Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экологические основы природопользования»
Оценка 4.9

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Оценка 4.9
Домашнее обучение
doc
экология
Взрослым
06.01.2017
Методические  указания  по  выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экологические основы природопользования»
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине "Экологические основы природопользования" разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Структура комплекта методического пособия включает в себя: - общие сведения; - тематический план изучения учебной дисциплины; - технологическую карту самостоятельной работы; - перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы; - порядок оформления видов и форм отчётности по самостоятельной работе обучающихся.Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экологические основы природопользования»
метод указания по выполнению сам. работы.doc

Министерство образования  и молодежной политики  Ставропольского края

ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»  

 

 

 

 

 

Методические  указания  по  выполнению внеаудиторной

самостоятельной работы обучающихся

по дисциплине

«Экологические основы природопользования»

 

 

 

 

 

Кафедра математических и

естественно-научных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2016


 

Составитель: Ракчеева Н.А.

Методическое пособие по организации  самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  «Экологические основы природопользования»

– ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж », 2015. стр. -  55.

Рассмотрено на заседании

кафедры «Математических и естественно- научных дисциплин»

Протокол № 8 от 13 апреля 2016 г.

Зав.кафедрой ______________ Т.П. Фатьянова

 

 

Методическое пособие по выполнению и оформлению самостоятельной работы для обучающихся разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка

4

1.Общие сведения

5

2. Тематический план изучения дисциплины

7

3. Технологическая карта самостоятельной работы

13

4.Перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы

16

5.Виды самостоятельной работы

21

6. Порядок оформления видов и форм отчетности

по самостоятельной работе

40

7. Перечень теоретических вопросов к итоговому зачету

54

Перечень рекомендуемых учебных изданий

56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающимися независимо от форм обучения. Рекомендации содержат набор тем, которые соответствуют темам рабочей программы по дисциплине в рамках ФГОС – 3.

Структура комплекта методического пособия содержит в себе:

- общие сведения;

- тематический план изучения дисциплины;

- технологическая карта самостоятельной работы;

- перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы;

- порядок оформления видов и форм отчётности по самостоятельной работе обучающихся:

·        методические рекомендации по подготовке презентации;

·        методические рекомендации по написанию и проработке  конспекта;

·        методические рекомендации по написанию реферата;

·        методические рекомендации по написанию доклада.

 

- перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету;

- критерии оценки знаний и умений.

Форма отчетности предусматривает изучение источников информации по вопросам плана изучаемых тем, подготовку презентаций, рефератов, проработке конспекта,  ответа на вопросы самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Учебное пособие по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экологические основы природопользования».

Содержание учебного пособия по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего профессионального образования нового поколения.

По учебному плану рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины следующее:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 48 часов, в том числе:

- обязательное аудиторная учебная нагрузка обучающегося 32 часов;

- самостоятельная работа 16 часов.

Целью методического пособия является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся, определение ее содержания, установление требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Целью самостоятельной работы является приобретение новых знаний, умений и навыков с использованием имеющихся базовых знаний и умений.

Задачами методического пособия по самостоятельной работе являются:

-развитие комплексного подхода к изучению дисциплины на основе освоения  ее                                                             методологических основ применения  ранее полученных знаний и умений с использованием  междисциплинарных связей;

- активизация самостоятельной работы обучающихся;

- содействие развитию творческого отношения к данной дисциплине;

- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой и нормативными документами;

- управление познавательной деятельностью обучающихся.

Функциями методического пособия по самостоятельной работе являются:

- определение содержания работы обучающихся по овладению программным материалом;

- установление требований к результатам изучения дисциплины.

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся.

Дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к математическому  и общему  естественнонаучному  циклу.

Для освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающиеся используют знания, умения и навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения  дисциплин  «Биология», «География», «Химия».

Изучение дисциплины «Экологические основы природопользования» является необходимой основой для последующего освоения программ профессиональных модулей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов  производственной деятельности;

-анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- выбирать методы, технологии и аппараты, утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

-определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

-задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

- основные источники  и масштабы образования отходов производства;

-основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

-правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

-принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

 

2.     ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

 

Номера и наименование разделов и тем

Распределение учебной нагрузки

 

Распределение учебной нагрузки

 

 

 

Максимальная

Учебная нагрузка по учебному плану  -  48 часов

 

Максимальная

Всего аудиторных занятий

Самостоятельная внеаудиторная

в т.ч. по видам занятий

 

 

 

 

Уроки

Лекции

Семинары

Практические занятия

Тип урока, виды и формы организации урока

 

Раздел 1 Особенности взаимодействия общества и природы

28

18

10

 

 

 

6

 

 

Тема 1.1 Природоохранный потенциал

8

6

2

 

 

 

2

 

 

1.Природа и общество, общие и специфические черты

2

2

 

2/2

 

 

 

вводная лекция

 

2.Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Признаки экологического кризиса.

2

2

 

2/4

 

 

 

проблемная лекция

 

3.Практическое занятие  «Определение экологической пригодности выпускаемой продукции».

2

2

 

 

 

 

2/2

Практическое занятие

 

Самостоятельная работа№1

Выполнение теста по теме «Природоохранный потенциал»

2

 

2/2

 

 

 

 

 

 

Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование

12

8

4

 

 

 

2

 

 

4.Понятие природно-ресурсного потенциала и классификация ресурсов

2

2

 

2/6

 

 

 

проблемная лекция

 

5.Пути предотвращения истощения ресурсов

2

2

 

2/8

 

 

 

мультимедийная  лекция

 

6.Охрана природы – элемент сохранения экологического равновесия на планете. Охрана и рациональное использование ресурсов Мирового океана.

2

2

 

2/10

 

 

 

лекция-консультация

 

7.Практическое занятие  «Выбор методов технологий и аппаратов по утилизации выбросов, стоков и твердых отходов»

2

2

 

 

 

 

2/4

Практическое занятие

 

Самостоятельная работа№2

1.Решение кроссворда «Природные ресурсы и рациональное природопользование»

2.  Создание мини-проектов по страницам Красной книги   (международной, Российской и краевой).

