Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
биология
Взрослым
14.03.2019
Методические указания по организации и выполнению самостоятельной работы обучающимися по учебным дисциплинам и профессиональным модулям разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности:
34.02.01 Сестринское дело
код и наименование ОДНОЙ специальности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;
требования к умениям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям)
знать:
строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
требования к знаниям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям)
Задания по самостоятельной работе выполняются в соответствии с «Методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся», которые размещены на сайте Учреждения и в библиотеке.
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)
«______»________________20____г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский
колледж имени Н.М. Амосова»
_______________ А.М. Александрова
«______»________________20____г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)
основная профессиональная образовательная программа
среднего профессионального образования
по программе подготовки специалистов среднего звена
Квалификация: Медицинская сестра / медицинский брат
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев
на базе среднего общего образования
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по научнометодической работе
_______________М.А. Жаров
«______»________________20____г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
_______________ Е.А. Дмитриева
«______»________________20____г.
г. Череповец
2017 год 2
Методические указания по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Организацияразработчик:
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
Разработчики:
Карымова О.В., преподаватель высшей категории
Жаров М.А., преподаватель высшей категории
Рассмотрено
на заседании ЦМК
Общепрофессиональных дисциплин
Протокол №___от «____»____20___г.
Председатель _______Э.Р. Ганичева
Рассмотрено и одобрено
на заседании Методического совета
Протокол №___от «____»____20___г. 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие организационнометодические рекомендации
2. Содержание самостоятельной работы обучающихся
3. Рекомендуемая литература
4. Контроль и оценка результатов внеаудиторной самостоятельной
работы
Стр.
4
5
12
12 4
1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические указания по организации и выполнению самостоятельной работы
обучающимися по учебным дисциплинам и профессиональным модулям разработаны
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности:
34.02.01 Сестринское дело
код и наименование ОДНОЙ специальности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
применять знания о строении и функциях органов и систем организма
человека при оказании сестринской помощи;
требования к умениям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям)
знать:
строение человеческого тела и функциональные системы человека, их
регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
требования к знаниям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям)
Задания по самостоятельной работе выполняются в соответствии с
«Методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной
работы обучающихся», которые размещены на сайте Учреждения и в библиотеке. 5
2. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В процессе изучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса,
профессионального модуля обучающимся необходимо выполнить самостоятельную
работу.
Перечень разделов и тем с указанием содержания и объема самостоятельной
внеаудиторной работы по каждой теме приведен в таблице.
№
1.
Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы
Тема 2.1. Эпителиальная ткань, расположение, классификация,
особенности строения, функции.
Объем /
часы
2 ч.
Составление словаря терминов
Зарисовка видов эпителия
Выполнение схем классификации эпителиальной ткани.
Тема 2.2. Соединительная ткань, расположение, классификация,
особенности строения, функции.
2 ч.
Зарисовка видов соединительной ткани.
Выполнение схем классификации соединительной тканей
Составление таблицы «Сравнительная характеристика
видов эпителия и соединительной тканей»
Тема 2.3, 2.4 Мышечная ткань, расположение, классификация,
особенности строения, функции. Нервная ткань, расположение,
классификация, особенности строения, функции.
4 ч.
Составление словаря терминов
Составление таблицы «Сравнительная характеристика
видов мышечной ткани».
Зарисовка нервной клетки, нейрофибриллярный аппарат и
строение
базофильное вещество нервной клетки,
миелинового нервного волокна.
Тема 3.1. Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата
движения. Скелет туловища, соединения костей туловища.
2 ч.
2.
3.
4.
Составление словаря терминов
Зарисовка строения позвонка
Выполнение схем «Виды ребер», «Изгибы позвоночного
столба»
Составление таблицы «Сравнительная характеристика
позвонков». 6
№
5.
Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы
Тема 3.2. Скелет верхней конечности, соединения костей
верхней конечности.
Объем /
часы
2 ч.
Составление словаря терминов
Составление таблицы «Строение эпифизов длинных
трубчатых костей верхних конечностей.
Тема 3.3. Скелет нижней конечности, соединения костей нижней
конечности.
2 ч.
6.
7.
8.
9.
Составление словаря терминов
Составление таблиц «Строение эпифизов длинных
трубчатых костей нижних конечностей».
Схематическое изображение мест переломов конечностей
Тема 3.4. Таз в целом. Отделы, стенки большого и малого таза.
Размеры женского таза. Половые отличия в строении таза.
Составление словаря терминов.
Тема 3.5. Скелет головы – череп. Кости лицевого и мозгового
отдела черепа. Соединения костей черепа.
Составление словаря терминов
Составление таблицы «Характеристика строения костей
мозгового черепа»
Тема 3.6. Череп в целом. Мозговой и лицевой отделы (свод
черепа; наружное, внутреннее основание черепа). Особенности
черепа новорожденного.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
Составление словаря терминов
Составление таблицы «Характеристика строения костей
лицевого черепа».
10.
Тема 3.7. Мышца как орган, строение, вспомогательный аппарат
мышц, классификация мышц. Области головы, мышцы и фасции
головы.
