Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал: [2] глава 8 Демографическая ситуация — это состояние режима воспроизводства населения и его структуры в  определенное время на конкретной территории. Демографическую ситуацию в любом регионе определяют два  основных процесса — рождаемость и смертность. Средний региональный показатель рождаемости 19%о. Азия является регионом с самыми большими  контрастами уровня рождаемости от 9 %о в Японии до 47%о в Афганистане. Между мезорегионами существуют большие различия. Самые низкие значения в странах Восточной Азии  в  Японии 9%о и Китае 12%о. Низкий уровень рождаемости в Азии обусловлен интенсивной демографической политикой с 70­х г 20столетия, которая в 21 веке проявилась в негативном последствии. Политические снижения рождаемости в Китае носили  девиз 4 модернизаций: позже – от 26 лет, меньше – 1­2 ребенка и не более, а сейчас 1, реже – интервал до 10 лет – подписание брачного договора, лучше – на 1 ребенка отдается больше денег на учебу, здоровье. Последствия: нарушение классической китайской семьи, социализация детей, нарушение структуры по полу,  проведение селективных операций – в большинстве семей, проводилось уничтожение девочек. Самые высокие показатели рождаемости зафиксированы в странах Западной, Центральной и Южной Азии 25%о  – религиозный фактор.  24 Смертность 7%о также как и рождаемость имеет региональные различия. От минимальных в странах ближнего  Востока – Кувейт 2%о до самых высоких Афганистан 18%о.  В большинстве стран Азии происходит снижение  смертности под влиянием здравоохранения, а интенсивность – различная. В странах Восточной и Юго­ Восточной Азии интенсивность снижения более высокая 7%о. Зарубежная Азия выделяется очень большими контрастами продолжительности жизни: от Японии (79/86 лет)  до Афганистана (43/43 лет). Средний показатель для региона — 68/71 лет. Ход работы: Задание 1.  Дайте характеристику демографической ситуации в Индии и Японии по следующему плану: План сравнения Япония 1. определите численность населения, среднюю плотность и районы  с наибольшей плотностью населения в стране 2. определите особенности естественного и механического прироста населения в стране 3. определите особенности возрастного и полового состава  населения в стране 4. определите и запишите своеобразие занятости населения 5. определите обеспеченность страны трудовыми ресурсами 6. определите  долю городского и сельского населения Индия Сформулируйте вывод о демографической политике, проводимой государствами Индии и Японии.    Задание 2. Объясните, какую демографическую политику проводят государства Азии. Практическое занятие №18 Политическая карта Зарубежной Азии Цели: ­формирование умения оформлять картосхему региона, используя карты атласа Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М, 2016.  Оборудование: учебник, атлас, контурная карта, цветные карандаши. Необходимый теоретический материал: [2] глава 9 Ход работы: Задание 1.  Нанесите на контурную карту границы и названия государств (синим цветом) зарубежной Азии и их столицы (красным цветом).  Задание 2.  Покажите штриховкой  страны с монархической формой правления (АМ­ абсолютная монархия и КМ­ конституционная монархия). Задание 3. Желтым цветом покажите страны – члены ОПЕК (нефтеэкспортирующие страны). Задание 4.   Подпишите все моря, заливы и проливы вдоль береговой линии. Задание 5. Покажите голубым цветом новые индустриальные страны. 25 Задание 6. Покажите условными знаками «оловянный пояс»Азии Практическое занятие №19 Составление комплексной экономико­географической характеристики страны региона Цель:  формирование умений выделять черты сходства и различия развивающихся стран, используя различные источники информации. Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2016.  Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал: [2] глава 9 Ход работы: Задание 1. Используя карты атласа, текст учебника, справочную литературу, в зависимости от номера варианта заполните таблицу: Сравнительные черты Саудовская Аравия Общие сведения о стране: 1) тип страны по уровню экономического развития 2) размер и состав территории 3) государственное устройство 4) столица 5) участие в международных экономических и военных организациях 26 Географическое положение: 1) вид географического положения 2) местонахождение в регионе 3) с какими странами и где граничит 4) чем и где омывается 5) особенности политико ­ и экономико­географического положения Природные условия и ресурсы: 1) климатические особенности 2) природные ресурсы Население: 1) численность 2) тип воспроизводства, рождаемость, смертность, естественный прирост 3) половой и возрастной состав 4) особенности размещения 5) национальный состав 6) религиозный состав 7) уровень урбанизации 8) крупнейшие города и агломерации 9) характерные черты внутренних и внешних миграций 10) количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов Отрасли специализации промышленности: крупнейшие промышленные  районы и центры Отрасли специализации сельского хозяйства, главные  сельскохозяйственные районы Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Практическое занятие №20 Индии, Китая, Японии Цель: ­формирование   умений   оценивать   природные   предпосылки   для   развития   промышленности   и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2016.  