4

 

4/6

 

 

 

 

 

 

Тема 1.3

Загрязнение окружающей среды

8

4

4

 

 

 

2

 

 

8.Основные загрязнители; их классификация. Основные задачи мониторинга окружающей  среды

2

2

 

2/12

 

 

 

лекция с применением мозговой атаки

 

9.Практическое занятие «Оценка состояния экологии окружающей среды на производственном объекте»

2

2

 

 

 

 

2/6

Практическое занятие

 

Самостоятельная работа №3

1. Выполнение теста (1уровень)

2.Выполнение нестандартного задания по теме «Загрязнение окружающей среды» (2уровень)

3.Заполнение таблицы и разработка интерактивного плаката (3 уровень)

4

 

4/10

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

20

14

6

 

 

 

2

 

 

Тема 2.1.

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению  разрушающих воздействий на природу.

12

8

4

 

 

 

 

 

 

10.Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России

2

2

 

2/14

 

 

 

обзорная лекция-информация

 

11.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

2

2

 

2/16

 

 

 

лекция-поиск

 

12.Участие России в деятельности международных природоохранных организаций

2

2

 

2/18

 

 

 

обзорная лекция-информация

 

13.Экологическое образование и экологическая культура населения

2

2

 

2/20

 

 

 

лекция-консультация

 

Самостоятельная работа№4

1.Дать обоснованные ответы  на вопросы для самоконтроля.

2.Подготовка рефератов по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»

4

 

4/14

 

 

 

 

 

 

Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

6

4

2

 

 

 

2

 

 

14.Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия

2

2

 

2/22

 

 

 

обзорная лекция-информация

 

15.Практическое занятие «Анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности»

2

2

 

 

 

 

2/8

Практическое занятие

 

Самостоятельная работа №5:

Подготовка презентационных докладов по темам:

1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.

2

 

2/16

 

 

 

 

 

 

16.Зачет

2

2

 

2/24

 

 

 

 

 

Итого по дисциплине

 

48

32

16

24

 

 

8

 

 

3.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Методическое пособие по выполнению и оформлению  самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экологические основы природопользования» включают в себя технологическую карту самостоятельной работы, отражающую в себе изучаемые разделы и темы дисциплины, тематику самостоятельной работы, количество часов, виды самостоятельной работы, ее информационное обеспечение и форму контроля. Она  разработана таким образом, чтобы обучающиеся могли самостоятельно выполнять предложенные за­дания, а преподаватель будет только проверять выполненные задания.

Тенденция современного образования - самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.

Технологическая карта самостоятельной работы поможет обучающимся организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной кар­ты обучающиеся узнают наименования тем и  тематику самостоятельной работы; ее виды как обязательные, так и по выбору обучающихся. Информационное обеспечение, обозначенное в карте, содержит в себе источники информации для самостоятельной работы. Предусмотренная форма контроля определяет функции преподавателя по проверке  результатов самостоятельной работы и указывает на ее оформление. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику освоения содержания учебной дисциплины.

Самостоятельная работа выполняется  обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, включает единицы содержания, выделенные преподавателем для самостоятельного изучения.

 

 

 

 

Наименование и номер раздела

Наименование темы

Тематика самостоятельной работы

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы

Информационное обеспечение

Форма контроля

Обязательная

По выбору

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

Тема 1.1.

Природоохранный потенциал

Особенности взаимодействия общества и природы

2

Выполнение теста

по теме «Природоохранный потенциал»

Нестандартное домашнее задание

Арустамов Э.В.,«Экологические основы природопользования»: М.:,2010г

Проверка  выполнения теста и  нестандартного домашнего задания

 

Тема 1.2.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

 

Понятие о природных ресурсах и рациональном природопользовании

 

4

Решение кроссворда «Природные ресурсы и рациональное природопользование»

Создание мини-проектов по страницам Красной книги   (международной, Российской и краевой).

Арустамов Э.В., Экологические основы природопользования:М.: 2010г

Проверка решения  кроссворда

 

Тема1. 3

Загрязнение окружающей среды

 

Проблемы загрязнение окружающей  природной среды

 

4

1. Выполнение теста

(1 уровень)

 

2.Выполнение нестандартного задания по теме «Загрязнение окружающей среды» (2уровень)

 

 

Заполнение таблицы и разработка интерактивного плаката (3 уровень)

Константинов В.М.  Экологические основы природопользования, М.; 2010г.

1.Проверка выполнения теста

2.Проверка выполнения нестандартного задания

3.Проверка заполнения таблицы и разработки интерактивного плаката

Раздел 2.

Правовые и социальные вопросы природопользования

Тема 2.1.

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению  разрушающих воздействий на природу

 

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению  разрушающих воздействий на природу

 

4

Дать обоснованные ответы  на вопросы для самоконтроля.

Подготовка рефератов по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»

Трушина Т.П. Экологические основы природопользования,Ростов на Дону: 2009г

Проверка ответов на вопросы для самоконтроля.

Проверка написания  рефератов

 

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

 

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

2

Подготовка презентационных докладов по темам:

1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.

Составление многоуровневого теста

Козачек А.В.  Экологические основы природопользования.- М.:Феникс,2010г.

 

Проверка презентационных докладов и их коллективное обсуждение

 


3.     ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ  И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине «Экологические основы природопользования».

Для успешного и эффективного выполнения предусмотренной тематики самостоятельной работы с целью формирования выше указанных общих и профессиональных компетенций обучающимся предлагается перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы. В нем более подробно обозначены виды самостоятельной работы, примерный план изучения или выполнения и  форма отчетности.

№ темы

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы, примерный план изучения или выполнения, форма отчетности

Информационное обеспечение

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

Тема 1.1. Природоохранный потенциал

2

Примерный план изучения темы:

1.Преобразующее влияние человека на природу.

2. Видоизменение процесса эволюции.

3.Последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности;

4. Преднамеренные воздействия человека на условия существования.

Виды самостоятельной работы:

1.Выполнить  тест по теме «Природоохранный потенциал»;

3. Ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем заключается преобразующее влияние человека на природу?

2.В связи с чем происходит  видоизменение процесса эволюции?

3. Охарактеризовать последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности;

4. Привести примеры нарушения  природных биогеохимических циклов.

 

Арустамов Э.В.,«Экологические основы природопользования»: М.:,2010г

Тема 1.2.Природные ресурсы и рациональное природопользование

 

4

Примерный план изучения темы:

1.Природные ресурсы и их классификация;

2.Экологическая классификация природных ресурсов по принципу исчерпаемости и возобновимости;

3. Принципы  и задачи рационального природопользования.

