Методических рекомендаций для педагогов на тему «Организация доступной среды для детей с нарушениями зрительного и слухового восприятия».
Оценка 4.8

Методических рекомендаций для педагогов на тему «Организация доступной среды для детей с нарушениями зрительного и слухового восприятия».

Оценка 4.8
docx
20.01.2022
Методических рекомендаций для педагогов на тему «Организация доступной среды для детей с нарушениями зрительного и слухового восприятия».
метод раз.docx

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

 

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

 

 

Методических рекомендаций для педагогов на тему «Организация доступной среды для детей с нарушениями зрительного и слухового восприятия».

 

 

Сказки и рассказы о пользе физкультуры и спорта (для детей и их родителей)  Гимнастика и Разминка - PDF Скачать Бесплатно

сайт воспитателя МКДОУ "Родничок" Бурдейной Натальи

 

       Воспитатель Катенева С.В.

 

 

пос. Совхозный

Славянский район

Разработка методических рекомендаций для педагогов на тему «Организация доступной среды для детей с нарушениями зрительного и слухового восприятия».

Характерные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть учтены педагогами при отборе содержания развивающей предметно-пространственной среды групп и функциональных помещений дошкольной образовательной организации.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья:

1) отражение требований построения развивающей предметно-пространственной среды, определенных ФГОС ДО с учетом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) среда группы должна отражать содержание тематики недель в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом возможностей детей в освоении данного содержания;

3) учет принципов гендерного подхода;

4) обеспечение индивидуального пространства ребенка, учет его субъектной позиции при построении развивающей среды (содержание уголков познавательной направленности должно быть выстроено с учетом зоны ближайшего развития ребенка, уголок физического саморазвития должен включать то оборудование, которое ребенок может в силу своих отклонений использовать);

6) среда группы отражает содержание совместных проектов взрослых и детей (социальные проекты, экологические проекты, природоохранные акции…;

7) развивающая предметно-пространственная среда групп детей с ОВЗ должна быть выстроена в соответствии с содержанием адаптированной основной образовательной программы ДОУ, с учетом особенностей развития детей с нарушениями в развитии, клинико-психологических особенностей и с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка с ОВЗ.

Учет субъектной позиции ребенка с ОВЗ при построении развивающей предметно-пространственной среды проявляется: – в мотивации ребенка к деятельности (активность ребенка в среде для освоения содержания адаптированной образовательной программы); – избирательном отношении к разным видам деятельности (игра, двигательная деятельность, продуктивные виды деятельности в зависимости от возможностей ребенка с ограничениями в здоровье;

– инициативности и желании заниматься тем или иным видом деятельности (строительные игры, лего-конструкторы, организация поисковой и исследовательской деятельности, общение со сверстниками и взрослыми);

– самостоятельности выбора и осуществлении деятельности, в творческих проявлениях способов действий и создании продуктов деятельности (постройка корабля, создание игрового макета, изготовление книжек-малышек для сверстников другой группы).

Характерные особенности детей с нарушениями зрения:

 – ребенок тревожен, часто испытывает страхи, зависим от близких взрослых, чрезмерно к ним привязан, постоянен в своих привычках и интересах;

– эмоциональные переживания самого ребенка недостаточно отражаются в его мимике, что затрудняет считывание их другими людьми, осложняя взаимодействие с ним;

– дети часто обнаруживают большую чувствительность к эмоциональным модуляциям речи другого;

– при ориентации в пространстве, особенно в незнакомой остановке, ребенок может испытывать трудности, что также вызывает у него эмоциональную напряженность;

– ребенку присущ ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире.

Характерные особенности детей с нарушениями слуха: повышенный уровень беспокойства, неуверенность в собственных силах, бедность представлений об окружающем мире, его звуках, обедненная речь, низкий эмоциональный уровень, неумение проявлять радость, познавательную активность; ребенок напряжен в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослым.

 

Развивающая среда для детей с нарушениями зрения важно учесть: размер демонстрационного и раздаточного материала в зависимости от остроты зрения; преобладание пособий в цветовой гамме красного, оранжевого, зеленого цветов, размер предметов достаточно крупный, наличие подставок для рассматривания книг, картин и иллюстраций, иллюстрации, карточки, картинки в черной окантовкой; схемы, алгоритмы действий, модели, схемы для рассказывания стихов и других литературных произведений.

 

Развивающая среда для детей с нарушениями слуха должна включать знакомые для детей игрушки, картинки, а также новый материал, который используется учителем дефектологом на коррекционных занятиях; целесообразно использовать таблички для изучения пространственных понятий, которые весьма сложно объяснить слабослышащему ребенку;

 в ходе коррекционно-образовательного процесса целесообразно использовать схемы составления описательных рассказов, схемы предложений, схемы последовательности действий, модели для изучения тем недели в соответствии со стандартом дошкольного образования (например, модель домашнего животного, перелетной птицы и т. п.).

Таким образом, выстроенная и реализованная модель развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является условием реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивает освоение детьми адаптированной образовательной программы ДОУ, достаточный уровень социализации выпускников ДОУ, их конкурентоспособность и успешность в школьном обучении. Основаниями построения развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья являются: нормативные документы в сфере дошкольного образования, клинико-психологические особенности детей, принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования при построении среды, особенности отбора содержания развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, учет субъектной позиции ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 


 

Министерство труда и социального развития

Министерство труда и социального развития

Разработка методических рекомендаций для педагогов на тему «Организация доступной среды для детей с нарушениями зрительного и слухового восприятия»

Разработка методических рекомендаций для педагогов на тему «Организация доступной среды для детей с нарушениями зрительного и слухового восприятия»

Учет субъектной позиции ребенка с

Учет субъектной позиции ребенка с

Развивающая среда для детей с нарушениями зрения важно учесть: размер демонстрационного и раздаточного материала в зависимости от остроты зрения; преобладание пособий в цветовой гамме красного,…

Развивающая среда для детей с нарушениями зрения важно учесть: размер демонстрационного и раздаточного материала в зависимости от остроты зрения; преобладание пособий в цветовой гамме красного,…

в сфере дошкольного образования, клинико-психологические особенности детей, принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования при построении среды, особенности отбора содержания развивающей среды для детей с…

в сфере дошкольного образования, клинико-психологические особенности детей, принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования при построении среды, особенности отбора содержания развивающей среды для детей с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2022