Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Методических рекомендаций для педагогов на тему «Организация доступной среды для детей с нарушениями зрительного и слухового восприятия».
Воспитатель Катенева С.В.
пос. Совхозный
Славянский район
Разработка методических рекомендаций для педагогов на тему «Организация доступной среды для детей с нарушениями зрительного и слухового восприятия».
Характерные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть учтены педагогами при отборе содержания развивающей предметно-пространственной среды групп и функциональных помещений дошкольной образовательной организации.
Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья:
1) отражение требований построения развивающей предметно-пространственной среды, определенных ФГОС ДО с учетом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) среда группы должна отражать содержание тематики недель в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом возможностей детей в освоении данного содержания;
3) учет принципов гендерного подхода;
4) обеспечение индивидуального пространства ребенка, учет его субъектной позиции при построении развивающей среды (содержание уголков познавательной направленности должно быть выстроено с учетом зоны ближайшего развития ребенка, уголок физического саморазвития должен включать то оборудование, которое ребенок может в силу своих отклонений использовать);
6) среда группы отражает содержание совместных проектов взрослых и детей (социальные проекты, экологические проекты, природоохранные акции…;
7) развивающая предметно-пространственная среда групп детей с ОВЗ должна быть выстроена в соответствии с содержанием адаптированной основной образовательной программы ДОУ, с учетом особенностей развития детей с нарушениями в развитии, клинико-психологических особенностей и с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка с ОВЗ.
Учет субъектной позиции ребенка с ОВЗ при построении развивающей предметно-пространственной среды проявляется: – в мотивации ребенка к деятельности (активность ребенка в среде для освоения содержания адаптированной образовательной программы); – избирательном отношении к разным видам деятельности (игра, двигательная деятельность, продуктивные виды деятельности в зависимости от возможностей ребенка с ограничениями в здоровье;
– инициативности и желании заниматься тем или иным видом деятельности (строительные игры, лего-конструкторы, организация поисковой и исследовательской деятельности, общение со сверстниками и взрослыми);
– самостоятельности выбора и осуществлении деятельности, в творческих проявлениях способов действий и создании продуктов деятельности (постройка корабля, создание игрового макета, изготовление книжек-малышек для сверстников другой группы).
Характерные особенности детей с нарушениями зрения:
– ребенок тревожен, часто испытывает страхи, зависим от близких взрослых, чрезмерно к ним привязан, постоянен в своих привычках и интересах;
– эмоциональные переживания самого ребенка недостаточно отражаются в его мимике, что затрудняет считывание их другими людьми, осложняя взаимодействие с ним;
– дети часто обнаруживают большую чувствительность к эмоциональным модуляциям речи другого;
– при ориентации в пространстве, особенно в незнакомой остановке, ребенок может испытывать трудности, что также вызывает у него эмоциональную напряженность;
– ребенку присущ ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире.
Характерные особенности детей с нарушениями слуха: повышенный уровень беспокойства, неуверенность в собственных силах, бедность представлений об окружающем мире, его звуках, обедненная речь, низкий эмоциональный уровень, неумение проявлять радость, познавательную активность; ребенок напряжен в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослым.
Развивающая среда для детей с нарушениями зрения важно учесть: размер демонстрационного и раздаточного материала в зависимости от остроты зрения; преобладание пособий в цветовой гамме красного, оранжевого, зеленого цветов, размер предметов достаточно крупный, наличие подставок для рассматривания книг, картин и иллюстраций, иллюстрации, карточки, картинки в черной окантовкой; схемы, алгоритмы действий, модели, схемы для рассказывания стихов и других литературных произведений.
Развивающая среда для детей с нарушениями слуха должна включать знакомые для детей игрушки, картинки, а также новый материал, который используется учителем дефектологом на коррекционных занятиях; целесообразно использовать таблички для изучения пространственных понятий, которые весьма сложно объяснить слабослышащему ребенку;
в ходе коррекционно-образовательного процесса целесообразно использовать схемы составления описательных рассказов, схемы предложений, схемы последовательности действий, модели для изучения тем недели в соответствии со стандартом дошкольного образования (например, модель домашнего животного, перелетной птицы и т. п.).
Таким образом, выстроенная и реализованная модель развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является условием реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивает освоение детьми адаптированной образовательной программы ДОУ, достаточный уровень социализации выпускников ДОУ, их конкурентоспособность и успешность в школьном обучении. Основаниями построения развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья являются: нормативные документы в сфере дошкольного образования, клинико-психологические особенности детей, принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования при построении среды, особенности отбора содержания развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, учет субъектной позиции ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.