Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Оценка 4.9

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
биология
Взрослым
14.03.2019
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по организации и выполнению самостоятельной работы обучающимися по учебным дисциплинам и профессиональным модулям разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности: 34.02.01 Сестринское дело код и наименование ОДНОЙ специальности В результате освоения дисциплины обучающийся должен: уметь:  применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи; требования к умениям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям) знать:  строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой. требования к знаниям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям) Задания по самостоятельной работе выполняются в соответствии с «Методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся», которые размещены на сайте Учреждения и в библиотеке.
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)  «______»________________20____г. УТВЕРЖДАЮ Директор БПОУ ВО «Череповецкий медицинский  колледж имени Н.М. Амосова» _______________ А.М. Александрова «______»________________20____г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена Квалификация: Медицинская сестра / медицинский брат Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев на базе среднего общего образования СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по научно­методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по учебной работе _______________ Е.А. Дмитриева «______»________________20____г. г. Череповец 2017 год 2 Методические указания по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика. Организация­разработчик: БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Разработчики: Карымова О.В., преподаватель высшей категории Жаров М.А., преподаватель высшей категории Рассмотрено на заседании ЦМК  Общепрофессиональных дисциплин Протокол №___от «____»____20___г. Председатель _______Э.Р. Ганичева Рассмотрено и одобрено на заседании Методического совета Протокол №___от «____»____20___г. 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие организационно­методические рекомендации 2. Содержание самостоятельной работы обучающихся 3. Рекомендуемая литература 4. Контроль и оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы Стр.  4 5 12 12 4 1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО­МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Методические указания по организации и выполнению самостоятельной работы обучающимися по учебным дисциплинам и профессиональным модулям разработаны в   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности: 34.02.01 Сестринское дело код и наименование ОДНОЙ специальности В результате освоения дисциплины обучающийся должен: уметь:  применять знания о строении и функциях органов и систем организма  человека при оказании сестринской помощи; требования к умениям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям) знать:  строение человеческого тела и функциональные системы человека, их  регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой. требования к знаниям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям) Задания   по   самостоятельной   работе   выполняются   в   соответствии   с «Методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся», которые размещены на сайте Учреждения и в библиотеке. 5 2. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В   процессе   изучения   учебной   дисциплины,   междисциплинарного   курса, профессионального модуля обучающимся необходимо выполнить самостоятельную работу. Перечень разделов и тем с указанием содержания и объема самостоятельной внеаудиторной работы по каждой теме приведен в таблице. № 1. Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы Тема 2.1. Эпителиальная ткань, расположение, классификация, особенности строения, функции. Объем / часы 2 ч.  Составление словаря терминов  Зарисовка видов эпителия  Выполнение схем классификации эпителиальной ткани. Тема 2.2. Соединительная ткань, расположение, классификация, особенности строения, функции. 2 ч.  Зарисовка видов соединительной ткани.  