 

Виды самостоятельной работы:

1. Решить кроссворд  по теме «Природные ресурсы и рациональное природопользование»;

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дать понятие природных ресурсов и привести  их классификацию по основным компонентам окружающей среды;

2.Дать экологическую классификацию природных ресурсов по принципу исчерпаемости и возобновимости;

3. Каковы принципы  и задачи рационального природопользования?

Арустамов Э.В., Экологические основы природопользования: М.: 2010г.

Тема 1. 3 Загрязнение окружающей среды

 

4

Примерный план изучения темы:

1.Основные загрязнители, их классификация;

2. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ;

3.«Зелёная» революция и ее  последствия;

4.Антропогенные и естественные загрязнения;

5.Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.

Виды самостоятельной работы:

1.Выполнить тест по теме «Загрязнение окружающей среды»;

2. Выполнить нестандартные задания;

4. Ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля:

1.Перечислить основные загрязнители, их принципы их  классификации;

2.Перечислить  основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ;

3.Что такое «Зелёная» революция и каковы ее   последствия?

4. Перечислить антропогенные и естественные загрязнения;

5.Каковы способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды?

Константинов В.М.  Экологические основы природопользования, М.; 2010г.

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению  разрушающих воздействий на природу

 

 

4

Примерный план изучения темы:

1.Государственные и общественные мероприятия по прекращению разрушающих воздействий на природу;

2. Природоохранный надзор.

Виды самостоятельной работы:

1.Подготовить обоснованные ответы  на вопросы для самоконтроля.

2.Написать  рефераты по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»

Вопросы для самоконтроля (дать обоснованные ответы):

1.   Какие разделы в законе об «Охране окружающей природной среды» необходимо знать в Вашей профессиональной деятельности?

2.   Почему создаются Международные объединения по охране окружающей природной среды? Ответ обоснуйте.

3.   Перечислите основные региональные организации, которые причастны к вопросам природопользования.

4.   По поводу участия общественности в обсуждении и решении проблем охраны окружающей среды (ООС) есть разные мнения. С каким из них и почему Вы согласны?

5.   Что вы можете сказать о проблемах, которые поднимают «зеленые»?

 

Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, Ростов на Дону: 2009г

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

 

 

2

Примерный план изучения темы:

1.Виды ответственности за экологические правонарушения;

2.Оценка и анализ состояния окружающей среды и природоохранной  деятельности;

3.Экономический анализ использования природных ресурсов.

Виды самостоятельной работы:

Подготовить презентационные доклады по темам:

1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.

3. Ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие существуют виды ответственности за экологические правонарушения?

2.В чем состоит оценка и анализ состояния окружающей среды и природоохранной  деятельности?

3. Привести экономический анализ использования природных ресурсов.

 

Козачек А.В.  Экологические основы природопользования.- М.:Феникс,2010г.

 

Итого: 16 часов

 

 

4.     ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ

 

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

Тема 1.1.Природоохранный потенциал

1. Тест по теме «Природоохранный потенциал»

 

1.Термин «экология»  был предложен:

А) Ю. Либихом

Б) Э. Геккелем

В) К. Хенке

Г) В. И. Вернадским

Д) Г.Ф. Морозовым

 

2. Группу особей одного вида, занимающую определённый участок, называют:

А) популяцией

Б) сообществом

В) биомом

Г) экосистемой

Д) биосферой

 

3.Экология - теоретическая основа:

А) охраны окружающей среды

Б) прикладной математики

В) химии

Г) физики

Д) общей химической технологии

 

4. Как выглядят основные уровни жизни?

А) биосфера, ноосфера

Б) энергия и вещества

В) морфология, систематика

Г) гидросфера, атмосфера, литосфера

Д) ген, клетка, орган, организм, популяция, сообщество

 

5. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами,

происходящими в экосистемах и биосфере, называют:

А) мониторингом

Б) модификацией

В) моделированием

Г) менеджментом

Д) прогнозированием

 

6. Как называется малая область или искусственно-созданный климат?

А) ветер

Б) атмосфера

В) микроклимат

Г) температура

Д) рельеф

7. Воздушная оболочка Земли, осуществляющая защитные функции — это:

А) литосфера

Б) гидросфера

В) атмосфера

Г) биосфера

Д) стратосфера

 

8. Кто ввёл термин "биосфера" в научную литературу?

А)  В. И. Вернадский

Б) Э. Зюсс

В) В. Н. Сукачёв

Г) Г.Ф. Морозов

Д) Э. Геккель

 

9. Что изучает синэкология?

А) популяции

Б) сообщества

В) особи

Г) фитоценоз

Д) зооценоз

 

10. К невозобновимым ресурсам относятся:

А) лесные ресурсы

Б) животный мир

В) полезные ископаемые

Г) энергия ветра

Д) солнечная энергия

11. К возобновимым природным ресурсам относятся:

А) лесные ресурсы, почва

Б) животный и растительный мир

В) полезные ископаемые

Г) энергия ветра

Д) солнечная энергия

 

12. Укажите относительно возобновимые ресурсы:

А) лесные ресурсы, почва

Б) животный и растительный мир

В) полезные ископаемые

Г) энергия ветра

Д) солнечная энергия

 

13. Когда окончательно оформилась экология как самостоятельная наука?

А) в начале XIX столетия

Б) в середине XIX столетия

В) в конце XIX столетия

Г) в начале XX столетия

Д) в конце XX столетия

 

14.   Изучением экологических проблем Земли как планеты занимается:

А) инженерная экология

Б) геоэкология

В) глобальная экология

Г) промышленная экология

Д) социальная экология

15.  Что изучает аутэкология?

А) популяции

Б) сообщества

В) особи

Г) фитоценоз

Д) зооценоз

 

16.  Увеличение концентрации какого газа приводит к усилению

парникового эффекта?