Оборудование: учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал:  [2] глава 9 Ход работы: Задание 1. 27 Используя   различные   источники   информации   (текст   учебника,   карты   атласа   и   т.   д.),   оцените природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии по предложенному плану.Результаты работы оформите в виде таблицы. Предпосылки для развития промышленности Предпосылки для развития сельского хозяйства Страна Индия Китай Япония План оценки природных предпосылок: Оценка   природных   предпосылок   для   развития   промышленности   и   сельского   хозяйства   стран Зарубежной Азии: 1. Размещение рудных полезных ископаемыхи возможности их использования. 2. Размещение топливных полезных ископаемыхи возможности их использования. 3. Водные ресурсы и возможности их использования. 4. Лесные ресурсы и возможности их использования. 5. Климатические особенности и возможности их использования в сельском хозяйстве. 6. Условия рельефа территории и их влияние на размещение сельского хозяйства. 7. Почвенные условия территориии их влияние на размещение сельского хозяйства. 9. Общая оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства.  Вывод   по   практической   работе:   Как   страны   Зарубежной   Азии   участвуют   в   международном географическом разделении труда. Практическое занятие №21. Сравнительная экономико­географическая характеристика стран Зарубежной Азии Цель:  формирование умений выделять черты сходства и различия развивающихся стран, используя различные источники информации. Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: 2016.  Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал: [2] глава 9 Ход работы: Задание 1. Используя карты атласа, текст учебника, справочную литературу, в зависимости от номера варианта заполните таблицу: Сравнительные черты Пакистан Иран Черты сходства Общие сведения о стране: 28 1) тип страны по уровню экономического развития 2) размер и состав территории 3) государственное устройство 4) столица 5) участие в международных экономических и военных  организациях Географическое положение: 1) вид географического положения 2) местонахождение в регионе 3) с какими странами и где граничит 4) чем и где омывается 5) особенности политико ­ и экономико­географического  положения Природные условия и ресурсы: 1) климатические особенности 2) природные ресурсы Население: 1) численность 2) тип воспроизводства, рождаемость, смертность,  естественный прирост 3) половой и возрастной состав 4) особенности размещения 5) национальный состав 6) религиозный состав 7) уровень урбанизации 8) крупнейшие города и агломерации 9) характерные черты внутренних и внешних миграций 10) характеристика трудовых ресурсов Отрасли специализации промышленности: крупнейшие  промышленные районы и центры Отрасли специализации сельского хозяйства, главные  сельскохозяйственные районы Практическое занятие №22 Составление картосхемы Африки Цель: ­формирование умения правильно оформлять картосхему региона, используя карты атласа Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: учебник, атлас, контурная карта, цветные карандаши. Необходимый теоретический материал 29 [2] глава 10 Ход работы: Задание 1.  Обозначьте   по   три   государства,   расположенных   в   Северной,   Центральной,   Восточной   и   Южной Африке. Задание 2.  Покажите штриховкой  страны с монархической формой правления. Подпишите название стран и их столицы. Задание 3. Желтым   цветом   покажите   страны   –   члены   ОПЕК   (нефтеэкспортирующие   страны).Подпишите название стран и их столицы. Задание 4.   Подпишите все моря, заливы и проливы вдоль береговой линии. Задание 5. Подпишите страны богатые   полезными ископаемыми (нефть, золото, алмазы). Нанесите полезные ископаемые на карту. Задание 6. Покажите условными знаками распространение экспортных  сельскохозяйственных культур: арахиса,   масличной  пальмы,  цитрусовых  и  винограда,  кофе,  какао,  хлопчатника. Подпишите страны. Задание 7.  Отметьте наиболее развитые страны Африки.   Практическое занятие №23 Составление комплексной ЭГХ ЮАР Цель:  формирование   умений   описывать   экономическое   развитие   страны,   используя   различные источники информации. Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: 2016.  Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал: [2] глава 10 Ход работы: 30 Задание 1. Используя карты атласа, текст учебника и  справочную литературу, заполните таблицу: Алжир – 1 ряд Нигерия – 2 ряд Эфиопия – 3 ряд план Общие сведения о стране: 1) тип страны по уровню экономического развития 2) размер и состав территории 3) государственное устройство 4) столица 5) участие в международных экономических и военных организациях Географическое положение: 1) вид географического положения 2) местонахождение в регионе 3) с какими странами и где граничит 4) чем и где омывается 5) особенности политико ­ и экономико­географического положения Природные условия и ресурсы: 1) климатические особенности 2) природные ресурсы Население: 1) численность 2) тип воспроизводства, рождаемость, смертность, естественный прирост 3) половой и возрастной состав 4) особенности размещения 5) национальный состав 6) религиозный состав 7) уровень урбанизации 8) крупнейшие города и агломерации 9) характерные черты внутренних и внешних миграций 10) характеристика трудовых ресурсов Отрасли специализации промышленности: крупнейшие промышленные  районы и центры Отрасли специализации сельского хозяйства,  главные сельскохозяйственные районы Практическое занятие №24 Сравнительная экономико­географическая характеристика стран Африки Цель:  формирование умений выделять черты сходства и различия развивающихся стран, используя различные источники информации. Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: 2016.  Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. 31 Необходимый теоретический материал: [2] глава 10 Ход работы: Задание 1. Используя карты атласа, текст учебника, справочную литературу, в зависимости от номера варианта заполните таблицу: Сравнительные черты Мадагаскар Мозамбик Черты сходства Общие сведения о стране: 1) тип страны по уровню экономического развития 2) размер и состав территории 3) государственное устройство 4) столица 5) участие в международных экономических и военных  организациях Географическое положение: 1) вид географического положения 2) местонахождение в регионе 3) с какими странами и где граничит 4) чем и где омывается 5) особенности политико ­ и экономико­географического  положения Природные условия и ресурсы: 1) климатические особенности 2) природные ресурсы Население: 1) численность 2) тип воспроизводства, рождаемость, смертность,  естественный прирост 3) половой и возрастной состав 4) особенности размещения 5) национальный состав и  религиозный состав 6) уровень урбанизации 7) крупнейшие города и агломерации 8) характерные черты внутренних и внешних миграций 9) характеристика трудовых ресурсов Отрасли специализации промышленности: крупнейшие  промышленные районы и центры Отрасли специализации сельского хозяйства, главные  сельскохозяйственные районы Практическое занятие №25 Сравнительная таблица «Сельское хозяйство Канады и США» Цель:  формирование   умений   выделять   черты   сходства   и   различия   отрасли   хозяйства,   используя различные источники информации. Информационные источники: 32 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: 2016.  Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал: [2] глава 11 Ход работы: Задание. Заполните таблицу и сделайте вывод о развитии сельского хозяйства развитых стран США и Канады,  используя учебник и карты атласа. Группа отраслей Отрасль хозяйства Канада США Районы возделывания Районы возделывания Сельское хозяйство Канады и США Растениеводство кукуруза пшеница хлопок рис сахарный  тростник сахарная  свёкла садоводство арахис и табак цитрусовые культуры КРС овцеводство свиноводство птицеводство Животноводств о Общий вывод о развитии сельского хозяйства (учитывайте предпосылки для развития отраслей). Практическое занятие №26 Сравнительная экономико­географическая характеристика стран Северной Америки 33 Цель:  формирование умений выделять черты сходства и различия развивающихся стран, используя различные источники информации. Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: 2016.  Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал: [2] глава 11 Ход работы: Задание 1. Используя карты атласа, текст учебника, справочную литературу, в зависимости от номера варианта заполните таблицу: Сравнительные черты Канада США Черты сходства Общие сведения о стране: 1) тип страны по уровню экономического развития 2) размер и состав территории 3) государственное устройство 4) столица 5) участие в международных экономических и военных  организациях Географическое положение: 1) вид географического положения 2) местонахождение в регионе 3) с какими странами и где граничит 4) чем и где омывается 5) особенности политико ­ и экономико­географического  положения Природные условия и ресурсы: 1) климатические особенности 2) природные ресурсы Население: 1) численность 2) тип воспроизводства, рождаемость, смертность,  естественный прирост 3) половой и возрастной состав 4) особенности размещения 5) национальный состав 6) религиозный состав 7) уровень урбанизации 8) крупнейшие города и агломерации 9) характерные черты внутренних и внешних миграций 10) характеристика трудовых ресурсов Отрасли специализации промышленности: крупнейшие  промышленные районы и центры Отрасли специализации сельского хозяйства, главные  сельскохозяйственные районы 34 Практическое занятие №27 Политическая карта Латинской Америки Цель: ­формирование умения правильно оформлять картосхему региона, используя карты атласа Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: 2016.  Оборудование: учебник, атлас, контурная карта, цветные карандаши. Необходимый теоретический материал [2] глава 12 Ход работы: Задание 1.  Используя карты Атласа, обозначить  на контурной карте страны Латинской Америки,  показать их  столицы, особым знаком выделить  федерации. Задание 2. Подписать географические объекты вдоль береговой линии Задание 3. На контурной карте  показать крупнейшие агломерации Латинской Америки, штриховкой показать  наиболее урбанизированные страны. Задание 4.  Показать условными знаками районы добычи нефти, железной руды, медной руды, оловянных руд,  бокситов. Задание 5.  Покажите условными знаками возделывание  хлопка, пшеницы, кукурузы, кофе, сахарного тростника,  подсолнечника, чая, картофеля. Задание 6.  Покажите промышленную специализацию Уругвая. 35 Составление комплексной экономико­географической характеристики одной из Практическое занятие №28 стран Латинской Америки Цель:  формирование умений давать экономическую характеристику  страны, используя различные источники информации. Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: 2016.  Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал: [2] глава 12 Ход работы: Задание 1. Используя карты атласа, текст учебника, справочную литературу, в зависимости от номера варианта заполните таблицу: Чили – 1 ряд Мексика – 2 ряд Аргентина – 3 ряд План описания Общие сведения о стране: 1) тип страны по уровню экономического развития 2) размер и состав территории 3) государственное устройство 4) столица 5) участие в международных экономических и военных организациях Географическое положение: 1) вид географического положения 2) местонахождение в регионе 3) с какими странами и где граничит 4) чем и где омывается 5) особенности политико ­ и экономико­географического положения Природные условия и ресурсы: 1) климатические особенности 2) природные ресурсы Население: 1) численность 2) тип воспроизводства, рождаемость, смертность, естественный  прирост 3) половой и возрастной состав 4) особенности размещения 5) национальный состав 6) религиозный состав 7) уровень урбанизации 8) крупнейшие города и агломерации 9) характерные черты внутренних и внешних миграций 36 10) характеристика трудовых ресурсов Отрасли специализации промышленности: крупнейшие промышленные  районы и центры Отрасли специализации сельского хозяйства, главные  сельскохозяйственные районы Внешняя торговля выбранных стран: экспорт и импорт Практическое занятие №29 Составление ЭГХ Новой Зеландии Цель: формирование умений давать полную характеристику страны, используя различные источники информации. Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: 2016.  Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал: [2] глава 13 Ход работы: Задание 1. Используя карты атласа, текст учебника, справочную литературу, в зависимости от номера варианта заполните таблицу: План описания Общие сведения о стране: 1) тип страны по уровню экономического развития 2) размер и состав территории 3) государственное устройство 4) столица 5) участие в международных экономических и военных организациях Географическое положение: 1) вид географического положения 2) местонахождение в регионе 3) с какими странами и где граничит 4) чем и где омывается 5) особенности политико ­ и экономико­географического положения Природные условия и ресурсы: 1) климатические особенности 2) природные ресурсы Население: 1) численность 2) тип воспроизводства, рождаемость, смертность, естественный  прирост 3) половой и возрастной состав 4) особенности размещения 5) национальный  и религиозный состав 6) уровень урбанизации 7) крупнейшие города и агломерации 8) характерные черты внутренних и внешних миграций 37 9) характеристика трудовых ресурсов Отрасли специализации промышленности: крупнейшие промышленные  районы и центры Отрасли специализации   сельскохозяйственные районы Внешняя торговля выбранных стран: 1) Состав экспорта и импорта; 2) Основные торговые партнёры.     