Выполнение схем классификации соединительной тканей  Составление таблицы  «Сравнительная характеристика  видов эпителия и соединительной  тканей» Тема 2.3, 2.4  Мышечная ткань, расположение, классификация, особенности строения, функции. Нервная ткань, расположение, классификация, особенности строения, функции. 4 ч.  Составление словаря терминов  Составление   таблицы     «Сравнительная   характеристика видов мышечной  ткани».  Зарисовка нервной клетки, нейрофибриллярный аппарат и   строение базофильное   вещество   нервной   клетки, миелинового нервного волокна. Тема   3.1.   Общие   вопросы   анатомии   и   физиологии   аппарата движения. Скелет туловища, соединения костей туловища. 2 ч. 2.  3.  4.   Составление словаря терминов  Зарисовка строения позвонка  Выполнение  схем «Виды ребер», «Изгибы позвоночного  столба»  Составление таблицы  «Сравнительная характеристика  позвонков». 6 № 5.  Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы Тема   3.2.   Скелет   верхней   конечности,   соединения   костей верхней конечности. Объем / часы 2 ч.  Составление словаря терминов  Составление таблицы  «Строение эпифизов длинных  трубчатых костей верхних конечностей. Тема 3.3. Скелет нижней конечности, соединения костей нижней конечности. 2 ч. 6.  7.  8.  9.   Составление словаря терминов  Составление таблиц  «Строение эпифизов длинных  трубчатых костей нижних конечностей».  Схематическое изображение мест переломов конечностей Тема 3.4. Таз в целом. Отделы, стенки большого и малого таза. Размеры женского таза. Половые отличия в строении таза.  Составление словаря терминов. Тема 3.5. Скелет головы – череп. Кости лицевого и мозгового отдела черепа. Соединения костей черепа.  Составление словаря терминов  Составление   таблицы   «Характеристика   строения   костей мозгового черепа» Тема   3.6.   Череп   в   целом.   Мозговой   и   лицевой   отделы   (свод черепа; наружное, внутреннее основание черепа). Особенности черепа новорожденного. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч.  Составление словаря терминов  Составление таблицы «Характеристика строения костей  лицевого черепа». 10.  Тема 3.7. Мышца как орган, строение, вспомогательный аппарат мышц, классификация мышц. Области головы, мышцы и фасции головы.  Составление словаря терминов  Составление таблицы «Мышцы головы» 11.  Тема 3.8. Области шеи, мышцы и фасции шеи, топография шеи. 1 ч.  Составление словаря терминов  Составление таблицы «Мышцы шеи» 7 № 12.  Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы Тема   3.9.   Области   груди,   спины,   живота.   Мышцы   и   фасции туловища, топография груди, спины, живота. Объем / часы 2 ч.  Составление словаря терминов  Составление таблиц «Мышцы груди», «Мышцы спины»,  «Мышцы живота» 13.  Тема   3.10.   Области   верхней   конечности.   Мышцы   и   фасции верхней конечности, топография верхней конечности. 2 ч.  Составление словаря терминов  Составление схемы «Топографические образования  конечностей»  Составление таблиц «Мышцы верхней конечности». 14.  Тема   3.11.   Области   нижней   конечности.   Мышцы   и   фасции нижней конечности, топография нижней конечности. 2 ч.  Составление словаря терминов  Составление схемы «Топографические образования  конечностей»  Составление таблиц «Мышцы нижней конечности». 15.  16.  Тема   4.1   Основные   принципы   строения   нервной   системы, отделы нервной системы. Составление словаря терминов. Тема   4.2   Центральная   нервная   система.   Спинной   мозг. Оболочки спинного мозга. 2 ч. 2 ч.  Составление словаря терминов  Выполнение таблицы «Проводящие пути спинного мозга»  Составление конспекта «Оболочки спинного мозга». 17.  Тема   4.3   Головной   мозг. Продолговатый мозг, мост, средний мозг.   Отделы   головного   мозга. 2 ч.  Составление словаря терминов  Заполнение таблицы «Функциональное значение отделов и структур ствола головного мозга»  Составление сообщения «Ретикулярная формация» 18.  Тема 4.4 Мозжечок, промежуточный мозг. 2 ч.  Составление словаря терминов.  Зарисовка   среднего   мозга,   промежуточного   мозга, 8 № 19.  Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы мозжечка. Тема   4.5   Конечный   мозг.   Основные   борозды   и   извилины полушарий головного мозга. Базальные ядра. Объем / часы 2 ч.  Составление словаря терминов  Составление сообщения «Лимбическая система»  Составление схемы «Полости головного мозга,  ликворообращения» 20.  