А) диоксида серы

Б) углекислого газа

В) аммиака

Г) хлора

Д) сероводорода

 

17. Нижний слой атмосферы:

А) озоновый слой

Б) тропосфера

В) ионосфера

Г) мезосфера

Д) стратосфера

 

18. Каменная твердая оболочка:

А) биосфера

Б) гидросфера

В) техносфера

Г) литосфера

Д) атмосфера

 

19. Территория сосредоточения жилых домов, административных

зданий называется:

А) рекреационной зоной

Б) селитебной зоной

В) промышленной зоной

Г) лесопарковой зоной

Д) антропогенной зоной

 

20. Специально приспособленная зона для отдыха людей называется:

А) рекреационной зоной

Б) селитебной зоной

В) промышленной зоной

Г) лесопарковой зоной

Д) антропогенной зоной

 

21. Территория сосредоточения заводов, фабрик называется:

А) рекреационной зоной

Б) селитебной зоной

В) промышленной зоной

Г) лесопарковой зоной

Д) антропогенной зоной

 

22. Основная зона загрязнения окружающей среды в городе:

А) рекреационной зоной

Б) селитебной зоной

В) промышленной зоной

Г) лесопарковой зоной

Д) антропогенной зоной

 

23. Что означает процесс урбанизации?

А) рост и развитие сёл, населения сельской местности

Б) уменьшение числа сёл и населения сельской местности

В) рост и развитие городов, увеличение доли городского населения

Г) уменьшение населения городов

Д) снижение роли городов в развитии общества

 

24. Соотнесите понятия и их характерные признаки.

Признаки

Понятия

1) подчиняется только объективным законам развития;

А) общество;

2) является формой совместной жизнедеятельности людей;

Б) природа.

3) является естественной средой обитания людей;

 

4) является первичной по времени возникновения частью материального мира.

 

 

25.Выберите позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:

А) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от нее;

Б) природа и общество оказывают воздействие друг на друга;

В) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя ее на службу себе;

Г)природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству;

Д)общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде;

Е)общество и природа никак не связаны между собой

 

2.Нестандартное домашнее задание по теме «Природоохранный потенциал»

2.1 Творческое художественное задание

Творческое художественное задание включает изготовление собственных наглядных пособий, рисунков по данной проблеме. Выполняя задание, обучающиеся  не должны копировать  фрагменты динамических или вспомогательных схем, использованных на занятии, не внося в них собственных принципиальных изменений химического содержания.  Обязательное условие выполнения работы – написание необходимых химических уравнений, схем и т. д. Примерными темами творческих заданий могут быть изображения влияния кислотных осадков на различные виды сельскохозяйственных растений, здания, сооружения и т. д.

Размышляя над творческими заданиями и  опираясь на свои знания и умения, можно найти оригинальное, нестандартное решение данной  проблемы.

2.2  Письменные домашние задания

Письменные домашние задания представляют собой вопросы химико-экологического содержания, индивидуальные для каждого обучающегося. Ответы требуют использования дополнительной литературы. Для грамотного и полного ответа им  необходимо проанализировать литературу по химии, экологии, биологии, географии, поэтому задание выполняется дома. Письменные работы позволяют обучающимся  лучше выразить свое мнение по рассматриваемой проблеме.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ  ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

1. Каким образом выбросы оксида серы(IV) металлургических заводов могут повлиять на численность глухарей, обитающих в лесах Подмосковья? Привести необходимые уравнения химических реакций.

2. На заводе по производству азотных минеральных удобрений, расположенном вблизи реки, произошла крупная авария, в результате которой в окружающую среду попало большое количество оксида азота(IV). К каким последствиям для обитателей водоема это может привести и как их можно предотвратить? Привести необходимые уравнения химических реакций.

3. Почему при подкислении среды водоемов фосфаты, стимулирующие бурное развитие фитопланктона, становятся менее доступными? Приведите уравнения химических реакций. Как скажется гибель фитопланктона на жизнедеятельности других обитателей водоема?

2.3 Устный опрос после занятий по пройденной теме.

Эти задания предполагают рассказ об основных источниках кислотообразующих выбросов и процессах, происходящих с ними в атмосфере, влиянии их на основные среды обитания и организмы, пути предотвращения попадания оксидов в атмосферу и ликвидации последствий закисления.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ

1. Что такое кислотные осадки?

2. Какие вещества являются причиной выпадения кислотных осадков?

3. Каковы основные природные и антропогенные источники кислотообразующих выбросов?

4. Какие процессы происходят с оксидами серы и азота при попадании их в атмосферу?

5. К каким последствиям для водной системы приводит выпадение кислотных осадков?

6. Появление ионов каких химических элементов в воде приводит к гибели рыб? Привести уравнения химических реакций.

7. Как влияют кислотные осадки на почву и почвенные микроорганизмы?

8. Как влияют кислотные осадки на численность популяций птиц?

9. Назовите основные способы предотвращения попадания кислотообразующих выбросов в атмосферу и ликвидации последствий закисления окружающей среды?

 

Тема 1.2.Природные ресурсы и рациональное природопользование

 

1.Кроссворд «Природные ресурсы и рациональное природопользование»

 

Вопросы:

1. Развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения этих благ будущих поколений.

2. Природопользование, когда происходит разумное, экономическое использование природных условий и ресурсов и их наиболее полное воспроизведение в интересах природы и людей.

3. Межправительственное учреждение организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

4. Экологическое движение, способствующее формированию у участников и у населения экологически чуткого отношения к природе.

5. Процесс исторического развития мира живых организмов.

6. Часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей человечества.

7. Природопользование, когда происходит замедленное использование ресурсов, в темпе, значительно меньшем, чем темп самовосстановления на данной территории.

8. Практическое движение, осуществляющее контроль за работой предприятий, восстановление и охрана природы, проведение различных мероприятий, акций по улучшению жизненных качеств среды.

9. Природопользование, когда происходит усиленная эксплуатация природных ресурсов, в темпе, близком их самовосстановлению на данной территории.

10. Хорошо продуманный, наилучший подход к решению той или иной проблемы.

11. Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития.

 

2. Создание мини-проектов по страницам Красной книги   (международной, Российской и краевой)

 

Тема 1. 3 Загрязнение окружающей среды

 

1.Тест по  теме «Загрязнение окружающей среды» (1 уровень)

Выбрать 1 правильный ответ

1.На какие виды делятся загрязнения окружающей среды по происхождению?:

А)  механические и физические

Б) антропогенные и естественные

В) физические и естественные

Г) естественные и биологические

Д) механические и биологические

 

2. На какие виды делятся загрязнения окружающей среды по воздействию

на организмы

и экосистемы?