Составление словаря терминов
Составление таблицы «Мышцы головы»
11.
Тема 3.8. Области шеи, мышцы и фасции шеи, топография шеи.
1 ч.
Составление словаря терминов
Составление таблицы «Мышцы шеи» 7
№
12.
Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы
Тема 3.9. Области груди, спины, живота. Мышцы и фасции
туловища, топография груди, спины, живота.
Объем /
часы
2 ч.
Составление словаря терминов
Составление таблиц «Мышцы груди», «Мышцы спины»,
«Мышцы живота»
13.
Тема 3.10. Области верхней конечности. Мышцы и фасции
верхней конечности, топография верхней конечности.
2 ч.
Составление словаря терминов
Составление схемы «Топографические образования
конечностей»
Составление таблиц «Мышцы верхней конечности».
14.
Тема 3.11. Области нижней конечности. Мышцы и фасции
нижней конечности, топография нижней конечности.
2 ч.
Составление словаря терминов
Составление схемы «Топографические образования
конечностей»
Составление таблиц «Мышцы нижней конечности».
15.
16.
Тема 4.1 Основные принципы строения нервной системы,
отделы нервной системы.
Составление словаря терминов.
Тема 4.2 Центральная нервная система. Спинной мозг.
Оболочки спинного мозга.
2 ч.
2 ч.
Составление словаря терминов
Выполнение таблицы «Проводящие пути спинного мозга»
Составление конспекта «Оболочки спинного мозга».
17.
Тема 4.3 Головной мозг.
Продолговатый мозг, мост, средний мозг.
Отделы головного мозга.
2 ч.
Составление словаря терминов
Заполнение таблицы «Функциональное значение отделов и
структур ствола головного мозга»
Составление сообщения «Ретикулярная формация»
18.
Тема 4.4 Мозжечок, промежуточный мозг.
2 ч.
Составление словаря терминов.
Зарисовка среднего мозга, промежуточного мозга, 8
№
19.
Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы
мозжечка.
Тема 4.5 Конечный мозг. Основные борозды и извилины
полушарий головного мозга. Базальные ядра.
Объем /
часы
2 ч.
Составление словаря терминов
Составление сообщения «Лимбическая система»
Составление схемы «Полости головного мозга,
ликворообращения»
20.
Тема 4.6 Периферическая нервная система. Спинномозговые
нервы. Нервные сплетения, основные ветви, области иннервации.
2 ч.
Составление словаря терминов.
Заполнение таблицы «Характеристика сплетений
спинномозговых нервов».
Тема 4.7 Черепномозговые нервы.
место
образования, место выхода из мозга, полости черепа, области
иннервации.
Название,
Заполнение таблицы «Области иннервации черепных нервов».
Тема 4.8. Вегетативная нервная система. Отделы, влияние
симпатической и парасимпатической нервной системы на
деятельность внутренних органов.
21.
22.
Составление словаря терминов
Выполнение таблиц: «Структуры симпатической и
парасимпатической нервной системы», «Сравнительная
характеристика влияния симпатической и
парасимпатической нервной системы».
23.
Тема 5.1. Вкусовая, обонятельная, соматическая сенсорная
система. Рецепторы, проводниковый и центральный отделы,
вспомогательные аппараты.
Составление словаря терминов
Выполнение схемы «Слои кожи»
Выполнение схем: части анализаторов вкусового,
обонятельного, кожного.
24.
Зрительная сенсорная система,
Тема 5.2.
рецепторы,
проводниковый и центральный отделы, вспомогательный
аппарат. Физиология зрительной сенсорной системы.
2 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч. №
Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы
9
25.
26.
27.
28.
Составление словаря терминов
Выполнение схем: части зрительного анализатора.
Тема 5.3. Слуховая и вестибулярная сенсорная система,
рецепторы,
проводниковый и центральный отделы,
вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорной
систем.
Составление словаря терминов
Выполнение схем: части анализаторов слухового,
вестибулярного.
Тема 6.1. Железы внутренней секреции. Гормоны, виды
гормонов, их характеристика. Механизм действия гормонов.
Органы–мишени. Гипоталамогипофизарная система.
Составление словаря терминов.
Тема 6.2. Железы внутренней секреции. Строение желез
внутренней секреции, гормоны желез внутренней секреции и их
действие.
Составление словаря терминов
Заполнение
таблиц:
«Характеристика
ЖВС»,
«Физиологические эффекты гормонов».
Тема 7.1. Система крови, состав крови, функции крови.
Форменные элементы, их свойства, функции, показатели в
норме.
Тема 7.2. Гемостаз: структуры, осуществляющие гемостаз,
звенья гемостаза.
Работа с литературой, подготовка к семинару.
Зарисовка клеток крови.
29.
Тема 8.1. Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно
сосудистой системы.
Строение системы органов
кровообращения. Круги кровообращения.
Объем /
часы
2 ч.
2 ч.
1 ч.
4 ч.
2 ч.
Выполнение рисункасхемы «Круги кровообращения».
Составление словаря терминов.
30.
Тема 8.2. Сердце, расположение, границы, строение, клапаны
сердца, строение стенки сердца.
2 ч.