Тема   4.6   Периферическая   нервная   система.   Спинномозговые нервы. Нервные сплетения, основные ветви, области иннервации. 2 ч.  Составление словаря терминов.  Заполнение таблицы «Характеристика сплетений  спинномозговых нервов». Тема   4.7   Черепно­мозговые   нервы.   место образования, место выхода из мозга, полости черепа, области иннервации.   Название, Заполнение таблицы «Области иннервации черепных нервов». Тема   4.8.   Вегетативная   нервная   система.   Отделы,   влияние симпатической   и   парасимпатической   нервной   системы   на деятельность внутренних органов. 21.  22.  Составление словаря терминов  Выполнение таблиц: «Структуры симпатической и  парасимпатической нервной системы», «Сравнительная  характеристика влияния симпатической и  парасимпатической нервной системы». 23.  Тема   5.1.   Вкусовая,   обонятельная,   соматическая   сенсорная система.   Рецепторы,   проводниковый   и   центральный   отделы, вспомогательные аппараты.  Составление словаря терминов  Выполнение схемы «Слои кожи»  Выполнение   схем:   части   анализаторов   вкусового, обонятельного, кожного. 24.    Зрительная   сенсорная   система, Тема   5.2.   рецепторы, проводниковый   и   центральный   отделы,   вспомогательный аппарат. Физиология зрительной сенсорной системы. 2 ч. 3 ч. 2 ч. 2 ч. № Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы 9 25.  26.  27.  28.   Составление словаря терминов  Выполнение схем: части зрительного  анализатора. Тема   5.3.   Слуховая   и   вестибулярная   сенсорная   система, рецепторы,   проводниковый   и   центральный   отделы, вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорной систем.  Составление словаря терминов  Выполнение   схем:   части   анализаторов   слухового, вестибулярного. Тема   6.1.   Железы   внутренней   секреции.   Гормоны,   виды гормонов,   их   характеристика.   Механизм   действия   гормонов. Органы–мишени. Гипоталамо­гипофизарная система.  Составление словаря терминов. Тема   6.2.   Железы   внутренней   секреции.   Строение   желез внутренней секреции, гормоны желез внутренней секреции и их действие.  Составление словаря терминов  Заполнение таблиц:     «Характеристика   ЖВС», «Физиологические эффекты гормонов». Тема   7.1.   Система   крови,   состав   крови,   функции   крови. Форменные   элементы,   их   свойства,   функции,   показатели   в норме. Тема   7.2.   Гемостаз:   структуры,   осуществляющие   гемостаз, звенья гемостаза.  Работа с литературой, подготовка к семинару.  Зарисовка клеток крови. 29.  Тема   8.1.   Общие   вопросы   анатомии   и   физиологии   сердечно­ сосудистой   системы.   Строение   системы   органов кровообращения. Круги кровообращения. Объем / часы 2 ч. 2 ч. 1 ч. 4 ч. 2 ч.  Выполнение рисунка­схемы «Круги кровообращения».  Составление словаря терминов. 30.  Тема   8.2.   Сердце,   расположение,   границы,   строение,   клапаны сердца, строение стенки сердца. 2 ч.  Составление словаря терминов. 10 № Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы  Выполнение рисунка­схемы «Строение сердца». 31.  Тема 8.7. Артерии большого круга кровообращения. Объем / часы 3 ч.  Составление словаря терминов  Выполнение рисунка­схемы «Отделы аорты, ветви и  области их кровоснабжения»  Подготовка   сообщения   «Особенности   кровообращения плода». 32.  Тема 8.8. Вены большого круга кровообращения. 3 ч.  Составление словаря терминов  Выполнение рисунков­схем «Образование и притоки  верхней полой вены», «Образование и притоки нижней  полой вены», «Образование и притоки воротной вены»  Составление   схем   оттока   венозной   крови   из   различных областей тела. 33.  Тема 8.9. Лимфатическая система, структуры, функции.  Работа с литературой.  Подготовка к семинару.  Составление словаря терминов. 34.  Тема 9.1. Общие вопросы анатомии и физиологии дыхательной системы. Дыхательные пути, строение, функции. 35.   Составление словаря терминов  Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика  строения стенок дыхательных путей» Тема   9.2.   Легкие   –   внешнее   строение,   внутреннее   строение. Проекции органов дыхательной системы на грудную стенку и позвоночный   столб.   Плевра   –   строение,   листки,   плевральная полость, синусы. 2 ч. 3 ч. 1 ч.  Составление словаря терминов  Выполнение схем: «Бронхиальное дерево»,   «Альвеолярное дерево»  Составление конспекта «Границы легких и плевры». 