А) механические, физические, биологические и химические

Б) механические, естественные, биологические и антропогенные

В) механические, физические, естественные и антропогенные

Г) механические, физические, естественные и биологические

Д) механические, физические, естественные

 

3. Продолжите предложение: «По мере роста промышленного производства

антропогенное загрязнение атмосферы Земли …»:

А) увеличивается

Б) остаётся прежним

В) уменьшается

Г) то увеличивается, то уменьшается

Д) не знаю

 

4. Основным источником загрязнения воздуха является:

А) бытовые отходы

Б) строительные материалы

В) кислотные дожди

Г) пестициды

Д) выхлопные газы автомобилей

 

5. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей

 среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере, называют:

А) мониторингом

Б) модификацией

В) моделированием

Г) менеджментом

Д) прогнозированием

 

6. С выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий в

атмосферу попадают:

А) хлористые соединения

Б) сероводород

В) оксид углерода

Г) соединения фтора

Д) соединения кадмия

 

7. Какой из источников загрязнения вод приносит наибольший вред?

А) смыв ядохимикатов ливневыми осадками

Б) газодымовые выбросы

В) сброс неочищенных сточных вод

Г) утечки нефти и нефтепродуктов

Д) стоки животноводческих ферм

 

8. В почвах, находящихся вблизи от автомобильных дорог накапливается чаще:

А) медь

Б) свинец

В) мышьяк

Г) кадмий

Д) железо

 

9.  Какой антропогенный фактор приводит к опустыниванию?

А) умеренное сенокошение

Б) интенсивная пастьба скота

В) внесение удобрений

Г) применение снегозадержания

Д) умеренный выпас скота

 

10. Восстановление нарушенных земель, называется:

А)  мелиорацией

Б) дефляцией

В) рекультивацией

Г) деградацией

Д) демеркуризацией

 

11. Укажите отходы, представляющие наибольшую угрозу для человека

и всей биоты:

А)  твердые бытовые отходы

Б) радиоактивные отходы

В) промышленные отходы

Г) жидкие бытовые отходы

Д) газообразные выбросы

 

12. Какой источник оказывает наибольшее шумовое воздействие

на окружающую среду?

А)   автотранспорт

Б) строительство

В) гидроэлектростанции

Г) метрополитен

Д) линии электропередач

 

13. Какие источники за короткий промежуток времени в воздух

выбрасывают большое количество вредных веществ:

А) мгновенные

Б) залповые

В) линейные

Г) точечные

Д) внутриплощадные

 

14.  Изучением экологических проблем Земли как планеты занимается:

А) инженерная экология

Б) геоэкология

В) глобальная экология

Г) промышленная экология

Д) социальная экология

 

15.  Выбросы, непосредственно поступающие в атмосферу от тех

или иных источников, называются:

А) организованные

Б) вторичные

В) первичные

Г) неорганизованные

Д) мгновенные

 

16.  Увеличение концентрации какого газа приводит к усилению

парникового эффекта?

А) диоксида  серы

Б) углекислого газа

В) аммиака

Г) хлора

Д) сероводорода

 

17.  При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для

здоровья ионы:

А) свинца

Б) кальция

В) кобальта

Г) ртути

Д) никеля

 

18. Самыми распространенными заболеваниями, которые

возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

А)  болезни опорно-двигательной системы

Б) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания

В) инфекционные болезни

Г) болезни пищеварительного тракта

Д) заболевания глаз

 

19.  Специально приспособленная зона для отдыха людей называется:

А)  лесопарковой зоной

Б) селитебной зоной

В) промышленной зоной

Г) рекреационной зоной

Д) антропогенной зоной

 

20.  Наиболее распространёнными химическими загрязнителями воды являются:

А)  детергенты

Б) пестициды

В) нефть и нефтепродукты

Г) радиоактивные вещества

Д)  щелочи

 

 

2. Нестандартные задания по теме «Загрязнение окружающей среды»

2.1 Выполнение  заданий, упражнений и задач по теме «Загрязнение окружающей среды» (2 уровень)

1. В атмосфере Земли содержится 20,95%:

а) азота;
б) кислорода;
в) углекислого газа;
г) углеводородов;
д) аргона.

2. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит к:

а) понижению температуры нижних слоев атмосферы;
б) повышению температуры нижних слоев атмосферы;
в) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;
г) отравлению организмов;
д) увеличению радиационного фона на Земле.

3. Озоновый слой находится в:

а) нижнем слое атмосферы;
б) верхнем слое атмосферы;
в) верхнем слое океана;
г) глубине океана.

4. Доля какого газа в атмосфере Земли увеличивается вследствие деятельности человека?

5. Почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности?

 

6. Почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не перпендикулярно направлению основных ветров?

 

7*. Дайте прогноз состояния окружающей среды при понижении концентрации углекислого газа в атмосфере.

 

8*. Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие 150–180 лет количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с настоящим временем. Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере?

 

9*. Растительность Западной Европы, северо-востока США и некоторых других районов земного шара вырабатывает во много раз меньше кислорода, чем его потребляют промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Почему на этих территориях сохраняется жизнь?

 

10*. Рассмотрите таблицу, в которой показано количество выбрасываемых в атмосферу Москвы основных загрязняющих веществ в 2012 г

.

Таблица Поступившие в атмосферу г. Москвы загрязняющих веществ ( в тыс. т/г)

Загрязняющих веществ

Стационарные источники

Транспорт

Пыль

24,3

-

Оксид серы

51,3

-

Оксид углерода

28,4

711,0

Оксид азота

111,0

38,1

Летучие органические соединения

49,6

-

Нефтепродукты

3,6

162,2

Прочее

4,6

-

Рассчитайте, какое количество загрязняющих веществ в год (в тыс. т) выделяют в атмосферу Москвы транспорт и стационарные источники (заводы, фабрики и т.п.). Кто загрязняет атмосферу больше: транспорт или стационарные источники? Во сколько раз? Рассчитайте, сколько килограммов атмосферных загрязняющих веществ приходится в год на одного жителя Москвы (население Москвы составляет 10 млн. человек).

 

2.2 Заполнение таблицы и разработка интерактивного плаката (3 уровень)

Заполнить  таблицу «Загрязнения различных  сред»

Проблема загрязнения

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

Загрязнение атмосферы

 

 

 

Загрязнение литосферы

 

 

 

Загрязнение гидросферы

 

 

 

 

Разработать  интерактивный плакат виде презентации  в программе Microsoft PowerPoint.