сельского хозяйства, главные  Практическое занятие №30 Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России Цель: ­формирование умения оценивать геополитическое и геоэкономическое  положение России; ­формирование умения отмечать изменение ЭГП и ПГП во времени Информационные источники: 1.   Атлас.   Экономическая   и   социальная   география   мира.   10   класс.   Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2018 2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 2­е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2016. – 320с. Оборудование: учебник, географический атлас, тетрадь для практических работ, контурная карта. Необходимый теоретический материал: [2] глава 14 Геополитическое положение (политико­географическое положение, ПГП) – положение страны на  политической карте мира относительно других государств и их группировок, региональных военных  конфликтов, военных баз, а также относительно экономико­географических объектов. ПГП  подразумевает также членство страны в различных военно­политических и политико­экономических  блоках и организациях, степень ее участия в международных миротворческих и антитеррористических операциях. Ход работы: Задание 1.Дайте письменное описание политического положения страны по плану: 1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:     а) уровень экономического развития соседних стран;     б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;     в) стратегическая оценка государственной границы. 2.  Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции: а) возможность использования морского и речного транспорта; б) торговые отношения с соседними странами; в) обеспечение страны сырьем. 3.  Отношение к «горячим точкам планеты»: а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам; б) военно­стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом; в) отношение правительства страны к международной разрядке, разоружению. 4.   Общая оценка политического положения страны. 38 Задание 2:  На контурной  карте показать  границы  государств­соседей России,  подписать их  столицы. Практическое занятие №31. Роль географии в решении глобальных проблем   человечества (Защита реферата) Требования к написанию реферата Реферат – это самостоятельная работа, в ходе которой происходит аттестация ученика. Студенту  дается тема для исследования, он определяет цели и задачи, отражает свои взгляды на проблему,  логически излагает материал. Ученику дается задание написать реферат с целью демонстрирования им своих достижений, которые  будут получены в ходе исследования темы. Также в работе ученик показывает свое умение проявлять  оценочные знания, высказывать свое мнение по поводу рассматриваемой проблемы, грамотно излагать  теоритическую часть, делать выводы и ставить задачи и цели.  Студент в ходе написания работы должен: ­ правильно сформулировать тему реферата ­ по заданной теме работы необходимо грамотно подобрать материал, который необходим для  полного понимания и изложения ­ материал, который будет использован для написания работы, должен отражать суть темы ­ при написании введения необходимо написать обоснование выбора конкретной темы реферата ­ если в работе приводятся высказывания авторов, то нужно сделать сноску с пометкой на название  литературы и ее составителя ­ излагать материал в реферате нужно последовательно, один абзац должен являться продолжение  другого ­ ни в коем случае нельзя допускать орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки,  нечеткие формулировки ­ для написания реферата следует брать современные издания, возраст которых не превышает 5 лет ­ крайне важно грамотно оформить реферат.  Какие требования предъявляются к оформлению работы? ­ текст пишется на листах формата А4 ­ шрифт для написания работы должен быть черного цвета, TimesNewRoman размером 12­14пт. ­ междустрочный интервал задается либо полуторный, либо двойной ­ каждый абзац должен начинаться с красной строки, отступ который задается 1,25 см ­ текст выравнивается по ширине, а названия глав пишутся посередине ­ недопустимо переносить слова ­ после написания названия глав и заголовков точка не ставится ­ обязательно проставить нумерацию страниц арабскими цифрами в центре нижней части листа 39 ­ по объему реферат не должен превышать 20 страниц ­ каждая новая глава работы обязательно должна начинаться с чистого листа. Каждый реферат имеет четко определенную структуру: ­ титульный лист, который оформляется в соответствии с требованиями учебного заведения ­ содержание, где прописываются все главы и номера страниц, на которых они расположены ­ введение – это часть работы, где автор указывает цели, задачи, актуальность выбранной темы ­ основная часть, в которой излагается материал по теме ­ в  заключительной части работы прописываются