36.  Тема   9.3.   Физиология   процесса   дыхания.   Дыхательный   цикл, этапы процесса дыхания, показатели внешнего дыхания. 2 ч. 11 № Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы  Работа с литературой,   Подготовка к семинару. 37.  38.  Тема   10.1.   Общие   вопросы   анатомии   и   физиологии пищеварительной   системы.   Принципы   строения.   Отделы желудочно­кишечного тракта.  Составление словаря терминов  Работа с литературой. Тема   10.2.   Полость   рта,   глотка,   пищевод,   тонкий   кишечник, толстый кишечник. Строение отделов, топография, пищеварение в различных отделах. Объем / часы 2 ч. 3 ч.  Составление словаря терминов  Составление схем: «Вкусовые поля языка», «Зубные  формулы постоянных и молочных зубов»  Выполнение рисунка «Строение зуба», выполнение схемы  «Строение лимфоэпителиального кольца»  Выполнение схем: «Отделы глотки, пищевода, желудка»,  «Железы желудка».  Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика  строения стенки отделов тонкого кишечника 39.  Тема   10.3.   Печень,   желчный   пузырь,   желчевыводящие   пути, поджелудочная железа. Брюшина, брюшинная полость. 2 ч.  Составление словаря терминов  Выполнение схем: «Строение дольки печени»,  «Формирование желчных протоков»  Выполнение   конспекта   «Топография   печени   и поджелудочной железы». 40.  Тема   11.1.   Общие   вопросы   анатомии   и   физиологии системы. мочевыделительной     расположение, макроскопическое строение, и   мочевыводящие   пути:   мочевой   пузырь, мочеиспускательный канал.   микроскопическое   мочеточники,   Почки:   3 ч.  Составление словаря терминов  Выполнение схемы­рисунка «Строение нефрона»  Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика  мужской и женской уретры» 12 № Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы  Составление конспекта «Топография почек. Аппарат  фиксации почек» Объем / часы 41. Тема   11.3.   Половая   система   человека.   Мужская   половая система. Женская половая система. 4 ч.  Составление словаря терминов,  Работа с литературой,  Подготовка к семинару.  Выполнение схемы «Особенности мочеотведения»  Составление конспекта «Регуляция мочевыделения» 3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основные источники 1. Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник / Н. В. Смольянникова,  Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун ­ 2­е издание, перераб. и доп. ­ М. : ГЭОТАР­Медиа,  2015. ­ http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433072.html 2. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для  медицинских училищ и колледжей / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава ­ М. :  ГЭОТАР­Медиа, 2015. ­  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432570.html 3. Нормальная физиология [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Л. З. Теля, Н. ­ А. http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785423501679.html   Агаджаняна   Литтерра, ­   М.     :   2015.  Дополнительные источники 1. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. ­ 2­е изд., стереотип. ­ М. : Академия, 2006. ­ 496 с. ­ (Среднее проф.образование) 2. Митрофаненко   В.П.   Учебно­методическое   пособие   по   анатомии   и   физиологии человека / В.П. Митрофаненко. ­ М. : АНМИ, 2003. ­ 343 с. ­ (Сестринское дело) 3. Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека : учеб. пособие для мед. училищ / В.Я. Липченко, Р.П. Самусев. ­ 2­е изд., перераб. и доп. ­ М. : Медицина, 1988. ­ 320 с. : ил. ­ (Учеб. литература. Для учащихся мед.училищ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  Контроль и оценка результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы   осуществляется   преподавателем   в   форме   устного   и   письменного   опроса, доклада,   выступления   на   занятии   и   предоставления   индивидуальных   творческих заданий. Критерии   оценивания   результатов   внеаудиторной   самостоятельной   работы представлены   в  «Методических   рекомендациях   по   выполнению   внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся». Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель фиксирует в ведомости учета.

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека

Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2019