 

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

Тема 2.1.Государственные и общественные мероприятия по предотвращению  разрушающих воздействий на природу

1.Дать обоснованные ответы  на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля:

1.   Какие разделы в законе об «Охране окружающей природной среды» необходимо знать в Вашей профессиональной деятельности?

2.   Почему создаются Международные объединения по охране окружающей природной среды? Ответ обоснуйте.

3.   Перечислите основные региональные организации, которые причастны к вопросам природопользования.

4.   По поводу участия общественности в обсуждении и решении проблем охраны окружающей среды (ООС) есть разные мнения. С каким из них и почему Вы согласны?

Чем шире слои населения будут участвовать в обсуждении и решении проблем (ООС), тем быстрее будет внесена гармония во взаимоотношения между обществом и природой.

Вопросы ООС требуют научного подхода. Поэтому обсуждать эти вопросы должны ученые, специалисты, руководители.

5.   Что вы можете сказать о проблемах, которые поднимают «зеленые»?

 

2.Подготовить  рефераты по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»

 

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

1.Подготовить  презентационные  доклады по темам:

1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.

 

2. Составить тематический многоуровневый тест по  теме «Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду»


 

 

6. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ВИДОВ И ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

6.1 Методические рекомендации   по созданию мини-проектов с представлением в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint

Проект – это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.

Основные требования к использованию метода проектов

¨ Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска

¨ Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов

¨ Самостоятельная деятельность учащихся

¨ Структурирование содержательной части проекта

¨ Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий

 

 

 

Содержание этапов проекта

Этап

Содержание

Этап 1. « Начальный»

Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы

Этап 2. «Поисковый»

Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного материала.

Этап 3. «Исследовательский »

Проведение исследования, решение поставленной проблемы

Этап 4. «Обработка результата»

Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание  выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта

Этап 5. «Заключительный »

Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта  в виде мультимедийной  презентации.

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

·                     Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

·                     Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование колледжа,

·                     Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

·                     Дизайн -эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

·                     В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.

·                     последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1.      Определение целей.

2.      Сбор информации об аудитории.

3.      Определение основной идеи презентации.

4.      Подбор дополнительной информации.

5.      Планирование выступления.

6.      Создание структуры презентации.

7.      Проверка логики подачи материала.

8.      Подготовка заключения.

II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

 

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

-   Соблюдайте единый стиль оформления

- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

- Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

-     Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

-   Для заголовков – не менее 24.

-    Для информации не менее 18.

-   Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

-   рамки; границы, заливку;

-   штриховку, стрелки;

- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

-   Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

- с текстом;

- с таблицами;

- с диаграммами.

 

Советы

Ø Настройка презентации по щелчку облегчает показ нужных слайдов в нужном месте выступления при условии, что показывает презентацию другой человек.

Ø Автоматическая настройка презентации дает возможность показа самим выступающим, но может вызвать сложности рассказа (задержка или спешка в смене слайдов).

Ø Музыку целесообразно накладывать, если презентация идет без словесного сопровождения. Музыка также подбирается в соответствии с темой презентации, дополняя ее, создавая определенный эмоциональный настрой.

Создание презентации – увлекательный творческий процесс, в котором ключевое слово: ГАРМОНИЯ!

Успешной работы!

 

 

Критерии оценивания презентаций

Общие баллы

Область оценивания

Параметры для оценивания

Базовый уровень (от 1 до 4)

Средний уровень (от 5 до 7)

Высший уровень (от 8 до 10)

Общие баллы

15

Стиль

1. Единый стиль оформления.

2. Избегайте стиля, которые будет отвлекать от самой презентации.

3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не преобладают  над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

 

 

 

 

10

Содержание

1.Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

 

 

 

 

30

Информация

1.Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).

2.Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).

3.Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).

4.Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

5. Современность источника.

6.Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников).

 

 

 

 

35

Текст

1.Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).

2.Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).

3.Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).

4.Однозначность (единое толкование текста различными учащимися).

5.Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально
кратким и не содержать ничего лишнего).

6.Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено).

7. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

 

 

 

 

10

Оформление

1.Использование эффектов (цвета, анимации и звуковых эффектов)
2.Наличие схем, графиков, таблиц.

 

 

 

 

Пояснения: 0-30 баллов – неудовлетворительно

31-60 баллов – удовлетворительно

61-90 баллов - хорошо

91-100-отлично

6.2  Методические рекомендации по написанию и проработке  конспекта

1.     Внимательно прочти текст.

2.     Выдели главную идею и озаглавь текст.

3.     Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.

4.     Запиши названия смысловых частей в форме плана    в левом рабочем поле конспекта.

5.     Прочти текст во второй раз.

6.     Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.

7.     Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.

8.     Визуализируй конспект:

1)    Напиши источник конспектирования (название, автор);

2)    раздели страницу на три части в соотношении. Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта.

3)    главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием;

4)    каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию);

5)    в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст.

критерии оценки конспекта:

п/п

Критерии оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Объём выполненной работы

Оптимален для конспектирования материала

Оптимален для

конспектирования материала

Занижен завышен

Занижен завышен

2

Логическая последовательность и связанность материала

+

Незначительно нарушена

нарушена

Отсутствует

3

Полнота изложения содержания

+

Не выдержана

Не выдержана

Не выдержана

4

Сохранение основной идеи через весь конспект

+

+

нарушено

Отсутствует

5

Использование дополнительной литературы (при постановке подобной задачи)

+

+

Не достаточно

Не используется

6

Оформление

+

+

Наличие отклонений

Наличие отклонений

7

Орфографический режим (как дополнительный критерий)

+

-

Соблюдается слабо

Нарушены.

 

6.3 Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Реферат состоит из нескольких частей:

титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);

оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;

введение;

основная часть, состоящая из глав;

заключение;

список использованной литературы.

Во введении объясняется:

почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых);

какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы... (Клише: “Материалом для написания реферата послужили ...”)

из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе ... В заключении сформулированы основные выводы...”)

Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения)

Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы - это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер.

Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: “Таким образом,.. Можно сделать заключение, что... В итоге можно прийти к выводу... ”)

В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.

Список литературы составляется в алфавитном поряке в конце реферата по определенным правилам.

Описание книг

Автор(ы). Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы.

Арустамов Э.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: 5-е издание переработанное  и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К»,2008г.-32с.