Составление словаря терминов. 10
№
Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы
Выполнение рисункасхемы «Строение сердца».
31.
Тема 8.7. Артерии большого круга кровообращения.
Объем /
часы
3 ч.
Составление словаря терминов
Выполнение рисункасхемы «Отделы аорты, ветви и
области их кровоснабжения»
Подготовка сообщения «Особенности кровообращения
плода».
32.
Тема 8.8. Вены большого круга кровообращения.
3 ч.
Составление словаря терминов
Выполнение рисунковсхем «Образование и притоки
верхней полой вены», «Образование и притоки нижней
полой вены», «Образование и притоки воротной вены»
Составление схем оттока венозной крови из различных
областей тела.
33.
Тема 8.9. Лимфатическая система, структуры, функции.
Работа с литературой.
Подготовка к семинару.
Составление словаря терминов.
34.
Тема 9.1. Общие вопросы анатомии и физиологии дыхательной
системы. Дыхательные пути, строение, функции.
35.
Составление словаря терминов
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика
строения стенок дыхательных путей»
Тема 9.2. Легкие – внешнее строение, внутреннее строение.
Проекции органов дыхательной системы на грудную стенку и
позвоночный столб. Плевра – строение, листки, плевральная
полость, синусы.
2 ч.
3 ч.
1 ч.
Составление словаря терминов
Выполнение схем: «Бронхиальное дерево»,
«Альвеолярное дерево»
Составление конспекта «Границы легких и плевры».
36.
Тема 9.3. Физиология процесса дыхания. Дыхательный цикл,
этапы процесса дыхания, показатели внешнего дыхания.
2 ч. 11
№
Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы
Работа с литературой,
Подготовка к семинару.
37.
38.
Тема 10.1. Общие вопросы анатомии и физиологии
пищеварительной системы. Принципы строения. Отделы
желудочнокишечного тракта.
Составление словаря терминов
Работа с литературой.
Тема 10.2. Полость рта, глотка, пищевод, тонкий кишечник,
толстый кишечник. Строение отделов, топография, пищеварение
в различных отделах.
Объем /
часы
2 ч.
3 ч.
Составление словаря терминов
Составление схем: «Вкусовые поля языка», «Зубные
формулы постоянных и молочных зубов»
Выполнение рисунка «Строение зуба», выполнение схемы
«Строение лимфоэпителиального кольца»
Выполнение схем: «Отделы глотки, пищевода, желудка»,
«Железы желудка».
Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика
строения стенки отделов тонкого кишечника
39.
Тема 10.3. Печень, желчный пузырь, желчевыводящие пути,
поджелудочная железа. Брюшина, брюшинная полость.
2 ч.
Составление словаря терминов
Выполнение схем: «Строение дольки печени»,
«Формирование желчных протоков»
Выполнение конспекта «Топография печени и
поджелудочной железы».
40.
Тема 11.1. Общие вопросы анатомии и физиологии
системы.
мочевыделительной
расположение,
макроскопическое
строение,
и
мочевыводящие пути:
мочевой пузырь,
мочеиспускательный канал.
микроскопическое
мочеточники,
Почки:
3 ч.
Составление словаря терминов
Выполнение схемырисунка «Строение нефрона»
Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика
мужской и женской уретры» 12
№
Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы
Составление конспекта «Топография почек. Аппарат
фиксации почек»
Объем /
часы
41.
Тема 11.3. Половая система человека. Мужская половая
система. Женская половая система.
4 ч.
Составление словаря терминов,
Работа с литературой,
Подготовка к семинару.
Выполнение схемы «Особенности мочеотведения»
Составление конспекта «Регуляция мочевыделения»
3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники
1. Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник / Н. В. Смольянникова,
Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун 2е издание, перераб. и доп. М. : ГЭОТАРМедиа,
2015. http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433072.html
2. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для
медицинских училищ и колледжей / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава М. :
ГЭОТАРМедиа, 2015.
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432570.html
3. Нормальная физиология [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Л. З. Теля, Н.
А.
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785423501679.html
Агаджаняна
Литтерра,
М.
:
2015.
Дополнительные источники
1. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека : учебник для студ. сред.
проф. учеб. заведений / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский.
2е изд., стереотип. М. : Академия, 2006. 496 с. (Среднее проф.образование)
2. Митрофаненко В.П. Учебнометодическое пособие по анатомии и физиологии
человека / В.П. Митрофаненко. М. : АНМИ, 2003. 343 с. (Сестринское дело)
3. Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека : учеб. пособие для мед.
училищ / В.Я. Липченко, Р.П. Самусев. 2е изд., перераб. и доп. М. : Медицина,
1988. 320 с. : ил. (Учеб. литература. Для учащихся мед.училищ 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контроль и оценка результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной
работы осуществляется преподавателем в форме устного и письменного опроса,
доклада, выступления на занятии и предоставления индивидуальных творческих
заданий.
Критерии оценивания результатов внеаудиторной самостоятельной работы
представлены в «Методических рекомендациях по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы обучающихся».
Результаты выполнения внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель
фиксирует в ведомости учета.
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Методические указания по самостоятельной работе Анатомия и физиология человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.