выводы, сравнения, высказывается точка зрения на  рассматриваемую проблему ­ в самом конце прописывается список литературы и источников, которые были изучены при  написании реферата ­ приложения, если таковые имеются. Что может содержать приложение? Будет весьма интересно узнать, что может содержать приложение. Итак, это могут быть: ­ иллюстрации, предназначенные для легкого восприятия темы и носящие вспомогательный характер ­ таблицы, где прописаны цифровые данные ­ прочие материалы, которые дополняют работу, но в силу различных причин автор не смог их внести  в основную часть реферата. Стоит заметить, что наличие приложения – это дополнительный плюс к работе, но если их  использование нецелесообразно, то они не к чему.  Как только реферат будет написан, автор должен прочитать его полностью пару раз. Это необходимо  для того, чтобы определить и обнаружить имеющиеся ошибки и недочеты, которые еще можно  исправить. К тому же полное прочтение работы поможет запомнить материал и при  защите реферата,  автор сможет легко и просто ответить на все вопросы преподавателя. Все перечисленные выше требования к написанию реферата не так уж и сложны, как может показаться на первый взгляд. Просто нужно их внимательно изучить и выполнить во время составления работы.  Характеристика глобальных проблем 1. Название проблемы 2. Сущность проблемы 3.Причины возникновения проблемы 4. Пути решения проблемы 40 Практическое занятие №32 Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией Цель:  Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и  статистических материалов с целью определения основных регионов с неблагоприятной  экологической ситуацией и выявления причин появления таких регионов. Информационные источники: 1. Атлас. Экономическая и социальная география мира.  2. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: 2016.  Оборудование:учебник, атлас, Интернет, справочная литература. Необходимый теоретический материал: [2] глава 13 Ход работы: Используя карты атласа и учебник, выполните задания: Задание 1.  Условными  знаками обозначьте на контурной карте США  важнейшие районы  добычи  минеральных   ресурсов . Задание 2.   Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате  деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей  промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на  АЭС  и  т.д.  Задание 3.   Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.  Задание 4.   Назовите экологические проблемы и пути их решения для улучшения экологического состояния  страны.  Задание 5.  41 Назовите экологические проблемы, характерные для России. Критерии оценивания практических работ. Отметка "5"  Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты   работали   полностью   самостоятельно:   подобрали   необходимые   для   выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно. Отметка "4" Практическая работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается   отклонение   от   необходимой   последовательности   выполнения,   не   влияющее   на правильность   конечного   результата   (перестановка   пунктов   типового   плана   при   характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы   указанные   учителем   источники   знаний,   включая   страницы   атласа,   таблицы   из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена студентами с помощью учителя. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Студенты показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка "2" 42 Выставляется   в   том   случае,   когда   студенты   оказались   не   подготовленными   к   выполнению   этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.   Руководство   и   помощь   со   стороны   учителя   и   хорошо   подготовленных   учащихся неэффективны из­за плохой подготовки учащегося. Требования к работе с контурными картами В начале учебного года все обучающиеся покупают контурные карты, набор гелевых ручек, цветные карандаши.     Комплект контурных карт обучающиеся подписывают, указывая фамилию, имя, номер группы. При выполнении практической работы с контурными картами в левом верхнем углу карты пишут номер и название практической работы.      Все надписи на контурной карте выполняют мелко, чётко, красиво, печатными буквами. Названия стран   не   должны   выходить   за   границы   объекта,   а   названия   столиц   и   других   городов   следует располагать вдоль параллелей. Если название объекта не помещается , то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.          Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, затем подписывают географические названия. 43

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО

Методические указания к практическим занятиям по географии для СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019