Описание сборников

Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы.

Химия и экология: Справ. шк. - М.: Просвещение, 2012. - 600с.

Описание статей

Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). - Год. - Номер. - Страницы статьи.

Уфимцева К.Е.Экологическое природопользование // - 2012. - N° 1. - С. 5-8.

Этапы (план) работы над рефератом

Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.

Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.

Найти книги и статьи по выбранной теме. (для средних классов - не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы.

Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

Составить план основной части реферата.

Написать черновой вариант каждой главы.

Показать черновик педагогу.

Написать реферат.

Составить сообщение на 5-7 минут, не более.

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии

·        Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. - 20 баллов

·        - актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 30 баллов

·        - соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 20 баллов

·        - круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов

·        - правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. - 15 баллов

·        - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

 

Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

86 – 100 баллов – «отлично»;

70 – 75 баллов – «хорошо»;

51 – 69 баллов – «удовлетворительно;

мене 51 балла – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

6.4 Методические рекомендации по написанию  доклада

1. Основные требования к  докладу


Доклад – это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции.

Существует несколько стилей изложения, например, разговорный стиль, канцелярский и т.п. Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований.

Известный российский специалист по риторике (науке о грамотной речи) М.Н.Пряхин так определяет основные признаки научного текста.

Научный текст – это:
1) сообщение, которое опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;
2) это сообщение о новых, ранее неизвестных явлениях природы, общества;
3) это сообщение, написанное с использованием строгих однозначных терминов;
4) это сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок».

В ходе научного доклада необходимо показать, насколько хорошо автор знаком с фундаментальными трудами по избранной теме, продемонстрировать владение методологией исследования, показать, что результат исследования есть результат широкого обобщения, а не подтасовка случайных фактов.
Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования.

В качестве тезиса могут выступать:
а) новые неизвестные факты;
б) новые объяснения известных фактов;
в) новые оценки известных фактов.

Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования.

Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса. Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:
а) аргументы должны быть истинными утверждениями;
б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;
в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;
г) аргументы, истинные только при определенных условиях нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;
д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.

2. Специфика доклада как устного сообщения.
Поскольку доклад – это устное выступление, он отличается от письменных работ (рефератов, курсовых и дипломных работ). Для этого нужно соблюдать определенные правила.

Во-первых, необходимо четко соблюдать регламент.
Для того чтобы уложиться в отведенное время необходимо:
а) тщательно отобрать факты и примеры, исключить из текста выступления все, не относящееся напрямую к теме;
б) исключить все повторы;
в) весь иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, схемы) должен быть подготовлен заранее;
г) необходимо заранее проговорить вслух текст выступления, зафиксировав время и сделав поправку на волнение, которое неизбежно увеличивает время выступления перед аудиторией.

Во-вторых, доклад должен хорошо восприниматься на слух.
Это предполагает:
а) краткость, т.е. исключение из текста слов и словосочетаний, не несущих смысловой нагрузки;
б) смысловую точность, т.е. отсутствие возможности двоякого толкования тех или иных фраз;
в) отказ от неоправданного использования иностранных слов и сложных грамматических конструкций.
И, наконец, главное: слушателю должна быть понятна логика изложения. С этой целью перед тем, как закончить доклад, желательно очень кратко повторить алгоритм (ход рассуждений), с помощью которого автор пришел к окончательным выводам.

В третьих, необходимо постоянно поддерживать контакт с аудиторией.
Для того, чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией, используются разнообразные ораторские приемы. Основными из них являются следующие:
а) риторические вопросы;
б) паузы;
в) голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение или замедление речи, замедленное и отчетливое произнесение некоторых слов);
г) жестикуляция;
д) прямое требование внимания.
Для активизации внимания можно использовать пословицы, поговорки и даже анекдоты. Однако следует иметь в виду, что при слишком частом употреблении средства акцентирования перестают выполнять свои функции и превращаются в информационно-избыточные элементы, мешающие следить за логикой изложения.

3. Оформление иллюстративного материала.
В качестве иллюстративного материала в экономических науках обычно используют графики, диаграммы, таблицы и схемы. График – это условное обозначение в виде линий, позволяющее показать функциональную взаимосвязь между зависимой и независимой переменной.
График включает в себя заголовок, оси координат, шкалу с масштабами и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей, а также словесные пояснения условных знаков.
Диаграмма – это условное изображение зависимости между несколькими величинами.
Диаграммы делятся на столбиковые, ленточные и секторные. На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Эти прямоугольники располагаются вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольника пропорциональна изображаемым ими величинам.
При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальной – ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.

Таблица – это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.
Таблица состоит из следующих элементов: нумерационный заголовок (т.е слово «Таблица» и ее порядковый номер); тематический заголовок; головка (заголовок и подзаголовок граф); горизонтальные ряды (строки); боковик (заголовки строк); графы колонки; сноска или примечание.
В зависимости от характера материала, приведенного в табличной форме, таблицы делят на цифровые и текстовые.
Схема – это изображение, выполненное с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба.
Основная задача схемы – показать основную идею какого-либо процесса и взаимосвязь его главных элементов. Иногда для простоты схемы изображают в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы называют блок-схемами.

4. Основные критерии оценки доклада.
В качестве основных критериев оценки студенческого доклада могу выступать:
а) соответствие содержания заявленной теме;
б) актуальность, новизна и значимость темы;
в) четкая постановка цели и задач исследования;
г) аргументированность и логичность изложения;
д) научная новизна и достоверность полученных результатов;
е) свободное владение материалом;
ж) состав и количество используемых источников и литературы;
з) культура речи, ораторское мастерство;
и) выдержанность регламента.

 

7.ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ ЗАЧЕТУ

1.  Охарактеризовать  особенности взаимодействия природы и общества.

2.  Сравнить экологические  аспекты воздействия человека  на природу: прямое, косвенное, преднамеренное, непреднамеренное.

3.  Охарактеризовать возможные способы охраны биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности.

4.  Проанализировать экологический  аспект влияния урбанизации на биосферу.

5.  Перечислить и охарактеризовать  проблемы, касающиеся развития НТП  и  его воздействие на природу в современную эпоху.

6.  Рассказать о  методах утилизации отходов.

7.  Описать  перспективы создания природосберегающих производств.

8.  Привести примеры и охарактеризовать   альтернативные  источники энергии и способы получения энергии.

9.   Проанализировать  причины возникновения экологического кризиса и изучить способы борьбы с ним.

10.  Определить  глобальные проблемы человечества, связанные с загрязнением окружающей среды и представляющими  угрозу для жизни на Земле.

11.  Сформировать понятие  природных  ресурсов  и рационального природопользования.

12.  Рассмотреть типы  природных ресурсов и их классификацию.

13.  Рассказать о  проблемах  пищевых ресурсов человечества.

14.  Охарактеризовать   способы сохранения человеческих ресурсов

15.  Дать понятие демографии и демографической проблемы

16.  Привести примеры основных источников загрязнения  окружающей среды  токсичными и радиоактивными отходами.

17.  Выделить  источники  загрязнения биосферы и  определить способы ликвидации этих последствий.

18.  Определить  перспективы «Зеленой революции» и ее глобальные последствия.

19.  Определить функции экологического  мониторинга  и экологического образования

20.  Охарактеризовать  правовые и социальные вопросы природопользования.

21.  Проанализировать систему природоохранного законодательства Российской Федерации.

22. Дать понятие природоохранным конвенциям  и межгосударственным соглашениям

23.  Определить  роль международных организаций в охране природы.

24.  Проанализировать юридическую ответственность в области охраны окружающей среды.

25.  Перечислить и сравнивать международные природоохранные мероприятия и организации,  дать оценку  участие в них России.

26.  Перечислить и проанализировать  новые подходы к природоохранной деятельности.

27.  Дать оценку правовой и юридической ответственности предприятий за загрязнения природной среды

Критерии оценивания заданий

«Зачёт»- за твёрдые и достаточно полные знания программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные дополнительные  вопросы; посещение учебных занятий.

«Незачёт»- за неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы; несистемное посещение занятий.

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

1. Арустамов Э.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: 5-е издание переработанное  и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К»,2012г.

2. Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2012г.

3. Козачек А.В.  Экологические основы природопользования.- М.: Феникс,2012г.

4. Константинов В.М.  Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2012г.

5.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, учебник для колледжей и средне- специальных учебных  заведений, 5-е издание переработанное, Ростов на Дону: «Феникс»,2012г.

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и молодежной политики

Министерство образования и молодежной политики

Составитель: Ракчеева Н.А.

Составитель: Ракчеева Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 4 1

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 4 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающимися независимо от форм обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающимися независимо от форм обучения

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Учебное пособие по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Учебное пособие по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определя ются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определя ются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования»

Практическое занятие

Практическое занятие

Создание мини-проектов по страницам

Создание мини-проектов по страницам

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

Наименование и номер разделаНаименование темыТематика самостоятельной работыКол-во часовВиды самостоятельной работыИнформационное обеспечениеФорма контроля

Наименование и номер разделаНаименование темыТематика самостоятельной работыКол-во часовВиды самостоятельной работыИнформационное обеспечениеФорма контроля

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И РЕКОМЕНДАЦИЙ

В связи с чем происходит видоизменение процесса эволюции? 3

В связи с чем происходит видоизменение процесса эволюции? 3

Дать экологическую классификацию природных ресурсов по принципу исчерпаемости и возобновимости; 3

Дать экологическую классификацию природных ресурсов по принципу исчерпаемости и возобновимости; 3

Перечислить основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ; 3

Перечислить основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ; 3

Ответ обоснуйте. 3. Перечислите основные региональные организации, которые причастны к вопросам природопользования

Ответ обоснуйте. 3. Перечислите основные региональные организации, которые причастны к вопросам природопользования

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду 2

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду 2

А) охраны окружающей среды Б) прикладной математики

А) охраны окружающей среды Б) прикладной математики

Воздушная оболочка Земли, осуществляющая защитные функции — это:

Воздушная оболочка Земли, осуществляющая защитные функции — это:

К возобновимым природным ресурсам относятся:

К возобновимым природным ресурсам относятся:

Что изучает аутэкология? А) популяции

Что изучает аутэкология? А) популяции

Д) атмосфера 19. Территория сосредоточения жилых домов, административных зданий называется:

Д) атмосфера 19. Территория сосредоточения жилых домов, административных зданий называется:

В) промышленной зоной Г) лесопарковой зоной

В) промышленной зоной Г) лесопарковой зоной

Г)природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству;

Г)природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству;

Почему при подкислении среды водоемов фосфаты, стимулирующие бурное развитие фитопланктона, становятся менее доступными?

Почему при подкислении среды водоемов фосфаты, стимулирующие бурное развитие фитопланктона, становятся менее доступными?

Вопросы: 1. Развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения этих благ будущих поколений

Вопросы: 1. Развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения этих благ будущих поколений

Хорошо продуманный, наилучший подход к решению той или иной проблемы

Хорошо продуманный, наилучший подход к решению той или иной проблемы

А) увеличивается Б) остаётся прежним

А) увеличивается Б) остаётся прежним

Д) соединения кадмия 7. Какой из источников загрязнения вод приносит наибольший вред?

Д) соединения кадмия 7. Какой из источников загрязнения вод приносит наибольший вред?

Г) деградацией Д) демеркуризацией 11

Г) деградацией Д) демеркуризацией 11

Изучением экологических проблем

Изучением экологических проблем

В) кобальта Г) ртути Д) никеля 18

В) кобальта Г) ртути Д) никеля 18

Нестандартные задания по теме «Загрязнение окружающей среды» 2

Нестандартные задания по теме «Загрязнение окружающей среды» 2

Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере? 9*

Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере? 9*

Загрязнение литосферы

Загрязнение литосферы

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду 1

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду 1

Содержание этапов проекта

Содержание этапов проекта

Дизайн -эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста

Дизайн -эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: - с текстом; - с таблицами; - с диаграммами

Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: - с текстом; - с таблицами; - с диаграммами

Содержание 1.Содержание раскрывает цель и задачи исследования

Содержание 1.Содержание раскрывает цель и задачи исследования

Текст 1.Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе)

Текст 1.Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе)

Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта

Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта

Орфографический режим (как дополнительный критерий) + -

Орфографический режим (как дополнительный критерий) + -

Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения)

Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения)

Найти книги и статьи по выбранной теме

Найти книги и статьи по выбранной теме

Соблюдение требований к оформлению

Соблюдение требований к оформлению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017